А когда осень придет заботливый хозяин соберет свой урожай синтаксический разбор

Обновлено: 05.10.2024

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

ВПР по русскому языку за 5 класс 2020-2021 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 7

Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Пер е д во с ходом на п о ляну лож итс я первый моро з (4) . В полумрак е ра с света заморо з ки н а чинают по всей п о лян е ра с ст и лать белые х о лсты. Первый же лу ч со л нца уб и рает (2) х о лсты, и ост а ё тс я на белом фон е з е лёное место. Вскоре белое ц е ликом и с ч е зает. Только в тени д е рев ь ев долго ещё сохр а няю тс я беленькие п о лоски.

На син е м неб е между з о лотыми д е рев ь ями не поймёш ь , что твори тс я. Унос и т ветер листы? Или стайками с о брались мелкие пти чк и и несу тс я (3) в д а лёкие края (1) ?

Ветер — з а ботливый хозяин. За лето он везде п о бывает, и у него даже в самых густых м е стах не ост а ё тс я ни одного незн а комого листика. А когда ос е нь придёт, з а ботливый хозяин уб е рёт свой ур о жай.

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

края (1)
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[а] — гласный, ударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

убирает (2)
у- — приставка
-бир- — корень
-а- суффикс
-ет — окончание

(3) Морфологический разбор

несутся (3)

1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся;
2) начальная форма — нестись; несовершен. вид, 1-е спряжение; во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени;
3) в предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор

Перед восходом на поляну ложится первый мороз. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (мороз) первый — определение; (ложится) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится) перед восходом — обстоятельство.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

звон И шь, сантим Е тр, началс Я , в Ы здоровеешь

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. сущ. глаг. прил. сущ.
В начале февраля прошли сильные снегопады
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: союз, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Ночная жара неподвижно висела в воздухе улиц.
  2. Кто же тебя Полкан так сильно покусал?
  3. Я испугался и побежал домой
  4. Петя потёр кулаками глаза и широко зевнул.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Кто же тебя, Полкан, так сильно покусал?

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. У Серёжи поднялась температура и он не пошёл в школу
  2. Мы опоздали на последний автобус и заночевали в деревне
  3. Появились какие-то юркие рыбки и стали кружить у самого берега
  4. Юноша играл на расстроенной гитаре и тихонько подпевал

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

У Серёжи поднялась температура, и он не пошёл в школу.

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) — Дети, идите мед­ве­дя смотреть! — кричала няня.
(2) Выбежали дети на крыльцо, а там уже много на­ро­ду со­бра­лось. (3) Всем охота на представление поглазеть. (4) Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя.

(5) — А ну-ка, Миша, встань, подымись, честным гос­по­дам, как артист, поклонись! — говорит нижегородец и дёргает мед­ве­дя цепью.

(6) Заревел мед­ведь от боли. (7) Нехотя поднялся на задние лапы. (8) Стал с ноги на ногу переваливаться, направо, налево раскланиваться.

(9) — А ну-ка, Мишенька, — про­дол­жа­ет нижегородец, — по­ка­жи, как малые ребятишки горох во­ру­ют. (10) Где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках.

(11) Заревел опять Мишка, но таки пополз: на брюхо при­па­да­ет, лапой загребает, будто горох дёргает.

(12) — А ну-ка, Мишенька, по­ка­жи, как бабы на ра­бо­ту идут.

(13) Этого мед­ведь показывать не стал, ворчит, по сторонам оглядывается.

(14) Несколько раз ещё медведь проявлял до­са­ду, ревел, не хотел вставать, но хо­зя­ин, поигрывая колом в руках, заставлял его повиноваться. (15) Зри­те­ли будто и не за­ме­ча­ли этого: знай себе в ла­до­ши хлопали.

(16) Когда мед­ведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:

(17 ) — А ну-ка, Миша, те­пе­ри­ча с ноги на ногу пе­ре­вались, честным гос­по­дам поклонись, да как нищий за шапку берись! (18) Обойди гос­под: хлеб положат, так сам съешь, а день­ги ко мне неси.

(19) И пошёл мед­ведь, с шапкой в пе­ред­них лапах, обходить зрителей.

(20) Детям няня дала для му­жи­ка гривенник, но они по­ло­жи­ли в шапку хлеба, а гривенник вернули. (21) Дети увидели, когда мед­ведь к ним с шапкой подошёл: губа, про­де­тая кольцом, у него вся рас­пух­ла.

(По К. Д. Ушинскому)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Детям не понравилось, что мужик мучит медведя (ИЛИ: Хозяин был жестоким, поэтому дети пожалели медведя и дали ему хлеба, а гривенник вернули няне. ИЛИ: Не достоин одобрения тот, кто мучит животных. ИЛИ: Животное, которое мучат на потеху публике, несчастно и достойно жалости.

Задание 9

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что медведь с неохотой выполнял команды хозяина?

Ответ

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8 текста. Запишите ответ.

Ответ

Задание 11


Задание 1 № 4228

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Перед ра..светом на п..ляну л..жит..ся первый м..ро(з/с). (4) Что там только делает..ся, на л..сной (3) п..лян. Перед во(з/с)ходом со..нца, в полумрак.. м..ро(з/с) невидим.. рукой нач..на..т по всей полян.. ра(з/с)ст..лать белые х..лсты. Первые лучи со..нца (1) уб..рают (2) х..лсты и ост..ёт..ся з..лёное место. На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)п..ймёшь, что творит..ся. Унос..т ветер сухие лист..я. Соб..рают..ся стайками мелкие птич..ки и несут..ся в тёпл.. далёк.. края.

Ветер з..ботливый х..зяин. За лето везде п..быва..т даже в самых густых м..стах (не) остав..т ни одного незнакомого листика. А вот ос..нь пришла – и з..ботливый х..зяин уб..ра..т свой б..гатый ур..жай.


Задание 2 № 4229

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения

с — [с] — согласный, глухой, твёрдый

о — [о́] — гласный, ударный

н — [н] — согласный, звонкий, твёрдый

ц — [ц] — согласный, глухой, твёрдый

а — [а] — гласный, безударный

6 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

у бир а ют / у бир а ют

(на) лесной (3) (поляне)

1) (На) лесной (поляне) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: поляне (какой?) лесной.

2) Начальная форма — лесной; в единственном числе, в женском роде, в предложном падеже.

3) В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

Перед рассветом на поляну ложится первый мороз. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (мороз) первый — определение; (ложится) перед рассветом — обстоятельство, допустимо — дополнение; (ложится) на поляну — обстоятельство, допустимо — дополнение.

Перед рассветом на поляну ложится первый мороз. (4) Что там только делается, на лесной (3) поляне! Перед восходом солнца, в полумраке мороз невидимой рукой начинает по всей поляне расстилать белые холсты. Первые лучи солнца (1) убирают (2) холсты, и остаётся зелёное место. На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. Уносит ветер сухие листья. Собираются стайками мелкие птички и несутся в тёплые далекие края.

Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает, даже в самых густых местах не оставит ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла — и заботливый хозяин убирает свой богатый урожай.

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.


Стиль речи-художественный
Тип речи- повествование
Профессия, которую я выбрал, была моей давнишней мечтой. Люди в белых халатах всегда вызывают у меня восхищение, потому они являются олицетворением доброты, честности. Они спасают людей от смерти. Читая различные книги, в том числе о путешествиях, я восхищалась отвагой и храбростью врачей, ведь они рискуют собой, спасая чужие души. Для осуществления своей мечты, я собираюсь получать знания не только на занятиях, но и продолжая чтение книг, а затем углубиться в изучение на практике.

Читайте также: