Пшеница и картофель опенок и подосиновик бактерии гниения

Обновлено: 18.09.2024

1. Установите соответствие терминов между двумя колонками.

б) живые организмы озера;

е) нерпы озера Байкал;

Ответы: 1 – в, 2 – е, 3 – б, 4 – д, 5 – ж, 6‑г, д.

2. Определите, кем по способу питания являются в экосистеме перечисленные организмы (П – продуценты, К – консументы, Р – редуценты):

3) одноклеточные водоросли;

4) дизентерийная амеба;

8) гриб подосиновик;

9) гнилостные бактерии.

Ответы: П – 3, 5; К – 1, 2, 4, 6, 7; Р – 8, 9.

Работа в группах

Конструирование экосистем на планах местности. Каждая группа дает характеристику своей экосистеме.

· 1-я группа: улица города.

· 2-я группа: зимний лес.

· 3-я группа: околица деревни.

· 4-я группа: лес и берег озера.

Итог. Выставление оценок.

· 1-й вариант – кабинет биологии как модель экосистемы;

· 2-й вариант – аквариум как модель экосистемы;

· 3-й вариант – парк как экосистема.

· конкретизировать знания учащихся о структуре и компонентах биогеоценоза и его свойствах;

· познакомить с типами пищевых цепей;

· расширить знания учащихся об экосистемах;

· показать ярусное строение биоценозов, ёмкость биотопа;

· закрепить умение выделять в составе БГЦ основные его компоненты и характеризовать их.

1. Контроль знаний о природных сообществах, о БГЦ и экосистеме.

Актуализация знаний: знание особенностей видов и законов организации биогеоценозов даёт возможность поддерживать природные сообщества и грамотно создавать искусственные биоценозы, нужные человеку.

2. Изучение нового материала

Средообразующая деятельность организмов.

Ярусное расположение видов в пространстве.

Роль биоразнообразия. Жизненные формы.

4. Закрепление знаний (заполнение таблиц)

Разнообразие цепей питания

Название живых организмов: ласточка, одуванчик, пчела, лисица, гриб белая плесень, бактерии гниения, дуб, подорожник, заяц, мышь, земляника, гриб сизая плесень, дятел, ель, крот, слон, рябина.

Решение экологической задачи. Фермер собрал урожай зерна. Через месяц у него в амбаре сильно расплодились мыши, и он решил истребить их, посадив в амбар кошку.

Фермер дважды взвешивал кошку: перед посадкой в амбар она весила 3600 грамм, а после недельной охоты за мышами кошка весила уже 3705 грамм.

После чего фермер произвел расчёт и узнал, сколько примерно кошка съела мышей, и сколько эти мыши успели съесть зерна. Воспроизведите ход решения этой задачи. Будем считать, что мыши выросли на зерне этого амбара и масса одной мыши 15 грамм.

Вопросы для контроля:

2. Какое значение в сообществах имеет способность большинства животных питаться растениями и животными нескольких видов?

3. Сравните сеть и цепь питания. Выявите их сходство и различие, сделайте вывод.

4. Охарактеризуйте значение ярусного расположения для жизнедеятельности растений и животных в биогеоценозах.

5. Какова роль экологических ниш в экосистеме? Охарактеризуйте экологические ниши папоротника, лесной мыши, пчелы, гриба-подберезовика.

6. Почему человек разводит в основном растительноядных животных?

7. Почему пищевые цепи обычно включают не более 3–5 звеньев?
8. Почему биосферу называют глобальной экосистемой?
9. Роль продуцентов, консументов, редуцентов в круговороте веществ.

1. Найдите биологические ошибки в экологическом рассказе-загадке

Мы не заметили, что солнце стало сильно припекать. Пора было приниматься за работу, так как сорняков на поле хоть отбавляй! Попались нам пырей ползучий, лебеда, Иван-да-марья, чертополох – противное растение, высокое, колючее. Между грядками выросло много осоки.

Пора было собираться в дорогу. Мы оставили все консервные банки и полиэтиленовые пакеты на краю поля, ведь микробы все равно их разрушат. Остаток дня мы провели очень весело, рассказывали друг другу о своих впечатлениях, пели песни, каждый привез по большому букету луговых цветов. Какой хороший был день!


1.Источник вещества и энергии живых организмов.

3.Хищные неядовитые змеи.

4.Организм, использующий другой организм в качестве среды обитания или источника пищи.

5.Совокупность взвешенных живых организмов в океанах и озерах.

6.Совокупность всех представителей данного вида, занимающих определенную область в одно и то же время.

7.Производители органического вещества.

8.Отряд насекомых, консументы I порядка.

9.Представитель шляпочных грибов, первичный консумент.

11.Скорость образования биомассы.

12. Отдел растений, представители которого являются основными продуцентами.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 26652
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 2


Задание 17 № 25241

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Консументами в экосистемах являются

1) пшеница и картофель

2) опёнок и подосиновик

3) бактерии гниения и пеницилл

4) петров крест и повилика

6) гриб-трутовик и спорынья

Консументами в экосистемах являются:

4) петров крест и повилика

6) гриб-трутовик и спорынья

1 - продуценты; 2 и 3 - редуценты.

Продуценты (автотрофные организмы или автотрофы) — организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических. Это, в основном, зелёные растения (синтезируют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза), однако некоторые виды бактерий-хемотрофов способны на чисто химический синтез органики и без солнечного света. Продуценты являются первым звеном пищевой цепи.

Хемоавтотрофы – для синтеза органических веществ используют химическую энергию. Это серобактерии и железобактерии, получающие энергию при окислении соединений серы и железа (хемосинтез).

Консументы (от лат. consumo — потребляю) — организмы, питающиеся готовым органических веществом (животные, большинство микроорганизмов, в том числе паразитические; частично насекомоядные растения), т. е. поддерживающие свое существование с помощью преобразования вещества, произведенного продуцентами.

Редуценты (от лат. reducens — возвращающий, восстанавливающий) — организмы, главным образом грибы и бактерии, разлагающие мертвое органическое вещество и превращающие их в неорганические вещества, которые в состоянии усваивать другие организмы — продуценты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Проверочная работа №3.

1. Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют:

а) оболочки; б) цитоплазмы; в) ядра; г) вакуолей

2. Цианобактерии отличаются от других групп бактерий:

а) наличием ядра;

б) способностью создавать неорганические вещества из органических;

в) наличием процесса фотосинтеза;

г) способностью существовать в среде без кислорода

3. Бактерии – сапротрофы:

а) способны к фотосинтезу;

б) питаются готовыми органическими веществами отмерших организмов;

в) питаются готовыми органическими веществами живых организмов;

г) способны сами производить органические вещества

4. В симбиоз с бобовыми растениями могут вступать:

б) все почвенные бактерии;

г) клубеньковые бактерии

5. Заражение болезнетворными бактериями может происходить:

а) капельно-воздушным путём;

б) при контакте с больными людьми и животными;

в) при потреблении продуктов и воды, содержащих болезнетворные бактерии;

г) все перечисленные ответы верны

а) самостоятельное царство организмов;

б) организмы, образующие общее царство с бактериями;

в) представители царства Растения;

г) представители царства Животные

7. В клетках грибов отсутствует:

а) ядро; в) цитоплазма;

б) клеточная оболочка; г) хлоропласты

8. Плодовые тела шляпочных грибов служат для:

а) накопления питательных веществ;

б) переживания неблагоприятных условий;

в) вегетативного размножения;

г) образования спор

9. Грибы из корней деревьев получают:

а) органические вещества; в) минеральные вещества;

б) воду; г) витамины

10. К грибам-сапрофитам относятся:

а) белый гриб, головня, серая гниль;

б) мукор, дрожжи, маслёнок;

в) спорынья, подберёзовик, шампиньон;

г) подосиновик, пеницилл, фитофтора

В заданиях 11-14 выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11. К съедобным грибам относятся:

а) лисички; г) ложные опята;

б) бледная поганка; д) подосиновик;

в) белые грибы; е) мухомор

12. Болезнетворными бактериями являются:

а) дизентерийные; г) молочнокислые;

б) клубеньковые; д) туберкулёзные;

в) дифтерийные; е) азотфиксирующие

13. Отрицательная роль бактерий:

а) получение молочнокислых продуктов;

б) связывание атмосферного азота;

в) вызывают гниение продуктов;

г) являются возбудителями гриппа;

д) являются возбудителями туберкулёза;

е) являются возбудителями холеры

14. Положительная роль грибов:

а) продукт питания;
б) источник получения антибиотиков;

в) связывание атмосферного азота;

г) возбудители заболеваний человека;

д) участвуют в круговороте веществ;

е) разрушают деревянные постройки

15. Распределите предложенную информацию о бактериях и грибах по этим царствам.

А) Бактерии 1) отсутствие ядра;

Б) Грибы 2) наличие ядра;

3) есть виды-сапротрофы;

4) есть виды-паразиты;

5) некоторые виды способны создавать органические вещества;

6) некоторые виды могут образовывать микоризу с корнями растений;

7) для некоторых видов характерен симбиоз с растениями;

8) некоторые виды вызывают болезни у растений, животных и человека.

Внимание. В 15 задании к каждому царству относится шесть (!) фактов! Одна информация может относиться к обоим царствам! В листочках с ответами напротив каждой буквы напишите шесть цифр, которые соответствуют информации.

Проверочная работа №3.

1. Большинство бактерий размножаются:

а) спорами; в) с помощью особых половых клеток;

б) делением клетки; г) вегетативно

2. Симбиоз клубеньковых бактерий и бобовых растений:

а) полезен только для клубеньковых бактерий;

б) полезен только для бобовых растений;

в) полезен обоим организмам;

г) бесполезен для обоих организмов

3. Клубеньковые бактерии живут и размножаются в:

а) почве; в) клетках корней растений;

б) воде; г) пищевых продуктах

4.Сапротрофные бактерии осуществляют:

а) гниение; в) фотосинтез;

б) брожение; г) гниение и брожение

5. Грибы - организмы:

а) только одноклеточные;

б) только многоклеточные;

в) как одноклеточные, так и многоклеточные;

г) как одноклеточные, так и колониальные

6. Грибы размножаются:

а) только спорами; в) только вегетативно;

б) только половым путём; г) все перечисленные ответы верны

7. На деревьях паразитируют:

а) головня; в) фитофтора;

б) спорынья; г) трутовики

8. К грибам-паразитам относятся:

а) фитофтора, трутовики, ложная лисичка;

б) пеницилл, мукор, опёнок осенний;

в) мучнистая роса, спорынья, головня;

г) дрожжи, бледная поганка, сыроежка

9. Ядовитыми являются грибы:

а) бледная поганка, мухомор, сатанинский гриб;

б) сыроежки, сморчки, строчки;

в) лисички, рыжики, маслята;

г) белые грибы, грузди, желчный гриб

а) половым путём; в) делением клетки;

б) спорами; г) почкованием

В заданиях 11-14 выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11. Отрицательная роль грибов:

а) порча продуктов питания;

б) источник получения антибиотиков;

в) связывание атмосферного азота;

г) возбудители заболеваний человека;

д) участвуют в круговороте веществ;

е) разрушают деревянные постройки

12. Положительная роль бактерий:

а) получение молочнокислых продуктов;

б) связывание атмосферного азота;

в) гниение продуктов;

г) разложение в природе сложных веществ на простые;

д) возбудители болезней человека;

е) возбудители болезней растений

13. Фитофторой чаще всего поражаются:

а) яблоня; г) пшеница;

б) кукуруза; д) томаты;

в) картофель; е) перец

14. К ядовитым грибам относятся:

а) лисички; г) ложные опята;

б) бледная поганка; д) желчный гриб;

в) белый гриб; е) подберёзовики

15. Распределите предложенную информацию о бактериях и грибах по этим царствам.

А) Бактерии 1) оформленного ядра, отделённого от цитоплазмы оболочкой, нет

Б) Грибы 2) есть ядро, отделено от цитоплазмы оболочкой

3) исключительно одноклеточные организмы

4) есть как одноклеточные, так и многоклеточные виды

5) есть виды-сапротрофы

6) есть виды - паразиты

7) некоторые виды способны создавать органические вещества;

8) для некоторых видов характерен симбиоз с растениями

9) некоторые виды могут образовывать микоризу с корнями растений

Внимание. В 15 задании к каждому царству относится шесть (!) фактов! Одна информация может относиться к обоим царствам! В листочках с ответами напротив каждой буквы напишите шесть цифр, которые соответствуют информации.

Критерии оценивания и ответы

Вариант 1

Максимальный-22 балла

1,5 (по 0,5 за каждый правильный ответ)

1,5 (по 0,5 за каждый правильный ответ)

1,5 (по 0,5 за каждый правильный ответ)

1,5 (по 0,5 за каждый правильный ответ)

6 (по 0,5 за каждый правильный ответ)

Вариант 2

Максимальный-22 балла

1,5 (по 0,5 за каждый правильный ответ)

1,5 (по 0,5 за каждый правильный ответ)

1,5 (по 0,5 за каждый правильный ответ)

1,5 (по 0,5 за каждый правильный ответ)

6 (по 0,5 за каждый правильный ответ)

Критерии выставления оценки:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 402 материала в базе

Материал подходит для УМК

Глава 2. Царство Бактерии

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.06.2020 2877
  • DOCX 23.2 кбайт
  • 47 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Долгов Алексей Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  1. Клетка грибов в отличие от клетки бактерий имеет
    а) клеточные стенки
    б) ядро
    в) цитоплазму
    г) вакуоль
  2. Основное условие для среды обитания грибов – это наличие в ней
    а) воды
    б) минеральных веществ
    в) органических веществ
    г) перегноя.
  3. Тело гриба, напоминающее тонкие белые нити, называют
    а) плодовое тело
    б) мицелий, или грибница
    в) грибокорень
    г) спорангий
  4. Шляпочные грибы состоят из
    а) шляпки
    б) ножки
    в) грибницы
    г) все ответы верны
  5. Снабжает осину водой с растворёнными веществами
    а) опёнок
    б) белый гриб
    в) груздь
    г) подосиновик.
  6. Портит продукты питания
    а) мукор
    б) пеницилл
    в) дрожжи
    г) свинушка
  7. Грибы делят на пластинчатые и трубчатые исходя из
    а) строения нижнего слоя шляпки
    б) строения ножки
    в) мицелия гриба
    г) образования спор.
  8. Выберите номер рисунка, изображающего пеницилл.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

  1. Как называется орган, в котором гриб образует споры?
    а) грибница
    б) спорангий
    в) ножка (пенёк)
    г) микориза.

Часть №2

Выберите три правильных ответа из шести.

  1. Выберите признаки, общие для грибов и растений.
    а) клетки имеют плотную оболочку
    б) питаются только готовыми органическими веществами
    в) растут всю жизнь
    г) питательные вещества всасывают всей поверхностью грибницы
    д) клетки не имеют пигментов
    е) оболочки клеток состоят из хитина.
  2. Выберите представителей грибов-симбионтов
    а) подберёзовик
    б) маслёнок
    в) мукор
    г) сыроежка
    д) гриб-рогатик
    е) подосиновик
  3. Выберите названия ядовитых грибов
    а) опенок
    б) бледная поганка
    в) сатанинский гриб
    г) мухомор
    д) шампиньон
    е) трюфель

Часть №3

Соотнесите представителей грибов и способ их питания

А) Подосиновик Б) Опёнок В) Гриб-трутовик Г) Почвенный гриб

1) Сапрофит 2) Паразит 3) Хищник 4) Симбионт.

Кратко сформулируйте правила сбора грибов.

Часть №4

Дополните предложения предложенными словами.

  1. Между определёнными видами деревьев и грибов существует тесная взаимополезная связь - …
  2. При этом нити грибницы плотно полетают корень дерева и даже врастают в него образуя…
  3. Через неё гриб получает от дерева…, а дерево от гриба… .

Слова для дополнения текста: вода, микориза (грибокорень), спорангий, органические вещества, симбиоз, хитин, головня.

Часть №5

Назовите грибы, изображенные на рисунке. К какой группе грибов они относятся? Чем они отличается друг от друга? Каково их значение в жизни человека?

Рисунок

Решите ситуацию: собирая грибы в лесу вы встретили неизвестный гриб. Ваши действия?

Часть №6 Практическая работа

С помощью микроскопа определите вид гриба на микропрепарате. Результат сообщите учителю.

Вариант II

Часть №1

  1. Численность царства грибов
    а) 10 тысяч видов
    б) 50 тысяч видов
    в) 100 тысяч видов
    г) 1 миллион видов.
  2. В плодовых телах грибов образуются
    а) семена
    б) споры
    в) гаметы
    г) питательные вещества.
  3. Выберите номер рисунка, изображающего дрожжи.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

  1. Грибница у грибов может быть
    а) одноядерной одноклеточной
    б) одноядерной многоклеточной
    в) многоядерной одноклеточной
    г) все ответы верны.
  2. Одноклеточный мицелий и шаровидные спорангии у гриба
    а) мукора
    б) дрожжей
    в) пеницилла
    г) головни.
  3. Хлеб, пиво, вино человек получает с помощью гриба
    а) трутовика
    б) мукора
    в) пеницилла
    г) дрожжей.
  4. Для грибов не характерен способ размножения
    а) семенами
    б) спорами
    в) вегетативно (кусочками грибницы)
    г) половым путём.
  5. На картофеле и томатах паразитирует гриб
    а) спорынья
    б) фитофтора
    в) головня
    г) трутовик
  6. Съедобный гриб – это
    а) мухомор
    б) груздь
    в) бледная поганка
    г) ложный опёнок

Часть №2

Выберите три правильных ответа из шести.

  1. Выберите признаки, общие для грибов и животных.
    а) клетки имеют плотную оболочку
    б) питаются только готовыми органическими веществами
    в) растут всю жизнь
    г) питательные вещества всасывают всей поверхностью грибницы
    д) клетки не имеют пигментов
    е) оболочки клеток состоят из хитина.
  2. Выберите примеры значения грибов в жизни человека
    а) вызывают болезни кожи, волос, ногтей
    б) портят продукты питания
    в) участвуют в образовании перегноя
    г) образуют симбиоз с деревьями
    д) участвуют в круговороте веществ
    е) являются источником лекарственных веществ
  3. Выберите названия грибов-сапрофитов
    а) подберёзовик
    б) маслёнок
    в) мукор
    г) сыроежка
    д) дрожжи
    е) подосиновик

Часть №3

Соотнесите номера на рисунке и названия частей гриба и сделайте обозначения к рисунку. Кратко сформулируйте правила сбора грибов.

Рисунок

Часть №4

Дополните предложения предложенными словами.

  1. Грибница пеницилла… , в отличии от мукора, у которого грибница… .
  2. Споры у пеницилла созревают в метельчатых, а у мукора – в шаровидных… .
  3. Из спор пеницилла человек получает лекарственное вещество, убивающее бактерии… .

Слова для дополнения текста: мицелий, грибокорень, одноклеточная, многоклеточная, спорангиях, антибиотик, лишай.

Часть №5

Объясните, что изображает рисунок? К какому типу питания относят данный гриб? Что образуется при прорастании нитей грибницы ы корень дерева? Какое значение для гриба и дерева имеет данная связь? Решите ситуацию: на обед были варёные грибы. У вашего друга разболелся живот, его лихорадит и тошнит. Ваши действия?

Рисунок

Часть №6 Практическая работа

С помощью микроскопа определите вид гриба на микропрепарате. Результат сообщите учителю.

Фамилия, Имя, _________________________________________________________________________

Читайте также: