Первичная обработка овощей 5 класс технология
Обновлено: 18.09.2024
Занятие соответствует программному материалу и учебному методическому обеспечению (Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса 2008 г.) и является вторым в данной теме. Максимально учитываются возрастные особенности ребенка. Развитие интереса к работе осуществляется стимуляцией самостоятельной практической деятельности, в том числе при помощи компьютерных возможностей и Интернет-ресурсов. Контроль и закрепление пройденного материала осуществляется путем компьютерного тестера (индивидуальная работа учащихся). Практическая работа проводится группами по 4-5 человек. В этом случае коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной. В зависимости от способностей детей и материального обеспечения учебного процесса можно провести, первый урок интегрировано с учителем информатики. Занятие можно проводить в неделимых классах.
Занятие: Первичная обработка овощей. Приготовление салатов из сырых овощей (2 урока)
- ознакомить с приемами первичной обработки овощей и оформлением готовых блюд;
- развивать координацию движения рук;
- развивать исполнительские умения и творческие способности.
- сформировать навыки по определению доброкачественности овощей;
- выработать умение правильной нарезки овощей;
- научить готовить блюда из сырых овощей;
- учить экономному расходу продуктов.
- воспитывать эстетический вкус и внимательность;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- прививать уважительное отношение к труду.
- кабинет информатики (урок №1);
- мультимедийная установка в кабинете обслуживающего труда (урок №2).
- инструкции по технике безопасности в кабинете ИКТ и кулинарии;
- журнал по технике безопасности; , презентация №2 на диске;
- видеоматериалы “Нарезка овощей”;
- инструкционная карта “Знакомство с сайтами”;
- инструкционная карта “Приготовление салата”;
- посуда и инструменты для практической работы;
- продукты для выполнения практического задания (приносят учащиеся).
- Microsoft Power Point,
- Microsoft Word;
- Тестер Knowing.
- информационные технологии;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- метод контрольных вопросов;
- познавательные;
- мозгового штурма.
- практический метод;
- самоконтроль;
- взаимоконтроль;
II. Повторение пройденного материала (слайд №6-7)
Проверка домашнего задания (слайд №6).
Учащиеся подготовили дома эскиз, согласно вопросам:
1. Как правильно расставить посуду и приборы на столе?
2. На каком расстояние от края стола?
3. Какой длины должна быть скатерть?
- “Блиц-опрос” (слайд №7).
- Выполняется фронтальный опрос.
- последовательность первичной обработки овощей (слайд №8);
- способы нарезки овощей (слайд №9);
- оборудование и приспособление для нарезки (слайд №10-11);
- форма нарезки овощей (слайд №12-13);
- ознакомление с видеоматериалами “Нарезка и оформление блюд из овощей” (слайд №14);
- вводный инструктаж “Работа с компьютером”;
- знакомство с Интернет - сайтами “Блюда из овощей” (слайд №15), (приложение №1).
Учащиеся работают в Интернет – сайтах, согласно гиперссылке на слайде.
VI. Закрепление знаний нового материала
Выполнение теста с использованием компьютера (слайд №15).
Учащиеся выполняют работу в тестере “Knowing”. Оценивание происходит по 5-балльной системе.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Подготовка к практическая работе (презентация №2), (слайд №1-8)
Вводный инструктаж:
- знакомство с технологической последовательностью приготовления салатов (слайд №3-4);
- украшение блюд из овощей (слайд № 5-6);
- задачи практической работы (самостоятельное выполнение, с использование ИТК), (приложение №2);
- предупреждение о затруднениях;
- санитарно-гигиенические требования (слайд №7);
- инструктаж по Т/Б (слайд №8).
Самостоятельная работа учащихся по группам (бригадный метод);
Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения самостоятельной работы - формированию новых умений):
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организованности рабочих мест;
- соблюдение техники безопасности;
- правильность использования ИТК;
- инструктирование по выполнению задания;
Заключительный инструктаж:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся
- самооценка готовых блюд или работ
- разбор типичных ошибок учащихся.
IX. Рефлексия (слайд №9)
- Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему я научилась? Где мне пригодится это?
X. Подведение итогов занятия
обобщение достижения цели занятия (приложение № 1) (слайд №10);
- Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень интересно было общаться с вами.
Сортировка овощей – это удаления загнивших, сильно побитых экземпляров (в основном корнеплоды) и посторонних предметов, кроме того, при этом овощи рассортировываются исходя из размеров и качества. Сортировка необходима для равномерной тепловой обработки и удобства нарезки.
Мойка овощей проводится проточной водой с целью удаления с их поверхности остатков земли, песка, удобрений и ядохимикатов.
Очистка – удаление частей с низкой питательной ценностью.
Нарезка – способствует более равномерной тепловой обработки овощей, придает блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус.
Соланин – ядовитое вещество, которое образуется при хранении картофеля на свету.
Карвинг – искусство художественной резки овощей и фруктов.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.
3. Технология: учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко – М: Вентана-Графф, 2003.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В пищу используют не только сырые овощи, но и варёные, жареные, тушёные и запечённые. На предприятиях общественного питания и в домашних условиях часто используют овощные полуфабрикаты. Овощные полуфабрикаты — это продукты, прошедшие механическую кулинарную обработку (сортировку, мойку, очистку, нарезку) и подготовленные для последующей тепловой обработки (варки, тушения, жарки) или охлаждения.
В процессе механической кулинарной обработки овощи перебирают (удаляют подгнившие и несъедобные части), сортируют по размерам, моют, чистят (очищают от кожуры), промывают и измельчают (нарезают, шинкуют и т. д.).
При ручной обработке овощей используют специальные инструменты и приспособления: кухонный и желобковый ножи, нож для очистки овощей, тёрку, дуршлаг.
Инструменты и приспособления для ручной механической кулинарной обработки овощей: а — кухонный нож; б — желобковый нож; в — нож для очистки овощей; г — дуршлаг;
Существуют два основных вида нарезки овощей: простая и фигурная. Простая нарезка представлена такими формами, как кубики, кружочки, брусочки, соломка, ломтики, кольца и др.
ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВО. На предприятиях механическая кулинарная обработка овощей производится в специальном овощном цехе. Для мытья, очистки и нарезки овощей выделяются специальные места. Организуются автоматические линии по обработке картофеля и корнеплодов, различных овощей и зелени.
В состав оборудования по обработке зелени входят: загрузчик на линию ящиков с зеленью, сепаратор для отделения инородных включений, попавших в момент сбора зелени, мойка зелени, сушка (центрифуга), сушильный туннель, охладитель для зелени, увеличивающий срок хранения продукта, устройство для нарезки зелени, система, обеспечивающая непрерывное перемещение зелени от объекта к объекту.
Очистка овощей и фруктов от кожуры в процессе переработки — одна из основных операций технологического процесса. В производственных масштабах очистить сотни килограммов, а иногда и тонн продуктов вручную нереально. Для автоматизации данного процесса используется оборудование для чистки овощей. Такое оборудование имеет различную конструкцию и принцип действия.
Очищенные овощи нарезают на овощерезках или вручную.
В овощных цехах работают повара, уборщики, специалисты по обслуживанию
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Подбери соответствие цифры - букве.
Ответ: 1-В, 2-Г,3-Д, 4-Е,5-Б, 6-А
Задание 2. Отметь верные утверждения цифрой - 1, неверные цифрой - 0, чтобы увидеть этапы первичной обработки овощей.
Рациональное питание людей невозможно без овощей и плодов. Рациональное питание людей невозможно без овощей и плодов.
Из истории овощей Родиной огурца считают Индию, где до сих пор встречается один из его диких видов Морковь - древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже 4 тысячи лет Родиной петрушки считается Испания и Средиземноморье, где она растет в диком виде Родиной капусты является Средиземноморье. Родиной картофеля – Центральная и Южная Америка и ее завез в Россию Петр l из Голландии. Родиной томата – Южная и Центральная Америка. Горох был широко распространен в Древней Индии и в Древнем Китае, где являлся символом плодородия и богатства
Лук. Луковичные культуры – двулетние, многолетние травянистые растения. Лук содержит эфирные масла, сахар, витамины, калий, фосфор, кальций, железо и т.д. Существует много видов лука: лук-батун, лук-порей, многоярусный лук. Самый распространенный вид лука – репчатый. Это ценнейшая овощная культура. Он хорошо сохраняется всю зиму, не высыхает и не портится благодаря золотистой кожице.
Капуста. Капусту начали возделывать с 3-го тысячелетия до н.э. Ее, как и лук, наши предки считали лечебной. Ею лечили свежие раны, нарывы. Капуста отличается высокими пищевыми качествами, очень богата витаминами, минеральными солями. Витамина С в ней даже больше, чем в лимонах. Есть в капусте каротин, витамины группы В. Родина капусты – берега Средиземного моря.
Морковь. 4 тысячи лет морковь употребляют в пищу. Родина моркови – средиземноморье. Она очень полезна, так как содержащийся в ней каротин в организме человека, превращается в витамин А – витамин роста. Морковный сок назначают как лечебное питание при различных заболеваниях. Морковь жарят, варят, тушат, пассируют, но особенно полезна она в сыром виде.
Тест Первичная обработка овощей 1.Сначала овощи . по размеру 2. Далее овощи . 3. Морковь, картофель . 4. В картофеле . глазки 5. При обработке капусты . верхние грязные листья 6. А затем овощи . Ответы: вырезают нарезают сортируют очищают удаляют моют
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по технологии "Овощи в питании. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из сырых овощей" 5 класс
Тема урока: Овощи в питании. Первичная обработка овощей.
Приготовление блюд из сырых овощей.
Цель урока : Познакомить учащихся с ролью овощей в питании человека, с классификацией овощей; сформировать навыки по определению овощей; первичной обработке и приготовлению блюд из свежих овощей; воспитывать аккуратность и опрятность при работе.
Вид урока : теоретический
1. Организация урока
Проверка готовности учащихся к уроку.
II . Повторение пройденного материала.
Что понимают под культурой питания?
Какие витамины вы знаете?
Что такое углеводы?
Какие основные требования санитарии надо соблюдать при хранении продуктов и приготовлении пищи?
Где и как хранят продукты и готовые блюда?
Чем надо пользоваться, снимая горячую посуду с плиты?
Как правильно надо передавать нож?
Что необходимо иметь на кухне?
III . Изучение нового материала.
- Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов. Люди научились ценить овощи и плоды в глубокой древности. С развитием научных основ кулинарии стало известно их огромное значение для организма человека, поскольку только они являются носителями большого количества витаминов, минеральных солей, фитонцидов, растительного белка, клетчатки.
Овощи широко используются в кулинарии.
Затем учитель знакомит с овощами, наиболее часто употребляемыми для приготовления пищи.
Картофель. Картофель - многолетнее травянистое растение. В его клубнях содержится крахмал, белки, сахара и др. вещества. Родиной картофеля является Центральная и Южная Америка, где его употребляют в пищу уже около 14 тыс. лет. В Европу картофель был завезен в середине XVI в., но европейцы не сразу поняли, как его употреблять. Пытались есть клубни картофеля в сыром виде, его плоды - зеленые ягоды.
В России первое время картофель считался диковинкой. Его подавали как редкое лакомое блюдо и посыпали не солью, а сахаром. Лишь во второй половине XVIII в. его начали сажать на крестьянских огородах. А полевой культурой он стал только в середине XIX века. В настоящее время картофель возделывается повсеместно. Существует более 100 его сортов.
Способы приготовления картофеля самые разнообразные. Его варят, жарят, тушат, запекают. Используется картофель и для приготовления полуфабрикатов.
Лук. Луковичные культуры - двулетние и многолетние травянистые растения. Лук содержит эфирные масла, сахар, витамины, калий, фосфор, кальций, железо и т. д. Это один из самых полезных овощей. Но лук не только вкусен и полезен. Еще в глубокой древности (как культурное растение он известен с 4-го тысячелетия до н. э.) люди поняли, что лук еще и целебен. Древние славяне применяли его как лекарство при многих болезнях. Сейчас доказано, что от летучих веществ - фитонцидов, в большом количестве выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии.
Существует много видов лука: лук-слизун, лук-батун, шнип лук, лук-порей, многоярусный лук. Самый же распространенный вид лука - репчатый. Это ценнейшая овощная культура. Он хороню сохраняется всю зиму, не высыхает и не портится благодаря золотистой кожице, покрывающей луковицу. Поэтому мы имеем возможность использовать его в свежем виде круглый год. Кроме того, его употребляют в пищу в вареном, жареном, тушеном, маринованном виде.
Морковь варят, жарят, тушат, пассируют, но особенно полезна она в сыром виде.
Капуста. Капусту начали возделывать с 3-го тысячелетия до н. э. Ее, как и лук, наши дальние-дальние предки считали лечебным средством. Капустой рекомендовали лечить свежие раны, нарывы.
Родина капусты - берега Средиземного моря.
Капуста отличается высокими пищевыми качествами, очень богата витаминами, минеральными солями. Витамина С в ней не меньше, чем в лимонах, а в цветной - даже в два раза больше. Есть в капусте каротин, витамины В, и В 2 . Существует более 100 видов капусты: кочанная (белокочанная и краснокочанная), цветная, брюссельская, кольраби, листовая и др. На Руси с давних пор любят белокочанную капусту. В пищу капуста идет в сыром, жареном, тушеном виде. Ее заготавливают впрок: квасят, консервируют, маринуют.
Томат. Томат - южное растение, его родина - Южная Америка. Мореходы, которые привезли его в Европу, не знали, что это овощ. Европейцы сажали растение в саду для красоты. Возделывать томат на территории нашей страны стали в XVIII веке.
В плодах томата содержатся сахара, витамины, минеральные вещества.
Томаты находят широкое применение в рациональном и лечебном питании: в свежем виде, консервированные, соленые, маринованные. Из них делают икру, пасту.
Овощи содержат большое количество воды, поэтому большинство из них в свежем виде плохо сохраняется. Лучше всего сохраняются корнеплоды и клубнеплоды, а также репчатый лук. Листовые овощи сохраняются плохо: в сухом помещении они высыхают, сморщиваются, а во влажном - загнивают. Поэтому любые овощи нужно хранить в темном, прохладном и не слишком
Петрушка, укроп, сельдерей, лук.
Я хочу и даже не о скромных цветах васильков и ромашек, а всего-навсего о тех растениях, которые мы кладем в суп, в жаркое, в салаты - о петрушке, сельдерее и укропе.
В древнем мире, тысячелетия назад, из них плели венки и делали букеты.
В Египте, а затем в Греции венки из листьев петрушки надевали на голову в знак печали.
Петрушка считалась символом горя. И даже когда головы пирующих украшали венки из прекраснейших цветов, даже тогда в эти венки вплетали зеленые веточки петрушки, чтобы напомнить пирующим о том, что веселье не вечно.
Сельдерей, напротив, считали растением веселым, праздничным. Его листьями древние греки украшали свои жилища в дни празднеств. Победителям на состязаниях иногда венчали головы
Учащиеся, пользуясь учебником, , с. 159, знакомятся с правилами сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей.
Правила хранения продуктов для сохранения витаминов.
1. Овощи хранят без света и при температуре +1. 3'С, квашеную капусту — под слоем рассола.
2. Мыть овощи можно не более 10. 15 мин, иначе витамины перейдут в воду. Если квашеную капусту надо промыть, то сначала отжимают из нее рассол, потом промывают и смешивают с рассолом. В рассоле содержится до 40% общего количества витаминов.
3. Медь и железо разрушают витамин С, поэтому нельзя использовать посуду и инвентарь из этих металлов.
4. Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду, потеря витамина С минимальная. Если овощи предназначены для салатов и винегретов – их варят в кожуре.
5. Отвары от овощей не выливают, а используют в качестве добавок при варке супов, соусов, так как в них переходит большое количество витаминов.
6. Следует строго соблюдать время варки продуктов.
После знакомства с правилами учащиеся выполняют практическую работу.
2. Опытно-экспериментальная работа.
Учащиеся исследуют предложенные овощи, заполняют в тетради таблицу, записывают вывод о пригодности овощей.
3. Выполнение практической работы № 1 на с. 160 в
учебнике.
V . Изучение нового материала (продолжение).
- Первичная обработка заключается в следующем: сортировка, мойка, очистка, нарезка. Сначала овощи сортируют по размеру (в основном корнеплоды, для равномерной тепловой обработки), удаляют посторонние примеси, загнившие или испорченные овощи. Зелень петрушки и укропа отделяют от стеблей.
После сортировки овощи моют, затем чистят. При очистке картофеля следует учитывать, что витамин С находится близко к поверхности, поэтому снимать нужно тонкий слой кожуры.
Очищенные овощи промывают, а затем нарезают.
Важно! При первичной обработке очищенной картофель, оставленный без воды, быстро темнеет, поэтому при очистке картофель кладут в посуду с водой.
Нарезают овощи различными способами (учебник, рис. 153 на с. 162 или раздаточный материал) в зависимости от того, какое блюдо готовится.
Соломкой нарезают картофель для жарки во фритюре. Морковь, петрушку, сельдерей, свеклу, репчатый лук - для щей, борщей, рассольников, супов из овощей).
Брусочками нарезают картофель для жарки, супов, борщей; морковь, петрушку, сельдерей - для бульона с овощами.
Кубики крупные - для картофеля в молоке; средние - для супов; мелкие - для гарнира, холодных блюд.
Ломтиками нарезают картофель, морковь, свеклу в щи, салаты, винегрет.
Кружочки - картофель толщиной 1-2 см для жарки во фритюре и основным способом, морковь нарезают толщиной 0,1 см в супы и на гарнир. Кружочками толщиной 0,1-0,2 см нарезают лук для шашлыка, жарки, маринадов.
Лук нарезают мелкими кубиками в суп харчо, крупные - в супы, щи.
Капусту нарезают шашками (2x2 см) для щей, борщей, также применяется рубка- измельченная соломка для фаршей.
Главное при обработке овощей - сохранить цвет и содержание в них витаминов.
При обработке овощей следует пользоваться ножом из нержавеющей стали, так как витамин С от соприкосновения с железом разрушается.
Чем свежее овощи, тем больше в них содержится витамина С.
Овощи следует очищать и нарезать непосредственно перед варкой или употреблением.
При длительном хранении в воде овощи теряют витамины, так при длительном хранении в воде картофель теряет часть крахмала и витамин С.
Необходимо помнить: в салате овощи должны быть одинаково нарезанными.
Салат - это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и так далее.
Салаты готовят из свежих, вареных, квашеных и маринованных овощей и фруктов. Для заправки салатов используют майонез, сметану, растительное масло, уксус, острые соусы.
Последовательность приготовления салата примерно такая: перед приготовлением выбранного салата надо изучить набор продуктов, входящих в его рецептуру. Если в состав входят вареные продукты, то их надо подготовить заранее, чтобы они успели остыть.
Затем обрабатывают сырые продукты - моют, чистят, нарезают. Часть продуктов подготавливают для оформления салата. Нарезанные продукты кладут в большую миску, перемешивают и заправляют.
Заправленный салат укладывают горкой в салатник и оформляют подготовленными продуктами.
При приготовлении салата необходимо помнить следующие правила:
1. Салат из свежих овощей готовят непосредственно перед подачей.
Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них первичную и тепловую.
Для салатов из сырых овощей, овощи и зелень моют сначала сырой водой, а затем кипяченой.
Нельзя соединять теплые и холодные овощи - салат быстро испортится.
Овощи для салатов можно приготовить заранее (за 1-2 часа до подачи на стол).
Заправлять и оформлять салаты надо прямо перед подачей на стол.
Нельзя приготавливать и хранить салаты в металлической посуде.
Срок хранения в холодильнике незаправленных салатов не более 12 часов, заправленных - 6 часов.
VI . Закрепление изученного материала.
В чем заключается первичная обработка овощей?
Почему при обработке овощей нельзя пользоваться ножом из железа?
Почему нельзя соединять в салате теплые и холодные продукты?
В какой последовательности готовят салат?
Задания по карточкам.
6. Попробуем разгадать кроссворд, и узнать, какие овощи входят в классический винегрет.
формирование знаний о первичной обработке овощей и нарезки овощей.
Задачи:
Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о первичной обработке овощей, нарезке овощей.
Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Развивать умение быть собранным, способность мобилизации знаний для достижения результата.
Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе; ответственность за общий результат; корректность при обсуждении вопросов
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности, мотивация.
– Добрый день! Садитесь.
Вчера весь вечер мой сын
Предлагаю Вам разделиться на 2 команды, чтобы удобнее было работать на уроке.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Предлагает уч-ся решить проблемную ситуацию Как вы думаете почему у Кроша и Ёжика заболели животы и что ещё необходимо делать, чтобы животы не болели? Давайте разберёмся в этом вместе. Как выдумаете о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке. Для чего нам это необходимо знать?
Подвести учащихся к осознанию целей и задач.
(В мультфильме Крош и Ёжик кушали грязными руками грязные продукты).
Мультфильм к уроку не прилагается –не могла скачать с диска.
3. Актуализация знаний.
Предлагаю ответить на вопросы:
- Скажите, что вы дома кушаете полезного?
Ответы детей: фрукты, овощи. (Презентация слайд 2)
- Овощи и фрукты приносят вам только полезные свойства или могут навредить?
Ответы: мнения разделились.
Давайте попробуем с вами разобраться: что приносят овощи пользу или вред.
Одна команда называет полезные свойства, вторая команда вред, который могут нанести овощи и фрукты.
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Скажите, зачем овощи необходимо мыть, перебирать, чистить?
Весь материал - в архиве.
-80%
Читайте также: