Программа спортивной подготовки по стрельбе из лука

Обновлено: 15.09.2024

Программа разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730), учитывает требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта стрельба из лука (Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 18.06.2013 № 399).

Настоящая программа является основным документом, определяющим цели и содержание учебного процесса по стрельбе из лука в МБУС СШ "Одинцово" г. Одинцово.

Основными задачами реализации Программы являются:

  1. Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании.
  2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.
  3. Формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.
  4. Выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Программа направлена на:

  1. Отбор одаренных детей.
  2. Создание условий для физического образования, воспитания и развития детей.
  3. Формирования знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе и в настольном теннисе.
  4. Подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
  5. Организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
  • Характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации обучения.

Стрельба из лука имеет тысячелетнюю историю. Искусство владеть луком высоко ценилось на заре развития человечества.

Лук - одно самых древних видов оружия в истории человечества. Изобретенный много веков назад, он до сих пор служит людям. Как вид спорта стрельба из лука зародилась в Швейцарии в 15 веке в память о легендарном Вильгельме Телле. Современные правила состязаний были выработаны в конце 19 века.

Стрельба из лука – это вид спорта, в котором производится стрельба из лука стрелами на точность или дальность. Победителем является спортсмен или команда, которая наберет большее количество очков, согласно правилам соревнований. Олимпийский вид спорта с 1900г.

В процессе обучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность.

Программа регламентирует организацию и планирование учебно-тренировочного процесса стрелков на различных этапах многолетней подготовки.

Многолетняя подготовка стрельбе из лука - длительный процесс, во время которого происходит становление спортсмена от новичка до мастера спорта, входящего в число сильнейших стрелков мира.

Организация занятий по Программе осуществляется по следующим этапам (периодам) подготовки:

- этап начальной подготовки – до 3 лет;

- тренировочный этап (период базовой подготовки) – до 2 лет;

- тренировочный этап (период спортивной специализации) – до 3 лет;

- этап совершенствования спортивного мастерства – до 2 лет.

Этап начальной подготовки. Продолжительность этапа – 2-3 года.

В группу начальной подготовки зачисляются учащиеся, прошедшие тестирование физической подготовленности и психических свойств личности с выполнением установленных нормативов.

Цель, задачи и преимущественная направленность:

  • формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • формирование у детей устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом;
  • улучшение всесторонней физической подготовленности и укрепление здоровья занимающихся;
  • воспитание специальных физических качеств для успешного овладения техническими действиями;
  • обучение основным техническим действиям и тактическим комбинациям;
  • формирование свойств личности и структуры мотивов, необходимых для достижения высоких результатов в теннисе;
  • обучение ведению соревновательной борьбы в тренировочных матчах и турнирах.

Этап начальной подготовки является важным этапом отбора спортивно одаренных детей для их последующей многолетней подготовки в спортивной школе.

Тренировочный этап. Тренировочные группы формируются на конкурсной основе из числа здоровых учащихся, проявивших способности к стрельбе из лука, прошедших необходимую подготовку не менее одного года, выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Продолжительность этапа – 5 лет.

Основными задачами подготовки на данном этапе являются:

  • повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
  • приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта стрельба из лука;
  • определение индивидуального стиля стрельбы из лука;
  • приобретение соревновательного опыта;
  • формирование спортивной мотивации;
  • укрепление здоровья спортсменов.

Этап спортивного совершенствования. Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в тренировочных группах. Продолжительность этапа – 2 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.

Особое внимание на этом этапе подготовки следует уделять уровню физического развития и функционального состояния занимающихся. Кроме того, важно строго контролировать выполнение спортсменом тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки, обращая внимание на динамику спортивно-технических показателей и результаты выступлений в соревнованиях.

Основными задачами подготовки на данном этапе являются:

  • повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
  • совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
  • стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
  • дальнейшее совершенствование своего стиля стрельбы;
  • поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
  • сохранение здоровья спортсменов.

На этап совершенствования спортивного мастерства прием на обучение не проводится. На данном этапе продолжают обучение дети, зачисленные в организацию и прошедшие обучение на тренировочном этапе (спортивной специализации).

Срок обучения по Программе – 10 лет. Для детей, планирующих поступление в образовательные организации профессионального образования, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, срок освоения Программы может быть увеличен на 1 год.

Образовательная организация имеет право реализовывать Программу в сокращенные сроки.

Программа обеспечивает последовательность и непрерывность процесса становления спортивного мастерства юных спортсменов, преемственность в решении задач укрепления здоровья, гармоничного развития всех органов и систем организма, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, трудолюбия, обеспечение всесторонней общей и специальной подготовки занимающихся, овладение техникой и тактикой избранного вида спорта, развития физических качеств, создания предпосылок для достижения высокого спортивного мастерства.

Важной составляющей частью Программы является система восстановительно-профилактических мероприятий, прохождение инструкторской и судейской практики, организация воспитательной работы.

В программе раскрываются основные аспекты содержания тренировочной и воспитательной работы, приводятся примерные планы распределения учебного материала по группам и разделам подготовки, базовый учебный материал, система контрольных нормативов и требования для перевода занимающихся в группы более высокой спортивной квалификации.

Программа предусматривает создание условий для развития волевых качеств, способности к сопереживанию, эмоциональной стабильности, двигательной памяти, стрессоустойчивости.

Минимальный возраст детей для зачисления в группы для занятий стрельбой из лука составляет 11 лет.

Учебные группы в отделении стрельбы из лука комплектуются в соответствии с нормативно-правовыми требованиями, учётом возраста и спортивной подготовленности занимающихся (таблица 1).

Режим тренировочной работы

Кол-во учащихся в группе

Максимальное кол-во уч. часов в неделю

Требования по физич. подготовке в конце года

Нормы ОФП, СФП, 1ю.-3р.

Нормы ОФП, СФП, 3р.-1р.

Нормы ОФП, СФП, 1р. – КМС

Нормы ОФП, СФП, 1-КМС

Нормы ОФП, СФП, 1-КМС

Нормы ОФП, СФП, КМС, МС.

Продолжительность одного занятия не должна превышать:

- в группах начальной подготовки первого года обучения 2-х часов;

- в группах начальной подготовки свыше года и в тренировочных группах 3-х часов;

- в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю, - 4-х часов, при двухразовых тренировках в день - 3-х часов.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

МБУС СШ "Одинцово" г. Одинцово организует работу по Программе в течение всего календарного года. В каникулярное время могут открываться в установленном порядке спортивные или спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием, проводить учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объемы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не должно превышать 50% от базовых недельных величин учебного плана. В соответствии с финансовыми возможностями спортивной школы и по согласованию с учредителем рекомендуется направлять в спортивные лагеря лучших спортсменов, выполнивших контрольно-переводные нормативы. Спортсмены проводят в летнем спортивно-оздоровительном лагере 6 недель, либо самостоятельно по заданиям тренера поддерживают свою спортивную форму (переходный период или активный отдых).

2.1. Продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям

Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 52 недели. На этапах совершенствования спортивного мастерства планирование годичного цикла подготовки определяется календарем соревнований, поэтому продолжительность сезона подготовки устанавливается администрацией индивидуально.

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Инструкторская и судейская практика

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Инструкторская и судейская практика

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Инструкторская и судейская практика

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Инструкторская и судейская практика

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Инструкторская и судейская практика

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Инструкторская и судейская практика

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Инструкторская и судейская практика

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Инструкторская и судейская практика

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Инструкторская и судейская практика

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

ПО МЕСЯЦАМ И ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

2.2. Соотношение объемов тренировочного процесса

В процессе реализации Программ по стрелковым видам спорта предусмотрены следующие соотношения объемов обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана:

- оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся (в объеме от 50% до 80% от аналогичных показателей, устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки по избранному виду спорта);

- теоретическая подготовка в объеме от 5% до 10% от общего объема учебного плана;

- общая и специальная физическая подготовка в объеме от 20% до 25% от общего объема учебного плана;

- избранный вид спорта в объеме не менее 40% от общего объема учебного плана;

- специальные навыки в объеме от 10% до 15% от общего объема учебного плана;

- работа со спортивным и специальным оборудованием в объеме от 10% до 15% от общего объема учебного плана;

- самостоятельная работа обучающихся в пределах до 10% от общего объема учебного плана;

- организация возможности посещений обучающимися официальных спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на территории Российской Федерации;

- организация совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-спортивными организациями;

- построение содержания Программы с учетом индивидуального развития детей, а также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации.

2.3. Навыки в других видах спорта

Для подготовки обучающихся, используя навыки в других видах спорта, развиваются следующие виды качеств:

- силовые способности (статическая и силовая динамическая выносливость);

В стрельбе из лука целесообразно использовать подвижные игры с выраженными силовыми напряжениями статического характера. Также используются навыки баскетбола, волейбола, шашек, шахмат.

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Методическая часть Программы включает учебный материал по основным предметным областям, его распределение по годам обучения и в годовом цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения; а также содержит

практические материалы и методические рекомендации по проведению тренировочных занятий.

3.1. Содержание и методика работы по предметным областям,

В процессе обучения на первом этапе в группах начальной подготовки предусматривается:

На втором этапе стрелковой подготовки в учебно – тренировочных группах необходимо выполнение следующих основных положений:

На третьем этапе в группах спортивного совершенствования спортивная подготовка включается в себя:

3.2. Избранный вид спорта

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника – это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова, она позволяет развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, экономить расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена, обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений, обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий.

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.

К ним относятся:

- беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

- показ техники изучаемого движения;

- демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей;

- использование предметных и других ориентиров;

- звуко- и светолидирование;

- различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

- общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

- специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

- методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

- равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений. Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

3.2.2. Тактическая подготовка

Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды – называют спортивной тактикой.

Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга.

В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний.

Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.

Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям. Особенностью тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта, спортивной дисциплиной и особенностями соревнований.

3.2.3. Соревновательная деятельность

Система соревнований является важнейшей частью подготовки спортсменов. Параметры соревновательной деятельности, отражены в таблице и являются обязательными в системе планирования и контроля предпрофессиональной подготовки.

Читайте также: