Благоустройство и озеленение территории школы

Обновлено: 26.08.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ проект.docx

Проект

В настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с момента постройки школы, с 19 65 года. Были разбиты клумбы, посажены деревья, создан зелёный класс.

Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится в центре села, состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан.

Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы имеется пришкольный участок, детская игровая площадка, спортивная площадка.

В школе разработано и действует положение о пришкольном участке. Силами ребят и учителей каждое лето облагораживаются клумбы.

Но, несмотря на это, обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор требует изменений: где-то зарос кустарниками, имеются старые деревья, также недостаточно места для отдыха и прогулок во внеурочное время.

Цель проекта - озеленить школьный двор с учетом требований современного ландшафтного дизайна.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить литературу по созданию ландшафтного дизайна и на основе изученного разработать свой проект озеленения пришкольного участка

3. Подобрать ассортимент цветочных культур и кустарников для оформления пришкольного участка

4. Создать клумбы непрерывного цветения

5. Создать композиции кустарников

Объект нашего исследования: цветочные растения-однолетники и многолетники.

Предмет исследования: экосистема пришкольной территории.

Методы исследования

Для реализации своего проекта мы использовали:

1. Изучение литературы по данной тематике

2. Работа сети Интернет

3. Социологический опрос

4. Анализ результатов. Создание диаграммы

5. Изготовление макета

Практическая значимость:

Возможность применения материала на уроках; привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора.

Срок реализации проекта: 3 года (2019-2022 гг.)

Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:

1. Теоретическое

2. Изучить разновидности растений

2. Практическое

1. Проведение социологического исследования, исследование территории пришкольного участка

2. Приобретение обучающимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта - организация и проведение практической работы по благоустройству и озеленению школьного двора

3. Распространение информации среди обучающихся и работников школы

1.Основная часть

Теоретическая часть проекта

Поставив перед собой цель - озеленение школьного двора, определив направления работы, мы выделили следующие этапы в работе

Мотивация, разработка проекта

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы

1 этап План мероприятий подготовительного этапа

Формулировка темы исследования и определения её актуальности

Поставка цели и задач

2 этап План мероприятий проектировочного этапа

Составление плана озеленения и благоустройства школьного двора

Определение количества необходимых для реализации проекта цветочных культур

Расположение скамеек и урн для мусора

3 этап План мероприятий практического этапа

Изучение вариантов оформления цветочных композиций и клумб.

Подбор подходящих растений для реализации проекта

Выкорчевывание старых кустарников

Высаживание саженцев цветущих кустарников

Посадка и уход за клумбами

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб

Моделирование дизайна и уход за посадками

Трудовой десант по благоустройству школьного двора

Изготовление и крепление табличек с названием растений

Размещение лавочек и урн для мусора

-подготовка семян к хранению

-подготовка и укрытие цветочных культур на зиму

4этап Заключительный

Публикация информации в районной газете

Свою работу мы начали с исследования. Изучив литературу и интернет -источники, мы выяснили, что ландшафтный дизайн - это искусство озеленения и благоустройства территорий. Он включает в себя четыре направления: растениеводство, архитектура, строительство, проектирование. Ландшафтный дизайн - это сложное искусство, которое позволяет из обычного создать нечто уникальное и неповторимое. Существует множество решений обустройства территории земельного участка. Это и возведение альпийских горок, оформление клумб, организация освещения и полива.

Так наш проект предполагает возведение альпийской горки, мы решили подробнее узнать, что это такое и обратились к современному толковому словарю.

Альпийская горка ( альпинарий , рокарий) - все это название цветника, в котором сочетаются камни и растения. Растения альпийской горки неприхотливы , большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках. Камни уложены так, чтобы композиция выглядела красиво. Крупные камни хорошо прогреваются, долго сохраняют тепло, поэтому теплолюбивым растениям возле них хорошо живется. Для создания альпийских горок используют камень, который называется булыжник. Булыжник - распространенный природный камень.

Одним из элементов ландшафтного дизайна являются композиции из древесно-кустарниковой растительности. В большинстве случаев они являются основой пейзажа. В озеленении широко применяются различные виды кустарников.

Форзиция - куст без листвы отличается ранним цветением. Бутоны появляются раньше зелени. В итоге, виден золотистый шар. Обильное цветение куста заставляет забыть о листьях. Для них на ветвях просто нет места. Зелень появляется, когда кустарник отцветает.

Сирень - красивоцветущий кустарник, широко использующийся в ландшафтном дизайне. Ценится за обильное, продолжительное цветение и нетребовательность к условиям выращивания.

Чубушник - кустарник с многочисленными тонкими побегами и белоснежными цветами. Для успешного цветения и развития требует солнечного месторасположения.

Спирея - кустарник высотой не более 2 метров. В зависимости от вида может иметь пирамидальную, шаровидную или стелющуюся форму куста.

Рябинник - кустарник около 3 метров высотой. Ценится за изящные перистые листья и крупные белые цветы, собранные в кисти.

Жимолость - неприхотливое, морозостойкое растение с приятно пахнущими цветами. В зависимости от вида цветы могут быть чисто белые или насыщенно малиновые.

Гортензия - очень популярное в озеленении растение. В зависимости от вида кустовая форма или маленькое деревце. Подходит для одиночных или групповых посадок и для создания композиций

Бересклет - тенелюбивый кустарник средней высоты. Ценится за высокие декоративные качества и неприхотливость. Период цветения приходится на июнь. В это время кусты обильно покрываются кисточками из нескольких цветков.

Снежноягодник - неприхотливое, быстрорастущее растение. Цветы мелкие, собраны в соцветия. Плоды – ягоды белого цвета, долго держатся на ветках, украшая кусты почти до середины зимы.

Барбарис - красивый кустарник с плодами в виде миниатюрных сережек, от первых морозов его листва становится красной.

Изучив теоретический материал, мы приступили к практической части проекта.

Практическая часть проекта

1) Социологический опрос

Мы провели социологический опрос среди обучающихся 1- 11 классов и работников школы. Было предложено 2 вопроса:

Школьная территория – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Поэтому данный проект может стать эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Данный проект мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

ВложениеРазмер
Социальный проект 76 КБ

Предварительный просмотр:

БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Благоустройство и озеленение школьной территории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур

1 мая 2016 года – 1 октября 2016 года

  • создание условий для осуществления гражданско - патриотического воспитания молодежи;
  • организация патриотической деятельности;
  • развитие социальной ответственности и чувства социальной сплоченности;
  • благоустройство и озеленение школьной территории;
  • улучшение условий пребывания учеников в школе.
  • разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства территории школьного двора;
  • трудотерапия;
  • распространение знаний о ландшафтном дизайне;
  • привитие навыков сотрудничества, творчества, коммуникативной культуры, работы в коллективе;
  • развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
  • формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.

Направления реализации проекта

Проведение анализа состояния школьной территории

Разработка коллективного проекта школьного двора:

- создание проектной группы;

- составление плана озеленения и благоустройства школьного двора;

Приобретение семян и выращивание рассады.

Трудовой десант по благоустройству школьного двора.

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Оформление клумб, посадка рассады

Уход за посаженными цветочными культурами.

Разработка новых клумб у входа в школьный двор.

Разработка и создание ландшафтного дизайна

Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

Регулярная уборка территории

Организация социально-значимой общественно полезной деятельности;

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;

Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

Создание благоприятных условий жизни.

Управление и контроль за реализацией проекта

1. Актуальность и важность проекта.

Здание школы МОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур построено еще 1972 году и одним из актуальных вопросов является проблема благоустройства территории, тем более, что по состоянию на 2016 год в школе насчитывается 14 сотрудников и 49 ученикаов. На собраниях родителей, учителей и учеников неоднократно поднимается вопрос и благоустройстве школьной территории. Поэтому для данной школы важно создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов.

Школьная территория – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Поэтому данный проект может стать эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Данный проект мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Таким образом,данный проект – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

2. Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках проекта- у ченики и сотрудники МОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Сокур, родительский комитет

3. Содержание проекта.

Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения.

После того как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них.

Благоустройство школьной территории – важный и многоступенчатый проект, который нельзя успешно реализовать, не зная, как функционирует учебное заведение и его отдельные элементы. Тщательно продумав детали, можно превратить обычный пришкольный участок не только в то место, где дети любят отдыхать и играть, но и преобразовать его в отличное обучающее и развивающее пространство.

Конечно, благоустройство территории школы можно доверить профессионалам. Но далеко не у каждой школы есть на это средства. Поэтому предлагаем попробовать обойтись и своими силами. Например, можно предложить роль дизайнеров самим учащимся и их педагогам. Наверняка, среди них найдется не мало творческих личностей, готовых внести свой вклад в благоустройство школьного двора. Объявите общешкольный конкурс на лучший дизайн-проект. Выявите победителя, работа которого ляжет в основу благоустройства территории школы.

благоустройство территории школы, благоустройство школьной территории

озеленение пришкольного участка, проект озеленения школы

Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории

Не выполняйте никаких работ, не имея законченного тщательно продуманного дизайн-проекта на руках. Хаотичные работы по озеленению или декоративному оформлению могут принести больше вреда, чем пользы.

Кроме того, советуем не проводить благоустройство и озеленение территории школы и даже не создавать дизайн-проект, не проведя специальных исследований:

  • во-первых, необходимо выявить тип и состав почвы;
  • во-вторых, составить ситуационный план;
  • в-третьих, определить функциональные зоны (они должны соответствовать традициям и особенностям вашего образовательного учреждения).

Ситуационный план – документ, на котором графически отображено, каким образом располагаются на территории те или иные объекты, с выявлением их композиционных и функциональных связей с другими объектами.

Функциональные зоны – зоны с определенными границами и определенным функциональным значением, согласно документам территориального планирования.

Реализация проекта "Уютный уголок детства" по благоустройству территории школы

Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории

Большая часть образовательных учреждений свою территорию подразделяет на парадную (центральную), спортивную, игровую и хозяйственную зоны. Но их может быть значительно больше, в зависимости от возможностей школы: финансовых и территориальных.

Так, например, в свой проект на благоустройство школьного участка вы можете включить следующие зоны:

  • спортивную (вмещающую футбольное поле, площадки для волейбола и баскетбола, спортивный городок с турниками);
  • игровую (предназначающуюся для учащихся младших классов, для детских игр и проведения динамического часа);
  • партерную (центральная зона перед входом – визитная карточка и лицо образовательного учреждения);
  • торжественную (предназначающуюся для проведения общешкольных линеек, торжественных мероприятий);
  • транспортную (зона, где детей можно будет знакомить с правилами дорожного движения на наглядных примерах, и где они смогут кататься на велосипедах или роликовых коньках);
  • творческую (для проведения творческих мастер-классов и уроков по изобразительному искусству);
  • садовую (для проведения исследовательской работы, экспериментов, опытов и наблюдений, в рамках некоторых тем уроков природоведения и биологии);
  • хозяйственную (предназначающуюся для хранения школьного инвентаря);
  • зеленую (зона рекреации) и др.

Продумайте также, какими элементами ландшафтного дизайна вы будете разделять ваши функциональные зоны. Обычно для этих целей используются: живая изгородь, клумбы, декоративные дорожки из самых разных материалов, аллеи.

пришкольный участок, благоустройство и озеленение территории школы

озеленение школы, проект озеленение пришкольного участка

Проект озеленения школы

Важным пунктом в проекте благоустройства территории школы является ее озеленение.

Цели озеленения пришкольного участка, кроме декоративных, могут быть и следующими:

  1. озеленение школьной территории для создания комфортных условий (защита от ветра, солнечных лучей и посторонних любопытных глаз);
  2. экологическое озеленение школы (позволяет поддержать популяцию птиц и мелких животных, высаживая на пришкольных участках характерные для вашей местности и привычные им виды растений);
  3. озеленение территории школы с целью выращивания плодовых культур с последующим сбором урожая (можно разбить яблоневый сад и поить детей осенью компотами из собственных фруктов).

По периметру пришкольной территории можно запланировать создание живой изгороди в виде деревьев и кустарников. Такое дизайнерское решение поможет защитить педагогов и учеников школы от шума и пыли, поспособствует созданию особых микроклиматических условий на территории школы.

Если на вашем школьном дворе отсутствуют беседки или веранды, и вы не планируете их постройку, предусмотрите посадку крупных деревьев и кустарников, способных смягчать воздействие солнечных лучей и создавать естественную тень.

Крупные деревья и кустарники стоит использовать и для защиты спортивной площадки от ультрафиолетовых лучей и жаркого солнца, особенно, если на ней установлено спортивное или игровое оборудование.

Добавить зеленые насаждения, создающие теневое укрытие для игроков и зрителей, рекомендуется и в зоны баскетбольной и волейбольной площадок, теннисного корта, если они имеются. Сажайте деревья, учитывая величину их корневой системы, приблизительно в 10 метрах от площадок.

По периметру футбольного поля сажайте деревья, имеющие густую крону. А вот использовать кустарники с плотной листвой не рекомендуется, дабы не создавать удобных уголков для укрытия неблагонамеренных лиц.

Открытые свободные площадки необходимо засеять газоном, замостить или выложить специальным покрытием. Не забывайте, что для здорового роста газонной траве необходимо солнце. Если это условие не может быть соблюдено, остановите свой выбор на специальном покрытии (например, имеющем в своей основе резиновую крошку).

Особое внимание следует уделить главному входу в школу. Здесь будет самое место красочным цветникам, изящным клумбам и декоративным группам растений.

озеленение школьной территории, озеленение школ

опыты на пришкольном участке, озеленение территории школы

Нюансы проекта озеленения школьной территории

Прежде чем утверждать проект на благоустройство территории школы, обратите внимание на следующие пункты, которые важно учесть:

  1. Дети, гуляющие на школьном дворе должны быть хорошо видны с крыльца школы и иных площадок, с которых предполагается ведение надзора за ними.
  2. Деревья и кустарники, посаженные в непосредственной близи здания школы или веранд, могут угрожать безопасности детей, а также послужить укрытием для вандалов. Зоны риска лучше засадить растениями почвопокровного вида. Убедитесь, что зеленые насаждения не закрывают охранное освещение.
  3. Цветы и газонная трава нуждаются в солнечном свете, сажать их в местах постоянного затенения нельзя. Помимо этого, планируя благоустройство и озеленение территории школы, продумайте водоснабжение участков с растительностью. Предпочтение следует отдать автоматической системе полива.
  4. Не планируйте посадку больших деревьев вблизи школьного здания, они могут перекрывать доступ дневного света в классные комнаты.
  5. Наибольшей гармоничности можно будет добиться, высадив кустарники и почвопокровные растения одного вида.
  6. Мульчирование цветников и декоративных групп облегчит уход за школьными посадками, значительно уменьшив разрастание сорных растений.
  7. Ориентируйтесь на ширину газонокосилки, сажая деревья и кустарники. Растения, ограждения, мощеные дорожки и здания не должны мешать ее продвижению.
  8. Выбирайте для посадки наиболее подходящие вашему климату, зимостойкие, выносливые и легкие в уходе растения.
  9. Крупные деревья необходимо сажать на достаточно большом расстоянии друг от друга.
  10. Продумайте, кто будет обеспечивать регулярный уход за растениями, проводить их своевременную подкормку, полив, обрезку.

Благоустройство территории школы

Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы

Не сажайте на пришкольных участках растения, имеющие ядовитые части. Помните, что существуют растения, яд у которых может содержаться в коре, листьях, семенах или плодах. Также исключите из списка посадок растения, являющиеся явными аллергенами.

По периметру образовательного учреждения лучше всего посадить какие-то из следующих деревьев:

  • клен остролистный,
  • осину обыкновенную,
  • березу,
  • липу,
  • вяз,
  • ясень.

проект благоустройство школьной территории, работа на пришкольном участке

Перечисленные выше деревья могут также входить и в декоративную группу растений, но особенно хороши для этих целей следующие:

  • черемуха,
  • ива белая,
  • верба,
  • рябина красная и черноплодная,
  • каштан.

Хвойные растения – один из самых распространенных вариантов облагораживания территорий вокруг зданий общественного пользования. И это не случайно. Они не только стоят зелеными круглый год, но и обладают антимикробными свойствами. Подумайте над возможностью разместить деревья ели обыкновенной или колючей, а может быть лиственницы сибирской на наиболее подходящих для них участках вашего образовательного учреждения.

Стелющийся сорт можжевельника хорош тем, что может послужить окантовкой более высоких растений, но и сам по себе он будет смотреться замечательно.

Озеленение пришкольного участка сложно представить без использования кустарников:

  • сирень,
  • шиповник,
  • калина,
  • жимолость,
  • кизильник,
  • спирея,
  • форзиция,
  • чубушник,
  • дерен,
  • пузыреплодник.

Ну, и, конечно же, проект озеленения пришкольного участка не может не вмещать в себя всевозможные цветники. Учитывая геометричность большинства школьных участков, лучше оформлять территорию бордюрами, клумбами, альпийскими горками и рабатками.

проект озеленения школьной территории, благоустройство школьного участка

Исходя из опыта озеленения школ, из однолетних цветов рекомендуем использовать:

  • астры
  • петунии,
  • бархатцы,
  • календулы,
  • бальзамины,
  • циннии,
  • сальвии,
  • космеи,
  • колеусы,
  • цинерарии.

Если же решите высаживать многолетние цветочные растения, используйте:

  • георгины,
  • флоксы,
  • нарциссы,
  • тюльпаны,
  • люпины,
  • лилейники,
  • пионы.

озеленение пришкольной территории, озеленение участка школы

Освещение пришкольной территории

За счет продуманного ландшафтного освещения можно любой пришкольный участок превратить в привлекающий взгляд территорию. Кроме того, хорошо освещенная территория – залог безопасности школьников, их педагогов и родителей. Наличие света особенно ценно в зимний период, когда темнеть начинает очень рано.

Выделите участки, нуждающиеся в функциональном освещении, и участки для декоративного освещения. Без функционального освещения нельзя оставлять территорию по периметру школы, дорожки, спортивные и игровые площадки.

Декоративное освещение – это роскошь для бюджетных учреждений, но если вы все же найдете средства, выполните подсветку наиболее декоративных мест: малые архитектурные формы, растения, имеющие интересную фактуру, некоторые части здания (например, центральный вход).

Не доверяйте проведение монтажных работ по освещению пришкольных площадей непроверенным лицам. Эта работа требует соблюдения особых норм и правил, поэтому для ее выполнения лучше пригласить профессионалов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект дает ответы на решение экологического воспитания обучающихся и является кладезем полезных материалов для учителей.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Проектная работа по теме:

Благоустройство

школьного двора и территории,

прилегающей к школе.

ученица 7В класса

Авиастроительного района г.Казани

Кудашова Татьяна Николаевна

Мухаметзянова Алина Ринатовна

Введение cтр

1. Актуальность проблемы. 2-3

2. Цели и задачи.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

4. Сроки и этапы реализации проекта

5. Материалы и инструменты

II. Основная часть.

1. Программа проектных мероприятий 3-5

III. Заключение.

1. Ожидаемые результаты реализации проекта 6

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления 6

3. Заключение 7

Человек с древних времен тесно и неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, человек постепенно утрачивает эту связь. Особенно это ощущается в крупных городах, а иногда и в сельской местности. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди все больше внимания стали обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно, же труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться быть по- настоящему счастливым и успешным. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту.

Поэтому нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся, их родителей и педагогов, которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.

Территория школы – популярное место отдыха для жителей соседних домов, особенно в весенне–летний период. Поэтому ландшафтное озеленение, благоустройство зоны отдыха и территории, находящейся перед зданием школы, является необходимым.

1.Актуальность проблемы

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит скучно.

Анкетирование учащихся, работников школы показало, что необходимо преобразить ее. Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству что необходимо преобразить ее. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству пришкольной территории. Мы решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительской практике.

Объект исследования

Объектом исследования является школьный двор гимназии и прилегающая к нему территория.

Предмет исследования

Культурные растения (цветы, деревья)

Почва (вид почвы и ее возможности)

Технология изготовления и подбор материалов для создания малых архитектурных форм

Цели и задачи проекта:

Цель: Разработать и реализовать проект в рамках внеурочной деятельности учащихся по решению экологических проблем и экологического воспитания общеобразовательных школ.

- изучение литературы, связанной с ландшафтным дизайном;

- ознакомление с особенностями территории для разработки плана озеленения и благоустройства;

- распределение участков по классам и назначение ответственных за выполнение работы;

- прививание элементарного опыта практической природоохранной деятельности;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к результатам своего творчества.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

2. Комплексный подход к воспитанию экологической, эстетической культуры, трудовому воспитанию.

3. Обобщение знаний о дизайнерском оформлении и благоустройстве школьного двора и прилегающей территории;

4. Создание условий для возможной организации процесса совместного отдыха детей и взрослых, способствующего их духовному сближению, рождению общих интересов и увлечений;

5. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

6. Улучшение эстетического вида школьного двора и территории находящейся за ее пределами, создание благоприятной экологической обстановки.

Теоретическая часть работы

В основу подготовки моей работы вошло изучение источников информации сети Internet и специальной литературы по ландшафтному дизайну, посещение скверов, парков, площадей с целью изучения оформления и озеленения объектов г. Казани.

Практическая часть работы

Практическая значимость моей работы заключается в привлечении учащихся, родителей и учителей к внеурочной деятельности по озеленению пришкольных участков, дала возможность применения полученных знаний на уроках биологии, ИЗО, технологии, географии, привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Все эти этапы работы привели к тому, что перед фасадом школы и на школьном дворе появились ландшафтные работы: дизайнерски оформленные клумбы, цветники, объекты малой формы, которые способствовали развитию эстетического вкуса и созерцанию чувства прекрасного в окружающем мире.

4.Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный.

Сентябрь, 2014 – октябрь, 2014

Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.

II этап – практический (реализация проекта)

Ноябрь, 2014 - август, 2016

Направления деятельности: Учебно-исследовательская работа учащихся, сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности, просветительская деятельность, практическая деятельность в решении экологических проблем.

III этап – обобщающий.

Сентябрь, 2016 – декабрь, 2016

Подведение итогов, оценка результативности проекта, сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Внеклассное мероприятие по теме проекта.

5. Материалы и инструменты

Для реализации проекта нам понадобятся материалы и инструменты:

- семена и саженцы;

Всё перечисленное оборудование имеется в школьной мастерской.

II. Основная часть.

План реализации проекта.

Составление плана работы

Изучение вариантов оформление цветочных клумб

Изучение видов цветочных культур

Высадка рассады, посев семян.

Уход за цветами: поливка, прополка, разрыхление.

Анализ выполненной работы

Программа проектных мероприятий

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий

Собрание проектной группы, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы

Социологический опрос обучающихся, работников школы

Инициативная группа, педагоги-организаторы.

Проведение оценки экологического состояния школьной территории

Учитель биологии, лаборант, инициативная группа

Конкурс на лучший мини-проект по благоустройству школьной территории.

Ноябрь, 2014-февраль, 2015

учитель биологии, лаборант.

Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка

Учитель биологии, химии, лаборант.

Выкорчевывание старых деревьев и кустарников

Разбивка новых клумб на территории школы и находящейся за ее пределами

Территория перед школой

Учитель биологии, Инициативная группа

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Территория перед школой

Учитель биологии, Инициативная группа

зоны отдыха на территории школы

Подготовка семян и выращивание рассады

Учитель биологии, Инициативная группа

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Учитель биологии, Инициативная группа

Уход за посаженными цветочными культурами.

Май- август 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Представление отчета о реализации проекта

В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5—8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника. При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений. Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом. Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение: В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания колеров (окрасок) между собой. Основными или главными окрасками считаются желтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который получается от смешения желтого с синим, оранжевый — от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски желтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие — фиолетовая, зеленая и синяя пассивными. Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов. Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции. В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения. Для создания своих клумб будем использовать следующие цветы: бархатцы, петунья. Бархатцы (тагетес)- семейство Астровые. В культуре известно около 30 видов, из которых широко культивируются 3. В диком виде бархатцы распространены в Центральной Америке, и особенно в Мексике. Там это растение считается магическим, и его соцветия используются в религиозных церемониях. Петунья — семейство Паслёновые. Завезена из Южной Америки в 1831 году. Известно около 25 видов петунии. К настоящему времени селекционерами созданы гетерозисные гибриды, которые отличаются очень ранним и обильным цветением, ветвистостью, устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям.

Расчет расхода материалов

Для анкетирования нам потребовалась 1 пачка бумаги. Для посадки растений на пришкольной территории и проведение работ - садовые инструменты и посадочный материал, который будет соответствовать данному типу почвы и затененности участка. Денежные средства взяты от сборов макулатуры. Расчет расхода материалов и их стоимости для озеленения пришкольного участка представлены в табличной форме.

Определение расхода материалов и их стоимости

Бумага (для анкетирования)

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

- Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта

- Проведена очистка территории от бытового мусора;

- Собраны семена для посадки однолетних цветов.

1. На территории весной участка будут установлены малые архитектурные формы: садовые скульптуры изготовленные руками учащихся;
2. Будет проведено озеленение территории: создание клумб;
3. Для сохранности благоустроенного участка планируется разъяснительная работа среди учащихся.

III. Заключение.

III. Заключение.

Исходя из данного проекта, каждая школа может:

составить проект реконструкции озеленения пришкольной территории с учетом соответствия санитарно-гигиеническим нормам;

провести анализ положения школы;

изучить степень запыленности воздуха в различных участках территории;

изучить видовой состав растительности и ее состояние;

определить уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию.

В ходе работы мы посещали выставки разнообразных цветов, ходили на цветочные ярмарки, консультировались с учителем биологии о растениях, которые растут как в тени, так и на солнце. Прослушав лекции о цветах, мы выбрали для своего участка петуньи и бархотки.

Мы надеемся, что наш проект выйдет именно таким, каким видим его мы ведь в школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. На нашем примере может быть, многие жители захотят превратить свои участки в маленькие волшебные страны и проявят свои творческие способности.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1.Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях с целью формирования экологической культуры.

2. Теоретические основы формирования экологической культуры школьников достаточно разработаны и описаны в научной и методической литературе.

3. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

Вопрос эстетического оформления пришкольной территории и территории прилегающей к ней остается актуальным. Осуществляя данный проект мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, получаем новые знания в области экологии, активно развиваем креативное мышление. При творческой и созидательной работе на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения.

Читайте также: