Высокая температура прорастания нужна для огурца пшеницы гороха ячменя

Обновлено: 18.09.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: дать представление об условиях прорастания семян, о зависимости прорастания от факторов окружающей среды (тем­пература, влажность, воздух), о правильном посеве семян, о ро­сте и питании проростков, о зависимости глубины заделки семян от их размера и свойств почвы; показать практическое значение знаний об условиях прорастания семян.

Оборудование и материалы: коллекции семян, сухие и пророс­шие семена, проростки растений, результаты опытов, свидетель­ствующих о необходимости воды, воздуха, определенной темпе­ратуры для прорастания семян; таблицы с изображением опытов, выявляющих значение различных условий для прорастания семян.

Ключевые слова и понятия: условия прорастания семян, по­требность в воде, кислороде, определенной температуре; период покоя, всхожесть семян, проросток; холодостойкие и теплолю­бивые растения; глубина заделки семян, надземное прорастание семян, подземное прорастание семян.

Выберите верные утверждения.

Семя - вегетативный орган растения.

Семя является зародышем будущего растения.

Семена некоторых растений весят миллионные доли грамма.

Одни из самых крупных семян - семена сейшельской пальмы - весят до 200 г.

Рубчик - след от повреждения семени скальпелем.

Семявход - маленькое отверстие в семенной кожуре, через ко­торое происходит газообмен.

Эндосперм - особая запасающая ткань растения.

Эндосперм присутствует в семенах всех растений.

Семена двудольных растений не имеют эндосперма.

Фасоль относится к двудольным растениям.

Большую часть семени зерновки пшеницы занимает зародыш.

Семядоли семени фасоли - это первые зародышевые листья бу­дущего растения.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, какова основная функция семян. (Распростра­нение и размножение растений.)

Какие основные способы распространения семян вы мо­жете назвать? (Ответы учащихся.)

Кто нашел сведения об оригинальных способах распростра­нения растений? (Учащиеся отвечают, приводят примеры.)

Семя — это, прежде всего, зародыш будущего растения. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти, появившийся при этом молодой росток называют проростком.

Что нужно сделать для того, чтобы семя проросло? (Для этого необходимо поместить семена во влажную среду.)

Вспомните, как отличаются друг от друга сухие семена и те, которые некоторое время пролежали во влажной среде. (Се­мена во влажной среде набухают.)

Благодаря чему внутрь семян проникает влага? (Благодаря особому отверстию — семявходу.)

Но набухают любые семена — и живые, и неживые. Вспо­мните, например, как разбухает гречневая крупа или рис, когда вы их варите. Перед приготовлением рекомендуется замачивать и горох, фасоль или чечевицу. Но большинство из этих семян никогда не прорастут, даже если вы их посадите в почву, потому что, чтобы семя проросло, зародыш внутри семени должен быть живым. Погибнуть зародыш может от перегрева, переохлажде­ния, механической обработки, деятельности насекомых, а также от длительного хранения.

Способность семян к прорастанию называется всхожестью. Семена с погибшим зародышем теряют всхожесть. Всхожесть семян можно вычислить. Для этого возьмем 100 семян гороха, поместим их в условия, благоприятные для прорастания. Через 3—4 дня посмотрим, сколько семян проросло, результат запишем. Через 10 дней посмотрим на наши семена еще раз, подсчитаем количество проросших семян и это число выразим в процентах от общего числа семян. Получившийся процент и будет являться показателем всхожести семян. Попробуйте проделать этот опыт дома. (Учитель может заранее, за 8—10 дней, подготовить этот опыт, а на уроке продемонстрировать его результаты и дать объ­яснение.)

До прорастания зародыш в семени находится в состоянии покоя. В этом состоянии семена могут находиться от нескольких суток до нескольких лет. Зародыши в семенах лимона остаются жизне­способными в течение 9 месяцев после созревания, кофе — 1,5 лет, тыквы и огурца — 10 лет, некоторых сорных растений — 50—80 лет. Известны случаи, когда семена прорастали и через сотни лет, про­лежав в условиях, не приведших к гибели зародыша. Обнаружен­ные в торфяниках семена лотоса проросли спустя две тысячи лет! А найденные в вечной мерзлоте на Аляске семена бобового расте­ния арктического люпина проросли спустя 10 000 лет! В период покоя зародыш защищен от неблагоприятных воздействий.

Что защищает зародыш в этот период? (Ответы учащихся.)

Покой семян — приспособление, предохраняющее их от про­растания в неблагоприятные сезоны года.

Какие условия необходимы для прорастания семян? (Уча­щиеся высказывают предположения.)

Для прорастания семенам необходимы вода, воздух и опреде­ленная температура.


Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника ,перечислите условия, необходимые для прорастания семян, и объясните значе­ние каждого. Опишите опыты, доказывающие потребность в них.

(Если есть возможность, опыты лучше провести на уроке. Если же опыт рассчитан на несколько дней, то во время занятия лучше продемонстрировать его результаты, а условия проведения объяснить устно.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ВОДЫ И ВОЗДУХА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН


Оборудование: три широких пробирки (или другие удобные емкости), семена гороха или фасоли (можно взять зерновки пше­ницы или кукурузы), вода.

В три широкие пробирки положим семена гороха или фасоли.

Семена в одной из пробирок оставим сухими (есть воздух, но нет влаги), в другую пробирку нальем немного воды так, чтобы она частично покрывала семена (есть воздух и влага), третью за­полним водой до краев (имеется достаточно влаги, но нет воздуха).

Прикроем пробирки стеклом и поставим в теплое место.

Через 5—6 дней оценим результат.

Итог. Семена в сухой пробирке не проросли (остались без изменения); в пробирке, доверху наполненной водой, набухли, но не проросли; частично залитые водой набухли и проросли.

Вывод. Семенам для прорастания необходимы вода и воздух.

Вода необходима потому, что зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества. За счет проникшей в семя воды питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях, переходят в растворимое состояние и становятся доступны для зародыша.

Попробуйте на вкус сухую и проросшую зерновку пшеницы.

Какую разницу вы заметили?

Сухая зерновка окажется крахмалистой, а пророщенная — сладкой. Это под действием воды нерастворимые питательные вещества семени (крахмал) перешли в растворимые (сахар). Сахар хорошо растворяется в воде и может проникать во все растущие части. Соответственно, семена лучше прорастают во влажной поч­ве. Но когда земля чрезмерно увлажнена, вода занимает все поры и вытесняет воздух, поэтому семена сгниют, так как у них не будет возможности дышать.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО ПРОРАСТАЮЩИЕ СЕМЕНА АКТИВНО ПОТРЕБЛЯЮТ КИСЛОРОД (ДЫШАТ)


Оборудование: две стеклянные банки с крышками, проросшие семена гороха (или фасоли, зерновки пшеницы, овса).

Возьмем две стеклянные банки. В одну из них положим проросшие семена, другую оставим пустой.

Обе банки плотно закроем крышками и поставим в темное теплое место.

Через сутки оценим результат.

Итог. Откроем сначала пустую банку и опустим туда зажжен­ную свечу — свеча продолжает гореть. Откроем банку с пророс­шими семенами и опустим туда горящую свечу — свеча потухла.

Вывод. В пустой банке состав воздуха практически не из­менился, там содержится достаточно кислорода, необходимого для процесса горения. В банке с проросшими семенами свеча не горит, так как прорастающие семена израсходовали весь со­

держащийся в воздухе кислород на дыхание, выделив при этом углекислый газ.

(Необходимо напомнить, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ нет, а также обратить внимание учащихся на то, что дышат не только прорастающие, но и любые живые семена, просто у них в состоянии покоя дыхание менее выражено.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН

Оборудование: две пробирки или чашки Петри, семена гороха или другие крупные семена, холодильник.

В две пробирки положим семена гороха и нальем неболь­шое количество воды (так, чтобы она слегка прикрывала семена, но оставляла доступ воздуху).

Поставим одну пробирку в темное теплое (+18. +20 °С) ме­сто, а другую — в холодильник.

Через 5—6 дней оценим результат.


Итог. Семена, которые находились в тепле, проросли, а на­ходившиеся в холодильнике — нет.

Вывод. Для прорастания семян необходима определенная тем­пература.

Семенам некоторых растений требуются особые условия для прорастания.

(Здесь можно подключить к работе учащихся. Для этого на предыдущем уроке нескольким ученикам (по желанию) дает­ся задание подготовить доклад об особых условиях прорастания семян. На уроке они в течение 2—3 мин излагают сведения, кото­рые им удалось отыскать. После этого учитель дополняет рассказ учащихся.)

Зародыши семян многих растений средней полосы, например некоторых сортов ячменя и пшеницы, способны прорасти только после воздействия на них низких температур.

Как вы считаете, чем обусловлено такое свойство семян? (Ответы учащихся.)

Эта особенность защищает растения умеренного климата от прорастания осенью, иначе оно могло бы погибнуть зимой. А вот таким растениям, как черника, брусника, земляника, рябина требуется прохождение через пищеварительную систему птиц или животных, где под действием желудочного сока семенная кожу­ра становится более тонкой и способна пропускать влагу внутрь семени.

Как вы думаете, для чего растениям такое сложное приспо­собление? (Ответы учащихся.)

Это приспособление для распространения семян.

Какими же должны быть плоды растений, семена которых распространяются таким образом? (Ответы учащихся.)

Конечно же, они должны быть привлекательными на вкус для животных. Но есть еще более интересные приспособления для прорастания семян в определенных условиях. Например, в Север­ной Америке, существуют целые сообщества растений, которые прорастают только после воздействия на них высоких температур. На этих территориях довольно часто случаются пожары, вслед­ствие чего семенная кожура распадается. Во время пожара также освобождается жизненное пространство, которое могут занять молодые растения.

Зная, что именно нужно для прорастания тех или иных расте­ний, человек создает все необходимые условия для благополучно­го развития семян и, соответственно, получения большего урожая.

На какую глубину необходимо погружать семена в почву? (Ответы учащихся.)

Если их поместить неглубоко, они высохнут, а если закопать слишком глубоко, то у них (особенно у маленьких) не хватит сил пробить толстый слой почвы. В целом можно вывести такое пра­вило: более крупные семена необходимо помещать на большую глубину, а мелкие — неглубоко, чтобы у них хватило сил раздви­нуть комочки земли и выпустить молодой побег на поверхность. Мелкие семена, например лука, моркови, мака, салата, сельдерея, нужно сеять на глубину 1—2 см; более крупные — огурцов, редиса, томата, свеклы — высаживают на глубину 2—4 см; крупные же — семена гороха, бобов, фасоли, тыквы — необходимо помещать на глубину 4—5 см, иначе им не хватит влаги.

ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ СИЛУ НАБУХАНИЯ СЕМЯН, Т. Е. СИЛУ, С КОТОРОЙ ОНИ РАЗДВИГАЮТ ЧАСТИЧКИ ПОЧВЫ ПРИ ПРОРАСТАНИИ

Оборудование: семена гороха или фасоли, стеклянная банка, пластмассовый или металлический круг, диаметр которого равен внутреннему диаметру банки, вода, гиря массой около 1 кг, мар­кер, который пишет на стекле.


Положим семена гороха в банку и нальем туда немного воды. Так, чтобы семена получали достаточно влаги и воздуха.

Сверху на замоченные семена положим пластмассовый круг, а на него поставим гирю. Отметим маркером с наружной стороны стекла уровень (высоту), на котором располагается пласт­массовый круг до набухания семян.

Поставим банку в теплое место, по истечении 4—5 дней оце­ним результат.

Итог. Семена набухли и стали занимать больший объем, под­няв пластмассовый круг вместе с гирей.

Вывод. Сила набухания семян такова, что они поднимают пла­стиковый круг вместе со стоящей на нем гирей, в несколько раз превосходящей их по массе.

Итак, мы выяснили, что для успешного развития семян необхо­димы три основных условия: вода, влажность и определенная темпе­ратура. Но как семена прорастают? Различают два типа прорастания семян. В первом случае, как, например, у фасоли, тыквы, огурца, клена, свеклы, семядоли выносятся на поверхность почвы — надзем­ное прорастание. Во втором случае, как, например, у гороха, чины, дуба, каштана, семядоли остаются в почве — подземное прорастание.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Что происходит с неживыми семенами при замачивании?

Почему не все набухшие семена всходят?

Для чего прорастающим семенам необходима вода?

Почему семена необходимо высевать в рыхлую почву?

Опишите опыт, доказывающий, что прорастающие семена активно дышат.

Почему в переувлажненной почве семена не всходят?

Как рассчитать процент всхожести семян?

Какие семена прорастают при наиболее низких темпера­турах?

Для чего семенам необходим период покоя?

Почему семена различных растений высевают в разные сроки?

Творческое задание. Сделать картину из семян. Для этого на­рисовать контуры изображения на листе картона, подобрать раз­личные по размеру и окраске семена, приклеить их с помощью клея так, чтобы они соответствовали рисунку.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Провести опыт, доказывающий необходимость наличия питательных ве­ществ, содержащихся в семядолях или эндосперме, для полноцен­ного развития проростка. Для этого взять несколько пророщен- ных семян фасоли. У трех проростков удалить все семядоли, у трех проростков оставить половину семядоли, у трех — одну семядолю, а три оставить целыми. Посадить проростки во влажную рыхлую почву и поставить в теплое место. Не забыть поливать рассаду. Че­рез 7—10 дней попробовать дать объяснение полученному резуль­тату. По возможности подготовить доклад о проделанном опыте.

Прорастание семян

Условия прорастания семян

Основные факторы, влияющие на прорастание семян овощных культур

Презентация Прорастание семян

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Семя-состояние покояПроросток семени-молодое растение со стеблем и листьями к.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Семя-состояние покояПроросток семени-молодое растение со стеблем и листьями к.

Семя-состояние покоя
Проросток семени-молодое растение со стеблем и листьями которое развивается из зародыша – семени.
Условия?

 Цель исследования: -изучение условий прорастания семян

-изучение условий прорастания семян

Этапы исследования: 1. Выбрать тему исследовательской работы. 2. П.

1. Выбрать тему исследовательской работы.
2. Поиск информации по данной теме. Вспомнить что мы знаем по этой теме
3. Сформировать гипотезу
4. Поставить задачи исследования:
5. Провести опыты:
6. Вывод о проделанной работе.

Ответы

Условия – это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит.

Условия – это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит.

Прорастание - это переход от состояния покоя к вегетативному росту зародыша.

Прорастание - это переход от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и образующегося из него проростка.

Семя Это- орган размножения семенных растений. Что является важн.

Это- орган размножения семенных растений.

Что является важным в семени?

Из него вырастает растение

Гипотеза: мы предположили, что семенам для прорастания необходимы:тепло вод.

Гипотеза: мы предположили,
что семенам для прорастания необходимы:
тепло

1. Проверить гипотезы опытным путем (выполнить исследование) 2. Найти информ.

1. Проверить гипотезы опытным путем (выполнить исследование)
2. Найти информацию о значении условий на прорастание прорастание семян
3. Подвести итоги

Вывод:Опыт № 1. Влияние воды на прорастание семян.Н2О

Вывод:
Опыт № 1. Влияние воды на прорастание семян.
Н2О

Вывод: вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблят.

Вывод: вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.
Опыт № 1. Влияние воды на прорастание семян.

Опыт № 2. Влияние воздуха на прорастание семян.

Опыт № 2. Влияние воздуха на прорастание семян.

Вывод: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислор.

Вывод: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли.
Опыт № 2. Влияние воздуха на прорастание семян.

Вывод:Опыт № 3. Влияние тепла на прорастание семян.ХолодТеплоН2ОН2О

Вывод:
Опыт № 3. Влияние тепла на прорастание семян.
Холод
Тепло
Н2О
Н2О

Вывод: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при.

Вывод: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.
Опыт № 3. Влияние тепла на прорастание семян.

Вывод:Опыт № 3. Влияние света на прорастание семян.Нет светаСветН2ОН2О

Вывод:
Опыт № 3. Влияние света на прорастание семян.
Нет света
Свет
Н2О
Н2О

Вывод: для большей части семян присутствие света необязательно. Опыт № 3. Вл.

Вывод: для большей части семян присутствие света необязательно.

Опыт № 3. Влияние света на прорастание семян.

Вывод:Опыт № 4. Влияние почвы на прорастание семян.ПочваН2ОН2О

Вывод:
Опыт № 4. Влияние почвы на прорастание семян.
Почва
Н2О
Н2О

Вывод: на прорастание семян почва существенного значения не имеет.Опыт № 4. В.

Вывод: на прорастание семян почва существенного значения не имеет.
Опыт № 4. Влияние почвы на прорастание семян.

Опыт № 5. Влияние запасных питательных веществ на прорастание семян.

Опыт № 5. Влияние запасных питательных веществ на прорастание семян.

Опыт № 5. Влияние запасных питательных веществ на прорастание семян.

Опыт № 5. Влияние запасных питательных веществ на прорастание семян.

Вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

Физкультминутка А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покач.

А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный, северный, восточный
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели

ВсхожестьЭто способность семян в определённых условиях и за определённый срок.

Всхожесть
Это способность семян в определённых условиях и за определённый срок прорастать.

Задания по группам 1 группа. На какую глубину можно заделывать семена? (с.36.

Задания по группам

1 группа. На какую глубину можно заделывать семена? (с.36)
2 группа. Сроки посева семян (с.36)

Условия прорастания семянтемпературные условия водаглубина заделки в почвужив.

Условия прорастания семян
температурные условия

вода
глубина заделки в почву
живой зародыш
воздух
Запасные вещества семени

Высокая tемпература прорастания нужна для: 1) Огурца 2) Пшеницы 3) Гороха .

Высокая tемпература прорастания нужна для:
1) Огурца
2) Пшеницы
3) Гороха
4) Ячменя

Глубина заделки семян зависит от: А) Количества воды и воздуха в почве Б) Раз.

Глубина заделки семян зависит от:
А) Количества воды и воздуха в почве
Б) Размеров семени и структуры почвы
В) Размеров семени и количества воды

На глинистых почвах… 1) Сеять семена не стоит 2) Не рекомендуется сеять слишк.

На глинистых почвах…
1) Сеять семена не стоит
2) Не рекомендуется сеять слишком глубоко
3) Стоит сеять семена глубоко
4) Вид почвы не влияет на посев

Перечень терминов: 1) вода 2) рожь 3) воздух 4) теплолюбивые 5) фасоль.

 Вывод:

Вывод: 1. Семя - орган размножения, рассе.

1. Семя - орган размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений.
2. Для прорастания семян необходимы условия: вода, кислород воздуха, определенная температура, питательные вещества и наличие живого зародыша.
3. При благоприятных условиях семена прорастают и дают начало новому растению.
2. Зная условия прорастания семян, нужно во время хранения их создавать условия, препятствующие их прорастанию.

Домашнее заданиеП.6 вопросы и задания, презентация. Объяснить слова: Стратифи.

Домашнее задание
П.6 вопросы и задания, презентация.
Объяснить слова:
Стратификация
Скарификация

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 28 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 549 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 11. Условия прорастания семян

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.03.2021 207
  • PPTX 3 мбайт
  • 18 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Наталья Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Прорастание семян"

Семя — это зачаточное растение, содержащее запас питательных веществ.


С помощью семян растения разм­ножаются и расселяются. Семена могут находиться длительное время в состоянии покоя. Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём очень медленно, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизиру­ются и семя прорастает.


Для того чтобы из зародыша семени сформировалось новое растение, необходимо, чтобы семя проросло. Прорастанию семян предшествует их набухание. Набухание вызывает вода, которая проникает внутрь семени. Например, при прорастании семян фасоли разрывается кожура и появляется корень, который быстро укрепляется в почве и начинает поглощать из неё воду с минеральными веществами. Затем начинает расти зародышевый стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё развивается стебель фасоли с листьями.

Прорастают только те семена, внутри которых находится живой зародыш. Зародыш может погибнуть по ряду причин: воздействие вредителей и болез­ней или плохое и длительное хранение. Набухают как всхо­жие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие се­мена загнивают, а всхожие прорастают.

У цветковых растений различают два типа прорастания семян: надземное (у фасоли, огурца) и подземное (у дуба, гороха).


При надземном типе сильно разрастается зародышевый стебелёк, поэтому семядоли выносятся над поверхностью почвы. Они зеленеют, фотосинтезируют и помогают развиваться молодому растению. Со временем семядоли засыхают и опадают.

При подземном типе прорастания семядоли не выносятся на поверхность. Оставшись в почве, они некоторое время снабжают развивающийся проросток питательными веществами, а потом засыхают.

Се­мена могут долго лежать в мешках, в зернохранилищах, находясь в состоянии по­коя и не прорастая.

Для прорастания семян необходимы:

· Наличие воды (она необходима для прорастания семян, так как зародыш может питаться только растворёнными питательными веществами).


· Наличие воздуха (так как для дыхания семян необходим кислород; семенам разных растений необходимо различное его количество. Например, семена риса прорастут даже под водой при очень малом количестве растворённого в ней кислорода. Семе­на большинства цветковых растений нуждаются в оби­лии кислорода и под водой не прорастают).


· Тепло прорастающим семенам необходимо так же, как вода и воздух. Если им достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Для нормального прорастания семян большое значение имеет температура почвы. По отношению к температуре почвы растения можно разделить на холодостойкие и теплолюбивые. Семена холодостойких растений (ржи, пшеницы, гороха) начинают прорастать при температуре почвы около +2 °С и даже ниже. Томаты, огурцы и дыня являются теплолюбивыми растениями. Их следует высевать тогда, когда почва прогреется до +10 °С. При более низкой температуре зародыши этих культур погибают, и семена не прорастают.


Для того чтобы семена проросли, их необходимо правильно высеивать на нужную глубину. Так как если семена заделать в почву глубоко, то всходы будут плохие: пророст­кам не хватит воздуха, молодым побе­гам будет трудно пробиться на по­верхность. Если семена заделать в почву неглубоко, жаркие лучи солнца могут их высушить. Поэтому высевать семена надо на определенную глубину.


Глубина заделки семян зависит от их размера. На практике установлено, что мелкие семена мака, лу­ка, салата надо сеять на глубину 1 — 2 см, семена средних разме­ров, например семена огурцов, редиса, моркови, — на глубину 2 — 4 см. Крупные семена фасоли, гороха, бобов — на глу­бину 4 — 5 см.


Глубина заделки также зависит от свойств почвы. При высеивании семян в песчаную почву, необходимо закладывать семена на достаточно большую глубину, т.к. воздух в песчаной почве проникает вглубь, а влага лучше сохраняется в более глубоких слоях. Поэтому семена, посеянные в такую почву неглубоко, бу­дут страдать от недостатка влаги.

На глинистых почвах, наоборот, не рекомендуется се­ять семена слишком глубоко, так как глинистая почва более плотная и тяжёлая. Даже у самой поверхности в ней мало воздуха, а влаги достаточно и в верхних слоях.


Задания Д6 C3 № 67

Для прорастания каких семян необходимо наибольшее количество влаги?

Семена каких растений прорастают при температуре +8 °С?

При какой температуре и при каком количестве влаги прорастает пшеница?


Задания Д2 № 273

Подорожник корнями впитывает из почвы воду с растворёнными минеральными веществами. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.

Питание — поглощение питательных веществ. Дыхание - процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа для поддержания жизнедеятельности организма. Размножение — процесс увеличения количества особей. Рост — увеличени размера организма. Плодоношение — превращение завязи цветка в плод.


Задания Д6 C3 № 279

Частота встречаемости первоцветов в районе села Ивановское

Название растенияПокрытие площади в 1 м 2
в % от всех растений
Характер распределения
растений
Гусиный лук жёлтый10—30отдельные группы
Мать-и-мачеха обыкновенная60—80равномерное
Прострел весенний
(сон трава)
3одиночное
Медуница мягкая18отдельные группы

Kaкoe растение чаще всего встречается в данной местности?

Назовите растения, цветущие отдельными группами

Какое растение находится на грани исчезновения?

Ответ: мать-и-мачеха обыкновенная; гусиный лук жёлтый и медуница мягкая; прострел весенний (сон-трава).

Читайте также: