В огороде спеют помидоры цветут кабачки вкусно пахнет яблоками

Обновлено: 18.09.2024

Цель: повторение и обобщение сведений о БСП и СП с разными видами связи; закрепление пунктуационных умений учащихся.Образовать из простых предложений БСП 1. Пассажиры спешили. До отправления поезда оставалось пять минут. 2. Вдруг я слышу. В соседнем доме тихо открывается дверь. 3. Распахнули окна. Свежий ветер моря ворвался в комнату. 4. Тут его осенила мысль. Люди должны быть где-то поблизости. 5. Погода была ужасная. Выл ветер, снег падал хлопьями. Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь. 2. Мир строит – война разрушает. 3. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. 4. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их. 5. Мелкий дождь сеет с утра – выйти не возможно.

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Презентации
Автор: Нурпейсова Дина Сакеновна это Вы?
Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 1.22 Mb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С Р.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С Р.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Подготовила: Сагиденова Г. Х.

Цель: повторение и обобщение сведений о БСП и СП с разными видами связи; зак.

Цель: повторение и обобщение сведений о БСП и СП с разными видами связи; закрепление пунктуационных умений учащихся.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Предложения, состоящие из нескольких просты.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными Средства связи простых предложений: интонация, союзы, союзные слова. сложные предложения союзные бессоюзные сложносочиненные сложноподчиненные ССП СПП

БСП Связь частей: интонация, без союзов. Зима закончилась, снег растаял.

БСП Связь частей: интонация, без союзов. Зима закончилась, снег растаял.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП Значение Примеры Можно вставить Запятая: перечислени.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП Значение Примеры Можно вставить Запятая: перечисление фактовПрошла осень, за ней пришла зима И Точка с запятой: то же, но предложения отдалены по смыслу или внутри частей есть знаки препинания, Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. И

Значение Примеры Можно вставить Двоеточие: причина; пояснение; дополнение;.

Значение Примеры Можно вставить Двоеточие: причина; пояснение; дополнение;Любите книгу: она научит вас уважать человека. Я это сделаю так: выкопаю яму, свалю камень в яму и заровняю землей. Вдруг чувствую: судно накренилось. Потому что А именно, как…то, то есть Что Тире: Противопоставление; Условие; Время; Вывод, следствие; Быстрая смена явлений.Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. Кончил дело – гуляй смело. Раздался выстрел – зверь упал. Лед на реке посинел – идти опасно. Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал. А,но. Если Когда Поэтому, следовательно Как, словно

БСП Типы по значению Примеры Перечисления В огороде спеют помидоры, цветут к.

БСП Типы по значению Примеры ПеречисленияВ огороде спеют помидоры, цветут кабачки, вкусно пахнет яблоками. Распространительно - присоединительноеКартошка жарилась на сковороде, от неё шёл ароматный запах. СопоставленияОн гость – я хозяин. Условное(Если) Съешь ещё ложечку супа – получишь сладкое мороженое. Причины и следствияПечален я (потому что): рядом друга нет. ПоясненияВсе люди там такие (а именно) : каждый думает о себе. Изъяснительно - объектноеЯ понял (что) : речь идёт о вчерашней ситуации.

БСП , ; Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко. Уже св.

БСП , ; Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко. Уже светало; дождик перестал, тучи расходились.

БСП Мир строит – война разрушает. Совесть потеряешь – другой не найдёшь. Расп.

БСП Мир строит – война разрушает. Совесть потеряешь – другой не найдёшь. Распахнули окна – вступил свежий воздух. Я доверяю любящим : они великодушны. Предметы потеряли форму : всё сливалось в тёмную массу. Я знаю : в вашем сердце есть и гордость, и честь. :

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Образовать из простых предложений БСП 1. Пассажир.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Образовать из простых предложений БСП 1. Пассажиры спешили. До отправления поезда оставалось пять минут. 2. Вдруг я слышу. В соседнем доме тихо открывается дверь. 3. Распахнули окна. Свежий ветер моря ворвался в комнату. 4. Тут его осенила мысль. Люди должны быть где-то поблизости. 5. Погода была ужасная. Выл ветер, снег падал хлопьями.

СХЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 1. Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь. 2. Ми.

СХЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 1. Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь. 2. Мир строит – война разрушает. 3. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. 4. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их. 5. Мелкий дождь сеет с утра – выйти не возможно.

ВСТАВИТЬ СОЮЗЫ 1) Вдруг показалось ему: кто – то вошел в дом. 2) В деревню не.

ВСТАВИТЬ СОЮЗЫ 1) Вдруг показалось ему: кто – то вошел в дом. 2) В деревню не проехать: река разлилась. 3) Льется теплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. 4) Я наблюдал с берега и увидел: синий парус медленно наклонился и исчез. 5) Не спеши языком - торопись делом. 6) Поспешишь – людей насмешишь.

РАБОТА С ТЕСТАМИ 1. Поставьте знаки препинания и найдите БСП с причинными отн.

РАБОТА С ТЕСТАМИ 1. Поставьте знаки препинания и найдите БСП с причинными отношениями. А. Стемнеет в небе появятся звезды. В. Будешь книги читать будешь все знать. С. Совесть потеряешь другой не найдешь. Д. Дневные звезды никогда не видны в небе их затмевает солнце. Е. Мир строит война разрушает. 2. Поставьте знаки препинания и найдите БСП с пояснением. А. Я это сделаю так выкопаю и свалю камень в яму и заровняю землей. В. Мир строит война разрушает. С. Птиц не слышно они не поют в часы зноя. Д. Я заметил лед тает. Е. Утром не встанешь день потеряешь.

РАБОТА С ТЕСТАМИ 3. Поставьте знаки препинания и найдите БСП с дополнением. А.

РАБОТА С ТЕСТАМИ 3. Поставьте знаки препинания и найдите БСП с дополнением. А. Солнце дымное встает будет день горячий. В. Сверкнула молния ударил гром. С. Вдруг чувствую судно накренилось. Д. Было решено на сборы едем завтра. Е. Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями. 4. Поставьте знаки препинания и найдите БСП с отношениями следствия. А. Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты шумят воробьи на сирени. В. Время красить безвременье старит. С. Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно. Д. Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле. Е. Стоял тёплый день в лужах купались воробьи.

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ 1.Д 2.А 3.С 4.С

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ 1.Д 2.А 3.С 4.С

БСП Может состоять из сложных частей: Дружба деятельна: это единственный вид.

БСП Может состоять из сложных частей: Дружба деятельна: это единственный вид дружбы, который я понимаю. ( А.И.Герцен) ] , ( который) [ ] : . Некоторые утверждают, что жажда воспоминаний приходит с возрастом, - я думаю, что они ошибаются. (А.Чаковский) , , ( что) .

Графический диктант. Составьте схемы предложений ,отражающие и объясняющие зн.

СП С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ: 1)СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ [… , ( в которую.

СП С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ: 1)СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ [… , ( в которую … ), … ] , и [… ] , (с кем …) (и кому …). Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видал, с кем говорила и кому кланялась моя мать. (В. Каверин)

2) ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ (Как ни …), […] : […]. Как ни был он подготовл.

2) ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ (Как ни …), […] : […]. Как ни был он подготовлен, сердце екнуло: все-таки большое событие. (В. Панова) (Когда …), […] : […]. Когда я вошел, все замолчали: видно говорили обо мне. (М. Лермонтов)

3) СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ […] ; […], и […]. Река тоже присмирела; немного.

3) СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ […] ; […], и […]. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна. (И. Гончаров)

4) СОЧИНИТЕЛЬНОЙ, ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ […] , (что …) : […] или […]. Я.

4) СОЧИНИТЕЛЬНОЙ, ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ […] , (что …) : […] или […]. Я понимал, что выручить нас может только случайность: вода внезапно перестанет прибывать или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку.

4) СОЧИНИТЕЛЬНОЙ, ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ […], […], […], а […], (что …).

4) СОЧИНИТЕЛЬНОЙ, ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ […], […], […], а […], (что …). Голову тянет к столу, картошка рябит в глазах, нож валится из рук, а возле ходит толстая, сердитая хозяйка с засученными рукавами и говорит так громко, что звенит в ушах.

ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ДВУМЯ СОЮЗАМИ, ЕСЛИ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ СОСТАВНОГО СОЮЗА ЕСТЬ СЛОВА.

ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ДВУМЯ СОЮЗАМИ, ЕСЛИ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ СОСТАВНОГО СОЮЗА ЕСТЬ СЛОВА ТО, ТАК, НО… не ставится при двух стоящих рядом подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного и подчинительного союза: что если … , то; что когда … , так; что куда … , то; и когда … , то. Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. (М. Пришвин)

ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ДВУМЯ СОЮЗАМИ, ЕСЛИ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ СОСТАВНОГО СОЮЗА ЕСТЬ СЛОВА.

ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ДВУМЯ СОЮЗАМИ, ЕСЛИ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ СОСТАВНОГО СОЮЗА ЕСТЬ СЛОВА ТО, ТАК, НО… ставится, если дальше не следуют эти слова. что, если …; что, когда …; что, куда …; и, когда …; Солнце взошло, и , хотя на небе не было ни единого облачка, цвет его был странный, белесоватый в зените и серый ближе к горизонту. (В. Арсеньев)

ЗАДАНИЯ I вариант II вариант 1 . Какое предложение соответствует схеме.

ЗАДАНИЯ I вариантII вариант 1 . Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ? А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд. 1 . Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )? А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

2.Какая схема соответствует предложению .Внимательно прочитав все написанное.

2.Какая схема соответствует предложению .Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал? А. [ ], ( ), ( ). Б. [ ], ( ), ( ). В. [ ], [ ], ( ), ( ). 3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками. Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка. В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.2. Какая схема соответствует предложению .Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина? А. ( ) , ( ), [ ]. Б. ( ), ( ), [ ]. В. [, ( ), ]. 3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа. Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает. В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ (I ВАРИАНТ) Прочитайте предложения (знаки препинания не пос.

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ (I ВАРИАНТ) Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены). 1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени. 2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко. 3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак. 4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. 5) Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля. Виды предложенийНомер предложения Простые Сложносочиненные Сложноподчиненные Сложные бессоюзные

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ (II ВАРИАНТ) Прочитайте предложения (знаки препинания н.

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ (II ВАРИАНТ) Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены). 1) Не спится няня здесь так душно. 2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке. 3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце. 4) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной. 5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей. Виды предложенийНомер предложения Простые Сложносочиненные Сложноподчиненные Сложные бессоюзные

ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД СВЯЗИ И СОСТАВИТЬ СХЕМУ Я верю твердо и светло: на свете есть.

ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД СВЯЗИ И СОСТАВИТЬ СХЕМУ Я верю твердо и светло: на свете есть такая сила, что победит любое зло, на помощь двинется к тебе, когда ослабнешь ты в борьбе. Когда я был трех лет, то была песня от которой я плакал, ее не могу теперь вспомнить но уверен, что, если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Музыка в бою нужна и полезна, и надо, чтобы она была самая громкая.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Краткое описание документа:

Цель: повторение и обобщение сведений о БСП и СП с разными видами связи; закрепление пунктуационных умений учащихся.Образовать из простых предложений БСП 1. Пассажиры спешили. До отправления поезда оставалось пять минут. 2. Вдруг я слышу. В соседнем доме тихо открывается дверь. 3. Распахнули окна. Свежий ветер моря ворвался в комнату. 4. Тут его осенила мысль. Люди должны быть где-то поблизости. 5. Погода была ужасная. Выл ветер, снег падал хлопьями. Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь. 2. Мир строит – война разрушает. 3. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. 4. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их. 5. Мелкий дождь сеет с утра – выйти не возможно.

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны между собой интонационно, без участия союзов.


Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны между собой интонационно, без участия союзов. Например:

Зима закончилась, снег растаял.

Это сложное предложение состоит из двух простых, связанных между собой лишь интонационно, без участия союзов. Значит, это бессоюзное сложное предложение.

Бессоюзные предложения делятся на типы по значению и могут выражать:

Сложные бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между простыми предложениями. Но именно смыслом определяются в письменной речи – знаки препинания, а в устной речи – интонация.

Между частями бессоюзного сложного предложения может стоять: ~ запятая, ~ точка с запятой, ~ двоеточие, ~ тире.

Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

Частями сложных бессоюзных предложений могут быть как простые, так и сложные предложения. Например:

Дружба деятельна: это единственный вид дружбы, который я понимаю.

Это предложение состоит из простого и сложноподчинённого предложений.

Некоторые утверждают, что жажда воспоминаний приходит с возрастом, – я думаю, что они ошибаются.

Это предложение состоит из двух сложноподчинённых.

Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны между собой интонационно, без участия союзов. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях определяются смыслом. Между частями бессоюзного сложного предложения может стоять запятая, точка с запятой, тире или двоеточие. Частями сложных бессоюзных предложений могут быть как простые, так и сложные предложения.

1. На улице неслись облака, жарко светило солнце.
2. В огороде спеют помидоры, растут кабачки, вкусно пахнут яблоки.
3. Путешественники спешили: зимой ночью темнеет быстрее.
4. Я люблю предмет русский язык, он дарит мне много нового.
5. Я потеряла сережку, она упала на улице.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

1. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

БСП
Типы по значению
Примеры
Перечисления
В огороде спеют помидоры, цветут кабачки, вкусно
пахнет яблоками.
Распространительно
- присоединительное
Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл ароматный
запах.
Сопоставления
Он гость – я хозяин.
Условное
(Если) Съешь ещё ложечку супа – получишь сладкое
мороженое.
Причины и следствия Печален я (потому что): рядом друга нет.
Пояснения
Все люди там такие (а именно) : каждый думает о себе.
Изъяснительно объектное
Я понял (что) : речь идёт о вчерашней ситуации.

БСП
,
Тесная связь по
смыслу.
Одновременность или
последовательность
событий.
Дождик кончился
сразу,
туча пошла дальше,
показалось солнышко.
;
Отдалённость по
смыслу.
Осложнённость частей
предложения.
Уже светало;
дождик перестал,
тучи расходились.

БСП
:
Противопоставление ( а,но).
1-е предложение – время или
условие ( когда, если).
2-е предложение – следствие
( так что).
Мир строит – война разрушает.
2- предложение – причина
(потому что, ибо)
2- предложение поясняет 1-е
(а именно, то есть).
2-е предложение дополняет 1-е
( что)
Я доверяю любящим : они великодушны.
Совесть потеряешь – другой не найдёшь.
Распахнули окна – вступил свежий воздух.
Предметы потеряли форму : всё
сливалось в тёмную массу.
Я знаю : в вашем сердце есть и
гордость, и честь.

БСП
Может состоять из сложных частей:
Дружба деятельна: это единственный вид дружбы, который я понимаю.
( А.И.Герцен)
[
]:
[
] , ( который)
.
Некоторые утверждают, что жажда воспоминаний приходит с возрастом, - я
думаю, что они ошибаются. (А.Чаковский)
[
], ( что)
,
[
] , ( что)
.

Читайте также: