Без корня и полынь не растет
Обновлено: 07.07.2024
Вид проекта: исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.
Срок реализации: 2017-2018 учебный год.
Участники проекта:
дети подготовительной группы
инструктор по физической культуре
Интеграция областей знаний в ходе проекта.
Цель проекта: содействие возрождению традиций семейного воспитания, формировать интерес к истории семьи и дома.
Задачи проекта:
• дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”, понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
• углублять у детей представления о семье, воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
• формировать представления о родственных отношениях, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
• закреплять знание имён и отчеств, фамилий родителей, бабушек и дедушек, воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
• продолжать знакомить детей о родословной своей семьи, создание герба и генеалогического древа семьи, развивать у детей умение составлять рассказ о своей семье.
Проект проводится поэтапно:
Подготовительный
• Продумать тему будущего проекта;
• Обозначить цель проекта;
• Поставить задачи данного проекта;
• Определить сроки проведения проекта
• Разработать планирование мероприятий
• Провести вводный мониторинг
На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом – проведение всех запланированных мероприятий.
Заключительный
Предполагаемые результаты:
• знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники;
• повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Форма представления проекта – презентация.
Актуальность
Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОУ и семьи.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи.
-само здание, стены и крыша над головой,
-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники.
-определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа,
-семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло,
-своё личное пространство.
А под положительно насыщенным образом родного дома, мы понимаем: положительно эмоциональное отражение в сознании внешнего облика здания, в котором ребёнок родился и вырос; убранства дома, окружающих его предметов и объектов; людей, часто встречающихся дома или около него, и тех ощущений, которые возникают при этом; домашних животных; временной последовательности событий, происшедших в этом доме.
Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:
1. Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и родителей.
2. Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.
3. Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.
4. Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного образа родного дома.
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольном учреждении.
Подготовительный этап.
Начала свою работу с подбора литературы, иллюстрационного материала, изучение семей и составление социального паспорта на каждого ребенка.
Наибольший интерес вызвали следующие методические пособия:
В монографии раскрыты сущность и специфика правового воспитания и правовой культуры на начальных этапах становления личности, выявлены ее критерии и уровня развития, определены принципы и содержание работы.
Пособие для реализации государственной программы
Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т. д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.
В пособии рассказывается о значимости таких понятий, как семья, большая и малая Родина, народные традиции и обычаи, в доступной форме передаются знания о духовных наставниках народа, богатырях, героях и других людях, которыми гордится отечество.
В пособии представлены методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с семьей и родословной, а также конспекты занятий. В приложении даны теоретические материалы для педагогов по истории семьи, по практической генеалогии (составлению родословной).
Методическое пособие комплексно представляет основные содержательные линии нравственного, патриотического и умственного воспитания детей от 3 до 7 лет. Оно призвано помочь педагогу развить представления детей об основах социального и правового сознания, месте человека в истории, культуре, роли в техническом прогрессе.
Каждое из этих пособий направлено на решение задач патриотического воспитания. Изучая специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме патриотического воспитания, мы пришли к выводу, что в ней имеется достаточно большое количество специальных уроков, занятий по патриотическому воспитанию детей, разработанных и предложенных специально для работы с дошкольниками.
Основной этап
Вместе с детьми:
• Рисовали, лепили, делали аппликации
• Читали художественную литературу
• Учили стихи и песни
• Составляли рассказы о семье
• Играли в народные игры, театрализованные игры
Рефлексия с детьми:
Как ты выполнял работу?
Как ты действовал?
Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?
Что у тебя получилось лучше (хуже?
Что ты узнал нового?
Безусловно, данная работа требовала больших усилий в плане сбора информации. Но оказалась, что данная работа увлекла все семьи. Особенно понравилось всем составлять родословная своей семьи. Дети вместе с родителями дома составляли генеалогические древа. Придя в детский сад, дети рассказывали не только о маме и папе, но и о бабушках, дедушках. Особенную гордость испытали дети, что нашли фотографии и могут рассказать о прабабушках и прадедушках, их славном прошлом.
В течении года с дошкольниками нашей группы велась систематическая работа, имеющая целью повышения уровня сформированности знаний о семье, родственных отношениях, семейных традициях и т. д. Главными путями реализации задач повышения уровня патриотического воспитания дошкольников являются занятия; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.
Процесс познания находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают понятие патриотизма через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
Таким образом, работа по формированию патриотических чувств у ребенка включает в себя:
1. Вырабатывание у детей представления об исторических событиях прошлых лет, формирование чувства любви к Родине, к своей семье, её традициям.
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность); данные качества являются составляющей патриотического воспитания личности
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам
Совместная работа дошкольного учреждения и семьи строилась на основе единства в воспитании детей, которое достигается в том случае, когда его цели и задачи хорошо известны как воспитателю, так и родителям; взаимодоверия между воспитателем и родителями, доброжелательного отношения их друг к другу; взаимопомощи в совместной работе по воспитанию детей; изучения и пропаганды лучшего опыта совместного воспитания среди широкого круга родителей. Успешное решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии взаимодействия дети-родители-воспитатели, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Систематическая работа коллектива ДОУ по данному направ-лению проводится в нашем детском саду при активном участии родителей воспитанников и в тесной связи с общественными организациями и учреждениями поселка.
Заключительный этап
В основу реализации проекта были положены следующие принципы:
• принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по теме семья, родословная семьи, традиции семьи, родной дом;
• принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий;
• принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Начало года: В результате проведения исследования в начале года было выявлено, что большинство, а именно 21 дошкольников – 87,5% данной группы имеют средний уровень знаний по данной теме. Высокий уровень наблюдается у 2 ребенка 8,5 % группы. Низкий уровень выявлен только у 1 человека группы, что составляет 4% от всех участников исследования.
По результатам проведенной работы с детьми можно сделать следующие выводы:
Дети знают и уверенно называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек.
Дети знают и называют слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка.
Дети понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимают, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимают, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, могут пожалеть, посочувствовать. Имеют представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности.
Проявляют свою заботу о родных и близких, помогают им, выполняют свои домашние обязанности. Стараются радовать старших своими хорошими поступками. Стараются проявлять волевые качества.
Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
Проявляют интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеют элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).
Имеют элементарные представления о том, что родословная - это история семьи, рассказ о своей семье.
Отчёт по проекту.
• Беседы о семье, родственных отношениях, роде и родословной;
• Чтение и рассказывание устного народного творчества, классической литературы, размышления о прочитанном;
• Разнообразные игры (пальчиковые, дидактические, подвижные, настольно-печатные);
• Демонстрационные материалы, отражающие общие представления о семье;
• Рассматривание репродукций картин, отражающих семейные понятия;
• Совместные досуги и праздники;
Изучая материал по вопросам патриотического воспитания дошкольников, мы сами были очень заинтересованы этой темой. Информацию черпали из педагогической и специальной литературы, журналов, сети Интернет. Материал оказался для нас занимательным, мы сами узнавали много нового, наверное, поэтому нам удалось заинтересовать детей и родителей этой проблемой. Анализируя результаты проходящей работы, можно делать выводы о том, что интерес родителей к тому, как проводят время их дети в детском саду значительно возрос. Некоторые родители с азартом включились в сбор материала, оказывали активную помощь в реализации проекта. Еще более отрадным явилось то, что дети сами подключают родителей к поиску, активизируют их, заставляют искать и приносить в группу необходимый материал, участвуют сами в поиске.
Можно трактовать и в прямом смысле - полынь (хоть и сорное, и ядовитое растение) получает питательные вещества из земли с помощью корня. И если обрубить корень - растение лишается питания и жизни.
Но раз поговорка - значит философский смысл. Всё живое (включая и растения, и людей) не может существовать без своих корней. Для человека - это семья, место где он родился (Родина).
Даже самое ядовитое существо погибнет без своих корней.
Без семьи, без дома, без Родины-человек "завянет",хотя есть и люди-космополиты-которым чуство Родины не обязательно.
Как растению нельзя жить без корней, так и человеку нельзя без Родины, дома ;
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое "без корня и полынь не растет" в других словарях:
Без корня и полынь не растет. — Без корня и полынь не растет. См. РОДИНА ЧУЖБИНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Без корня и полынь не растет — Безъ корня и полынь не растетъ. Ср. Красуйтесь въ добрый часъ! Да только помните ту разницу межъ насъ: Что съ новою весной листъ новый народится; А если корень изсушится, Не станетъ дерева, ни васъ. Крыловъ. Листы и Корни. Ср. Мы … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
КОРЕНЬ — муж. корешек, шечек, коренек ·умалит. корнишка презрительное, корнища увеличительное, подземная часть всякого растения. У деревьев различают становой и боковые корни, а при них корешки и мелкие мочки. вбирающие влагу. Корень бывает: луковичный,… … Толковый словарь Даля
Природа(Посл.) — Пословицы и поговорки Россия Возраст(Посл.) * Гостеприимство(Посл.) * Дружба (Посл.) * Еда(Посл.) * Закон(Посл.) * Зло(Посл.) * Лень(Посл.) * Любовь(Посл.) * Ошибка(Посл.) * Природа(Посл.) * Работа(Посл.) * … Сводная энциклопедия афоризмов
РОДИНА - ЧУЖБИНА — И кости по родине плачут (по преданию, что в некоторых могилах слышен вой костей). Выйду на путь слезки текут; вспомню своих и тошно по них. С родной сторонки и ворона (и собачка) мила. И пензенцы в Москве свою ворону узнали. На чужой сторонушке… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Свинья под дубом — Свинья подъ дубомъ. Ср. Пусть сохнетъ, говоритъ Свинья: Въ немъ проку мало вижу я; Хоть вѣкъ его не будь, ни чуть не пожалѣю; Лишь были бъ жолуди: вѣдь я отъ нихъ жирѣю. Крыловъ. Свинья подъ Дубомъ. Ср. Невѣжа такъ же въ ослѣпленьѣ Бранить науки… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Лекарственные растения — I Лекарственные растения являются источником получения лекарственного сырья. В качестве лекарственного сырья используют высушенные, реже свежесобранные части (листья, траву, цветки, плоды, семена, кору, корневище, корни) лекарственных растений.… … Медицинская энциклопедия
Глава 5. ПРЯНЫЕ ТРАВЫ — Пряные травы в отличие от пряных овощей в большинстве своем дикорастущие, хотя некоторые из них (например, анис, кориандр, тмин, мята, укроп) введены человеком в культуру с древнейших времен. Аромат пряных трав, как правило,… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
Семейство полорогие — (Bovidae)** * * Семейство полорогих, или бычьих самая обширная и разнообразная группа парнокопытных, включает 45 50 современных родов и около 130 видов. Полорогие животные составляют естественную, ясно очерченную группу. Как ни… … Жизнь животных
Под "корнем" подразумевается не только часть растения (которая способствует насыщению основы, получению питательных веществ и соков из земли). Скорее не часть чего-то конкретного, а исток, начало, происхождение. Человек привык подобные сравнения примерять на себя и таким образом выражать свою связь с собственными "корнями" - основы, происхождения.
Полынь считается очень неприхотливой травой, которую сколько ни коси, всё равно вырастет такой же, какая и была. Эта "царица пустырей" достаточно крепко держится в любых условиях, привыкшая к самой неплодородной почве. Но если вырвать полынь с корнем и прекратить доступ к её корням питательных веществ, тогда даже этой растительной жизни может прийти конец .
Пословица иносказательна, как всегда. И рассказывает нам не только о полыни, а о любом растении и явлении, которое, лишившись своих корней, своей основы, может очень быстро погибнуть. Человек "погибает" в переносном смысле слова, в душевном понимании этого (моральная сторона дела приобретает смысл при помощи образных сравнений).
Об истоках, предках, привязанности к своему месту рождения слагались песни, сказки, стихи, возникали образные сравнения.
☘ В чужом краю даже сокол становится вороной.
☘ В гостях хорошо, а дома. гораздо лучше!
☘ В чужих краях светло, а дома светлее.
☘ Дома и соль слаще.
☘ Родной край - и под ёлочкой рай.
☘ Человек без своей родины - соловушка без песни.
Считается, что родная земля "силами питает" и счастьем наполняет. Традиции и мудрость предков помогают определиться личности в любые времена, быть "настоящим", "наполненным" человеком. Редкий человек не тоскует по родному дому, не желает вернуться к своим истокам. Даже в фильмах герои преклонного возраста в последние годы своей жизни стремятся посетить родные места и "окунуться" в дорогие сердцу воспоминания.
Для некоторых Родиной становится то место, где ему хорошо. Но при этом смысл "корней" в сравнении вкладывается в общее понятие семьи и домашнего очага. Трудно представить себе человека, который бы не хотел обладать простым семейным счастьем, родным окружением и любящими людьми.
Без корня и полынь не растет
О времени возникновения поселка Приобского нет никаких архивных данных. К сожалению, Государственный архив Новосибирской области не содержит абсолютно никаких данных об исследуемом населенном пункте данного периода его истории. Нам остается опираться только на немногочисленные свидетельства тех, кто жил в это время не в самом поселке Приобском, а в Обском совхозе и часто здесь бывал.
Место для расселения было удобное: недалеко проходил тракт Новосибирск – Колывань. В 1929 г. недалеко от тракта стали одна за другой появляться землянки – простейшие жилища людей.
В 1932—1934 гг. поселок постепенно начал застраиваться, но все же основное внимание уделялось Обскому совхозу. В поселке Приобском по-прежнему стояли землянки и деревянные постройки барачного типа.
До 1939 г. хозяйство подчинялось Кировскому райисполкому и называлось Пригородное хозяйство №1 ордена Ленина комбината №179 (3-е отделение).
Судя по свидетельствам, в поселке не применялись сельскохозяйственные машины, их попросту не было. Вся работа выполнялась вручную: и в теплицах, и на полях.
Читайте также: