Что помогло героям сохранить счастье куст сирени

Обновлено: 26.08.2024

Это произведение не отличается продолжительностью, в нем показаны отношения супругов Алмазовых – Николая и Веры. Главные герои пытаются найти счастье, при этом у каждого оно свое. Для Николая, как офицера, это продвижение по службе, при этом у него посредственные знания и слабость характера. Вера, в отличие от супруга, является его противоположностью – у неё сильный характер и чуткая душа.

Вариант 2

У каждого свой ответ, что значит быть счастливым. Молодой офицер Николай Евграфович Алмазов, бурно реагирующий на неудачи, скорее всего, ответил бы, что счастье – это успешно окончить Академию генерального штаба. Стал ли он счастливее? Возможно, ведь и само поступление, и экзамены дались страшными трудами. А если бы его отправили обратно в полк, был бы он несчастен? Нет. Потому что счастье Алмазова заключается в Верочке. Его любви к ней и ее безграничной любви к нему. Только об этом он и сам не знает.

Любовь, беззаветная, жертвенная, она делает Веру счастливой. С такой супругой счастлив и муж. Деля между собой все неудачи и победы, чета Алмазовых выступает одной командой. Вместе им не страшны никакие испытания. Сирень – символ любви, в этом рассказе приносит им счастье.

Также читают:

Картинка к сочинению Что значит быть счастливым? (Куст Сирени)

Популярные сегодня темы

В данном произведении главным героем является Родион Раскольников. Это не совсем обычная личность, в одной из своих статей он описал придуманную им же теорию об исключительности некоторых людей

Гончаров Иван Александрович своим романом под названием Обломов, смог преподнести читателю совершенно две разные жизни людей. Они были полной противоположностью друг к другу. Сам роман построен на психологии.

Как и было всегда принято на Руси, у Ростовых большая семья. Отец, мать, дочери Наташа и Вера. И приёмная дочь – их племянница Соня. Сыновья – Николай и Петр.

В произведении выражается мысль о том, что человеческое счастье заключается не в богатстве и материальном достатке, не в высоком положении в обществе и властном положении, а в настоящей и искренней любви. Любовь – это то, что дано не каждому, поэтому обретение любви становится настоящим счастьем.

А.И. Куприн показывает, что семейное счастье заключается в благополучии обоих членов семьи. Верочка не может смотреть, как страдает ее муж, поэтому успокаивает его, дает надежду и берет на себя ответственность за разрешение сложной ситуации. Верочка не готова оставить Коленьку справляться со своими проблемами в одиночку, потому что героиня считает, что проблемы супруга – ее собственные проблемы. Преодолевать все испытания нужно вместе, сообща, ведь именно в единстве заключается счастье супругов. Постоянная поддержка, помощь и в трудных моментах жизни, и в обыденной жизни – все это свойственно семье Алмазовых.

Для Веры счастье Николая Евграфовича становится собственным счастьем. Помогать ему, в чем-то себе отказывая, что ему было комфортно, – это Вера делает не потому, что так нужно, а потому что ей так хочется. Для нее забота о муже становится не наказанием или обязанностью, а удовольствием. А.И. Куприн показывает, что именно так должны строиться все любовные отношения. Любящий человек должен чувствовать удовольствие от того, что помогает своему любимому человеку.

Счастьем является то, когда человек любит и имеет такого же любящего человека, который всегда поймет, всегда поддержит и всегда придет на помощь, ничего не требуя взамен. Любовь – это, прежде всего, искренность чувств, отсутствие корысти и эгоизма. Именно такими описываются отношения Алмазовых.

Таким образом, счастье заключается ни в чем ином, как в любви и семье. Любовь же в свою очередь основывается на взаимности чувств: взаимопонимании, взаимоподдержке, взаимопомощи, взаимной работе над отношениями.

По мнению Куприна, истинное счастье заключается в любви. Вера по-настоящему счастлива, ведь она любит, а потому никакие беспокойства и лишения не имеют для неё ни малейшего значения перед счастьем непутёвого, но всё равно любимого мужа.
Любовь, беззаветная, жертвенная, она делает Веру счастливой. С такой супругой счастлив и муж. Деля между собой все неудачи и победы, чета Алмазовых выступает одной командой. Вместе им не страшны никакие испытания. Сирень – символ любви, в этом рассказе приносит им счастье.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой

Тип урока: изучение нового материала.

Понятия: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

1. Оргмомент. (приветствие учащихся и гостей)

2. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока

Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (О любви, о счастье, о семье, о взаимоотношениях мужа и жены ). (На слайде открывается тема урока и эпиграф)

Запись в тетради темы урока, эпиграфа. Слайды №1,2

Постановка целей урока.

Давайте подумаем вместе, какие цели нашего урока? (Учитель побуждает детей думать, помогает четко сформулировать цели, дополняет)

Чей взгляд на любовь, счастье , семью представлен в рассказе? Через кого Куприн доносит до читателя свои мысли?

3.Проверка домашнего задания.

Словарная работа . Слайды 4-9

Итак, продолжим наш урок. Проверим, как вы справились со словарной работой. Кто готов ответить?( По ходу ответа ученика открываются слайды)

Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.).

4. Изучение новой темы.

Как зовут главных героев рассказа?( Вера и Николай Алмазовы )

Что вы знаете о сирени? Почему именно сирень выбирает автор?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.) Слайд №10

Исследование по тексту

1)С какого эпизода начинается произведение?

2)Что вы можете сказать о состоянии героя?

3) Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику .

4)Как Вера поняла, что у мужа неприятности? ( По его внешнему виду, настроению ). Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

8) Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

9) Какой выход находит Верочка?

(Алмазовы едут в ломбард, а затем к садовнику.)

10) С какой целью супруги едут в ломбард?( Им нужны деньги )

11)Как автор описывает оценщика?

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

12)Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

13) Зачем герои едут к садовнику?( Чтобы купить кусты сирени и посадить )

14)Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? Почему он решил им помочь?

15) Куда направились герои после приобретения сирени? Почему Вера едет вместе с мужем?

(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город. Она хочет держать всё под контролем, понимая, что Николаю нужна поддержка)

16) Чем же заканчивается эта история?

17)Что чувствует героиня, ожидая возвращения мужа на следующий день? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. )

18)Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

19)На страницах произведения мы знакомимся с профессором. Каким он представлен в начале рассказа?

20) Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли отношение Николая к профессору? Почему?

21) Как Верочка отнеслась к успехам мужа? Почему она его расспрашивает вновь и вновь?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

22) История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

1)А теперь давайте вспомним, что такое композиция?

2) В чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? (Три). Назовите элементы композиции( завязка, кульминация, развязка). Как можно озаглавить каждую часть?

3)Как соотносятся начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

Вывод : такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией (под запись). Слайд №12

4)Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)

5)Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика (работа в парах), затем проверка. Слайд №13

трудолюбивый,

сильный, но способен спасовать перед трудностями ,неудача сломила его

самоотверженная,

из любой ситуации может найти выход

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

6) Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? Чему учит этот рассказ? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горю, неудаче приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.) Вывод записать в тетрадях.

Межлитературные связи

Отношение автора к героям

Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? А что вы знаете об имени Николай? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный ,твёрдый. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые, крепкие отношения между супругами.)

Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)

Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

Работа с эпиграфом

Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их). Слайд №2

Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

Согласны ли вы с точкой зрения автора? На чём, по-вашему, должна строиться семья?

Работа с рисунками учащихся.

Как вы думаете, выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? Слайд №3

С каким ощущением покидаете урок?

Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?

Что нового узнали?

Над чем заставил задуматься рассказ Куприна?

6.Подведение итогов. Комментирование оценок.

7.Домашнее задание (на выбор). Слайд №15

1.После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

2.Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора).

4.Счастлива ли Вера Алмазова? (мини-сочинение)

Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д)

Читайте также: