Аварийная посадка на чкаловском

Обновлено: 07.07.2024

Слева как должно быть, а справа как было сделано.

Вообще, конечно, цветовой маркировки на самолет не напасешься, поэтому каждый провод промаркирована неким кодом и есть монтажная схема соединений. Если присмотреться, то тут желтый провод с маркировкой 1ЭЦ3 соединятся с проводом 1ЭЦ3, а вот провод 2ЭЦ3 (зеленый) соединяется 3ЭЦ3 (красным). Такой разный подход к соединениям рано или поздно обязательно дал бы сбой. Хорошо, что это случилось без пассажиров.

Хотя остаются некоторые сомнения уж не фейк ли это.

Кстати, если бы экипаж отключил питания рулевых агрегатов РА-56, что делается тумблером на щитке б/и то у них бы не было такой героической посадки. А сели бы спокойно, с некоторыми ограничениями правда, но без этой жуткой раскачки.

Кстати, на одном китайском Ту-154 техник перепутал разъемы по каналу крена и тангажа. Хотя там есть физическая защита от неправильного подключения, но желание сделать так как он считает правильным было сильнее. В итоге после взлета разложили битком набитый пассажирами полтинник. Ещё был похожий случай на испытаниях Ту-204, но профессионализм летчиков испытателей смог вовремя распознать отказ и посадить машину.


Интервью у экипажа самолета взял корреспондент "Комсомольской правды"

Командир корабля подполковник Юрий Родионов рассказывает о том коротком полете.

- Какова была цель полета?

- Самолет находился на консервации более 10 лет. Стоял на стоянке. Нам надо было перегнать его в Самару на авиаремонтный завод. Перед этим, как и положено, мы совершали облет в районе аэродрома. Чтобы определить работоспособность систем. Я много раз выполнял такие задачи.

- А какие работы были выполнены на машине до полета?

- Самолет находился в технико-эсплуатационной части (ТЭЧ), на нем выполнялись восстановительные работы. Все было сделано как положено, строго по инструкциям - идиотов среди нас нет, самоубийц тоже. И управление самолета проверялось, и все системы проверялись. Всё работало. После того как самолет мы забрали из ТЭЧ, на нем была выполнена контрольная пробежка по взлетно-посадочной полосе. То есть определили работоспособность систем управления самолета. А перед тем как взлететь, выполнялась, как и положено, проба двигателя. На полосе мы остановились и выполнили пробу двигателя - погоняли его еще раз. Машина-то долго стояла.

- Значит, вы садились в самолет в полной уверенности, что все нормально?

- Да. Если бы самолет был неисправен, то я бы никуда не полетел.

- Во сколько вы взлетели 29 апреля?

- Как происходил набор высоты?

- Взлет был штатный. Согласно руководству по летной эксплуатации у нас полетная масса позволяла выполнять взлет на номинальном режиме работы двигателя.

- Кроме экипажа, на борту еще кто-то был?

- И на какую высоту вы забирались?

- После того как был выполнен взлет, примерно на высоте 20 метров, сразу после отрыва, я дал команду на уборку шасси помощнику командира корабля, чтобы проверить работоспособность системы уборки и выпуска шасси. Но еще до того, как Халяпин собирался выполнить мою команду, появился резкий крен в правую сторону. Причем крен был достаточно большой.

- Как вы отреагировали на это?

- Я парировал этот крен. Поскольку самолет накренился вправо, я отклонением штурвала влево пытался привести машину в нейтральное, то есть нормальное, положение. И дал команду не убирать шасси.

БОЛТАНКА

- В тот момент хоть какая-то догадка, что с машиной, в голове мелькнула?

- Первая мысль - у нас произошел отказ в системе закрылок.

- Такое в вашей практике было?

- Не было. Но моя версия отпала сразу, потому что, когда самолет прошел через нейтральное положение, его начало кренить в другую сторону. А самолет продолжал набор высоты.

- Не было мысли сесть?

- А куда садиться? Аэродром уже позади, а впереди - город.

- А какой была скорость?

- Порядка 280 километров в час.

- И как развивалась ситуация?

- Я отклонением штурвала пытался самолет удержать в нормальном положении, чтобы машину не разбалтывало. Но уже было ясно, что ситуация на борту нештатная. Потому что закрылки в нормальном положении, а лайнер стало еще больше раскачивать.

- Почему же шасси не убирали?

- Потому что было принято решение о посадке с обратным стартом. Штурман мне дал рекомендацию: предлагаю выполнить посадку с обратным курсом. Я согласился и дал команду на увеличение работы двигателей до взлетного режима, и начали дальнейший набор высоты. Скорость стала расти. Убрали закрылки с 28 до 15 градусов.

- Зачем это делалось?

- Решение было такое: отвернуть вправо на расчетный угол, набрать высоту 600 метров и левым доворотом развернуться на обратный посадочный курс и выполнить посадку. Но из-за того что крены были большие, больше 30 градусов, заваливались мы очень глубоко, это было очень опасно для этого самолета. Но мы думали о главном - посадить самолет. Развернуться на полосу.

- В похожую ситуацию вы когда-нибудь попадали?

- Нет. Это первый случай, И дай бог, чтобы последний. Помощник командира корабля, после того как было принято решение, что мы выполняем заход с обратным посадочным курсом, сразу вышел на связь с руководителем полета, доложил ему, что мы выполняем разворот и будем садиться.

- Что земля сказала?

- Выполняйте. Но из-за того что крены были большие, мы не смогли выполнить данную схему. Самолет стало разворачивать вправо. И плюс ко всему появились колебания по курсу и тангажу. То есть в трех плоскостях. Поэтому выполнить намеченный маневр мы не смогли. Нас земля постоянно контролировала. Руководитель полета постоянно видел, где находится самолет, давал свои рекомендации.

ТРЕТИЙ ЗАХОД

- Когда был самый опасный момент полета?

- Вы там часто бываете?

- Да, приходится бывать. После этого хоть и с трудом, но все же был выполнен разворот полностью. Мы увидели нашу родную полосу. За нее зацепились и пытались выполнить маневр, чтобы сесть. Но из-за того что поведение самолета было необычным, ненормальным, мы поняли, что выполнить посадку по той схеме, по которой собирались, не сможем. Не сможем попасть на полосу. Штурман мне говорит: командир, мы на полосу не попадаем, нам надо с другим стартом.

- Сколько длилась эта болтанка?

- Весь полет, если его можно назвать полетом, длился 13 минут. Экипаж действовал как единое целое. Каждый делал свое дело.

- И все же что случилось тогда с лайнером?

- Понять было сложно, да и времени на принятие решения было мало. За 13 минут полета было выполнено три захода на посадку. К тому же отказ был не сигнализированный - все системы показывали, что были в работе, не горело никаких лампочек, ничего не говорило об отказах, не было сигналов, что что-то не работает. Но болтало нас очень сильно.

- И все же вы наверняка пытались понять в те минуты, что стало главной причиной ЧП?

- Я лишь догадывался. Что-то с системой управления, но что конкретно… Тогда нельзя было понять. Я перекладывал штурвал из крайнего левого в крайнее правое положение, а педали оставались в нейтральном положении, нагрузок на них вообще никаких не было! Самолет не подчинялся командам. Если штурвал в обычном полете задержать в каком-то положении, то самолет так и будет под таким углом лететь. А тут приходилось самому подгадывать момент, чтобы самолет в нужном положении удерживать… Ну представьте: вот самолет пошел вправо, а штурвал отклонен влево. Я потом сообразил, что если я ему навстречу буду давать крен в другую сторону, то смогу его в этом положении удержать. Вот так и получалось удерживать.

ПОСАДКА

- Ну и как вам удалось посадить машину?

- Что такое срывные явления?

- За самолетом были бешеные вихри, поэтому с земли казалось, что какая-то жидкость, возможно, гидравлическая жидкость, сочится с самолета и дымит. Но бортинженер доложил, что системы работают нормально.

Кстати, на самолете Ту-154 основной вид полетов - это пилотирование по приборам. Но в той ситуации нас так болтало вправо-влево, что пилотировать по приборам было невозможно. Пилотирование было визуальным. То есть мы видели землю, видели горизонт, крен. Конечно, самолетом было трудно управлять. Мы набрали высоту вместо 600 метров - 900. После этого стали снижаться.

- Зачем вы увеличили высоту?

- Я не стремился ее набирать. Просто самолетом было трудно управлять, и за счет этого я перебрал лишних 300 метров.

- А что это за термин?

- Сегодня вам уже понятны причины ЧП?

- Причины вообще-то назовет комиссия, которая занималась расследованием случившегося. Пока же мы можем лишь предполагать, что произошел отказ в системе АБСУ (автоматической бортовой системе управления) самолетом.

- Это типичный отказ или нет?

- В Интернете уже появились распечатки якобы ваших переговоров с землей. Мат, паника, крики.

- Вы смотрели видео вашего сумасшедшего полета?

- Я смотрел все кадры. Даже те, которых нет в Интернете.

- И какое впечатление?

- Когда пересматривал видео полета, услышал фразу одного из наблюдавших: жаль, а парни-то все молодые… В успешный исход никто не верил.

- Когда ваша жена узнала о том, что случилось?

- Потом узнала. Каждый раз, когда куда-то улетаю, я звоню жене, говорю: я прилетел. И в тот день я позвонил жене и сказал, что все хорошо. Но в Самару сегодня, наверное, не полечу.


- В ходе проверки установлено, что причиной происшествия стало неправильное соединение бортовым инженером одного из элементов автоматической бортовой системы управления к бортовой системе питания самолета, - сообщила журналистам Светлана Устинова, помощник руководителя ведомства по связям с общественностью.

- Ужас, как болтает его! - Голос очевидца за кадром дрожал. - Еще и ветер, бл. ь, страшный!

Пилотам раз за разом удавалось выравнивать стотонную машину

Конкретно этот Ту-154Б-2, бортовой номер RA-85563 свой первый полет совершил в 1982 году, почти 30 лет назад. С первого февраля 1983-го - в составе военно-воздушных сил СССР, а потом и России. С 2005 года - находился на хранении на военном аэродроме Чкаловском.

Модификация Ту-154Б-1 с усовершенствованной автоматической бортовой системой управления (АБСУ-154-2). Модификация выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолета. К настоящему времени большинство Ту-154Б уже списаны, в эксплуатации остается 15 самолетов.

Очевидцы засняли болтанку на ТУ-154 в Подмосковье

В Подмосковье летчики чудом посадили аварийный Ту-154. Ринат НИЗАМОВ

Возрастная категория сайта 18 +

Comments

В Щелкове в прошлом году перед выборами была мощная волна протестов против полетов самолетов над городом. Я вообще не знаю как там люди живут - каждые пять минут самолеты летают низенько-низенько и грохот стоит постоянно.

Какие пять минут. Ерунда всё это. В Чкаловском полёты не регулярные. И взлёт происходит в сторону Монино, над Щёлковым - только заход на посадку. Шумно, да. Но взлёт куда шумнее.

Нет, Денис, я в прошлом году z там работал? видел. Через пять минут летали. А перед парадом 9 мая вообще постоянно истребители и штурмовики кружили. Мытищи, по сравнению с Щелково, - тихий уголок)))

Ну, так раз на раз не приходится. У меня маршрут полётов над домом проходит, я, как диспетчер, могу информацию о самолётах передавать :) Вот сегодня с утра два штука пролетело, с интервалом минут сорок :)

Поверь, я тебе совершенно точно говорю - в Чкаловской далеко не каждые пять минут каждый день летают :) Нечему там с такой регулярностью летать-то :)

Говорят, что самолет этот летел над домами(пос. Биокомбината) чуть ли не в 100м высоты, народ со страха уже начал в часть звонить. А самолеты не всегда через каждые 5 минут летают, иногда и вообще не летают, а иногда два раза в день.
А взлетают тоже когда как - я много раз видел, как они взлетали в сторону Щелково и пролетали аккурат над пл.Воронок.

У меня на даче, под Дедовском, самолеты прямо над головой летают практически, на посадку в Шереметьево идут - вот там да, каждые пять минут, вот там да))) Но и то все привыкли и на них внимания не обращают.

Я бы, наверно, тоже испугался. У нас позапрошлым летом во Фрязино такое было: самолёт со стороны Биокомбината чуть было не протаранил многоэтажки на противоположном конце города, я в это время на улице был, услышал визг движков на форсаже -именно визг, а не привычный гул - задрал голову, что бы посмотреть - а он практически прямо над лесом, над ЛЭП, высота метров сто, не больше, промчался.

Только у нас могут поднять в небо самолет не летавший продолжительное время, должным образом не проверив его

Да ладно, это в любой другой стране могло случится точно так же. И бить себя копытом в грудь, крича "А вот наши-то, наши. Посадили. " я бы тоже не стал :)

К сведению всех уродов от авиации. крены в отдельные моменты были до 81 градуса по мсрп.И угол атаки 21 градус.Скрытые перестановки рн 6 раз в минуту из крайнего левого в крйнее правое положение.Управление штурвалом на опережение.С полосы не выкатились но сбили 2 фонарика-мелочь.Самолет цел даже тормоза не спалили.Пусть сделает кто-то лучше,посмотрим. Кто пишет?! Тот кто был в кабине и пережил этот полет! Алросса отдыхает.

Читайте также: