Венецианов очищение свеклы описание картины
Обновлено: 15.09.2024
Алексей Гаврилович Венецианов прославился в первую очередь как автор жанровых картин, которые и принесли ему славу. Род Венециановых берет свое начало от переселенцев из Греции. Семья будущего художника торговала саженцами и луковицами тюльпанов, но также в их лавке присутствовали и картины на продажу. Вероятно, впервые живописным искусством юный Алексей заинтересовался именно по причине наличия этих работ в непосредственном доступе. Своими картинами Венецианов воспевал крестьянский труд, показывал физическую
Картина "Чистка свеклы", как и многие другие произведения автора, рассказывает зрителю о значимости труда, о важности привычных будничных дел. По сути, перед нами – групповой портрет крестьян. Работа выполнена пастелью на пергаменте – такая техника придает полотну необходимую мягкость, нежность и живописность. Эта работа Венецианова открыла новую главу в истории изобразительного искусства России – Алексей Гаврилович был первым, кто серьезно отнесся к жанровым картинам, выполняя их подробно
В центре картины – молодая крестьянская девушка, симпатичная, босая, немного уставшая от нелегкого труда. Она на время прервала работу – вероятно, склонившийся к ней парень сообщил какую-то неприятную новость. В правом углу – еще две девушки и подросток, на заднем плане – ребенок с миской еды. Практически все пространство пергамента заполнено человеческими фигурами, и лишь в прогалах между ними присутствует условный пейзажный фон. Император заплатил художнику за "Чистку свеклы" рекордную по тем временам сумму – тысячу рублей. Картина сразу же была помещена в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца.
Алексей Гаврилович Венецианов - один из крупнейших русских художников XIX века, наиболее известный своим естесственным и достойным изображением крестьянской жизни и природы. Ему приписывают создание жанровой живописи и развитие национального русского пейзажа. Венецианов также известен своей огромной ролью в обучении и воспитании молодых художников из бедных семей.
О художнике, создавшем образ русского села
Творчество французского художника Франсуа Мариуса Гране так впечатлила его, что Венецианов решил применить те же техники и на своих полотнах. Особенно его восхитили естественные цвета и воздушная атмосфера на картинах живописца. С этого времени началась более тщательная работа в технике живописи, и хобби медленно превращалось в дело его жизни.
В 1802 году он переехал в Санкт-Петербург и проходил курсы в Академии художеств. Параллельно Венецианов проводил долгие часы в Эрмитаже, копируя работы великих мастеров, особенно голландских пейзажистов. В 1810 году художник получил от Академии звание заслуженного деятеля, что способствовало росту его популярности.
Собственное училище и придворная служба
На эти средства художник организовал в своем поместье художественную школу - Сафонковское училище - для талантливых учеников, которые не могли позволить себе художественное образование. Венецианов обучал рисованию и живописи по собственной методике. За все время существования школу окончили около 70 учеников (среди отличившихся были Г. Сорока, Н. Крылов, А. Алексеев, Л. Плахов, А. Тыранов, К. Зеленцов, С. Заренко и Г. Михайлов). Чтобы оплатить все расходы на школу, Венецианов обратился к Николаю I с просьбой о финансовой поддержке. В 1830 году царь назначил Алексея Гавриловича своим придворным художником с зарплатой в 3000 рублей.
236 лет назад, 18 февраля 1780 года, родился Алексей Гаврилович Венецианов — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Родился он в Москве 18 февраля 1780 года в семье купца. Отец будущего художника перебрался в Москву из Нежина и торговал саженцами деревьев. Способность к рисованию проявилась у мальчика в детстве. Особенно тяготел юноша к портрету. Наиболее раннее из сохранившихся произведений молодого художника это портрет его матери А.Л. Венециановой.
и большой портрет инспектора Петербургской Академии художеств К.И. Головачевского, за который Алексей Гаврилович был избран академиком.
В 1818 году Венецианов оставляет государственную службу, женится на дочери малоизвестного художника и уезжает с семьей в имение Сафонково, принадлежавшее его новой жене. Именно здесь, вдали от городской суеты Алексей Гаврилович находит главную тему своего творчества. Венецианову открывается неиссякаемый источник вдохновения, разнообразие сюжетов и образов. Огромным вкладом Алексея Гавриловича Венецианова в развитие русской живописи является создание им своей школы, своего метода. От частных портретов крестьян художник приходит к великолепным художественным композициям, в которых народная жизнь, ее аура, находит многокрасочное выражение.
В 1819 году организовывается Общество учреждения училищ по методике взаимного обучения. Целью этого Общества было распространение грамотности среди простого народа. Венецианов был одним из первых его членов.
Чтобы реалистичнее передать пространство и свет, Алексей Гаврилович распилил переднюю стену гумна в своем имении, рассадил там крестьян и изобразил все это на холсте, включая срезы отпиленных бревен. За эту картину Венецианов получил 3000 рублей, а сама картина была передана в постоянную экспозицию Эрмитажа.
Это произведение отличаются гармонией художественных образов: любовь Венецианова к трудовому крестьянскому народу позволила изобразить в нем подлинную красоту.
Алексей Гаврилович Венецианов тесно общался с передовыми деятелями русской литературы. Художник был знаком с Жуковским, Гнедичем, Крыловым, Козловым, Пушкиным. В 1830-х годах живописец рисовал портрет Н.В. Гоголя.
4 декабря 1847 года великий русский художник Алексей Гавриилович Венецианов погиб в результате несчастного случая. На крутом заледеневшем спуске лошади понесли. Художник, вместо того чтобы выпрыгнуть вслед за кучером, попытался остановить сани, однако на повороте сани перевернулись и нанесли ему смертельный удар.
Портрет Н. М. Карамзина, 1828
Портрет М.А.Фонвизина.
Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга
. Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой
М.А.Венецианова в русском костюме
Портрет В.П.Кочубея
"Девушка в платке"
Девушка с бураком Около 1824 Дерево, масло 29,5 × 23,5 Государственный Русский музей
Крестьянская девушка за вышиванием. 1843 г
Крестьянка с косой и граблями (Пелагея). 1824 г
Причащение умирающей
Девушка с гармошкой, 1840
Сенокос. 1820-е годы
Крестьянские дети в поле (Мальчик с двумя девочками) 1820-е Холст, масло 38,5 × 30 Государственный Русский музей
Крестьянская девушка с серпом во ржи. 1820-е годы
Спящий пастушок, 1823—24
Крестьянка с васильками. 1830-е годы
Спящая девушка. 1840-е годы
Наиболее последовательно романтические тенденции проявились у Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847 гг.) при создании картин с сюжетами из жизни русских крестьян. На картинах изображены простые люди, занимающиеся повседневными, привычными делами. Обратившись к изображению крестьянской жизни, мастер показал ее как мир, исполненный гармонии, величия и красоты (картины Гумно, На жатве, Лето, Крестьянская девушка с теленком, Жнецы и др.).
Как художнику-романтику, Венецианову удалось создать индивидуальные и вместе с тем узнаваемые образы простых людей. Следуя канонам романтического направления, мастер талантливо подчеркнул их моральные достоинства — душевную чистоту и эмоциональную открытость.
Большое место на картинах Венецианов всегда уделял реальному пейзажу. Как правило, это пейзаж средней полосы России. Удивительное богатство, неповторимость мира природы этих мест прекрасно гармонировали с изображаемыми людьми. Пейзаж и человек как бы дополняли друг друга, превращая картины художника в поэзию самой высокой пробы.
Вот те и батькин обед (1824, Третьяковская галерея, Москва )
Встреча у колодца (1843, Азербайджанский государственный музей искусств, Баку )
Два крестьянских мальчика со змеем (1820-е, Самарский областной художественный музейСамара )
Девушка с теленком (1829, Третьяковская галерея, Москва )
Жнецы(1820-е, Русский музей, Санкт-Петербург )
Кормилица с ребенком (1830-е, Третьяковская галерея, Москва )
Крестьянские дети в поле (1810-е, Русский музей, Санкт-Петербург )
Купальщица с чашей (1832, Третьяковская галерея, Москва)
Купальщицы (1829, Третьяковская галерея, Москва)
На жатве. Лето (1820, Третьяковская галерея, Москва)
На пашне. Весна (1820-е, Третьяковская галерея, Москва)
Очищение свеклы (1820, Третьяковская галерея, Москва)
Пастушок с рожком (1820-е, Тверская областная картинная галерея, Тверь)
Причащение умирающей (1839, Третьяковская галерея, Москва)
Спящая девушка (1840, Нижегородский государственный художественный музей)
Читайте также: