Авиакатастрофы при взлете и посадке

Обновлено: 05.10.2024

1) при взлете-посадке, в самолете происходит больше всего событий: все устройства и агрегаты работают и меняют режимы своей работы (если что-то собиралось сломаться, то скорее всего оно это сделает сейчас).
2) при взлете-посадке наименьшая скорость (самолет не устойчив) и маленькая высота (нет звпаса времени на исправление любого, даже маленького косяка в работе самолета).
3) при взлете-посадке экипаж занят обязательной работой, которую невозможно отложить на "потом", поэтому его возможности отвлечься на внештатную ситуацию ограничены.
4) и еще куча всяких нюансов. :)

Самые напряженные и тяжелые циклы полета - это взлет и посадка, где экипаж сам принимает решения за те или иные ситуации, можно попробовать даже пойти наперекор инструкциям авиадиспетчера. Так же, наземные службы могут "накосячить" и нарушить нормальное течение взлета и посадки. Тут на все 100% человеческий фактор играет роль.

на высоте воздух разрежен. поэтому вес самолета ниже чем на земле. при взлете сильные нагрузки чтобы оторвать такую массу от земли. при посадке-удержать форсажем от стремительного падения.

Взлёт и посадка - наиболее сложные этапы полёта. Режим полёта - неустановившийся, экипаж выполняет много различных операций, нет запаса высоты и скорости (а значит - и времени) для выполнения необходимых действий в случае технической неисправности или для исправления ошибки пилотирования.

Статистика утверждает, что люди гораздо чаще гибнут от пищевых отравлений, чем в авиакатастрофах. Но они, тем не менее, время от времени всё же случаются - приблизительно один раз на каждые 2.5 миллиона рейсов. И практически половина этих трагедий происходит во время очень короткого этапа полёта. Хотите знать, когда следует нервничать больше всего? Во время взлёта и посадки.

Почему самыми опасными стадиями полёта являются взлёт и посадка

Компания "Боинг" с давних пор собирает данные относительно того, в какой именно момент полёта разбиваются пассажирские самолеты. Эксперты этого производителя делят среднестатистический полуторачасовой рейс на восемь этапов. Но мы сосредоточимся всего на пяти - взлёте, наборе высоты, крейсерском полёте, заходе на посадку и непосредственно посадке. Первые два этапа по времени занимают всего около 2%, но на их долю приходится 14% авиакатастроф. Может показаться, что это не так уж и много, но ровно до тех пор, пока мы не ознакомимся со статистикой крейсерской фазы. Она длится более половины полуторачасового перелёта, но в это время случается лишь около 11% происшествий со смертельным исходом. Заход на посадку и посадка занимают 4%, и это самые опасные этапы - 49% трагедий случаются именно в этот мимолётный промежуток.

С чем это связано? Дело в том, что при взлете и посадке самолет находится низко и движется не очень быстро. В случае возникновения каких-либо проблем у лётчиков почти нет времени, чтобы как-то отреагировать. На высоте 10 километров, во время крейсерского полёта, можно сориентироваться, предпринять те или иные действия, запросить совета у экспертов, находящихся на земле. Даже если из строя выйдут все двигатели, самолет в большинстве случаев не спикирует носом вниз. Он будет лететь как планер, теряя километр высоты на десять преодолённых в горизонтальном направлении. Это значит, что у пилотов есть около восьми минут, чтобы найти место для посадки.

В непосредственной близости от земли такой роскоши у экипажа нет. Взлёт обычного пассажирского самолета длится всего 30-35 секунд. Если откажет двигатель или заклинит шасси, у пилота практически не будет времени, чтобы прервать разгон. Эта экстренная процедура возможна лишь до набора определенной скорости - в противном случае самолёт выкатится за пределы взлетно-посадочной полосы. И очень хорошо, если это будет ровное поле без единого строения. Хуже, если ВВП заканчивается обрывом, как, например, в аэропорту Теллурайд в американском штате Колорадо.

Аэропорт Теллурайд

Аэропорт Теллурайд

Приблизительно те же самые сложности характерны и для аварийной посадки. Только она ещё более опасна. Потому что самолет легче заставить влететь, чем остановить его. Когда он опускается, те же порывы ветра воздействуют на него многократно чувствительнее, чем при подъёме. Не стоит также забывать, что к аварии во время посадки приводят и проблемы, возникшие на более ранних этапах. Это дополнительно портит статистику.

Приведённая здесь информация может испугать вас, заставить думать, что полёты на самолётах - это в высшей степени рискованная затея. Но статистика свидетельствует и о том, что авиация - это самый безопасный вид пассажирского транспорта. И даже если какая-то авария произойдёт уже во время следующего полёта, ваши шансы выжить составляют 95.7%. Что, согласитесь, не так уж и мало.

Все знают, что самый большой процент авиакатастроф происходит при взлете и посадке. "Рамблер" выяснил, какой именно этап представляет наибольшую опасность.

Пилоты признаются, что самым опасным моментом в ходе работы все-таки считается взлет. Даже существует поговорка, которая гласит, что "взлет — опасен, полет — прекрасен, а посадка сложна". Дело в том, что на посадку в большей степени влияет техника и знания пилота, а момент взлета могут омрачить множество факторов, которые бывает трудно предсказать.

Когда самолет выруливает на взлетно-посадочную полосу и начинает разбег, его двигатели работают в усиленном режиме, скорость быстро нарастает. В какой-то ммоент самолет набирает критическую скорость и затормозить уже нельзя, даже если отказал двигатель или на борту начался пожар. В таком случае пилоту необходимо будет взлететь и только потом совершить экстренную посадку.

Другая опасность — неправильное положение центра тяжести лайнера. Согласно информации о загрузке самолета пассажирами и багажом пилот рассчитывает положение центра тяжести самолета, которая должна быть строго в определенном диапазоне. Центровка помогает настроить триммер руля высоты. Это устройство помогает в воздухе снять нагрузку от штурвала на руки пилота.

Если объяснять простыми словами, то самолет не может лететь с задранным носом или хвостом. Пилоту необходимо отрегулировать положение самолета в воздухе, иначе лайнер рискует потерять скорость и упасть. Поэтому от того, насколько верно всё настроено, зависит успешность взлёта и дальнейшего полёта.

Еще одну опасность представляют внешние факторы. Это может быть ветер или птицы. Ветер может в прямом смысле сдуть лайнер с полосы, а птицы, которые иногда залетают в двигатель, зачастую приводят к пожару. Таким образом, подъем лайнера от земли можно считать наиболее опасным этапом полета.

Самолет позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Ежегодно во всем мире им пользуются более сотни млн. человек. Надежность и безопасность авиации улучшается постоянно. Внедряются современные защиты при аварии на воздушном транспорте, включающие системы досмотра пассажиров и багажа в аэропортах, осмотр судна перед вылетом, тесное взаимодействие с метеослужбами, наличие и соблюдение четкого регламента при управлении самолетом.

Несмотря на то, что обеспечению безопасности полета в авиации уделяется первоочередное значение, аварии различной степени тяжести продолжают происходить. Что может вызвать авиационную катастрофу, есть ли шанс выжить в ней и какие действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте будут способствовать этому, рассмотрим в данной статье.

Причины происшествий и их виды

В зависимости то того насколько серьезно пострадало воздушное судно и есть ли человеческие жертвы выделяются аварии, поломки самолета и катастрофы.

Наиболее незначительным по последствиям происшествием считается поломка. Как правило, повреждения самолета незначительные и подлежит ремонту, а здоровью членам экипажа и пассажирам не нанесено никакого вреда. Аварией называется происшествие, в котором нет гибели людей, но достаточно сильно пострадало судно и оно не подлежит восстановлению.

Самые значительные разрушительные последствия имеет авиакатастрофа. Обязательным признаком является гибель пассажиров, а также членов экипажа. Учитывается также смерть людей, наступившая в результате полученных травм в течение месяца после катастрофы. Разрушение судна часто сопровождается возгоранием, декомпенсацией и взрывом.

Чрезвычайные ситуации в воздухе имеют ряд отягчающих особенностей по сравнению с другими транспортными происшествиями. Это передвижение самолета на значительной высоте, высокая скорость полета, нахождение большого скопления людей в закрытом пространстве, отсутствие возможности эффективного оказания помощи другими службами в момент крушения, быстротечность развития происшествия. Именно ими объясняется такие разрушительные последствия авиакатастроф.

Группы причин аварий

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:

  • Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
  • Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
  • Плохие погодные условия (туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха) : захват судна, взрыв, саботаж.

По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.

Что делать при пожаре в салоне самолета

Действия при пожаре в самолете

Действия при пожаре в самолете

Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.

Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.


В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.

Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной взрывной волны и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.

Как не пострадать при жесткой посадке

Действия пассажиров в случае аварии при взлете или посадке самолета

Действия пассажиров в случае аварии при взлете или посадке самолета

Примите наиболее безопасную позу: наклонитесь вперед, опуская голову как можно ниже, руками обхватите ноги или обопритесь ими об спинку соседнего кресла для опоры. Ноги чуть выпрямите вперед, но не засовывайте их под впереди стоящее кресло. В момент посадки напрягите все мышцы и постарайтесь не вылететь из кресла. Вставать со своего места и покидать салон можно только после соответствующего указания бортпроводника или другого члена экипажа.

Не пренебрегайте правилом подгона ремня безопасности по вашему телосложению перед взлетом и посадкой. Он должен быть закреплен в районе бедер. При посадке осмотритесь. Над вами не должно быть тяжелого или крупного багажа.

Если эвакуация происходит при помощи надувного трапа, то подойдя к люку нужно прыгать на него и скатываться. Многие из-за страха останавливаются, садятся и только потом съезжают, так очень сильно замедляется спасение людей.

Что делать при декомпрессии в салоне

Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.

Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.

Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.

Правила поведения на воздушном транспорте

Правила поведения на воздушном транспорте

Что делать при вынужденной посадке на воду

Что делать при аварийной посаде на воду

Что делать при аварийной посаде на воду

Аварии с приземлением на водную поверхность случаются очень редко, так как совершить плавную посадку без дополнительных разрушений способны далеко не все пилоты. Даже без повреждений самолет на плаву способен находиться не более 40 минут.

В этом случае эвакуироваться из тонущего воздушного транспорта нужно быстро.

Правила спасения при посадке самолета на воду предусматривают следующие действия:

  • Выполнять указания экипажа
  • Надеть на себя теплую одежду или взять с собой
  • Воспользуйтесь спасательным жилетом.
  • Одевайте его, карманами вперед.
  • Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.
  • Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.
  • Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранить тепло.

Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному пользованию жилетом.

Как себя вести в зоне турбулентности

Часто во время полета лайнер может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не вставайте с места – это может привести к травмированию.

И самое главное, пилоты в случае возникновения внештатной ситуации до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем только ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.

Читайте также: