А когда осень придет заботливый хозяин соберет свой урожай синтаксический разбор
Обновлено: 05.10.2024
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
ВПР по русскому языку за 5 класс 2020-2021 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 7
Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Пер е д во с ходом на п о ляну лож итс я первый моро з (4) . В полумрак е ра с света заморо з ки н а чинают по всей п о лян е ра с ст и лать белые х о лсты. Первый же лу ч со л нца уб и рает (2) х о лсты, и ост а ё тс я на белом фон е з е лёное место. Вскоре белое ц е ликом и с ч е зает. Только в тени д е рев ь ев долго ещё сохр а няю тс я беленькие п о лоски.
На син е м неб е между з о лотыми д е рев ь ями не поймёш ь , что твори тс я. Унос и т ветер листы? Или стайками с о брались мелкие пти чк и и несу тс я (3) в д а лёкие края (1) ?
Ветер — з а ботливый хозяин. За лето он везде п о бывает, и у него даже в самых густых м е стах не ост а ё тс я ни одного незн а комого листика. А когда ос е нь придёт, з а ботливый хозяин уб е рёт свой ур о жай.
Задание 2
Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) Фонетический разбор
края (1)
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[а] — гласный, ударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога
(2) Морфемный разбор (по составу)
убирает (2)
у- — приставка
-бир- — корень
-а- суффикс
-ет — окончание
(3) Морфологический разбор
несутся (3)
1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся;
2) начальная форма — нестись; несовершен. вид, 1-е спряжение; во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени;
3) в предложении является сказуемым.
(4) Синтаксический разбор
Перед восходом на поляну ложится первый мороз. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (мороз) первый — определение; (ложится) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится) перед восходом — обстоятельство.
Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
звон И шь, сантим Е тр, началс Я , в Ы здоровеешь
Задание 4
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. | сущ. | сущ. | глаг. | прил. | сущ. |
В | начале | февраля | прошли | сильные | снегопады |
- Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: союз, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.
- Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Ответ
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Задание 6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Ночная жара неподвижно висела в воздухе улиц.
- Кто же тебя Полкан так сильно покусал?
- Я испугался и побежал домой
- Петя потёр кулаками глаза и широко зевнул.
Ответ
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Кто же тебя, Полкан, так сильно покусал?
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- У Серёжи поднялась температура и он не пошёл в школу
- Мы опоздали на последний автобус и заночевали в деревне
- Появились какие-то юркие рыбки и стали кружить у самого берега
- Юноша играл на расстроенной гитаре и тихонько подпевал
Ответ
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания
У Серёжи поднялась температура, и он не пошёл в школу.
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Текст 2
(1) — Дети, идите медведя смотреть! — кричала няня.
(2) Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. (3) Всем охота на представление поглазеть. (4) Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя.
(5) — А ну-ка, Миша, встань, подымись, честным господам, как артист, поклонись! — говорит нижегородец и дёргает медведя цепью.
(6) Заревел медведь от боли. (7) Нехотя поднялся на задние лапы. (8) Стал с ноги на ногу переваливаться, направо, налево раскланиваться.
(9) — А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец, — покажи, как малые ребятишки горох воруют. (10) Где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках.
(11) Заревел опять Мишка, но таки пополз: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.
(12) — А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.
(13) Этого медведь показывать не стал, ворчит, по сторонам оглядывается.
(14) Несколько раз ещё медведь проявлял досаду, ревел, не хотел вставать, но хозяин, поигрывая колом в руках, заставлял его повиноваться. (15) Зрители будто и не замечали этого: знай себе в ладоши хлопали.
(16) Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
(17 ) — А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да как нищий за шапку берись! (18) Обойди господ: хлеб положат, так сам съешь, а деньги ко мне неси.
(19) И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей.
(20) Детям няня дала для мужика гривенник, но они положили в шапку хлеба, а гривенник вернули. (21) Дети увидели, когда медведь к ним с шапкой подошёл: губа, продетая кольцом, у него вся распухла.
(По К. Д. Ушинскому)
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ
Основная мысль текста:
Детям не понравилось, что мужик мучит медведя (ИЛИ: Хозяин был жестоким, поэтому дети пожалели медведя и дали ему хлеба, а гривенник вернули няне. ИЛИ: Не достоин одобрения тот, кто мучит животных. ИЛИ: Животное, которое мучат на потеху публике, несчастно и достойно жалости.
Задание 9
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что медведь с неохотой выполнял команды хозяина?
Ответ
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8 текста. Запишите ответ.
Ответ
Задание 11
Задание 1 № 4228
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Перед ра..светом на п..ляну л..жит..ся первый м..ро(з/с). (4) Что там только делает..ся, на л..сной (3) п..лян. Перед во(з/с)ходом со..нца, в полумрак.. м..ро(з/с) невидим.. рукой нач..на..т по всей полян.. ра(з/с)ст..лать белые х..лсты. Первые лучи со..нца (1) уб..рают (2) х..лсты и ост..ёт..ся з..лёное место. На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)п..ймёшь, что творит..ся. Унос..т ветер сухие лист..я. Соб..рают..ся стайками мелкие птич..ки и несут..ся в тёпл.. далёк.. края.
Ветер з..ботливый х..зяин. За лето везде п..быва..т даже в самых густых м..стах (не) остав..т ни одного незнакомого листика. А вот ос..нь пришла – и з..ботливый х..зяин уб..ра..т свой б..гатый ур..жай.
Задание 2 № 4229
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения
с — [с] — согласный, глухой, твёрдый
о — [о́] — гласный, ударный
н — [н] — согласный, звонкий, твёрдый
ц — [ц] — согласный, глухой, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
6 букв, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
у бир а ют / у бир а ют
(на) лесной (3) (поляне)
1) (На) лесной (поляне) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: поляне (какой?) лесной.
2) Начальная форма — лесной; в единственном числе, в женском роде, в предложном падеже.
3) В предложении является определением.
Синтаксический разбор предложения
Перед рассветом на поляну ложится первый мороз. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (мороз) первый — определение; (ложится) перед рассветом — обстоятельство, допустимо — дополнение; (ложится) на поляну — обстоятельство, допустимо — дополнение.
Перед рассветом на поляну ложится первый мороз. (4) Что там только делается, на лесной (3) поляне! Перед восходом солнца, в полумраке мороз невидимой рукой начинает по всей поляне расстилать белые холсты. Первые лучи солнца (1) убирают (2) холсты, и остаётся зелёное место. На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. Уносит ветер сухие листья. Собираются стайками мелкие птички и несутся в тёплые далекие края.
Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает, даже в самых густых местах не оставит ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла — и заботливый хозяин убирает свой богатый урожай.
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид
Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
- |
О инструменте
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Стиль речи-художественный
Тип речи- повествование
Профессия, которую я выбрал, была моей давнишней мечтой. Люди в белых халатах всегда вызывают у меня восхищение, потому они являются олицетворением доброты, честности. Они спасают людей от смерти. Читая различные книги, в том числе о путешествиях, я восхищалась отвагой и храбростью врачей, ведь они рискуют собой, спасая чужие души. Для осуществления своей мечты, я собираюсь получать знания не только на занятиях, но и продолжая чтение книг, а затем углубиться в изучение на практике.
Читайте также: