Аэро посадка на велосипеде

Обновлено: 05.10.2024

Велоэтап в триатлоне является самым длинным и самым быстрым этапом, который может обеспечить значительное преимущество в гонке. Хорошая аэродинамика особенно важна на полной дистанции Ironman и на железной “половинке”.

Наименьшее аэродинамическое сопротивление позволяет спортсмену передвигаться вперед с более высокой скоростью, затрачивая при этом меньше усилий. Понимание и использование принципов этой науки может улучшить результат и сохранить силы на длинных дистанциях.

Во время прохождения велоэтапа в триатлоне на гонщика действуют лобовое сопротивление воздуха и тормозящая сила, которая возникает в результате неравномерного давления воздушного потока. Сила лобового сопротивления пропорциональна квадрату скорости движения и фронтальной плоскости объекта: чем быстрее вы едете, тем с большим сопротивлением воздуха сталкиваетесь. Это особенно ощутимо при движении на скоростях выше 30 км/ч. Уменьшение фронтальной поверхности помогает снизить лобовое сопротивление и увеличить скорость при той же мощности, либо снизить мощность необходимую для поддержания той же скорости. В результате это позволяет сократить время прохождения велоэтапа и сберечь силы для бега.

5 способов повысить свою аэродинамичность на велоэтапе

Позади любого движущегося предмета воздушный поток становится разреженным, и его давление уменьшается по сравнению с лобовым давлением воздуха. В результате возникает тормозящая сила, которая также снижает скорость. Чем больше выступов, тем больше тормозящая сила, и чем более обтекаема форма движущегося объекта, тем меньше тормозящая сила сзади. Именно поэтому разработчики уделяют такое пристальное внимание геометрии рамы и форме труб велосипеда, а спортсмены стремятся настроить максимально аэродинамичную посадку.

Для быстрого и эффективного прохождения велоэтапа и экономии сил для бега стоит обратить внимание на то, как повысить аэродинамичность своей посадки и велосипеда. Для этого существует 5 способов.

1. Пройдите профессиональную настройку посадки под триатлон

Более 70% лобового сопротивления приходится на тело спортсмена. Именно поэтому настройку эффективной аэродинамичной посадки мы поставили на первое место. Такая посадка отличается от шоссейной более горизонтальным положением тела и более узким положением рук – это снижает лобовое сопротивление. При таком положении сложнее эффективно работать ногами, поэтому седло смещают вперед и вверх, увеличивая угол между бедром и корпусом спортсмена. Это позволит эффективно педалировать и снизит нагрузку на ноги, что сохранит ваши силы для бегового этапа.

Над поиском оптимальной посадки для триатлона трудится множество специалистов-аэродинамиков и биомехаников. Каждый год появляются какие-то нововведения, поэтому следите за новыми открытиями, и вы можете получить аэродинамическое преимущество.

2. Используйте лежаки – aerobars

Посадка должна быть не только аэродинамичной и эффективной, но и удобной: чем дольше гонщик сохраняет это положение, тем меньше лобовое сопротивление. Посадка на обычном шоссейном велосипеде весьма далека от аэродинамичной. Поэтому используйте или насадку-лежак на шоссейном велосипеде, или специальные модели велосипедов для триатлона. На дистанциях, где запрещен драфтинг, лежаки обеспечат более комфортную посадку, и вы сможете дольше оставаться в аэродинамичном положении. Что опять же позволит сохранить больше сил для бега.

5 способов повысить свою аэродинамичность на велоэтапе

Скачайте тренировочные планы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

Важно: настройка посадки делается с учетом наличия лежаков. Принимая участие в гонке, вы должны иметь достаточный опыт управления велосипедом в аэропозиции. Боковой и порывистый ветер могут существенно усложнять управление, вынуждая вас покинуть аэропозицию. Чем дольше вы сможете ее сохранять, тем большее преимущество вы получите.

Позаботьтесь о том, чтобы у вас была возможность переключения передач на лежаках. Особенно это касается шоссейных велосипедов с установленной насадкой. Некоторые спортсмены используют особую конфигурацию кокпита, позволяющую 100% времени проводить в аэропозиции, но управление велосипедом в такой конфигурации требует определенных навыков и большого опыта.

3. Используйте аэродинамичность своего велосипеда

5 способов повысить свою аэродинамичность на велоэтапе

Полезная альтернатива круглым бутылкам на раме – питьевая система, которая крепится у лежаков и позволяет пить, сохраняя аэродинамичное положение корпуса. Выбирая и размещая такую питьевую систему, обращайте внимание на удобство расположения питьевого шланга и комфортное наполнение емкости на ходу. Если вы используете бутылки, закрепленные на раме, отдавайте предпочтение бутылкам аэродинамичной формы. Обычная круглая бутылка на раме создает довольно большое сопротивление. Дополнительный запас воды можно разместить на кронштейне за седлом. Там же сзади можно расположить компактный бокс с необходимыми инструментами и запаской.

5 способов повысить свою аэродинамичность на велоэтапе

Большой мультитул со множеством инструментов тоже не нужен. Возьмите необходимый минимум.

4. Определитесь, нужен ли вам аэрошлем

Шлем-капля может быть эффективен на высоких скоростях, но должен подбираться под посадку конкретного гонщика. В таком шлеме важно как можно дольше держать голову в правильном положении, иначе можно получить обратный эффект.

Исследования показывают, что некоторые современные дорожные шлемы превосходят по аэродинамичности неудачно подобранные аэрошлемы. Кроме того, капля имеет, как правило, значительно более плохую вентиляцию по сравнению с обычными шлемами. В жаркую погоду это может привести к тепловому удару. Обратите внимание, что далеко не все PRO на Коне используют аэрошлемы.

5 способов повысить свою аэродинамичность на велоэтапе

5. Учитывайте ветер при выборе колес

Дисковые колеса – самые аэродинамичные? Не всегда. Если трасса встретит вас сильным и порывистым боковым ветром, дисковые или высокопрофильные колеса могут стать причиной сложностей с управлением велосипедом. Борьба с потерей равновесия вынудит гонщика не просто выйти из аэродинамичной позиции и взяться за руль, но и потратить силы. Поэтому выбирайте колеса для гонки, исходя из прогноза погоды, условий трассы и вашего опыта. Кроме того, диски и лопасти часто весят больше хороших колес с низким или умеренным профилем.

Выбирая колеса на гонку, учитывайте и рельеф трассы. Много раз мы встречали спортсменов, приехавших на гонку с задним диском, а на брифинге они узнавали, что поднялся ветер и дисковые колеса запрещены. Если вы уверены в своих силах и опыте и решили ехать на дисках, возьмите с собой обычные колеса с умеренным профилем на случай ветреной погоды.

В условиях сильных ветров Коны, Лансароте или Сочи многие PRO выбирают колеса с умеренным или высоким профилем вместо дисков.

Я давно хотел написать о колесах и посадке. Эта статья состоит из саммари нескольких источников и моих комментариев. Они выделены курсивом.

Начнем с саммари интервью инженера компании Zipp — одного из лидеров на рынке колес для велосипеда.

  • гравитация
  • сопротивление воздуха
  • трение дороги
  • трение цепи и системы (Drivetrain Friction)

Посмотрите на график с гипотетическим примером одного и того же гонщика. Желтая линия – маунтинбайкер в дорожной посадке, синяя – велосипедист на дорожном велосипеде, фиолетовая линяя велосипедист на дисках в аэродинамичной одежде. Кстати, на двух дисках можно ездить только на треке, где нет ветра. На дороге – только с диском сзади.


На маунтинбайке на скорости 20 миль в час (32 км. в час) вам требуется 0.3 лошадиные силы или 223 ватта (1 лошадиная сила — 745 ватт). На скорости 30 миль в час (48 км. в час) уже 1, т.е. в 3 раза больше!

Чтобы поддерживать скорость 48 км в час маунтинбайкер должен выдавать 1 лошадиную силу (745 ватт), велосипедист в дорожной посадке 0.6 (447 ватт), в аэропоскадке – 0.4 (298 ватт).

Еще раз — это гипотетический пример и в зависимости о веса гонщика, рельефа, высоты над уровнем моря и т.д. абсолютные цифры будут отличаться.

  • 75-80% сопротивления воздуха создает ваше тело. Если вы едете индивидуальную гонку (длинный триатлон), то правильная посадка – один из самых важных компонентов вашего результата на вело-этапе.
  • С точки зрения аэродинамики следующее по важности – колеса, потом компоненты и только потом рама. При этом, рама – обычно самая видная и дорогая часть вашего велосипеда.
  • Посадка должна быть комфортной и аэродинамичной. Лучше выставить менее агрессивную посадку, в которой можете провести всю гонку, чем очень аэродиномичную, но из которой вы регулярно выходите.
  • Только на подъемах с градиентом больше 6%, вес становится значимым фактором.
  • Хороший клинчер с латексной камерой и хорошей покрышкой выигрывает у колеса с бутиловой камерой и изношенной покрышкой 10-11 ватт на колесо!
  • Диск всегда выигрывает в скорости у колеса со спицами. Где только разрешено, используйте диск. Из-за сильного ветра на Коне диск использовать запрещено. Маловероятно, что на диске вас может сдуть, так как диск не двигается влево-вправо и над ним находится вес вашего тела.

Отличную статью про колеса написал мой коллега — тренер Юрий Ганусяк.

Ну и для тех, кто дочитал до конца.

Если вы захотите ехать быстрее и выставить себе посадку, в Москве вы сможете сделать это в лаборатории Велоспорт.

Назовите мое имя и получите 7.5% скидку на услуги лаборатории.

Джо Фрил рекомендует выставлять посадку каждый сезон. Ваше тело стало чуть другим, вы собирали и разбирали велосипед несколько раз. Помните, что 75% сопротивления создает именно ваше тело.

Ваш Трилайф

Ваш Трилайф


Это простое действие, которое наверняка известно заядлым любителям триатлона. Но есть нюансы, которые не все могут знать. Расскажем, как правильно поставить аэробар на ваше шоссейный руль.

Во-первых, убедитесь, что велосипед зафиксирован в стойке или на станке, чтобы можно было комфортно работать с рулевой частью. Из инструментов понадобится густая смазка (grease), набор шестигранников и, возможно, линейка.

  1. Если необходимо, отмотайте немного рулевой обмотки или изоленты с краю, которые могут мешать установке аэробара. Хорошо очистите поверхность руля.
  1. Смажьте болты, которыми прикручиваете аэробар. Измерьте расстояние от крепления до выноса руля, чтобы расположить аэробар ровно и симметрично. Аккуратно закрутите смазанные болты, не срывая резьбу и не переусердствуя.
  1. Закручивайте болты равномерно с каждой стороны.
  1. Теперь есть два варианта, как отрегулировать ширину аэробара, так, чтобы локти лежали в оптимальной позиции. Первый – если на вашем аэробаре позиция подушечек для локтей регулируется (как на фото). Если нет, то придется откручивать болты и регулировать ширину самого крепления.

Пара слов о комфортной ширине. Слишком узкое положение почти не дает преимущество в аэродинамике (потоки воздуха все равно встретят ваше тело и плечи), зато может снизить рабочий объем легких и причинять дискомфорт в плечевом суставе. Слишком широкая позиция снизит аэродинамику – встречный поток ветра будет “пролетать” сквозь руки и врезаться в грудь и живот. Очевидно, нужно выбрать золотую середину, ориентируясь в первую очередь на комфорт.

Если вы еще не катались на аэробаре, то обязательно возьмите ключи на первый выезд, чтобы корректировать посадку по ходу тренировки.

  1. Установите вторую часть аэробара на руль с другой стороны на таком же расстоянии от выноса.
  1. Посмотрите на аэробар со стороны. Проверьте, чтобы они были почти параллельны земле и слегка указывали наверх и были симметричны относительно друг друга. Нос баров не должен смотреть вниз, потому что при таком положении вес тела будет акцентирован на локтях, а плечи будут ощущать дискомфорт. Поймайте положение при котором будет ощущение, что вы действительно лежите на руле. Если положение вас устраивает, замотайте обмотку до конца и закрепите ее изолентой.

Если вы как-нибудь обратите внимание на положение аэрорулей на каком-нибудь любительском старте в вашем регионе, то ужаснетесь –половина из них будет стоять так, что даже выглядит больно. Не повторяйте ошибок, ищите свое положение на руле скрупулезно.

Я давно хотел написать о колесах и посадке. Эта статья состоит из саммари нескольких источников и моих комментариев. Они выделены курсивом.

Начнем с саммари интервью инженера компании Zipp — одного из лидеров на рынке колес для велосипеда.

При езде на велосипеде против вас работают 4 основные силы:
гравитация
сопротивление воздуха
трение дороги
трение цепи и системы (Drivetrain Friction)

Как только вы преодолеваете скорость 20 км. в час, основная проблема – сопротивление воздуха.

Посмотрите на график с гипотетическим примером одного и того же гонщика. Желтая линия – маунтинбайкер в дорожной посадке, синяя – велосипедист на дорожном велосипеде, фиолетовая линяя велосипедист на дисках в аэродинамичной одежде. Кстати, на двух дисках можно ездить только на треке, где нет ветра. На дороге – только с диском сзади.


На маунтинбайке на скорости 20 миль в час (32 км. в час) вам требуется 0.3 лошадиные силы или 223 ватта (1 лошадиная сила — 745 ватт). На скорости 30 миль в час (48 км. в час) уже 1, т.е. в 3 раза больше!

Чтобы поддерживать скорость 48 км в час маунтинбайкер должен выдавать 1 лошадиную силу (745 ватт), велосипедист в дорожной посадке 0.6 (447 ватт), в аэропоскадке – 0.4 (298 ватт).

Еще раз — это гипотетический пример и в зависимости о веса гонщика, рельефа, высоты над уровнем моря и т.д. абсолютные цифры будут отличаться.

Чтобы стать быстрее, вы можете либо выдавать большую мощность, либо лучше прятаться от ветра – т.е. быть максимально аэродинамичным.

75-80% сопротивления воздуха создает ваше тело. Если вы едете индивидуальную гонку (длинный триатлон), то правильная посадка – один из самых важных компонентов вашего результата на вело-этапе.

Правильная посадка позволяет вам не только испытывать меньшее сопротивление воздуха, но и сохранить ноги для бега. Посадка для разделки в вело-гонке отличается от посадки для триатлона. Велогонам потом не надо бежать и они могут больше задействовать квадриципсы.

С точки зрения аэродинамики следующее по важности – колеса, потом компоненты и только потом рама. При этом, рама – обычно самая видная и дорогая часть вашего велосипеда.

Посадка должна быть комфортной и аэродинамичной. Лучше выставить менее агрессивную посадку, в которой можете провести всю гонку, чем очень аэродиномичную, но из которой вы регулярно выходите.

Перед покупкой своего нового велосипеда сделайте bike fit и выясните, геометрия какой рамы лучше всего подходит вам. Только на подъемах с градиентом больше 6%, вес становится значимым фактором.

На трассах серии Ironman очень небольшое количество сколько-нибудь длинных подъемов с градиентом больше 6%. Поэтому вес велосипеда и велосипедиста для вело-этапа не так важен.

Хороший клинчер с латексной камерой и хорошей покрышкой выигрывает у колеса с бутиловой камерой и изношенной покрышкой 10-11 ватт на колесо!

Я не люблю трубки, так как их очень сложно заменить на гонке. Я езжу на карбоновых Zipp 404 с алюминиевым ободом и диске (когда это разрешено).

Диск всегда выигрывает в скорости у колеса со спицами. Где только разрешено, используйте диск. Из-за сильного ветра на Коне диск использовать запрещено. Маловероятно, что на диске вас может сдуть, так как диск не двигается влево-вправо и над ним находится вес вашего тела.

Сейчас производят disc cover, которыми можно закрывать обычное колесо. Они немного уступают настоящему диску, но превосходят показатели обычных колес.

Если вы не можете себе позволить карбоновые колеса, берите их в аренду. Аренда комплекта колес стоимостью 2500—3000 долларов на гонку в США стоит 150-200 долларов.

Джо Фрил рекомендует выставлять посадку каждый сезон. Ваше тело стало чуть другим, вы собирали и разбирали велосипед несколько раз. Помните, что 75% сопротивления создает именно ваше тело

You Might Also Like

Spartan Sport — новая модель от SUUNTO

Spartan Sport — новая модель от SUUNTO

Группа оборудования Microshift Arsis Carbon 10

Описание групп фирмы Campagnolo

January 1, 2012 -->

Читайте также: