Сделать вывод о причинах многообразия сортов пород кур и капусты

Обновлено: 18.09.2024

Вопрос 1. Как разрешил Ч. Дарвин вопрос о предках домашних животных?
Ч. Дарвин доказал, что группы домашних животных имеют своими предками небольшое количество диких форм. Так, все породы домашних кур произошли от дикой банкивской курицы, все утки — от дикой кряковой утки, голуби - от дикого скалистого голубя, породы кроликов — от дикого европейского кролика. Предками крупного рогатого скота были два вида диких туров, а собаки — волк.

Вопрос 2. Приведите примеры многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений. Чем объясняется это многообразие?
Существует множество примеров многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений. Так, например, из одного дикого вида капусты человеком выведены капуста белокочанная, цветная, кольраби, брокколи, брюссельская, кормовая (капуста со стеблем выше человеческого роста).
Известно много пород голубей, общим предком которых был дикий скалистый голубь. Множество сортов риса создано из нескольких диких видов - предков культурных растений риса. Такое многообразие объясняется тем, что внутри вида присутствует широкий спектр мутационной изменчивости, а человек, отбирая для своих специальных нужд особи, у которых сила проявления необходимого признака наиболее выражена, закрепляет и усиливает его, получая устойчивые формы различных генотипов в пределах вида.

Вопрос 3. В чем состоит основной метод выведения новых сортов и пород?
Основной движущей силой в возникновении сортов и пород является искусственный отбор. Под искусственным отбором понимается процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического сохранения и размножения особей в ряду поколений с определенными, ценными для человека признаками и свойствами. Дарвин выделял две формы искусственного отбора: сознательный, или методический, когда селекционером ставится конкретная задача и ведется отбор по одному-двум признакам, полезным для человека, и бессознательный (когда для размножения оставляют особи, лучшие по многим признакам). Первый является методом быстрого выведения пород. Например, для получения высокоурожайного картофеля на семена оставляли тот картофель, который давал высокий урожай. Коров, дающих мало молока, или неяйценосных кур съедали, а продуктивных животных сохраняли и получали от них потомство.

Вопрос 4. Как меняется строение и поведение животных в процессе одомашнивания? Приведите примеры.
При одомашнивании животные, с одной стороны, приобретают новые признаки и свойства, полезные человеку, а с другой стороны, теряют признаки и свойства, необходимые им для жизни в дикой природе. Например, домашние свиньи имеют большой слой подкожного жира, тучное тело, у них исчезла агрессивность и устойчивость к естественным врагам. Можно привести эксперимент академика Д. К. Беляева, поставленный на серебристо-черных лисах. Проводя отбор по поведенческим реакциям и оставляя для скрещивания животных спокойных, с выраженным исследовательским инстинктом, он отметил, что у животных в ряду поколений исчезают агрессивность и страх по отношению к человеку. Внешний вид лис также изменился, приблизившись к фенотипу (внешнему виду) домашних собак, — опустились уши, хвост завился крючком, на лбу появилась звездочка.

Лабораторная работа № 7
Цель: установить, что в основе возникновения новых сортов (пород) лежат различные виды
изменчивости, культурные сорта (породы) имеют признаки, необходимые человеку,
движущими силами эволюции культурных форм являются наследственная изменчивость
и искусственный отбор.
Оборудование: рисунки дикой формы и культурных сортов капусты, рисунки дикой формы и
культурных пород кур; описание культурных сортов капусты и пород кур.
Ход работы
ВЫПОЛНЯЕМ Л. Р. НА ЭТОМ ЛИСТЕ, ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ, ДЕЛАЕМ ВЫВОД. (ПОСЛЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЕ УБИРАЕТЕ, ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ТАБЛИЦА И ВЫВОД)
Инструкции
Максимальное время выполнения работы – 40 минут
Работу выполняйте согласно инструктивной карточке.
Инструктивная карточка.
1
Рассмотреть рисунок. Найти черты сходства и различия между сортами (породами) одного
вида.
2
Сравнить изучаемые сорта (породы) с исходной формой. По каким признакам культурные
растения (животные) отличаются от диких предков.
3
Установить ради каких качеств человек выращивает данный сорт (породу).
4
Результаты работы оформить в виде таблицы.
Вид растения
Дикий
Культурные
Органы, подвергшиеся
Отличия
или животного
предок
сорта (породы)
изменениям
культурных форм от
диких форм
5.Сделать вывод о причинах многообразия сортов (пород).
Приложение к лабораторной работе.
Краткое описание сортов капусты.
Дикая капуста
Небольшое однолетнее растение. Стебель высокий с округлыми листьями, не образующими
кочана.
Капуста белокочанная
Пожалуйста помогите.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лабораторная работа №7. Искусственный отбор и его результаты

Цель: установить, что в основе возникновения новых сортов (пород) лежат различные виды

изменчивости, культурные сорта (породы) имеют признаки, необходимые человеку,

движущими силами эволюции культурных форм являются наследственная изменчивости и искусственный отбор.

Оборудование: рисунки дикой формы и культурных сортов капусты, рисунки дикой формы и

культурных пород кур; описание культурных сортов капусты и пород кур.

Инструктивная карточка.

Рассмотреть рисунок. Найти черты сходства и различия между сортами (породами) одного вида.

Сравнить изучаемые сорта (породы) с исходной формой. По каким признакам культурные растения (животные) отличаются от диких предков.

Установить ради каких качеств человек выращивает данный сорт (породу).

Результаты работы оформить в виде таблицы.

5.Сделть вывод о причинах многообразия сортов (пород).

Приложение к лабораторной работе .

hello_html_7a6f9c6f.jpg

Краткое описание сортов капусты.

Дикая капуста

Небольшое однолетнее растение. Стебель высокий с округлыми листьями, не образующими кочана.

Капуста белокочанная

Двулетнее растение. На укороченном стебле образуется кочан. Форма и плотность кочана могут быть различными в зависимости от сорта. Листья кочана крупные, округлые, гладкие, в центре светлые снаружи зеленые. Корневая система стержневая.

Цветная капуста

Образует белые, плотно прижатые друг к другу соцветия с недоразвитыми цветками, окруженные зелеными листьями.

Капуста кольраби

Образует толстый, сочный надземный стебель, напоминающий брюкву и репу.

Брюссельская капуста

Образует высокий стебель, в пазухах которого развиваются маленькие, ярко-зеленые, крепкие, плотные кочанчики (30-50 штук) величиной до 5 см в диаметре.

Савойская капуста

Двулетнее растение. Имеет гофрированные, кучерявые тонкие листья и образует рыхлый кочан небольщого размера.

Краткое описание пород кур

Дикие банкивские куры

Петухи имеют хорошо развитый красный гребень и такие же сережки по бокам головы, золотистое оперение на шее, темно-красную или огненную окраску задней части спины. Курица имеет небольшой гребень, скромное оперение буроватого тона с неясным рисунком на спине.

Левенская порода кур

Эти куры имеют длинное и глубокое туловище, широкую спину и выпуклую грудь. Голова небольшой величины с листовидным гребнем. Окраска оперения красная с золотистой гривой, грудь и хвост черные с зеленоватым оттенком.

Бойцовая порода кур

Имеют компактную голову с массивным коротким острым клювом. Шея длинная, крепкая и мускулистая. Широкая грудь и крепкие ноги. Плотное, густое и короткое оперение.

Белая московская порода кур

Имеет широкий корпус. Длинную и широкую спину, выпуклую грудь, хорошо развитые мышцы. Ноги крепкие желтого окраса. Оперение чистое и белое. Хвост средней длины.

Японский петух (Иокагамский петух)

1. Ответьте на вопросы.
1. На какие достижения сельского хозяйства Англии в XIX веке Чарлз Дарвин обратил особое внимание?
Английскими фермерами к тому времени было выведено много пород собак, голубей, крупного рогатого скота и кур, интенсивно велась селекция новых сортов культурных растений.
2. Какие его научные интересы были тому причиной?
Сторонники постоянства видов утверждали, что каждый сорт и порода имеют своего дикого предка, а Дарвин считал, что это не так. Например, он доказал, что все породы кур происходят от одной дикой банкивской курицы, породы крупного рогатого скота – от двух видов диких туров и так далее.

2. Заполните пропуски в таблице.

Предковые формы

Одомашненные формы

Дикая банкивская курица

Крупный рогатый скот

3. Ответьте, чем объясняется многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений. Приведите по два примера пород животных и сортов растений, являющихся результатами усилий.
Селекционеры ставили перед собой задачу получить породу либо сорт с желаемым признаком. Разводя животных или растения, они оставляли только те организмы, у которых этот признак имел наиболее выраженную степень (молочность коров, яйценоскость кур и др.). Так как для человека необходимо большое количество подобных качеств, то пород и сортов выводилось много.
Яблоня домашняя, смородина черная – растения.
Кролик, домашняя утка – животные.

4. Допишите предложение.
Традиционный способ выведения новых сортов растений и пород животных сводится к искусственному систематическому отбору и размножению особей с наиболее ценными для человека признаками и свойствами.


Урок разработан для учителей биологии. Рассматривается тема искусственного отбора, используются лабораторные работы как закрепление изученного материала и методы и средства критического мышления.

Содержимое разработки

Тема урока: УЧЕНИЕ Ч.ДАРВИНА ОБ ИСКУССТВЕННОМ ОТБОРЕ.

Цель урока: изучить учение об искусственном отборе для понимания процессов, происходящих в природе, определить их значимость для науки в целом.

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах многообразия сортов растений и пород животных, их совершенствование в результате практической деятельности человека.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме, формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работать с раздаточным материалом, моделировать процесс, обосновывать свою точку зрения, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, уметь выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения и взаимоуважения. Показать значение научного и гражданского подвига Ч. Дарвина.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: раздаточный материал (схемы, тесты, карточки), компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

Методы, приемы, средства

Этапы урока

Здравствуйте, ребята! Кто сегодня дежурный? Назовите отсутствующих. Итак, готовы работать?

Проверка домашнего задания.

На предыдущих уроках мы познакомились с научными и социально-экономическими предпосылками возникновения теории Ч. Дарвина. А сейчас мы ещё раз повторим пройденные термины. (Дифференцированная работа: Сильные ученики выполняют тесты на компьютере. Слабые ученики работают по розданным тестам).

(проблемный вопрос) Сегодня на уроке мы с вами выясним в чем же значимость знаний об искусственном отборе.

Можно предположить, что многообразие пород и сортов объясняется следующими факторами: действием Творца или результатом деятельности человека. Если это результат творения, то почему творец многократно повторяется? Если причина многообразия связана с деятельностью человека, то каков же механизм изменения живых организмов?

Изучение нового материала

Изучать эту тему мы будем по плану:

Раскрытие механизма искусственного отбора.

Происхождение культурных форм. Причины образования сортов и пород.

Формы искусственного отбора.

Творческая роль искусственного отбора.

1. Раскрытие механизма искусственного отбора.

Благодаря трудам многих ученых, идеи эволюции начинают привлекать внимание не только биологов, но и всего общества. Однако эволюционные идеи сами по себе, даже подкрепленные фактами, не могут считаться эволюционной теорией до тех пор, пока непонятными остаются движущие силы процесса эволюции. Поэтому Дарвин сосредоточил свои усилия на раскрытии механизма эволюционного процесса. Для этого он обратился к практике сельского хозяйства Англии.

Исследуем первую версию, обратимся к трудам Линнея, Ламарка, Дарвина.

Жан Батист Ламарк подверг критике идеи о постоянстве и неизменяемости видов. Он утверждал, что образование новых видов происходит в природе очень медленно и потому незаметно. Глубина понимания эволюционных процессов в природе выводит его на постановку вопроса о движущих силах эволюции.

Вывод: Роль Творца в многообразии пород и сортов была отвергнута наукой. Дарвин обстоятельно изучил происхождение разных пород домашних животных и пришел к заключению, что человек сам создал все их многообразие.

При объяснении учитель пишет схему на доске, которую учащиеся записывают в тетрадь

Читайте также: