Чернели чернота чернеют черника чернее чернела

Обновлено: 19.09.2024

§92. Роль ударения в формообразовании и словообразовании.


Большую, хотя и вспомогательную, роль в образовании слов и их форм играет ударение (см. § 60). В некоторых случаях родственные слова отличаются друг от друга ударением и связанными с местом ударения особенностями произношения гласных звуков (§ 74), например: вéрхом – верхóм, бéгом – бегóм, кргом – кругóм. То же самое наблюдается и при образовании некоторых форм слов, например: нóги, гóловы – именительный падеж множественного числа; ног, голов родительный падеж единственного числа.

§ 93. Основы слов.

Если в какой-нибудь форме слова мы отбросим окончание, то получим основу этой формы: рук-а (основа рук-), вин-тов-к-а (основа винтовк-). Если в слове есть формообразующий суффикс, то основой является часть слова без этого суффикса: у глаголов прошедшего времени (чита-л) и у прилагательных сравнительной степени (умн-ее, шир-е).

Одно и то же слово в разных формах может иметь разные основы: изуча-л (основа изуча-), изучаю (основа изучаj-). Ср.: осты-ть и остын-у; умере-ть, умр-у и умер ит. п.

Если у слова есть окончание, суффиксы стоят между корнем и окончанием; чит-а-ешь (суффикс а + j), при отсутствии окончания суффикс может оказаться на конце слова: сказа-в (суффикс -в).

В русском языке имеется глагольный суффикс -ся (-сь), своеобразие которого заключается в том, что он располагается после окончания: нес-ёт-ся (окончание -ёт), бер-у-сь (окончание -у).

Основа может состоять из одного корня: вод-а (основа вод-), нес-ти (основа нес-), бел-ый (основа бел-). Такая основа называется непроизводной или простой. Кроме корня, основа может включать в свой состав суффиксы и приставки: вод-иц-а (основа вод-иц-), бел-оват-ый (основа бел-оват-), при-нес-л-а (основа при-нес-). Такая основа называется производной.

Производящие основы выделяют по соотношению с производными. Каждой производной основе соответствует основа производящая. Производящей называют основу, которая используется при образовании производной. Значение производящей основы мотивирует значение производной, а форма служит базой для построения производной. Обычно производная основа включает в свой состав производящую и какое-либо словообразовательное средство. Сравни:

Производящая основа Производная основа

тигр тигрёнок

паровоз паровозик

писатель писательница

говорить заговорить

Как видно из примеров, сами производящие основы могут быть как непроизводными (тигр, говорить), так и производными (пар-о-воз, писа-тель).

Упражнение 92 . Выпишите формы одного и того же слова. Выделите корни.

1) Чернели, чернота, чернеют, черника, чернее, чернела; 2) белый, побелка, белая, белила, белизна, белое, забелить, побелеть; 3) гора, пригорок, гористый, горный, предгорье, горы.

93. Произведите морфемный анализ слов и объясните (устно) на основании значения корня, почему данные предметы и действия так названы.

Образец. 0-пён-ок – гриб; опёнки растут кучками около пней.

Черника, рыжик, рябчик, рогатка, напёрсток, перина, покрывало, мыло, рукавица, плетень, подосиновик, огород, мороженое, замаскироваться, пугало, словарь, голубика.

94. Выпишите однокоренные слова сначала с одним корнем, затем с другим. Корень выделите.

1) Вода, водить, безводный, заводь, заводить, водитель, водица, водиться, водник, наводить, развод, наводнение, переводчик, подводник, наводчик, обводнение, уводить, сводка, обезводить, привод, отводить.

2) Hoc, носить, носильщик, носик, переносица, вынос, носилки, носовой, носитель, разносчик, перенос, занос, нанос.

95. К следующим глаголам подберите родственные приставочные глаголы, противоположные по смыслу данным. Выделите приставки и объясните их значение.

Образец. Выходить из города – входить в город.

Разъединить провода, разобрать винтовку, развязать узел, расплести косу; отступать от города, отклеить марку от конверта, отнести книги, отодвинуть стол; приехать к брату, прилепить пластырь;

въезжать в Москву.
96. К следующим словам подберите родственные слова, постепенно отбрасывая приставки и суффиксы, пока не дойдёте до слова с непроизводной или самой коротой производной основой. Образец. Учительство – учитель-ство – учи-тель – уч-ить (ср.: уч-у, уч-ишь, уч-ат).

Обвинительный, небесспорный, безукоризненный, небезызвестный, рассмотрение, образованность, перевыполнить, переходный, порыбачить, раздаривать, преподносить, преодолевать, попустительствовать, попридержать, обобществить, порассказали, безжизненный, обезвредить, безрассудный.

97. Укажите, в каком классе учащиеся начальной школы знакомятся с составом слова. Установите, как определяются значащие части слова (корень, приставка, суффикс, окончание) в учебниках русского языка для начальной школы.

Кто (н..)когда (н..)видал как растёт клюква, тот может 6 очень долго идти по болоту и (н..)зам..чать что он по клюкв.. идёт.4 Вот взять ягоду ч..рнику, — та р..стёт и её вид..шь ст..б..лёч..к тоненький тянется (в)верх, по ст..- б..льку, как крыл..шки в разные стороны зелёные малень­кие листики и у листиков сидят мелким горошком 2 чер­нички ч..рные ягодки с синим пушком. Так же брусника (кровяно)красная 5 ягодка листики (тёмно)зелёные, плотные (н..)ж..лтеют даже под снегом и так много бывает ягоды что место, кажется кровью полито. Ещё растёт в болоте г..лубика кустиком, ягода голубая более крупная, не прой­дёшь 2 (н..)заметив. В глухих местах где живёт огромная птица глухарь, встречается 2 костяника 6 , (красно)рубиновая 5 ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправ.. . Только у нас одна-единственная ягода клюква, особен(?)о ран(?)ей весной, пряч..тся в болотной кочк.. и почти (н..)видима (с)верху 5 .

Подобрать слова с корнем -черн-? Как подобрать несколько однокоренных слов, где корень -черн-.

С корнем "черн" можно подобрать следующие слова:

существительные: "чернота", "чернь", "чернушка", "чернозем", "чернослив", "чернильница", "черновик", "черника", "Чернигов", "Черногория",

прилагательные: "черный", "черноземный", "черноокий", "черноволосый", "чернявый", "чернобровый", "черничный", "черно-белый", "черновой",

глаголы: "чернеть", "почернеть", "очернить",

С корнем "черн" есть довольно обширное количество слов, тем более, что черный цвет - один из распространенных цветов, но есть и слова с этим корнем, имеющим дополнительное значение.Итак начнем черный, чернозем (слово сложное), Черногор (сказочный герой из "Руслана и Людмилы А.Пушкина), очернить (унизить человека поклепами), черноокая (красавица с красивыми черными глзами), чернота, чернила, черносотенный (в отрицательном смысле), чернослив, черника, Чернигов, черновой (вариант),черновик и так далее

Существительные: чернота, чернь, черника, черновик, чернозём, чернила, чернец (устаревший синоним монаха).

Прилагательные: чёрный, черноплодный (рябина), черновой, черносошный (крестьянин), чернявый.

Глаголы: чернеть, чернить.

C корнем -черн- сразу вспомнилось прилагательное черный, а еще предмет бывает черноватый, а лиса черно-бурая. Дети пишут черновик сочинения. На черновую работу не каждый согласится. Ночью вокруг черным-черно, если не светит луна. Вокруг полная чернота ночи.

Нашего кота зовут Черныш.

В сосновом лесу много черничника, где можно собрать чернику. Ягоду черничку любят все. Черничное варенье едим с блинами. В этот салат необходим чернослив.

Что-то чернеет вдали.

Со словом "черн" можно подобрать немало однокоренных слов и первое, что приходит на ум - прилагательное "черный", "черненький", а также слова "черныш", "чернушный", "чернушность", "чернота", "чернила", "черника", "черничный", "чернуха", "чернеть", "почернеть", "по-черному". Также можно подобрать однокоренные сложные слова в составе с корнем "черн", как "черноплод", "чернозем", "черноглазый", "черноокий", "черно-белый", "черноволосый".

Вспоминаются также собственные слова, как "Черногория", "Чернигов".

добавляю слова в вышеизложенным правильным ответам :Чернослив , чернильница, чернозем,чернеть, очернить, Чернавка, Чернобыль,черным-черно, Чернигов, черноокий,по-черному,черносотенный,чернобурка,чернеть.

С корнем -черн- получилось подобрать вот такие слова:

  • Черный
  • Чернеть
  • Чернота
  • Чернослив
  • Черника
  • Черновик
  • Чернозем
  • Чернь
  • Почернеть
  • Черновой
  • Черно-белый
  • Чернобровый
  • Черноволосый
  • Чернявый
  • Чернила

Получилось подобрать вот эти.

С данным корнем "черн" в слове, можно вспомнить и подобрать множество существительных, прилагательных и глаголов. Я вам как раз ниже и приведу их для примера.

  • Чернота ночи,
  • чернить,
  • чернеет уголь на огне,
  • чернея она стала тлеть,
  • очернённый,
  • серебряная цепь стала чернеть,
  • чёрная полоса,
  • чернильные пятна,
  • почернел старинный металл,
  • чернобыльская,
  • чёрно-белые пятна,
  • чернявый парень.

Вот такие варианты я вам предлагаю.

Словарных слов (слов, написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить) на тему искусства очень много. Приведу пример некоторых:

  • Автор
  • Акварель
  • Аккорд
  • Альбом
  • Аплодисменты
  • Арена
  • Архитектура
  • Баллада
  • Воображение
  • Галерея
  • Гармония
  • Гуашь
  • Дебют
  • Дилетант
  • Живопись
  • Зрелище
  • Издательство
  • Изображение
  • Карандаш
  • Картина
  • Классика
  • Коллекция
  • Комедия
  • Композитор
  • Концерт
  • Литература
  • Опера
  • Оратор
  • Памятник
  • Пародия
  • Пейзаж
  • Пианино
  • Плакат
  • Портрет
  • Поэт
  • Проект
  • Пьеса
  • Режиссер
  • Рисунок
  • Символ
  • Талант
  • Театр
  • Фантазия
  • Чернила
  • Эпилог

Полный список всех возможных слов можно посмотреть по данной ссылке.

У нас в доме, этот запах можно обнаружить довольно часто. Так как муж имеет привычку прятать свои грязные носки, и вот, по запаху исходяшему от них, я и обнаруживаю эти носки обычно.

А запах, это ни с чем не спутаешь, он похож на запах дохлой мыши, в крайнем случае так у нас они пахнут. Ужасно конечно, но я не знаю ни одного мужчину, у которого бы носки не пахли вовсе.

Эти фразеологизмы можно заменить следующими словами:

мозолить глаза - это значит мелькать перед глазами постоянно, находиться на виду, а значит надоедать;

точить лясы - много говорить о чём угодно, не считаясь со временем, а значит много болтать или разговаривать;

клевать носом - на виду у всех закрывать глаза, и тыкаться носом - засыпать;

бить баклуши - ничего не делать, лёжа на диване - лениться или бездельничать.

В поисках ответа перерыл массу документов и даже диссертаций на тему образования, но, увы, внятного объяснения так и не нашел. Большинство диссертантов ссылается на провал школьной реформы 1984 года, но эти ссылки настолько политизированы в свете объявленной перестройки, что можно сделать вывод - анафеме была предана не просто реформа, а вся система образования СССР как закосневшая и насквозь пропитанная духом КПСС. Сам я этого, к счастью, уже не застал, поскольку 10 классов закончил как раз в 1984 году и ни о какой реформе не слыхал. Поэтому причины введения 11-летнего среднего образования пришлось додумывать уже самому в соавторстве с супругой-педагогом, которая и предположила такую версию: кому-то из высоких чиновников либо пожаловались, либо сам этот чиновник решил, что дети из начальной школы переходят в 4 класс (бывший тогда первым классом старшей школы) совершенными детьми, то есть, недостаточно повзрослевшими и не полностью подготовленными психологически к программе старшей школы. Вот и решили дать детям в начальной школе еще дополнительный год для взросления (начало было положено нулевыми классами), а введение дополнительного года в начальной школе потянуло за собой всю цепочку и привело к добавлению 11-го класса.

Пришлось каждое из этих произведений Антона Павловича открыть в режиме чтения онлайн. И тогда только я узнала ответ на Ваш вопрос. Почему-то думала, что это "Смерть чиновника", но я ошибалась.

На самом деле, правильным ответом является одно немного пафосное название, которое все смогут прочитать ниже, относится оно к достаточно раннему образцу прозы Чехова, речь в котором идёт о содержании рукописи, которая не вызвала поначалу интереса у издателя, а потом не только заставила пристально и внимательно прочитать до последней точки, но и позволило раскрыть преступление. Волею автора рукопись написал человек по имени Иван, по фамилии Камышев, который утверждал, что события, в ней описанные, действительно происходили, и называл своё детективно-психологи­ ческое творение автобиографическим.

+

5 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 5

Ответ

+

Ответ

+

Ответ

+

Кароч иди на у меня нет времени

Ответ

+

Ответ

+

Нет. это возможно лишь в том случае, если поступаешь в колледж по той же специальности, и то не факт.

Другие вопросы по Русскому языку

Категория

Категория

Просклоняйте слова семя, время, ия и существительное путь, выделяя в косвенных падежах окончания. составте с некоторыми формами косвеных падежей этих существительных по 2-3 предлож.

Категория

Подскажите по задали несколько предложений с указательными местоимениями. мой адрес электронки [email protected].

Категория

Категория

Найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное? 2)федотов был среднего роста, плешивый, старался не смотреть вам в глаза. (з)при встречах он подн.

Читайте также: