Ван гог едоки картофеля описание

Обновлено: 18.09.2024

Ван Гог – необыкновенный мастер. Он прошёл свой творческий путь за каких-то 10 лет! И умудрился стать одним из самых известных художников мира. Наравне с Леонардо да Винчи и Пикассо.

Так вот, картина “Едоки картофеля” (1885) была создана ровно посередине этого пути. После 5 лет самообучения живописи. А начинал он с нуля. В 27 лет.

Конечно, все главные шедевры пока впереди. Яркие, сочные “Подсолнухи”, “Ирисы” и “Стулья”. Ещё Ван Гог не пришёл к тем насыщенным цветам, по которым он так узнаваем.

Он ещё предпочитает мрачные, тёмные цвета. Под стать своей угрюмости и замкнутости. И, конечно, под влиянием Рембрандта .

Однако, “Едоки картофеля” – это его первый шедевр. И одна из самых известных его картин.

Сложная композиция

Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника.

Ван Гог намеренно усложняет себе задачу. Чтобы показать, какого уровня мастерства он уже добился. Он верит в успех. В то, что сможет создать шедевр.

Вообще Ван Гог был мечтателем. Порой его самоуверенность поражала (так же, как и неуверенность в себе в иные дни). Про своих “Едоков картофеля” он писал брату Тео с упоением. Он искренне верил, что брат (дилер в области живописи) сможет ее продать.

Конечно, этого так и не случилось. Критикам его работа показалась грубой, тёмной. А изображённые люди и вовсе несуразными. Слишком большие головы. Чрезмерно крупные глаза. Вердикт: анатомические ошибки неопытного мастера.

Но Ван Гог был рад такой критике. Значит работу заметили. А значит он на верном пути. И сможет перестроить европейскую живопись. Да-да. Не меньше. Ван Гог был мечтателем.

А главное, у него это и впрямь получилось. Правда уже после смерти.

Главные герои картины

Перед нами в свете лампы бедная крестьянская семья. Мать, отец, сын и две дочери. Они едят запечённый картофель. Они немногословны. Они устали. Весь день они трудились. И завтра их ждёт все тот же тяжкий труд. Из года в год. Всю жизнь.

Их лица с крупными, грубыми чертами лица. Почти карикатурны. Критики видели в этом недостаток мастерства Ван Гога.

Нельзя не согласится, что в то время Ван Гог ещё не был силён в изображении поз и жестов. Но лица героев он исказил намеренно.

Посмотрите на его литографию. Он создал ее до картины маслом. По ней видно, что лица крестьян сначала были более реалистичны.

Незадолго до этого Ван Гог написал натюрморт “Корзина с картофелем”. Очевидно, что художник намеренно стремился показать, насколько лица этих людей похожи на картофель.

Ведь есть такое полунаучное утверждение, что все наши занятия, пороки и достоинства отражаются со временем на наших лицах.

Так и эти крестьяне похожи на то, что каждодневно занимает их мысли.

То же касается и рук. На картине они слишком костлявы и грубы. На литографии руки изображены более натуралистично.

Обратите внимания, что у сидящего к нам лицом мужчины костяшек даже больше, чем должно быть.

Так Ван Гог стремился показать огрубевшие от каждодневного труда руки. Этими руками они пашут землю. Ими же и едят.

Люди, похожие на картошку

Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.

На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.

Никто их не кормит. Нет никаких пособий по бедности. Нет благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.

Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек. До того как стать художником, он одно время был пастырем в шахтерском городке. Раздавал все до последней нитки своим прихожанам. Через какое-то время его попросили оставить эту работу. Попросту уволили. Из-за чрезмерного усердия.

Почему лица персонажей так некрасивы?

Так если картина про человеческое достоинство, почему же герои столь некрасивы?

На рисунках Ван Гога все крестьяне примерно так и выглядят. Черты лица неправильные. Выступающие скулы. Крупные губы. Сильно выраженные надбровные дуги.

Ван Гог голова женщины 1885 г

Ван Гог голова молодого мужчины 1884 г.
Ссылка на бесплатный курс

Кстати, с семьёй, которая позировала Ван Гогу, приключился скандал. Одна из дочерей через какое-то оказалась беременна. Она обвинила в этом Ван Гога. Свою причастность художник отрицал.

Возможно, для девушки это была попытка выбраться из этого “картофельного” мира. Но не получилось. Местный пастырь настоятельно рекомендовал этой семье не позировать Ван Гогу. И картину художник дописывал уже без моделей.

О других картинах художника читайте в статье “5 шедевров Ван Гога”.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Похожее

18 комментариев к “Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера”

Очень слабенькое описание, как по мне) Полагаю, художник имел в виду нечто другое, а именно – пагубное воздейстсвие яда соланина, который содержится в картофеле и разрушает нейронные связи мозга. Вот мы и видим отрешенные лица, люди словно в забытьи; с остановившимися глазами жуют свой картофель — и из их памяти уходит что-то очень важное… Имхо))

Напишите лучше, пришлите ссылку на статью. С удовольствием почитаю, правда.

А вы давали ссылку на мысли художника? Он об этом где-то писал? Это ваша чистая и достаточно примитивная фантазия (без обид). О картофеле, яде соланине и истории распространения этого “лакомства” написано предостаточно, это не секретная информация – Гугл вам в помощь.

Я даже не знаю, что Вам на это ответить… Отвечу так, примитивно)).

Натюрморт с картофелем Винсент Ван Гог написал после картины “Едоки картофеля” Это было в сентябре 1885 года

Добрый день, пришлите, пожалуйста, ссылку на источник. Так как даже не зная год написания, натюрморт кажется более ранним. В первую очередь по технике исполнения. Да и просто это логично: интерес к жизни крестьян, их обычным продуктам. Как эскиз перед большой работой.

Я уверена, Ван Гог любил людей. Он им искренне сопереживал. Но он не мог установить контакта с отдельными людьми ( чего стоят его несчастные, безответные влюбленности) В 27 лет он обратился к изобразительному искусству как к средству общения.

Сюжет картины “Едоки картофеля” близок и понятен каждому, ведь все мы едали картофель, сидели за общим столом, наливали горячий кофе в чашки.

“Едоки картофеля”. Перед тем, как написать эту, ставшую знаковой работу, он написал множество этюдов к картине, делал зарисовки, которые теперь хранятся в музее Ван Гога в Амстердаме.

Он зарисовывал и писал с натуры не только лица, но и руки персонажей, которые не мало повествуют нам о человеке. Это рабочие, натруженные руки.

Рисовал реалистично. Передавал внутреннее состояние. Лица людей, в старости делаются грубыми. Но, художник видит в этой грубости, не идеальности, то, что он ищет. Настоящее, правдивое, искреннее. У каждого персонажа разное настроение и выражение лица. Лицо девушки миловидно. Освещение сверху дает контрастные тени. От этого-мешки под глазами, резче выделяются морщины.

Винсент не мог помочь людям, но через искусство мог выразить свое отношение к ним, свое сострадание.
Он с любовью пишет, без насмешки. Крестьяне честно трудились. Потом зарабатывали пропитание. Они быстро старились из-за непосильного труда. Вечером вся семья собиралась за общим столом.
Горячий пар от картошки создает световое облако вокруг головы девушки. Прием контражура, темное на светлом. Лицо мужчины слева выделяется светлым силуэтом на темном фоне.

Композиция построена на тоновом и цветовом контрасте.
Композиция многофигурная, но не сложная. Композиция выстроена в виде овала. Этот овал или эллипс объединяет фигуры. Взгляд движется по часовой стрелке от фигуры мужчины с левой стороны. Ритм эллипса повторяется в абажуре лампы, в форме подноса, на котором лежит печеный картофель.

Ван Гог гений. Это бесспорно. Он самоучка. В этой картине “Едоки картофеля” создал образ типичной крестьянской семьи. Сама картина гениальна. Мелкие недочеты, которые выискивают критики никак не могут испортить впечатление от нее. Она не мрачная. Она полна любви, уважения к крестьянской жизни: семье, быту, труду. Она прорыв Ван Гога, как художника. Это первое, общепризнанное его гениальное творение.
Он рисовал только то, что его волновало, что казалось ему значимым. В письме к Тео в апреле 1885 года он писал: “Изображение крестьянской жизни-это серьезная вещь, и я бы упрекал себя, если бы не пытался писать картины, вызывающие серьезные мысли”

В этой картине Винсент уделяет много внимания деталям интерьера, предметам быта. Это исторически правдивая картина, благодаря которой, мы знаем, что голландские крестьяне ели вилками, пили кофе за ужином. У них были часы-ходики. Окна были застеклены ( а может быть это были вставки слюдяных пластин). Мы видим женскую и мужскую обыденную крестьянскую одежду. Интересны деревянные стулья, форма их спинок, они тоже играют немаловажную роль в картине. У Великого Мастера не может быть случайных деталей. Если внимательно изучить правый верхний угол картины, то мы заметим горшок с ложками и одной вилкой. А с левой стороны, в раме, рядом с часами висит скорее всего, икона (или портрет)
Одним из главных героев в картине является свет. Он выхватывает из полумрака лачуги то, что посчитал важным художник. Свет, пар играют не меньшую роль, чем другие составляющие. Свет добавляет тепла в лица. Пар дает ощущение сиюминутности происходящего момента.
Уникальная манера письма Винсента, его почерк, впервые явно проявляется в этой работе. Светотеневая моделировка фигур сделана уверенной рукой.
Сами голландцы очень гордятся этой картиной. Она-достояние их народа. В 2013 году, в апреле месяце они собрали все детали картины воедино ( часы, кофейники, подобрали похожую натуру) и попытались сделать похожее на картину фото. Лица людей 21 века, оказались похожи на тех, кто жил в 19. Прошло не так уж много времени с тех пор.
Как когда-то писал Роден, боль уходит, а искусство остается. Ван Гог оставил нам свое наследие в виде картин и писем. Мы можем постичь душу художника вглядываясь в его картины неравнодушным, пытливым взглядом. Это общение через века, через расстояния. Его искусство очень глубоко и человечно.

Винсент Ван Гог — нидерландский живописец XIX века, представитель постимпрессионизма. Его судьба весьма непростая. В жизни художника было много поворотных моментов: он учился рисовать, занимался предпринимательской деятельностью, собирался стать священником. Но многие его начинания были разрушены из-за несчастной любви. Чувствительный Ван Гог очень тяжело переживал такие моменты, он начинал заниматься делами спустя рукава, его увольняли с работы.

В один из таких периодов живописец вернулся в дом родителей в маленький городок Нюэнен. Наступила зима, что сделало настроение мастера еще более унылым. Отец и мать упрекали сына в отсутствии работы и стабильного дохода. Ван Гог чувствовал себя очень одиноким. Не добавляли радости и пейзажи Нюэнена: темные деревья, сухая трава и грязь вокруг.

Картина

Картина долгое время не давалась художнику. Известно, что было создано не менее 12 этюдов к работе, которые были уничтожены автором безжалостно. Каждый день мастер посещал крестьянский дом де Гроотов, когда все семейство садилось за ужин и пытался "схватить" саму атмосферу крестьянского скудного ужина - заслуженной трапезы людей тяжелого физического труда.

Перед нами в тусклом свете керосиновой лампы люди за столом. Перед ними блюдо с печеным картофелем, а чашка ячменного кофе - единственная "роскошь", которую себе могут позволить крестьяне. Узловатые руки, смуглая кожа. Художник необыкновенно скуп в выразительных средствах. В этой работе нет того буйства красок, которое присутствует во многих работах автора. Задачи художника в этой картине несколько иные, чем обычно.

Многие исследователи видят в картине сатиру, желание изобразить людей в состоянии полудикости и невежестве. Подобное видение идеи работы долгое время было основным среди трактовок. Но опровержение можно найти в письмах художника. Сам автор с необыкновенным уважением отзывался о семье де Гроотов. А его главной задачей было "передать пар от картофеля", создать атмосферу тяжелого крестьянского быта и труда.

Стоит внимательно вглядеться в картину, как становятся ясными взаимоотношения в семье де Гроот, их надежды, их мечты, их мысли. Лица крестьян наивны и открыты. Их поступки также честны и продиктованы простыми моральными принципами. Это люди не испорченные никакими страстями. Тяжелый труд и скромное вознаграждение - вот две составляющие крестьянской жизни. Картофель - самая дешевая еда, а само слово "картофелееды" расскажет о людях больше, чем многие тома социологических исследований.

Семейство де Гроот, в один из вечеров, видя, что художнику никак не удается работа, закончив ужин не расходились, а продолжали позировать еще два часа, несмотря на усталость. Мастеру нелегко было расставаться с добрым и гостеприимным семейством. Картина в результате была закончена за одну ночь. На следующий день художник покинул деревню навсегда, взяв с собой одну из самых удачных своих работ.

Ван Гог считал картину "Едоки картофеля" лучшим своим произведением. В ней он воплотил всю силу сострадания к простым труженикам.

Год написания и обстоятельства

Картина "Едоки картофеля" стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. Он писал все, что окружало его в том маленьком крестьянском городке: ткацкие станки, церковь, изгороди, тополя. Даже изобразил двух женщин, копающих картофель.

Едоки картофеля

Но это было как бы около простого деревенского быта, который он хотел ухватить и передать на холсте. Художник созрел в желании вместо фрагментарных этюдов создать целостное и емкое полотно, которое выразило бы сам дух крестьянской жизни в Брабантской провинции. И шедевр родился в ноябре 1885 года.

Натурщики

Люди, изображенные на картине "Едоки картофеля", — не вымышленные. Ван Гог подружился с местным семейством де Гроотов. Они были обычными крестьянами, которых тысячи. Семья их состояла из отца, матери, двух дочерей и сына. Тяжелый труд на земле был их участью из поколения в поколение. Жили они в лачуге, которую и домом можно назвать с натяжкой. Там была всего лишь одна комната, которая совмещала роль кухни, столовой, спальни и гостиной, а все ее нехитрое убранство состояло из стола, стульев, нескольких ящиков и кроватей.

Они любезно согласились позировать для художника, хотя каждый вечер приходили с работы измотанные и уставшие. Де Грооты в буквальном смысле - едоки картофеля. Винсент Ван Гог ждал, когда они вернутся с поля и сядут за стол ужинать, и брался за кисть, делая наброски.

Выстраданное полотно

Идея написать семью де Гроотов за их обыденной скудной трапезой вызрела окончательно. И хотя художник точно представлял себе то, что он хотел передать, работа не давалась ему с первого раза. Известно, что Винсент сделал не менее 12 эскизов, но каждый отправлялся в огонь. Только лишь в последний вечер в деревне он ухватил атмосферу убогого семейного застолья, и этот холст увез с собой в Париж. Сохранилась зарисовка к картине, которую автор отправил своему брату Тео.

Едоки картофеля (Винсент Ван Гог)

"Едоки картофеля", Винсент Ван Гог: сатира ли это?

Много лет традиционной трактовкой картины было изображение примитивных, диких крестьян в момент поглощения еды. В их взглядах и движениях видели звериные повадки, а в лицах — искаженные черты. Потому эта работа Ван Гога считалась сатирической.

На самом же деле сам автор своих натурщиков не считал полулюдьми. Наоборот, у него были теплые взаимоотношения с их старшей дочерью Стин, они часто вместе гуляли. Винсент нередко наблюдал за ними и в поле, и дома. Он с уважением относился и к самому семейству, и к их вынужденному тяжелому труду, ведь они были заложниками обстоятельств. Это известно из писем Ван Гога к своему брату Тео.

Своей работой Ван Гог хотел передать "пар от картофеля" в натруженных крестьянских руках. Он хотел не поставить их на пьедестал, а всего лишь показать кадр из деревенских будней (хотя праздников в их укладе бытия, скорее всего, не было по умолчанию).

Название композиции — "Едоки картофеля" — озвучивает суровую правду жизни тогдашних крестьян. Садить, выкапывать и есть этот овощ было их извечным жизненным уделом. Но таким образом они зарабатывали на честный хлеб, а это достойно сочувствия и уважения.

Ван Гог, "Едоки картофеля": описание

На холсте изображен поздний вечер: за окном темно, на часах семь, комнату освещает тусклый свет лампы. На улице холодно, да и дома нежарко, судя по тому, как одеты персонажи. Наверное, это поздняя осень. Само жилище довольно убого, меблировка скромная, нет никаких элементов роскоши. В таком доме воровать нечего, тем не менее на окнах стоят решетки. Возможно, это жилье не принадлежит им, а они всего лишь его снимают.

Картина Едоки картофеля

После изнурительного дня семейство пришло домой и село ужинать. Основное блюдо их трапезы неизменно — это, конечно же, запеченный картофель. Они не могут позволить себе мясо, сыр или молоко. Единственная роскошь — заваренный черный кофе. И такой вечер — один из тысячи подобных. Завтра едоки картофеля вновь встанут, пойдут на поле, как и всегда, чтобы извлекать из земли пыльные клубни.

Они, хоть и изможденные тяжелым трудом, уже свыклись с этой бесконечной вереницей жизни и покорно идут вместе в этой упряжке. При всем этом они не потеряли человеческое достоинство, не опустились до воровства или попрошайничества, а изо дня в день трудятся в поте чела. Блеклый свет лампы похож на огонек надежды на лучшее будущее, едва тлеющий в их сердцах.

В больших, выпуклых глазах девушки, смотрящих в пустоту, видны безысходность и исступление.

Ван Гог (Едоки картофеля): описание

Ее массивные руки вовсе не похожи на женские. Возможно, она задается вопросом о том, неужели такая же жизнь ждет и ее детей. Остальные персонажи просто заняты едой. Мать разливает кофе по чашкам, потупив глаза, отец уже пьет горячий напиток. Их жизнь, вращающаяся вокруг картофеля, однообразна и невесела, но они уже давно приняли это как данность и смирились.

Земельные тона, в которых выполнена вся картина, создают впечатление, что она написана цветом этого корнеплода. Это очень органично сочетается с названием и идеей полотна. Ван Гогу действительно удалось передать тот самый пар от дымящегося картофеля, который наполняет скромное жилище осенним теплом и слегка согревает душу.

Читайте также: