Развитие придаточных корней после окучивания картофеля

Обновлено: 18.09.2024

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Макроэволюция. Пути и направления эволюции

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры ароморфозов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Ароморфозы — это крупные изменения в строении организмов, повышающие их адаптивные возможности. (2) Значительно изменился, например, уровень организации у паразитических гельминтов, прекрасно приспособившихся к своему образу жизни. (3) Появление гомологичных органов способствовало дивергенции в строении конечностей у ластоногих и китообразных. (4) Растения завоевали сушу благодаря формированию проводящих тканей и вегетативных органов. (5) Расширению адаптивных возможностей млекопитающих способствовало появление шерсти. (6) Возникновение теплокровности способствовало развитию более интенсивного обмена веществ у птиц и млекопитающих.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида волка европейского. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Волк европейский распространён в Прибалтике, России, Белоруссии и других странах. (2) Кариотип волка представлен 78 хромосомами. (3) Европейский волк — хищник, достигающий 1,6 м в длину и 90 см в высоту. (4) Ведёт стайный образ жизни. (5) Гибриды волков и немецких овчарок плодовиты. (6) При скрещивании волка, например, с американским волком (койотом) рождается бесплодное потомство.


Корень является важным органом растения. Он выполняет несколько жизненно важных функций: осуществляет почвенное питание, удерживает растение в грунте, участвует в вегетативном размножении, а в некоторых случаях создает запас питательных веществ. В статье особое внимание будет уделено придаточным корням и рассмотрены их функции.

Историческое развитие корня

По данным филогенетики, которая идентифицирует эволюционные изменения среди разных видов жизни на Земле, корень у растения появился позже, чем стебель и лист. Это произошло при переходе растений к существованию на земле. Для закрепления на твердой почве им потребовались особые органы, началом которых послужили подземные веточки, подобные корням, позже превратившиеся в корни. Они не содержат листьев и почек и растут в длину за счет деления верхушечных клеток.

Корни дерева

Боковые и придаточные корни появляются из тканей, содержащихся внутри корней и стеблей, точка роста которых для предохранения от повреждений покрыта корневым чехликом. Система корней не прекращает формироваться в период всей жизни и развития растения.

Основные функции корня

Корнем называют осевую, в основном подземную часть высшего сосудистого растения, которая обладает неограниченным ростом в длину вниз к центру земного шара. Основные функции корней состоят в следующем:

  • впитывают из почвы вместе с водой минеральные вещества;
  • откладывают питательные вещества;
  • фиксируют и закрепляют растение в почве;
  • взаимодействуют с организмами, находящимися в земле: бактериями и грибами;
  • синтезируют гормоны, ферменты и аминокислоты;
  • способствуют размножению;
  • обеспечивают дыхание.

Виды корней

Корневая система растения состоит из совокупности всех корней. Все они разнятся по значимости и происхождению. Существует три вида корней:

  • Главный – его развитие происходит из зародышевого корешка семени. Он растет неограниченно и направлен всегда вниз к центру земного шара, причем обладает активной верхушечной тканью, долго сохраняющей способность делиться и образовывать новые клетки.
  • Придаточные – по внешнему виду они похожи на боковые и выполняют те же функции. Образуются придаточные корни от листьев, стеблей и старых корней. Благодаря их развитию, растение способно размножаться вегетативно.
  • Боковые – развиваются на других корнях, имеющих любое происхождение, являются образованиями второго и следующих порядков ветвления. Их возникновение происходит с деления особой меристемы (образовательной ткани способной делиться), расположенной на периферийном участке центрального цилиндра корня.

Виды корней

Каждый из корней: главный боковой и придаточный способны ветвиться. А это существенно увеличивает корневую систему, что улучшает питание растения и укрепляет его в почве.

Классификация корневых систем по происхождению и по форме

Совокупность всех корней растения: основного, боковых и придаточных формирует корневую систему. Их различают три типа:

  • Стержневую – у растения преобладает развитие главного корня. Он длинный и по толщине существенно превосходит боковые. Стержневая система характерна для многих двудольных: клевера, фасоли, одуванчика.
  • Мочковатую – преобладают придаточные корни, а также боковые. Главный – развивается медленно и рано прекращает рост. Такая корневая система присуща ржи, луку, кукурузе.
  • Смешанная – при крупном главном корне, может быть стержневой, мочковатой – при одинаковой величине всех корней.

Рост корней

Часто внутри одной системы корни выполняют различные функции:

  • скелетные, создают опору растению;
  • ростовые – отмечается усиленный рост и небольшое ветвление;
  • сосущие – тонкие, обильно ветвятся.

Классификация корней по происхождению

По происхождению корни подразделяются на несколько видов. Главный корень формируется из корешка зародыша и включает в себя главный корень и боковые корни нескольких порядков. Такая система наблюдается у большей части деревьев и кустарников, а также у травянистых, зародыш которых содержит только одну семядолю и ряда двудольных многолетников.

Мочковатая корневая система

Придаточный корень – происходит его образование на листьях, стеблях, старых корнях, а иногда на цветках. Такой источник корней считается примитивным, потому что он свойственен споровым растениям. Смешанный – встречается у растений с одной и двумя зародышевыми долями. Сначала из семени начинает расти и развиваться главный корень, но к осени первого года жизни его рост прекращается, и система главного корня составляет малую часть всей корневой системы. На второй и последующие года придаточные корни образуются в междоузлиях, узлах, над и под узлами. Примерно через три года главный корень отмирает и у растения остаются только корни на стеблях и листьях.

Формирование корневой системы

Когда повреждается кончик корня, прекращается его рост в длину. При этом начинает образовываться много боковых корней, располагающихся неглубоко, в плодородном слое грунта. Используя это свойство, например, пересаживая капусту, отщипывают (прием называют прищипкой) кончик главного корня и пересаживают растение с помощью палочки (пики) – пикируют растение.

Пикировка растений

Оно, с хорошо развитой корневой системой, получает больше питательных веществ и воды, поэтому быстрее растет и развивается. Увеличить количество корней в питательном слое земли можно и при помощи окучивания. Для этого околоназемный ствол растения засыпают грунтом, тогда придаточные корни отрастают от него, добывая дополнительное питание. Окучивание обычно проводят после дождя или обильного полива при высоте растения не меньше 20 см, а повторное – спустя две недели. Во время этой процедуры почва рыхлится, что обеспечивает хороший рост корней. На дачных участках, например, для окучивания картофеля используют мотыги, а на полях – разные виды окучников.

Корневая система злаковых культур

Среди цветковых растений злаковые культуры занимают особое положение. Они подразделяются на культурные и луговые. Для всех характерна мочковатая корневая система. Образуется она при недоразвитом главном и ранней его замены на придаточные корни растения. Они закладываются еще в стебельке зародыша и начинают развитие при прорастании семени вместе с главным корнем. А через несколько дней начинают появляться вторичные корни, которые образуются из подземных стеблевых узлов. А у таких культур, как сорго и кукуруза, развитие корней происходит из надземных узлов, близко расположенных к верхнему слою почвы. Они помогают растению сохранять устойчивость во время сильного ветра. Первичные корни злаковых проникают на большую глубину, но основная их масса располагается в верхнем, плодородном слое.

Зависимость корней от природных условий

Основной корень растений, содержащий зародыш с двумя семядолями, обычно сохраняется весь период их существования. Зародышевый корешок однодольных, наоборот, быстро отмирает, развития главного корня не происходит, а от основания побега начинает происходить разветвление корней нескольких порядков. Развиваются придаточные корни на листьях и стеблях. Эта особенность растений используется для размножения как листовыми, так и стеблевыми черенками. Первым способом разводят бегонию, фиалку, вторым – черную смородину, иву, тополь. Подземные черенки (корневища) часто используют для размножения лекарственных растений – купены, ландыша.

Окучивание растений

Высшие споровые растения – папоротник и хвощ - главного корня вообще не имеют, у них корни ветвятся только от корневища. У некоторых двудольных (крапивы, сныти) часто происходит отмирание главного корня, зато появляются другие, отходящие от корневищ. Глубже всего в землю проникают корни стержневой системы. Зато мочковатые корни растений предупреждают эрозию почвы и участвуют в создании дернового покрова. Корневая система растений в неодинаковых природных зонах и на различных почвах не одинакова. Известно, что корни могут уходить до 40 и более метров в глубину в пустынях, при глубоком залегании грунтовых вод. А вот эфемеры, имеющие поверхностное залегание корней, из-за нехватки влаги приспособились за короткий период времени проходить все фазы вегетации. Корни кустарника саксаул, растущего в пустыне, питаются водой в разные периоды года из неодинаковых земных слоев. Развитие системы корней у каждого вида растений находится в зависимости от природных условий, но в то же время одинаково для одной разновидности.

Заключение

Без корней жизнь высших сосудистых растений невозможна. Для получения полноценного питания, включающего минеральные вещества и воду, необходима развитая корневая система, состоящая из боковых, основного и придаточных корней.

Плющ балтийский

Помимо этого, корни удерживают растение в почве, оберегая его от проливных дождей и сильного ветра, а также способствуют размножению. Да и на почву они влияют благотворно, укрепляя ее верхний слой у неплотных, песчаных, делая более рыхлыми глинистые и каменистые грунты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зачет по теме: "Основы учения об эволюции"

Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

hello_html_m53c7ac65.jpg

Выберите два верных ответа из пяти. Результатом эволюции является

1) появление новых засухоустойчивых сортов растений

2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

5) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

В клетке листа кукурузы 20 хромосом. Какой набор хромосом имеет центральная клетка зародышевого мешка кукурузы до оплодотворения? В ответе запишите только количество хромосом.

Выберите три верных ответа из шести. Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.

1 ) возникновение мутаций и рекомбинаций

3) обмен генами между популяциями

4) биологический регресс

6) колебания численности популяций

Установите соответствие между примерами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) крылья птиц и крылья стрекоз

Б) шипы розы и иголки кактуса

В) щупальца осьминога и гидры

Г) ласты кита и ноги лошади

Д) усик гороха и лист ромашки

1) аналогичные органы

2) гомологичные органы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у насекомых. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1)В ходе эволюции у насекомых сформировалось множество приспособлений к условиям обитания. (2)Так, разнообразные типы питания привели к формированию различных ротовых аппаратов. (3)Для усвоения кислорода у насекомых сформировалась разветвлённая трахейная система. (4)В зависимости от места обитания насекомые разных отрядов имеют различную форму конечностей. (5)Например, у медведки конечности копательные, а у кузнечика — прыгательные. (6)Также очень важным приспособлением, снижающим внутривидовую конкуренцию, стало разделение сред обитания у личиночной и взрослой стадий насекомого.

Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

1) сохранение темных бабочек в результате отбора

2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

4) уничтожение светлых бабочек птицами

5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную

Установите последовательность действия движущих сил эволюции. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

1) борьба за существование

2) размножение особей с полезными изменениями

3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

5) формирование приспособленности к среде обитания

Установите последовательность этапов развития растительного мира на Земле от наиболее древних к современным. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

1) появление псилофитов

2) обилие древовидных папоротников, хвощей и плаунов

3) появление зелёных водорослей

4) появление и расселение покрытосеменных растений

5) появление первых фотосинтезирующих бактерий

Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами.

А) обусловлена появлением нового сочетания нуклеотидов в гене

Б) обусловлена изменением генов и хромосом

В) у потомков появляются рекомбинации генов

Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом

Д) у особей изменяется количество или структура ДНК

Е) обусловлена конъюгацией и перекрестом хромосом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Форма наследственной изменчивости

Пример изменчивости

разная масса тела бычков одного приплода

рождение шестиногого теленка

Выберите 3 ответа из шести. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1) развитие придаточных корней после окучивания у картофеля

2) превращение части листочков листа гороха в усики

3) появление многоклеточности у водорослей

4) появление цветков у покрытосеменных

5) развитие механической ткани у подорожника

6) образование хлорофилла

Назовите основные положения теории Жана Батиста Ламарка и объясните, в чем заключается прогрессивность этой теории. Ответ четко аргументировать (не менее 3-х аргументов)

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

(1)Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов передавать свои характеристики потомству.(3)Изменчивость определяет многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды. (7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к условиям окружающейся среды.

Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции? Ответ четко аргументировать (не менее 3-х аргументов)

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник Дрофа

С помощью корней растения закрепляются в почве и плотно удерживаются там, поглощают воду и минеральные вещества, растворенные в ней. Также в корнях откладываются накопленные растением запасные вещества.

№ 2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?

Главным является корень, который развивается из зародышевого корешка. Он большой и внешне напоминает прочный стержень. На стеблях и листья у некоторых растений образуются придаточные корни. Боковые корешки растут от главного корня и придаточных корней.

№ 3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую — мочковатой?

У стержневой корневой системы хорошо развит главный корень, который имеет вид стержня. У мочковатой корневой системы нет главного корня, вместо него – развитые боковые и корневые корешки.

Стр. 15

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?

Рыхление почвы обогащает ее кислородом, что способствует улучшению питания будущих растений, образованию клубней и развитию хороших корней.

Стр. 15

№ 1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4—5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.

Мною были срезаны побеги пеларгонии, а потом помещены в стакан с водой. Через 7 дней были замечены первые придаточные корни. Через 16 дней они достигли 1-2 см и были пересажены в горшочки с питательной почвой.

№ 2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.

Срезанные черенки пеларгонии с несколькими листиками довольно быстро укореняются в воде – около 7 дней. Корневая система развилась примерно за 13-16 дней, после чего растение было пересажено в горшок с грунтом.

№ 3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.

Ход работы:

1. Промываем зерно фасоли 2-3 раза.

2. Заливаем зерно очищенной водой из расчета 1:2.

3. Оставляем замачиваться на 10-12 часов при температуре 16-21 С˚.

4. Промываем 2 раза проросшие зерна фасоли.

5. Накрываем в емкости крышкой негерметично. По необходимости добавляем воду не меньше 3 раз в сутки в течение 3 – 5 дней.

Читайте также: