Первичная обработка овощей 5 класс технология

Обновлено: 18.09.2024

Занятие соответствует программному материалу и учебному методическому обеспечению (Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса 2008 г.) и является вторым в данной теме. Максимально учитываются возрастные особенности ребенка. Развитие интереса к работе осуществляется стимуляцией самостоятельной практической деятельности, в том числе при помощи компьютерных возможностей и Интернет-ресурсов. Контроль и закрепление пройденного материала осуществляется путем компьютерного тестера (индивидуальная работа учащихся). Практическая работа проводится группами по 4-5 человек. В этом случае коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной. В зависимости от способностей детей и материального обеспечения учебного процесса можно провести, первый урок интегрировано с учителем информатики. Занятие можно проводить в неделимых классах.

Занятие: Первичная обработка овощей. Приготовление салатов из сырых овощей (2 урока)

  • ознакомить с приемами первичной обработки овощей и оформлением готовых блюд;
  • развивать координацию движения рук;
  • развивать исполнительские умения и творческие способности.
  • сформировать навыки по определению доброкачественности овощей;
  • выработать умение правильной нарезки овощей;
  • научить готовить блюда из сырых овощей;
  • учить экономному расходу продуктов.
  • воспитывать эстетический вкус и внимательность;
  • прививать навыки культуры труда и аккуратности;
  • прививать уважительное отношение к труду.
  • кабинет информатики (урок №1);
  • мультимедийная установка в кабинете обслуживающего труда (урок №2).
  • инструкции по технике безопасности в кабинете ИКТ и кулинарии;
  • журнал по технике безопасности; , презентация №2 на диске;
  • видеоматериалы “Нарезка овощей”;
  • инструкционная карта “Знакомство с сайтами”;
  • инструкционная карта “Приготовление салата”;
  • посуда и инструменты для практической работы;
  • продукты для выполнения практического задания (приносят учащиеся).
  • Microsoft Power Point,
  • Microsoft Word;
  • Тестер Knowing.
  • информационные технологии;
  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • метод контрольных вопросов;
  • познавательные;
  • мозгового штурма.
  • практический метод;
  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;

II. Повторение пройденного материала (слайд №6-7)

Проверка домашнего задания (слайд №6).

Учащиеся подготовили дома эскиз, согласно вопросам:

1. Как правильно расставить посуду и приборы на столе?

2. На каком расстояние от края стола?

3. Какой длины должна быть скатерть?

  • “Блиц-опрос” (слайд №7).
  • Выполняется фронтальный опрос.
  • последовательность первичной обработки овощей (слайд №8);
  • способы нарезки овощей (слайд №9);
  • оборудование и приспособление для нарезки (слайд №10-11);
  • форма нарезки овощей (слайд №12-13);
  • ознакомление с видеоматериалами “Нарезка и оформление блюд из овощей” (слайд №14);
  • вводный инструктаж “Работа с компьютером”;
  • знакомство с Интернет - сайтами “Блюда из овощей” (слайд №15), (приложение №1).

Учащиеся работают в Интернет – сайтах, согласно гиперссылке на слайде.

VI. Закрепление знаний нового материала

Выполнение теста с использованием компьютера (слайд №15).

Учащиеся выполняют работу в тестере “Knowing”. Оценивание происходит по 5-балльной системе.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Подготовка к практическая работе (презентация №2), (слайд №1-8)

Вводный инструктаж:

- знакомство с технологической последовательностью приготовления салатов (слайд №3-4);

- украшение блюд из овощей (слайд № 5-6);

- задачи практической работы (самостоятельное выполнение, с использование ИТК), (приложение №2);

- предупреждение о затруднениях;

- санитарно-гигиенические требования (слайд №7);

- инструктаж по Т/Б (слайд №8).

Самостоятельная работа учащихся по группам (бригадный метод);

Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения самостоятельной работы - формированию новых умений):

- проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организованности рабочих мест;

- соблюдение техники безопасности;

- правильность использования ИТК;

- инструктирование по выполнению задания;

Заключительный инструктаж:

- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся

- самооценка готовых блюд или работ

- разбор типичных ошибок учащихся.

IX. Рефлексия (слайд №9)

- Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему я научилась? Где мне пригодится это?

X. Подведение итогов занятия

обобщение достижения цели занятия (приложение № 1) (слайд №10);

- Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень интересно было общаться с вами.

Сортировка овощей – это удаления загнивших, сильно побитых экземпляров (в основном корнеплоды) и посторонних предметов, кроме того, при этом овощи рассортировываются исходя из размеров и качества. Сортировка необходима для равномерной тепловой обработки и удобства нарезки.

Мойка овощей проводится проточной водой с целью удаления с их поверхности остатков земли, песка, удобрений и ядохимикатов.

Очистка – удаление частей с низкой питательной ценностью.

Нарезка – способствует более равномерной тепловой обработки овощей, придает блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус.

Соланин – ядовитое вещество, которое образуется при хранении картофеля на свету.

Карвинг – искусство художественной резки овощей и фруктов.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

2. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.

3. Технология: учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко – М: Вентана-Графф, 2003.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В пищу используют не только сырые овощи, но и варёные, жареные, тушёные и запечённые. На предприятиях общественного питания и в домашних условиях часто используют овощные полуфабрикаты. Овощные полуфабрикаты — это продукты, прошедшие механическую кулинарную обработку (сортировку, мойку, очистку, нарезку) и подготовленные для последующей тепловой обработки (варки, тушения, жарки) или охлаждения.

В процессе механической кулинарной обработки овощи перебирают (удаляют подгнившие и несъедобные части), сортируют по размерам, моют, чистят (очищают от кожуры), промывают и измельчают (нарезают, шинкуют и т. д.).

При ручной обработке овощей используют специальные инструменты и приспособления: кухонный и желобковый ножи, нож для очистки овощей, тёрку, дуршлаг.

Инструменты и приспособления для ручной механической кулинарной обработки овощей: а — кухонный нож; б — желобковый нож; в — нож для очистки овощей; г — дуршлаг;



Существуют два основных вида нарезки овощей: простая и фигурная. Простая нарезка представлена такими формами, как кубики, кружочки, брусочки, соломка, ломтики, кольца и др.


ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВО. На предприятиях механическая кулинарная обработка овощей производится в специальном овощном цехе. Для мытья, очистки и нарезки овощей выделяются специальные места. Организуются автоматические линии по обработке картофеля и корнеплодов, различных овощей и зелени.

В состав оборудования по обработке зелени входят: загрузчик на линию ящиков с зеленью, сепаратор для отделения инородных включений, попавших в момент сбора зелени, мойка зелени, сушка (центрифуга), сушильный туннель, охладитель для зелени, увеличивающий срок хранения продукта, устройство для нарезки зелени, система, обеспечивающая непрерывное перемещение зелени от объекта к объекту.

Очистка овощей и фруктов от кожуры в процессе переработки — одна из основных операций технологического процесса. В производственных масштабах очистить сотни килограммов, а иногда и тонн продуктов вручную нереально. Для автоматизации данного процесса используется оборудование для чистки овощей. Такое оборудование имеет различную конструкцию и принцип действия.

Очищенные овощи нарезают на овощерезках или вручную.

В овощных цехах работают повара, уборщики, специалисты по обслуживанию

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля


Задание 1. Подбери соответствие цифры - букве.

Ответ: 1-В, 2-Г,3-Д, 4-Е,5-Б, 6-А

Задание 2. Отметь верные утверждения цифрой - 1, неверные цифрой - 0, чтобы увидеть этапы первичной обработки овощей.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Рациональное питание людей невозможно без овощей и плодов. Рациональное питание людей невозможно без овощей и плодов.

Из истории овощей Родиной огурца считают Индию, где до сих пор встречается один из его диких видов Морковь - древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже 4 тысячи лет Родиной петрушки считается Испания и Средиземноморье, где она растет в диком виде Родиной капусты является Средиземноморье. Родиной картофеля – Центральная и Южная Америка и ее завез в Россию Петр l из Голландии. Родиной томата – Южная и Центральная Америка. Горох был широко распространен в Древней Индии и в Древнем Китае, где являлся символом плодородия и богатства

Лук. Луковичные культуры – двулетние, многолетние травянистые растения. Лук содержит эфирные масла, сахар, витамины, калий, фосфор, кальций, железо и т.д. Существует много видов лука: лук-батун, лук-порей, многоярусный лук. Самый распространенный вид лука – репчатый. Это ценнейшая овощная культура. Он хорошо сохраняется всю зиму, не высыхает и не портится благодаря золотистой кожице.

Капуста. Капусту начали возделывать с 3-го тысячелетия до н.э. Ее, как и лук, наши предки считали лечебной. Ею лечили свежие раны, нарывы. Капуста отличается высокими пищевыми качествами, очень богата витаминами, минеральными солями. Витамина С в ней даже больше, чем в лимонах. Есть в капусте каротин, витамины группы В. Родина капусты – берега Средиземного моря.

Морковь. 4 тысячи лет морковь употребляют в пищу. Родина моркови – средиземноморье. Она очень полезна, так как содержащийся в ней каротин в организме человека, превращается в витамин А – витамин роста. Морковный сок назначают как лечебное питание при различных заболеваниях. Морковь жарят, варят, тушат, пассируют, но особенно полезна она в сыром виде.

Тест Первичная обработка овощей 1.Сначала овощи . по размеру 2. Далее овощи . 3. Морковь, картофель . 4. В картофеле . глазки 5. При обработке капусты . верхние грязные листья 6. А затем овощи . Ответы: вырезают нарезают сортируют очищают удаляют моют

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по технологии "Овощи в питании. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из сырых овощей" 5 класс

Тема урока: Овощи в питании. Первичная обработка овощей.

Приготовление блюд из сырых овощей.

Цель урока : Познакомить учащихся с ролью овощей в питании человека, с классификацией овощей; сформировать навыки по определению овощей; первичной обработке и приготовлению блюд из свежих овощей; воспитывать аккуратность и опрятность при работе.

Вид урока : теоретический

1. Организация урока

Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Повторение пройденного материала.

Что понимают под культурой питания?

Какие витамины вы знаете?

Что такое углеводы?

Какие основные требования санитарии надо соблюдать при хранении продуктов и приготовлении пищи?

Где и как хранят продукты и готовые блюда?

Чем надо пользоваться, снимая горячую посуду с плиты?

Как правильно надо передавать нож?

Что необходимо иметь на кухне?

III . Изучение нового материала.

- Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов. Люди научились ценить овощи и плоды в глубокой древ­ности. С развитием научных основ кулинарии стало известно их огромное значение для организма человека, поскольку только они являются носителями большого количества витаминов, минераль­ных солей, фитонцидов, растительного белка, клетчатки.

Овощи широко используются в кулинарии.

Затем учитель знакомит с овощами, наиболее часто употребляемыми для приготовления пищи.

Картофель. Картофель - многолетнее травянистое растение. В его клубнях содержится крахмал, белки, сахара и др. вещества. Родиной картофеля является Центральная и Южная Америка, где его употребляют в пищу уже около 14 тыс. лет. В Европу карто­фель был завезен в середине XVI в., но европейцы не сразу поняли, как его употреблять. Пытались есть клубни картофеля в сыром ви­де, его плоды - зеленые ягоды.

В России первое время картофель считался диковинкой. Его подавали как редкое лакомое блюдо и посыпали не солью, а саха­ром. Лишь во второй половине XVIII в. его начали сажать на кре­стьянских огородах. А полевой культурой он стал только в середи­не XIX века. В настоящее время картофель возделывается повсеместно. Существует более 100 его сортов.

Способы приготовления картофеля самые разнообразные. Его варят, жарят, тушат, запекают. Используется картофель и для приготовления полуфабрикатов.

Лук. Луковичные культуры - двулетние и многолетние тра­вянистые растения. Лук содержит эфирные масла, сахар, витамины, калий, фосфор, кальций, железо и т. д. Это один из самых полезных овощей. Но лук не только вкусен и полезен. Еще в глубокой древ­ности (как культурное растение он известен с 4-го тысячелетия до н. э.) люди поняли, что лук еще и целебен. Древние славяне приме­няли его как лекарство при многих болезнях. Сейчас доказано, что от летучих веществ - фитонцидов, в большом количестве выделяе­мых луком, гибнут болезнетворные бактерии.

Существует много видов лука: лук-слизун, лук-батун, шнип лук, лук-порей, многоярусный лук. Самый же распространенный вид лука - репчатый. Это ценнейшая овощная культура. Он хороню сохраняется всю зиму, не высыхает и не портится благодаря золотистой кожице, покрывающей луковицу. Поэтому мы имеем возможность использовать его в свежем виде круглый год. Кроме то­го, его употребляют в пищу в вареном, жареном, тушеном, марино­ванном виде.

Морковь варят, жарят, тушат, пассируют, но особенно полез­на она в сыром виде.

Капуста. Капусту начали возделывать с 3-го тысячелетия до н. э. Ее, как и лук, наши дальние-дальние предки считали лечебным средством. Капустой рекомендовали лечить свежие раны, нарывы.

Родина капусты - берега Средиземного моря.

Капуста отличается высокими пищевыми качествами, очень богата витаминами, минеральными солями. Витамина С в ней не меньше, чем в лимонах, а в цветной - даже в два раза больше. Есть в капусте каротин, витамины В, и В 2 . Существует более 100 видов капусты: кочанная (белокочанная и краснокочанная), цветная, брюссельская, кольраби, листовая и др. На Руси с давних пор лю­бят белокочанную капусту. В пищу капуста идет в сыром, жаре­ном, тушеном виде. Ее заготавливают впрок: квасят, консервируют, маринуют.

Томат. Томат - южное растение, его родина - Южная Аме­рика. Мореходы, которые привезли его в Европу, не знали, что это овощ. Европейцы сажали растение в саду для красоты. Возделы­вать томат на территории нашей страны стали в XVIII веке.

В плодах томата содержатся сахара, витамины, минеральные вещества.

Томаты находят широкое применение в рациональном и ле­чебном питании: в свежем виде, консервированные, соленые, ма­ринованные. Из них делают икру, пасту.

Овощи содержат большое количество воды, поэтому боль­шинство из них в свежем виде плохо сохраняется. Лучше всего со­храняются корнеплоды и клубнеплоды, а также репчатый лук. Лис­товые овощи сохраняются плохо: в сухом помещении они высыхают, сморщиваются, а во влажном - загнивают. Поэтому лю­бые овощи нужно хранить в темном, прохладном и не слишком


Петрушка, укроп, сельдерей, лук.


Я хочу и даже не о скромных цветах васильков и ромашек, а всего-навсего о тех рас­тениях, которые мы кладем в суп, в жаркое, в салаты - о петрушке, сельдерее и укропе.

В древнем мире, тысячелетия назад, из них плели венки и де­лали букеты.

В Египте, а затем в Греции венки из листьев петрушки надевали на голову в знак печали.

Петрушка считалась символом горя. И даже когда головы пирующих украшали венки из прекраснейших цветов, даже тогда в эти венки вплетали зеленые веточки петрушки, чтобы напомнить пирующим о том, что веселье не вечно.

Сельдерей, напротив, считали растением веселым, празднич­ным. Его листьями древние греки украшали свои жилища в дни празднеств. Победителям на состязаниях иногда венчали головы

Учащиеся, пользуясь учебником, , с. 159, знакомятся с правилами со­хранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей.

Правила хранения продуктов для сохранения витаминов.

1. Овощи хранят без света и при температуре +1. 3'С, квашеную капусту — под слоем рассола.

2. Мыть овощи можно не более 10. 15 мин, иначе витамины перейдут в воду. Если квашеную капусту надо промыть, то сначала отжимают из нее рассол, потом промывают и смешивают с рассолом. В рассоле содержится до 40% общего количества витаминов.

3. Медь и железо разрушают витамин С, поэтому нельзя использовать посуду и инвентарь из этих металлов.

4. Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду, потеря витамина С минимальная. Если овощи предназначены для салатов и винегретов – их варят в кожуре.

5. Отвары от овощей не выливают, а используют в качестве добавок при варке супов, соусов, так как в них переходит большое количество витаминов.

6. Следует строго соблюдать время варки продуктов.

После знакомства с правилами учащиеся выполняют практическую работу.

2. Опытно-экспериментальная работа.
Учащиеся исследуют предложенные овощи, заполняют в тетради таблицу, записывают вывод о пригодности овощей.

3. Выполнение практической работы № 1 на с. 160 в
учебнике.

V . Изучение нового материала (продолжение).

- Первичная обработка заключается в следующем: сортиров­ка, мойка, очистка, нарезка. Сначала овощи сортируют по размеру (в основном корнеплоды, для равномерной тепловой обработки), удаляют посторонние примеси, загнившие или испорченные ово­щи. Зелень петрушки и укропа отделяют от стеблей.

После сортировки овощи моют, затем чистят. При очистке картофеля следует учитывать, что витамин С находится близко к поверхности, поэтому снимать нужно тонкий слой кожуры.

Очищенные овощи промывают, а затем нарезают.

Важно! При первичной обработке очищенной картофель, ос­тавленный без воды, быстро темнеет, поэтому при очистке карто­фель кладут в посуду с водой.

Нарезают овощи различными способами (учебник, рис. 153 на с. 162 или раздаточный материал) в зависимости от того, какое блюдо готовится.

Соломкой нарезают картофель для жарки во фритюре. Мор­ковь, петрушку, сельдерей, свеклу, репчатый лук - для щей, бор­щей, рассольников, супов из овощей).

Брусочками нарезают картофель для жарки, супов, борщей; морковь, петрушку, сельдерей - для бульона с овощами.

Кубики крупные - для картофеля в молоке; средние - для супов; мелкие - для гарнира, холодных блюд.

Ломтиками нарезают картофель, морковь, свеклу в щи, са­латы, винегрет.

Кружочки - картофель толщиной 1-2 см для жарки во фри­тюре и основным способом, морковь нарезают толщиной 0,1 см в супы и на гарнир. Кружочками толщиной 0,1-0,2 см нарезают лук для шашлыка, жарки, маринадов.

Лук нарезают мелкими кубиками в суп харчо, крупные - в супы, щи.

Капусту нарезают шашками (2x2 см) для щей, борщей, так­же применяется рубка- измельченная соломка для фаршей.

Главное при обработке овощей - сохранить цвет и содержа­ние в них витаминов.

При обработке овощей следует пользоваться ножом из не­ржавеющей стали, так как витамин С от соприкосновения с желе­зом разрушается.

Чем свежее овощи, тем больше в них содержится витамина С.

Овощи следует очищать и нарезать непосредственно перед варкой или употреблением.

При длительном хранении в воде овощи теряют витамины, так при длительном хранении в воде картофель теряет часть крах­мала и витамин С.

Необходимо помнить: в салате овощи должны быть одинако­во нарезанными.

Салат - это холодное блюдо, состоящее из одного или не­скольких видов овощей, а также в сочетании с мясом, рыбой, яйца­ми и так далее.

Салаты готовят из свежих, вареных, квашеных и маринован­ных овощей и фруктов. Для заправки салатов используют майонез, сметану, растительное масло, уксус, острые соусы.

Последовательность приготовления салата примерно такая: перед приготовлением выбранного салата надо изучить набор про­дуктов, входящих в его рецептуру. Если в состав входят вареные продукты, то их надо подготовить заранее, чтобы они успели ос­тыть.

Затем обрабатывают сырые продукты - моют, чистят, наре­зают. Часть продуктов подготавливают для оформления салата. Нарезанные продукты кладут в большую миску, перемешивают и заправляют.

Заправленный салат укладывают горкой в салатник и оформ­ляют подготовленными продуктами.

При приготовлении салата необходимо помнить следующие правила:

1. Салат из свежих овощей готовят непосредственно перед подачей.

Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них первичную и тепловую.

Для салатов из сырых овощей, овощи и зелень моют сна­чала сырой водой, а затем кипяченой.

Нельзя соединять теплые и холодные овощи - салат быст­ро испортится.

Овощи для салатов можно приготовить заранее (за 1-2 ча­са до подачи на стол).

Заправлять и оформлять салаты надо прямо перед подачей на стол.

Нельзя приготавливать и хранить салаты в металлической посуде.

Срок хранения в холодильнике незаправленных салатов не более 12 часов, заправленных - 6 часов.

VI . Закрепление изученного материала.

В чем заключается первичная обработка овощей?

Почему при обработке овощей нельзя пользоваться ножом из железа?

Почему нельзя соединять в салате теплые и холодные про­дукты?

В какой последовательности готовят салат?

Задания по карточкам.

6. Попробуем разгадать кроссворд, и узнать, какие овощи входят в классический винегрет.


формирование знаний о первичной обработке овощей и нарезки овощей.

Задачи:

Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о первичной обработке овощей, нарезке овощей.

Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Развивать умение быть собранным, способность мобилизации знаний для достижения результата.

Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе; ответственность за общий результат; корректность при обсуждении вопросов

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности, мотивация.

– Добрый день! Садитесь.

Вчера весь вечер мой сын

Предлагаю Вам разделиться на 2 команды, чтобы удобнее было работать на уроке.

презентация по технологии Первичная обработка овощей

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Предлагает уч-ся решить проблемную ситуацию Как вы думаете почему у Кроша и Ёжика заболели животы и что ещё необходимо делать, чтобы животы не болели? Давайте разберёмся в этом вместе. Как выдумаете о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке. Для чего нам это необходимо знать?

Подвести учащихся к осознанию целей и задач.

(В мультфильме Крош и Ёжик кушали грязными руками грязные продукты).

Мультфильм к уроку не прилагается –не могла скачать с диска.

3. Актуализация знаний.

Предлагаю ответить на вопросы:

- Скажите, что вы дома кушаете полезного?

Ответы детей: фрукты, овощи. (Презентация слайд 2)

- Овощи и фрукты приносят вам только полезные свойства или могут навредить?

Ответы: мнения разделились.

Давайте попробуем с вами разобраться: что приносят овощи пользу или вред.

Одна команда называет полезные свойства, вторая команда вред, который могут нанести овощи и фрукты.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Скажите, зачем овощи необходимо мыть, перебирать, чистить?

Весь материал - в архиве.


-80%

Читайте также: