616 пп о совершенствовании порядка компенсационного озеленения

Обновлено: 12.09.2024

Зеленые насаждения в условиях загрязненной городской среды являются жизненно необходимыми для здоровья граждан и сохранения экологического баланса. Каждое дерево в городе за год поглощает в среднем 30-40 кг пыли и способно удалить вредные вещества, выделяемые автомобилем за 25 тыс. км пробега1. Кроме того, при правильном расположении зеленых насаждений снижение уровня шума достигает 20-30%. Поэтому все деревья, кустарники и газоны в городе должны быть учтены и находиться под охраной закона и городских властей.Местными органами власти устанавливаются нормы озеленения территорий, которые рассчитываются, исходя из общих экологических факторов. Нормированная площадь зеленых насаждений, например, в Челябинске – 50 кв. м на одного человека, что почти в два раза больше, чем в Москве, однако, следует помнить, что неправильно организованные посадки могут приводить к застою воздуха, создавая зоны с повышенными предельно допустимыми концентрациями загрязнителей, и численный показатель не является единственно значимым.

Однако, в целом, различные нормативно-правовые акты на данную тему весьма схожи. Чаще всего ими устанавливается, что компенсационное озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев , но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений. Преимущественно деревья должны высаживаться на месте их вырубки, однако, в случае невозможности этого, компенсационное озеленение проводится на другом участке, но количество и площадь высаживаемых растений могут быть увеличены, чаще всего удвоены. Видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются тем же специально уполномоченным органом.

Кроме натурального компенсационного озеленения возможно взимание денежной компенсации , и эта форма зачастую применяется в случае правомерной вырубки деревьев, например, при разрешенном строительстве. Сумма, которую должен уплатить застройщик, высчитывается по установленной методике, и направляется на озеленительные работы и благоустройство города. Иногда с целью учета коэффициента неприживаемости деревьев применяется смешанная форма, т.е. некоторая денежная компенсация вкупе с натуральным озеленением.

При осуществлении строительства и соответствующей вырубке зеленых осаждений граждане имеют право выяснить, законно ли осуществляется вырубка , и каким образом, в каком объеме, в какие сроки будет осуществлено компенсационное озеленение. В некоторых населенных пунктах, например, в Санкт-Петербурге, установлены требования к информационным щитам , размещаемым при проведении работ по правомерному уничтожению зеленых насаждений. Такой щит должен содержать сведения о порубочном билете, площади обустраиваемой территории, количестве вырубаемых и высаживаемых деревьев и кустарников, а также дате начала и окончания работ, контакты ответственного лица за их проведение.

  • Приложение 1. Порядок проведения компенсационного озеленения
    • Вводная часть

    Постановление Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 616-ПП
    "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве"

    С изменениями и дополнениями от:

    21 сентября 2004 г., 31 июля 2007 г., 16 июня 2009 г., 10 мая, 25 октября 2011 г., 21 февраля 2012 г., 30 апреля 2013 г., 10 сентября 2014 г., 26 мая 2016 г.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 530-ПП в преамбулу настоящего постановления внесены изменения

    В соответствии с Законом города Москвы от 5 мая 1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях утраты зеленых насаждений и объектов озеленения, в том числе в процессе производства земляных и строительных работ.

    Вместе с тем, существующая нормативная правовая база, регламентирующая порядок проектирования, финансирования и реализации мероприятий по возмещению утраты зеленых насаждений, не отвечает требованиям по обеспечению сохранности или равноценной компенсации частичной или полной утраты объектов озеленения.

    В целях совершенствования порядка разработки и согласования проектной документации, эффективного расходования средств бюджета города Москвы на реализацию проектов компенсационного озеленения и благоустройства Правительство Москвы постановляет:

    1. Утвердить Порядок проведения компенсационного озеленения (приложение 1).

    2. Утвердить Методику расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве (приложение 2).

    от 29 июля 2003 года N 616-ПП

    О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве

    (с изменениями на 16 февраля 2021 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    В соответствии с Законом города Москвыот 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях утраты зеленых насаждений и объектов озеленения, в том числе в процессе производства земляных и строительных работ.

    Вместе с тем, существующая нормативная правовая база, регламентирующая порядок проектирования, финансирования и реализации мероприятий по возмещению утраты зеленых насаждений, не отвечает требованиям по обеспечению сохранности или равноценной компенсации частичной или полной утраты объектов озеленения.

    В целях совершенствования порядка разработки и согласования проектной документации, эффективного расходования средств бюджета города Москвы на реализацию проектов компенсационного озеленения и благоустройства Правительство Москвы (абзац в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП, - см. предыдущую редакцию)

    1. Утвердить Порядок проведения компенсационного озеленения (приложение 1).

    2. Утвердить Методику расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве (приложение 2).

    6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Бочкарева А.Ю. и руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.

    Приложение 1
    к постановлению Правительства Москвы
    от 29 июля 2003 года N 616-ПП

    ПОРЯДОК
    проведения компенсационного озеленения

    (с изменениями на 16 февраля 2021 года)

    В последнее десятилетие в Москве возросли темпы городского строительства, в связи с чем значительно увеличилась вырубка зеленых насаждений. Изменение структуры жилых районов в ходе их реконструкции предусматривает реконструкцию подземных инженерных коммуникаций и удаление всех зеленых насаждений, посаженных в охранных зонах коммуникаций без соблюдения технических норм.

    Данный Порядок направлен на решение вопросов, связанных с восстановлением баланса озелененных территорий посредством натурального озеленения, а также накоплением в бюджете города Москвы, средств поступающих за счет платежей за уничтожение (вырубку) зеленых насаждений и в возмещение вреда, причиненного уничтожением зеленых насаждений, и использованием целевых средств на строительство новых объектов озеленения и реконструкцию существующих (абзац в редакции постановления Правительства Москвы от 21 февраля 2012 года N 61-ПП, - см. предыдущую редакцию).

    Порядок разработан с целью приведения в соответствие с городской природоохранной политикой и городскими нормами положений о возмещении вреда от утраты зеленых насаждений.

    1. Общие положения

    1.1. При строительстве и реконструкции жилых и общественных зданий, инженерных сооружений периодически возникает необходимость удаления зеленых насаждений в зоне производства работ.

    1.2. При получении специального разрешения, в том числе порубочного билета на уничтожение зеленых насаждений, лицо, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, в соответствии с Законом города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" (далее - Закон) обязано осуществить платежи за вырубку зеленых насаждений в размере компенсационной стоимости и возместить вред, причиненный уничтожением зеленых насаждений (компенсационное озеленение в денежной или натуральной формах), если иное не установлено настоящим Порядком.

    1.3. Форма компенсационного озеленения определяется специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений - Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее Департамент), за исключением случаев уничтожения зеленых насаждений при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства.

    В случае уничтожения зеленых насаждений при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства компенсационное озеленение за уничтожаемые зеленые насаждения осуществляется в денежной форме, за исключением компенсационного озеленения за уничтожаемые зеленые насаждения, предусмотренные к посадке проектом благоустройства при наличии мест для посадки зеленых насаждений, осуществляемого в натуральной форме.

    1.4. Размер платежей рассчитывается проектной организацией и в случае уничтожения зеленых насаждений на основании порубочного билета утверждается Департаментом исходя из компенсационной стоимости в соответствии с "Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" (далее - Методика), утверждаемой Правительством Москвы.

    1.5. Средства от указанных платежей направляются в бюджет города Москвы (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 21 февраля 2012 года N 61-ПП, - см. предыдущую редакцию).

    1.6. Уничтожение зеленых насаждений разрешается без взимания компенсационной стоимости и стоимости компенсационного озеленения:

    - при проведении рубок ухода, санитарных рубок;

    - при вырубке сухостойных и аварийных деревьев и кустарников;

    - при уничтожении зеленых насаждений, расположенных на территориях, специально отведенных для агротехнической деятельности по разведению и содержанию зеленых насаждений;

    - при проведении работ по вырубке деревьев и кустарников, разрушающих строения (сооружения);

    - при вырубке деревьев и кустарников, нарушающих световой режим в жилых и общественных зданиях;

    - при уничтожении зеленых насаждений, произрастающих в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций;

    - при уничтожении зеленых насаждений при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

    - при уничтожении газона, травяного покрова, цветников на период проведения строительных работ с последующим их восстановлением в полном объеме на тех же участках, где они были уничтожены;

    - при вырубке деревьев и кустарников, произрастающих в пятиметровой зоне от капитальных строений, подлежащих сносу или реконструкции;

    - при вырубке деревьев и кустарников, произрастающих в охранной зоне подземных инженерных коммуникаций, подлежащих демонтажу.

    Восстановление газонов, травяного покрова, цветников, уничтожаемых на период производства работ, осуществляется в полном объеме на тех же участках, где они были уничтожены, за счет средств заказчика данных работ.

    1.7. Порубочный билет на уничтожение зеленых насаждений при реализации градостроительной деятельности оформляется Департаментом в соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП.

    1.8. В случае уничтожения зеленых насаждений при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства лицо, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, обязано внести платежи за вырубку зеленых насаждений в размере, указанном в Методике, если иное не установлено настоящим Порядком.

    1.9. В случае уничтожения зеленых насаждений при осуществлении работ за счет средств бюджета города Москвы компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтожение зеленых насаждений не выплачиваются.

    При этом мероприятия по компенсационному озеленению формируются с учетом данных об уничтоженных зеленых насаждениях.

    1.10. Выдача порубочных билетов производится Департаментом после поступления денежных средств на лицевой счет Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по учету доходов города Москвы за ущерб, причиненный зеленым насаждениям.

    2. Виды и критерии определения форм компенсационного озеленения

    2.1. В соответствии с Законом вред, причиненный зеленым насаждениям, подлежит возмещению. Законом установлены две формы возмещения вреда:

    натуральная - восстановление зеленых насаждений взамен уничтоженных в соответствии с положениями статьи 4 Закона;

    денежная - в размере стоимости компенсационного озеленения за уничтожаемые зеленые насаждения, восстановление которых не предусмотрено проектом благоустройства, для формирования доходов бюджета и использования на компенсационное озеленение, в том числе на создание новых объектов озеленения и реконструкцию городских объектов озеленения в соответствии с государственными программами города Москвы и Генеральным планом города Москвы в рамках использования расходов бюджета

    2.2. Денежная форма компенсационного озеленения является основной, за исключением реализации градостроительной деятельности в границах особо охраняемых природных территорий, особо охраняемых зеленых территорий, природных и озелененных территорий.

    При осуществлении градостроительной деятельности компенсационное озеленение осуществляется в натуральной форме в случае наличия мест для посадки зеленых насаждений.

    2.3. Допускается на участках, обремененных инженерными коммуникациями, или на участках с плотностью насаждений более 400 деревьев на 1 га производить замену посадки деревьев на кустарники из расчета 1 дерево - 20 кустарников.

    3. Порядок применения компенсационного озеленения в натуральной форме

    3.6. Проект компенсационного озеленения предусматривает создание объекта озеленения, после завершения работ передаваемого балансодержателю территории.

    3.7. В состав проекта компенсационного озеленения входят:

    - дендрологический план (масштаб 1:500) и перечетная ведомость существующих зеленых насаждений;

    - разбивочный и посадочный чертежи с ведомостью элементов озеленения;

    Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсационное озеленение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    Судебная практика: Компенсационное озеленение

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
    Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 11 "Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений" ЗК РФ
    (ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения") Суд, частично отказывая казенному учреждению в признании не действующим в части порядка компенсации затрат, возмещаемых при уничтожении или повреждении объектов благоустройства (озеленения) на территории муниципального образования, утвержденного решением собрания муниципального образования, отметил, что положения статьи 11 ЗК РФ вопросы использования земель в соответствии с установленным для них целевым назначением, определение их правового режима, выбор вида разрешенного использования и его определение не регулируют.

    Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Компенсационное озеленение

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
    Статья: Лес и растительный мир: правовые проблемы разграничения
    (Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
    ("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1) Региональное законодательство о зеленых насаждениях направлено в основном на установление запретов на уничтожение и повреждение таких насаждений, закрепление обязанностей граждан и юридических лиц по содержанию зеленых насаждений, установление перечня допустимых случаев, а также правил вырубки зеленых насаждений, регламентацию порядка осуществления компенсационного озеленения в случаях уничтожения зеленых насаждений.

    Нормативные акты: Компенсационное озеленение

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
    Закон г. Москвы от 05.05.1999 N 17
    (ред. от 07.05.2014)
    "О защите зеленых насаждений" Статья 4. Компенсационное озеленение

    Ответчик в судебное заседание не явился, отзыва на исковое заявление не представил, учитывая надлежащее уведомление о дате, месте и времени проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства определением суда о принятии дела к производству, отсутствие возражений на переход к рассмотрению дела по существу, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), дело рассмотрено в отсутствие ответчика в судебном заседании суда первой инстанции.

    Рассмотрев заявленные требования, выслушав представителя истца, исследовав и оценив в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

    Как следует из материалов дела, 10 июня 2016 года ответчику Мосгосстройнадзором выдано разрешение на строительство.

    Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 28 июля 2015 года, по представленной проектной документации на участке строительства произрастают 35 кустарников, все зеленые насаждения вырубаются.

    Частью 3 названной статьи предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

    Из статьи 78 Закона об охране окружающей среды следует, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

    В соответствии со статьей 3 названного закона вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке, установленном Правительством Москвы.

    Статьей 10 Закон о защите зеленых насаждений предусмотрено, что вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона. Размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным Правительством Москвы методикам расчетов, исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.

    Согласно пункту 1.5 Методики, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.07.2003 № 616-ПП, компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтожаемые зеленые насаждения при осуществлении строительства и (или) реконструкции объекта капитального строительства в границах участка, предоставленного для целей строительства, составляет 250 000 руб.

    В случае уничтожения зеленых насаждений на основании разрешения на строительство лицо, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, обязано в течение 10 рабочих дней со дня получения разрешения на строительство уведомить орган исполнительной власти города Москвы, выдавший разрешение на строительство, о произведенном в бюджет города Москвы платеже за уничтожение зеленых насаждений на основании разрешения на строительство объекта капитального строительства.

    29 марта 2017 года истец направил в адрес ответчика требование о выплате компенсационной стоимости за уничтоженные зеленые насаждения при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства в размере 250 000 руб.

    Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

    Частью 3.1 статьи 70 АПК РФ установлено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

    На основании вышеизложенного, суд признает заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

    Поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета на основании ч. 3 ст. 110 АПК РФ.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

    Читайте также: