Алкамен афродита в садах описание

Обновлено: 05.10.2024

Богиня любви Афродита была одной из самых почитаемых в античном мире. Однако среди самых разных её скульптур выделяется Афродита Книдская, которую ценители этого искусства называют лучшим изваянием. Несмотря на свой почтенный возраст, творение это поражает реалистичностью и невероятной красотой.

Увы, подлинная скульптура не сохранилась до наших дней. Однако и её копии позволяют понять, насколько древние греки восхищались своей прекрасной богиней. Неспроста ведь Афродиту Книдскую называют воплощением абсолютной красоты – как в человеческом, так и в божественном облике. Что же рассказывает история о великолепном произведении скульптурного искусства?

Уникальное творение Праксителя

Мы привыкли, что Афродита на свои изображениях нередко предстаёт в обнажённом облике. Но подобный образ ваятелями прошлого использовался далеко не всегда. Первым изобразить Афродиту полностью обнажённой решил Пракситель, что и стал автором одной из самых знаменитых скульптур богини.

Афродиту Книдскую Праксителю заказали создать жители острова Кос. Она предназначалась для местного святилища богини. Что интересно, Пракситель выполнил два варианта скульптуры, причём в одном из них отошёл от канона.

Скульптор Пракситель. Рельефный медальон на жилом доме, IV век до н.э. Местонахождение: Барселона, Испания

Скульптор Пракситель. Рельефный медальон на жилом доме, IV век до н.э.
Местонахождение: Барселона, Испания

Когда заказчики пришли посмотреть на результат работ, они увидели две одинаковых статуи, вот только одна Афродита была задрапирована в длинные одежды, а вторая сияла обнажённой красотой.

Как несложно догадаться, чопорные жрецы предпочли выбрать более традиционный вариант, оставив обнажённую красавицу в мастерской автора. Увы, тот самый оригинал статуи, что был создан Праксителем и передан в храм, так и не смог сохраниться до наших дней. Не уцелело даже малейших набросков или описаний этого изваяния.

Афродита Книдская, римская копия с оригинала Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Афродита Книдская, римская копия с оригинала
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

История скульптуры

Судьба Афродиты Книдской (обнажённого варианта образа богини) была несколько иной. Её приобрели жители малоазийского города Книд. Конечно, можно не верить в могущество древних богов, но появление облика богини в Книде способствовало развитию местной экономики. Почему же?

Дело в том, что посмотреть на столь необыкновенный и, несомненно, притягательный образ божественной красавицы приезжали паломники из самых разных уголков Греции и окрестностей.

Плиний Старший в своей “Естественной истории” пишет:

“Выше всех произведений не только Праксителя, но вообще существующих во вселенной, является Венера его работы. Чтобы увидеть её, многие плавали на Книд”.

Слава Афродиты Книдской быстро распространилась по всей Элладе и вышла за её пределы. Множество людей, которым посчастливилось увидеть её, отмечали невероятную красоту произведения искусства. Даже царь Вифинии, Никомед Первый, предлагал жителям Книда продать ему прославленное творение, однако те наотрез отказались.

С историей создания Афродиты Книдской связано предание, которое вполне могло иметь место в реальности. Как утверждают некоторые исследователи, Пракситель создавал свою прекрасную богиню с натуры. Для статуи ему позировала Фрина, возлюбленная скульптора и знаменитая древнегреческая гетера.

Отвергнутый красавицей оратор Евфий заявил, что подобное изображение богини как прообраза смертной женщины, является кощунством. Дело дошло до суда, на котором защитник безуспешно пытался оправдать Фрину. Тогда, в отчаянии, он сдёрнул покрывало с Фрины, и она предстала перед судом в обнажённом облике.

Присутствующие были настолько поражены поистине божественной красотой этой женщины, что единогласно оправдали её. Кроме того, в Древней Греции существовал культ физической красоты. Считалось, что именно её боги даруют человеку. Разве можно было обвинять любимицу богов? В дальнейшем во время празднеств именно Фрина выступала в качестве земного олицетворения Афродиты.

Описание творения

Но как же выглядела Афродита Книдская? Оригинал изваяния не сохранился до наших дней, но благодаря множеству копий можно составить мнение о том, каким был облик богини в подаче Праксителя. Скульптура была выполнена из паросского мрамора и имела высоту около 2 метров.

На ней изображена обнажённая Афродита, что стыдливо прикрывается правой рукой (её иногда называют Афродита Стыдливая). Рядом с нею находился кувшин, на который плавно спадала ткань из руки богини. Вероятно, этот элемент не только исполнял декоративную функцию, но и служил дополнительной опорой.

Афродита Браски, копия Афродиты Книдской, I в.до н.э. Местонахождение: Глиптотека, Мюнхен, Германия

Афродита Браски, копия Афродиты Книдской, I в.до н.э.
Местонахождение: Глиптотека, Мюнхен, Германия

Сюжет скульптуры словно намекает нам, что сейчас Афродита приступит к своему ежедневному купанию. Согласно легенде, она каждый день принимала волшебную ванну, после которой возвращала себе непорочность.

На сегодняшний день сохранилось более пятидесяти копий знаменитой скульптуры Праксителя. Разные авторы по-разному пытались передать волшебное очарование оригинала, однако в полной мере это не удалось никому. Наиболее точным вариантом работы античного мастера считается Венера Колонна, находящаяся в Музее Пия-Климента. Вот только на ней ноги богини задрапированы в одеяние, чего не было у Праксителя.

Со временем из книдского храма статуя богини была перевезена в Константинополь. Увы, там она совсем недолго украшала собой местное святилище. Во время одной из осад города Афродита Книдская погибла в пожаре, оставив нам лишь возможность представлять, какой могла быть её истинная красота.

Венера Бельведерская, копия Афродиты Книдской, III век Местонахождение: Музей Пио-Клементино, Ватикан, Рим, Италия

Венера Бельведерская, копия Афродиты Книдской, III век
Местонахождение: Музей Пио-Клементино, Ватикан, Рим, Италия

Несмотря на то, что мы никогда не увидим оригинальный вариант творения Праксителя, Афродита Книдская стала не просто произведением искусства, а важной вехой в истории. Она раскрыла мастерство древнего скульптора, “рассказала” нам историю Фрины, а главное – дала понять людям, насколько важными в их жизни являются красота и поклонение ей.

Ни один персонаж античной мифологии не пользовался столь широкой популярностью у художников и скульпторов, как греческая богиня Афродита. В римской мифологии ей соответствует Венера. Соответствие это довольно условное, ибо Венера была первоначально покровительницей садов, позже — любви и красоты. Афродита же имела куда более сложные функции. Она олицетворяла любовь, красоту и вечную юность, была богиней не только небесной, но и хтонической, морской, считалась покровительницей браков и деторождения. Афродита небесная защищала города, морская способствовала успешному мореплаванию. В качестве подземной богини она оберегала покой умерших и заботилась о плодоносящих силах земли, что, в свою очередь, неотделимо от смены времен года. Столь разнообразные свойства Афродиты тесно связаны с мифологическим образом, в художественной форме отражающим религиозные функции.

Мифы и легенды

Если верить легендам, Афродита не была чисто эллинским божеством. Родиной ее считался остров Кипр, отсюда и постоянный эпитет Киприда то есть рожденная на Кипре. Однако и сюда, по мнению Геродота, культ богини был перенесен из сирийского города Аскалона, основателем которого считались финикийцы. Вот почему Афродита близка финикийской Астарте, а также имеет черты других восточных божеств; ассиро-вавилонской Иштар, египетской Исиды, арабской Алилат. Все эти богини олицетворяли производительные силы природы. Особым почитанием Афродита пользовалась на небольшом островке Кифере в Средиземном море, где ей был построен один из древнейших храмов. Потому она часто называлась и Кифереей.

На эллинской почве образ восточной богини претерпел некоторые изменения, но главная идея — плодородия животного и растительного мира — была перенесена и на Афродиту.

Из разных преданий можно заключить, что существовало две версии происхождения богини и соответственно два ее образа. Наиболее древняя легенда, как сообщает Геродот, гласит, что Афродита родилась в морской пене из крови оскопленного Урана. Отсюда еще два ее эпитета: Урания-небесная и Анадиомена — вышедшая из моря. Этот момент и запечатлен на центральном рельефе так называемого трона Людовизи: две нимфы, осторожно придерживая богиню, принимают ее из морских волн. Афродита с удивлением и восторгом входит в неведомый мир. Тонкий хитон плотно облегает тело богини - античный мастер словно любуется им, так же как и тонким профилем, прядями спадающих волнистых волос.

Рождение Афродиты. Фрагмент трона Людовизи


Рождение Афродиты. Фрагмент трона Людовизи.
Мрамор. Около 460 до н. э.
Рим, Национальный музей.

Но существуют и более поздние сказания, согласно которым Афродита произошла от Зевса и Дионы, почему и называется иногда Дионеей. Эти легенды рисуют несколько иной образ. Олицетворяя собой идеал вполне земной женской красоты, Афродита Пандемос — Всенародная — шествует по миру в изящной колеснице, запряженной голубями и лебедями, неся людям идею чувственно-плотской любви, или, лучше сказать, сладострастия. Недаром ее часто изображали верхом на козле, который был у греков символом распутства. Афродиту Пандемос особенно почитали в приморском: Коринфе — городе, славившемся своим храмом и красотой гетер.

Двойственность происхождения хоть и послужила причиной создания двух различных образов богини, объединена идеей всеобщей красоты и гармонии.

Обе богини пользовались всенародным почитанием. В одном храме могли одновременно стоять изображения Афродиты Урании и Афродиты Пандемос. Впоследствии эти образы как бы соединились в один, впитавший качества обеих. Общепризнанной олимпийской богиней считалась Афродита, родившаяся от Зевса. Из растений ей были посвящены мирт, яблоко — символ любви, и мак – эмблема плодовитости. Священные птицы богини — воробей, голубь и ласточка, вестница весны. Афродите же посвящены черепаха, символ женского целомудрия, и дельфин — в память о морском происхождении. С этими символами ее часто изображали художники.

Афродите не было равных в искусстве покорять сердца: даже могущественная Гера просит у нее узорчатый пояс, в коем заключена таинственная сила. Муж Афродиты хромой и некрасивый, но весьма искусный в кузнечном ремесле бог Гефест. Богиня, в чьей власти было осчастливить любого бога или смертного, и сама часто влюблялась.

Любовь и могущество Афродиты

Своим любимцам Афродита дает красоту и блаженство любви. Так, троянского героя Париса она одаривает любовью самой прекрасной женщины. Афродита благоволит к тем, кто ее почитает. Известна история кипрского скульптора Пигмалиона, изваявшего статую девушки, настолько прекрасную, что он сам в нее влюбился. На празднике в честь Афродиты Пигмалион принес богине жертву и умолял ее, чтобы она дала ему жену, столь же прекрасную, как и его творение. И Афродита оживила статую!

Зато богиня жестоко карала тех, кто противился ее власти. Известна легенда об Ипполите: будучи предан Артемиде, богине-девственнице, он не почитал Афродиту. И та погубила его. Покарала она и гордого Нарцисса, отвергнувшего любовь прекрасных нимф. Афродита наказала его тем, что он влюбился в свое отражение. Наказывала богиня и других непокорных ее воле.

Венера Милосская


Венера Милосская.
Мрамор. II век до н.э.
Париж, Лувр.

Афродита и Венера в искусстве античности

Став идеалом женской красоты, Афродита (как и Beнepa) обрела соответствующий художественный образ. Как и многие античные боги, первоначально она изображалась символически. На древних кипрских монетах, например, Афродита представлена в виде конуса, которому сопутствует голубь, священная птица богини. Кипрские статуэтки VIII — VII веков до н. э. дают антропоморфное изображение богини, далекое от пластического совершенства, но уже наделенное определенными атрибутами. Афродита одета в длинный хитон, в правой руке она держит яблоко или цветок, левую прижимает к груди - характерный для восточного искусства жест, cимволизирующий животворящую силу женского начала. Подобная иконография долго сохранялась в архаическом искусстве: образ импонировал греческим скульптурам своей целомудренной строгостью и загадочной суровостью.

Афродита Капитолийская


Афродита Капитолийская.
Мрамор. I век н.э.
Рим, Капитолийский музей.

Афинские скульпторы Пракситель и Скопас создали великолепные статуи Афродиты, которые до сих пор признаются идеалом женской красоты. Пракситель впервые осмелился показать богиню без одеяний. Плиний сообщает, что мастер создал две статуи: одну — в одежде, другую — полуобнаженную. Оставаясь верными древнему образу, жители города Коса предпочли первую, а жители города Книда выбрали вторую и поместили ее в храме Афродиты. Знаменитое произведение, дошедшее до нас в многочисленных римских копиях, стало для города источником славы и благоденствия: со всех концов земли приезжали в Книд путешественники, желавшие полюбоваться статуей. Изображение Афродиты стало эмблемой книдских монет: богиня представлена в момент, когда она, готовясь к купанию, только что сняла свое одеяние и держит его в руках. Древние писатели подчеркивали особую притягательность этого образа — не случайно Афродита Книдская тоже имела множество воспроизведений.

Последователи Праксителя развили эту тему — в эллинизме был создан новый тип Афродиты Капитолийской, целомудрие позы которой подчеркнуто жестом рук, прикрывающих наготу. Среди греческих оригиналов этого времени можно назвать и знаменитую статую Венеры Милосской, которая долго считалась эталоном женской красоты. Популярными становятся сюжеты, связанные с морским происхождением богини: Афродита в раковине, Афродита с дельфином, Афродита Анадиомена. Создателем последнего образа, распространенного как в монументальной, так и в мелкой пластике, считается художник Апеллес, работавший во второй половине IV века до н. э.

В греческом искусстве немало сюжетов, где богиня представлена с другими персонажами. Чаще всего ее сопровождает Эрот-лукавый божок, который приносит неприятности и самой Афродите, раня ее своими стрелами.

Античная богиня любви в эпоху Возрождения

С. Боттичелли. Рождение Венеры


С. Боттичелли. Рождение Венеры.
Масло. 1485.
Флоренция, галерея Уффици.

Но есть среди них особенно выдающиеся изображения античной богини. Один из самых привлекательных образов создал флорентийский художник XV века Сандро Боттичелли. На его картине Венера, нежная и грациозная, возникает из первозданных вод как божество грации, прекрасный цветок. Венера появляется — и кажется, самый воздух начинает источать благоухание: в мир приходит гармония, красота, любовь.

Тициан. Любовь небесная и земная


Тициан. Любовь небесная и земная.
Масло. 1515 — 1516.
Рим, галерея Боргезе.

Д. Веласкес. Венера с зеркалом


Д. Веласкес. Венера с зеркалом.
Масло. 1651.
Лондон, Национальная галерея.

Венера Прародительница, Афродита в садах (лат. Venus Genetrix, др.-греч. Ἀφροδίτη ἐν κήποις) — тип античной статуи, атрибуция которой вызывала в истории искусствознания долгие споры.

Самая известная римская реплика, статуя из паросского мрамора высотой 1,64 м, датируемая концом I века до н. э. — началом I века н. э., хранящаяся в парижском Лувре, была найдена в городе Фрежюс на юго-востоке Франции в 1650 году. Многие части: шея, левая рука, пальцы правой руки, плинтус и детали драпировки этой скульптуры — результат современной реставрации. С 1678 года скульптура находилась во дворце Тюильри и была перевезена оттуда в парк Версаля около 1685 года. Находится в Лувре с 1803 года. Эту статую идентифицируют как искомую статую Афродиты ἐν κήποις мастера Алкамена.

Венера Прародительница

В ночь перед решающим сражением при Фарсале в 48 году до н. э. Юлий Цезарь поклялся в случае победы посвятить храм в Риме богине Венере. После победы в этой битве Юлий Цезарь стал римским диктатором на 10 лет. Позднее сенат присвоил ему этот титул пожизненно. В исполнение своей клятвы Цезарь построил обещанный Храм Венеры-Прародительницы на Форуме Цезаря в Риме. Создавая этот храм и культ Венеры. Цезарь утверждал, что его собственные гены происходят от богини через Юлуса, сына Энея.

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии

Основные этапы развития первобытного искусства

Искусство передней Азии (И.Лосева)

Древнейшая культура племен и народов Двуречья (4 - начало 3 тысячелетия до н.э.)

Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.)

Искусство Аккада (24 - 23 вв. до н.э.)

Искусство Шумера (23 - 21 вв. до н.э.)

Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)

Искусство хеттов и митанни (18 - 8 вв. до н.э.)

Искусство Ассирии (9 - 7 вв. до н.э.)

Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.)

Искусство древнего Египта (М.Матье)

Сложение древнеегипетского искусства (4 тысячелетие до н.э.)

Искусство Древнего царства (3200 - 2400 гг. до н.э.)

Искусство Среднего царства (21 в. — начало 19 в. до н.э.)

Искусство первой половины Нового царства (16 - 15 вв. до н.э.)

Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 — начало 14 в. до н.э.)

Искусство второй половины Нового царства (14 - 2 вв. до н.э.)

Искусство позднего времени (11 в - 332 г. до н.э.)

Искусство Древней Греции (Ю.Колпинский)

Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции

Искусство Гомеровской Греции

Искусство Греческой архаики

Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. до н.э.)

Искусство высокой классики (450 - 410 гг. до н.э.)

Искусство поздней классики (От конца Пелопоннесских войн до возникновения Македонской империи)

Эллинистическое искусство (Е. Ротенберг)

Искусство эпохи эллинизма

Искусство древнего Рима (Н.Бритова)

Искусство древнего Рима

Искусство Римской республики

Искусство Римской империи 1 в. н. э.

Искусство Римской империи 2 в. н.э.

Искусство римских провинций 2 - 3 вв. н.э.

Искусство Римской империи 3 - 4 вв

Искусство Северного Причерноморья

Искусство Древнего Закавказья

Искусство Древнего Ирана (И.Лосева, М.Дьяконов)

Искусство Средней Азии

Искусство Древней Индии

Искусство Древнего Китая

Всеобщая история искусств в шести томах. Том 1 (с иллюстрациями) - _1.jpg

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии

Б.В.Веймарн, Б.Р.Виппер, А.А.Губер, М.В.Доброклонский, Ю.Д.Колпинский, В.Ф.Левенсон-Лессинг, К.А.Ситник, А.Н.Тихомиров, А.Д.Чегодаев

Том первый. Искусство Древнего мира: первобытное искусство, искусство Передней Азии, Древнего Египта, эгейское искусство, искусство Древней Греции, эллинистическое искусство, искусство Древнего Рима, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Древней Средней Азии, древнейшее искусство Индии и Китая.

Том второй. Искусство Средневековья. Книга 1: искусство Византии, средневековых Балкан, древнерусское искусство (до 17 века включительно), искусство Армении, Грузии, арабских стран, Турции, меровингское и каролингское искусство Западной Европы, романское и готическое искусство Франции, Англии, Нидерландов, Германии, Чехии, Польши, Эстонии, Латвии, Италии и Испании. Книга 2: искусство Средней Азии с 6 до 18 века, Азербайджана, Ирана, Афганистана; Индии с 7 до 18 века, Цейлона, Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Индонезии; Китая с 3 до 18 века, Кореи, Японии. В этой же книге - искусство народов Древней Америки и Древней Африки.

Том третий. Искусство возрождения: искусство Италии с 13 до 16 века, Нидерландов, Германии, Франции, Англии, Испании, Чехии, Польши 15 - 16 веков.

Том четвертый. Искусство 17 - 18 веков в Европе и Америке: искусство Италии 17 - 18 веков, Испании, Фландрии, Голландии 17 века, Франции 17 - 18 веков, России 18 века, Англии 17 - 18 веков, США 18 века, Латинской Америки 17 - 18 веков и других стран.

Том пятый. Искусство 19 века: искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран.

Том шестой. Искусство конца 19 - 20 века: русское искусство 1890-1917 годов, искусство Франции, Англии, США, Германии и других стран Западной Европы и Америки конца 19 - начала 20 века, советское искусство, современное искусство стран Западной Европы и Америки, стран народной демократии, Китая, Индии и других стран Востока.

В шестом томе будет помещена подробная сводная библиография по всей мировой истории искусства.

Кроме иллюстраций на таблицах и рисунков в тексте к каждой главе будут даны карты с указанием мест археологических находок, художественных центров, местонахождений архитектурных сооружений.

Авторами глав первого тома являются:

Происхождение искусства - Н. А. Дмитриева.

Основные этапы развития первобытного искусства - В. В. Шлеев.

Искусство Передней Азии - И. М. Лосева.

Искусство Древнего Египта - М.Э-Матье.

Эгейское искусство - Н. Н. Бритова.

Искусство Древней Греции - Ю. Д. Колпинский.

Искусство эпохи эллинизма - Е. И. Ротенберг.

Искусство Древнего Рима - Н. Н. Бритова.

Искусство Северного Причерноморья - Н. Н. Бритова.

Искусство Закавказья в древности - В. В. Шлеев.

Искусство Древнего Ирана - И. М. Лосева (ахеменидский Иран) и М. М.Дьяконов (сасанидский Иран).

Искусство Древней Средней Азии - М. М. Дьяконов.

Искусство Древней Индии - Н. А. Виноградова и О. С. Прокофьев.

Искусство Древнего Китая - Н. А. Виноградова.

В редактировании некоторых глав первого тома принимали участие Б. В. Веймарн (искусство Передней Азии, Ирана, Средней Азии, Китая) и Е.И.Ротенберг (римское искусство).

Подбор иллюстраций и макет тома сделаны А. Д. Чегодаевым и Р. Б. Климовым при участии Т. П. Каптеревой, А. Г. Подольского и Е.И.Ротенберга.

Карты выполнены художником Г. Г. Федоровым, рисунки в тексте - художни ками Ю. А. Васильевым и М. Н. Машковцевым.

Указатель составлен Н. И. Беспаловой и А. Г. Подольским, пояснения к иллюстрациям - Е. И. Ротенбергом.

Консультации и рецензирование проводили Институт истории искусств Академии Наук СССР, Институт истории материальной культуры Академии Наук СССР, сектор Древнего Востока Института востоковедения Академии Наук СССР, Институт истории Грузинского искусства Академии Наук Грузинской ССР, Институт архитектуры и искусства Академии Наук Азербайджанской ССР, Сектор истории искусств Академии Наук Армянской ССР, Институт теории и истории архитектуры Академии Архитектуры СССР, кафедры истории искусств Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского Государственного художественного института им. В. И. Сурикова и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Государственный Эрмитаж, Государственный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей восточных культур, Государственный музей искусств Грузии.

Читайте также: