Бог урожая и плодородия в хеттской мифологии

Обновлено: 05.10.2024

Полезное

Смотреть что такое "ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ" в других словарях:

Хеттская мифология — Сидящее божество. Позднее Хеттское царство (XIII в. до н. э.) Хеттская мифология мифология … Википедия

Хеттская мифология — миф. населения Хеттского царства (Древнего, 18 16 вв. до н.э., Среднего, 15 в. до н.э., и Нового, 14 13 вв. до н.э.; к рое существовало на терр. М. Азии, состояло из трех основных обл.: страны хатти хеттов в сев. и цент. части М. Азии,… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Индоевропейская мифология — Праиндоевропейская религия политеистическая религия праиндоевропейцев, общие черты которой удаётся восстановить путём сопоставления религиозно мифологического материала различных индоевропейских народов. Содержание 1 Пантеон 1.1 Общие теории 1.2 … Википедия

ХУРРИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Источники изучения X. м. хурритские литературные сочинения, дошедшие в хеттских переложениях, ритуальные тексты из Богазкёйского архива, списки богов в хурритских и хеттских текстах, материалы ономастики. Наибольшее развитие в X. м. получили… … Энциклопедия мифологии

Хурритская мифология. — ХУРРИ́ТСКАЯ МИФОЛÓГИЯ. Источники изучения X. м. – хурритскиелитературные сочинения, дошедшие в хеттских переложениях, ритуальные тексты из Богазкёйского архива, списки богов в хурритских и хеттских текстах, материалы ономастики. Наибольшее… … Энциклопедия мифологии

Мифы народов мира — Адыгская мифология Австралийская мифология Айнов мифология Аккадская мифология Андаманская мифология Армянская мифология Африканских народов мифология Ашанти мифология Бенина мифология Ганда мифология Догонов мифология Дагомейская мифология… … Википедия

Пирва — Пирва, Пируа (хетт. Pirwa , Perwa , Pirua ) в хеттской мифологии мужское божество с не вполне ясными функциями. Пирва божество индоевропейского происхождения, вероятно, связанное с воинскими группами. Он входил в пантеоны первых… … Википедия

Индоевропейская религия — Праиндоевропейская религия политеистическая религия праиндоевропейцев, общие черты которой удаётся восстановить путём сопоставления религиозно мифологического материала различных индоевропейских народов. Содержание 1 Пантеон 1.1 Общие теории 1.2 … Википедия

1. Вурусема - Богиня Солнца у хеттов

Вурусема – Vurusema > Vorotuna – Воротуна (слав.)(ред. t/s, замена n/m)

4. Шимике – Бог Солнца у хеттов

5. Жена Шимике Айя

1. Тару (Сару) – Бог Грозы у хеттов

Тару – Taru > tor – Тор (сканд.) от tara/tarx/targ – тара/хранить/торг (слав.)
Тару – Taru > udar – удар (слав.)(ред. d/t)
На самом деле, в хеттских текстах [3] упоминаются боги Грозы dU, dU NIR, dIM которые хеттологами переводится одним именем как бог Тархус. Получается, что это вымышленное имя бога. Бог грозы у хеттов имеет обобщённое имя как бог dIM – dij imja – бог имярек (слав.).

2. Тархунт – Бог Грозы у хеттов.

3. Тешуб – Бог Грозы у хеттов

Тешуб – Teshub > bushevat – бушевать (слав.)(инв. Teshub)

4. Пирва – Бог Грозы у хеттов

Пирва – pirva > perun – Перун (слав.)(замена n/v)

5. Шарма/Шарумма – окружение Бога Грозы

6. Мецулла и Хулла – дочери Бога Грозы Тару и Богини Солнца Варусемы

7. Цинтухи – внучки Бога Грозы и Вурусемы

Боги плодородия и природы

2. Кубаба – прототип фригийской Кибебы-Кибелы

Кубаба – Кибела – Kibela > kobilja – кобыла (слав.)

Но, возможно, что Кубаба (Кумбаба) видоизменённое имя Хувава (Хвойный-слав.).
Искажённое имя Кумбаба встречается в кумранских рукописях.

3. Адамма – хуррито-северосирийская богиня, почитаемая у хеттов.

2. Каит – Богиня Зерна у хеттов

Каит – kait > core/grain/kernel – зерно (инд.-евр.) > klvt – клёв/клевать (слав.)(замена l/i)

5. Лиль – Бог Поля у хеттов

1.Вурункати/Забаба – Бог Войны у хеттов

Вурункати – Vurunkati > Varuna – Варуна (др.-инд.) -kati > Vojuna-kati – Война-кати (слав.)(ред. j/r)

Забаба – Zababa > zabava/buza - забава/буза (слав.)(ред. v/b; инв. Zababa), где буза – рукопашный бой у славян.

2. Инара – Богиня – Воин у хеттов

Инара – Inara > Varuna – Варуна (инд.) > vojna – война (слав.)(инв. Inara, пропуск v)

3. Аштаби – Бог Войны у хеттов

Аштаби – ashtabi > bitva/batalj – битва/баталия (слав.)(инв. ashtab)(замена v/sh; пропуск l)

3. Нубадиг - Бог Войны у хеттов

Нубадиг – Nubadig > voin-dikj – воин дикий (слав.)(инв. nub, ред. v/b)

4. Ярри - Бог Войны у хеттов

Ярри – Jrri > jarj – Ярый/Ярило (слав.)

Богини войны, плодородия и любви

1. Шаушка/Иштар – Богиня войны, плодородия и любви у хеттов

2. Инар – Бог мужской силы у хеттов

3. Анцили – Богиня покровительница рожениц

Миф с её участием читали в случаях, когда хотели избавить женщину от страданий во время родов. Видимо функцией богини Анцили вообще было исцеление.
Анцили – Ancili > celenj – целение (слав.)

Боги Нижнего, Подземного мира

1. Иллуянка – Змей Подземного мира

2. Яма – один из наиболее часто упоминаемых Древних богов

3. Алани – Богиня Подземного мира

Алани – Alani – olen – олень (слав.)
Хеттские боги часто изображаются, стоящими на олене.

4. Ишхара – Богиня Подземного мира

Подобна гревнегреческим богиням Мести – Эринниям.

Ишхара – Ishxara > vrshit kara – вершить кару (слав.)(замена v/i, пропуск r, ред. k/x)

5. Лелельвани - Богиня Подземного мира и умирающей и возраждающей природы

Аналогична славянскому Лелю.

6. Эа – Бог Подземных вод и Мудрости

7. Тапкина – супруга Эа

8. Аруна – Бог океана или моря

Аруна – Aruna > Varuna – Варуна (др.-инд.)(пропуск v) > vojin – воин (слав.)
Возможно, Варуна соответствует хеттской Вурусеме – Воротуна (слав.)
Варуна – Varuna > vorotuna – воротуна (слав.)
Варуна – Varuna > valun/volna – валун/волна (слав.)(ред. l/r)

9. Хасамили – Бог Кузнец, создатель мира

Хасамили – Xasamili > Xasa-mili > Xazjain-mira – хозяин мира (слав.)(ред. z/s, r/l)
Хаsan – Хасан – кузнец (тюрк.) > kuznja – кузня (слав.)( ред. z/s)

Остальные боги хеттского пантеона

1. Кушук и Каску – Боги Луны

2. Нингаль – жена Бога Луны

Нингаль – Ningal – njanja – glav – няня главы (слав.)

3. Кумарби – отец Бога Грозы

Кумарби соответствует греческому Хроносу, олицетворяющему время.

Кумарби - Kumarbi > [h]vremmja – время (слав.)(перест. m/r, ред. m/b)

4. Набарби – божество, спутник Кумарби

Набарби – Nabarbi > baraban – барабан (слав.)(инв. Nabarb)
Все спутники известных богов известны как создатели шума, песен и плясок, например, Цинтухи (у Сестры бога), куреты, карибаны ( у Кибелы).

Боги перехода между мирами

1. Апулуна – Бог Ворот у хеттов

2. Куду-Или – проводник душ

1. Агнис – Бог Огня у хеттов

2. Иршаппа - Бог Огня

Соответствует западносемитскому божеству Рашапу.

Иршаппа-Рашап > Irshapp/Rashap > pogar – пожар (слав.)(инв. irshapp/Rasap, ред. g/sh)

Боги охоты и скотоводства

1. Рутас – богиня охоты у хеттов

3. Хапанта-Ли – Бог-покровитель пастухов

Звучит как китайское имя, хотя, на самом деле, это должно быть одно славянское слово по происхождению.
Хапанта-Ли – Xapanta-Li > kopitnaji – копытный (слав.)

4. Цитхарийя – Бог-щит у хеттов

Цитхарийя – Citxarijja > schit-xranijja – щит (о)хранный (слав.)(ред. sch/c, пропуск n)

4. Хальмасуит – Бог престола

Хальмасуит – Xalmasuit > Xolm-svjatj – холм святой (слав.)

Всё это любопытно, уважаемый Тезан. Однако самоназвание хеттов - несситы. Справедливо это отметить. То есть "носатые" (что хорошо заметно и по этрускам). В Европейском Заполярье (НАО) есть поныне река Несь и село там одноименное. Порода "носатых" в тех краях тоже присутствует, частично оненеченная.

Varuna – Варуна (др.-инд.) - почему не санскрит? Варуна, как и Яма (Ямарадж), как и Агни - персонажи Вед. Как лингвисты боятся определения "санскрит", просто табу.

Браман Тилак "Северная прародина в Ведах". Книге более 100 лет. Арии пришли с Севера и сам-скрыт (язык жрецов) принесли. Миграция давно изучена комплексно. Какой "древний индийский язык", уважаемый? В Индии на санскрите никто не говорит, кроме единиц браманов. Однако молодожёны выходят на улицу и муж поднимает перст в небо со словами: "Видишь Полярную звезду, обещай следовать за мной, как за ней - звёзды". Это при том, что там Полярная - под горизонтом! Но обычай свят, как и запись о бракосочетании брамана на . бересте!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Культура хеттов представляла собой синтез всевозможных индоевропейских (хеттских и лувийских), хаттских, хурритских и месопотамских элементов. Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции бог грозы, отождествлявшийся с богами-громовниками многих традиций – от индоевропейского Пэрвы до хурритского Тессоба (с которым в конце концов и слился). Не меньше почиталась Солнечная Богиня Города Аринна, по происхождению хаттская, ее считали супругой бога грозы. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относился и хаттский Телепину – умирающее и воскресающее божество, связанное со сменой времен года. Исключительным влиянием пользовалась хурритская богиня любви, разрушения и войны Сауска, отождествленная с месопотамской Иштар; вполне возможно, что именно благодаря ее культу хетты превратились в греческих воспоминаниях в полусказочных малоазиатских амазонок. Незначительный хеттский бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона.

В результате постепенной систематизации культов в XV в. до н. э. был создан единый общегосударственный пантеон, состоявший преимущественно из хурритских богов. Его представляют скальные рельефы Язылыкая близ Хаттусы (XIII в. до н. э., время Тудхалии IV), изображающие две встречные процессии мужских и женских божеств, стоящих на зверях и птицах; по-видимому, они участвуют в обряде священного брака возглавляющих их бога и богини.


Бог грозы. Рельеф

Эта схема была усвоена хеттами и составила основной сюжет новохеттской мифологии, известный по нескольким разрозненным композициям (так что восстановление связной последовательности событий, изложенной ниже, оказывается гипотетичным). Согласно ему, когда Кумарве занял престол, изгнав своего предшественника на небеса (отчего тот и стал богом неба), он в поединке откусил богу неба мужскую силу и оттого забеременел своим будущим соперником, богом грома Тессобом. Бог подземных вод Эа (само имя этого бога хетты и хурриты заимствовали у месопотамцев) помог Тессобу родиться из тела Кумарве так, чтобы тот не убил новорожденного. Для этого Эа, угощая Кумарве обедом, подсунул ему в еду волшебный камень Кункунуцци; попав Кумарве в рот, тот пробил его череп, и в образовавшееся отверстие выскользнул наружу бог грома, а камень в благодарность был сам сделан богом.

Эа некоторое время пытался поддерживать мир между Кумарве и Тессобом, однако Кумарве все-таки напал на Тессоба. Эа в итоге перешел на его сторону (Эа вообще выступает здесь распорядителем престола богов в периоды затянувшегося соперничества, если одним ударом судьба этого престола не решалась), и ополчение богов, вдохновляемое ими (в нем участвовал почему-то и божественный камень Кункунуцци), разгромило Тессоба. Но и Кумарве не удержал престола: вместе с Эа он предпочел поставить в новые номинальные цари богов некоего совершенно мирного и безвластного бога-защитника (в правление которого даже волки не были опасны овцам, желая направлять его действия).

Оказавшиеся в полной безопасности люди перестали приносить жертвы богам, а бог-защитник стал строптив и не собирался подчиняться советам Эа. В результате Эа порвал с Кумарве и передал престол Тессобу, который, наконец, низверг бога-защитника. Кумарве бежал к Холодному озеру и там у него от божественной Скалы родился мститель Тессобу – чудовищный Улликумме, к плоти которого Кумарве потом примешал еще и камень Кункунуцци (уже помогавший ему недавно в борьбе с Тессобом). Этот камень стал телом чудовища Улликумме и одновременно каким-то образом закрывал ему глаза.

Кумарве прикрепил своего сына к плечу гиганта Упеллури, держащего свод мира. Улликумме-камень стремительно вырос и закрыл своей тенью царство богов, нависая над столицей Тессоба. Тессоб бросил против него ополчение богов, но то потерпело полное поражение. В отчаянии Тессоб обратился за помощью к Эа, и тот подсказал способ борьбы со слепым чудовищем: незаметно отпилить его от Упеллури! После этого вторая атака Тессоба на Улликумме увенчалась успехом.

Не успокоившись на этом, Кумарве попытался вступить в союз против Тессоба с Океаном – божеством водного хаоса. Порождение океанских вод, змееподобное чудовище Хедамму, способное проглотить все живое на земле, угрожало теперь царству богов, но Сауска-Иштар зачаровала его своей красотой. После этого Тессоб осилил Океан (на стороне которого против Тессоба опять выступали горы – обычные союзники Кумарве) каким-то магическим оружием. На этом войны богов кончились – все, включая Кумарве, подчинились Тессобу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ХЕТТСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

ХЕТТСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ Если в истории других стран разграничение исторических периодов (например, Древнего, Среднего и Нового царств в Египте) нередко связано с исчезновением одной династической линии и появлением другой, в хеттской истории выделение фаз не столь

Мифология

Мифология При всех отличиях, о которых мы говорили, между нами и первобытными людьми все же нет непреодолимой пропасти. Нас связывает бесчисленное множество связей — без этого не было бы и единства человеческого рода. Совершенно очевидно, что первобытные люди, как и мы,

Хеттская мифология

Хеттская мифология Культура хеттов представляла собой синтез всевозможных индоевропейских (хеттских и лувийских), хаттских, хурритских и месопотамских элементов. Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции бог грозы,

Хеттская литература и этика

Хеттская литература и этика Среди сохранившихся произведений хеттской литературы весьма интересны назидательные рассказы, а также подробные царские анналы и автобиографии, составлявшиеся, вероятно, писцами, но несущие на себе явный отпечаток личности заказчика-царя.

Хеттская культура

Хеттская культура В настоящее время ещё трудно дать систематический очерк хеттской культуры, но проблемы, которые ставятся перед исследователем при изучении хеттской культуры, представляют крупный научный интерес. Несмотря на то, что Хеттское государство в некоторые

Глава двенадцатая. ХЕТТСКАЯ КУЛЬТУРА

ЕГИПЕТСКО-ХЕТТСКАЯ ВОЙНА

ЕГИПЕТСКО-ХЕТТСКАЯ ВОЙНА Статуи Рамсеса II в Абу-СимбелеУкрепившаяся в Египте около 1345 г. до н. э. XIX династия стремилась к восстановлению пошатнувшейся мощи державы. Главными представителями этой династии стали фараон Сети I и особенно его сын Рамсес II, который правил в

Хеттская литература и этика

Хеттская официальная литература

Геттская (Хеттская) федерация, Митанни и Кисейская федерация

Геттская (Хеттская) федерация, Митанни и Кисейская федерация После раздела сфер влияния князь Рус приступил к обустройству своей части Русколани на Дону. За время длительных походов и войн в Причерноморье под его началом собралось сильное войско, состоявшее из гетов —

Мифология

Мифология Безусловно, мифы нельзя считать исчерпывающим источником для изучения религии древних греков, но, тем не менее, систему религиозных воззрений эллинов приходится реконструировать именно на основе необыкновенно богатой мифологии и ритуала. В отличие от


Хеттская мифология и Хеттская религия были религиозный верования и практики Хеттов, который создал империю, сосредоточенную на том, что сейчас индюк с. 1600 г. до н.э. - 1180 г. до н.э.

Понимание хеттской мифологии зависит от прочтения сохранившихся каменных резных фигурок, расшифровки иконологии, представленной в камни печати, интерпретация планов храмов: кроме того, есть несколько изображений божеств, так как хетты часто поклонялись своим богам через Камни хуваси, которые представляли божеств и рассматривались как священные объекты. Богов часто изображали стоящими на спинах своих животных или их можно было опознать. форма животного. [3]

Содержание

Обзор

Хотя опираясь на древняя месопотамская религия, религия Хеттов и Лувийцы сохраняет заметные элементы реконструированного Протоиндоевропейская религия. Например, Tarhunt, то Бог грома и его конфликт с змея Иллюянка напоминает конфликт между Индра и космический змей Вритра в Ведическая мифология, или же Тор и змей Jörmungandr в Норвежская мифология. Этот миф также имеет сходство с ежедневной борьбой между Re и змей Апофис в Египетская мифология.

Хеттская мифология представляет собой смесь Hattian, Хурритские и хеттские влияния. Месопотамский и Ханаанский влияния входят в мифологию Анатолии через хурритскую мифологию. Нет никаких известных подробностей того, что хетты миф о сотворении мира могло быть, но ученые предполагают, что богиня-мать Хатти, которая, как полагают, связана с концепцией "великой богини", известной из Неолит сайт Чатал Хююк мог быть супругой анатолийского бога бури (который, как полагают, связан с подобными божествами из других традиций, таких как Тор, Индра и Зевс). [7]

Священники и культовые сайты

Пороговой фигурой, посредником между тесно связанными мирами богов и человечества, были король и жрец; в ритуале, датируемом Хеттское старое царство период:

Статуя хеттского царя-жреца из базальта с костяными глазами

Боги, Бог Солнца и Бог Бури, доверили мне, королю, землю и мой дом, так что я, король, должен защищать свою землю и свой дом для себя. [8]

Хетты не проводили регулярно запланированных церемоний умиротворения богов, а вместо этого проводили ритуалы в тяжелые времена или по случаю событий. [1] [9] Миф и ритуал были тесно связаны, так как многие ритуалы были основаны на мифе и часто предполагали исполнение историй. [10] Многие ритуалы проводились в ямах, местах, которые были созданы для обозначения близости между человеком и богами, особенно теми, которые были хтоническими или связаны с землей. Этот тип ритуала ямы известен как "некромант", [9] потому что они пытались общаться с богами Другой мир и призови их в мир живых.

Город Аринна, в однодневном переходе от Хаттусы, был, пожалуй, главным культовым центром хеттов и, конечно, их важнейшим богиня солнца, известный как d UTU URU Аринна "богиня солнца Аринны". [11] Записи, найденные в списках культов, показывают, что местные культы и обычаи также были активными. [6] Традиции и статус местных культов постоянно менялись из-за отсутствия национального стандарта ритуальной практики. Небольшие праздники и периоды поклонения не всегда требовали присутствия царя-жреца, поэтому в местных местах было больше свободы действий, когда дело доходило до поклонения богам, однако король все же старался наблюдать за каждым культовым местом и храмом на своих землях, поскольку это был его долгом перед богами и своим народом. Когда король умер, он был обожествленный, который служил своему народу и верно поклонялся богам. [1] Обязанности, возложенные на царя-жреца, не были односторонними: боги должны были обеспечивать людей, если им должным образом поклонялись. Боги обладали большей частью очевидной силы, но без специальной практики и ритуалов смертных они не могли функционировать. Король Мурсили II обратился к богам с мольбой от имени своих подданных в то время, когда их сельскохозяйственные средства к существованию были тяжелыми:

«Вся земля Хатти умирает, так что никто не готовит жертвенный каравай и возлияние для вас (богов). Пахари, работавшие на полях богов, умерли, так что никто больше не работает и не жнет поля богов. Женщины-мельники, которые раньше готовили жертвенные хлебы богов, умерли, так что они больше не делают жертвенные хлебы. Что касается загона и овчарни, из которых убирали приношения овец и крупного рогатого скота, то пастухи и пастухи умерли, а загон и овчарня пусты. Итак, случается, что жертвенные хлеба, возлияния и жертвоприношения животных прекращаются. И вы приходите к нам, о боги, и обвиняете нас в этом! " [1] [12]

Очевидно, необходимо было сохранить хорошие отношения с божествами, которые были тесно связаны с природой и сельским хозяйством, такими как Аринна. Если баланс между уважением и критикой был значительно изменен, это могло означать немилость в глазах богов и, по крайней мере, очень неудачный сезон сбора урожая. Несмотря на эту опасность, хетты в основном общались со своими богами в неформальной манере, и люди часто просто просили богов без сопровождения ритуалов или помощи священников, когда это было случайным случаем. Хетты также использовали ассоциации с божественным, подобно древним египтянам, используя волю богов для оправдания человеческих действий. [5]

Божества и их мифы


Поскольку Кашчане взяли себе землю Нерик, мы постоянно отправляем ритуалы для бога бури в Нерике и для богов Нерика из Латтуши в городе Лакмиша, (а именно) хлеба, возлияния, быков и овец. [16]

Бог погоды был идентифицирован там с горой Залияну возле Нерика, ответственной за выпадение дождя на пахотные земли города.

Среди толпы некоторые выделяются как более чем местные: у Тархунта есть сын, Телипину и дочь, Инара. Инара - защитное божество ( d LAMMA) связаны с Пурули Весенний фестиваль. Ишара богиня клятвы; списки божественных свидетелей договоров, кажется, наиболее ясно представляют хеттский пантеон, [17] хотя некоторые хорошо засвидетельствованные боги по необъяснимым причинам отсутствуют. Его супруга Hattic солнечное божество. Предположительно, этой божественной паре поклонялись в близнецов. Cellas самого большого храма в Хаттуса. [14]


В XIII веке до нашей эры в надписях появляются явные жесты в сторону синкретизма. Пудухепа, королева и жрица, работала над организацией и рационализацией религии своего народа. [18] В надписи она призывает:

Богини Солнца Аринны, миледи, вы королева всех земель! В стране Хатти вы приняли имя Богини Солнца Аринны, но по отношению к земле, которую вы сделали из кедров, [19] ты взял на себя имя Hebat. [20]

Кумарби отец Тархунта; его роль в Песня Кумарби напоминает Кронос в Теогония из Гесиод. Улликумми каменное чудовище, порожденное Кумарби, напоминающее Гесиода Тифон.

Как и в мифе о Телипину, человека использовали для помощи богам в их заговорах, что еще больше подчеркивает знакомые отношения между смертным и божеством. Смертный не играет большой роли в истории, но его присутствие - скорее помощь, чем помеха. Он также подчеркивает роли, которые играли богини в мифе и в жизни. Могущественные боги провоцируют драку или делают что-то еще, чтобы создать центральную проблему каждого мифа, а затем богини убирают за ними и решают все с помощью интеллекта. К сожалению, несмотря на их полезное вмешательство, природа не может вернуться в свое статус-кво пока бог не завершит последний шаг, прежде чем наступит нормальность. Он должен проснуться и возобновить свои обязанности, или убить зверя, или какое-то другое действие, которое доказывает, что его сила выше всех остальных.

Хетты построили свою державу в тот период, когда Древний Египет и Месопотамия уже достигли своего расцвета. Молодому народу непросто было утвердиться с такими соседями, однако хетты смогли доказать своё могущество.

В древнеегипетских текстах хетты упоминаются как северный народ великих воинов, которые соблюдали жестокие ритуалы и поклонялись совсем иным, не египетским богам. Тем не менее, на хеттскую культуру немало влияние оказали традиции соседних государств. Для чего хетты проводили ритуальные сражения? Как этот народ задабривал богов? И почему некоторые исследователи считают хеттские племена славянами?

Хетты - древний воинственный народ

Хетты – древний воинственный народ

Мозаика разных культур

Как и многих других древних народов, жизнь хеттов, их быт и важные события в судьбах людей или всего государства были подчинены религии. Хеттские верования нельзя назвать уникальными – в них немало заимствований из хурритской или шумерской мифологии.

Так, например, верховным божеством считался Тешшуб. Его представляли как сурового бога грозы и войн. Один только облик этого божества говорит о том, что хеттская культура представляла собой мозаику разных верований. По образцу аналогичного бога хурритов, Тешшуб держит в одной руке молнии, а в другой сжимает топор.

Также отличительной чертой бога является бородка египетского образца. Несмотря на все эти сходства с религиозными аспектами иных народов, хетты сделали свою культуру особенной и по-своему колоритной.

Всесильные божества хеттов

Хетты верили, что их божества сопровождают людей в каждый момент их жизни. Никакое событие, имеющее важное значение для человека, не могло пройти без благословения богов. Верховный женским божеством считалась Великая Мать (Солнечная Мать).

В древнем тексте, написанном от лица хеттской царицы Пудухеппы, мы встречаем целое воззвание к этой богине. Без сомнения, власть её могла быть не менее обширной, чем у Тешшуба. Пудухеппа упоминает, что именно Солнечная Мать помогает женщинам во время родов, и просит богиню послать ей свою милость.

Со временем хеттские цари на манер египетских фараонов стали отождествлять себя с солнечными божествами. Одним из самых распространённых хеттских мифов было предание о борьбе сына Великой Матери, мифологического героя с драконом, называемым Иллуянка.

В честь победы сил добра хетты проводили весеннее празднество, что стало ассоциироваться с наступлением нового года. В честь победы над злым драконом народ устраивал ритуальные сражения, целью которых была демонстрация зрителям событий древности, запечатлённых в мифах.

Не менее почитаемым был и бог Телепину. Хетты верили, что лишь его присутствие на земле приносит плодородие, урожаи, цветение и радость. Когда же Телепину исчезал, приходили засуха и голодные времена. Символом Телепину было вечнозелёное цветущее дерево, символ жизни и вечной молодости.

Львиные врата Хаттусы - столицы Хеттской империи

Львиные врата Хаттусы – столицы Хеттской империи

Хеттские верования и суеверия

В хеттском государстве были запрещены колдовские ритуалы и магия, однако в древних текстах есть некоторые упоминания и по этому поводу. Так, в одной из хеттских табличек записано, что человек, убивший змею и произнесший при этом имя своего врага, должен пожертвовать серебряной монетой. Если же это сделает раб, то ничто не спасёт его от смерти.

В разных районах хеттской империи был культ различных божеств, что стояли во главе пантеона данного региона. Чтобы задобрить своих богов, хетты подносили им щедрые дары. Если одним божествам было достаточно подношений в виде вина и зерна, то другие требовали кровавых жертв.

Подневольные жрецы

Во время богослужения хеттские жрецы исполняли песнопения (часто ритмика этих песен могла заметно влиять на психологическое состояние исполнителя и слушателей), дополняли жертвоприношения ритуальными танцами. В последнем служители богов нередко подражали движениям животных, посвящённых богам.

Являясь особенной кастой среди народа, жрецы должны были на протяжении всей своей жизни придерживаться строгих правил, распространяющихся на священнослужителей. Ежедневно на рассвете они омывали статую своего божества, подносили ему еду и питьё.

Их жизнь – как в храмах, так и дома – была определена суровыми законами и ограничениями. Нарушение жреческого кодекса жестоко наказывалось. Более того, за нерадивость жреца должен был расплачиваться не только он сам, но и все члены его семьи.

Не менее сурово хетты наказывали тех, кто топал или плевал на дороге. В их понимании всякий путь был символом дороги в вечность, а значит, связующим звеном с предками. Разве стал бы достойный человек топтать прародителей своего народа?

Древнее изображение хеттских воинов

Древнее изображение хеттских воинов

В конце своего рассказа хочу отметить интересную деталь. Немало учёных предполагают, что хетты могли быть родственниками славян. Казалось бы, у этих народов не ничего общего, но хетты с началом упадка в своём государстве начали долгий переход на север. На Южном Урале были открыты несколько древних свидетельств существования там арийской синташтинской культуры, которая открывает нам связь и с хеттским народом. Я уверена, что со временем нам предстоит разгадать ещё немало загадок хеттов.

Читайте также: