2 урожай зерновых вырос до двухста восьмидесяти семи центнера с гектара

Обновлено: 17.09.2024

37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.

Упражнение 2.

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га.
2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг.
3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1.
4) Кедры живут до 800—850 лет.
5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.
6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки.
7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий — 4300 километров.
8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов.
9) Разность между 87 и 54 составляет 33.
10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.
3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVIв., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5) Вгонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

Упражнение 4.

Выберите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти— пятерых) женщин; (три— трое) красивых (коня— коней); (шесть— шестеро) работниц завода; (четыре— четверо) (ножницы— ножниц); (два— двое) знакомых (лица— лиц); (четыре— четверо) (студентки— студенток).

Упражнение 5.

Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно.
2) Олимпиада длилась трое дней.
3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
5) Четверо учениц получили дополнительное задание.
6) С докладом выступили трое профессоров.
7) На учения прибыло семеро генералов.

1) Царь-пушка отлита литейным мастером Андреем Чоховым в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году. (2) Её вес – сорок тонн, длина – пять метров тридцать четыре сантиметра, калибр – восемьдесят девять сантиметров. (3) Пушка должна была защищать Кремль от нашествия татар в конце шестнадцатого века. (4) Неприятель недошел до Москвы, и из Царь-пушки стрелять не пришлось.

1. Из предложения (2) выпишите составные числительные.

2. Из предложения (2), (3) выпишите порядковое числительное.

3. Напишите, каким членом предложения (1) является числительное.

В Им. И В. падежах числительных, обозначающих круглые десятки от … до …и круглые сотни от …до …, после первого корня Ь … . В середине числительных 15,16, 17, 18, 19 Ь … .

Часть 2

1. Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки, все числительные записать СЛОВАМИ. Объясните правописание числительных.

В 1276 году Москва ст..новится центром (не) большого самост..ятельного княжества. Первым московским князем был младший сын доблес..ного Александра Невского Даниил. После отца Московское княжество ун..следовал Иван Данилович, прозванный в народе Калитой.

В 1325 году, когда Иван Калита только начал княжить, в его вл..дения вх..дило, помимо Москвы, еще семь городов. А своим сыновьям через пят..надцать лет он каждому оставил вдвое больше земель, чем получил когда-то сам. Еще недавно маленькая и (не) приметная, Москва пр..обрела теперь громкую славу, (с,з)делалась главным русским городом и заняла то место, которое прежде занимал Киев, а потом – Владимир.

2. Найдите в тексте все имена числительные, подчеркните их как члены предложения, подпишите их разряд по значению.

3. Сделайте морфемный разбор: унаследовал, 70.

4. Сделайте морфологический разбор: (более) 500 (ручьёв).

Комментарии

№1
37 учеников
И.п. тридцать семь учеников
Р.п. тридцати семи учеников
Д.п. тридцати семи ученикам
В.п. тридцать семь учеников
Т.п. тридцатью семью учениками
П.п. о тридцати семи учениках

954 книги
И.п. девятьсот пятьдесят четыре книги
Р.п. девятисот пятидесяти четырёх книг
Д.п. девятистам пятидесяти четырём книгам
В.п. девятьсот пятьдесят четыре книги
Т.п. девятьюстами пятьюдесятью четырьмя книгами
П.п. о девятистах пятидесяти четырёх книгах

полтораста километров
И.п. полтораста километра
Р.п. полуторасты километров
Д.п. полуторасте километров
В.п. полуторасту километров
Т.п. полуторастой километров
П.п. полуторасте километров

три-четвёртых
И.п. три-четвёртых часа
Р.п. трёх-четвёртых часа
Д.п. трём-четвёртым часа
В.п. три-четвертых часа
Т.п. тремя-четвёртами часа
П.п. о трёх-четвертых часа

И.п. семьсот тридцать пятая школа
Р.п. семисот тридцати пятой школы
Д.п. семистам тридцати пятой школе
В.п. семьсот тридцать пятая школа
Т.п семьюстами тридцатью пятой школе
П.п о семистах тридцати пятой школе

№2
1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более одной тысячи двухсот пятидесяти гектар.

2) Вес третьего искусственного спутника Зем­ли был равен одной тысячи трёмстам шести килограмм.

3) Кедры живут до восьмисот-восьмисот пятидесяти лет.

4) Теплоход с тремястами восьмьюдесятью восьмью экскурсантами отправился в очередной рейс.

5) Протяженность столичной подземной дороги достигла ста семидесяти трёх километров, а автобусных и троллейбусных линий — четырёх тысяч трёхсот километров.

6) Вместе с одной тысячью двухсот тремя новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше четырёх тысяч пятисот слов.

7) Разность между восьмьюдесятью семи и пятьюдесятью четырьмя составляет тридцать три.

8) К две тысячи десятому году население города составит не менее одной целой пяти десятых миллионов человек.

№3
1) К пятнадцатому апреля две тысячи девятого года намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полутораста.
3) Изумительный по красоте собор с тремя тысячами шестьюстами восемьюдесятью пятью фресками, построенный в XVI в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В две тысячи десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5) В гонках собачьих упряжек участвовали сани в количестве двадцати четырёх штук.

№4
1)для ПЯТЕРЫХ женщин
2)ТРИ красивых КОНЯ
3)ШЕСТЬ работниц завода
4)ЧЕТВЕРО НОЖНИЦ
5)ДВА знакомых ЛИЦА
6)ЧЕТЫРЕ СТУДЕНТКИ

№5
1)Три спортсменки выступили очень удачно.
3)Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
2)Олимпиада длилась три дня.
4)Из школы вышли семь девочек и пять мальчиков.
5)Четыре ученицы получили дополнительное задание.
6)С докладом выступили три профессора.
7)На учение прибыло семь генералов.

1)
тридцать четыре
восемьдесят девять
2)
шестнадцатого
3)
обстоятельство
4)
В Им. И В. падежах числительных, обозначающих круглые десятки от пятидесяти до восьмидесяти и круглые сотни от пятисот до девятисот, после первого корня Ь пишется. В середине числительных 15,16, 17, 18, 19 Ь не пишется

В тысяча двести семьдесят шестом году Москва становится центром небольшого самостоятельного княжества. Первым московским князем был младший сын доблестного Александра Невского Даниил. После отца Московское княжество унаследовал Иван Данилович, прозванный в народе Калитой.

В тысяча триста двадцать пятом году, когда Иван Калита только начал княжить, в его владения входило, помимо Москвы, еще семь городов. А своим сыновьям через пятнадцать лет он каждому оставил вдвое больше земель, чем получил когда-то сам. Еще недавно маленькая и неприметная, Москва приобрела теперь громкую славу, сделалась главным русским городом и заняла то место, которое прежде занимал Киев, а потом – Владимир.

37 учеников
И.п. тридцать семь учеников
Р.п. тридцати семи учеников
Д.п. тридцати семи ученикам
В.п. тридцать семь учеников
Т.п. тридцатью семью учениками
П.п. о тридцати семи учениках

954 книги
И.п. девятьсот пятьдесят четыре книги
Р.п. девятисот пятидесяти четырех книг
Д.п. девятистам пятидесяти четырем книгам
В.п. = И.п.
Т.п. девятьюстами пятьюдесятью четырьмя книгами
П.п. о девятистах пятидесяти четырех книг

полтора килограмма
И.п. полтора килограмма
Р.п. полутора килограмма
Д.п. полутора килограммам
В.п. полтора килограмма
Т.п. полутора килограммами
П.п. о полутора килограммах

полтораста километров
И.п. полтораста километров
Р.п. полутораста километров
Д.п. полутораста километрам
В.п. полтораста километрам
Т.п. полутораста километрами
П.п. о полутораста километрах

3/4 часа
И.п. три четвертых часа
Р.п. трех четвертых часа
Д.п. трем четвертым часа
В.п. три четвертых часа
Т.п. тремя четвертыми часа
П.п. о трех четвертых часа

735-я школа.
И.п. семьсот тридцать пятая школа
Р.п. семисот тридцать пятой школы
Д.п. семистам тридцать пятой школе
В.п. семьсот тридцать пятую школу
Т.п. семьюстами тридцатью пятой школой
П.п. о семистах тридцать пятой школе

Упражнение 2
1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более тысячи двухсот пятидесяти га.
2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен тысяче трехсот двадцати шести кг.
3) К двум пятым прибавить три пятых, получится один.
4) Кедры живут до восьмисот—восьмисот пятидесяти лет.
5) Теплоход с тремястами восьмьюдесятью восьмью экскурсантами отправился в очередной рейс.
6) Через десять лет после открытия Южной Америки, в тысяче пятисот втором году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки.
7) Протяженность столичной подземной дороги достигла ста семидесяти трех километров, а автобусных и троллейбусных линий — четырех тысяч трехсот километров.
8) Вместе с тысячей двухсот тремя новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше четырех тысяч пятисот слов.
9) Разность между восьмьюдесятью семью и пятьюдесятью четырьмя составляет тридцать три.
10) К две тысяче десятому г. население города составит не менее полутора миллионов человек.

1) К пятнадцатому апрелю две тысяче девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полутораста.
3) Изумительный по красоте собор с тремя тысячей шестьсот восьмьюдесятью пятью фресками, построенный в шестнадцатом в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В две тысяче десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в одну целую три десятых раза раза.
5) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четверо саней.

Упражнение 4
Для пяти женщин; три красивых коня; шесть работниц завода; четверо ножниц; два знакомых лица; четыре студентки.

Часть 1
1) Три спортсменки выступили очень удачно.
2) Олимпиада длилась три дня.
3) Два дня и две ночи мы готовились к экзамену.
4) Из школы вышли семь девочек и пятеро мальчиков.
5) Четыре ученицы получили дополнительное задание.
6) С докладом выступили три профессора.
7) На учения прибыло семь генералов.

1. тридцать четыре; восемьдесят девять
2. шестнадцатого
3. Обстоятельство
4. В Им. И В. падежах числительных, обозначающих круглые десятки от пятидесяти до двадцати и круглые сотни от пятисот до девятисот, после первого корня Ь пишется . В середине числительных 15,16, 17, 18, 19 Ь не пишется.

одиннадцать, двенадцать , шестнадцать , восемьдесят пять , сто двадцать четыре, шестьсот двадцать семь , восемьсот пятьдесят два , одна тысяча четыреста восемьдесят три , шестисот двадцати семи -километровый, столетие.
Упражнение 3

Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, исправьте их.

Оплатить проезд, вопреки указанию, письмо для Любови Петровны, отличать друзей от врагов, рассердиться из-за неудачи, согласно приказу, заслужить одобрение, ждать встречи, просить слово, заведующий кафедрой, указать на недостатки, беспокоиться о брате, преимущество перед соперником.

Упражнение 4


  1. Не доезжая до берега, лёд провалился.

  1. Закончив спор, мне стало стыдно.

  1. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

  1. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причинах этого.

  1. Выйдя на набережную, на ней не было ни души.

  1. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

7) Направляя на рассмотрение данный вопрос, нам необходимо увеличение годового фонда минимум на 40 тонн.

1. Продуктами первой необходимости население обеспечено на 92,3(процента, процентов) 2. С каждой делянки собрали по 38,4 (килограмма, килограммов; помидор, помидоров). 3. Погру­зили за час 17,2 (центнера, центнеров) пшеницы. 4. Анне необхо­димо было проехать (километра, километров). 5. По предва­рительным подсчетам, 15,6(гектара, гектаров) были съедены са­ранчой. 6. Стометровку Олег пробежал за 14,2(секунд, секунды). 7. Ему не хватало 7495 рублей. 8. Ребята расплатились 500 рублями. 9. Вышла новая серия пособий с 360 рисунками.

1. Продуктами первой необходимости население обеспечено на девяносто два целых три десятых процента. 2. С каждой делянки собрали по тридцать восемь целых четыре десятых килограмма помидоров. 3. Погру­зили за час семнадцать целых две десятых центнера пшеницы. 4. Анне необхо­димо было проехать сорок восемь целых три десятых километра. 5. По предва­рительным подсчетам, пятнадцать целых шесть десятых гектара были съедены са­ранчой. 6. Стометровку Олег пробежал за четырнадцать целых две десятых секунды. 7. Ему не хватало семи тысяч четырёхсот девяноста пяти рублей. 8. Ребята расплатились пятьюстами рублями. 9. Вышла новая серия пособий с трестами шестьюдесятью рисунками.

Упражнение № 5.Перепишите предложения, записав имена числительные словами.

1Государственная казна пополнилась 678000 (рубль). 2. Стипендии были выплачены 1552(студент). 3. Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк). 4. Учитель проэкзаменовал 22(ученик). 5. Мне пришлось пожертвовать еще 16(доллар). 6. К 2567 (наименование) в список приписали еще 1033 (наименова­ния.) 7. В трех зрительных залах — по 70(место). 8. Потери состави­ли более 843 (килограмм). 9. Ответ пришел только через 52(сутки,день). 10. Урожай овощей в среднем по району поднялся до 157(центнер) с гектара. 11. В газете сообщается о 2975(станки), выпущен­ных заводом сверх плана.

1. Государственная казна пополнилась еще шестьюстами семидесятью восемью тысячами рублей. 2. Стипендии были выплачены тысяче пятистам пятидесяти двум студентам. 3. Наши охотники за один сезон уничтожили пятьдесят четыре волка. 4. Учитель проэкзаменовал двадцать два ученика. 5. Мне пришлось пожертвовать еще шестнадцатью долларами. 6. К двум тысячам пятистам шестидесяти семи наименованиям в список приписали еще тысячу тридцать три наименова­ния. 7. В трех зрительных залах — по семьдесят мест. 8. Потери состави­ли более восьмиста сорока трёх килограмм. 9. Ответ пришел только через пятьдесят два дня. 10. Урожай овощей в среднем по району поднялся до ста пятидесяти семи центнеров с гектара. 11. В газете сообщается о двух тысячах двухстах семидесяти пяти станках, выпущен­ных заводом сверх плана.

Упражнение № 6.Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления местоимений, исправьте ошибки.

Упражнение № 7.Перепишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицатель­ных местоимений.

I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)нибудь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..)чьим присутст­вием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд (н..)(на) чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..) кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать (н..) (в) какое время и (н..) (под) каким ви­дом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за) что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу ему (н..)кто не попался. (Дост.). 11) Он (н..) (о) чём не думал, но какая (то) тоска волновала его и мучи­ла. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве (н..) (с) кем было погово­рить, и (н..)кому доверить своего горя. (Л. Т.) 13) Все были уве­рены, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.) 14) Предполагаемая статья есть (н..) что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 15) В стремительный пляс пустился (н..) кто иной, как наш элект­рик. (Н. О.)

II. 1) В комнате раздались чьи (то) шаги. (В. Аж.) 2) Что(то) случилось. (Кое) кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.)

3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..) кто это сделал, (н..) что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока (н..)кем не занята.5) Я не знаю,(н..) кем это помещение снято,(н..)чем занимаются занявшие его люди.

I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; никто лучше его не рассудит какого - нибудь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся ничьим присутст­вием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё кое - что. (Ч.) 4) На его зов никто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд ни на чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел не кто Одинцов. (Т.) 7) Никакими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать ни в какое время и ни под каким ви­дом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились ни за что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] никто не заметил, и навстречу ему никто не попался. (Дост.). 11) Он ни о чём не думал, но какая – то тоска волновала его и мучи­ла. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве не с кем было погово­рить, и некому доверить своего горя. (Л. Т.) 13) Все были уве­рены, что он [Дубровский], а никто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.) 14) Предполагаемая статья есть не что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 15) В стремительный пляс пустился не кто иной, как наш элект­рик. (Н. О.)

II. 1) В комнате раздались чьи – то шаги. (В. Аж.) 2) Что – то случилось. Кое - кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.)

3) Никто в классе не знает пока, ни кто это сделал, ни что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока никем не занята. 5) Я не знаю, ни кем это помещение снято, ни чем занимаются занявшие его люди.

Упражнение № 8.Вставьте в предложения сочетания не кто иной (как), не что иное (как) или никто иной (другой), кроме в нужных падежах.

1) Сверкавшая вдали голубая полоса была…. как река.

2)…., кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места.

Вошедший в вагон пассажир оказался…. как нашим старым знакомым.

Это село славится…, как искусными костяными изделиями.

5)…, кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос.

6) Домик в лесу оказался…., как жилищем лесника.

1) Сверкавшая вдали голубая полоса была не что иное, как река.

2) Никто иной, кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места.

Вошедший в вагон пассажир оказался не кем иным, как нашим старым знакомым.

Это село славится не чем иным, как искусными костяными изделиями.

5) Никто иной, кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос.


Перевернула его жизнь встреча с Петром Матвеевичем Пономаревым, народным опытником, сторонником органического земледелия, добившемся на своем приусадебном участке в пересчете на гектар фантастических урожаев пшеницы – 250-300 центнеров. Для сравнения скажем, что официальный советский рекорд, тоже полученный на небольшом опытном участке станции Пржевальского и тоже в пересчете на гектар, но на путях агрохимического земледелия, – 125 центнеров зерна.

Как же добился такого пожилой уже ветеран Великой Отечественной Войны Юрий Иванович рассказал в своем журнале. Эту статью мы сегодня и публикуем.

– А ПОЧЕМУ тебя это удивляет? – спрашивает меня народный опытник Петр Матвеевич Пономарев. Он выложил передо мной кусты пшеницы, предложил считать колосья, зерна, и пока я разглядывал их, говорил страстно, напористо:

– Еще задолго до новой эры жители междуречья Тигра и Евфрата получали по 25-35 тонн ячменя с гектара своих полей, удобренных илом и речными микроорганизмами разновидности дафний. Так почему же мы, с нашей наукой, химией, техникой, получаем меньше?

– А ты считай, – предлагает Пономарев. – Шелуши колосья и считай: сколько зерна, сколько колосьев на кусте.

Петр Матвеевич живет в Ташкенте, по улице Астрономической, дом №29. Ему, скоро восемьдесят.

Он воевал, множество раз был ранен и осколки в теле сейчас еще тревожат его. С 1948 года работал в Госплане УзССР, а после выхода на пенсию, как говорится, с головой ушел в любимое дело – селекцию пшеницы и ячменя. Расчистил двор, разбил его на опытнические делянки. Но почему занялся зерном?

– Да потому, что хлеб – всему голова! Потому, что мало еще получаем мы зерна с наших полей, – говорит он страстно, как юноша взволнованно.

А вот еще повод для удивления. Обычно пшеничный куст состоит из 2-4 стеблей с колосом. А у сортов пшеницы Пономарева каждый куст имеет 25-30 стеблей. И если в каждом колосе пусть по 3 грамма зерна, а на квадратном метре 36 кустов, то сколько же получится.

– Три килограмма зерна с каждого квадратного метра, – подсказывает Пономарев.– В пересчете на гектар это и будет 300 центнеров.

– Значит, весь секрет в кусте.

– И в кусте. – поправляет Пономарев. – Но куст тоже не новинка на земле. Одно зернышко может произвести свыше семидесяти стеблей с колосьями до восьмидесяти зерен в каждом. В середине прошлого века майор Галет вывел ячмень на сто десять стеблей. Так что теоретически можно получать урожай по 5-6 тысяч центнеров зерна с гектара. Но сейчас это нереально. А вот получать урожай новых кустистых пшениц и ячменя по 200-300 центнеров с гектара – реально уже сейчас не только на делянках, но и в поле. Так в чем же секрет высоких урожаев Пономарева? Что из его опытов можно и нужно взять на вооружение нашим растениеводам?

– А почему взяты старые, широко распространенные сорта?

– Именно поэтому. Они меньше вырождаются, лучше сохраняют свои наследственные признаки.

Точкой отсчета раздумий Пономарева стала, казалось бы, общеизвестная истина: растение формирует в себе такое количество органического вещества, которое соответствует количеству поглощенной солнечной энергии.

Специалистам известно и то, что на квадратный метр хлебного поля приходится солнечной энергии от 900 до 1000 ватт, а используется растением до одного процента. Отсюда возникает задача повысить КПД фотосинтеза, который полностью зависит от площади листовой поверхности растений. Чем больше эта площадь, тем больше хлорофилла, ассимилирующего углеводы, тем выше уровень урожайности зерновых культур.

Измеряю листья пшеницы сортов Пономарева – два пальца свободно укладываются на их поверхности. Этого достаточно, чтобы получать листовую поверхность на гектаре в 200-240 тысяч квадратных метров, тогда как официальной наукой принята за оптимальную норма листовой поверхности в размере 50-60 тысяч квадратных метров на гектар. А на колхозных полях она значительно меньше.

Однако вывести новые сорта оказалось для Пономарева половиной дела.


Многочисленные опыты показывали, что его новым разновидностям кустистой пшеницы и ячменя нужна новая агротехника, обеспечивающая получение сверхвысоких урожаев. И поиск опять от общеизвестного. Например, в растениях откладывается столько углерода, сколько его поступает в виде углекислоты. Для формирования невысоких урожаев проблем с углеродом нет. Но как быть, когда надо получать по 200-300 центнеров зерна с гектара? И родилась мысль использовать в качестве углеродистого удобрения. уголь. Недорогой бурый уголь содержит в себе набор органических веществ, крайне необходимых растениям. Например, в тонне ангренского угля содержится: углерода – 720-760 килограммов, водорода – 40-50, кислорода – 190-200, азота 15-17 килограммов, серы – 2-3 килограмма и ряд важных для жизни растений микроэлементов. Перемолотый в пыль уголь вносится в почву, где он успешно перерабатывается микробами, превращается ими в питательную среду для растений.

По агротехнике Пономарева, создается двухслойная структура почвы. Верхний слой глубиной 10-12 сантиметров обеспечивает жизнь аэробных бактерий, а нижний слой – анаэробных. С этой целью первый слой делается пористым за счет внесения в почву рубленой соломы, навоза или опилок. Трубочки соломы улучшают аэрацию верхнего слоя. Для этих же целей можно использовать и рубленый камыш.

– А как быть, если почва плохая? Оставить паровать?

– Но чем. Нет у нас, как у древних шумеров, речного ила. А химическая промышленность пока не может обеспечить нас в достатке минеральными удобрениями. Может быть, рано нам говорить о сверхурожаях? Слишком дорогая получается агротехника, не по карману нам.

– Дело не в дороговизне. Кому-то, может быть, и дороговато покажется, а кому-то очень дешево, потому что получат зерно по своей цене, значительно превышающей сумму вложений. У нас уже есть очень много крепких колхозов и совхозов, которые, без сомнения, захотят получать сверхурожаи, если поймут, что это возможно. А вот тут-то как раз – в психологическом барьере – все трудности. Беда в том, что современные земледельцы привыкли довольствоваться малыми урожаями – 20-30-50 центнеров с гектара, это всем привычно. А цифра 300 – пугает. Сейчас важно убедить людей, что можем мы получать сверхвысокие урожаи, если будем вкладывать в землю те же сверхвысокие нормы удобрений. На первых порах у нас есть многое из того, чем можно питать почву – камыш, опилки, обрезки виноградных лоз, листва садов – все, что росло на земле, должно возвращаться в землю и тем самым питать ее.

– Тогда еще один вопрос, Петр Матвеевич. А надо ли достигать столь дорогим путем сверхурожаев? Вот в Индии, насколько мне помнится, решили зерновую проблему не кустистыми сортами, а наоборот, за счет низкорослых. Они не полегают, сеют их гуще и собирают повышенные урожаи.


– Убедительный пример, – говорит он, смеясь. – Была урожайность семь центнеров с гектара, а стала четырнадцать. Разве это много?

– Но народ получил хлеб.

– Не спорю. С точки зрения решений хозяйственных проблем, это прекрасно и поучительно. Но надо же идти дальше. И Индии, и всем странам надо искать пути максимального увеличения урожайности, чтобы засевать полей меньше, а получать зерна больше, а освободившиеся площади отдать под сады, виноградники, огороды. Проблема снабжения человечества овощами и фруктами стоит второй за проблемой обеспечения хлебом. А максимальный урожай не получишь за счет низкорослых сортов. Тут действуют законы природы. Нельзя от козы надаивать молока по ведру, как от коровы. Так же и растениям нужна определенная масса, чтобы давать оптимальный урожай. Все органы живых организмов, в том числе и растений, развиваются в строго пропорциональном соответствии с естественной конституцией.

В системе Пономарева есть много других интересных, а главное – полезных предложений. Размеры статьи не позволяют изложить их. Но в любом случае необходимо ответить на вопрос: а как показали себя его кустистые сорта пшеницы в условиях хозяйственного эксперимента? Получено ли по 300 центнеров зерна с гектара на обычных полях?

Для полной ясности сразу оговоримся, что сортам Пономарева нужны не обычные поля, а возделанные по его агротехнике, максимально удобренные. И выращивание пшеницы должно вестись на поливе На таких полях и на поливе сорта Пономарева не испытывались.

Так урожайны сорта Пономарева или нет, если даже в экстремальных условиях они в семь раз превосходят районированные сорта? Здесь еще одно достоинство кустистых сортов: из одного их зерна вырастет несколько полновесных колосьев, а потому требуется меньше посевного материала Экономию подсчитать нетрудно, используя приведенные цифры.

Читайте также: