Актуальность здоровьесберегающих технологий в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Обухова Светлана Сергеевна

В данной статье отражается актуальность использования Здоровьесберегающие технологий в работе с детьми дошкольного возраста, а также основные направления по здоровьесбережению . Отмечается важность организации работы с родителями в данном направлении. В статье представлен конспект родительского собрания, целью которого является просвещение родителей (законных представителей) в вопросе сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Обухова Светлана Сергеевна

Мониторинг оздоровительной работы в оздоровительных группах детского сада для детей с туберкулёзной интоксикацией

ZDOROVYEZBEREGAYUSHCHY TECHNOLOGIES IN WORK WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

In this article relevance of use of health saving technologies is reflected in work with children of preschool age, and also the main directions on a health-saving . Importance of the organization of work with parents in this direction is noted. The abstract of PTA meeting which purpose is education of parents (lawful representatives) in a question of preservation and promotion of health of the child is presented in article.

2. Городская система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних: научно-методический сборник. Екатеринбург: Урал гос. пед. ун-т, 1995. - 99 с.

3. Грецов А.Г. Психологический тренинг в профилактике наркозависимости подростков и молодежи (в спорте, образовании, клубной работе: учебное пособие. СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2007. - 156 с.

7. Командное взаимодействие в профилактике наркомании: организационные, психолого-педагогические и правовые аспекты. Пособие для педагогов, специалистов по социальной работе, социальных и медицинских работников. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та. 2006. - 160 с.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обухова Светлана Сергеевна

РФ, г. Нижний Новгород E-mail: udovika@yandex. ru

ZDOROVYEZBEREGAYUSHCHY TECHNOLOGIES IN WORK WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

educator, Municipal budget preschool educational institution

"Kindergarten № 111", Russia, Nizhny Novgorod

В данной статье отражается актуальность использования Здоровьесберегающие технологий в работе с детьми дошкольного возраста, а также основные направления по здоровьесбережению. Отмечается важность организации работы с родителями в данном направлении. В статье представлен конспект родительского собрания, целью которого является просвещение родителей (законных представителей) в вопросе сохранения и укрепления здоровья ребенка.

In this article relevance of use of health saving technologies is reflected in work with children of preschool age, and also the main directions on a health-saving. Importance of the organization of work with parents in this direction is noted. The abstract of PTA meeting which purpose is education of parents (lawful representatives) in a question of preservation and promotion of health of the child is presented in article.

Ключевые слова: здоровье; здоровьесбережение; работа с родителями.

Keywords: health; health-saving; work with parents.

Забота о воспитании здорового ребенка является - это одна из главных задач в работе с детьми. Для здорового ребенка характерна высокая сопротивляемость организма к вредным факторам среды, устойчивость к утомлению, а также успешная социальная и физиологическая адаптация к окружающей действительности.

Таким образом, одной из приоритетных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Поэтому проблема здоровьесбережения детей стала не только медицинской, но и педагогической. Полноценное и качественное дошкольное образование возможно только при наличии здоровьесберегающих и специально созданных условиях в ДОО.

Цель здоровьесберегающей технологии - формирование у дошкольника позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у детей потребности в здоровом образе жизни. Вооружив его знаниями, умениями, необходимые для ведения здорового образа жизни, снижения заболеваемости и воспитав у него культуру здоровья.

В соответствии с этим выделяются три основные задачи:

1. Образовательная - включает в себя формирование навыков гигиены, основных движений, соблюдение режима, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; представление о своем организме, здоровье;

2. Оздоровительная - подразумевает решение вопросов развития и укрепление костной, мышечной, сердечнососудистой,

дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений, а также закаливание.

3. Воспитательная - формирование нравственно-физических навыков; стимулировать у детей привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно-гигиенических навыков.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, могут выступать формы организации физической активности детей:

• разные виды массажа;

• элементы упражнений йоги;

• привитие детям гигиенических навыков;

• физкультминутки во время занятий;

• простейшие навыки оказания медицинской помощи;

• специально организованные занятия оздоровительной физкультуры;

• упражнения для глаз.

Важное значение в процессе формирования здоровьесбе-регающей компетентности у детей дошкольного возраста имеет грамотно организованная развивающая среда. Предметно-пространственная среда предполагает:

• наличие материала для профилактики плоскостопия (шишки, палочки, ленточки и др.) и нарушения осанки;

• нестандартное оборудование: коврики для здоровья, косички, дорожки - следочки, ребристые дорожки.

Согласно СанПинам физкультурная образовательная деятельность проводится 2 раза в спортивном зале и 1 раз на воздухе.

Дополнительно используются методы закаливания:

• обучение детей обширному умыванию прохладной водой: мытье рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи;

• организация сквозного проветривания групповой комнаты и спальни в соответствии с графиком;

• использование метода контрастного обтирания ног (летом);

• проведение дыхательной гимнастики после сна;

• в период вспышки ОРВИ и гриппа обязательно наличие фитонцидов в групповых помещениях и раздевальных комнатах.

Разработанная система оздоровления и приобщения детей к здоровому образу жизни дает возможность сформировать навыки здорового образа жизни, правильное физическое развитие детского организма. Повышение его сопротивляемости инфекциям, сформировать гигиеническую культуру, улучшить показатели физической подготовленности к школе.

Необходимо отметить, что одним из направлений работы по формированию здоровьесберегающей компетентности является взаимодействие с семьями воспитанников. Можно использовать следующие формы организации работы с семьей:

• пропаганда здорового образа жизни;

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повысила результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировала у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель: сотрудничество детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

1. Познакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы воспитателей группы и педагогического коллектива детского сада по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

2. Дать рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребенка и воспитания привычки к здоровому образу жизни.

2. Оформление группы иллюстрациями о спорте, спортивные атрибуты.

4. Знакомство родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы.

6. Практикум: обучение родителей закаливающей гимнастики, пальчиковым играм, приемам самомассажа. Консультация по закаливанию (медсестра).

9. Принятие решения собрания.

1. Здравствуйте. Нам очень приятно, что вы нашли время прийти на наше собрание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная система, костно-мышечная система, совершенствуется основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Разумно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная двигательная активность все это благотворно влияет на самочувствие ребенка, создает у него устойчивое эмоционально-положительное состояние, радостное настроение.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами сегодня выясним.

К вашим ответам мы вернемся в конце встречи.

4. А теперь мы расскажем вам, чем занимаются дети в детском саду, чтобы быть здоровыми.

• контрастные воздушные ванны;

• ходьба по массажным дорожкам;

• игры, спортивные упражнения, забавы, хороводы;

• гимнастики (утренняя, дыхательная, для глаз, для развития мелкой моторики);

5. Для того чтобы дети были здоровыми, мероприятия по охране и укреплению здоровья, участвуют и другие педагоги, и медики.

• проводятся медицинские мероприятия (прививки, прием витаминов и т. д.);

• обследование логопедом детей;

• проводят профилактические мероприятия (влажная уборка, соблюдение режима дня, проветривание, кварцевание;

• в группах есть зоны отдыха;

• оборудованы физкультурные уголки.

Анализ анкет показал, что в выходные дни не проводится утренняя гимнастика, нет дневного сна. Не выполняется режим дня.

Инструктор по физической культуре показывает закаливающую гимнастику.

Логопед показывает пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику.

Консультация по закаливанию-медсестра.

Подходит к концу наша встреча. А теперь мы предлагаем взять по листочку, красному, желтому или зеленому и приклеить его на наш цветок здоровья.

Зеленый лист - разговор был полезен. Я всегда буду выполнять все требования и условия для здоровья моего ребенка.

Желтый лист - я буду все выполнять.

Красный лист - нового я не узнал. Как делал раньше, так и буду делать дальше.

На нашем цветке много зеленых листьев, а значит, что мы принимаем решение: .

Примерное решение родительского собрания:

• обеспечение сотрудничества между детским садом и семьей.

• проводить закаливание, рекомендованные в ДОУ.

• организовать дома правильный режим дня и питания.

• создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в движении.

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000. - Т. 7, № 2. -С. 21-28.

2. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

3. Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ПРИЕМОВ ИЗОТЕРАПИИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Цитцер Елена Михайловна

РФ, г. Минусинск E-mail: trofimowaelena@yandex. ru

USING THE LESSONS ISOTHERAPY METHODS FOR REDUCING THE SEVERITY OF NEGATIVE EMOTIONS IN CHILDREN WITH MODERATE TO SEVERE MENTAL RETARDATION

teacher Regional state budgetary educational institution "Minusinskaya boarding school № 8 ", Russia, Minusinsk

Проблема снижения степени выраженности негативных эмоций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках


Здоровье — это единственная драгоценность, ради которой действительно не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ…

Здоровьесберегающие технологии — это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155). Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых главная задача: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

С введением ФГОС образование должно стать более безопасным, здоровье формирующим, здоровье сберегающим. Охрана здоровья детей — приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В связи с этим реализация здоровье сберегающих технологий в нашей группе стала эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, так как учитывается состояние здоровья каждого ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения.

С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста использую здоровьесберегающие технологии как:

 гимнастики: пальчиковую, для глаз методу В. Ф. Базарного, и по методу Г. А. Шичко дыхательную по методу А. Н. Стрельниковой, артикуляционную, бодрящая (после сна) Харченко Т.Е;

 ортопедическую (она развивает подвижность суставов; эластичность мышц; профилактика плоскостопия) и корригирующую (она массирует все точки, расположенные на подошве, которые стимулируют работу всех внутренних органов; способствует развитию равновесия – с использованием резиновых массажных ковриков и сшитых ребристых палочек);

 динамические паузы (физминутки, физ-пауза, физ-мин пауза);

 малоподвижные, подвижные, спортивные и народные игры;

 прогулки и активный отдых или самостоятельная двигательная деятельность детей.

 гигиенические процедуры, сопровождаемые малыми фольклорными формами для закрепления значимости данных действий,

 закаливание в него входит ряд методик, а именно:

 методика проведения воздушных ванн авт. Кузнецова М. Н.;

 обширное умывание автор Береснева З. И.;

 обеспечение температурного режима и чистоты воздуха (Методика оздоровления детей в ДОУ, авт. Кузнецова М. Н.);

 одежда детей в помещении при умеренной двигательной активности (Методика оздоровления детей в ДОУ, авт. Кузнецова М. Н.);

 методика проведения воздушных ванн в помещении и на открытом воздухе, авт. Кузнецова М. Н.;

 босохождение в помещении по тренажерному пути методика Коваленка В. С., Похис К. А.;

 обливание ног по методу Спирина и др.

В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий. Поэтому в своей группе я создала картотеку здоровье сберегающих технологий с использованием ИКТ. Тем самым реализуя работу по укреплению здоровью сбережения у детей, провожу гимнастики, динамические паузы и т. д. с использованием мультимедийного оборудования, что очень нравится детям.

Следует помнить о том, что ранний возраст особенно благоприятен для того чтобы привить ребенку правильные привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровье сберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. И, конечно же, без поддержки родителей не обойтись. Использую современные технологии — это создания сайта закрытой группы для родителей, где регулярно обновляю консультации, рекомендации по укреплению здоровья детей, отвечаю на вопросы родителей. Кроме того, активно ведется работа через родительский уголок в группе, постоянно объявляется информация о культуре здоровья, о методах и приемах организации данного аспекта воспитания дошкольников. Работает анонимная почта для родителей, с целью решения и предотвращения конфликтных ситуаций, ведь комфортная психологическая атмосфера в группе способствует сохранению психофизического здоровья воспитанников. Так же ставлю задачи по активному сотрудничеству с семьями воспитанников по вопросам здоровье сбережения и пропаганды здорового образа жизни семьи.

С родителями регулярно проводятся вечера встреч, родительские конференции, где обсуждаются вопросы сохранения здоровья наших детей. Так же родители являются участниками цикла спортивных мероприятий ДОУ, где на собственном примере показывают, что спорт важен.

Данная работа значительно повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, помогает формировать правильные ценностные ориентиры у всех участников образовательного процесса, направленные на сохранение и укрепление здоровья, и позитивное сотрудничество.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, здоровье, здоровье сбережения, Методика оздоровления детей, методика проведения, работа, ребенок, родитель, укрепление здоровья, укрепление здоровья детей.

Главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Дети выполняют упражнение с палками в спортивном зале

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Дети слушают выступление медсестры в ДОУ

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

  • осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
  • проведение диспансеризации,
  • организация режима двигательной активности,
  • рациональное питание,
  • контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Дети занимаются на фитболах в зале

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии

Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий

  • Сформировать представления о полезной пище;
  • рассказать о работе медсестёр и врачей;
  • сформировать представления о том, что такое здоровье;
  • пополнять словарный запас.
  • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
  • пополнять словарный запас;
  • научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
  • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
  • передать знания о болезнях и способах защиты от них.
  • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
  • формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
  • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
  • совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
  • развивать все виды восприятия;
  • сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
  • Повысить двигательную активность;
  • осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность и опрятность;
  • создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
  • Научить избегать вредных привычек;
  • воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
  • стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Дети ходят по сенсорным коврикам

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Две команды дошкольников соревнуются в прыжках на фитболах в День Здоровья в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят:

    Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Медосмотр детей в ДОУ, мальчику делают УЗИ

Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов

  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  • сон с открытой форточкой (круглый год),
  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание,
  • ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

Трое детей моют руки

В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания

Кислородный коктейль в детском саду

Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников

Фитобар в детском саду

Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний

Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

    Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Дети и педагог стоят на ковре, вытянув руки в стороны

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий

Дошкольники делают пальчиковую гимнастику

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

Дети босиком идут по гимнастической дорожке на территории ДОУ

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

Дыхательная гимнастика в младшей группе

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

Офтальмотренаж в детском саду

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

Четверо детей выполняют самомассаж ушных раковин

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

В ДОУ практикуется:

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Тёмная сенсорная комната со световым оборудованием

Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил

Образовательные технологии в здоровьесбережении

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
  • Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.

Дошкольники рассматривают картинки с изображёнными детьми

Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.

Дети и родители передают друг другу мячи

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Празднование Дня Здоровья в детском саду

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий

Игры по здоровьесберегающим технологиям

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:




Вопросы к педагогам: Зависит ли здоровье от организации режима дня детей дошкольного возраста и почему? Какова максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет?
Какова продолжительность прогулки детей? Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
В чем по вашему можно выделить актуальность применения здоровьесберегающих технологий ?
(гиподинамия, и как следствие, нарушение функций опорно — двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения и т. д).
Одна из задач ФГОС ДО:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Задачи:
• формировать элементарные знания дошкольников о здоровом образе жизни;
• учить ощущать свои эмоции, расслабляться;
• овладевать навыками мелкой моторики, совершенствовать движения крупной моторики;
• развивать тактильную чувствительность;
• предупреждать нарушение зрения дошкольников, укреплять глазные мышцы;
• повышать тонус и работоспособность всего организма;
• создавать благоприятную атмосферу, снимать напряжение, восстанавливать умственную работоспособность детей.
Какие здоровьесберегающие технологии, используются в образовательной деятельности?
Педагоги перечисляют технологии здоровьесбережения: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая гимнастика (гимнастика после сна), релаксация, коммуникативный массаж, НОД по физическому развитию, образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с основами здорового образа жизни, сказкотерапия и другие).
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательной деятельности, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
А сейчас наши воспитатели представят свой опыт использования некоторых здоровьесберегающих технологий в своей работе с детьми дошкольного возраста (выступления педагогов).





Читайте также: