При скрещивании томата с пурпурным стеблем и рассеченными листьями с растением с зеленым стеблем

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Задачи по генетике. Сцепленное наследование.

1. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

2. При скрещивании чистых линий кукурузы, в початках которой зёрна хорошо выполнены и алейроновый слой окрашен, с растениями, имеющими сморщенные зёрна и бесцветный алейроновый слой, в первом поколении все початки были с выполненными зёрнами, имеющими окрашенный алейроновый слой. При анализирующем скрещивании растений F1 в потомстве было получено 4 фенотипических класса в соотношении 132 : 128 : 27 : 25. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

3. Скрестили растение кукурузы нормального роста с прямыми листьями с карликовым растением со скрученными листьями. Всё потомство было имело нормальный рост и прямые листья. При анализирующем скрещивании гибридов F1 было получено 4 фенотипических класса: 248, 256, 18 и 19 растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

4. Скрестили двух мух дрозофил: с серым телом и нормальными крыльями и с чёрным телом и редуцированными крыльями. В первом поколении всё потомство имело серое тело и нормальные крылья. Самок из F1 скрестили с самцами, имеющими чёрное тело и редуцированные крылья. В результате было получено 4 фенотипических класса: 44, 12, 15 и 45 мух. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы и фенотипы всех родительских особей и потомков. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

5. При скрещивании растений томата с пурпурным стеблем, рассеченными листьями и растений с зеленым стеблем и цельными листьями все растения получились с пурпурным стеблем, рассеченными листьями. В анализирующем скрещивании особей F1 в потомстве получены четыре фенотипические группы: 321, 105, 103 и 315 растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещивания. Объясните формирование четырех фенотипических групп в указанном соотношении.

6. При скрещивании растения томата с высоким стеблем и овальными плодами с карликовым растением с округлыми плодами всё потомство получилось с высоким стеблем и округлыми плодами. При анализирующем скрещивании

полученных гибридов наблюдалось появление четырёх фенотипических групп потомков: 45, 41, 12 и 10 растений. Составьте схему решения задачи.

Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.

7. Скрестили самку дрозофилы с короткими крыльями, с пятном на крыле и самца с нормальными крыльями, без пятна на крыле. Все полученные гибриды в F1 имели нормальные крылья с пятном. Для самца первого поколения провели анализирующее скрещивание. В полученном потомстве (F2) оказалось 50 % особей с нормальными крыльями, без пятна на крыле и 50 % с короткими крыльями, с пятном на крыле. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в двух скрещиваниях. Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании.

8. Скрестили высокие растения томата с округлыми плодами и карликовые растения с грушевидными плодами. Гибриды первого поколения получись высокие с округлыми плодами. В анализирующем скрещивании этих гибридов получено четыре фенотипические группы: 40, 9, 10 и 44. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп в потомстве.

9. При скрещивании томата с пурпурным стеблем и рассечёнными листьями с растением с зелёным стеблем и цельными листьями всё потомство получилось с пурпурным стеблем и рассечёнными листьями. При анализирующем скрещивании растения, полученного в первом скрещивании, было получено потомство: 210 растений с пурпурным стеблем и рассечёнными листьями, 70 растений с пурпурным стеблем и цельными листьями, 71 растение с зелёным стеблем и рассечёнными листьями и 209 растений с зелёным стеблем и цельными листьями. Составьте схему решения задачи, определите генотипы и фенотипы потомства. Объясните появление фенотипических групп в F2.

10. Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% — извитую шерсть нормальной длины, 10% — прямую нормальной длины и 10% — извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в этом скрещивании?

11. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. Все гибриды первого поколения были с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75 % особей с серым телом и нормальными крыльями и 25 % с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признака и полученные результаты.

12. При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой получили 9 высокорослых растений с цельной листовой пластинкой, 42 высокорослых растения с расчленённой листовой пластинкой, 40 карликовых растений с цельной листовой пластинкой и 10 карликовых растений с расчлененной листовой пластинкой. Определите генотипы и фенотипы родителей. Определите генотипы потомства. Объясните появление 4 фенотипических групп.

13. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены и кроссинговера не происходит, и потомство F1, если происходит кроссинговер у самок при образовании половых клеток. Объясните полученные результаты.

14. При скрещивании растений томата с округлыми плодами (А) и нормальными листьями (В) с растениями, имеющими продолговатые плоды и пятнистые листья, в потомстве получено 350 растений с округлыми плодами и нормальными листьями, 123 растения с продолговатыми плодами и нормальными листьями, 119 растений с округлыми плодами и пятнистыми листьями и 344 растения с продолговатыми плодами и пятнистыми листьями. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

15. При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

16. Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян — над жёлтым. При скрещивании растения с гладкими фиолетовыми семенами и растения с морщинистыми жёлтыми семенами получили 4749 потомков с гладкими фиолетовыми семенами, 4698 — с морщинистыми жёлтыми семенами, 301 — с гладкими жёлтыми семенами и 316 — с морщинистыми фиолетовыми. Составьте схему скрещивания. Какой тип наследования наблюдался в данном случае?

17. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

18. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зёрнами с растением, дающим морщинистые неокрашенные зёрна, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зёрна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.

19. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 — с морщинистыми окрашенными; 4010 — с морщинистыми неокрашенными; 149 — с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

20. При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F1 получились с усиками и яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F1 получили растения: 323 с усиками и яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий - 28
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

3151. При скрещивании томата с пурпурным стеблем и красными плодами и томата с зелёным стеблем и красными плодами получили 631 растение с пурпурным стеблем и красными плодами и 207 растений с пурпурным стеблем и жёлтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

1) Поскольку в потомстве 100% - пурпурные, значит, тот родитель, который пурпурный стебель, красные плоды - AABb согласно закону единообразия гибридов первого поколения. По второму признаку в потомстве появляются жёлтые плоды, значит, оба родителя гетерозиготны по второму признаку (Bb)
2) Генотипы родителей:
пурпурный стебель, красные плоды: AABb (гаметы: AB и Ab)
зелёный стебель, красные плоды: aaBb (гаметы aB и ab)
3) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

4) Соотношение генотипов в F1:
1 пурпурный стебель (AaBB) : 2 AaBb : 1Aabb
Соотношение фенотипов в F1:
3 (пурпурный стебель, красные плоды) : 1 (пурпурный стебель, желтые плоды)

Таких задач в ЕГЭ по биологии пруд пруди. В части С всегда последнее задание — С5 — либо ДНК-РНК-белок, либо задача по генетике.

Поэтому нам надо разобраться со всеми каверзами подобных примеров.

Задача ЕГЭ по генетике №1

генетика

Записываем дано:

У нас 2 признака, поэтому эта задача ЕГЭ по генетике на дигибридное скрещивание.

h — рецессивный ген гемофилии, сцеплен с Х-хромосомой, значит аллель будут выглядеть как X h.

а-альбинизм, рецессивный признак, находится в аутосоме, значит, не связан с полом. Обозначаем просто как «а«.

Родители нормальные по этим двум признакам:

Генотип матери: X H X H АА либо X H X h Аа

Генотип отца: X H YАА либо X H YАа

а сын альбинос и гемофилик, т.е. его генотип — X h Yaa. X h сын мог унаследовать только от матери, т.к. отец не имел этого признака.
аа — по одному признаку от отца и от мамы, значит, оба родителя гетерозиготны по этому признаку:

отец — X H YАа × X H X h Аа — мать

составляем решетку Пеннета:

решетка Пеннета

а) Итого 12 генотипов:

  • девочка здоровая, пигмент
  • девочка здоровая, альбинос
  • мальчик здоровый, пигмент
  • мальчик здоровый, альбинос
  • мальчик больной, пигмент
  • мальчик больной, альбинос

в) Вероятность рождения мальчика альбиноса гемофилика 1 из 16

г) Здоровые девочки — 6 из 16

Это довольно сложная задача, т.к. здесь надо учитывать 2 признака. Она трудоемкая по подсчетам и надо очень внимательно прописывать генотипы. Но, все задачи по генетике имеют простой алгоритм решения:

  1. Обозначить признаки — большой буквой — доминантные, маленькой буквой — рецессивные
  2. Обозначить генотипы мужского и женского организмов (указать все возможные варианты)
  3. Расписать варианты гамет
  4. Составить решетку Пеннета

Бывают обратные ЕГЭ по генетике — когда дан генотип гибрида, а определить нужно родителей. В этом случае надо обозначить то, что ребенок наследует признаки и от мужского, и от женского организма.

Задача ЕГЭ по генетике №2

задачи ЕГЭ по генетике

Дано:

  • А — длинные уши;
  • а — безухость;
  • Аа — короткие уши;
  • B — черная шерсть;
  • b — белая шерсть


Ответ:

  • длинноухая черная овца, гетерозиготная по второму признаку: ААBb;
  • короткоухий белый баран: Ааbb

составляем решетку Пеннета:

задачи ЕГЭ по генетике

  • AABb — длинноухий, с черной шерстью;
  • АаBb — короткоухий с черной шерстью;
  • ААbb — длинноухий, с белой шерсткой;
  • Ааbb — короткоухий с белой шерстью;


Вероятность рождения безухих белых ягнят — 0%

Задача ЕГЭ по генетике №3

задачи ЕГЭ по генетике

Дано:

А — гладкие семена

Решение:

скрестили дигетерозиготное растение с рецессивным:

По сути это — анализирующее скрещивание и соотношение в потомстве должно было бы быть 1:1:1:1. У нас наблюдается расщепление 1:1 (1500 : 1490) и маленькие числа, не попадающие под правило: 100 и 110.

Посмотрим на генотипы F1:

  • 1500 морщинистые окрашенные: aB\\ab
  • 1490 гладкие неокрашенные: Аb\\ab


Значит, генотипы родительских форм были:

Аb

aB

ab

110 и 100 — результат кроссинговера

Еще на эту тему:

Здравствуйте, Лолита Витальевна! Помогите, пожалуйста, проверить задачу по генетике. Условие приблизительное (как помню):
А — пурпурная окраска стебля; а — зелёная окраска стебля; B — расщеплённые листья; b — цельные листья.
При скрещивании было получено: пурпурных расщеплённых — 210, пурпурных цельных — 70, зелёных расщеплённых — 71, зелёных цельных — 209. Определить генотипы родителей и потомства, тип скрещивания и закон, который проявляется.
Правильно ли я понимаю, что это сцепленное наследование и анализирующее скрещивание? Ни какой другой закон не подходит. В третьем законе Менделя проявление рецессивных признаков минимальное, а тут оно наравне с доминантными. Да и к тому же: по цифрам равномерного расщепления не получается.

210:209:70:71 это примерно 3:3:1:1, ну или 3:1
Значит, АаBb х Аabb
НЕ анализирующее
см. рисунок

расщепление 3::1:1

Проблема как раз в том, что гомозигот по рецессиву (т.е. зелёных цельных) должно получиться в примерно в ТРИ раза больше, чем зелёных расщепленных. Как-то так:
A_B_ — 210
A_bb — 70
aaB_ — 71
aabb — 209
Если посмотреть расщепление по отдельным признакам, оно будет 1:1! 280 пурпурных : 280 зелёных; 281 расщеплённых : 279 цельных.
Независимое наследование тут, по-моему, вообще не подходит.

Нужно точное условие. Чуть не так — уже вся задача меняется… вы уверены, что там именно такие признаки именно так обозначены?

Да, именно так. Я точно помню, что считала расщепления по каждому отдельному признаку, и оно получалось примерно 1:1. Гомозигот по рецессиву точно было или 210, или 209. Я могла переставить местами цифры 209 и 210, 70 и 71, т.к. они похожи. Но это не меняет общий план задачи, которую я написала выше.
Меня смущает тот факт, что авторы указали такие странные цифры. Зачем это различие на несколько единиц, если расщепление подразумевалось стандартное?

Две аллели были указаны в тексте работы, я определила только две недостающие. Думаю, там сложно было ошибиться.

ну вот, смотрите схему:
АаBb — перпурный рассеченный — 350 (210?)
Ааbb — пурпурный цельный — 209
ааBb — зеленый рассеченый (70)
aabb — зеленый цельный
Значит, P: АаBb х Аabb
вид скрещивания — дигибридное. Закон — независимое наследование

Нет, немного по-другому.
Попробую сформулировать условие по памяти:
Растение (не помню какое) может иметь пурпурную (A) или зеленую окраску и расщеплённые (B) или цельные листья. При скрещивании двух растений было получено 210 пурпурных расщеплённых, 70 пурпурных цельных, 71 зеленых расщеплённых и 209 зелёных цельных растения. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Определите тип (вид?) скрещивания. Какой закон наследования проявляется в данном случае? Объясните распределение фенотипов в полученном потомстве.

Ольга, важны не числа, а их соотношения. И генотипы с фенотипами. Давайте сделаем так — напишите, что именно вам не понятно в моем решении — генотипы, фенотипы или числа?

Соотношение фенотипов A_B_:A_bb:aaB_:aabb у Вас получается 3:3:1:1, а по условию требуется 3:1:1:3

давайте внимательно разберем аллели:
A — пурпурный
а -зеленый
В — расщепленный
b — цельный
получили 210 пурпурных расщепленных -> A_B_
70 пурпурных цельных -> A_bb
71 зеленых расщепленных -> ааB_
209 зеленых цельных -> aabb
при генотипах родителей AaBb и ААBb расщепление будет 9:3:3:1 — не подходит по нашему условию
при генотипах ААBb и ааbb (анализирующее скрещивание) расщепление будет 1:1:1:1 — тоже не подходит.
Если у нас будет гомозиготы хоть по одному признаку у обоих организмов, тоне будет 4 вариантов в потомстве…
Вывод — что-то не так в условии… может у них ошибка. может у вас по-памяти что-то не так запомнилось…
Мы с вами здесь рассмотрели все варианты

Возможно… да, наверное здесь сцепленное наследование…

Добрый вечер,Лолита Витальевна! Если Вас не затруднит,помогите разобраться с задачей
Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы,скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плод.Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов.Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?Растение с каким генотипом надо выбрать, чтобы поставить анализирующее скрещивание? Какое при этом будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2
Признаки я установила
жел.- а
диск.-В
бел.-А
шар.-в
Если в F1 все единообразны и фенотипу белые и дисковидные, то их родители будут иметь генотипы ааВВ -желт.диск и ААвв бел. шар. и потомки имеют генотип АаВв
Может я не так пнимаю А вот дальше с анализирующим вообще ступор

Спасибо за помощь,но почему 50 % У нас расщепление идет по двум парам признаков,значит особь даст 4 типа гамет, а в результате скрещивания должно быть соотношение 1 : 1 : 1:1 Поясните почему АаВв даст два типа гамет Если испытуемая особь гомозиготна по одному и гетерозиготна по другому признаку (например, ААВЬ), то в потомстве образуются два фенотипических класса (АаВЬ и АаЬЬ) в соотношении 1:1, т. е. произойдет расщепление по гетерозиготному признаку. Р ААВЬ х aabb G (АВ) (АЬ) (аЬ) FaH АаВЬ АаЬЬ 1 : 1 У нас испытуемая особь гетерозиготна по двум признакам

когда дигетерозиготный организм, то расщепление по одному признаку 50% и по другому 50% — получается, как вы написали — 1:1:1:1

Добрый день! Спасибо Вам огромное, благодаря Вам мои сомнения развеялись.

я рада 🙂 пишите вопросы, если опять возникнут — все разберем! 🙂

Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы родителей, потомства, возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков. Помогите пожалуйста для сравнения.

дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в) — А_вв
пурпурные цветки и колючие коробочки — А_В_
В потомстве получены следующие фенотипы:
— с пурпурными цветками и колючими коробочками — А_В_
— с пурпурными цветками и гладкими коробочками — А_вв
— с белыми цветками и колючими коробочками — ааВ_
— с белыми цветками и гладкими коробочками — аавв
Т.к. в F1 есть генотип аа, то генотип родителей: АаВ_ х Аавв, тогда
с пурпурными цветками и колючими коробочками — А_В_ = Аавв
Т.к. есть генотип вв, то Р: АаВв и с белыми цветками и колючими коробочками — ааВ_ = ааВв
Соотношение генотипов: 1:1:1:1
Характер -независимое наследование признаков (3-й закон Менделя)


32. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их
потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей,
гибридов первого поколения и тип наследования признака.
ОТВЕТ: Появление промежуточного признака в потомстве показывает на неполное
доминирование признака. Генотипы родительских растений (Р): АА и аа. Гаметы: А и а.
Генотипы первого поколения : Аа.
33. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования
признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен
или несцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.

ОТВЕТ: 1) Признак доминантный, так как передается всегда потомству, не сцеплен с
полом, так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. 2) генотипы
детей в F

женщины – аа и Аа

Мужчины – аа и Аа. Генотипы потомков F

мужчина – Аа. Генотипы родителей:

женщина: аа, мужчина Аа.
34. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и
томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным
стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми
плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей,
потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
ОТВЕТ: генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB
и Ab); зеленый стебель, красные плоды –aaBb (гаметы aB и аb); генотипы потомства в F

Aabb; соотношение генотипов и фенотипов в

пурпурный стебель, красные плоды – 1

пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb.
35. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления
признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом.
Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

Читайте также: