Почему посев кукурузы после бобовых ведет к повышению урожая

Обновлено: 18.09.2024

4. Серен К.Д. Влияние азотных удобрений на формирование клубеньков и продуктивность гороха // Научное обеспечение АПК аридных территорий Центрально-Азиатского региона / РАСХН, Сиб. отд.-ние ГНУ Тув. НИИСХ; под ред. В.К. Каличкина и др. – Новосибирск, 2008. – С. 227–232.

С давних времен культивируется одновременное выращивание двух или нескольких сельскохозяйственных культур на одном поле. Большое значение имеют смешанные посевы однолетних бобовых с силосными и другими культурами [1]. Такие смеси имеют ряд преимуществ перед их одновидовыми посевами. При совместном выращивании повышается содержание белка в корме за счет высокого содержания протеина в бобовом компоненте. Протеин растительного происхождения наиболее дешевый. Основное направление увеличения его производства – расширение посевов бобовых культур как в чистых, так и в смешанных посевах. При совместном выращивании бобовые положительно влияют на урожай злаковых культур [2]. Однако подбор компонентов, способы посева их в смеси, позволяющие получать наибольшее количество кормовой массы, сбалансированной по переваримому протеину, в условиях Сибири остаются мало изученными.

Цель исследования: изучение влияния бобовых компонентов на продуктивность зеленой массы кукурузы в совместных посевах в условиях сухостепной зоны

Задачи исследований:

1. Определить влияние бобового компонента на рост и развитие кукурузы

2. Провести сравнительный анализ урожайности зеленой массы кукурузы при применении в качестве бобового компонента гороха, сои и вики;

3. Определить образование клубеньков на корнях бобовых культур.

Объекты и методы исследований. Объект исследования – кукуруза сорт Корифей, горох сорт Радомир, соя сорт СибНИИК-315 и вика сорт Луговская 85. Совместный посев кукурузы проводился по схеме 70 см между рядами кукурузы, 35 см между рядами кукурузы и бобовым компонентом. Исследования проводились в соответствии с основными требованиями по методике Б.А. Доспехова. Опыт закладывался в 2016–2017 гг. на территории опытного поля сельскохозяйственного факультета ТувГУ. По климатическому районированию данная территория находится в сухостепной зоне. Тип почвы светло-каштановая, по гранулометрическому составу относится в легким супесям, агрохимический состав почвы следующее: гумус по Тюрину – 2,27 %, Р2О5 по Мачигину – 65 мг/кг, К2О по Мачигину – 480 мг/кг, N по Корфильду – 20 мг/кг почвы.

Опыт был заложен в трех повторениях по следующей схеме: 1 вариант – чистый посев кукурузы; 2 вариант – кукуруза + горох; 3 вариант – кукуруза + вика; 4 вариант – кукуруза + соя. Посев кукурузы был проведен 20 мая.

Межфазные периоды роста и развития кукурузы в зависимости от бобового компонента в совместных посевах

Всходы/ 8–10 листьев

8–10 листьев/ выход в трубку

Выход в трубку /выметывание

Цветение/ молочная спелость

Длина вегетационного периода

Влияние бобовых компонентов на урожайность зеленой массы кукурузы показало, что наибольший эффект на увеличение урожая кукурузы дает совместный посев кукурузы с горохом. Урожайность зеленой массы кукурузы на этом варианте составила в среднем за 2 года 174 ц/га, что на 13 ц/га больше, чем в варианте с чистым посевом кукурузы. На вариантах совместного посева кукурузы с викой и соей наблюдается уменьшение урожайности зеленой массы кукурузы 110 и 119 ц/га, соответственно, или на 51 и 42 ц/га меньше, чем на варианте с чистым посевом кукурузы. Такое уменьшение видимо, связано с тем, что в условиях сухостепной зоны соя и вика как бобовый компонент не способствуют росту и развитию кукурузы, а являются конкурентом для кукурузы (табл. 2).

Как известно бобовые культуры образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями, которые фиксируют азот воздуха, тем самым обогащают почву. В исследованиях Серен К.Д., проводимых в 2003–2007 годах на учебно-опытном поле сельскохозяйственного факультета ТувГУ по изучению формирования клубеньков на корнях сои и гороха показано, что на корнях гороха обнаруживались колонии клубеньковых бактерий в количестве 60–120 шт. на одно растение, а корнях сои клубеньковые бактерии не обнаруживались [3, 4].

Урожайность зеленой массы кукурузы в совместных посевах в 2016–217 гг., ц/га

Нами также были определены наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых культур. Выявлено, что в первый год посева в 2016 году на корнях гороха образовывались клубеньковые бактерии, но незначительно, а на корнях сои и вики клубеньки не образовались. В 2017 году количество колоний клубеньковых бактерий возросло, и составили в среднем 30–40 шт. на одно растение со средней толщиной до 5–6 мм, а на корнях сои и вики появились незначительные бугорки всего 9–10 шт. толщиной 1–1,5 мм на 1 растение. Видимо во время вегетации в жаркую сухую погоду, которая часто наблюдается в сухостепной зоне, часть клубеньков отмирают, и фиксированный азот воздуха во время жизнедеятельности клубеньков, после их отмирания освобождается и усваивается другими растениями. Именно это способствовало увеличению роста и развития кукурузы на варианте совместного посева кукурузы с горохом (рисунок). Средняя высота растений на этом варианте достигала в 2016 году 135 см, а в 2017 году до 164 см, что на 16–20 % больше остальных вариантов. На варианте с чистым посевом кукурузы средняя высота растений в 2016 году составила 124 см, в 2017 году 142 см, на варианте совместного посева с соей 127 см и 150 см, а на варианте кукурузы с викой 110 см и 125 см, соответственно. Следует отметить, что во втором году посева высота растений кукурузы на всех вариантах несколько увеличилась, однако тенденция разницы по вариантам осталась. Если горох при совместном посеве способствует развитию кукурузы, то вика при совместном посеве угнетающе влияет на рост и развитие кукурузы, что приводит к резкому снижению урожая. Также отмечается, что на варианте с горохом самые толстые стебли, затем на варианте с чистым посевом кукурузы, а самые тонкое стебли на варианте с посевом кукурузы с викой.

Таким образом, в условиях сухостепной зоны горох, как компонент при совместном посеве с кукурузой, способствует росту и развитию кукурузы, увеличению урожайности зеленой массы кукурузы по сравнению с викой и соей.

mun1.tiff

Средняя высота растений кукурузы по вариантам за 2 года, см

Урожайность зеленой массы кукурузы при совместном посеве с горохом составила 174 ц/га, что на 13 ц/га больше, чем урожайность зеленой массы кукурузы на варианте с чистым посевом, на 42 ц/га больше, чем на варианте кукуруза+соя и на 51 ц/га больше, чем на варианте кукуруза+вика. В экстремально жарких условиях климата Республики Тыва клубеньковые бактерии на корнях сои и вики развиваются медленно и крайне мало, всего 9–10 шт. толщиной 1–1,5 мм на 1 растение, когда у гороха количество клубеньков достигает до 30–40 шт. со средней толщиной до 5–6 мм.

Клубеньковые бактерии усваивают азот из воздуха, запасают, и в итоге он остаётся в почве.
Как хорошее удобрение, не хуже навоза.
Потом всё прёт, как на дрожжах, не только кукуруза.

потому, что развиваются на корнях бактерии, сами вопросом и отвечаете, а бактерии уже обогащают почву, читайте ответ выше, а лучше учебник внимательно читайте

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Часть 1

А1. Какая наука использует близнецовый метод исследования:

1) цитология;
2) генетика;
3) селекция;
4) систематика.

A2. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.

1) Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.
2) Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.
3) Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.
4) Вирусы не имеют клеточного строения.

А3. Изображённый на рисунке органоид, обеспечивающий быстрое продвижение веществ в клетке, представляет собой:

1) комплекс Гольджи;
2) плазматическую мембрану;
3) эндоплазматическую сеть;
4) микротрубочки цитоплазмы.

A4. В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым организмам:

1) жиров;
2) моносахаридов;
3) полисахаридов;
4) нуклеиновых кислот.

A5. Чем обеспечивается точная последовательность расположения аминокислот в молекуле белка в процессе его биосинтеза:

1) матричным характером реакций в клетке;
2) высокой скоростью химических реакций в клетке;
3) окислительным характером реакций в клетке;
4) восстановительным характером реакций в клетке.

A6. Какие клетки человека наиболее существенно различаются по набору хромосом:

1) соединительной и эпителиальной тканей;
2) половые мужские и женские;
3) половые и соматические;
4) мышечной и нервной тканей.

A7. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека:

1) полимиелита;
2) оспы;
3) гриппа;
4) ВИЧ.

A8. Определите организм, у которого в процессе онтогенеза происходит дифференциация клеток:

1) обыкновенная амеба;
2) инфузория туфелька;
3) многоклеточная водоросль;
4) пресноводная гидра.

A9. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении:

1) аллельные;
2) доминантные;
3) рецессивные;
4) сцепленные.

A10. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно. Чем это объясняется?

1) Все особи имеют одинаковый генотип.
2) Все особи имеют одинаковый фенотип.
3) Все особи имеют сходство с одним из родителей.
4) Все особи живут в одинаковых условиях.

A11. Каковы особенности модификационной изменчивости:

1) проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип;
2) носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется;
3) не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа;
4) подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется.

A12. Какие методы использовали селекционеры при выведении черно-пестрой породы крупного рогатого скота:

1) мутагенеза;
2) полиплоидии;
3) гибридизации и отбора;
4) гетерозиса и искусственного оплодотворения.

A13. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их происхождения, лежит в основе:

1) формирования между ними пищевых связей;
2) их участия в круговороте веществ ;
3) их совместного обитания в экосистеме;
4) их классификации, объединения в группы.

A14. Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?

1) Семена бобовых содержат много белка.
2) Поле освобождается от сорняков.
3) Почва обогащается азотными солями.
4) Почва становится более рыхлой.

A15. К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод – ягода:

1) пасленовых;
2) бобовых;
3) крестоцветных;
4) лютиковых.

A16. Какая система органов млекопитающих доставляет к клеткам тела кислород и питательные вещества и освобождает их от продуктов обмена:

1) эндокринная система;
2) кровеносная система;
3) пищеварительная система;
4) опорно-двигательная система.

A17. Почему китов относят к классу млекопитающих:

1) имеют развитую кору головного мозга, постоянную температуру тела, выкармливают детенышей молоком;
2) имеют обтекаемую форму тела, выкармливают детенышей молоком;
3) передвигаются с помощью хвостового плавника и передних конечностей, превратившихся в ласты;
4) размножаются в воде, рождают крупных детенышей.

A18. Почему человеку важно сохранять почки здоровыми:

1) через них удаляется непереваренная пища;
2) через них удаляются жидкие продукты обмена;
3) в них образуются пищеварительные ферменты;
4) они регулируют содержание гормонов в крови.

A19. Почему пища должна содержать витамины:

1) они входят в состав ферментов;
2) они входят в состав гормонов;
3) они содержат богатые энергией связи;
4) они являются хранителями наследственной информации.

A20. Дыхательный центр расположен в отделе головного мозга, обозначенном на рисунке буквой:

A21. Почему опасно гладить бездомных собак?

1) Можно заразиться детскими острицами.
2) Можно заразиться эхинококком.
3) Можно заразиться печеночным сосальщиком.
4) В организм могут попасть финны бычьего цепня.

A22. Что является структурной единицей вида:

1) особь;
2) колония;
3) стая;
4) популяция.

A23. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?

1) В повышении жизнеспособности популяции.
2) В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора.
3) В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора.
4) В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффективности отбора.

A24. Каковы последствия действия движущего отбора:

1) сохранение старых видов;
2) поддержание нормы реакции;
3) появление новых видов;
4) устранение особей с новыми мутациями.

A25. О чем свидетельствует сходство человека с современными человекообразными обезьянами?

1) Об их родстве, происхождении от общего предка.
2) О развитии их по пути идиоадаптации.
3) О возможности превращения современных человекообразных обезьян в человека.
4) О возможности возникновения речи у человекообразных обезьян.

A26. Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера, поэтому у особей популяции:

1) формируются к нему приспособления;
2) не могут сформироваться к нему приспособления;
3) возникают полезные для особи мутации;
4) возникают полезные для особи модификации.

A27. Какую закономерность отображает рисунок:

1) пищевую цепь;
2) экологическую пирамиду;
3) колебания численности популяций;
4) процесс саморегуляции.

A28. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы:

1) корневое давление;
2) фотосинтез;
3) саморегуляция;
4) круговорот веществ.

A29. В преобразовании биосферы главную роль играют:

1) живые организмы;
2) химические процессы;
3) физические процессы;
4) механические явления.

A30. Какова причина глобального изменения в биосфере – возникновения парникового эффекта:

1) уменьшение толщины озонового слоя;
2) уменьшение содержания азота в атмосфере;
3) увеличение содержания окислов серы в атмосфере;
4) увеличение содержания углекислого газа и задымление атмосферы.

A31. В митохондриях в отличие от хлоропластов не происходит синтез молекул:

1) АТФ;
2) глюкозы;
3) иРНК;
4) белка.

A32. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластический обмен поставляет для энергетического:

1) богатые энергией молекулы АТФ;
2) ферменты для ускорения реакций;
3) кислород для реакций расщепления;
4) неорганические соли и кислоты.

A33. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК:

1) состоят из двух полинуклеотидных цепей;
2) имеют форму спирали;
3) это биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов;
4) обе содержат по нескольку тысяч генов.

A34. На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы:

1) оплодотворения;
2) бластулы;
3) гаструлы;
4) органогенеза.

A35. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей:

1) АА х аа;
2) Аа х АА;
3) АА х АА;
4) Аа х аа.

A36. Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?

1) В них мало питательных веществ.
2) Они очень медленно растут и невкусные.
3) В них накапливается много вредных, токсичных веществ.
4) В них накапливается много нитратов.

A37. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?

1) В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических.
2) Не нуждаются в воде при оплодотворении.
3) Относятся к высшим споровым растениям.
4) Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.

A38. Грудное вскармливание предохраняет грудных детей от инфекционных болезней, так как в молоке матери содержатся:

1) питательные вещества;
2) ферменты;
3) гормоны;
4) антитела.

A39. Что происходит в организме человека после предохранительной прививки:

1) вырабатываются ферменты;
2) кровь свертывается, образуется тромб;
3) образуются антитела;
4) нарушается постоянство внутренней среды.

A40. Человек в состоянии опьянения слабо координирует свои действия, так как у него нарушается деятельность:

1) вегетативной нервной системы;
2) мозжечка;
3) спинного мозга;
4) продолговатого мозга.

A41. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора:

1) сохранение старых видов;
2) сохранение нормы реакции;
3) появление новых видов;
4) сохранение особей с неизмененными признаками.

A42. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ?

1) В ее состав входит небольшое разнообразие видов.
2) Для нее характерно большое разнообразие видов.
3) Она имеет длинные цепи питания.
4) Численность небольшого числа видов в ней высокая.

Часть 2

B1. Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для земноводных:

1) сердце трехкамерное без перегородки в желудочке;
2) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке;
3) один круг кровообращения;
4) два круга кровообращения;
5) на всех стадиях развития дышат с помощью легких;
6) на стадии взрослого животного дышат с помощью легких и кожи.

B2. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека:

1) мышц верхних и нижних конечностей;
2) сердца и кровеносных сосудов;
3) органов пищеварительного тракта;
4) мимических мышц;
5) почек и мочевого пузыря;
6) диафрагмы и межреберных мышц.

B3. Какие функции выполняет в клетке ядро:

1) обеспечивает поступление веществ в клетку;
2) служит местом локализации носителей наследственной информации – хромосом;
3) с помощью молекул посредников участвует в синтезе молекул белка;
4) участвует в процессе фотосинтеза;
5) в нем органические вещества окисляются до неорганических;
6) участвует в образовании хроматид.

B4. Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не способствовало общему подъему их организации?

1) Появление корней у древних папоротников.
2) Появление хлорофилла у мхов.
3) Возникновение тканей у хвойных.
4) Возникновение семени у голосеменных.
5) Появление цветка и плода у покрытосеменных.
6) Возникновение проводящих тканей у цветковых.

При выполнении заданий В5–В6 установите соответствие между объектами или процессами и описанием их свойств и признаков.

При выполнении заданий В7В8 определите последовательность биологических процессов и явлений.

B7. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам органа слуха:

А) наружное ухо;
Б) перепонка овального окна;
В) слуховые косточки;
Г) барабанная перепонка;
Д) жидкость в улитке;
Е) слуховые рецепторы .

B8. Установите последовательность этапов энергетического обмена:

А) расщепление биополимеров до мономеров;
Б) поступление органических веществ в клетку;
В) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды;
Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;
Д) синтез двух молекул АТФ;
Е) синтез 36 молекул АТФ.

Часть 3

C1. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

C2. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?

C3. Какие признаки характерны для царства растений?

C4. Почему достижения молекулярной биологии имели большое значение для развития генной инженерии?

C5. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии

Часть 1

Часть 2

Часть 3

С1. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

С2. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?

С3. Какие признаки характерны для царства растений?

С4. Почему достижения молекулярной биологии имели большое значение для развития генной инженерии?

С5. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

* Книги, отмеченные знаком *, имеются в фондах библиотеки Казанского федерального университета.

1) содержит много белковых соединений

2) освобождена от сорняков

3) обогащена азотными соединениями

4) становится более рыхлой

А2. У капусты, редиса и репы плод –

1) являются накопителями влаги в почве

2) оставляют после себя мало сорняков

3) обогащают почву калием

4) обогащают почву азотом

1) наличие мочковатой корневой системы

2) наличие на корнях клубеньковых бактерий

3) небольшая поверхность корневых волосков

4) слаборазвитый главный корень

1) строение корневой системы

2) внутреннее строение стебля

3) строение цветка и плода

4) жилкование листьев

А9. Для цветковых растений семейства Крестоцветные характерен венчик из:

1) трёх лепестков

2) четырёх лепестков

3) пяти лепестков

4) шести лепестков

А10. К семейству Паслёновые класса Двудольные относится:

Читайте также: