Посадки овощей и пряно ароматических растений характерны для

Обновлено: 18.09.2024

Чинампас – это пример:

А) висячих садов; б) плавучих садов; в) нагорных садов; г) романтических садов.

4. Акрополь – является примером садово-паркового искусства:

А) Египта; б) Европейских садов Средневековья; в) Испано-мавританских садов;

5. Священные рощи типичны для садово-паркового искусства:

А) Египта; б) Античной Греции; в) садов модерн.

6. Эпоха Позднего Возрождения относится к периоду: а) XIIIв.; б) XIVв.; в) XVI в.;

7. Нимфей – это: а) зеленый амфитеатр; б) воздушный театр; в) прообраз грота; г) тип водного устройства.

8. Парадиз – название: а) индийского сада; б) турецкого сада; в) ассиро-вавилонского сада; г) египетского сада; д) персидского сада.

9. Какое из понятий относится к монастырским садам России: а) огород; б) сиделка;

в) чердак; г) вертоград.

10. Рустика, урбана, фруктуария являются: а) древнегреческими сооружениями;

б) садами Персии; в) типами древнерусских садов; г) типами античных вилл.

12. Бельведер – это: А) внутренний дворик монастыря; б) парадный двор замка,

в) вышка, надстройка на здании, беседка на возвышенности; г) замкнутый участок с насаждениями.

б) ипподром; в) виридарий; г) зверинец.

а) маскарон; б) буленгрин; в) ксист; г) волюта.

16. Первые висячие сады были созданы в: а) Египте; б) Вавилоне; в) древнеримских виллах; г) Индии.

17. Топиарное искусство - это: а) фигурная стрижка деревьев и кустарников; б) планировка цветников; в) способ посадки солитеров; г) использование цветочных орнаментов.

19. Закрытый внутренний дворик в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили все остальные помещения – это:

а) патио; б) клуатр; в) атриум; г) бельведер.

20. Клуатр – это: А) внутренний дворик монастыря; б) парадный двор замка,

в) вышка, надстройка на здании, беседка на возвышенности; г) замкнутый участок с насаждениями.

21. Пергола впервые появилась:

А) в садах Египта; б) в садах Античного Рима; в) в испано-мавританских садах; г) в эпоху барокко.

б) буленгрин; в) букетная посадка; г) боскет.

23. Сады Боболи - пример: А) средневекового закрытого сада; б) барочного сада;

в) регулярного сада эпохи Возрождения.

25. Естественный или искусственно созданный холм, с вьющейся дорожкой, ведущей от основания к вершине, называется: А) олимп; б) парадиз; в) биндаж; г) парнас.

26. Лучевые или радиальные аллеи соответствуют композиции садов: а) Древнего Египта; б) эпохи Возрождения; в) эпохи Средневековья; г) эпохи барокко.

27. Лабиринты впервые появились в садах: а) испано-мавританских; б) эпохи Средневековья; в) Персии; г) эпохи барокко.

28. Китайским садам и паркам присущи следующие особенности: а) контрастные смены пейзажей; б) водоемы занимают первое место в парке; в) правильные геометрические контуры водоемов; г) обилие цветочного оформления.

30. Для регулярного стилевого направления не характерны: а) симметричное оформление композиционной оси; б) террасированный рельеф; в) свободная сетка плана и естественный рельеф; г) формовка и стрижка крон деревьев.

32. Каскады – водное устройство характерное для: А) садов античного Рима; б) садов античной Греции; в) садов Персии; г) китайских садов; д) итальянских садов эпохи Возрождения.

33. Для Верхнего парка в Петергофе характерна: А) осевая планировка; б) трехлучевая планировка; в) пятилучевая планировка; г) планировка по принципу чор-баг.

34. Зарубежный мастер, принимающий участие в создании парков Павловска и Гатчины: а) Росси; б) Растрелли; в) Камерон; г) Ленотр.

35. Марли и Монплезир – являются композиционными центрами:

а) Екатерининского парка; б) Павловского парка; в) Версальского парка; г) Петергофа.

36. Колоннада Аполлона, мост Кентавров, Пиль-башня являются достопримечательностями парка: а) Кусково; б) Царицыно; в) Гатчина;

37. К московским объектам ландшафтного искусства 18 века относятся: а) Кусково;

б) Царское Село; в) Архангельское; г) Стрельна.

38. Создатель паркового ансамбля Царицыно: а) Неелов; б) Воронихин; в) Баженов;

39. Достопримечательностями Павловского парка являются: а) колоннада Аполлона;

б) Храм Дружбы; в) Катальная горка; г) Виноградные ворота.

41. К регулярным садам Австрии относятся: а) Вертлиц; б) Шенбрунн; в) Герренхаузен; г) Бельведер.

42. Характерные черты японского сада: а) обширные пространства газонов;

б) отсутствие скульптур; в) обилие цветочного оформления; г) тяготение к символике.

43. Посадки овощей и пряно-ароматических растений характерны для: а) монастырских садов Европы XVI – XVII в.в.; б) храмовых садов Японии; в) монастырских садов России XVI – XVII в.в.; г) священных рощ Древней Греции.

45. Камеронова галерея – комплекс построек в парке: а) Петергофа; б) Царицыно; в) Царского села; г) Павловского.

46. Основной доминантой Верхнего сада Петергофа является: а) фонтан Сампсона; б) аллея фонтанов; в) фонтан Фаворитный; г) фонтан Нептуна.

47. Пирро Лигорио является создателем сада: а) виллы Адриана; б) виллы Капраролла;

в) виллы д Эсте; г) виллы Ланте; д) виллы Мадама.

49. Летний сад в Петербурге: а) один из первых городских пейзажных парков; б) один из первых городских регулярных парков; в) скульптуры являются украшением сада; г) планировка территории носит европейский характер.

50. Стрельна – считается единственным в своем роде: а) парком-оранжереей; б) парком скульптур; в) водным парком; г) луговым парком.

51. Особенностями парка Софиевка являются: а) композиционная ось определяется осью реки; б) композиционная ось ведет к дворцу; в) широкое использование природного камня; г) обилие скульптур птиц и животных.

52. Сады вилл Гарцони, Альдобрандини относятся к садам эпохи: а) Средневековья;

1 – русских монастырских садах, 2 - персидских садах, 3 - в садах стиля

модерн, 4 - в китайских садах.


  1. Подберите правильный термин, соответствующий определению: «Посадка деревьев в шахматном порядке, нижняя часть ствола освобождается от ветвей

  1. Естественный или искусственно созданный холм, с вьющейся дорожкой, ведущей от основания к вершине, называется:

– по периметру в виде зеленых стен, внутри – сплошной посадкой и

Коломенское, 6 – Измайлово.
18. Закрытый внутренний дворик в средней части древнеиталийского и

древнеримского жилища, куда выходили все остальные помещения – это:

1 – Виноградный сад, 2 – Просянский сад, 3 – Сад Толгского монастыря,

4 – Сад при Потешных палатах.

планировка, 4 – планировка по принципу чор-баг.


  1. Первый ансамбль А. Ленотра, в котором он воплотил основные принципы регулярного паркостроения был:

Тюильри.
23. Пейзажная планировка зародилась в:

1 – садах Китая, 2 – древнеримских садах, 3 – садах Франции XVII

века, 4 – садах Японии, 5 – английских садах XVII века, 6 - 1 и 4, 7 – 2

1 – пейзаж, 2 - пейзажная картина, 3 – виста, 4 – визуальное ядро.
25. Посадки овощей и пряно-ароматических растений характерны для:

1 – монастырских садов Европы XVI – XVII в.в., 2 – храмовых садов

Японии, 3 – монастырских садов России XVI – XVII в.в., 4 – священных

рощ Др. Греции, 5 – 1 и 2, 6 – 1 и 3, 7 – 2 и 4.

- китайских садов, 5 – итальянских садов эпохи Возрождения.

1 – героон, 2 – ипподром, 3 – виридарий, 4 – зверинец, 5 – дукт.
29. Аграф, волюта, крестоцвет, пальметта = это:

1 – типы клумб, 2 - элементы партерных цветников, 3 – способы посадки

Деревьев, 4 – приемы размещения МАФ.

Александрии, 6 – Стрельны.

1 – один из видов МАФ, 2 – тип регулярного цветника, 3 – установка для подъема воды.


  1. Священные рощи типичны для садово-паркового искусства:

37. Сады Великих Моголов находились в:

1 – виллу Нерона, 2 – виллу императора Августа, 3 – виллу императора Адриана.
39. Лабиринт сначала появился:

1 – на опорных колоннах соборов, 2 – в садах монастырей, 3 – на мозаичных панно мощения соборов.

1 – сакральное, 2 – декоративное или 3 – утилитарное значение.
43. Переделка естественного ландшафта в искусственный характерна для:

1 – Х. Рептона, 2 – У. Кента, 3 – Л. Брауна.
Правильные ответы:

1 – 4, 2 – 3, 3 - 3, 4 - 4, 5 - 3, 6 - 1, 7 - 1, 8 - 2, 9 - 1, 10 – 4, 11 – 4, 12 – 1, 13 - 2, 14 - 3, 15 - 4, 16 - 4, 17 - 2, 18 - 3, 19 - 2, 20 – 1, 21 - 5, 22 – 2, 23 - 6, 24 - 3, 25 - 6, 26 - 5, 27 - 1, 28 – 2, 29 - 2, 30 - 4, 31 – 3, 32 – 2, 33 – 3, 34 – 2, 35 – 1, 36 – 2, 37 – 3, 38 – 3, 39 – 3, 40 – 3, 41 - 3, 42 - 1, 43 - 1, 44 – 3.

АЛЬТАНКА - парковое сооружение легкой ажурной конструкции, изначально высокий балкон или выступ.

АМФИТЕАТР – зрелищное сооружение в форме эллипса или полукруга со ступенчато расположенными рядами сидений.

АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД - травник, огороженный сад для выращивания лекарственных и плодовых растений (душистых трав, цветов, овощей, кустарников).

АРАБЕСКА - вид сложного орнамента, состоящего из стилизованных листьев, цветов геометрических фигур, иногда надписей на арабском языке.

АТРИУМ - закрытый внутренний дворик в древней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили все остальные помещения.

АХ - АХ ( от англ. HA - HA) один из приемов разграничения пространства сада и окружающей местности, скрытая в углублении граница сада или парка.
БЕЛЬВЕДЕР - изначально вышка, надстройка на здании, откуда открывается красивый вид на окрестности, перспектива на пейзаж, впоследствии - отдельная подстройка на возвышении.

БЕРСО – сводчатая аллея, образованная с помощью полусферических связанных каркасов, на которых смыкаются кроны деревьев.

БОСКЕТ - замкнутое геометрически очерченное пространство, окруженное со всех сторон стенами из плотно посаженных деревьев или кустарников, подвергшихся специальной стрижке.

БРОДЕРИ – кружевной партер.

БУЛЕНГРИН – газон спортивного типа в виде слегка заглубленного в грунт прямоугольника с пологими откосами.
ВЕРТЮГАДЕН – небольшое (до 80 см) террасированное возвышение, ограниченное с одной стороны стриженой зеленой стенкой.

ВИСТА – узкая перспектива, предельно ограниченной пространство, прорыв с открытием перспективы на окружающий ландшафт вдоль главной оси.

ВИСЯЧИЕ САДЫ - сады, расположенные на плоской крыше, галерее или специальных каменных опорах.

ВИРИДАРИЙ – небольшой зеленый садик, окруженный колонами и украшенный фонтаном или небольшим водоемом и цветниками.
ГЕРМА – четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой или бюстом.

ГЕРООН – священная роща со статуями, мемориальными деревьями.

ГЛОРИЕТТА – павильон – колоннада на возвышении у входа в парк или точка, которая замыкает глубокую многоплановую перспективу.

ГРОТ – искусственное парковое сооружение для отдыха в тени, созданное по подобию грота в скалах или нагромождениях из естественных камней.
ЗВЕНИНЕЦ - лесистая территория, обычно со специально устроенными

просеками, отводимая для охоты в парках XVII - XVIII в.в.
ИППОДРОМ – в Древнем Риме сад регулярной планировки характерной формы: в виде закругленного с одной стороны прямоугольника.
КАБИНТЕТ - элемент внутренней пространственной садово-парковой композиции боскета, образованный стриженными стенами липы или граба.

КАРТУШ – растительный орнамент в виде полуразвернутого свитка.

КВИНКУС – группа растений, состоящая из пяти экземпляров, высаженных букетной посадкой.

КЕНКОЖ - посадка деревьев сдвинутыми рядами в шахматном порядке, с открытыми внизу стволами.

КЛУАТР – закрытый двор в католическом монастыре, окруженный внутренней галереей, по периметру часто устанавливали контейнеры с цветами.

КОМПАРТМЕНТ - отдельная садово – парковая композиция в садах и парках XVII – XVIII в.в.

КСИСТ – небольшое пространство перед домом в виде плоского, разбитого на квадраты сада с четки осевым построением, преобладанием газонов и бордюров.

КУРДОНЕР - парадный двор в виде П-образного пространства, окруженный корпусами зданий и обычно отделенный от улицы оградой.
ЛУГОПАРК - благоустроенный луг, растительность которого обогащена деревьями, кустарниками и цветами, улучшающими рекреационные качества лугового ландшафта.

ЛЮСТГАУЗ - садовый павильон в форме большой беседки, обычно с пышной архитектурной отделкой.
МАСКАРОН – декоративный рельеф в виде маски, его обычно помещают на замках арок, оконных и дверных проемов, используют в качестве водометов или источников.

МЕНАЖЕРИЯ - домик для содержания птиц, сетчатый вольер.

МИЛОВИД - в русских парках XVII - XIX в.в. беседка, из которой открывается особенно живописная панорама.
НИМФЕЙ - богато украшенное сооружение с бассейном для купания в садах Древнего Рима.
ОБМАНКИ - живописные изображения, размещавшиеся на стенах зданий или стилизованных архитектурных сооружений или на холстах, натянутых в конце аллей и создающих иллюзии далекой перспективы.

ОГОРОД - одно из названий сада при русской усадьбе, в котором обычно выращивались плодовые деревья и кустарники, овощи, лекарственные и пряные растения.

ОКНО - проем в стене, предназначенный для объединения нескольких пейзажей или просвет в массиве (куртине) для придания пейзажу декоративности.

ОСТРОВ - уединенное место в парке, предназначенное для созерцательного отдыха, размышлений в одиночестве.
ПАРАДИЗ - персидский сад, изобилующий розами, птицами, фонтанчиками, небольшими затененными водоемами, символизирует рай на Земле.

ПАРНАС - естественный или искусственно созданный холм с вьющейся спиральной тропинкой или дорожкой, ведущей от основания к вершине.

ПАТИО - небольшой замкнутый стенами или высокими каменными оградами сад испано-мавританского происхождения.

ПЕРИСТИЛЬ - внутренний дворик с бассейном, фонтаном и цветниками, окруженный колоннадой, отличающийся регулярной планировкой.

ПРАТО – общественный парк Средневековья, находящийся за городскими стенами.
РУИНИРОВАНИЕ - возведение искусственных развалин храмов, гробниц, башен, колоннад и др. построек, прием характерный для пейзажных садов.
ТАЙНЫЙ САД - уединенный уголок, защищенный от ветров и предназначенный для созерцания и рассмотрения, размышлений.

ТОПИАРНОЕ ИСКУСТВО - фигурная стрижка деревьев и кустарников, с целью приданиям им строгих геометрических форм или облика животных, скульптур, архитектурных сооружений.
ХАОС - нагромождение диких скал, крупных каменных глыб в романтических парках XVIII - XIX в.в. Символизирует бездну, начальное состояние материального мира.
ЧЕРДАК - в русских садах XVII века открытая садовая беседка, обычно опирающаяся на столбы.

ЧИНАМПАС – плавучий сад в Мексике, представляющий один из вариантом малых садов.

ЧОР - БАК (чор – баг) - принцип планировки исламских садов, в основе которого лежат четыре квадрата. Широко применялся в Древней Персии и Индии.
ЭРМИТАЖ - постройка, расположенная в глубине парка, вдали от дворца или главного дома усадьбы и предназначенная для уединенного отдыха, размышлений.

ЭФЕМЕРИДЫ - временные легкие, часто разборные или переносные конструкции в парках XVIII века, рассчитанные на иллюзорное и мимолетное впечатление.


  1. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Основная литература
Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство: Учебник для вузов по спец. Лесное хозяйство. – М. Агропромиздат, 1088. - 220с.

Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988. – 415с.

Зюилен Г. Все сады мира. М.: АСТ. Изд-во Астрель – 2004. - 232с.

Палентреер С.Н. Садово0парковое искусство вып. 1 и вып. 2, М.: МЛТИ, 1978, - 76с., 44с.

Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М. 1986. - 84с.

Николаева Н.С. Японские сады. М.: Изобразительное искусство, 1975. – 254с.

Гарнизоненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 314с.

Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград. Садово-парковое искусство России (от истоков до начала ХХ века). М.: Культура. 1996 – 431с

Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура_С. 2003.- 203с.

Курбатов В.Я. Сады и парки. История и теория садового искусства. Петроград, изд-во т-ва М.О.Вольфа. 1916. – 752с.

Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. – М.: Дизайн Информация. Картография., Изд-во Астрель, 2000 – 448 с. Гл. 8 – Волшебство сада.

Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства. М.: ИНФРА-М, 2004 – 350 с.

Сычева А.В., Титова Н.П. Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды. Минск.: Вышейшая школа. 1984. – 125с.
2. Дополнительная литература

Залеская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура: Учебник для студ. Вузов М.: Стройиздат, 1979. – 238с.

Николаевская З.А. Садово-парковый ландшафт. М.: Стройиздат, 1989. – 341с.

Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. М.: Стройиздат,. 1985. – 328с.

Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Л.: Наука, 1982. – 343с.

Боговая О.И., Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест. М.: Агропромиздат, 1990. – 374с.

Колесников А.И. Декоративная дендрология. М.: Изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. 1976. – 674с.

Рубцов Л.И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. Киев: Наукова Думка. 1977. – 272с.

Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М.: Стройиздат. 2004 – 238с.

Ильинская Н.А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. Л.: Стройиздат. 1003 – 160с.


Немного истории

Первые огороды появились давно, на заре цивилизации. Человек решил, что выращивать растения рядом со своим жилищем гораздо надежнее и выгоднее, чем собирать съедобные растения, растущие в дикой природе. Конечно, в те далекие времена никто не задумывался об эстетике огородов, главной задачей было прокормиться. Сады, в которых стали выращивать красивые растения, появились гораздо позднее, сначала на Востоке, а потом в средневековой Европе.
Первые огороды с регулярной планировкой известны с XIV века. Они представляли собой разграниченные зоны с плодовыми деревьями и небольшими садиками, в которых выращивались разнообразные овощи, пряные и лекарственные травы, цветочные растения. Сады такого типа, в основном, располагались на территориях монастырей и замков богатых феодалов.
Монастырские сады и огороды имели строгую геометрическую планировку, но выглядели очень изысканно. Изыск заключался в том, что декоративные деревянные шпалеры и решетки повторяли в своем рисунке элементы архитектуры, то есть просматривалась прямая связь архитектуры с ландшафтной композицией.
Наиболее известным примером регулярных огородов является декоративный огород Вилландри во Франции. Все элементы выполнены из огородных культур, а традиционные садовые растения выступают лишь как дополнение, прекрасно сочетаясь с эффектными овощами.
В России по указу Петра I во всех крупных городах были устроены аптекарские огороды при монастырях и военных госпиталях. Самым образцовым считался огород, который появился в 1714 году на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. Его отличал традиционный для Западной Европы регулярный стиль, но он был несколько сдержан по разнообразию использованных в нем растений.

Регулярная планировка


В современном декоративном огороде дружно соседствуют овощи, пряные травы, цветочные и плодовые культуры. Размеры и форма такого огорода зависят от ваших возможностей, а стиль – от ваших предпочтений.
Давайте разберемся в основных принципах и требованиях огорода в регулярном стиле:
1. Самое главное – участок, отведенный под такой огород, должен быть ровным.
2. Обязательным является осевая планировка и симметрия.
3. Наличие прямых гравийных или мощенных натуральным камнем дорожек.
4. Лучше, если такой огород будет окружен оградой или живой изгородью.
5. Присутствие симметричных акцентов, в виде растений, скульптур, кадок с цветочными культурами или травами.
6. Форма гряд и их расположение должны образовывать четкий геометрический рисунок в виде квадрата, круга или прямоугольника.
7. Наличие низких формованных бордюров, которые являются обязательным элементом в построении регулярных огородов.
В условиях средней полосы России в качестве бордюрных растений подойдут: астра кустарниковая, иссоп, шалфей, шнитт-лук, карликовые сорта барбариса Тунберга, чубушник венечный ‘Гном’ и даже сорта листового салата, а также петрушка, кориандр, морковь.

При создании бордюра советую придерживаться следующих правил:
- в бордюрах следует использовать растения одного вида или сорта, либо сходные по высоте и плотности, чтобы не нарушалась четкая бордюрная линия;
- растения в бордюре должны быть невысокими, с плотными кустиками, стабильно декоративными и хорошо поддающимися стрижке;
- в овощные бордюры следует включать культуры с поздним и средним сроком созревания, так как они долго остаются декоративными;
- оптимальные условия агротехники (свет, полив, почва) должны быть выровненными на всем протяжении бордюра, иначе он будет выглядеть неоднородным, а, следовательно, не качественным.
8. Приветствуется использование конструкций для вертикального озеленения (перголы, шпалеры, трельяжи), которые хорошо разграничивают зоны и сектора огорода.
9. В качестве акцентов следует применять формованные деревья или кустарники. С этой ролью хорошо справятся: липа, клен приречный, бирючина, пузыреплодник, боярышник сливолистный, туя западная, ель европейская, тис и др.
10. Обязательное использование лекарственных, пряных и ароматических трав, а из цветочных культур классическими для декоративных огородов являются розы, лилии, ирисы и вьющиеся однолетники.

Свободная, или пейзажная планировка


Остановимся на основных принципах создания декоративного огорода в свободном стиле:
1. Для пейзажного стиля характерны свободные, тяготеющие к природным, плавные линии планировки.
2. Растения размещают не в геометрическом порядке, а используя совсем другие композиционные приемы.
3. Группы из растений составляются также по декоративным признакам, учитывая форму; размер; цвет и фактуру листьев, цветков, соцветий и плодов, но, в них совсем отсутствует симметрия.
4. Важным преимуществом такой планировки является выбор любого места участка под огород, например, в зоне барбекю или около летней кухни. Это может быть миксбордер, в котором будут присутствовать посадки овощей, лекарственных и пряных трав, зеленных культур, однолетних и многолетних травянистых растений и даже декоративных кустарников. Такой миксбордер вам будет очень легко вписать в уже сложившуюся структуру сада. Особенно это актуально для небольших участков, во-первых, вы вносите новый элемент в дизайн сада, во-вторых, получаете возможность собирать урожай полезных культур, не выделяя дополнительной площади под огород. Даже из одних овощных культур такой миксбордер будет выглядеть очень оригинально, добавляя разнообразие в дизайн сада.
5. Но, к созданию декоративно-овощного миксбордера надо подойти продуманно, иначе вы рискуете получить просто большую и бестолковую овощную грядку.
На что надо обязательно обратить внимание при проектировании такого миксбордера:
- высота растений, чтобы передний план не перекрывал вид на растения среднего и заднего плана, если планируемая посадка будет одностороннего обзора. К тому же, вы добьетесь правильного распределения света для растений;
- цветовое решение на ваше усмотрение, но все же, огородный цветник будет более эффектным и привлекательным, если построить его на цветовых контрастах.
6. Форма огородного цветника может быть самой разнообразной, в виде волн или завитков. Обратите особое внимание на междурядья, которые должны быть аккуратными и способными подчеркнуть рисунок вашего огорода. Их можно засыпать щепой, цветным гравием или древесной корой (толщина слоя 15–20 см). Все эти отсыпки подходят для огорода, расположенного на ровном участке, в противном случае первый сильный дождь смоет их на грядки с растениями.

Огород в стиле кантри


Прародительницей огородов в стиле кантри является известный английский ландшафтный дизайнер Гертруда Джекилл. Она ратует за то, что в небольших коттеджных садиках всегда найдется место не только для цветов и декоративных деревьев и кустарников, но и для овощей и пряной зелени.
Ухоженные грядки с салатом, луком, петрушкой, свеклой и морковкой выглядят очень привлекательно, но если к ним подсадить декоративную капусту и цветочные культуры, то это уже самые настоящие цветочные клумбы!
В таких огородах высаживают большое количество цветочных растений, многие из которых дикоросы, имеющие привлекательный внешний облик.
Места под посадку растений могут иметь правильную геометрическую форму или вольную в виде цветников и миксбордеров.
Обязательный элемент в окружении огорода – живые изгороди, которые выполняют из декоративных кустарников или травянистых многолетников.
В огородах стиля кантри все малые архитектурные формы выполняют из дерева. Из него делают перголы, летние беседки и садовую мебель: столы, стулья, скамьи и кресла. Приветствуются также элементы дизайна, выполненные из ивового прута: плетни-ограждения, корзины для овощей, опоры в виде конуса для вьющихся растений (душистого горошка, декоративной фасоли, вьюнков).
Эффектным и очень уместным дополнением к огородам в стиле кантри будут предметы сельского обихода и изделия народных промыслов – глиняные горшки, лейки, корыта, бочки, тачки, потешные пугала и т. д.

Декоративные признаки овощных культур

Среди овощных культур найдется много растений, которые по своим декоративным качествам не уступают однолетникам и многолетникам. Они способны обратить на себя внимание в качестве акцентных растений, незаменимы в бордюрах, вертикальном озеленении, а пряные и ароматические травы насытят воздух приятными ароматами, которые благотворно действуют на психику человека.

Окраска


Вариантов множество, это и бордовые листья салатов и базилика, малиновые и желтые черешки мангольда и свеклы столовой, пестрая листва некоторых сортов шалфея и тимьяна.
Незаменимые растения для декоративных огородов – настурция и бархатцы, палитра окраски их цветков очень велика и разнообразна. Они разбавят монотонную зелень капустных и морковных грядок, защитят посадки от вредителей и болезней. Ведь известно, что несколько кустиков настурции, высаженные на грядке с томатами, отпугнут от них белокрылку, или, бабочки-капустницы выберут для кладки яиц, настурцию, а на капусту не обратят внимание.
Желтые зонтики укропа внесут в композиции легкую дымку, создавая при этом им дополнительный объем и воздушность.
А, как хороши серебристые, резные листья кабачков, на фоне которых другие растения будут выглядеть более контрастно.
Интересные сочетания дают ажурные листья моркови с сизо-зелеными стрелками шнитт-лука, который к тому же и эффектно цветет, выбрасывая сиреневые головки небольших соцветий.

Фактура листьев


Для овощных культур, пожалуй, фактура листьев является основным декоративным признаком. Ведь у большинства из них внешний облик формируется листовой массой. Многие культуры создают насыщенные зеленые пятна разных оттенков: светло-зеленые, изумрудные, темно-зеленые, золотисто-зеленые и т.д. за счет фактуры листвы. Это щавель, эстрагон, морковь, всевозможные луки и различные сорта петрушки и салата.
У овощных культур листья могут быть гладкие и блестящие, опушенные и гофрированные, как, например, у салатов и декоративной капусты. Достойным украшением любого огорода будут и такие крупные, архитектурные растения, как хрен, ревень, артишок.
Особенно привлекательно смотрятся сочетания, построенные на контрасте растений с крупными листьями с видами, образующими изящные ажурные кусты. Например, огромные гофрированные листья капусты листовой и перистые кустики моркови или кустового укропа.

Плоды


Плоды у большинства растений бывают очень привлекательными по форме и окраске – от ярко окрашенных тыкв и кабачков до красных помидоров и миниатюрных алых и зеленых перчиков.
Необыкновенно хороши представители семейства тыквенные: патиссоны, кабачки и ее величество тыква. Это просто произведение искусства, такие они разнообразные по форме, окраске и размерам. Декоративные сорта тыквы будут украшать ваш огород до поздней осени, а избранные станут украшением кухни или столовой. Из мелкоплодных сортов тыквы можно делать различные композиции, которые разнообразят интерьер вашей кухни в городской квартире.
Учитывая декоративные признаки овощных культур, и включив свою фантазию и полную свободу творчества, можно добиться потрясающих результатов. Самое главное можно экспериментировать каждый год, вводя в композиции новые овощные культуры и их сорта.

Пряно-ароматические и лекарственные растения


Без этих травянистых растений декоративный огород будет не полным. Вот, небольшой перечень культур, который стоит включить в ассортимент декоративного огорода:
1. Базилик мятолистный – теплолюбивое растение, которое выращивают как однолетнее, высотой до 50 см. Декоративность ему придают темно-фиолетовые листья и бело-розовые цветки. Обладает интенсивным пряным ароматом.
2. Лофант анисовый обладает лечебными свойствами, имеет сильный анисовый аромат, способен украсить любой цветник, есть декоративные формы с оранжевыми и малиново-пурпурными соцветиями.
3. Душица обыкновенная – многолетнее травянистое растение, используется в кулинарии и обладает лекарственными свойствами. Возможно выращивание в контейнерах.
4.Шалфей мускатный – многолетнее пряно-ароматическое и лекарственное растение с красивыми цветками розового или лилового цвета.
5. Мяту длиннолистную отличают эфироносные, сизо-зеленые листья и лиловые колосовидные соцветия. Чай с мятой – приятный и полезный напиток, который вас согреет и напомнит об ушедшем лете.

 (550x314, 76Kb)

Сад пряных трав: как это было раньше…
Пряно-ароматические растения, обладающие целебными свойствами, издавна целенаправленно культивировались. Сведения об их использовании можно найти в древнихтрактатах самых разных народов. Буддийская медицина говорит о том, что лекарства растут вокруг нас, надо только суметь их увидеть. Уже древние греки знали анис, тмин, фенхель, мяту перечную, майоран, тимьян, кориандр. Пряные растения использовали в пищу, из них готовили снадобья, эликсиры, душистые масла, бальзамы и благовония.
В Средневековье ароматные растения и травы выращивали в монастырских садах.

Эти сады имели небольшие размеры и простую планировку. Огороженные стенами, они размещались во внутренних двориках, тесно примыкая к храму. Квадратные или прямоугольные садики разделялись крест-накрест мощёными дорожками. В центре располагалось древо жизни — большое апельсиновое или яблоневое дерево. Сад, отделённый стенами от греха и вмешательства тёмных сил, символизировал рай.

По назначению сады делились на аптекарские, кухонные и плодовые огороды.

Тимьян (Thymus) с великолепным ароматом, многочисленными видами и сортами незаменим в пряном саду. Быстро разрастаясь, он образует плотные декоративные подушки, в июне сплошь покрытые лиловыми соцветиями. Все виды тимьяна: т. Ранний (T. praecox), т. ползучий (T. serpillum), т. лимоннопахнущий (T. citriodorus) — прекрасные почвопокровные растения, хороши на переднем плане цветников и в качестве заполняющего растения. Сорта с серебристой золотистой и белоокаймленной листвой добавят ярких красок даже без цветков.
Трудно представить сад ароматов без шалфея (Salvia) — орнаментального, долго цветущего многолетника с прямостоящими побегами, плотными колосовидными соцветиями и привлекательной листвой. Наиболее плотное цветовое пятно даёт шалфей дубравный (S. nemorosa) и его сорта с различными оттенками синего. Шалфей луговой (S. pratensis), цветущий в первой половине лета, имеет сорта с сине-фиолетовыми и розовыми цветками. Шалфей мускатный (S. sclarea) — высокий многолетник для заднего яруса.
Шаровидные, одревесневающие кусты иссопа лекарственного (Hyssopus officinalis) с вертикальными побегами очень хороши в бордюрах. Над его фиолетовыми, розовыми и белыми соцветиями постоянно кружатся шмели и

Читайте также: