Алгоритм выращивания растений в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта: исследовательский, детско- родительский.

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы.

Цели и задачи проекта

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба.

Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.

Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Дети старшей группы, родители, педагог.

Сроки реализации проекта: 1-1,5 месяца.

Этапы реализации проекта

Содержание практической деятельности

1 этап - организационный (1 неделя)

- Изучение методической литературы.

- Подбор справочной, детской художественной литературы.

- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе и других деревьях.

- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.

- Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

2 этап - основной (1 месяц)

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов.

Наблюдение за ветками ивы и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

- Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.

- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.

- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап - заключительный (1 неделя)

- Изготовление паспорта дерева.

- Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

Управление и обеспечение проекта

Методический материал, имеющийся в детском саду

- Схема для описательного рассказа о деревьях.

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта

- Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.

- Выставка творческих работ.

- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

- Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.

- Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

- Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

- Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

Звучит тихая музыка (звуки природы) и в зал входит воспитатель с детьми.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

Ребята! Давайте улыбнёмся нашим гостям и скажем им Доброе утро!.

( Музыка в зале становится чуть громче)

Ребята! Слышите какая прекрасная музыка звучит, птички чирикают, словно говорят нам о приходе весны .

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

А как мы с вами определили что к нам в гости уже пришла весна.

( дети называют признаки весны).

А вот Даша тоже хочет вам рассказать о весне.

Весна – это время когда просыпается, расцветает природа.

Но и забот у людей весной много. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь. В саду - окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима - с запасами.

(Воспитатель достаёт из сундучка ковёр – самолёт). Присаживайтесь поудобней. Ребята, что-то самолёт наш не взлетает? наверно нужно сказать волшебные слова.

(дети предлагают свои варианты).

Может надо по внимательней прочитать письмо.

( Воспитатель ещё раз читает письмо) .

Чтобы наш ковёр самолёт взлетел, нам нужно отгадать загадки от весны).

Появился из-под снега, увидал кусочек неба,

Самый первый, самый нежный.

Чистый маленький ….. (подснежник).

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый …. (ручей)

Я раскрываю почки в зелёные листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю

Движения полна,

Зовут меня …. (весна)

Ну, ребята, молодцы! Крепко держитесь, и представим что мы летим высоко- высоко. Под нами проплывают города, и сёла, леса, луга, поля, прекрасная земля.

( Дети смотрят слайды).


Дети внимание ! Мы приземляемся. Вот мы и посмотрели как на земле хозяйничает весна и как весной трудятся люди. А явам предлагаю пройти в наш маленький уголок природы. Смотрите! Какие прекрасные цветы в нашем уголке. Они нас радуют круглый год. Вот на улице может лежать снег, а у нас в группе могут цвести цветы. А что нужно растениям чтобы они росли ( дети – почва,свет, вода)

Посмотрите, какие маленькие яркие конверты у меня в руках.



Как вы думаете, что в них? (семена цветов)

- Как вы догадались? (на конвертах нарисованы цветы)

- Где растут цветы? (в лесу, в саду, в поле, на лугу)

- Как называют цветы, которые растут в поле (на лугу, в саду, в лесу? (полевые, луговые, садовые, лесные)

- Для чего люди выращивают цветы? (для красоты, пользы) –

Чтобы на клумбах и дачных участках цветы распустились пораньше, люди выращивают их через рассаду. Давайте побудем маленькими садоводами.

1,2,3,4,5-
Начинаем колдовать!
Наши дети изменились-
В садоводов превратились!

Давайте оденем фартучки, чтобы не замарать одежду.

-Давайте высыплем семена на тарелочки и рассмотрим их через лупу.



Это семена бархатцев. Какие они? (тонкие, длинные). Это семена астры. Какие они? (мелкие, тонкие, как капельки).

- Мы возьмём ящик с землей. Палочкой проведем на земле линии – это бороздки. Они помогут нам ровно посадить семена.

- Что будем делать дальше? (класть семена, поливать). Далее польем эти бороздки.

- Теперь бросаем семена. Близко не кладем, ведь когда рассаду будем сажать на участки, то корни можно повредить. Далее засыпаем бороздки землей.

- Работать будем в парах. Договоритесь, друг с другом, кто какую работу будет выполнять. Приступайте к работе.


- Что нужно, чтобы семена хорошо росли? (полив, свет, тепло).

- Спасибо ребята, теперь будем ждать, когда появятся всходы, будем за ними ухаживать, и, надеюсь, вырастим крепкую и здоровую рассаду. А летом и наши цветы украсят клумбы на нашем участке.

А на память о том, что вы сегодня были начинающими садоводами вам небольшой подарок, (детям на шею одеваются маленькие кристаллики в виде цветочка)

Кто растения сажает

Их никогда не обижает

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


В настоящее время в детских садах активно используются алгоритмы. Считается, что они помогают детям самостоятельно делать выбор и уметь оперировать данными.


Алгоритм мытья рук



Алгоритм одевания одежды весной и осенью



Закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, закрываем кран


Алгоритм одевания в весенне-осенний период



Готовим фруктовый салат


Алгоритм одевания в зимний период


Что это? Цвет, величина, запах, время цветения, части растения, где растёт

Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на земле.

В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Необходимо вводить детей в окружающий мир природы так, чтобы ребенок каждый день открывал для себя что-то новое, чтобы он рос исследователем, каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он расширяет представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает этические чувства, учит радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира, и они всегда с удовольствием откликнутся на участие в интересном эксперименте. Поэтому очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке, последующем уходе за растениями, регулярно следили за изменениями в жизни растения.

Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать развитию детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Также, в младших группах достаточно посадить 1 – 2 вида растения, в средних – 2 – 3, в старших – до 5 видов.

Примерный перечень растений для посадки:

лук-репка

дольки чеснока

корнеплоды свеклы

морковь

петрушка

укроп

листья салата

Можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.

За растениями должны вестись регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель сам зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – привлекает детей к фиксированию происходящих изменений: например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья. В старших группах результаты наблюдений полностью зарисовывают дети.

Такой вид совместной с воспитателем деятельности развивает у детей наблюдательность, заботливость, приучает их внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный исследовательский материал.

Целесообразно проводить экспериментальную деятельность с одним видом растения, но высаженного разными способами и выращенного в разных условиях. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной – тепло, воду, свет; для другой – тепло, воду, темноту; для третьей – холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого – на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений, в группу хорошо принести веточки деревьев.

Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями).

Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне).

Для старших групп – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).

Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе в ходе проведения экспериментирования с растениями в огороде на подоконнике группы, способствует развитию активной, самостоятельной и творческой личности.

Читайте также: