Ан 26 жесткая посадка

Обновлено: 06.07.2024

Командир воздушного судна, который управлял разбившимся при посадке около Палана на Камчатке Ан-26, игнорировал указания диспетчерской вышки. Об этом сообщил телеграмм-канал Baza со ссылкой на свои источники. Диспетчер предлагал пилоту зайти на посадку с хорошими погодными условиями, но он выбрал опасный курс через снижение к морю, с туманом и облаками. Диспетчер трижды давал рекомендации о смене курса экипажу, но КВС решил садиться в аэропорту Палана по-своему.

Фото: Кадр из видео

— Появилась информация, что командир Ан-26 мог использовать в работе личный навигатор.

— Да, была информация, что КВС при заходе на посадку использовал собственный GPS. И что-то там напутал. Гаджеты сейчас есть у каждого. В эту тему углубляться не стоит, комиссия разберется. Это определить будет не сложно. Самое главное, что он нарушил железобетонное авиационное правило. Если есть, предположим, по курсу посадки препятствие, высотка, пилот обязан знать, хоть ночью его разбуди, что с этим курсом, левее или правее глиссады, уклоняться туда ни в коем случае нельзя. Мало того, есть ограничительные пилинги. Пилинг — это курс от радиопередатчика до этой горы. Предположим, пилинг от оси захода на посадку 10 градусов. Так вот, нельзя удаляться даже на десятую долю градуса от этой величины. Все, это стена для командира корабля, там — препятствие. Почему он не выполнил это железобетонное правило, не понятно. Есть, так называемая, микронавигация. Каждый полет выполняется как бы впервые. Обязательно изучаются все особенности, хоть ты там сто раз уже бывал. Каждый раз может быть другая погода. Один раз ты летишь, ветер дует от этой скалы, а в следующий раз – на нее. Почему КВС этого не учел? То ли он неопытный пилот, то ли растерялся. Об этом надо помнить особенно, когда летишь в облаках, пилотируешь по приборам, а не визуально видишь все. А данном случае экипаж заходил на посадку в облаках, там был туман. Нельзя снижаться ниже этого препятствия, не зная своего местонахождения. Эта ошибка привела к тому, что самолет влетел в эту гору.

— В Палане в 2012 году уже была похожая авиакатастрофа. Тогда потерпел крушение Ан-28, погибли 10 человек. Пилоты нарушили схему захода на посадку, начали преждевременное снижение…

— На земном шаре — масса сложных аэропортов. Взять тот же Сочи, там аэропорт относится к числу сложнейших. Там посадка только с одним курсом — от моря, а взлет — только на море. Я застал времена, когда официально разрешалось на больших самолетах заходить на посадку со стороны гор. Но это была эквилибристика, высший пилотаж. Заходить приходилось между скал… Но к этому пилоты очень серьезно готовились. Прежде чем первый раз полететь в Сочи самостоятельно, я раза три летал туда с инструктором. Он мне показывал каждую горушку, рассказывал о нюансах, что будет, если ветер дует из ущелья и так далее. Потом уже я инструктировал молодых пилотов. Но когда около горы, в створе взлетно-посадочной полосой, собралась куча обломков самолетов, этот курс отменили. И вот уже более 50 лет аэропорт Сочи работает с одним курсом. Попробуй задержись там с уходом на второй круг, впереди — гора. Поэтому этот аэродром сложный, как и в Палане. Там аэродром маленький, но он сложный, потому что там есть препятствия и радионавигационное оборудование у него не важнецкое.

Военный самолет с курсантами на борту совершил жесткую посадку в Саратовской области.

По информации Минобороны, в результате ЧП погиб один военнослужащий, еще пятеро пострадали. Вертолетом службы они оперативно доставлены в больницу.

Самолет совершал плановый полет. По предварительным данным, при заходе на посадку на аэродроме Балашов у самолета отказал двигатель. После жесткой посадки загорелся.

Губернатор Саратовской области Валерий Радаев дал срочное поручение зампреду правительства области Александру Буренину оперативно выехать в Балашов для координации действий на месте. На место ЧП вылетела специальная комиссия Минобороны.

Три нарушения


Анализ данных СПАРК говорит о том, что проблемы с контролирующими органами у Камчатского авиационного предприятия (КАП), которому принадлежал разбившийся Ан-26, наблюдались как минимум два последних года. По информации СПАРК, всего было выявлено 11 нарушений: восемь в 2020-м и три в 2021-м. Все они касаются обучения пилотов, в том числе по сценарию обстановки реального полета.

123

Место крушения пассажирского самолета Ан-26, летевшего из Петропавловска-Камчатского в поселок Палана


Дороговизну обучения и документации эксперты называют одной из главных причин аварий сверхлегких аппаратов

Последнее предписание об устранении нарушений воздушного законодательства РФ КАП получила в феврале текущего года, а решить вопрос должна была до 1 марта.

Полет по нештатному навигатору

На вечер 6 июля власти рассматривали несколько основных версий крушения самолета.

Катастрофа могла произойти при заходе на второй круг во время посадки, сообщил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. По его словам, не исключено, что на исходе маневра сказалась плохая видимость.


— При исследовании места с воздуха часть фюзеляжа воздушного судна обнаружена на берегу, часть в воде и прибрежной зоне, — сказал глава региона.

Он добавил, что в среду, 7 июля, на Камчатке начнет работу правительственная комиссия во главе с руководителем Росавиации Александром Нерадько. Она установит причины трагедии.

Таким образом, причиной катастрофы могла стать ошибка пилота. Также к крушению могли привести неблагополучные метеоусловия. В момент посадки воздушного судна в регионе наблюдался туман, горы были закрыты плотными облаками, уточнил источник.

АН-28


Для Камчатки это уже не первая авиатрагедия — в 2012 году здесь потерпел крушение самолет Ан-28, который тоже столкнулся с горой. Часть его обломков также были найдены на сопке Пятибратка, напомнил он.

Со слов источника, пилоты на Камчатке с ее гористой местностью часто меняют траекторию по нештатным навигаторам GPS. Использование такого прибора и могло привести к отклонению от схемы полета и столкновению с землей.

Житель Петропавловска-Камчатского Максим Артемьев лично знал пилотов разбившегося судна, с некоторыми членами экипажа был знаком с детства. В течение нескольких часов, пока шли поиски пропавшего самолета, и он, и все остальные жители Камчатки надеялись, что пассажиров и экипаж найдут живыми. После обнаружения обломков он думает, что это маловероятно.


— Я знал некоторых людей, что были на борту, у меня там даже одноклассник есть. Когда в 2012 году разбился Ан-28, там тоже были мои знакомые. И вот спустя девять лет опять трагедия. Вся Палана и все мы переживаем очень сильно, — сказал Алексей.

Ан-26

Пассажирский самолет Ан-26, пропавший 6 июля 2021 года


Надежный или безнадежный?

— При этом сам фюзеляж самолета позволяет перевозить как пассажиров, так и грузы. Он рассчитан на 52 человека. Самолет турбовинтовой. Но на данный момент он морально и физически устарел. Выпускался до конца 80-х годов, пока ему на смену не пришел АН-140. Поэтому возможны различные конструктивные недостатки, — допустил эксперт.

Запчасти к Ан-26 поставляются с Украины, потому что он производился ОКБ им. О.К. Антонова. Вероятно, причиной крушения стало то, что запчасти давно иссякли, поэтому присутствовали конструктивные повреждения планера самолета, считает Виктор Прядка.


— Сейчас все эти самолеты нужно выводить из эксплуатации. К тому же у нас появился хороший аналог — ИЛ-114, — отметил эксперт.

У многих малых авиакомпаний, особенно в отдаленных районах, есть общие проблемы, и государство только недавно начало ими заниматься, в свою очередь, сказал председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса ВС Владимир Богатырёв.

— Их экономические и технологические возможности ограничены, — пояснил он. — Как они обслуживают свой парк, придерживаются ли регламентов эксплуатации, что у них с запчастями? Обычно у них скудная ремонтная база. Там могут одну и ту же деталь переставлять с одного самолета на другой — тот, который должен лететь. А из-за того что ослабели межгосударственные связи, мы не знаем, как этот самолет обслуживали на Украине, каким было качество капремонта. Ан-26 — очень надежный самолет, но в силу его возраста вопросы качества ремонта и эксплуатации становятся принципиальными.

поиски

Спасатели, доставленные вертолетом на поиски самолета Ан-26


Наличие сертификата — это и есть гарантия исправности самолета, не согласен председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Самолет АН-26 — отличный. Я один из первых в стране осваивал АН-24, прообраз АН-26. У него есть один недостаток, связанный с неправильным изготовлением стабилизатора. Но если есть официальное заявление, что самолет был по всем параметрам проверен перед вылетом, то к нему претензий быть не может. Он вылетал исправным, хорошо подготовленным, его полет продолжался более двух часов, в течение которых с борта не поступало информации ни о каких неисправностях. Командир корабля обязан о любых отклонениях сообщать на землю. Если не сообщил, значит, их во время полета не было. Но иногда чрезвычайная ситуация происходит настолько быстро, что у командира не остается и доли секунды сообщить о ней. Похоже, это как раз тот случай, — отметил он.


Однако, судя по тому, что обломки самолета были найдены в море и у горы, предпочтительнее другая версия произошедшего, подчеркнул пилот.

Спасатели

Спасатели на вездеходах продолжают следовать на место крушения самолета АН-26


— Столкновение с возвышенностью при заходе на посадку весьма вероятно. Нужно разобраться, есть ли в аэропорту радиолокатор, посадочные системы для помощи оператору. Когда летишь в облаках, ничего не видно кроме приборов. Если пилот вслепую заходил на посадку ниже безопасной высоты, это самоубийство. Столкновение с горой — грубейшее нарушение. Летчик не мог не знать расположение возвышенностей, тогда причиной крушения будет признан человеческий фактор. Но важно еще и то, как был подготовлен экипаж, оборудован аэропорт, как работал диспетчер. Списывать всю вину на пилота пока не стоит, хотя зачастую происходит именно так, — отметил он.

Самые крупные катастрофы с Ан-26 в России и мире

Чугуев, 2020 год. 25 сентября недалеко от украинского города Чугуев в Харьковской области разбился самолет Ан-26. Он выполнял учебный полет с курсантами. На борту находилось 27 человек, 26 из них погибли.

Хмеймим, 2018 год. 6 марта российский Ан-26 потерпел крушение при заходе на посадку на сирийском аэродроме Хмеймим. Он столкнулся с землей, не долетев около 500 м до взлетно-посадочной полосы. На борту самолета находилось 26 пассажиров и шесть членов экипажа, все они погибли.

Киншаса, 2018 год. 20 декабря потерпел крушение транспортный Ан-26 компании GomAir в 40 км от международного аэропорта Нджили (Киншаса, Демократическая Республика Конго). На борту находилось 23 человека.

Провинция Идлиб, 2015 год. 18 января Ан-26 ВВС Сирии разбился при заходе на посадку на аэродроме Абу-Духур (провинция Идлиб). Погибло 30 человек.

Багдад, 2007 год. Грузовой Ан-26, арендованный Турцией у молдавской авиакомпании, потерпел катастрофу 9 января 2007 года. Самолет пытался зайти на посадку в условиях плохой видимости из-за тумана и разбился во время второй попытки. На борту находилось 35 человек, 32 из них погибли.

Архангельск, 2002 год. 21 февраля Ан-26 потерпел крушение при заходе на посадку в районе аэродрома Лахта в Архангельской области. 17 из 20 находящихся на борту человек погибли. Основной причиной катастрофы были названы метеоусловия: из-за плохой видимости и сильного бокового ветра самолет трижды заходил на посадку и последняя попытка стала роковой.

Техническая неисправность, плохая погода и ошибка экипажа. Это основные версии крушения пассажирского Ан-26 на Камчатке, на борту которого находились 28 человек. Самолет выполнял рейс из Петропавловска-Камчатского в Палану. Расстояние чуть больше, чем от Москвы до Петербурга. Палана находится практически на побережье — самолет заходит на посадку с моря и врезается в скалу.

Черное пятно — это место столкновения Ан-26 с землей. Он врезался в скалу, которую, судя по схеме захода на посадку аэропорта, должен был проходить на высоте 700-800 метров.

- А разворот как выполнять? — Близко к сопке. — Нормально.

Летчики прекрасно знают, что схема посадки здесь сложная. Еще в 2019 году Эдуард Устинович, летавший на Камчатке, в своем блоге на YouTube рассказывал и показывал при помощи авиасимулятора особенности аэропорта Палана.

Место крушения находится всего в трех километрах от Паланы — поселка городского типа, административного центра Корякского округа. На борту было 28 человек — шесть членов экипажа и 22 пассажира. В основном, местные жители. Вот фотография, которую сделал Иван Сивак перед взлетом. Летела этим же рейсом и глава администрации поселка Палана Ольга Мохирева.

Следствие рассматривает несколько версий крушения. Первая. Технические неисправности воздушного судна. Но никаких сигналов бедствия экипаж не подавал, а полуторачасовой полет из Петропаловска-Камчатского подходил к концу и самолет штатно приступил к снижению. Правда, Ан-26 находился в эксплуатации с 1982 года, то есть 39 лет.

Это само по себе при надлежащем техническом обслуживании ни о чем не говорит, но в конце августа истекал сертификат его летной годности.

Версия вторая. Неблагоприятные погодные условия. Сегодня утром была низкая облачность и порывистый ветер. Стандартные для этих мест, хотя и действительно, сложные метеоусловия.

И, наконец, третья версия — ошибка пилотирования. Представитель Камчатского авиационного предприятия, которому принадлежит пропавшее судно, заявил, что пилот Ан-26 летал в качестве командира около года.

Но недаром следствие заинтересовалось и компанией, которой принадлежал самолет. Дело в том, что при похожих обстоятельствах в 2012 году там же, под Паланой, разбился Ан-28. Тогда, по заключению Межгосударственного авиационного комитета, причиной катастрофы стало нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку, преждевременное снижение в плохих погодных условиях и столкновение со склоном горы.

К тому же, сейчас на месте крушения ночь. Поисковая операция, в том числе и с привлечением водолазов, будет продолжена уже завтра.

Читайте также: