Бережливые технологии в детском саду светофор

Обновлено: 03.07.2024

«От того, чему и как мы учим сегодня,

в значительной степени зависит,

Путин В.В., президент РФ

Знакомство с бережливыми технологиями, формирование навыков и умений применения их в жизни – важный аспект в подготовке подрастающего поколения

Методы и инструменты бережливого производства с успехом можно применять не только на производстве, но и в дошкольной организации.

Экономия времени и минимизация потерь – таковы принципы бережливого производства, внедряемого в детский сад. Система принципов бережливости распространяется и на ликвидацию потерь в материальном отношении. Так, например, рациональное использование бумаги, бережное хранение игрушек исключает излишние траты и экономит финансы.

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, потребность в воспитании личности, ориентированной на минимизацию потерь и экономию времени, с другой стороны - недостаточная разработанность процесса формирования бережливого мышления в условиях учреждений дошкольного образования.

В связи с этим появилась необходимость разработки системы работы по формированию бережливого мышления у дошкольников посредством принципов бережливого производства.

Изменения в современном мире приводят к ускорению ритма жизни. Поэтому в образовательную деятельность необходимо включать игровую и познавательную деятельность по формированию бережливого отношения к окружающему миру, ресурсам и времени.

Бережливое мышление – это не просто навык, а изменение сознания. Бережливость – моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Уже с дошкольного возраста можно формировать такие понятия, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость. Знакомство с бережливыми технологиями, формирование навыков и умений применения их в жизни – важный аспект в подготовке подрастающего поколения.

Сортировка подразумевает четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;

соблюдение порядка – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;

систематическая уборка – содержание рабочего места в чистоте и опрятности;

стандартизация – поддержание порядка;

совершенствование – воспитание привычки точного выполнения установленных правил и процедур.

Работа осуществляется по трём основным направлениям:

  1. Образовательная и игровая деятельность с детьми.
  2. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.
  3. Взаимодействие с родителями.
  1. 1.Образовательная и игровая деятельность с детьми.

Ознакомление дошкольников с элементарными принципами бережливого производства и формирование бережливого отношения к предметам рукотворного мира (книгам, игрушкам, одежде) происходит через реализацию проектов в определенной последовательности:

Таким образом, в ходе реализации различных культурных практик - чтение художественной литературы, непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность и др., дети учатся находить потери, знакомятся с инструментами бережливого производства. Например, после прочтения взрослым ряда художественных произведений, дети учатся находить потери, с которыми столкнулись герои. Предлагают свои пути борьбы с ними. Для поощрения успехов детей, воспитателями введён такой игровой приём, как смайлики Берегуша и Растеряша, служащий дополнительной мотивацией исполнения правил и заданий.

  1. 2.Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитание у детей с ранних лет положительных привычек невозможно без создания развивающей среды, элементы которой привлекают ребенка, дают почву для размышлений, вызывают интерес. При организации работы в группе детей, применение бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной.

Основным методом работы является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Максимальная визуализация всех процессов помогает детям самостоятельно совершать определенные алгоритмы действий. Применяя принцип визуализации, ребенок наглядно видит, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Педагог не отвлекается на объяснение этой последовательности и может использовать сэкономленное время на беседы, игры, чтение или другие дополнительные занятия с детьми.

Для каждого вида творческой деятельности в группе есть памятки. Игрушкам, играм и книжкам отведены свои промаркированные картинками ящики и полочки. Так, в центре творчества цветовая маркировка указывает, где должны стоять емкости с карандашами. Если один из маркеров не занят, значит, кто-то не поставил емкость с карандашами на место.

Маркировка контейнеров для конструктора ЛЕГО позволила превратить процесс сбора деталей конструктора в увлекательное для ребят соревнование на скорость, внимание и умение классифицировать, а также оптимизировать время педагога для подготовки материала к занятиям. Убирая конструктор, благодаря маркировке, дети знают, в какой контейнер положить крупные детали, в какой мелкие, а в какой – дополнительное игровое оборудование.

Не остался без внимания и такой важный режимный момент, как прием пищи. Убирая за собой посуду, дети знают, что на красный круг они поставят глубокие тарелки, на зеленый – мелкие, за синюю полоску - кружки.

Безопасность остается приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности в дошкольном учреждении. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, применяется визуализация. Для обозначения возможной опасности используем красный цвет. Он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, наносятся маркёры красного цвета.

Соблюдая принципы визуализации, дети меньше времени тратят на наведение порядка, ведь они сами знают, куда и что положить. Благодаря организации хранения у каждой вещи есть своё обозначенное место и процесс систематической уборки проходит быстрее и интересней. У детей самих возникает желание разложить всё по полочкам.

Таким образом, основным инструментом работы в данном направлении является визуализация (алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры). Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов. При обучении воспитанников использованию маркеров в групповом пространстве, детям не предлагается готовая информация о том, для чего предназначен тот или иной маркер. Сами ребята выстраивают предположения о его назначении. Таким образом, решаются задачи активизации мышления дошкольников, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.

Результативность деятельности.

Критерий

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Не владеют понятиями

Проявляют бережливость в деятельности

Проявляют во всех видах деятельности, вербализируют это.

Бережливость проявляется ситуативно, после напоминания педагога

Не проявляют бережливость и экономию в деятельности

Проявление бережливости и разумной экономии и в повседневной деятельности

В группе детей на 41% стало больше дошкольников, которые проявляют такие качества как бережливость, экономия в повседневной деятельности.

В целом, проделанная работа позволила добиться следующих результатов:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Консультация для педагогов

Бережливые технологии в ДОУ

Глеб Никитин: «В каждом новом учреждении,

Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Суть проекта - внедрение принципов БП в деятельность детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества предоставляемых услуг. Цель проекта – вырастить поколение людей, приученных жить эффективно. применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников.

Цель: повышения эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях.

В процессе внедрения принципов бережливого производства планируется по-новому организовать рабочее пространство кабинетов, групп, рекреационных зон, разработать инструкции по работе с электронными ресурсами для воспитателей, родителей.

В детском саду должны выработать алгоритмы, которые позволят оптимизировать процессы в детском саду. Например, уборку игрушек, системы рационализации, которые будут внедряться и в других дошкольных учреждениях. В детском саду будут используются указатели направления движения, цветовые кодировки, проводиться стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников.

Актуальность

Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДОУ.

Большинство представителей современных дошколят:

- проявляют индивидуальность и уникальность;

- охотно овладевают современными навыками и умениями.

С учетом анализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их родителей, возможностей педагогического коллектива в образовательный и воспитательный процесс, включена игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников и взрослых ДОУ.

В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий:
- применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников (в детском саду появятся разметки, указатели, надписи на шкафах и т.д.);

- разместить цветовые кадировки на траекторию открывания дверей в коридоре;

- вывесить указатели на входные двери ДОУ, групп; указатели местонахождения того или иного объекта в ДОУ (например, кабинет педагога-психолога или музыкальный зал);
- обеспечить наличие визуализированных инструкций и разметки;

- повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий;

- стандартизация ежедневных операций;

- организовать и оптимизировать рабочее пространство через визуализацию.

- организация электронного пространства персонала.


Целевое состояние

Ожидаемые результаты:

- формирование в ребенке организацию личности для применения культуры бережливого мышления в жизни;

- минимизирование потерь (времени, финансов, материалов, усилий);

- повышение качества (образовательных услуг, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, личного поведения) и др.;

- создание эффективной системы взаимодействия педагогических работников детского сада с семьями воспитанников.

Все разработанные мероприятия улучшат качество оказываемых услуг.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. "Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних; "соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; "содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; "стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и "совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации. Обращайте внимание на следующее:

1. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная; назначение и правила применения.
Непосредственная опасность – красный цвет.
Возможная опасность – желтый цвет.
Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет.
Указание – синий цвет.
Неподвижный объект.
Подвижный объект.
Направление движения.

Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, можно нанести маркёры красного цвета.

Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.

Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных и школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.

Мы в ответе за наших детей! Только мы! Не государство, не общество, хоть они и оказывают на них влияние! Только мы! Давайте каждый из нас будет достойным примером для своего ребенка, вырастит его здоровым и адекватным человеком. Все в наших руках!

Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Суть проекта - внедрение принципов БП в деятельность детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества предоставляемых услуг. Цель проекта – вырастить поколение людей, приученных жить эффективно. применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников.

Цель: повышения эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях.

В процессе внедрения принципов бережливого производства планируется по-новому организовать рабочее пространство кабинетов, групп, рекреационных зон, разработать инструкции по работе с электронными ресурсами для воспитателей, родителей.

В детском саду должны выработать алгоритмы, которые позволят оптимизировать процессы в детском саду. Например, уборку игрушек, системы рационализации, которые будут внедряться и в других дошкольных учреждениях. В детском саду будут используются указатели направления движения, цветовые кодировки, проводиться стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации. Обращайте внимание на следующее:

1. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная; назначение и правила применения.
Непосредственная опасность – красный цвет.
Возможная опасность – желтый цвет.
Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет.
Указание – синий цвет.
Неподвижный объект.
Подвижный объект.
Направление движения.

Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, можно нанести маркёры красного цвета.

Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных и школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.

Мы в ответе за наших детей! Только мы! Не государство, не общество, хоть они и оказывают на них влияние! Только мы! Давайте каждый из нас будет достойным примером для своего ребенка, вырастит его здоровым и адекватным человеком. Все в наших руках!

Технологию 5 S в мире называют мягкой технологией перехода в бережливое производство. Сегодня 5S – это визитка успешной компании. Инструменты технологии не рассчитаны только на управление промышленным производством.

Сама идея предполагает качественное изменение мышления работника, если хотите появление производственной философии.

И поэтому руководители современных компаний, независимо от сферы производства адаптируют ее под условия, которые имеют.

Проект реализуется в промышленности, здравоохранении, образовании, социальной защите, государственном управлении и сельском хозяйстве.

Объективности ради, нужно отметить, что сама идея концепции не новая. Идеи управления производственными процессами были предложены еще в конце19 века в Америке, а в России в 1911году ученым Богдановым были описаны принципы научного менеджмента и на их основе в Советском союзе была внедрена система НОТ (научная организация труда).

Время не стоит на месте, условия труда, образ мышления и отношение к производственному процессу менялись и уже более усовершенствованная комплексная методика организации рабочего пространства была

предложена и внедрилась на заводе Toyota Motor японским инженером Тайити Оно.

Популярность японской системы объясняется простотой её принципов и отсутствием значительных затрат.

- СЭИРИ : Сортировка

- СЭИТОН : Соблюдение порядка

- СЭИСО : Содержание в чистоте

- СЭИКЭЦУ : Стандартизация

- СИЦУКЭ : Совершенствование

Перед каждым работником ставится одна задача – максимально оптимизировать свою часть деятельности, которая является составляющей общего трудового процесса:

1. Отсортировать ежедневные предметы по степени их небходимости

2. Рационально разместить объекты в рабочей зоне, обеспечив безопасный и удобный доступ и понятное хранение

3.Содержать в чистоте и исправности помещения и оборудование

4. Обозначить местоположение объектов и опасные зоны.

5. Разработать краткие инструкции и памятки, предостережения и важные указания.

6. Своевременно анализировать позитивные изменения. Своевременно вносить изменения, контролировать и поддерживать достигнутые показатели.

Согласитесь, данные принципы уместны и даже необходимы в любом производстве. А вот то, насколько они будут модернизированы, зависит от специфики конкретного производства.

Обсудив инновационную технологию и оценив ее достоинства, коллектив принял для себя решение – многие инструменты этой технологии нам необходимы. Было решено задействовать в процессе оптимизации все субъекты образовательного процесса ДОУ.

Мы создали пять субъекториентированных проектных групп, задачами которых стало проведения анализа процессов и выявление проблем с ними связанных. Каждая группа выбрала для себя стимулирующий девиз.

Любая инновационная деятельность сопровождается регламентом, созданием нормативно-правовой и распорядительной документацией, ведением мониторинга и анализа. Сегодня, во многих регионах России при муниципалитетах и институтах развития образования уже созданы команды, которые помогут желающим организациям реализовать БТ и грамотно оформить этот процесс. В этом вопросе огромную поддержку нашему детскому саду оказали специалисты Департамента образования города Дзержинска и фабрика бережливых технологий Нижегородского института развития образования, которые обеспечили грамотное методическое руководство внедрения технологии 5 S. На последних слайдах презентации вы увидите пособие, которым мы руководствовались.

Направления и задачи, обозначенные на экране – ориентир для любого образовательного учреждения.

Нас в свою очередь заинтересовали оптимизационные ресурсы технологии 5S и мы решили применить эту технологию у себя.

В 2020 году команда ДОО стала участником областного конкурса лучших практик внедрения бережливых технологий в образовательных организациях Нижегогодской области и лауреатом I степени муниципального этапа вышеназванного конкурса.



Работа в данном направлении продолжается и этом разделе мы будем публиковать идеи наших коллег, успешно реализующих "бережливые технологии"в ДОО.

Презентация применения "Бережливых идей" , Педагог-психолог Галактионова Елена Александровна

Читайте также: