Жан франсуа милле уборка картофеля

Обновлено: 15.09.2024

На этой картине мы видим молодую пару, которая совершает молитву на закате солнца. Они собрали картофель и уложили его в корзину, но радости по поводу урожая эти люди совсем не испытывают. Состояние их кажется подавленным, в воздухе чувствуются тоска и безнадёжность. Какая же трагедия скрывается за обычным сбором картофеля?

Секрет сюжета

Картину очень любил Сальвадор Дали, который вдохновлялся ей при создании своих работ. Однако мастер обратил внимание на чрезмерную грусть крестьян, не характерную для молитвы. Ему показалось странным, что во время благодарности Богу мужчина и женщина так подавлены.

В конце концов Дали обратился в музей с просьбой сделать ретгенограмму картины. Чутьё не подвело художника — у полотна обнаружился второй слой.

Оказывается, первоначально вместо корзины картофеля, над которой склонились крестьяне, был нарисован крошечный гроб. Вероятно, картина задумывалась как сюжет о похоронах маленького ребёнка, которого не успели даже крестить, из-за чего ему не нашлось места на христианском кладбище. Именно этим и объясняется такая грусть героев и общий подавленный настрой картины.

Удивительно, что до Сальвадора Дали никто не имел претензий к сюжету. Вероятно, такая чувствительность художника связана с историей из его прошлого. Родители мастера потеряли своего первого ребёнка, которому было всего 9 месяцев. Когда родился второй, его назвали тем же именем — Сальвадор, то есть сделали его "замещающим ребёнком". Сам Дали очень страдал от этого и говорил:

Возможно, именно личная трагедия Дали позволила ему разгадать тайну знаменитой картины, которая умалчивалась долгие годы.

Живописная антропология

антропология культа картофеля в Империи инков

Перуанский антрополог Луис Миллонес Сантагада — автор более 30 книг, основанных на его многолетних исследованиях культуры древних предков. Он убежден, что завоевание Империи инков испанскими конкистадорами в 1535 году, привело к столкновению двух цивилизаций и двух религий. Однако, языческие перуанские боги, проигравшие сражение, не исчезли в забвении, а сохранились в других формах. И похоже, что одной из них стал захваченный завоевателями картофель.

Картофельные клубни на Надгробье на могиеле Пермантье на кладбище Пер-Лашез

картины

Тревогой наполнена и атмосфера картины «Уборка урожая картофеля«. Грозные облака, надвигающиеся на фигурки людей, вызывают отстраненное сходство с полотном «Последний день Помпеи«. (Древнеримский город, погребенный под вулканическим пеплом, в свою очередь стал предметом антропологических исследований). Полотну Милле удачно соответствует строчка из поэмы бельгийского поэта Эмиля Верхарна: «Снизу, словно из глубины веков, поднималась какая-то огромная неведомая сила, ее суровое мощное дыхание сотрясало воздух«.

Ван Гог не скрывал, что находился под сильным влиянием работ французского художника. У Милле он перенял мрачную тональность и позаимствовал позы крестьян, которые то ли проникнуты молитвенной религиозностью, то ли поклоняются картофельным грядкам, как неведомые им древние индейцы Южной Америки.

копатели картофеля на картинах Ван Гога

Картофельные сюжеты в кинематографе

С появлением кинематографа, картошка перебралась на экраны кинотеатров, при этом не утратив своей сакральности. Порой пугающей, а порой обнадеживающей, как например, в наполненной (уже христианской! ) духовностью драме « Вера, как картошка «. Ее снял южноафриканский кинорежиссер Регард ван ден Берг. По сюжету фильма шотландец Ангус (почти Анжелюс) попадает в далекий край, где постоянные проблемы и лишения наполняют его злостью, страхом и жаждой разрушения. Но посещение местной церкви полностью меняет его мировоззрение. После искренних молитв, обращенных к Богу, с ним происходят сверхъестественные события, о чем он свидетельствует, разъезжая по окрестным городам. Так он становится фермером-проповедником и собирает тысячи людей на стадионе для совместной молитвы за нацию и землю. После этого, вопреки предсказаниям ученых о большой засухе, Ангус сажает картофель в сухую почву, веря, что его ведет Господь. И, когда приходит время сбора урожая, на его поле появляется урожай гигантского картофеля.

кадр из драмы

кадры фильма Марсианин-в гл. роли Мэтт Дэймон

сюрреализм в фильмах Яна Шванкмайера

Камиль-Коро.jpg

02. Жан Батист Камиль Коро
"Утро в Венеции", 1834 г.


04. Констан Тройон
"Ферма в Нормандии", 1840-е гг.


09. Жан Франсуа Милле
"Сеятель", 1850 г.


33. Жюльен Дюпре
"В полях", 1887 г.

Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet; родился 4 октября 1814 — умер 20 января 1875 гг.) — французский художник XIX века, мастер портретного, бытового и пейзажного жанров. Многие картины Милле по праву считаются образцами критического реализма европейского искусства той поры. Жан-Франсуа Милле принимал участие в создании барбизонской школы, умел гениально отобразить на холсте жизнь крестьян и окружающую их природу без фальши и глянца.

Жан-Франсуа Милле. Фотопортрет художника, 1860

Жан-Франсуа Милле также известен как автор гравюр на народную тематику, изготовленных в технике офорта. В отличие от большинства других художников знаменитый барбизонец не любил писать картины с натуры. Милле использовал иной подход — он делал множество зарисовок во время прогулок, а позже, в мастерской, по памяти восстанавливал увиденное в мельчайших деталях на холсте.

Биография Жан-Франсуа Милле

Жан-Франсуа Милле появился на свет 4 октября 1814 года в нормандской деревушке на северо-западе Франции в зажиточной деревенской семье. Мальчик рано проявил недюжинные способности в живописи и изъявил желание учиться рисованию. Родители поддержали стремление сына и в 20-летнем возрасте молодой Жан-Франсуа переехал Шербур, чтобы начать обучение у местных малоизвестных художников.

Уже через 3 года Милле отправился в Париж, где продолжил учебу в мастерской Поля Делароша (Paul Delaroche). На раннем этапе творчества Жан-Франсуа работал, в основном, в портретном жанре и с трудом сводил концы с концами. Первый брак художника закончился трагедией. Его 23-летняя жена умерла от туберкулеза в 1844 году.

Это печальное событие оказало сильное влияние на молодого живописца. Он ненадолго уезжает из Парижа в провинциальный Шербур, где знакомится со своей второй женой Катрин. Этот брак окажется счастливым, в нем у Жана-Франсуа родится 9 детей.

Успешным оказался и переход художника к новому жанру в творчестве — тематике крестьянской жизни. В 1848 году во Франции произошла революция. Вкусы общества резко изменились, большую популярность приобрели картины с изображением жизни простых людей.

Популярность Милле растет, но в это время в Париже начинается эпидемия холеры и он решает уехать в Барбизон, чтобы присоединиться к колонии художников. В небольшой деревушке недалеко от французской столицы мастер прожил до самой смерти.

Здесь вокруг Теодора Руссо (Théodore Rousseau) постепенно формируется барбизонская школа живописи — объединение живописцев пейзажного жанра. Но Жан-Франсуа Милле изначально больше тяготеет к бытовому жанру. Несмотря на многочисленную критику, художник упорно пишет картины с изображениями простых деревенских жителей. Настоящая слава приходит к мастеру лишь в 1867 году после получения золотой медали Парижской всемирной выставки.

В последние годы жизни Жан-Франсуа Милле под влиянием друзей-барбизонцев пробует свои силы в пейзажной живописи. Его картины наполнены любовью к природе и яркими сочными мазками, а критики относятся к работам весьма благосклонно.

20 января 1875 года 60-летний Жан-Франсуа Милле после продолжительной болезни умер в Барбизоне. Его похоронили рядом с другом Теодором Руссо на краю деревни Шалли. А в доме, где более 20 лет творил великий мастер, теперь находится музей художника.

Самые известные картины Жана-Франсуа Милле

Наиболее знаменитые картины Жана-Франсуа Милле еще при жизни мастера обрели широкую славу. В творческом наследии французского живописца особо выделяются следующие работы:

Жан-Франсуа Милле по праву считается великим французским художником. Его картины высоко ценили Клод Моне (Claude Monet) и Жорж Сера (Georges Seurat), Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) и Сальвадор Дали (Salvador Dalí). И в наши дни произведения мастера производят сильное впечатление на зрителей.

На портале Very Important Lot можно недорого купить картины напрямую у современных художников. Наш сайт также предоставляет посетителям уникальную возможность принять участие в аукционах искусства в режиме онлайн.


Французский живописец и график, один из основателей барбизонской школы.

Уборка сена

http://abstracaocoletiva.com.br/wp-content/uploads/2013/01/The-Sower-1850.jpg

Сеятель

Родился 4 октября 1814 года в крестьянской семье в деревне Грюши на берегу пролива Ла-Манш. В 1837-1838 учился в Париже у Поля Делароша; работал в Париже, Шербуре, Барбизоне.

http://www.territa.ru/_ph/936/2/4159173.jpg

Церковь Гревилля

//img1.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/4/376/4376443__the_knitting_lesson1_hf.jpg

За вязанием

В 1840-х годах Милле писал тонкие по настроению портреты, мифологические композиции, галантные сцены в духе Франсуа Буше, к концу десятилетия сблизился с художниками барбизонской школы и

http://artchive.ru/images/work/800/217105/%D0%96%D0%B0%D0%BD-%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%B0-%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5--Autumn-Landscape-with-a-Flock-of-Turkeys-MMA.jpg

Птичница

обратился к изображению повседневной крестьянской жизни, наделяя образы сельских тружеников, изображенных обычно на фоне пейзажа, достоинством и внутренним величием (“Сборщицы колосьев”, 1857, “Анжелюс”, 1859, “Человек с мотыгой”, 1863, - все в Лувре, Париж).

http://www.territa.ru/_ph/936/2/159041203.jpg

Одуванчики

//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/70/115/70115406_793PX1.JPG

Сборщики колосьев

Высокие нравственные критерии, симпатия и соучастие, простота и поэзия правды определяют существо творчества Милле.

Отара

http://www.bjl-multimedia.fr/real_tv/Jean-Francois-Millet_le-printemps-1873.jpg

Сад

Произведениям Милле свойственны торжественная лаконичность монументальной композиции, богатый валёрами землистый колорит. Как график Милле работал главным образом в технике офорта (“Землекопы”, “Сеятель”).

Стадо

http://micahgallant.com/wp-content/uploads/2010/09/Noonday_Rest.jpg

Отдых

Милле превращает сцены душераздирающей нищеты в образы, полные этическою величия, изображая благородный труд крестьян и их тесную связь с землей с большим реализмом.

http://artlemon.ru/imagesbase/1/big/millet-jean-francois/millet2-artfond.jpg

Пастушка

http://www.tarihnotlari.com/wp-content/uploads/2011/12/The-Angelus.jpg

Молитва

Хотя это вызывало массу критических оценок у современников, в наши дни картина считается одним из шедевров живописи XIX столетия.

http://painting.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/pic/000129.jpg

Собирательницы хвороста

//img0.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/4/376/4376488_jan_fransua_mille_0004_hf.jpg

Крестьяне несут домой теленка, рожденного в поле

Не менее выразительны рисунки Милле, которые отличаются скульптурной лаконичностью форм и монументальностью. Скончался Жан Франсуа Милле 20 января 1875 года.

Читайте также: