Желтый цвет семян гороха доминирует над зеленым какое потомство можно ожидать при скрещивании

Обновлено: 18.09.2024

Пример. У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а). Определите генотип потомства от скрещивания: а) гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной; б) двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

Решение. Для решения задач важно правильно записать условия задачи и схему скрещивания с использованием генетической символики.

Дано: Схема скрещивания
пшеница – рост
А – карликовый рост
а – нормальный рост
генотипы F1 – ?

Далее определяем генотипы и продуцируемые гаметы родительских форм.

а) По условию задачи растения с карликовым ростом гомозиготно, следовательно, его генотип АА. Вторая родительская форма имеет нормальный рост. Поскольку ген нормального роста рецессивен, растение может быть только гомозиготным и иметь генотип аа (иначе проявится доминантный ген). Записываются эти данные в виде схемы скрещивания. Родительские формы обозначаются буквой Р, первое поколение – F1, второе поколение – F2. Затем определяем типы гамет, продуцируемых родительскими формами. Поскольку оба родителя гомозиготны, они производят только один тип гамет. Пшеница карликового роста дает гаметы, несущие ген А, пшеница нормального роста – гаметы, несущие ген а. Гаметы записываем на следующей строчке под генотипом родителей, на третей строчке записываем генотип потомков первого поколения F1 – Аа, т.к. они получают от одного родителя ген А, от другого ген а. Следовательно, все потомки в F1 гетерозиготны. Поскольку ген А доминантен, все растения имеют карликовый рост.

Дано: Схема скрещивания:
пшеница – рост Р АА х аа
А – карликовый рост карликовый рост нормальный рост
а – нормальный рост G А А а а
генотипы F1 – ?
F1 Аа

б) По условию скрещиваются два гетерозиготных организма. Надо определить фенотип потомков. Сначала определяем, какие типы гамет продуцируют исходные формы – это два типа гамет: половина А, половина а. Сочетание этих гамет дает три генотипа: ¼ особей имеет генотип АА, ½ – генотип Аа, ¼ – генотип аа.

Дано: Схема скрещивания:
пшеница – рост Р АА х Аа
А – карликовый рост карликовый рост карликовый рост
а – нормальный рост G А А А а
генотипы F1 – ?
F1 АА Аа Аа аа
Карликовый рост Нормальный рост

Особи с генотипом АА и Аа фенотипически одинаковые, и имеют карликовый рост. Особи с генотипом аа – имеют нормальный рост.

При решении задач такого типа в отношении человека следует иметь в виду, что говорить о точном количественном соотношении генотипов в потомстве нельзя, т.к. у человека число детей слишком мало для достоверности результатов, поэтому можно говорить только о вероятности количественных соотношений генотипов.

5. Желтый цвет семян гороха (А) доминирует над зеленым (а). Определите фенотип и генотип потомства от скрещивания гомозиготного растения с желтыми семенами с растением с зелеными семенами.

6. Желтый цвет семян гороха (А) доминирует над зеленым (а). Определите фенотип и генотип потомства от скрещивания двух гетерозиготных растений с желтыми семенами.

7. Желтый цвет семян гороха (А) доминирует над зеленым (а). Определите фенотип и генотип потомства от скрещивания гетерозиготного растения с желтыми семенами с растением с зелеными семенами.

8. У томатов ген, определяющий красную окраску плодов, доминантен по отношению к гену желтой окраски. Полученные из гибридных семян 3021 куст томатов имел желтую окраску плодов, а 9114 кустов – красную. Определите примерное количество гетерозиготных растений в рассаде.

9. Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных особей.

10. Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания красного быка и гетерозиготных коров.

11. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Определите генотипы потомков, если гомозиготный кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине.

12. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Определите генотипы потомков, если и муж и жена были кареглазыми и гетерозиготными.

13. У человека ген полидактилии (шестипалости – Р) является доминантным по отношению к гену, детерминирующему нормальное строение кисти (р). Определите генотипы и фенотипы потомков, если от брака гетерозиготного шестипалого мужчины и женщины с нормальным строением кисти родились два ребенка.

14. У человека ген полидактилии (шестипалости – Р) является доминантным по отношению к гену, детерминирующему нормальное строение кисти (р). Определите генотипы и фенотипы потомков, если от брака гомозиготного шестипалого мужчины и женщины с нормальным строением кисти родился один ребенок.

15. У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые. Определите генотипы и фенотипы потомков.

16. Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

17. Одна из форм гемералопии (неспособность видеть при сумеречном и ночном освещении) наследуется по аутосомно-доминантному типу. Определите вероятность рождения больных детей от гетерозиготных больных родителей.

18. Одна из форм гемералопии (неспособность видеть при сумеречном и ночном освещении) наследуется по аутосомно-доминантному типу. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где один из супругов страдает данным заболеванием, а другой здоров и оба супруга гомозиготны.

19. Гепатоцеребральная дистрофия (нарушение обмена меди) наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где один из супругов страдает данным заболеванием, а другой здоров и имеет здоровых родителей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических зад.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических зад.

Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ:
решение генетических задач

По результатам экзаменов в форме ЕГЭ в заданиях по генетике учащиеся наибол.

По результатам экзаменов в форме ЕГЭ в заданиях по генетике учащиеся наиболее слабо решают задачи на
- анализирующее скрещивание,
- сцепленное наследование,
- летальные гены,
- анализ родословных.

20-30 % учащихся вообще не приступают к решению задач.

При подготовке учащихся к решению задач обратить внимание на: - Генетически.

При подготовке учащихся к решению задач
обратить внимание на:
- Генетический словарь
- Правила оформления задачи
- Задания части А
- Задания части С

Учащиеся не умеют: - определять тип задачи; - определять доминантный.

Учащиеся не умеют:
- определять тип задачи;
- определять доминантный и рецессивный признак;
- знают мало признаков, сцепленных с полом (мышечная дистрофия, куриная слепота, отсутствие потовых желез), окрас шерсти кошек. Нет навыка решения этих задач;
- неправильно записывают генотипы (например, таким образом АВАВ);
- во многих задачах на дигибридное скрещивание рисуют решетку Пеннета (например, в задаче на скрещивание двух растений гороха с зелеными и гладкими семенами).
- при неполном доминировании не обращают внимание на три фенотипа;
- учащиеся боятся неизвестных названий болезней и не приступают к решению задач.

Необходимо знание терминов:ген аллельные гены неалл.

Необходимо знание терминов:
ген
аллельные гены
неаллельные гены
генотип
фенотип
зигота
гамета
мейоз
оплодотворение
рецессивный признак
доминантный признак
гомозигота
гетерозигота
дигомозигота

дигетерозигота
гомогаметный организм
гетерогаметный организм
анализирующее скрещивание
моногибридное скрещивание
дигибридное скрещивание
гибрид
кариотип
аутосомы
половые хромосомы
соматическая клетка
полное доминирование
неполное доминирование
генофонд

Пример задачи на моногибридное скрещивание Плоды томатов бывают красные и ж.

Пример задачи на моногибридное скрещивание
Плоды томатов бывают красные и желтые. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных томатов с красными плодами с особью гомозиготной по рецессивному признаку? Составьте схему решения задачи.

Дано: Решение:
объект: томаты Р ♀Аа х ♂аа
признак: окраска кр. ж.
плодов гаметы
А – красная окраска Fа Аа ; аа
а – желтая окраска кр. ж.
Определить: Fа - ? Ответ: 50% Аа – раст. с кр. плод.
50% аа – раст. с ж. плод.
А
а
а

Примеры заданий части А1. В анализирующем скрещивании растение гороха с желты.

Примеры заданий части А
1. В анализирующем скрещивании растение гороха с желтыми семенами скрестили с гомозиготным растением с зелеными семенами. В результате получили 50% потомков с желтыми семенами, 50% - с зелеными. Это означает, что исследуемое растение было:
1) гетерозиготным
2) гомозиготным по доминантному гену
3) гомозиготным по рецессивному гену
4) генотип растения не удалось определить

2. У гороха желтый цвет семян (А) доминирует над зеленым (а), а гладкая форма семени (В) – над морщинистой (в). Выберите генотип гомозиготного растения, у которого зеленые гладкие семена:
1) ААВв 2) ааВВ 3) ааВв 4) ААВВ

3. В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы ген.

3. В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h)?
1) мать XHXh; отец XhY 3) мать XHXH; отец XHY
2) мать XHXh; отец XHY 4) мать XhXh; отец XHY

4. Если соотношение генотипов и фенотипов в результате моногибридного скрещивания равно 1 : 2 : 1, то исходные родительские особи:
1) гомозиготные 3) дигомозиготные
2) гетерозиготные 4) дигетерозиготные

5. При скрещивании организмов с генотипами АА и Аа доля гомозигот в потомстве.

5. При скрещивании организмов с генотипами АА и Аа доля гомозигот в потомстве составит:
1) 25% 2) 50% 3) 75% 4) 100%

6. При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами АаВв; ааВв; Аавв; аавв в соотношении:
1) 3 : 1 3) 1 : 1 : 1 : 1
2) 9 : 3 : 3 : 1 4) 1 : 2 : 1

Типы хромосомного определения пола:1. У человека, млекопитающих, дрозофилы.

Типы хромосомного
определения пола:
1. У человека, млекопитающих, дрозофилы:
♀хх – гомогаметный организм
♂хy – гетерогаметный организм
2. У птиц, пресмыкающихся, бабочек:
♂ хх - гомогаметный организм
♀ хy – гетерогаметный организм
3. У кузнечиков, клопов:
♀хх - гомогаметный организм
♂хо – гетерогаметный организм
4. У моли:
♂ хх - гомогаметный организм
♀хо – гетерогаметный организм

Задание на типы определения полаКакой пол у организмов гетерогаметен, а.

Задание на типы определения пола
Какой пол у организмов гетерогаметен,
а какой гомогаметен?
Распишите гаметы у следующих организмов:
- кузнечика (24 хромосомы),
- непарного шелкопряда (56 хромосом),
- моли (62 хромосомы),
- тигра (36 хромосом).

Примеры задач части С1. Смешанные задачи У человека наследование альбини.

Примеры задач части С
1. Смешанные задачи

У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а отсутствие его а - альбинизм), гемофилия – сцеплено с полом (ХН – нормальная свертываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

Дано: Решение: объект: че.

Дано: Решение:
объект: человек Р ААхНхН х аахhу
признаки: пигментация н.п. н.св. альб.гем.
кожи, свертываемость гаметы
крови
А – наличие пигмента F1 АахНхh ; AaxHy
а – альбинизм н.п. н.св. н.п. н.св.
Н – норм. свертываем.
h – гемофилия Ответ:
генотипы родителей:
Р - ? ААхНхН и аахhу;
F1 - ? все девочки АахНхh имеют нормальную пигментацию кожи и свёртываемость крови, но носительницы генов альбинизма и гемофилии, все мальчики AaxHy имеют нормальную пигментацию кожи и свёртываемость крови, но носители генов альбинизма

2. Сцепленное наследование У человека врожденное заболевание глаз – ката.

2. Сцепленное наследование

У человека врожденное заболевание глаз – катаракта (с) и одна из форм анемий – эллиптоцитоз (е) наследуются сцепленно, как аутосомно – рецессивные признаки. Какое потомство можно ожидать от брака мужчины, больного эллиптоцитозом и катарактой, и здоровой дигетерозиготной женщины при условии, что:
1) кроссинговер отсутствует;
2) кроссинговер имеет место?

Дано: Решение: объект.

Дано: Решение:
объект: 1) отсутствие кроссинговера
человек Р ♀ СЕ х ♂ се
признаки: се се
катаракта, здорова обе аномалии
анемия гаметы
с – катаракта
С – норма Fа СЕ ; се
е – анемия се се
Е – норма здорова обе аномалии
1)Fа -? 2) наличие кроссинговера
2)Fа- ? Р ♀ СЕ х ♂ се
се се
здорова обе аномалии
гаметы

Fа СЕ ; се ; Се ; сЕ
се се се се
здор.; обе аном.; анем.; катар.
се
СЕ
се
се
сЕ
Се
СЕ
се

3. Летальные гены 1. Мыши с генотипом аа – серые, Аа – желтые, АА – гибнут н.

3. Летальные гены
1. Мыши с генотипом аа – серые, Аа – желтые, АА – гибнут на эмбриональной стадии развития. Каким будет потомство от скрещиваний: 1) самка желтая х самец серый;
2) самка желтая х самец желтый.
В каком скрещивании можно ожидать более многочисленного потомства?
Дано: Решение:
объект: мыши 1) Р ♀ Аа х ♂ аа
признак: окраска шерсти желтые серые
Аа – желтые гаметы
аа – серые F1 Аа ; аа
АА – гибнут желтые серые
1)F1 - ? 2) Р ♀ Аа х ♂ Аа
2)F1 - ? гаметы желтые желтые

F1 АА ; 2Аа ; аа
гибель желтые серые Ответ: 1) 50% желтых, 50% серых, более многочисленное потомство.
2) 25% гибель, 50% желтых, 25% серых
А
а
а
А
а
А
а

2. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель.

2. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

Дано: Решение: объект: кур.

Дано: Решение:
объект: куры Р ♀ хАу х ♂ хАха
Признак: жизн. жизн.
жизнеспособность гаметы
АА – жизнесп. F1 ♂ хАхА; ♂ хАха; ♀ хАу; ♀ хау
Аа – жизнесп жизн. жизн. жизн. гибель
аа – гибель
Ответ:
Р: ♀ хАу х ♂ хАха
Р - ? жизн. жизн.
F1 - ? в F1:
% гибели 50% петухов жизнеспособных ♂ хАхА,
эмбрионов-? 50% петухов жизнеспособных ♂ хАха , но носителей летального гена а;
50% кур нормальных ♀ хАу,
50% кур ♀ хау погибло на стадии
эмбрионов

4. Наследственные болезни - Болезнь Вильсона (нарушение обмена меди); - Поли.

4. Наследственные болезни

- Болезнь Вильсона (нарушение обмена меди);
- Полидактилия (шестипалость);
- Элиптоцитоз (форма анемии);
- Глаукома (заболевание глаз);
- Брахидактилия (короткопалость);
- Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена);
- Гипертрихиоз (повышенная волосатость ушной раковины);
- Хорея Гентингтона (нарушение функций головного мозга).

5. Составление и анализ родословныхУсловные обозначения: - мужчина.

5. Составление и анализ родословных
Условные обозначения:
- мужчина
- женщина
- пол не выяснен
, - обладатель признака
, - гетерозиготные носители признака
- носительница признака
- рано умер
- брак
- двойной брак
- родственный брак
- брак без детей

- дети и порядок их рождения

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследова.

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколениях.

Ответ: 1) признак доминантный, не сцеплен с полом;
2) генотипы детей 1-го поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;
3) генотипы детей 2-го поколения: дочь Аа, сын Аа.

6. Наследование по типу множественных аллелей По такому типу идет наследовани.

6. Наследование по типу множественных аллелей
По такому типу идет наследование групп крови системы АВ0.

Задача. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах к.

Задача.
У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
Дано: Решение:
Объект: человек 1) Р ♀ А0 х ♂В0
Признак: группы крови II III
♂ - 00 F1 00 ; АВ
♀ - АВ I IV
2) Р ♀ JAj х ♂ JBj
Р - ? II III
F1 jj ; JAJB
I IV

Читайте также: