Чек листы по химии огэ для подготовки

Обновлено: 05.10.2024

Нас с детства интересуют различные опыты. Задумываемся ли мы над тем, что, заваривая себе чай, мы проводим один из них?

Содержание

Структура экзамена

В новом учебном году появилась практическая часть по химии, которая является обязательной для всех учеников, сдающих экзамен по химии.

По данным ФИПИ в КИМе этого года предусмотрено увеличение числа заданий на сопоставление и уменьшение тестов с выбором ответа. Всего имеется 24 задания, 14 из них относятся к базовому, пять к повышенному, оставшиеся – к высокому уровню сложности.

Каждый ученик хочет получить максимальный результат. Как подготовиться к химии, чтобы его достичь? Этот вопрос интересует многих. В 2021 году максимум равняется 40 баллам. Для выпуска из школы необходимо набрать не менее 10. Всё очень просто!

Оценивание заданий ОГЭ по химии

Подготовиться к ОГЭ по химии, не зная критерии проверки невозможно! Но они достаточно просты и понятны.

Для того, чтобы набрать желаемое количество, нужно составить план, как подготовиться к ОГЭ по химии.

План подготовки к ОГЭ по химии в 2021

  • Прежде всего рекомендуем изучить и разобрать актуальную демоверсию, а также кодификатор;
  • Соберите все необходимые материалы;
  • Составьте примерный график подготовки к экзамену с учетом прописанных в кодификаторе тем;
  • Далее – изучение тем и закрепление информации на практике.

Мы советуем вам вести учет вашего прогресса, а также систематически решать пробные варианты.

Система подготовки к экзамену

Как подготовиться к ОГЭ по химии, если не учили ничего до этого? Начните с основных понятий. Изучите степени окисления веществ и связи между ними. А также другие вопросы. Освоив это, трудные темы станут намного легче.

После изучения теории, знания нужно закрепить на практике.

Сейчас мы расскажем вам, как последовательно подготовиться к ОГЭ по химии.

  • пройдитесь по теории на каждую тему;
  • просмотрите видеоуроки по ней;
  • решайте всевозможные упражнения по выбранному разделу.

Если при выполнении заданий вы все еще допускаете неточности, вернитесь к изучению теоретического материала и разберите с учителем вопросы, которые вызывают у вас трудности. Поняв структуру химических процессов, представленных в задачах, вы заметите, что ваш балл заметно возрастет.

Как бесплатно подготовиться к ОГЭ по химии

Темы для подготовки к ОГЭ по химии

Сама тематика не изменялась уже очень давно, так как основана на проверке теоретических знаний и умений, которые были получены в последние годы обучения.

Как эффективнее подготовиться к ОГЭ по химии?

Вам следует повторить названия всех элементов, их положение в таблице Менделеева. Знать условия изменения свойств атомов элементов, формулы веществ, а также виды связей в различных соединениях. Повторить органические и неорганические вещества и всё, что связано с ними. Полностью пройтись по разделу, связанному с химическими реакциями. Для успешного выполнения 8 и 22 заданий следует уделить внимание реакциям ионного обмена.

Особую сложность может возникнуть при решении задания под номером 13. В его состав множество тем: правила безопасности в лаборатории, обращение с различными веществами, приготовление растворов, а также загрязнение окружающей среды.

Это основные темы, которые нужно рассмотреть перед экзаменом, следует повторить каждый раздел, любой вопрос может встретиться в КИМе. Поэтому следует как можно тщательнее подготовиться к ОГЭ по химии.

Материалы для подготовки

Книги и справочники очень важны в процессе изучения. Что следует знать и учить, чтобы как можно лучше подготовиться к ОГЭ по химии? Нужно повторить весь школьный курс, поэтому советуем начать подготовку как можно раньше:

  1. Соберите проверенные теоретические материалы. Специалисты-разработчики рекомендуют для приобретения расширенную версию ФИПИ. В них анализируются наиболее сложные задания, представлены пояснения и ответы на часто задаваемые вопросы. Хорошим дополнением станут издательства Н. Е. Кузнецова или В. В. Еремина. Кроме того, материал хорошо представлен в учебнике А. Егорова.
  2. Выделяйте наиболее сложные темы.
  3. Материал лучше всего моментально закреплять на практике.
  4. При возникновении сложных ситуаций с конкретными темами, найдите репетитора.

Больше читайте и практикуйте полученные знания. Изучайте каждый день что-то новое и повторяйте пройденное. Это поможет вам как можно лучше подготовиться к ОГЭ по химии. Кроме того, хорошие знания обеспечат вам уверенность и вы легче справитесь с волнением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие поможет при подготовке к экзамену по химии для учащихся 9 классов.

В помощь сдающим ОГЭ

методическое пособие по химии

для учащихся 9-х классов,

Тема №1: «Строение атомов первых 20 химических элементов

Обязательный минимум знаний.

Строение атома: ядро (протоны и нейтроны) + электроны.

Число протонов (p + ) – равно порядковому номеру химического элемента (Z).

Число нейтронов (n 0 ) – равно A-Z, где А – массовое число.

Число электронов (е - ) - равно порядковому номеру химического элемента (Z).

Заряд ядра = число протонов = число электронов (+Z = p + = е - ).

Номер периода показывает – число электронных слоев в электронной оболочке атома.

Номер группы показывает – число электронов на внешнем электронном слое атома + число валентных электронов.

Валентные электроны – электроны, участвующие в образовании химической связи.

Распределение электронов по энергетическим уровням: на 1-м максимум 2 электрона, на 2-м – 8 электронов, на 3-м – 18 электронов (если уровень последний – то число электронов на нём равно номеру группы или высчитывается как разница общего числа электронов и электронов на предыдущих уровнях). Если последний (внешний) уровень атома имеет максимальное число электронов, то такой электронный слой называется завершенным (его имеют атомы благородных газов – элементы 8 группы).

Обязательный минимум знаний.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений.

В периоде слева направо:

Радиус атома уменьшается;

Металлические свойства ослабевают;

Неметаллические свойства возрастают;

Восстановительные свойства ослабевают;

Окислительные свойства возрастают;

Число валентных электронов возрастает;

Основные оксиды через амфотерные сменяются кислотными.

В группе сверху вниз:

Радиус атома возрастает;

Металлические свойства возрастают;

Неметаллические свойства ослабевают;

Восстановительные свойства возрастают;

Окислительные свойства ослабевают;

Число валентных электронов постоянно и равно номеру группы.

Обязательный минимум знаний.

Типы химических связей:

Ковалентная полярная химическая связь (образуется между атомами неметаллов с разным значением электроотрицательности или между атомами металла и неметалла с небольшой разностью в значении электроотрицательности). Например: H2S, NH3.

Ковалентная неполярная химическая связь (образуется между атомами неметаллов с одинаковым значением электроотрицательности). Например: H2, O2, P4, S8.

Ионная химическая связь (образуется между атомами неметалла и металла). Например: NaCl, CaO, K2S.

Металлическая химическая связь – характерна для металлов и сплавов. Например: Al, Cu, бронза, чугун, латунь.

Обязательный минимум знаний.

Правила расчета степени окисления:

С.о. водорода = +1 в соединениях с неметаллами и = -1 в соединениях с металлами (гидриды металлов);

С.о. кислорода = -2, кроме пероксидов (-1) и фторидов (+2);

С.о. металла = заряду его иона (в таблице растворимости);

С.о. простого вещества = 0;

Сумма с.о. всех элементов в сложном веществе = 0;

С.о. иона = заряду иона (в таблице растворимости).

Алгоритм определения степени окисления элементов в бинарных соединениях:

Выбрать более электроотрицательный элемент и найти его степень окисления, как № группы – 8. Написать над ним степень окисления.

Разделить это число на индекс другого элемента. Полученную степень окисления написать над элементом.

Алгоритм определения степени окисления неметалла в кислотах и солях:

Отделить кислород вертикальной чертой, записать сверху его степень окисления – 2 и умножить на индекс. Полученное число написать под кислородом.

Такое же число с противоположным знаком записать под левой частью формулы.

Вычесть из него число атомов водорода (для кислот) или заряд металла*индекс металла (для солей). Полученное число написать над знаком центрального элемента.

Обязательный минимум знаний.

Вещества

Простые Сложные

Металлы Неметаллы Оксиды Основания Кислоты Соли


Оксиды – бинарные соединения кислорода, в котором он проявляет степень окисления –2 (CaO, Al2O3).

CO, N2O, NO, SiO, S2O

основные амфотерные кислотные

Основания – сложные соединения, в составе которых катион металла соединен с гидроксид-анионами: Me(OH)n. Например: NaOH, Ca(OH)2. Основания могут быть растворимыми и нерастворимыми. Растворимые в воде основания – щелочи (они окрашивают индикаторы).

Кислоты – сложные соединения, в составе которых атом водорода соединен с кислотным остатком (HCl, H2SO4). Кислотный остаток может состоять из одного элемента (Cl - ) и быть сложным (SO4 - ).

Соли – сложные вещества, в составе которых катион металла соединен с кислотным остатком (NaCl, CaSO4).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

для выпускников 11 классовПодготовка чек –листа к ГИА по химииМетодист районн.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

для выпускников 11 классовПодготовка чек –листа к ГИА по химииМетодист районн.

для выпускников 11 классов
Подготовка чек –листа к ГИА по химии
Методист районного методического кабинета отдела образования администрации Новоазовского района
Дьякова Елена Станиславовна

Что такое чек-листЧек-лист — это список дел, в котором можно поставить отмет.

Чем отличается чек-лист от списка дел Чек-лист и список дел похожи: они помо.

Чем отличается чек-лист от
списка дел

Чек-лист и список дел похожи: они помогают держать дела в памяти и содержат инструкцию, как достигнуть цели. На этом сходства заканчиваются.
Чек-лист создают для контроля постоянных процессов.
А список дел — для конкретной ситуации, его используют один раз.
Еще одно отличие — задачи в списках дел можно отменить или перенести.
В чек-листе нужно выполнять каждый пункт, причем часто важна
последовательность действий.
К примеру, для праздничного ужина нужно купить продукты, выбрать
подходящую посуду — это список дел.
А рецепт какого-либо блюда — это чек-лист. Дела меняются в зависимости от
условий, а чек-лист — нет.

Зачем нужен чек-листЧек-листы используют, чтобы организовать процессы. Часто.

Зачем нужен чек-лист
Чек-листы используют, чтобы организовать процессы.
Часто чек-листы — это не подробный перечень задач, а список пунктов, обязательных к проверке.
Их используют для разных целей.
Например, для подготовки к экзаменам.

Преимущества чек-листовЧек-листы решают множество задач: Систематизируют про.

Преимущества чек-листов
Чек-листы решают множество задач:
Систематизируют процесс. Чек-лист разбивает сложную работу на части и помогает не упустить из внимания важные детали.
Повышают производительность и исключают ошибки. План действий уже готов, можно сосредоточиться на главном.
Облегчают делегирование. С помощью готовой инструкции выпускнику
будет проще разобраться в новой задаче без потери качества.
Снижают необходимость в контроле. Учитель может отследить ход работ и корректировать процесс на любом этапе. Четкий алгоритм облегчает
проверку задач.
Чек-лист — это еще и инструмент личной эффективности: он
дисциплинирует и мотивирует.
Так ты понимаете, сколько сделано и сколько осталось. Это придает силы для новых достижений.

Как правильно составить чек-листОпределить цель. Не нужно стараться решить в.

Как правильно составить
чек-лист
Определить цель. Не нужно стараться решить все сразу. Лучше выбрать
более конкретную задачу и подробно расписать её пошаговое решение.
Учесть последовательность действий. В чек-листах, в отличие от
инструкций, это не так критично, но порядок и логика помогут ускорить процесс.
Структурировать информацию. Сто пунктов подряд запутают кого
угодно. Лучше разделить шаги на тематические блоки.
Писать просто и понятно. Одно действие — один пункт. Только важное, без лишней информации. Если текста много, лучше разбить на несколько подпунктов.
Стараться сделать чек-лист универсальным. То есть учесть, что им
могут пользоваться и другие люди. Тогда чек-лист поможет делегировать
работу и лучше понять, и оптимизировать процесс.

Инструкция, как использовать чек-лист на максимум:— Распечатайте и повесьте.

Инструкция, как использовать
чек-лист на максимум:
— Распечатайте и повесьте его на видное место;

— Отметьте темы, которые вы уже хорошо знаете, также постепенно отмечайте темы, которые проходите;

— Попробуйте устроить для себя челлендж, но сделайте так, чтобы он действительно мотивировал вас!

Чек-лист подготовки к ГИА 2022 Неорганика 1.Классфикация неорганических веще.

Чек-лист подготовки к
ГИА 2022
Неорганика
1.Классфикация неорганических веществ
2.Номенклатура неорганических веществ
(тривиальная и международная)
ХАРАКТЕРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ
1.щелочные металлы
2.щелочноземельные металлы
3.магний
4.алюминий
5.медь
6.цинк
7.хром
8.железо
9.водород
10.галогены
11.халькогены: кислород и сера
12.пниктогены: азот и фосфор
13.углерод и кремний

Чек-лист подготовки к ГИА 2022 ХАРАКТЕРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЛОЖНЫХ ВЕЩЕС.

Чек-лист подготовки к ГИА 2022
ХАРАКТЕРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВ
1.оксиды:
-оснóвные
-амфотерные
кислотные
2.гидроксиды:
основания
- амфотерных гидроксиды
кислоты
3.соли:
-средние
-кислые
-оснóвные
-комплексные (на примере соединений Al и Zn)
4.взаимосвязь неорганических веществ

Чек-лист подготовки к ГИА 2022 Органика 1.Теория строения органических соедин.

Чек-лист подготовки к ГИА 2022
Органика
1.Теория строения органических соединений:
гомология
-изомерия
2.Гибридизация атомных орбиталей углерода.

ХАРАКТЕРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА УГЛЕВОДОРОДОВ
1.алканы
2.циклоалканы
3.алкены
4.алкадииены
5.алкины
6.арены:
бензол
гомологи бензола
стирол

Чек-лист подготовки к ГИА 2022 ХАРАКТЕРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОРОДСОДЕР.

Чек-лист подготовки к ГИА 2022
ХАРАКТЕРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИХ СОЕДИНЕНИЙ
1.одноатомные спирты
2.многоатомные спирты
3.простые эфиры
4.фенолы
5.альдегиды и кетоны
6.карбоновые кислоты
7.производные карбоновых кислот
8.сложные эфиры
ХАРАКТЕРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
АЗОТСОДЕРЖАЩИХ СОЕДИНЕНИЙ
1.амины
2.аминокислоты
БИОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА
1.белки
2.жиры
3.углеводы

Чек-лист подготовки к ГИА 2022 Общая химия 1.строение атома 2.периодический.

Чек-лист подготовки к ГИА 2022
Общая химия
1.строение атома
2.периодический закон
3.степень окисления
4.валентность
5.типы химических связей
6.типы кристаллических решеток
7.классификация реакций
8.электролиз
9.гидролиз
10.химическое равновесие
11.скорость химической реакции

Чек-лист подготовки к ГИА 2022 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ 1.правила работы в лаборатории.

Чек-лист подготовки к ГИА 2022
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
1.правила работы в лаборатории
2.лабораторная посуда и оборудование
3.методы разделения смесей и очистки веществ
4.общие научные принципы химического производства
промышленное получение аммиака
-промышленное получение серной кислоты
промышленное получение метанола
4.природные источники углеводородов, их переработка
5.полимеры
6.пластмассы
7.волокна
8.каучуки
9.способы применения веществ
10.способы получения веществ

Чек-лист подготовки к ГИА 2022 РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ 1.расчёты с использованием.

Чек-лист подготовки к ГИА 2022
РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

Breaking good: как сдать ОГЭ по химии

Две модели экзамена. Есть два варианта ОГЭ по химии — с экспериментом и без. То, какой вариант вы будете писать, зависит от оснащённости и техническо-материальных возможностей школы, в которой проходит экзамен. Учителя, как правило, знают, какая модель ОГЭ по химии будет у их учеников, поэтому советую выяснить этот вопрос у своего преподавателя заранее.

Баллы. Максимальное количество баллов за ОГЭ без эксперимента — 34, с экспериментом — 38.

1 балл — с 1 по 15 задание.

2 балла — с 16 по 19 задания, если ответ полностью верен. Если допущена одна ошибка, за эти задания поставят 1 балл.

3 балла — за 20 и 21 задание.

4 балла — за 22 задание в экзамене с экспериментом.

5 баллов — за 22 задание в экзамене без эксперимента и 23 задание в экзамене с экспериментом.

В ОГЭ есть шкала, по которой первичные баллы, полученные за экзамен, переводятся в пятибалльную систему. Обычно шкала остаётся одинаковой в каждом году, но после сдачи экзамена лучше уточнить, не изменились ли правила.

Шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной системе в 2018 году

Отметка по пятибалльной системе 2 3 4 5
Первичные баллы ОГЭ 0–8 9–17 18–26 27–34
Шкала для экзамена без эксперимента
Отметка по пятибалльной системе 2 3 4 5
Первичные баллы ОГЭ 0–8 9–18 19–28 29–38
Шкала для экзамена с экспериментом

Как готовиться

Когда лучше начинать. К ОГЭ по химии я советую готовиться с 9 класса, но подготовка к экзаменам — вопрос индивидуальный. В целом ученики лучше справляются с ОГЭ по химии, чем с ЕГЭ, и одного года вполне хватает даже при изучении предмета с нуля. Скорее всего, это связано с тем, что от ОГЭ не зависит поступление в вуз. Чем меньше школьники нервничают, тем лучше концентрируются на заданиях. Частично это связано с темами: большинство из них проходят в девятом классе, а сдавать экзамен со свежими знаниями всегда проще.

Как выстроить подготовку. Если вы раньше совсем не изучали химию, начните с основ: хорошо уясните для себя, что такое вещество и элемент, какое строение у молекул и атомов, какие связи могут быть между веществами и какие классы веществ существуют, что такое степень окисления и другие вопросы, которые рассматриваются на уроках химии в восьмом классе. После освоения этой базы более сложные темы будут даваться гораздо проще.

Также я советую завести список, в который будете последовательно добавлять информацию о самых распространенных веществах. Например, если вы прочитали параграф про соединения азота, сразу выписывайте все характеристика его оксидов, физические свойства, качественные реакции, применение и специфические особенности.

Я рекомендую начать подготовку с тематических сборников — в ОГЭ по химии не столько важен навык решения задач, сколько понимание предмета. По моему опыту, эффективнее сначала изучать одну тему и тут же закрепить знания, выполняя по этой теме различные виды заданий из сборника.

  • изучите одну тему в учебнике;
  • посмотрите дополнительные материалы, например, лекции или вебинары по той же теме;
  • решайте разные виды задач именно по этой теме.

Если при решении задач вы чувствуете, что делаете много ошибок или тратите много времени, вернитесь к теории и обсудите с преподавателем те вопросы, которые остались непонятными. Как только вы начнёте понимать логику тех химических процессов, которые представлены в задачах, вы будете справлять с ними гораздо лучше.





Как правильно пользоваться википедией. Русскоязычная википедия — неплохой ресурс для уточнения информации или поиска ответа на конкретный вопрос в рамках школьной программы. При подготовке к ОГЭ по химии вы вполне можете использовать его как справочник.

На какие задания обратить особое внимание

Задание № 13. Вызывает сложности, потому что в него включают очень разные темы: правила работы в лаборатории, правила обращения с различными веществами, проблемы безопасности, очистка веществ, приготовление растворов, загрязнение окружающей среды.

Для ответа на него нужно обладать широким кругозором и уметь отвечать на такие вопросы, как:

  • Что способствует появлению озоновых дыр?
  • Какое вещество из приведённых токсично? Какой газ безопасен?
  • Что делать при отравлении химическим веществом?


Задание № 18. Задание на пересечение множеств. Приводятся вещества в паре — добавив к ним третье вещество, нужно определить, что находится в каждой из пробирок.

Чтобы хорошо выполнять такой тип заданий, я советую при изучении веществ всегда их визуализировать. Как только видите значок химического вещества, назовите его вслух полностью и подробно опишите: какие у него цвет, консистенция, запах, свойства.

Однажды один из моих учеников не смог быстро ответить, растворяется ли уголь в воде, потому что перед глазами у него был только химический знак C. Если бы он представил, как выглядит обычный кусок угля, то уравнение С+H2O его совсем не смутило.


Общий алгоритм решения таких заданий:

  • определите, какими ионами и/или функциональными группами различаются вещества;
  • вспомните качественные реакции для этих ионов/функциональных групп — возможно, вы сразу обнаружите подходящий ответ;
  • в реакции должны быть визуальные изменения: изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка, растворение осадка.Например, реакция нейтрализации раствора едкого натра соляной кислотой не сопровождается визуальными изменениями. Происходит сливание двух бесцветных растворов и образование третьего бесцветного раствора соли. Определить, что произошла нейтрализация, можно с помощью индикатора.

Обратите внимание, что визуальные признаки реакции должны отличаться. Нельзя, например, различить два белых желеобразных осадка. Чтобы ничего не перепутать, во время подготовки к экзамену отмечайте цвета осадков на распечатанной таблице растворимости

Задание № 19. Нужно определить, с каким набором веществ реагирует исходное соединение. Для выполнения задания важно знать не только общие правила, но и специфические свойства элементов.

Выполняя это задание, в первую очередь определите, к какому классу относится указанное соединение: например, окислитель это или восстановитель. После определения класса вещества вспомните, с какими веществами этот класс взаимодействует, а с какими — нет. Затем определите специфические свойства этого элемента или соединения. Например, если у вас в задании галоген, важно тут же вспомнить, что он не взаимодействует с кислородом. Зная эти факты, вы сможете вычёркивать ответы, где есть кислород.

Помните, что помимо типовых реакций, характерных для определённого класса веществ, соединение может вступать в окислительно-восстановительные реакции. По степени окисления элемента вы сможете определить, какая роль наиболее характерна для рассматриваемого вещества.

Важное уточнение, которое касается заданий № 18 и 19: цифры могут повторяться. То есть элементы правого столбца могут подходить к нескольким элементам из левого столбца. Многие школьники определяют первое вещество и вычёркивают его. Сложность в том, что весь правый столбец нужно рассматривать для работы с каждым элементом слева.


Задание № 22. Даётся список веществ, и необходимо получить заданное соединение в две стадии, описать признаки реакций и записать сокращённое ионное уравнение одной из реакций.

Приведены 5–6 веществ, из которых нужно составить несколько пар взаимодействия и их посчитать. Для этого нужно время, а его на экзамене часто не хватает. Если вы не выработали определённый подход к решению таких задач, то начнёте решать их сложным путём — возьмёте одно вещество и будете писать реакции с остальными пятью. Чтобы сэкономить время на этом задании, важно чётко понимать, как из одного класса веществ перейти в другой. Учиться этому нужно, когда вы начали изучать свойства основных классов веществ. То есть запоминать или выписывать, из каких, например, оксидов можно получить гидроксид, а из каких нельзя, как из оксида получить соль и так далее.

Обратите внимание, что получить заданное соединение нужно именно в две стадии — не в одну. Иногда напрашивается элегантное решение в одну стадию, но нужно помнить о формулировке вопроса и отвечать на него чётко. Также обязательно описывайте признаки реакций: описание признаков каждой реакции даёт 1 балл.


Что помогает усваивать материал

В естественных науках, как и при изучении языков, запоминать материал помогают ассоциации. Некоторые школьники придумывают стихи или зарисовывают разные реакции.

Выпишите для себя понятия, с которыми часто возникает путаница: окислители и восстановители, калий и кальций. Обратите внимание, какие ошибки вы делаете чаще всего и научитеcь их избегать. Например, один из моих учеников нарисовал целый комикс по темам, которые сложно ему давались.


Главное, что действительно помогает при подготовке, — дисциплина. Советую тренировать её именно при подготовке к ОГЭ. Тогда к 11 классу уже выработается навык регулярно заниматься и на выпускном экзамене будет гораздо меньше стресса.

Помните, что в химии не столько важна зубрёжка, сколько понимание. Заучивание поможет выполнить только небольшую часть заданий, для всего остального нужна логика. Когда вы будете изучать основные темы в начале года, постарайтесь не просто выучить теорию из учебника, а понять, как это работает.

Что ещё важно запомнить

2. В заданиях, где нужно выбрать один правильный ответ из четырёх, прочитайте все четыре варианта. Даже если первый вариант ответа кажется вам наиболее очевидным и единственно правильным, проверьте себя.

3. Если долго не можете найти правильный ответ, действуйте от обратного: начните вычёркивать варианты, которые точно не подходят.

4. При решении расчётных задач (в ОГЭ их обычно две) важно хотя бы примерно прикидывать, какой ответ вы должны получать в конце. При подсчёте на калькуляторе можно нажать не на ту кнопку. Если вы сразу бездумно запишете готовый ответ и не будете сравнить его с примерными расчётами, то совершите грубую ошибку только из-за невнимательности.

5. Научитесь соблюдать размерность. Если вы граммы делите на грамм, то получаете долю. Если грамм делить на грамм и умножить на процент, ответ будет уже в процентах. Если в задаче что-то приведено в килограммах, а что-то в граммах, то надо свести это к одной единице измерения.

6. Помните о том, что в заданиях № 18 и 19 цифры могут повторяться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

ЕГЭ по химии

Запланирован на 27 мая 2022 года. Полный перечень тем, которые необходимо знать, что бы получить максимальный балл представлены ниже:

Строение атомов и ионов:

Закономерности изменения свойств в периодах и группах ПС:

  • Металлические и неметаллические свойства.
  • Окислительные и восстановительные свойства.
  • Электроотрицательность.
  • Атомный радиус.
  • Кислотные и основные свойства оксидов, гидроксидов, водородных соединений.

Валентность и степень окисления:

  • Низшие и высшие степени окисления.
  • Низшая и высшая валентность.
  • Элементы-исключения (высшая валентность или высшая степень окисления не соответствует номеру группы).
  • Элементы с постоянной валентностью.
  • Элементы с постоянной степенью окисления в соединениях.
  • Возможные промежуточные степени окисления.

Химические связи и кристаллические решетки

  • Ковалентная неполярная связь.
  • Ковалентная полярная связь.
  • Донорно-акцепторный механизм образования ковалентных связей.
  • Ионная связь.
  • Металлическая связь.
  • Водородная связь.
  • Длина связи.
  • Энергия связи.
  • Аморфные вещества.
  • Молекулярная решетка.
  • Атомная решетка.
  • Ионная решетка.
  • Металлическая решетка.
  • Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
  • Зависимость физических свойств от типа решетки.

Классификация веществ в неорганической химии:

  • Оксиды (кислотные, основные, амфотерные, несолеобразующие).
  • Гидроксиды (кислотные, основные, амфотерные)
  • Кислоты (одноосновные, двухосновные, многоосновные, кислородсодержащие и бескислородные, сильные и слабые).
  • Основания (растворимые и нерастворимые).
  • Соли (нормальные, кислые, основные).

Подготовка к ЕГЭ по химии

Задания 6, 7, 8, 9, 31

Химические свойства неорганических веществ:

  • Химические свойства простых веществ-металлов (реакции с неметаллами, кислотами, солями, оксидами). Особые свойства алюминия, цинка, бериллия.
  • Химические свойства простых веществ-неметаллов (реакции с металлами и другими неметаллами, щелочами, концентрированными кислотами, водой, замещение одними неметаллами других).
  • Характерные химические свойства основных оксидов (взаимодействие с водой, кислотами, кислотными оксидами, восстановителями). Получение основных оксидов.
  • Характерные химические свойства кислотных оксидов (взаимодействие с основаниями и основными оксидами, водой). Получение кислотных оксидов.
  • Химические свойства растворимых и нерастворимых оснований (реакции с кислотными оксидами и кислотами, амфотерными гидроксидами, солями средними и кислыми).
  • Химические свойства кислот (взаимодействие с оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, металлами, солями средними и кислыми).
  • Химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов (взаимодействие со щелочами и кислотами, растворами некоторых солей и оксидами). Образование комплексных солей. Номенклатура и химические свойства комплексных солей (реакции с некоторыми кислотами и солями, разложение при нагревании).
  • Химические свойства солей (взаимодействие со щелочами и раствором аммиака, с кислотами, друг с другом, с некоторыми оксидами и металлами).
  • Соединения металлов IА-группы. Тривиальные названия (глауберова соль, едкий натр, поташ, селитра чилийская, кальцинированная сода, питьевая сода).
  • Соединения металлов IА-группы. Образование оксидов и пероксидов, нитридов, гидридов, сульфидов, фосфидов, галогенидов, карбидов. Гидролиз нитридов, фосфидов, гидридов, карбидов.
  • Соединения металлов IА-группы. Взаимодействие со сложными веществами: водой, аммиаком, спиртами и некоторыми алкинами.
  • Окрашивание пламени солями щелочных металлов.
  • Соединения металлов IIА-группы. Тривиальные названия (доломит, известняк, мрамор, мел, негашеная известь, гашеная известь, известковое молоко).
  • Соединения металлов IIА-группы. Образование галогенидов, оксидов, пероксидов, гидридов, сульфидов, карбидов, нитридов и фосфидов.
  • Соединения металлов IIА-группы. Реакции с водой.
  • Окраска пламени солями щелочноземельных металлов.
  • Жесткость воды и методы её устранения.
  • Медь: тривиальные названия (малахит, медный купорос); получение из оксидов, из солей путем замещения и электролизом; Взаимодействие с галогенами, кислородом, азотной и серной кислотой.
  • Оксид меди I: цвет, восстановительные свойства, образование комплексов с раствором аммиака.
  • Оксид меди II: цвет, типичные химические свойства.
  • Гидроксид меди II: цвет, типичные химические свойства оснований. Комплексообразование.
  • Хром: методы получения; взаимодействие с азотной и серной кислотой, с кислородом, соляной кислотой и хлороводородом на воздухе.
  • Оксид хрома III: получение путём разложения дихромата аммония и дихромата калия. Характерные амфотерные свойства.
  • Оксид хрома VI: образование хромовой и дихромовой кислоты, хромата и дихромата калия/натрия.
  • Окислительно-восстановительные свойства оксида хрома III, оксида хрома VI, хромата и дихромата калия/натрия.
  • Оксид марганца IV: цвет, ОВ-свойства.
  • Окислительно-восстановительные свойства манганатов и перманганатов. Цвета растворов.
  • Железо. Особенности взаимодействия железа с кислородом, галогенами и соляной кислотой, с концентрированной серной и азотной кислотой.
  • Оксид железа II: получение, ОВ-свойства, свойства типичного основного оксида, цвет. Гидроксид железа II: цвет, получение.
  • Оксид железа III: получение, цвет, характерные амфотерные свойства, ОВ-свойства. Гидроксид железа III: цвет, получение, характерные амфотерные свойства.
  • Железная окалина: получение, ОВ-свойства.
  • Соли железа II: хлористое железо, железный купорос, желтая кровяная соль. Качественные реакции на соли железа II.
  • Соли железа III: хлорное железо, красная кровяная соль. Качественные реакции на соли железа III.
  • Водород: взаимодействие с металлами и неметаллами. Восстановительные свойства при реакциях со сложными веществами: оксидами и галогенидами.
  • Лабораторные методы получения водорода (из кислот, щелочей, воды, гидридов). Промышленные методы получения водорода (электролизом, конверсией метана, крекингом углеводородов).
  • Взаимодействие воды с металлами и неметаллами, амфотерные свойства воды. Получение и ОВ-свойства пероксида водорода.
  • Агрегатное состояние и цвет элементов VIIА-группы (галогенов). Изменение окислительной активности в ряду галогенов на примере взаимодействия их с серой, фосфором, железом. Замещение одного галогена другим. Взаимодействие галогенов с водой и щелочами.
  • Хлорсодержащие кислоты: хлорная, хлористая, хлорноватая, хлорноватистая, соответствующие им соли, их ОВ-свойства. Бертолетова соль, белильная известь, хлорка.
  • Кислород: почему не проявляет степень окисления +6? Методы получения (из хлората калия, нитратов щелочных металлов, перманганата калия, оксида ртути II, пероксидов, электролизом, фракционной возгонкой).
  • Кислород: образование оксидов, пероксидов, окалины. С какими элементами не реагирует? Реакции с серой и азотом. Реакции с сульфидами, метанов, сероводородом. Взаимодействие с оксидами металлов в промежуточной степени окисления.
  • Сера: цвет, формулы: свинцового блеска, цинковой обманки, железного колчедана, серного колчедана, пирита. Получение серы из пирита, диоксида серы, сероводорода. Аллотропные модификации серы.
  • Химические свойства серы: с какими элементами сера ведет себя как окислитель? Восстановительные свойства серы (реакции, в которых сера принимает значение степени окисления +4 и +6). Реакция серы со щелочами.
  • Сероводород и сероводородная кислота: физические свойства, восстановительные свойства сульфид-иона. Качественные реакции на сульфид-ион. Получение сульфидов и гидросульфидов.
  • Сравнение оксида серы IV и оксида серы VI: взаимодействие с водой, основными оксидами, основаниями, ОВ-свойства.
  • Сравнение реакционной способности концентрированной и разбавленной серной кислоты.
  • Разложение сульфатов. Качественные реакции на сульфат- и сульфит-ион.
  • Азот и фосфор как простые вещества: сравнение свойств: агрегатное состояние, аллотропные модификации, взаимодействие с кислородом, водородом, металлами, серой, щелочами, кислотами.
  • Сравнение свойств аммиака и фосфина: цвет, запах, токсичность, наличие водородных связей, растворимость, реакции с водой, кислотами, горение, восстановительные свойства.
  • Нашатырь и нашатырный спирт. Качественные реакции на соли аммония. Разложение нитрита и нитрата аммония. Реакция раствора аммиака с растворимыми солями железа, меди, магния.
  • Наиболее распространенные оксиды азота: NO и NO2, методы их получения, ОВ-свойства. Взаимодействие NO2 с водой и щелочами без доступа кислорода и в его присутствии.
  • Сравнение концентрированной и разбавленной азотной кислоты.
  • Фосфорный ангидрид: получение, взаимодействие с избытком и недостатком воды или щелочи, водоотнимающие свойства.
  • Аллотропные модификации углерода. Взаимодействие с кислородом, водородом, серой, кремнием, восстановительная активность.Сравнение угарного и углекислого газа: строение, получение, ОВ-свойства, взаимодействие со щелочами. Химические свойства угольной кислоты.
  • Кремний: методы получения, взаимодействие с водородом и галогенами, ОВ-свойства, реакция с щелочами, растворение в смеси азотной и плавиковой кислоты. Оксид кремния IV. Кремниевая кислота.

Классификация и номенклатура органических соединений

  • Классификация углеводородов.
  • Классификация кислород- и азотсодержащих органических соединений.
  • Общие формулы и функциональные группы.
  • Номенклатура органических соединений

Теория строения органических соединений.

  • Гибридизация атомных орбиталей углерода.
  • Гомология и изомерия. Основные типы изомерии.
  • Типы связей в органических веществах.

Задания 12–16, 32

Органическая химия. Строение, получение, применение, химические и физические свойства:

  • Алканов
  • Алкенов
  • Диенов
  • Алкинов
  • Циклоалканов
  • Аренов
  • Спиртов
  • Карбонильных соединений
  • Карбоновых кислот
  • Аминов
  • Анилина
  • Аминокислот
  • Белков
  • Жиров
  • Углеводов

Конспекты и тесты по химии по стандарта ФИПИ

Классификация химических реакций

  • Классификация химических реакций в неорганической химии.
  • Классификация химических реакций в органической химии.

Скорость химической реакции

  • Зависимость скорости химической реакции от концентрации, температуры, давления, агрегатного состояния.

Окислительно-восстановительные реакции

  • Определение окислителей и восстановителей. Типичные окислители и восстановители, и продукты их окисления и восстановления.
  • Молекулы и ионы как окислители и восстановители.
  • Расстановка коэффициентов с помощью электронного баланса.
  • Расстановка коэффициентов с помощью ионно-электронного баланса.

Электролиз

  • Электролиз в расплавах.
  • Электролиз в растворах. Катодные и анодные процессы.
  • Получение веществ электролизом.

Гидролиз

  • Классификация солей по способности гидролизоваться.
  • Среда растворов, рН.

Химическое равновесие

  • Смещение химического равновесия при различных воздействиях.

Решение задач по равновесным концентрациям

Качественные реакции

  • Качественные реакции в неорганической химии.
  • Качественные реакции в органической химии.

Химическая промышленность

  • Применение органических веществ в быту.
  • Применение неорганических веществ в быту.
  • Полимеры и их применение. Реакции полимеризации и конденсации.
  • Классификация волокон и их получение.
  • Производство серной и азотной кислоты, аммиака, метанола.
  • Правила работы в лаборатории.
  • Лабораторные приборы и посуда.
  • Методы разделения смесей. Очистка веществ.

Задачи на растворы

Расчеты по термохимическим уравнениям

Расчеты по химическим уравнениям

Реакции ионного обмена

  • Электролиты и неэлектролиты, сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена.

Задачи повышенного уровня сложности (общая и неорганическая химия)

Установление молекулярной и структурной формулы вещества

Читайте также: