Почему плоды гороха и фасоли собирают до их полного высыхания

Обновлено: 18.09.2024

Плоды и семена часто оказываются очень далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что одни плоды и семена разносятся ветром, другие распространяются животными, человеком, водой, а некоторые саморазбрасыванием, как у акации и бешеного огурца.

Ветром распространяются семена тополя и некоторых других растений.

Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, созревают в мае. Спадая с ветвей, они разносятся ветром, скапливаются на земле, напоминая хлопья снега. Благодаря пушистым волоскам ветер разносит семена тополя на большие расстояния. Так же распространяются плоды одуванчика.

Рис. 9. Распространение плодов и семян: 1 — одуванчик; 2 — рябина; 3 — лопух; 4 — череда.

Водой распространяются плоды и семена не только водных растений, но и наземных. Например, плоды ольхи, которая часто растет по берегам рек, осыпаются в воду, и течением уносит их далеко от материнских растений. Плоды кокосовой пальмы часто падают в море и долго плавают, прежде чем пристанут к берегу и прорастут.

Семена многих сорных растений иногда невольно разносят животные и люди. Так, корзинка лопуха с плодами, называемая соплодием, цепляется за шерсть животных или одежду человека, и плоды оказываются далеко от растений, на которых созрели.

По канавам, около прудов и рек растет сорное растение череда. Соцветия у нее — маленькие корзинки желтого цвета, а плоды — семянки с шипами, покрытыми зубчиками, которые загибаются назад. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет другое животное или человек — и маленькие шиповатые плодики плотно прицепятся к. шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать руками. Попадаются растения не только с цепкими, но и с приклеивающимися плодами. Такие плоды у незабудки.

Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша — распространяют птицы . Они поедают эти плоды и, перелетая с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов.

Рис. 10. Распространение плодов и семян: 1 — береза; 2 — клен; 3 — бешеный огурец; 4 — мак.

Саморазбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы акации.

Разбрасывают свои семена и плоды гороха, бобов, фасоли. Поэтому плоды этих растений надо собирать, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, урожай погибнет.

В окрестностях Одессы и в Крыму на сухих склонах и морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой вылетает из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Задания Д22 C2 № 10848

Почему не следует срывать цветки у дикорастущих растений?

1) Цветок — генеративный орган, который служит для образования плодов и семян.

2) Срывая цветки, мы препятствуем семенному размножению, а для некоторых растений это единственный способ размножения.

Критерии оценивания ответа на задание С3 Баллы
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальное количество баллов 2

Во 2-м пункте неуместно употреблять слово "некоторые". Нас спрашивают о дикорастущих растениях, значит и отвечать надо, что для дикорастущих растений семенное размножение благодаря генеративному органу - цвету, единственный способ размножения.

Нет, так как размножение вегетативными частями широко представлено в дикой природе

У растений с односемянными сухими плодами (жёлудь, орех, семянка, зерновка) рассеиваются сами плоды вместе с семенем. Семенная кожура у таких семян развита слабо, т.к. функцию защиты выполняет околоплодник. Такие плоды часто распространяют звери, которые ими питаются и делают запасы (бурундуки, белки, мыши).
Семена сочных плодов распространяют животные, которые их поедают. Такие семена должны сохранить способность прорастать, пройдя через пищеварительный тракт животного (некоторые при этом даже улучшают свою всхожесть). Поэтому у них есть плотная семенная кожура (у ягод) или каменистый слой околоплодника – косточка.


Некоторые семена переносят насекомые. Например, муравьи перетаскивают семена трав с сочными придатками-выростами (чистотел, копытень, фиалка). Поэтому заросли этих растений могут указывать и на муравьиные тропы.

Человек также участвует в распространении семян. Занимаясь сельским и лесным хозяйством, он случайно или сознательно расселяет плоды и семена ценных и сорных трав, а также древесных растений, изменяя растительный покров Земли.


Плоды и семена, которые распространяются ветром или очень лёгкие (орхидеи), или имеют увеличенную парусность за счёт разнообразных крылышек (клён, ясень), парашютиков и хохолков (одуванчик, осина, иван-чай).
Плоды водных и околоводных растений распространяются водой. Соответственно они не намокают и приспособлены к плаванию, иногда на очень большие расстояния (кокосовая пальма, осока).


Способы распространения плодов, семян

После образования семян либо весь плод, либо содержащиеся в нем семена (или семя), отделяются от родительского растения. Чем дольше разносятся семена, тем менее вероятна конкуренция со стороны родительского растения. Это дает также больше шансов колонизировать новую территорию, что со временем приводит к увеличению размеров популяции в целом. Однако при этом существует опасность, что семя, будучи занесено слишком далеко от родительского растения, не найдет подходящего места для прорастания.

Способы расселения семян и плодов у цветковых растений очень разнообразны. Конечно, ветер и вода здесь широко используются как посредники в расселении, но к ним еще добавляется посредничество животных, а также использование механических сил, возникающих в самом растении, и, кроме того, многочисленные приспособления плода, позволяющие наиболее эффективным образом использовать перечисленных посредников.

Существуют три главных внешних фактора, распространяющие семена, - ветер , животные и вода .

Распространение животными

Распространение семян при помощи животных.

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.

Птицы, питающиеся семенами и плодами растений, тоже вносят свой вклад. Вот сойка и клёст. Неся к себе в гнездо лакомство, птицы роняют отдельные семена, которые затем и прорастают.

Семена многих растений разносят насекомые. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.

Распространение семян животными, в общем, более надежно, так как животные обычно посещают плодородные участки, подходящие для прорастания семян. Плоды, снабженные колючками или крючочками, прицепляются к коже или шерсти проходящих мимо животных и могут быть перенесены на некоторое расстояние, прежде чем будут содраны или отпадут. Прицепки развиваются из разных частей плода или окружающих структур .

Примерами служат плоды подмаренника цепкого, гравилата, лопуха, моркови, лютика, череды, репешка. У гравилата крючочки имеются на столбике. У лопуха скопление мелких плодов окружено крючковидными листочками обёртки (видоизменённые листья), образующими единую структуру: кроме того, здесь имеются мелкие жёсткие волоски, которые проникают в кожу, вызывая раздражение и расчёсывание, в результате чего плоды отпадают. У подмаренника, моркови и лютика перикарпий покрыт выростами (прицепками). У череды плод снабжён летучкой, как у одуванчика, но с прочными шипами. Цветоложе репешка покрыто жёсткими загнутыми колючками. Примерами сочных плодов служат плоды сливы, ежевики, земляники, томата, яблони. Мясистые части этих плодов служат пищей животным и птицам. При созревании они обычно приобретают яркую окраску и аромат, привлекающие животных. Животное съедает, и семена проходят через кишечник и выходят с испражнениями, часто попадая на плодородную почву. Содержащиеся в экскрементах питательные вещества могут повышать плодородие почвы вокруг семени.

Распространение ветром

1 группа: Распространение семян ветром.

Исследование семян: ели, сосны, липы, клена, березы.

У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень интересно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.

Перекати – поле – неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Они принимают шарообразную форму и могут перекатываться ветром на десятки и сотни километров. А если прибавить те километры, которые перекатывается из стороны в сторону, то ещё добавится, возможно, тысяча. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, перекати – поле рассеивает семена. Под именем перекати – поле объединяют большую группу степных растений: рогачку, кичим, катран и другие растения.

Мак. Плод — коробочка. Созревшие семена могут высыпаться на ветру из отверстий коробочки, как соль из солонки. Также они могут выбрасываться на большое расстояние в результате резкого лопанья коробочки.

Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления. К их числу относятся летучки, которыми снабжены, например, семена ивы, кипрея, хлопчатника, плоды одуванчика, и крылатки, как, например, у сосны (голосемянные), яза, ясеня, клёна, граба.

У ряда растений, например у мака, чернушки, наперстянки, лихниса, плод – коробочка, сидящая на ножке, которую колышет ветер, так что многочисленные мелкие семена высыпаются через поры в верхней части плода.

Семена некоторых растений, например, орхидей, настолько мелкие и лёгкие, что разносятся ветром, не имея никаких специальных придатков, вскрывающихся плодов. Вскрытие у них происходит путём растрескивания по шву между плодолистиками, как, например, у бобов. Семена при этом либо выбрасываются из плодов более или менее сильным толчком, либо просто выпадают из них. Некоторые из таких семян имеют приспособления для распространения ветром (например, у кипрея). Коробочки тоже бывают вскрывающимися (например, у мака и кипрея), причём у некоторых растений семена выбрасываются из них с силой (например, у фиалки).

Распространение водой

Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.

Плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до 2 кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа.

Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём.

В клетках стенки завязи накапливаются такие вещества как белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины и др. Лишь немногие плоды и семена специально приспособлены для распространения с помощью воды. Они содержат воздушные полости, удерживающие их на поверхности воды.

Кокосовый орех - костянка с волокнистым мезокарпием и многочисленными воздухоносными полостями. У кувшинки семя снабжено губчатой оболочкой, происходящей из ножки семязачатка.

Случайное распространение

Разделение семян и плодов на категории в зависимости от способа их распространения никак нельзя считать строгим, а также степень их специализации к распространению; ветром, животными или автохории (сильно варьирует). Очевидно, во многих случаях большую роль играет элемент случайности, и данный плод или семя может распространяться двумя из названных трёх способов или даже всеми тремя. Один из главных факторов случайного распространения является человек; семена могут прицепляться или прилипать к его одежде и т. д. или перевозиться с разными грузами на транспортных средствах. Засорение зерновых культур семенами сорняков обычное явление, наблюдаемое по всему земному шару. Орехи, припрятанные про запас грызунами, могут остаться, и прорасти следующей весной. Наводнения, ураганы и т. д. могут занести семена дальше, чем обычно.

Иные способы распространения плодов и семян

Самораспространение

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян недотроги, акации.

Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.

Пожалуй, наиболее интересный пример – разбрасывание семян бешеным огурцом. Плод этого растения, принадлежащего к семейству тыквенных, очень похож на своего родственника – обыкновенного огурца.

Когда семена бешеного огурца достигают полной зрелости, окружающие их мясистые ткани превращаются в слизистую массу.

При отделении огурца от плодоножки создается давление на содержимое плода по принципу реактивной тяги, которая двигает плод в противоположную полету семян сторону, что способствует разбрасыванию семян на более значительной площади.

Любопытный механизм разбрасывания семян есть у обыкновенной кислицы (заячий щавель). Конструкция механизма сходна с таковой у бешеного огурца.

Бобы – плоды, характерные для представителей сем. бобовых, например, для гороха, конских бобов, фасоли, утёсника, ракитника, золотого дождя из одного плодолистика содержащего много семян. Перикарпий, высыхая, скручивается, так как его наружные и внутренние волокнистые слои сокращаются в разных косых направлениях; в результате создаётся напряжение, и боб может внезапно раскрыться по боковым швам, с силой выталкивая наружу несколько семян. Другие семена выбрасываются менее энергично по мере дальнейшего скручивания.

У эшшольции от растения активно отделяется – отскакивает - целиком весь плод с созревшими семенами.

Растения, разбрасывающие семена, обычно произрастают в таких местах, где по тем или иным причинам невозможно использовать другие пути расселения (ветер, животные). Чаще всего они обитают в глухих уголках леса, где почти не бывает ветра, и где редко проходят звери.

У многих ирисовых, лилейных, примул распространение семян построено по принципу метательных приспособлений.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: сформировать представление о плоде как важном ге­неративном органе покрытосемянного растения; познакомить с многообразием плодов и семян, со строением плодов, их функ­циями и различными приспособлениями к распространению, возникшими в процессе эволюции.

Ключевые слова и понятия: плод, семя, соплодие, околоплод­ник, простые и сборные плоды, сухие и сочные плоды, односе­мянные и многосемянные плоды, вскрывающиеся и невскрываю- щиеся плоды; яблоко, ягода, костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок, листовка, кры­латка, тыквина, земляничина (фрага), гесперидий (померанец); способы распространения плодов и семян: при помощи ветра, воды, животных, человека, саморазбрасывания.

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Такое разнообразие во внешнем строении плодов связано с формированием в процессе эволюции различных приспособ­лений к распространению семян.

Очень редко семена прорастают на материнском растении, как это случается у растений мангровых зарослей. Большинство семян распространяется на значительные расстояния от материнского организма.


Какой в этом биологический смысл? (Это позволяет расте­ниям осваивать новые площади.)

Кто или что может участвовать в распространении семян? (Человек, животные, ветер, вода.)

Для некоторых растений характерно саморазбрасывание.

Приведите примеры растений, для которых характерно саморазбрасывание. (Недотрога, бешеный огурец, акация, горох, фасоль.)

Как вы считаете, почему горох и фасоль собирают, не до­жидаясь полного созревания? (Ответы учащихся.)

При полном созревании створки плодов этих растений высы­хают, скручиваются и семена разбрасываются. Очень интересные приспособления к самораспространению имеют ковыль и аист­ник. Плоды этих растений, попадая на почву, буквально вбурав- ливаются в нее, оказываясь в результате на приличной глубине, где они защищены от перегрева, переохлаждения и высыхания.

Плоды и семена многих растений распространяются ветром

Как вы думаете, какими приспособлениями они должны обладать? (Примерный ответ. Плоды и семена растений, распространяемые при участии ветра, имеют малую массу (как семена орхидей, грушанки, заразихи) или снабжены различными выростами в виде хохолков и волосков (оду­ванчик, ива, тополь, иван-чай) или выростов в виде кры­лышек (клен, вяз, ясень, береза).)

В распространении некоторых плодов и семян также может принимать участие и вода.

Как вы думаете, для каких растений характерен такой спо­соб? (Для водных и околоводныхрастений.)

Семена различных осок распространяются исключительно при помощи воды. Соплодия ольхи, которая часто растет по бере­гам рек, падая в воду, не тонут, а переносятся течением на значи­тельные расстояния. Плоды кокосовых пальм также переносятся течениями, но морскими.

Очень часто в распространении плодов и семян принимают участие животные. В процессе эволюции многие растения выра­ботали особые приспособления к этому типу распространения.

Какие приспособления встречаются у растений для рас­пространения при помощи животных? (Ответы учащихся.)

Плоды лопуха, череды, гравилата имеют особые выросты в виде крючочков, липучек, шипиков, с помощью которых при­крепляются к шерсти животных (или одежде человека) и перено­сятся на большие расстояния.

Сочные плоды рябины, бузины, черемухи, брусники, черники поедаются птицами (а иногда и зверями) и переносятся далеко от материнского организма.

Почему семена этих растений, пройдя через пищеваритель­ный тракт птиц или животных, остаются живыми и не пе­ревариваются? (Они защищены твердой оболочкой, которая не разрушается под действием желудочного сока.)

Семена фиалки, хохлатки, чистотела имеют жировые или са­харистые придатки, которые являются лакомством для насеко­мых, чаще всего для муравьев.

Достаточно велика и роль людей в распространении плодов и семян многих растений. Помимо целенаправленного размно­жения возделываемых культур, человек часто способствует пере­мещению несельскохозяйственных растений, даже не подозревая об этом.

В каких случаях это происходит? (Ответы учащихся.)

При перевозке различных грузов семена растений могут при­крепляться к мешкам и тюкам. Таким образом они оказываются крайне далеко от родных мест. Иногда даже на другом континенте. Так в свое время из Европы в Америку попали семена подорож­ника. Семена этого растения очень маленькие, и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже в новом месте и прорастают. Индей­цы — коренные жители Америки — называют подорожник следом

белого человека. В свою очередь из Америки к нам случайно были завезены амброзия полынолистная, мелколепестник канадский и ромашка пахучая.

Закрепление знаний и умений

Практическая работа. РАЗНООБРАЗИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН

Цели: закрепить знания о строении плодов и семян; научиться определять различные типы плодов по характерным признакам.


Оборудование: коллекции плодов и семян, плоды гороха (фа­соли, акации), сурепки (капусты, редьки), подсолнечника, пше­ницы (ржи, кукурузы), сливы (вишни, персика, абрикоса), томата (смородины, винограда).

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

Рассмотрите внешнее строение плода гороха. Аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Какой ха­рактер околоплодника (сочный или сухой) у этого плода? Какое количество семян находится внутри плода? К какому месту плода прикреплены семена? Как называется данный плод?

Рассмотрите внешнее строение плода сурепки. Аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Какой ха­рактер околоплодника у этого плода? Какое количество семян находится внутри плода? К какому месту плода прикреплены се­мена? Как называется данный плод?

Рассмотрите внешнее строение плода подсолнечника. Ка­кой характер имеет околоплодник данного плода? Аккуратно вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Легко ли отделился околоплодник от семени? Каково количество семян в плоде? Как называется данный плод?

Рассмотрите внешнее строение плода пшеницы. Попро­буйте отделить околоплодник от семени. Удалось ли вам это? Как называется данный плод?

Рассмотрите внешнее строение плода сливы. Аккуратно вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Какой характер имеет околоплодник этого плода (сочный или сухой)? Какое количество семян находится внутри плода? Как называется данный плод?

Рассмотрите внешнее строение плода томата. Аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Какой ха­рактер имеет околоплодник этого плода (сочный или сухой)? Ка­кое количество семян находится внутри плода? Как называется данный плод?

Читайте также: