Венецианов очищение свеклы описание картины

Обновлено: 15.09.2024

Алексей Гаврилович Венецианов прославился в первую очередь как автор жанровых картин, которые и принесли ему славу. Род Венециановых берет свое начало от переселенцев из Греции. Семья будущего художника торговала саженцами и луковицами тюльпанов, но также в их лавке присутствовали и картины на продажу. Вероятно, впервые живописным искусством юный Алексей заинтересовался именно по причине наличия этих работ в непосредственном доступе. Своими картинами Венецианов воспевал крестьянский труд, показывал физическую

Картина "Чистка свеклы", как и многие другие произведения автора, рассказывает зрителю о значимости труда, о важности привычных будничных дел. По сути, перед нами – групповой портрет крестьян. Работа выполнена пастелью на пергаменте – такая техника придает полотну необходимую мягкость, нежность и живописность. Эта работа Венецианова открыла новую главу в истории изобразительного искусства России – Алексей Гаврилович был первым, кто серьезно отнесся к жанровым картинам, выполняя их подробно

В центре картины – молодая крестьянская девушка, симпатичная, босая, немного уставшая от нелегкого труда. Она на время прервала работу – вероятно, склонившийся к ней парень сообщил какую-то неприятную новость. В правом углу – еще две девушки и подросток, на заднем плане – ребенок с миской еды. Практически все пространство пергамента заполнено человеческими фигурами, и лишь в прогалах между ними присутствует условный пейзажный фон. Император заплатил художнику за "Чистку свеклы" рекордную по тем временам сумму – тысячу рублей. Картина сразу же была помещена в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца.



Алексей Гаврилович Венецианов - один из крупнейших русских художников XIX века, наиболее известный своим естесственным и достойным изображением крестьянской жизни и природы. Ему приписывают создание жанровой живописи и развитие национального русского пейзажа. Венецианов также известен своей огромной ролью в обучении и воспитании молодых художников из бедных семей.

О художнике, создавшем образ русского села


Творчество французского художника Франсуа Мариуса Гране так впечатлила его, что Венецианов решил применить те же техники и на своих полотнах. Особенно его восхитили естественные цвета и воздушная атмосфера на картинах живописца. С этого времени началась более тщательная работа в технике живописи, и хобби медленно превращалось в дело его жизни.

Франсуа Мариус Гране


В 1802 году он переехал в Санкт-Петербург и проходил курсы в Академии художеств. Параллельно Венецианов проводил долгие часы в Эрмитаже, копируя работы великих мастеров, особенно голландских пейзажистов. В 1810 году художник получил от Академии звание заслуженного деятеля, что способствовало росту его популярности.

Девушка с крынкой молока / Девушка в платке

Собственное училище и придворная служба

Гумно


На эти средства художник организовал в своем поместье художественную школу - Сафонковское училище - для талантливых учеников, которые не могли позволить себе художественное образование. Венецианов обучал рисованию и живописи по собственной методике. За все время существования школу окончили около 70 учеников (среди отличившихся были Г. Сорока, Н. Крылов, А. Алексеев, Л. Плахов, А. Тыранов, К. Зеленцов, С. Заренко и Г. Михайлов). Чтобы оплатить все расходы на школу, Венецианов обратился к Николаю I с просьбой о финансовой поддержке. В 1830 году царь назначил Алексея Гавриловича своим придворным художником с зарплатой в 3000 рублей.

236 лет назад, 18 февраля 1780 года, родился Алексей Гаврилович Венецианов — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

5229398_mlarge_de950642 (600x400, 113Kb)


Родился он в Москве 18 февраля 1780 года в семье купца. Отец будущего художника перебрался в Москву из Нежина и торговал саженцами деревьев. Способность к рисованию проявилась у мальчика в детстве. Особенно тяготел юноша к портрету. Наиболее раннее из сохранившихся произведений молодого художника это портрет его матери А.Л. Венециановой.

5229398_88sh0bV9J8 (563x700, 62Kb)

и большой портрет инспектора Петербургской Академии художеств К.И. Головачевского, за который Алексей Гаврилович был избран академиком.

5229398_1330573363_portretk_i_golovachevskogoinspektoraakademiihudozhestvstremyavospitannikami1811 (511x699, 66Kb)

5229398_1330572485_portretv_s_putyatinoy1820e (456x590, 53Kb)

В 1818 году Венецианов оставляет государственную службу, женится на дочери малоизвестного художника и уезжает с семьей в имение Сафонково, принадлежавшее его новой жене. Именно здесь, вдали от городской суеты Алексей Гаврилович находит главную тему своего творчества. Венецианову открывается неиссякаемый источник вдохновения, разнообразие сюжетов и образов. Огромным вкладом Алексея Гавриловича Венецианова в развитие русской живописи является создание им своей школы, своего метода. От частных портретов крестьян художник приходит к великолепным художественным композициям, в которых народная жизнь, ее аура, находит многокрасочное выражение.

В 1819 году организовывается Общество учреждения училищ по методике взаимного обучения. Целью этого Общества было распространение грамотности среди простого народа. Венецианов был одним из первых его членов.

5229398_B1KQfDI4cgI (700x567, 49Kb)

5229398_EU9MhnKFgk (700x562, 321Kb)

Чтобы реалистичнее передать пространство и свет, Алексей Гаврилович распилил переднюю стену гумна в своем имении, рассадил там крестьян и изобразил все это на холсте, включая срезы отпиленных бревен. За эту картину Венецианов получил 3000 рублей, а сама картина была передана в постоянную экспозицию Эрмитажа.

5229398_EPP2yOn8ls (551x700, 77Kb)

5229398_ekTFRoqJHc (544x700, 275Kb)

5229398_GqFzsB2vG78 (475x700, 220Kb)

5229398_K2teWnNLKbY (511x700, 252Kb)

5229398_Gm82JeED_5w (700x511, 284Kb)

5229398_zZmDpB520JY (545x700, 240Kb)

Это произведение отличаются гармонией художественных образов: любовь Венецианова к трудовому крестьянскому народу позволила изобразить в нем подлинную красоту.

Алексей Гаврилович Венецианов тесно общался с передовыми деятелями русской литературы. Художник был знаком с Жуковским, Гнедичем, Крыловым, Козловым, Пушкиным. В 1830-х годах живописец рисовал портрет Н.В. Гоголя.

4 декабря 1847 года великий русский художник Алексей Гавриилович Венецианов погиб в результате несчастного случая. На крутом заледеневшем спуске лошади понесли. Художник, вместо того чтобы выпрыгнуть вслед за кучером, попытался остановить сани, однако на повороте сани перевернулись и нанесли ему смертельный удар.

PVLOOLUtNCY (560x674, 67Kb)



Портрет Н. М. Карамзина, 1828

0jArvT5_CcQ (523x700, 138Kb)


Портрет М.А.Фонвизина.

5229398_1330572483_petrvelikiy_osnovaniesanktpeterburga1838 (700x522, 74Kb)

Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга

5229398_1330572462_portreta_chicherinaok_1810 (457x584, 55Kb)

5229398_1330572465_i_v_bugaevskiyblagornyy1816 (496x590, 41Kb)

5229398_1330572468_portreta_i_bibikova1807 (421x596, 34Kb)

5229398_1330572492_portretn_p_stroganovoy_1810e (436x598, 40Kb)

5229398_1330572518_portreta_putyatina1815 (476x592, 56Kb)

5229398_1330572678_a_l_venecianova1801 (613x699, 53Kb)

oVnwbqZizJM (528x700, 290Kb)



. Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой

5229398_1330572462_m_a_venecianovavrusskomkostyume_1830 (447x598, 71Kb)

М.А.Венецианова в русском костюме

lUpP_YYvSP8 (520x700, 175Kb)


Портрет В.П.Кочубея

Nx1PQFeA2Ac (486x700, 299Kb)

"Девушка в платке"

0uKJU6g-erw (540x700, 224Kb)



Девушка с бураком Около 1824 Дерево, масло 29,5 × 23,5 Государственный Русский музей

4Jxj0C675TQ (419x602, 163Kb)


Крестьянская девушка за вышиванием. 1843 г

CCSMa7iQ5CI (450x599, 178Kb)



Крестьянка с косой и граблями (Пелагея). 1824 г

eUEvKYI_6Cc (700x576, 242Kb)


Причащение умирающей

hc0DXPy4lYM (437x599, 108Kb)


Девушка с гармошкой, 1840

ijJ3Bvu4HfA (528x637, 147Kb)


Сенокос. 1820-е годы

5229398_XRTev1wmMUs (471x599, 82Kb)

Крестьянские дети в поле (Мальчик с двумя девочками) 1820-е Холст, масло 38,5 × 30 Государственный Русский музей

JNwxVZxPGxo (536x700, 236Kb)

kaCzdS7v-Jg (544x690, 153Kb)


Крестьянская девушка с серпом во ржи. 1820-е годы

Qxl3wZ5zD5k (700x517, 309Kb)


Спящий пастушок, 1823—24

TdP4vEqr7ig (512x666, 114Kb)


Крестьянка с васильками. 1830-е годы

WEWGFYUw82M (700x538, 194Kb)


Спящая девушка. 1840-е годы

Алексей Венецианов - Автопортрет (1830, Третьяковская галерея, Москва )

Наиболее последовательно романтические тенденции проявились у Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847 гг.) при создании картин с сюжетами из жизни русских крестьян. На картинах изображены простые люди, занимающиеся повседневными, привычными делами. Обратившись к изображению крестьянской жизни, мастер показал ее как мир, исполненный гармонии, величия и красоты (картины Гумно, На жатве, Лето, Крестьянская девушка с теленком, Жнецы и др.).

Как художнику-романтику, Венецианову удалось создать индивидуальные и вместе с тем узнаваемые образы простых людей. Следуя канонам романтического направления, мастер талантливо подчеркнул их моральные достоинства — душевную чистоту и эмоциональную открытость.

Большое место на картинах Венецианов всегда уделял реальному пейзажу. Как правило, это пейзаж средней полосы России. Удивительное богатство, неповторимость мира природы этих мест прекрасно гармонировали с изображаемыми людьми. Пейзаж и человек как бы дополняли друг друга, превращая картины художника в поэзию самой высокой пробы.

Алексей Венецианов - Вот те и батькин обед (1824, Третьяковская галерея, Москва )

Вот те и батькин обед (1824, Третьяковская галерея, Москва )

Алексей Венецианов - Встреча у колодца (1843, Азербайджанский государственный музей искусств, Баку )

Встреча у колодца (1843, Азербайджанский государственный музей искусств, Баку )

Алексей Венецианов - Два крестьянских мальчика со змеем (1820-е, Самарский областной художественный музейСамара )

Два крестьянских мальчика со змеем (1820-е, Самарский областной художественный музейСамара )

Алексей Венецианов - Девушка с теленком (1829, Третьяковская галерея, Москва )

Девушка с теленком (1829, Третьяковская галерея, Москва )

Алексей Венецианов - Жнецы(1820-е, Русский музей, Санкт-Петербург )

Жнецы(1820-е, Русский музей, Санкт-Петербург )

Алексей Венецианов - Кормилица с ребенком (1830-е, Третьяковская галерея, Москва )

Кормилица с ребенком (1830-е, Третьяковская галерея, Москва )

Алексей Венецианов - Крестьянские дети в поле (1810-е, Русский музей, Санкт-Петербург )

Крестьянские дети в поле (1810-е, Русский музей, Санкт-Петербург )

Алексей Венецианов - Купальщица с чашей (1832, Третьяковская галерея, Москва)

Купальщица с чашей (1832, Третьяковская галерея, Москва)

Алексей Венецианов - Купальщицы (1829, Третьяковская галерея, Москва)

Купальщицы (1829, Третьяковская галерея, Москва)

Алексей Венецианов - На жатве. Лето (1820, Третьяковская галерея, Москва)

На жатве. Лето (1820, Третьяковская галерея, Москва)

Алексей Венецианов - На пашне. Весна (1820-е, Третьяковская галерея, Москва)

На пашне. Весна (1820-е, Третьяковская галерея, Москва)

Алексей Венецианов - Очищение свеклы (1820, Третьяковская галерея, Москва)

Очищение свеклы (1820, Третьяковская галерея, Москва)

Алексей Венецианов - Пастушок с рожком (1820-е, Тверская областная картинная галерея, Тверь)

Пастушок с рожком (1820-е, Тверская областная картинная галерея, Тверь)

Алексей Венецианов - Причащение умирающей (1839, Третьяковская галерея, Москва)

Причащение умирающей (1839, Третьяковская галерея, Москва)

Алексей Венецианов - Сенокос (1820-е)

Алексей Венецианов - Спящая девушка (1840, Нижегородский государственный художественный музей)

Спящая девушка (1840, Нижегородский государственный художественный музей)

Читайте также: