Березы и клены сбросили свои узоры и тихо засыпают

Обновлено: 05.10.2024

2. Этап выявления и формулирования проблемы исследования, прояснения неясных вопросов.

— Однородные члены предложения (слайд 2)

-Найдите неверное утверждение среди перечисленных характеристик:

Тест 1. Однородные члены предложения

1) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову

2) могут быть распространенными

3) в предложении может быть не один ряд однородных членов

4) всегда выражаются одной частью речи

Тест 2. Однородные члены предложения (слайд 3)

— Найдите неверные утверждения или утверждения, в правоте которых вы сомневаетесь

1) соединяются между собой сочинительными союзами

2) между однородными членами перед повторяющимися союзами ставится запятая

3) запятая ставится перед второй частью двойных союзов

4) союзы, соединяющие однородные члены, делятся по значению на 3 группы: соединительные, разделительные, подчинительные

5) запятая перед союзом да — союзом и не ставится

6) во фразеологическом обороте между однородными членами ставится запятая

— Какие вопросы вызвали затруднения? Какие задачи стоят на уроке?

— Как бы вы определили тему урока? (слайд 4)

— Какова, на ваш взгляд, цель урока? ( слайд 5)

  1. Этап сбора данных, наблюдений и доказательств, анализа.
    1. I. Чтобы ответить на вопрос: на какие группы делятся сочинительные союзы, необходимо заполнить таблицу. Рассмотрете таблицу на стр.117-118 учебника и выполните задания: (работа в группах)

    1 группа –

    1. Назвать соединительные союзы, рассказать об их позиции в предложении.

    2. Расставить знаки препинания в предложениях, найти однородные члены, подчеркнуть их, выделить союзы (слайд 6,7)

    И, да, ни-ни, не только, но и

    1)Перелески да снега

    Окаймляет поле. (Т.Белозеров)

    И в строках она,

    3) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

    4) Не утрачу вовек интереса

    Ни к молчанью, ни к шуму реки…

    Теплый с поля, прохладный из леса –

    Овевают меня ветерки. (Т.Белозеров)

    2 группа

    А, но, да, однако, же, зато

    1. Назвать противительные союзы, рассказать об их позиции в предложении.

    2. Расставить знаки препинания в предложениях, найти однородные члены, подчеркнуть их, выделить союзы (слайд 8,9)

    1) Не то чтобы мой карандаш онемел,

    Но он не затем заточился, —

    Я писем писать никогда не умел,

    А ныне совсем разучился. (Л.Мартынов)

    2) Мал золотник, да дорог.

    3 группа

    Или, либо, или-или, либо-либо, то-то, не то — не то, то ли – то ли

    1. Назвать противительные союзы, рассказать об их позиции в предложении.

    2. Расставить знаки препинания в предложениях, найти однородные члены, подчеркнуть их, выделить союзы (слайд 10,11)

    1) Гармонь или домбра, жалейка ли, гусли –

    Любая мелодия радует нас.

    Казах, украинец, чуваш, белорус ли –

    Мы вместе приходим в любимый наш класс. (Т.Четверикова)

    2).. Дороги, дороги Руси,

    То хмурое небо, то ясная синь.

    И подвиг, и слава, и время тревог –

    Все начиналось с дорог. (Н.Старостин)

    Проверка: от каждой группы выходит обучающийся, рассказывает о союзах, постановке знаков препинания, читает тексты с выполненными заданиями.

    Вывод по таблице (делают обучающиеся):

    — Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные. Союзы могут быть одиночными, повторяющимися, двойными.

    -Запятая ставится перед противительным союзом, повторяющимся союзом или перед второй частью двойного союза.

    -Запятая не ставится перед одиночными соединительными или разделительными союзами.

    1. II. Очень сложный вопрос – постановка знаков препинания перед союзом и.

    1) Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость.

    2) Художник должен быть и историком, и поэтом, и философом, и наблюдателем.

    3) Мокрый снег к утру покрылся толстой ледяной коркой и хрустел под ногами и под колесами машин.

    Солнце встает из-за туч и…

    Блестит на солнце снежок и…

    Проверка работ обучающихся (индивидуальной и групповой)

    Вывод по таблице (делают обучающиеся): (слайд 12)

    Союз и может соединять и однородные члены, и простые предложения в составе сложного. Он бывает одиночным и повторяющимся. Постановка запятой подчиняется разным правилам пунктуации.

    1. III. Сможете ли вы ответить на вопрос: нужна ли запятая в этом предложении?

    Утром я проснулся ни свет ни заря от звенящей тишины.

    И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи крутой

    — Какой оборот вы нашли в предложении? (устойчивое сочетание)

    — В группах прочитайте новое для себя правило (стр.121)

    Таблица (на экране)

    Добавление к правилу в учебнике: не ставится запятая при двух однородных членах с повторяющимся союзом, если однородные члены образуют тесное смысловое единство (пояснительные слова такие однородные члены не имеют):

    И братья и сестры, и родители и дети, и тело и душа, и стихи и проза, и дни и ночи

    Такие единства образуют и антонимические пары:

    И слава и позор, и любовь и ненависть, и радость и горе.

    Вывод (делают обучающиеся): (слайд 13)

    При повторяющихся союзах и…и, ни…ни запятая не ставятся между однородными членами во фразеологических оборотах и при условии тесного смыслового единства однородных членов

    На уроке прозвучали тексты Т.Белозерова, Л.Мартынова, Т.Четверяковой, А.Кутилова. И все они объединены общей темой – любовью к родному краю. Прослушайте текст(текст на экране) (слайд 14)

    «Сибирь-матушка… Строгая и сердечная, жаркая и студеная, обильная и бездольная, беспредельная… И беспощадная, и ласковая. Любимая.

    Что двигало на ее просторы людей – и с запада, и с востока? Летописи и хроники хранят сведения о столкновениях вооруженных отрядов, о битвах и грабительских набегах, об усобицах из-за охотничьих угодий и экспедициях за драгоценными и редкими металлами.

    Но не только за соболем и горностаем шли в Сибирь. Не только с оружием плыли на ладьях по рекам, торили тропы по таежным урманам и степям. Чаще в котомке за плечами был пудик семенного зерна. Здесь, в Сибири, мечтатели предполагали найти легендарное Беловодье…

    Так что же руководило нашими предками и управляет нами, ныне живущими?

    Данная генетическая память о крае обетованном, о земле любви и благоденствия – о нашей прародине, матушке-Сибири. Несколько тысячелетий назад вышли мы по воле природных обстоятельств отсюда и, замкнув временной круг, вернулись назад. Домой.

    — Как вы думаете, что же такого в Сибири, что руководило людьми и управляет нами, ныне живущими?

    Задания по выбору.

    1) Списать текст, расставить знаки препинания.

    2) Выполнить творческие работы:

    1. 1. Напишите, как вы понимаете высказывание А. Долгушина :

    Постарайтесь включить в рассуждение ряды однородных членов с

    2.Напишите, как вы понимаете высказывание А.С.Пушкина:

    Постарайтесь включить в рассуждение ряды однородных членов

    с сочинительными союзами.

    3. Напишите мини-сочинение о родном крае, чем он вам дорог. Постарайтесь использовать ряды однородных членов с сочинительными союзами.

    Пырей, репейник и осот

    В полях, в лугах у огорода…

    5.Продолжите стихотворение Т.Белозерова:

    Моя любимая береза,

    Как все – порой белым-бела…

    6.Сочини свое стихотворение о родном крае.

    Проверка работ: взаимопроверка записи текста по правильному варианту (текст высвечивается на экране), (слайд 15)

    прослушивание творческих работ обучающихся, в завершение —

    (слайд 16)

    Задание I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

    А. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоцененны.

    Б. Утром я проснулся ни свет, ни заря от звенящей тишины.

    В. Минуты через две он уже ясно угадывал то угол дома, то столб, то силуэт дерева.

    Г. Олег говорил легко и взволнованно и не прибегал к помощи суфлера.

    1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    2. В каком предложении однородные члены связаны сочинительными разделительными союзами?

    3. В каком предложении несколько рядов однородных членов?

    Задание II. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз и связывает однородные члены предложения? (знаки препинания не расставлены)

    А. Я поднялся на крыльцо и вошел в тускло освещенное помещение.

    Б. Туман тотчас пришел в движение и показался противоположный берег.

    В. Он видел только низкое октябрьское небо и верхушку рябины густо усыпанную крупными гроздьями.

    Г. Большая часть окон была закрыта выгоревшими газетами и только на некоторых из них висели занавески.

    1) Б,Г 2) Б,В 3) А,В 4)А,Г

    Задание I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

    А. Березы и клены сбросили свои узоры и тихо засыпают.

    Б. Костер горел щедро, дымно, в полную силу.

    В. Любил он звук боя часов в квартире или в рабочем кабинете.

    Г. Эта книга интересна, как для взрослых, так и для детей.

    1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    2. В каком предложении однородные члены связаны сочинительным разделительным союзом?

    3. В каком предложении несколько рядов однородных членов?

    Задание II. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз и связывает однородные члены предложения? (знаки препинания не расставлены)

    А. Они погрузились на плот и вскоре река вынесла их на цветущую равнину.

    Б. Машина тронулась вперед и въехала в старый сосновый лес.

    В. Бойцы быстро распределили между собой нехитрый груз и зашагали к лесу.

    Г. Тяжелая дверь с громким скрипом отворилась и пронизывающий ветер ворвался в гулкую пустоту подъезда.

    1)В,Г 2)Б, В 3)А,Г 4)А,Б

    6.Рефлексия (слайд 18)

    — С какими трудностями вы встретились?

    — Над чем еще необходимо работать?

    7.Домашнее задание (слайд 19)

    Правило на стр.117,119,121

    — написать мини-сочинение на свободную тему, включив в него ряды однородных членов с сочинительными союзами

    Рабочие листы, на которых выполняли работы обучающиеся, проверяются учителем после урока и выставляются оценки в индивидуальном порядке.

    Один ученик – об однородных членах и знаках препинания при них.

    Другой ученик – об обобщающих словах и знаках препинания при них.

    2) Индивидуальная работа.

    Карточка № 1. (Выполняется на доске.)

    – Укажите определение, которое должно стоять после запятой в предложении.

    Улицы с чистыми,… домиками были совершенно одинаковы.

    а) одноэтажными;
    б) деревянными;
    в) опрятными;
    г) кирпичными;

    Карточка № 2.

    – Списать предложения, к определениям добавить определения, неоднородные данным.

    Сегодня с утра дует холодный ветер.
    По краям дороги тянулись развесистые липы.
    Весной в наших краях часто дуют юго-западные ветры.
    Тихая речка огласилась плеском и криком.

    Карточка № 3.

    – Поставить пропущенные знаки препинания.

    Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска. Дятел то застучит по коре берёзы то смолкнет. Растениям необходимы как влага так и тепло солнечных лучей. Гуляя в лесу мы видели не только белочек но и огромного лося. Звёзды либо мигали слабым светом либо исчезали.

    3) Объяснительная работа.

    К теме “Стать человеком!”

    – Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объяснить постановку знаков.

    (Не) позволяй душе л…нит(?)ся!
    Чтоб в ступе воду не толоч(?)
    Душа обязана трудит(?)ся
    И день и ночь и день и ночь!
    (Не) разрешай ей спать в постел…
    При свет… утренней звезды
    Держи л…нтяйку в ч…рном теле
    И (не) снимай с неё узды!
    Н. Заболоцкий

    – Как вы понимаете совет: “Не позволяй душе лениться!”?

    4) Синтаксическая пятиминутка.

    – Какие союзы употребляются при однородных членах?
    – Каким членом предложения могут быть однородные члены?
    – Укажите, какие однородные члены и какие союзы использованы в предложении.

    Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками. (Противительный союз зато.)

    5) Проверка индивидуальной работы.

    – Как можно различить однородные и неоднородные определения?

    6) Буквенный диктант.

    О – однородные определения; Н – неоднородные определения.

    а) В темные окна стучали крупные дождевые капли.
    б) Сухой, горячий ветер нёс раскаленный воздух.
    в) Слышится сдержанный, неясный шепот ночи.
    г) Слышались короткие, отрывистые свистки далёкого соловья.
    д) Сосед мой затянул тонким голосом заунывную бурлацкую песню.

    7) Составление предложений.

    – Подобрать обобщающее слово и составить предложение с однородными членами. Начертить схему.

    1-й вариант. Вальс, мазурка, полька.
    2-й вариант. Гитара, скрипка, пианино.

    8) Работа по учебнику (авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.)

    Упр. 284 (4 предложения)

    9) Тестовая работа.

    А. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоцененны.
    Б. Утром я проснулся ни свет, ни заря от звенящей тишины.
    В. Минуты через две он уже ясно угадывал то угол дома, то столб, то силуэт дерева.
    Г. Олег говорил легко и взволнованно и не прибегал к помощи суфлера.

    1) В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    2) В каком предложении однородные члены связаны сочинительными разделительными союзами?

    3) В каком предложении однородными являются дополнения?

    4) В каком предложении несколько рядов однородных членов?

    А. Березы и клены сбросили свои узоры и тихо засыпают.
    Б. Костёр горел щедро, дымно, в полную силу.
    В. Любил он звук боя часов в квартире или в рабочем кабинете.
    Г. Эта книга интересна, как для взрослых, так и для детей.

    1) В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    2) В каком предложении однородные члены связаны сочинительным разделительным союзом?

    3) В каком предложении однородными являются сказуемые?

    4) В каком предложении несколько рядов однородных членов?

    10) Диктант “Проверь себя”.

    Всякий вечно позабывал в кухне или шапку, или кнут для чужих собак, или что-нибудь подобное.
    Река, роща, оба берега, деревья и поле – все было залито ярким утренним светом.
    Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Описание презентации по отдельным слайдам:









    Графический диктант. Не записывая предложений, составьте схемы предложений. 1.

    Графический диктант. Не записывая предложений, составьте схемы предложений.
    1) И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.
    2) И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.
    3) Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился и уходил куда-то в бесконечность..
    4) Не только мальчиком но и взрослым из всех зрелищ я больше всего любил цирк.
    5) Щеки румяны и полны и смуглы.
    6) Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллей.
    7) Мал золотник да дорог.
    8) Им приходилось как землю рыть так и камни обтесывать.

    (Знаки препинания не проставлены) I. 1. В тайге растут как хвойные так и лис.

    (Знаки препинания не проставлены)
    I.
    1. В тайге растут как хвойные так и лиственные деревья.
    2. Нельзя было видеть ни восхода ни заката.
    3. Гость недолго гостит да много видит.
    4. Каждый человек по-своему переживает радость и печаль восторг и отчаяние.
    5. Природа помогает переживать неотвратимость смерти скорбь потерь бороться с одиночеством забывать вражду.
    6. Я люблю ловить рыбу не только летом но и зимой.
    7. Мне нравится читать рассказы повести и романы.
    8. В нашем киоске можно купить тетради и карандаши и ручки.

    (Знаки препинания не проставлены) II. Я люблю играть с друзьями и в хоккей и.

    (Знаки препинания не проставлены)
    II.
    Я люблю играть с друзьями и в хоккей и в футбол.
    С интересной книгой быстро проходят как выходные так и будни.
    Мы любим фигурное катание и увлекаемся им.
    Господин с любопытством смотрел то на нас то на наше судно.
    Не только дети но и взрослые рады приходу зимы и с нетерпением ждут его.
    Ни ветер ни холод не испортит хорошего настроения.
    С друзьями легко пережить горе и боль потерю и расставание с любимым.
    Вы предпочитаете мармелад или зефир?

    (Знаки препинания не проставлены) III. Ни холод ни дождь не остановили турист.

    (Знаки препинания не проставлены)
    III.
    Ни холод ни дождь не остановили туристов.
    Общение необходимо как молодым так и пожилым людям.
    И поля и небо и воздух стали желтыми от зноя.
    Трава и листва речка и лес выглядели радостно и привлекательно.
    Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно.
    Не столько обида сколько растерянность чувствовалась в его словах.
    Наш лес небольшой но густой.
    В лесу и на лугах появляются робкие и нежные первоцветы.

    Прочитайте предложения и ответьте на вопросы. А. Березы и клены сбросили свои.

    Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.
    А. Березы и клены сбросили свои узоры и тихо засыпают.
    Б. Костер горел щедро, дымно, в полную силу.
    В. Любил он звук боя часов в квартире или в рабочем кабинете.
    Г. Эта книга интересна, как для взрослых, так и для детей.
    1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
    1)А 2)Б 3)В 4)Г
    2. В каком предложении однородные члены связаны сочинительным разделительным союзом?
    1)А 2)Б 3)В 4)Г
    3. В каком предложении несколько рядов однородных членов?
    1)А 2)Б 3)В 4)Г

    Найдите неверные утверждения или утверждения, в правоте которых вы сомневаете.

    Найдите неверные утверждения или утверждения, в правоте которых вы сомневаетесь
    1) соединяются между собой сочинительными союзами
    2) между однородными членами перед повторяющимися союзами ставится запятая
    3) запятая ставится перед второй частью двойных союзов
    4) союзы, соединяющие однородные члены, делятся по значению на 3 группы: соединительные, разделительные, подчинительные
    5) запятая перед союзом да - союзом и не ставится
    6) во фразеологическом обороте между однородными членами ставится запятая

    а) петра пак предлагает широкий спектр технологического оборудования для переработки жидких пищевых продуктов.

    б) именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый результативный (перспективный) или:

    именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня является положительным.

    в) нагревание пива в процессе пастеризации плохо сказывается на вкусовых качествах.

    г) в настоящее время материально-техническая база пищевой промышленности находится в ужасном состоянии.

    1.в предложение 2. 2.в предложении 1. 3.в предложение 1. 4. в предложение 3. 5.в предложение 3. но я не уверена.!

    Другие вопросы по Русскому языку

    Надо составить план рассказ, 2) имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения. пример.

    Читайте также: