Чернеют густые разлапистые ели

Обновлено: 05.10.2024

Задачи написания выборочного изложения: - воспроизвести содержание текста; - пересказать точно, полно, последовательно; - раскрыть тему высказывания так, как это сделал автор; - сохранить языковые особенности текста

Вечер в лесу Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце. Ещё не спят, кормятся в лесу птицы, перелетая с ветки на ветку. Вот на стволе сухого дерева уселся красно- головый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заскачет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то на дальнем болоте завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Анализ текста К какому стилю относится данный текст? - К какому типу речи относится прочитанный текст? - Фрагмент текста И.С.Соколова-Микитова является художественным описанием состояния природы: картина вечера в глухом лесу. Любуясь увиденным, автор создает образную и эмоциональную картину. Все использованные писателем языковые средства подчинены основной задаче: описать предметы в глухом осеннем лесу. Как тип речи почти весь текст представляет собой описание предметов и их признаков.

Анализ текста Как бы вы определили тему текста? О чем он? Сформулирована ли тема в тексте? Раскрытию какой основной мысли подчинен текст? В каком предложении сформулирована основная мысль? Проведена ли эта мысль через весь текст? Докажите это. -Для раскрытия темы текста автор использовал 6 подтем – смысловых частей, которые легко обнаруживаются. Все подтемы раскрывают содержание первого предложения и связаны с ним параллельной связью, внутри подтем связь между предложениями цепная.

Заглавие текста -Какое заглавие можно дать этому фрагменту? Наступление ночи в лесу. Вечер в лесу. Вечер в осеннем лесу. Дятел в вечернем лесу.

Анализ текста Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор? Какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, какая жизнь идет в осеннем лесу, какими звуками и красками он наполнен. Как относится к увиденному автор? Какие языковые средства использовал писатель, чтобы описать предметы в глухом осеннем лесу?

Анализ текста -Каждое из описаний предметов (деревьев, солнца, птиц, ночи) построено по законам соответствующего типа речи - описание: указывается предмет и дается его признак. Способы выражения признаков – в основном качественные прилагательные. -Какие прилагательные использует автор для того, чтобы передать: -краски осеннего леса? темные (тени), красноголовый черный (дятел), темная (ночь). -звуки осеннего леса? торопливый (стук),в тихом (лесу), -запахи леса? свежая (смола)

Анализ текста - Какие глаголы использует автор для описания жизни леса? (высятся, чернеют, скрылось, не спят, уселся, вертятся, подбирают, заскачет, хрустнет, завоют, замолкнут, заснут). Вывод: лес полон звуков, жизни, движения. Но скоро в ночном лесу все смолкнет.

Лексическая работа Разлапистые ели Ветви хвойного дерева (ели) – лапы Дятел-желна птица семейства дятлов, черный дятел Зайчишка-беляк вид зайцев, обитающих в северной части Западной Сибири

Составление плана Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий, по хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания. Назовите основные факты и их последовательность в тексте. План. 1.Вводная часть. 2.Вечерний лес. 3.Запахи леса. 4.Вечернее солнце. 5.Птицы леса. 6.Звери леса. 7.Наступление ночи. - Можно ли догадаться по плану, о чём пойдёт речь в тексте? - Как начинается текст? Как оканчивается? Связаны ли между собой начало и окончание текста?

Орфографический разбор Быстро наступает осе нн ий вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под д е ревьями. Не движно выся тся старые сосны, ч е рнеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей см о лой, с о сновой хвоей, осе нн ей о павшей л и ствой. Скрылось за д е ревьями в е чернее ни з кое со л нце. Ещё не спят, кормя тс я в л е су птицы, перел ет ая с ветки на ветку. Вот на стволе дерева уселся красноголовый ч е рный дятел - желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом л е су т оро пливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые сини чк и, подб и рают жу чк ов и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка - беляк, робко заскачет по сухим, ломким лист ь ям. Страшно ноч ь ю в л е су зайчишке: то не слышно пролетит с о ва, то хрустнет сухой веткою рысь, то на дальнем б оло те завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная, не проглядная ночь. Замолкнут и заснут дн е вные птицы и звери.

Пунктуационный разбор Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны , чернеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей смолой , сосновой хвоей , осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце. Ещё не спят , кормятся в лесу птицы , перелетая с ветки на ветку. Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички , подбирают жучков и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк , робко заскачет по сухим , ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке : то неслышно пролетит сова , то хрустнет сухой веткою рысь , то на дальнем болоте завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная , непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Аватар

В 3 предложении однородные дополнения смолой, хвоей, листвой.
в 5 однородные сказумые спят и кормятся.
в 7 однородные сказуемые вертятся, подбирают.
в 9 сказуемые замолкнут и гаснут
в 9 однородные подлежащие птицы и звери
в 7 однородные дополнения жучков и червячков

во 2 предложении определения, которые относятся к одному сущ густые разлапистые ели.
в 4 солнце низкое и вечернее.
в 6 вечернем и тихом лесу
в 8 темная и непроглядная ночь

5. Озоглавь текст. Расставь пропущенные запятые.
1.Тёмные тени лежат под деревьями. 2.Недвижно высятся старые сосны
чернеют густые разлапистые ели.
3.Пахнет в лесу смолой сосновой хвоей
осенней опавшей листвой. 4.Скрылось за деревьями вечернее низкое
солнце. 6.Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла.
7.Вертятся возле дятла шустрые синички подбирают жучков и червячков.
8.Скоро наступит в лесу тёмная непроглядная ночь. 9.Замолкнут и заснут
дневные птицы и звери. -Укажи номер(а) предложения(предложений) *с
однородными сказуемыми________________ *с однородными
подлежащими_________ *с однородными дополнениями________________*в
которых 2 определения, относящиеся к одному существительному,не
разделяются запятой_____________*с однородными
определениями__________________*которое является
сложным__________________*которое является простым без однородных
челенов придложения_____________

1.Тёмные тени лежат под деревьями. 2.Недвижно высятся старые сосны,
чернеют густые разлапистые ели.
3.Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей,
осенней опавшей листвой. 4.Скрылось за деревьями вечернее низкое
солнце. 6.Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла.
7.Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков.
8.Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. 9.Замолкнут и заснут
дневные птицы и звери. -Укажи номер(а) предложения(предложений) *с
однородными сказуемыми___7 , 9_____________ *с однородными
подлежащими____9_____ *с однородными дополнениями___3,_7____________*в
которых 2 определения, относящиеся к одному существительному,не
разделяются запятой______3_4, ______*с однородными
определениями_______8___________*которое является
сложным_______2___________*которое является простым без однородных
членов предложения____1_________

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.
Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (99 слов)

(По И. Соколову-Микитову )

Произвести синтаксический разбор предложения

Быстро наступает вечер в глухом лесу. – 1в.

Темные тени ложатся под деревьями. – 2в.

Произвести морфологический разбор глагола:

Произвести разбор глаголов по составу:

прошуршала, вертятся – 1 в.

подбирают, колышутся – 2 в.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 323 материала в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.03.2018 7472
  • DOCX 12.8 кбайт
  • 22 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Коновалова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: