Аварийная посадка военного самолета

Обновлено: 07.07.2024


В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ генерал-лейтенанта Карима Масимова подготовлены к изданию книги "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница". Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников, которые внесли достойный вклад в дело обеспечения национальной безопасности и охраны рубежей нашего государства.

Tengrinews.kz публикует отрывки из книг. Это история о майоре Алимжане Матмусаеве.

Экстрим тринадцатой минуты

Круто задрав нос, самолет стремительно поднимался ввысь.

Вдруг на тринадцатой минуте полета, когда стальная машина взлетела выше облаков, на высоте 4000 метров техник корабля капитан Есенгали Батрашев доложил, что загорелось табло. Тут же приборы известили об отказе правого двигателя.

В тот день военнослужащие спецподразделения группы "А", выполнив свою задачу в полном объеме, на военно-транспортном самолете "Ан-74Т-200А" возвращались к месту постоянной дислокации.

Врезаясь в синь неба, воздушное судно набирало высоту. За штурвалом корабля – опытный летчик первого класса майор Алимжан Матмусаев.

За стеклом иллюминатора наблюдалась живописная картина земли с высоты птичьего полета: сначала утопающий в зелени город Усть-Каменогорск, а позже холмы, маленькие речки, вдоль и поперек исполосовавшие местный ландшафт.


Майор Матмусаев с серьезным и строгим лицом пилотировал точно и аккуратно, руки его крепко сжимали штурвал.

Убедившись, что все параметры в норме, летчик включил автопилот. Казалось, что теперь можно немного расслабиться.

Бесспорно, вся ответственность за любой полет лежит на командире корабля, но безопасность зависит в том числе и от слаженных действий членов экипажа.

Вот и сейчас помощник командира корабля капитан Асхат Огузбаев, сконцентрировавшись на карте и пилотажно-навигационных приборах, подсказывает командиру курс следования, скорость и высоту.

Бортовой техник капитан Есенгали Батрашев, пристально следит за параметрами двигателя, контроля силовой установки и ряда систем. Его внимательность и наработанное с годами чутье тоже являются залогом безопасности.

Шла тринадцатая минута полета.

Вдруг параметры самолета зашкалили.

Приборы известили о растущей температуре масла и подшипника.

И тут же произошел отказ одного из двигателей.

Члены экипажа с тревогой взглянули на своего командира.

– Не паниковать! – спокойным твердым голосом сказал майор Матмусаев. – Работаем по инструкции. Возвращаемся на аэродром взлета и идем на аварийную посадку.

Уверенными движениями переключив режим автопилота на ручной, Алимжан Рустамович взял управление кораблем в свои руки и перешел в горизонтальный полет.

Командир корабля уменьшил режим работы двигателя и сразу заметил, что давление масла моментально упало до нулевой отметки.

Он незамедлительно дал команду на выключение правого двигателя, иначе от горячего воздуха, который из-за неполадки начал поступать в подкапотное пространство, могло произойти возгорание (позже, при вскрытии двигателя, обнаружилась устарелость одного из металлов, а из-за горячего воздуха вся поверхность внутреннего пространства была расплавленной и в черной копоти. То есть до пожара оставались считаные секунды).

Не отрывая взгляда от лобового стекла или так называемого авиационного фонаря, командир одной рукой прикрыл пожарный кран левого двигателя, дабы техник в волнении случайно не перепутал приборы и не отключил исправный двигатель.

Предосторожности майора Матмусаева были напрасными. Экипаж действовал без суеты, четко и уверенно.

Капитан Огузбаев связался с диспетчером и доложил о вынужденной экстренной посадке воздушного корабля.

Бортовой техник-инструктор майор Молдагулов предупредил старшего группы спецподразделения о сложившейся ситуации и возвращении на аэродром Усть-Каменогорска.

На все манипуляции у летного экипажа ушло несколько секунд. Между тем из-за отказа двигателя возникла несимметричная тяга, то есть крен самолета.

Майор Матмусаев, парируя возникающее стремление воздушного судна к крену, удерживал штурвал, одновременно отклоняя педаль в сторону, противоположную отказавшему двигателю.

И на высоте в 5500 метров развернув многотонную стальную машину, занял обратный курс.

На борту корабля воцарилась мертвая тишина. Для пассажиров "Ан-74Т-200А" начались тягостные минуты ожидания и тревоги.

Но надо отдать должное: на серьезных суровых лицах спецназовцев не дрогнул ни один мускул. Конечно, это неудивительно, ведь этим парням по долгу службы не раз приходилось бывать в экстремальных ситуациях. А члены экипажа в эту тринадцатую минуту мыслями были в цепкой власти полета.

Ни один из них не совершил суетливых, лишних движений, не показал обеспокоенности и зародившегося страха, который невольно возникает у человека в такой нестандартной обстановке. Просто каждый из них еще больше сосредоточился на своих обязанностях. Обменивались лишь взглядами и продолжали вести стальную машину.

Все как обычно. Но именно эта простота и зовется мастерством летного экипажа.

Через долгие напряженные крайние пять минут сложного полета впереди показались знакомые очертания посадочной площадки. Летчик сделал разворот и зашел на посадку. Самолет качнулся и, вырулив на осевую линию, заскользил по бетонной полосе.

Стоило его колесам коснуться земной тверди, как на борту корабля раздались благодарные аплодис­менты.

Аварийная посадка воздушного судна, несмотря на то, что из-за горных хребтов вблизи аэропорта не было возможности для разворота на встречный ветер и пришлось приземляться с попутным, что не сулило удачного приземления, закончилась благополучно.

Необходимо отметить и то, что посадка производилась с максимальной посадочной массой, вследствие чего командиру корабля на предпосадочной полосе приходилось выдерживать максимальный режим.

Но летчик отлично справился со своей работой.

Четкость и профессионализм капитана корабля и всего экипажа обеспечили самое главное – жизнь и здоровье более 20 пассажиров самолета.

Легко сойдя по стремянке вниз, экипаж с ликующим сердцем сделал первые шаги по земле Усть-Каменогорского аэродрома.

А по возвращении в родную часть никто из них и словом не обмолвился о пережитых сложностях в небе.

Для каждого это обычный полет. Обычная, но горячо любимая работа.

Наверное, летчики правы, считая свою работу обыденной. Авиаторам виднее. Но от этого не становится меньшим подвиг экипажа, спасшего жизни пассажиров и сохранившего дорогостоящую технику.

Руководство пограничного ведомства по достоинству оценило действия экипажа.

За проявленный высокий профессионализм при нестандартной ситуации команда воздушного судна "Ан-74Т-200А" была награждена почетными грамотами от имени заместителя председателя КНБ – директора Пограничной службы.

Командир корабля майор Матмусаев за отвагу и самоотверженность награжден орденом "Айбын" ІІ степени.

Аварийная посадка произошла в четверг в аэропорте Кольцово: у самолета военно-транспортной авиации Ан-12 не вышло шасси, и он проскользил по взлетно-посадочной полосе на брюхе. Судно летело в Екатеринбург из Челябинской области, на борту по разным данным находилось от 17 до 20 человек.

При посадке Ан-12, к счастью, пожара не было. Помощь спасателей со стороны не потребовалась. Фото: Городской портал Е1

При посадке Ан-12, к счастью, пожара не было. Помощь спасателей со стороны не потребовалась. Фото: Городской портал Е1

- Пострадавших среди экипажа и пассажиров нет. Причины происшествия установит специальная комиссия Центрального военного округа, - прокомментировали "РГ" в пресс-службе Центрального военного округа.

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Из-за нештатной ситуации аэропорт на время остановил работу. Борты, которые должны были приземлиться в Кольцово, отправляли в соседние города: Тюмень, Челябинск и Пермь.

В Сети появилась видеозапись ЧП. На ней видно, что после посадки из-под самолета летят искры. К счастью, пожара не было. Помощь спасателей со стороны не потребовалась.

- В Кольцово есть своя пожарная охрана, поэтому представители МЧС к ликвидации последствий происшествия не привлекались, - сообщили "РГ" в региональном управлении МЧС.

Впрочем, в благополучном исходе нештатной ситуации ничего удивительного нет, считает бывший пилот-инструктор ДОСААФ-РОСТО Валерий Глазырин.

- Ан-12 - прочный самолет, рассчитан на то, чтобы делать взлеты с грунта. У него верхнее расположение крыла, баки вверху в крыле, внизу шасси да пол. Он очень надежный: и технику с него бросают, и грузы возят, - пояснил специалист.

У самолета военно-транспортной авиации Ан-12 не вышло шасси, и он проскользил по взлетно-посадочной полосе на брюхе

Генерал-лейтенант запаса, экс-командующий 14-й армией ВВС и ПВО Центрального военного округа Виктор Севостьянов назвал действия пилотов ювелирными: "Летчики, конечно же, молодцы. Это тяжелая задача, чтобы не произошло возгорания. Положение на брюхе - оно очень неудобное, самолет может заскользить, пожар произойти, его может развернуть. Это ювелирное пилотирование, - сказал Севостьянов.

Екатеринбургская гавань является аэропортом совместного базирования: взлеты и посадки как гражданских бортов, так и военных осуществляются в одном месте.

Фото: iStock

Интересно, что буквально неделю назад в Кольцово проходили учения, по сценарию которых самолет не смог выпустить шасси и был вынужден приземлиться на брюхо. Согласно легенде, пострадавших не было, но авиалайнер самостоятельно покинуть взлетно-посадочную полосу не мог - его краном погрузили на трал и перекатили в ангар. Точно по отработанному сценарию действовали и сейчас: к самолету подогнали кран, подняли судно, поставили его на шасси и увезли с полосы - на это ушло несколько часов. Аэропорт возобновил работу.

Военно-транспортный самолет Ан-12 разработали в 50-х годах прошлого века. Судно активно применяли в военных целях для перевозки техники и личного состава, для работы в условиях чрезвычайных ситуаций. Ан-12 был первым самолетом в военно-транспортной авиации, который позволял массово десантировать как парашютистов, так и боевую технику ВДВ. Самолеты называют выдающимися - за технические характеристики и надежность. Судя по всему, это действительно так. Если верить данным из открытых источников, лайнеру, который переполошил вчера Екатеринбург, уже 51 год, но, несмотря на возраст, он находится в хорошей форме, раз выдержал жесткую посадку на брюхо.


14 янв, 6:23 Происшествия Эфирная новость 2 060

В сети появились кадры, на которых видно, как пилот пытается спасти самолет от крушения.

И сначала невероятные кадры, которые еще раз подтверждают, что военными самолетам управляют люди со стальными нервами.

Пилот истребителя, рискуя жизнью смог посадить неисправную машину. На видео, предположительно российский самолет Су-35С. Видно, что он летит с сильным креном и может рухнуть в любую секунду. Но вместо того, чтобы катапультироваться, пилот до последнего пытается спасти машину и идет на небывалый риск, чтобы погасить скорость — открывает тормозные парашюты еще в воздухе.

По предварительным оценкам, у самолета могла отказать система дистанционного управления. Известно, что Су-35 является одним из основных истребителей России. Но он стоит на вооружении не только нашей страны.

Крушение L-410 под Иркутском: врачи рассказали о пострадавших в катастрофе

Самолет совершил аварийную посадку из-за попавшей на борт змеи

Змею обнаружили пассажиры. Она свободно передвигалась по лайнеру, наводя панику на людей.

После того, как самолет приземлился, а пассажиров эвакуировали, на борт поднялись специалисты, приступившие к поискам змеи. Как сообщили в авиакомпании, в результате инцидента никто не пострадал.

"Это очень редкая ситуация, которая время от времени может происходить на любом самолете. Безопасность и благополучие наших гостей и экипажа - наш главный приоритет", - говорится в заявлении.

Читайте также: