Проект по биологии 6 класс на тему прорастание семян огурец

Обновлено: 18.09.2024

Количество часов в неделю: 1 час, в планировании номер урока 22.

Дата урока : 6а — 09.02., 6д — 09.02.

Время реализации урока : данный урок является представлением результатов активного использования проектных и исследовательских технологий в 6 классе по внедрению ФГОС в образовательном процессе.

Тип урока: у рок решения исследовательских задач (открытие нового знания).

Вид урока : исследование (начальный уровень).

Целевое назначение : п рактическая направленность изучения теоретических положений ( акцент смещен с теоретических знаний на исследовательскую деятельность учащихся, на обучение навыкам проведения полноценного естественнонаучного исследования через постановку эксперимента).

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.

Формы и методы обучения: проблемный, групповая, индивидуальная, активные методы обучения ( проблемные ситуации, обучение через деятельность, метод исследовательского изучения).

Средства обучения:

- для учителя: учебник, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер.

Наименование учебника: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В. В. Пасечник. – 4е изд., стереотип - М.: Дрофа, 2016.- 207, (1) с.

Подготовка к уроку: создаются исследовательские группы по два-четыре человека, в которые объединяются учащиеся на основе своих склонностей, интересов, способностей, психологических предпочтений . Каждой группе даётся задание, инструкция по выполнению эксперимента, алгоритм по которому необходимо подготовить отчёт. Перед ними учитель ставит цели, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента ( за 10-14 дней до даты проведения урока). Учащиеся закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течении времени эксперимента школьники наблюдают за прорастанием, ухаживают за прорастающими семенами, делают фотографии объектов изучения, готовят отчет в соответствии с заданиями. Учащиеся решают вопрос исследования и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента. До выполнения эксперимента учащимся известна лишь его цель, но не ожидаемый результат. На уроке каждая группа выступает с кратким докладом и демонстрацией результатов работы: отвечает на вопрос эксперимента, делает вывод, проводит самоанализ. Перед началом урока капитан исследовательской группы сдает учителю заполненный лист по вкладу каждого члена в работу группы. Подготовка проектора, для демонстрации презентации к уроку, и экрана для предоставления отчета членами исследовательских групп. Ученические столы расставляются по два в ромбе ( по количеству групп).

Исследовательские группы : 1группа — изучает влияние факторов неживой природы на прорастание семян; 2 группа — влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян; 3 группа — влияние глубины заделки семян в почву на прорастание;

4 группа — влияние света; 5 группа — изучает строение семян; 6 группа — определяет всхожесть семян; 7 группа — этапы прорастание семян.

План урока: 1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

4. Первичное осмысление и закрепление, применения знаний.

5. Итоги урока. Рефлексия

6. Домашнее задание

Цель для учеников: изучение условий прорастания семян.

Цели для учителя:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

- Образовательные: обеспечить знание учащимися условий необходимых для прорастания семян; сформировать умение посадки семян различных растений в почву разного типа;

- В оспитательные: воспитать любовь к природе; воспитать в учениках уверенность в своих силах;

- Развивающие: организовать групповую исследовательскую деятельность; развить логическое мышление (на основе усвоения причинно-следственных связей), коммуникативную культуру.

Характеристика деятельности учащихся (виды учебной деятельности): работа с текстом параграфа учебника, биологическими терминами, выделять признаки, сравнивать и описывать биологические процессы. Объяснять роль биологических процессов. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Опорные понятия, термины : семя однодольных и двудольных растений.

Основные термины и понятия : условия прорастания семян, проросток, всхожесть, подземное и надземное прорастание, теплолюбивые и холодостойкие растения.

Планируемые результаты:

- личностные: формируется познавательный интерес к изучению биологии, осознание возможности использования полученных знаний в практической деятельности при условии соблюдения определенных правил, оформление отчетов ; умение эстетически воспринимать объекты природы; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе, отношение к жизни как бесценному дару, в оспитание интереса к земледелию, знание роли труда человека;

- метапредметные: познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, умение пользоваться дополнительными информационными источниками, моделирование понятий ;

-регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа, оценка действий партнера;

- коммуникативные: воспринимать информацию на слух, грамотно формулировать вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение работать в группе;

- предметные: знать основные понятия темы - проросток; давать определения понятиям: семя, зародыш, оптимальные условия; различать семена однодольных и двудольных растений; выделять существенные признаки подземного и надземного типов прорастания семян; характеризовать условия необходимые для прорастания семян; описывать правила посева семян; различать теплолюбивые и холодостойкие растения на рисунках, и среди натуральных объектов; объяснять причины различной глубины заделки семян у разных видов растений; проводить фенологические наблюдения; умение использовать лабораторное оборудование .

Использованная литература:

Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5- 11 кл.- второе издание, стереотип.- М.:Дрофа, 2011.

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко / авт.-сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2007.

Кузнецова В. И. Уроки ботаники: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

Трайтак Д.И."Книга для чтения по биологии. Растения" - М.: Просвещение, 1996.

Хуторской А.В. "Ключевые компетенции на уроках естественнонаучного цикла" - М.: ЦДО "Эйдос" 2009.

Организационная структура урока

Эпиграфы к уроку: Практика -лучший учитель (Цицерон).

Если хочешь , чтобы дело было сделано хорошо — делай его сам (английская пословица).

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Прорастание семян. Презентация на заданную тему содержит 25 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Семя Это- орган размножения семенных растений. Что является важным в семени? Зародыш Из него вырастает растение

Прорастание - это переход от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и образующегося из него проростка.

Прорастание семени - это формирование проростка из зародыша. Прорастание семени - это формирование проростка из зародыша. Первым появляется зародышевый корешок, из него развивается главный корень у двудольных, или несколько корешков у однодольных. Затем на поверхность выносится почечка.

Температуры прорастания семян Высеваются при t от 0 - 50C. (пшеница, овёс, ячмень, горох, рожь, лён,клевер)

Посев семян. Проросток – молодое растение со стеблем и листьями которое развивается из зародыша – семени.

Всхожесть семян. Из 20 взятых семян, проросло 10 семян. Посчитайте % всхожести семян . по формуле , где n - число проросших семян Х= n*100/20 Решение: 20-100% 10-Х% Х=10*100/20 ответ: всхожесть семян -50 %

Рекомендации (перед посадкой семян) 1.Следовать указаниям на упаковке с семенами. 2.Необходимо дождаться тёплой погоды. 3.Проверять срок годности семян на упаковке. 4.Следовать указаниям по агротехнике возделывания семян на конкретной упаковке. 5.Проверять всхожесть семян. 6.Высаживать семена только в выходные дни. 7.Высаживать семена под вечер. 8.Высаживать семена рано утром. 9.Браться за работу в хорошем расположении духа и в отличном настроении. 10.Подготовить землю перед посадкой семян.

Вывод: 1. Семя - орган размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений. 2. Для прорастания семян необходимы условия: вода, кислород воздуха, определенная температура, питательные вещества и наличие живого зародыша. 3. При благоприятных условиях семена прорастают и дают начало новому растению. 2. Зная условия прорастания семян, нужно во время хранения их создавать условия, препятствующие их прорастанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учщихся, лабораторный эксперимент, наблюдение, изучение темы, составление отчета.


КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

детский оздоровительно-образовательный туристский центр

Общеобразовательная школа – интернат

Исследование условий влияющих на прорастание семян

учащиеся 6 класса

1. Строение семени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1. Строение семени и его роль в жизни растения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.2. Этапы прорастания семян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.3. Условия, влияющие на прорастание семян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

2. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

2.1. Объект исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

2.2. Постановка эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

2.2.1. Хронология наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.2.2. Необходимость определенных факторов для прорастания семян . . . . . . . . . . . . . . . .10

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Рост растения обычно начинается с прорастания самого важного органа размножения – семени. Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Семена с погибшими зародышами теряют всхожесть.

Для прорастания семян необходимо наличие влаги, кислорода и благоприятных условий. В природе встречаются растения, требующие дополнительных условий для прорастания семян. Например, влияние света на прорастание семян бывает весьма значительным. Существуют растения, семена которых легко прорастают на свету, к ним относится морковь, мятлик луговой. Другие же растения, например, табак, для усиленного прорастания семян требуют очень кратковременного светового раздражения, необходимого для нарушения покоя семян.

Актуальность изучения темы заключается в том, что данная работа будет полезна садовникам, цветоводам и всем, кто хочет посадить растения.

Гипотеза: мы предполагаем, что на прорастание семян влияют такие факторы как свет, вода, тепло, кислород, глубина заделки семян.

Целью исследования является изучение влияния различных факторов на прорастание семян.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Дать характеристику процессу прорастания семян;

Выделить основные условия, влияющие на прорастание семян;

Выбрать объект исследования;

Установить на практике влияние конкретных факторов на прорастание семян;

Сформулировать вывод о влиянии конкретных условий на прорастание семян.

1. Строение семени

1.1 Строение семени и его роль в жизни растения

Семенные растения, к которым относятся голосеменные и покрытосеменные растения, наиболее сложно устроенные организмы царства Растения. Их отличительное свойство – размножение и расселение с помощью семян.

В нашем исследовании внимание уделяется изучению покрытосеменных растений. Среди цветковых растений выделяют два класса – однодольные и двудольные растения.


Рассмотрим строение семени однодольного растения на примере пшеницы (рис. 1). Семя пшеницы снаружи покрывает околоплодник, который очень плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Он выполняет функцию защиты. Большую часть семени занимает запасающая ткань – эндосперм. Зародыш занимает незначительную часть, но его роль самая главная, т.к. это взрослое растение в миниатюре. Зародыш растений имеет типичное строение и состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки, отличие заключается лишь в количестве семядолей. У однодольных растений – одна семядоля.


Семена двудольных растений рассмотрим на примере семени фасоли (рис. 2). Семя снаружи покрывает семенная кожура, выполняющая защитную функцию. Эндосперм в семени отсутствует, его функцию выполняют семядоли, которые занимают большую часть семени. Зародыш состоит из тех же частей: корешок, стебелёк, почечка и семядоли.

Семена цветковых растений играют важную роль для растительного организма. С помощью семян растения размножаются и расселяются.

Для человека и многих животных семена служат пищей. Ради получения плодов и семян человек выращивает зерновые, овощные, сахаристые и масличные культуры, плодовые деревья и ягодные кустарники.

Такие технические культуры как хлопчатник, лен, конопля, используются в промышленности.

1.2. Этапы прорастания семян

Когда семя оказывается в благоприятных условиях, то оно прорастает (рис. 3). Сначала из семени, разорвав семенную кожуру, вырастает зародышевый корень. Он растёт быстрее других органов растений. Зародышевый корень растет вниз и закрепляет проросток в почве. У однодольных растений из семени вырастает не только главный корень, но и еще несколько корней, берущих начало от зародышевого стебля.


Немного позже корня и медленнее его начинает расти зародышевый

побег, который растет вверх. Для роста проросток использует питательные вещества, запасенные в семени. Стебель удлиняется и выносит вверх семядоли и верхушечную почку. Далее развивается уже надземный побег с настоящими листьями.

Когда же у растения развиваются листья, то оно может питаться самостоятельно. Позже на нем вырастают цветки, которые развиваются в семена и плоды. Таким образом, из семени вырастает новое растение, которое дает новые семена.

1.3. Условия, влияющие на прорастание семян

Семена могут долгое время лежать в бумажных пакетиках, в мешках из ткани, в зернохранилищах, находясь в состоянии покоя и не прорастать. Какие же условия способствуют тому, что зародыш семени начинает развиваться?

Прорастание семян обычно начинается с момента проникновения воды в семя через семявход. Вода, таким образом, является необходимым условием прорастания семян. Проникнув в семя, вода вызывает его набухание — семя несколько увеличивается в объеме. При этом запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях, переходят растворимое состояние и становятся доступными для клеток живого зародыша.

2. Температура

Важным условием прорастания семян является температура. Различают температуры прорастания семян минимальные, при которых прорастание едва начинается, оптимальные, при которых прорастание идет наиболее энергично, и, наконец, максимальные, при которых прорастание начинает прекращаться. Опыты показывают, что для каждого растения существуют свои температуры минимума, оптимума и максимума прорастания.

Когда семечко выходит из состояния покоя, оно начинает дышать. Пока цела семенная кожура, дыхание может быть бескислородным (анаэробным), и воздух не требуется. Но с того момента, когда под влиянием большого давления, развивающегося внутри набухшего семени, семенная кожура лопается, семя требует кислорода. Чем выше температура, при которой происходит прорастание, тем интенсивнее дышат семена и тем важнее, чтобы к прорастающим семенам был свободный доступ воздуха.

Хорошая обеспеченность семян кислородом не только ускоряет процесс прорастания, но сказывается благотворно на дальнейшем росте всходов.

4. Глубина заделки семян

Глубина заделки семян зависит от их размера и свойств почвы. Чем крупнее семена, тем глубже их сеют. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени. Мелкие семена репы, лука высевают на глубину 1–2 см, семена средних размеров редиса, огурцов – на глубину 2–4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов требуют глубину 4–5 см. Если крупные семена посеять менее глубоко, им не хватит влаги.

Семена растений, более требовательных к теплу, высевают, когда почва достаточно прогреется. С посевом семян теплолюбивых растений (кукуруза, фасоль, огурцы, томат) запаздывать нежелательно. С каждым днем солнце пригревает все сильнее, и почва все более высыхает. Поэтому опоздание с посевом семян этих растений снижает урожай. Учитывая это семена теплолюбивых растений высевают, как только почва нагреется до 10–12ºС. Позднее семена попадут в теплую, но сухую почву и будут прорастать медленно, что снизит урожай.

2. Практическая часть

2.1. Объект исследования

Объектом исследования мы выбрали фасоль обыкновенную. Ее легко изучать, она неприхотлива в выращивании, даёт многочисленные плоды, которые можно употреблять в пищу.

Фасоль обыкновенная является травянистым видом растения, относится к семейству Бобовые. Отличается прямым, вьющимся стеблем. Стебель, который вьется является достаточно длинным, может достигать около 3 метром. Цветки у фасоли мотыльковые, они находятся на длинных ножках и собираются в пазушное соцветие. Фасоль может цвести лиловым, темно-фиолетовым и белым цветом. Плоды приносит только в конце лета.

Плоды представляют собой продолговатые изогнутые или прямые бобы, они могут достигать 4 или 20 см. Внутри содержатся эллиптические семена. Впервые узнали о фасоли в Южной Америке, затем она постепенно распространилась в другие страны. В России о растении начали говорить только в 18 веке.

На сегодняшний день обыкновенная фасоль – это культурное растение, которое имеет разные сорта. Для ее выращивания выбирают солнечные участки и плодородную почку. Фасоль выращивают даже в суровом климате, она может адаптироваться к разным условиям.



Заготавливать растение нужно сразу же, когда полностью созреют плоды. Делают это в конце августа начале сентября.

В каком месте хранить подготовленную фасоль? Обращаем ваше внимание, что помещение должно быть обязательно сухим, хорошо проветриваться и оборудовано специальными стеллажами. Хранится сырье не более 3 лет.

Полезный состав фасоли: в семенах содержится белок – 25%, он является легкоусвояемым. Фасоль богата на витамины, минералы. В растении много витамина С, В2, В 6, РР, Е. Ценится фасоль за содержание достаточного количества магния, железа, серы, аминокислот, калия.


2.2. Постановка эксперимента

Мы взяли 6 чашек Петри, на дно каждой положили фильтровальную бумагу и положили по 2 семя фасоли:

В одну чашку (№ 1) семена полностью залили водой, закрыли, оставив семена без доступа света и кислорода.

Во другие, мы налили немного воды на фильтровальную бумагу и поместили в разные температурные условия:

- в прохладное светлое место (№ 2)

- в светлое место при комнатной температуре (№ 3)

- в темное место при комнатной температуре (№ 4)

- в светлое место при температуре 30 ºС (№ 5)

- одну чашку Петри с семенами (№ 6) оставили без воды и поместили рядом с чашкой №3

2.2.1. Хронология наблюдения

Результат второго дня:

Семена набухли, во всех чашках кроме № 6, чашки покрылась капельками конденсата, это говорит о том, что семена дышат.

Результат третьего дня:

Все семена кроме № 6 набухли, в № 5 появился маленький корешок, в чашке № 6 без изменений.

Результат четвертого дня:

В чашках № 1 и № 2 семена набухли, в чашках № 3 и № 4 появился маленький корешок, в чашке № 5 Появились семядольные листочки, в чашке № 6 без изменений.

Результат пятого дня:

В чашке № 1 семена набухли, в чашке № 2 появился маленький корешок, в чашках № 3 и № 4 продолжается рост корешка, растрескивание семенной кожуры, в чашке № 5 активно растет корешок и семядольные листочки между которыми проявилась почка побега, в чашке № 6 без изменений.

Результат седьмого дня:

В чашке № 1 семена набухли, при попытке из посмотреть они полностью распались в руках, в чашке № 2 растрескивание семенной кожуры, показались семядольные листки, в чашках № 3 и № 4 появились семядольные листочки, в чашке № 5 активно растет корешок и семядольные листочки и появляется первый настоящий лист, в чашке № 6 без изменений.

Цель проекта: проследить, как из семян вырастают новые растения, выяснить опытным путём,- какие условия необходимы для прорастания семян.

Задачи проекта:

  • Подготовить необходимое оборудование для проекта
  • Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.
  • Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени
  • Оформить свои наблюдения в дневник
  • Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

  • поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях
  • творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся
  • исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: семена огурцов, томатов, фасоль, пшеница.

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Сроки реализации проекта: 12 октября 2017 года –14 ноября 2017 года

Актуальность

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое.

Исследовательская работа разделяется на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части мы изучили вопросы проращивания семян и обработали необходимую информацию. В практической части использовали опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых нами были сделаны соответствующие выводы.

Гипотеза

Среди большого разнообразия растений всем семенам необходимы одинаковые условия для прорастания. Поэтому, мы предположили, что семена бобов, огурца, томата, пшеницы, фасоли можно прорастить в домашних условиях. Для чистоты эксперимента использовался различный материал для посадки: опилки, почва, торфяные таблетки и гидрогель.

Перед началом исследования была выдвинута гипотеза: если исключить одно из условий, то семена не прорастут.


План реализации проекта

  • Уточнить условия прорастания семян. Этапы прорастания семян.
  • Выяснить эффективные методы проращивания семян в домашних условиях.
  • Наблюдать за развитием ростков.
  • Следить за соблюдением условий.
  • Вести дневник наблюдения.
  • Приобрести новые знания.
  • Получить конечный результат.
  • Сделать вывод.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате работы будет создан проект.

Учащиеся 5 класса проявят интерес и примут активное участие в поиске материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта, расширят свой кругозор, приобретут опыт в сфере растениеводства.

Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной позиции ребят, формирования чувства ответственности.

Читайте также: