Что растет на подоконнике что растет на клумбе

Обновлено: 05.10.2024

  • Образовательные:
    • способствовать обогащению представлений о многообразии мира растений;
    • познакомить учащихся с наиболее распространёнными комнатными растениями
    • расширить представление о значении комнатных растений в жизни человека;
    • формировать понятие и практические умения о правилах ухода за ними;
    • развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы;
    • способствовать формированию умение выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, фантазии;
    • способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию комнатным растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни;
    • воспитывать чувство ответственности, формирование умения общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
    • компьютер, проектор;
    • диск к уроку с ИКТ;
    • презентация.

    1. Организационный момент

    2. Открытие новых знаний

    – Фиалка – невысокое растение, ей необходимо много света, тепло. Поэтому фиалки прекрасно себя чувствуют на подоконниках. Родина – горы Африки. Фиалки отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев.

    – Бегония. Родина – тропические леса Южной Америки, Азии и Африки. Листья бегонии самой разнообразной окраски — зеленые, коричневатые, серебристо-серые, красные с различными узорами, пятнами, крапинками, с четким рисунком жилок, часто опушенные. Бегония – комнатное растение

    – Посмотрите, какие растения изображены в учебнике на странице 10. Прочитайте названия. Какие из этих растений есть у нас в классе?
    – Закрасьте кружок рядом с каждым названным растением зелёным цветом. Какие названия показались вам сложными?

    – Прочитайте вопросы Мудрой Черепахи.
    – Художник на стр.11 изобразил кактус и бегонию в естественных для этих растений жизненных условиях. Обратите внимание на то, каких размеров может достигать бегония в природе.

    3. Дидактические игры

    – Посмотрите на картинки, а теперь закройте глазки (идёт смена картинок местами, дети открыв глаза должны сказать, что изменилось). Цель игры: развитие внимания, развитие памяти – дети должны дать названия комнатным растениям, поменявшим место. Эту игру можно заменить следующей:

    Педагог показывает 4 растения. Дети называют их. Затем педагог просит детей закрыть глаза и убирает одно растение. Открыв глаза, дети должны назвать растение, убранное учителем.

    Педагог подробно рассказывает об одном из растений. Он отмечает, на что похоже растение, какие у него стебель, форма листьев, окраска цветов и их количество. Дети должны показать и назвать растение.

    Цель этих дидактических игр: выучить названия комнатных растений и запомнить, как они выглядят.

    4. Закрепление изученного

    Кроссворд:

    • Растение, обладающее лекарственными свойствами. Второе его название – столетник. (Алоэ)
    • Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ)

    – Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

    …Ты должен над цветами наклониться
    Не для того, чтоб рвать или срезать,
    А чтоб увидеть добрые их лица
    И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

    – Итак, ребята, мы с вами видим, что комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья. Я желаю вам полюбить их и заботиться о них.

    6. Правила ухода за комнатными растениями

    • правильное освещение,
    • достаточное количество воды,
    • тепло,
    • свежий воздух,
    • дозированное удобрение,
    • забота человека.

    7. Формирование умений и навыков по теме.

    1) Практическая работа по уходу за комнатными растениями. (На партах горшочки с цветами, работа в парах).

    – К нам в гости пришел цветовод (один из учеников в роли цветовода). Он даст нам несколько советов по ухаживанию за цветами.

    • Рыхлить почву нужно слегка на поверхности и только по краю горшка, чтобы не повредить корни.
    • Поливать осторожно, чтобы не разбрызгать землю.
    • Вода должна быть комнатной температуры, тёплой, ни в коем случае холодной.
    • Не замочите листья, многие растения этого не выносят.
    • Один раз в месяц протирать гладкие крупные листья влажной тряпкой, чтобы очистить от пыли.

    2) Дети работают в парах. Рыхлят землю, поливают, опрыскивают или протирают листочки цветов. Обращают внимание и запоминают название комнатного растения, за которым они ухаживали на уроке.

    8. Творческая работа

    9. Решение проектной задачи:

    10. Рефлексия

    – С комнатными растениями мы возвратились на свою планету.
    – Возьмите листочки со своим портретом – инопланетянином. Какой то странный у нас инопланетянин. Чего не хватает?
    – Нарисуйте ему лицо. Если,
    – я доволен, я запомнил названия комнатных растений и правила ухода за ними, урок мне понравился.
    – я не всё понял и не всё запомнил, но я обязательно научусь.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Предмет: Окружающий мир

    Учитель: Смирнова Наталья Николаевна

    Студент: Романченко Анна Анатольевна

    Технологическая карта.

    Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе?

    Открытие новых знаний

    Создание условий для формирования знаний у учащихся о комнатных растениях и растений клумбы.

    Образовательные: Познакомить учащихся с жизнью комнатных растений, с жизнью растений, которые растут на клумбе, и узнаем что общего между этими растениями.

    Научатся делить комнатные растения и растения клумбы на группы и рассказывать о их значении для человека.

    Развивающие: развивать внимание, логическое мышление и речь детей, наблюдательность, зрительную и слуховую память;

    Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, культуре поведения, желанию помочь тем, кто попал в беду, взаимопониманию, умению работать друг с другом. Воспитывать любовь к растениям, и к прекрасному.

    Личностные результаты:

    Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

    Универсальные учебные действия (метапредметные):

    Регулятивные : принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

    Познавательные : осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о растениях;

    Коммуникативные : проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Образовательные ресурсы

    Учебник: Окружающий мир 1 класс 1 часть Плешаков А.А., рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал

    Сценарий урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Мотивация к учебной деятельности

    1.Приветствие и мотивация к учебной деятельности

    - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Анна Анатольевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

    Нам радостно, нам весело!

    Смеемся мы с утра.

    Но вот пришло мгновенье,

    Серьезным быть пора.

    Глазки прикрыли, ручки сложили,

    Головки опустили, ротик закрыли.

    И затихли на минутку,

    Чтоб не слышать даже шутку,

    Чтоб не видеть никого, а

    А себя лишь одного!

    - Ребята, улыбнитесь друг другу.

    - Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

    2.Проверка готовности рабочего места.

    Давайте проверим ваши места, все ли лежит на парте? Учебник, тетрадь, ручка, карандаш

    Учащиеся приветствуют учителя, друг друга

    Пожелание успеха друг другу и учителю.

    Актуализация и пробное учебное действие

    ¾ Ребята, что мы узнали на прошлом уроке?

    ¾ Что можно найти под ногами во время прогулки?

    ¾ Правильно, а чем отличаются друг от друга разные камни? Конечно.

    ¾ Они также различаются по форме, бываю продолговатые, плоские, круглые, а главное их можно отличить по цвету. Какого цвета бывают камешки? Правильно.

    ¾ С какими камешками мы познакомились на прошлом уроке? Молодцы, ребята вы хорошо усвоила тему прошлого урока!

    - О камнях, и какие они бываю.

    - Большие и маленькие

    Гранит, известняк, кремень

    Выявления места и причины затруднения

    Сегодня на нашем уроке присутствует Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.

    Что особенного вы заметили у наших героев?

    Наши герои приглашают нас в Царство цветов.

    Оглянитесь вокруг, как много цветов у нас в классе.

    Как называются эти цветы?

    А как называются цветы, которые растут на улице?

    Как вы думаете, какая тема урока?

    Растения, которые растут на клумбах

    Мы будем изучать комнатные растения и растения клумбы.

    Построение проекта выхода из затруднения

    (фотографии цветка подсолнечника, листьев крапивы, веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек). (Слайд 1)

    – Как это назвать одним словом?

    ¾ Чем они отличаются друг от друга?

    Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений.

    Что общего у растений?

    Смотрят на экран

    Отвечают на вопросы

    Реализация построенного проекта

    Откройте учебник на странице 22. (Слайд 2)

    Посмотрите на картинку, вспомните, какие части растений вы уже знаете?

    Рассмотрите растение кабачок. (Слайд 3) Узнаете, из каких частей оно состоит. Конечно, из корня, стебля, листа, цветка, а также есть плод с семенами.

    Давайте, еще раз перечислим общие части растений. (Слайд 4)

    Плод с семенами

    – А для чего растению нужен корень?

    Растения получают через корни питательные вещества из земли. Что растет на подоконнике? Посмотрите на подоконник. Правильно.

    Почти в каждом доме встречаются растения, заботливо посаженные в горшочки. Это комнатные цветы. Разводят их для уюта и красоты. Поселившись в доме, цветы приносят большую пользу: они увлажняют воздух, насыщают его кислородом. А если ухаживать за ними и поливать, ещё долгое время они будут радовать нас.

    Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе.

    Переворачиваем страницу учебника на 24стр.

    Посмотрите внимательно на картинки и вспомните, какие растения вы видели в школе, а какие растения растут у вас дома?

    Это бегония. Её листья бывают разных цветов. Родина бегонии – влажные леса жарких стран. (Слайд 5)

    А это кактус. Он зелёного цвета. Напоминает ёжика. Его так и называют зелёный ёжик. А вы знали, что Родина этого растения – пустыни. (Слайд 6)

    Гиппеаструм – во время цветения на нём появляются очень красивые крупные цветы. Его родина – жаркие районы Америки. (Слайд 7)

    Калла. Растение с крупными листьями и цветами, напоминающими кораблики. Родом калла из Африки. (Слайд 8)

    Фиалка домашняя – одно из самых распространённых комнатных растений. Это красивое растение радует разнообразием цветов и форм. Родом фиалка из Африки. (Слайд 9)

    Растения создают красоту и уют не только в доме, но и во дворе, в парке, в сквере. Это клумбовые цветы.

    Растение – организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из воздуха и почвы.

    Цветник – место, где посажены цветы.

    Клумба – приподнятый над газоном, дорожками садовый цветник в виде замкнутой фигуры.

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 12–16.

    Дополнительная литература:

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Растения бывают разные по высоте, по цвету и запаху, по месту обитания. Деревья, кустарники, цветы, овощи и фрукты, колючие неприметные кактусы – всё это называется одним словом: растения.

    А есть ли у них что-то общее?

    Какие части растений вы знаете?

    Что растёт на подоконнике? Какие растения растут на клумбе? Строение растений мы будем изучать на примере огурца. Давайте найдём листья на этом изображении. Здесь их два. Вот первый лист, а вот второй. Они зелёного цвета. Листья прикреплены к стеблю. Стебель тоже зелёный. А теперь пройдёмся вниз по стеблю. Что изменилось? Цвет стал темней. Это корень. Он находится под землёй. Теперь пройдёмся вверх по стеблю. Это цветок огурца. Со временем цветок высыхает и опадает. На его месте появляется плод. Внутри плода находятся семена. А теперь найдём эти же части у других растений: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.

    Стебель дерева называется ствол. Итак, мы выяснили, что у разных растений есть общие части.

    Рассмотрим соцветие на примере подсолнуха. На первый взгляд это один большой цветок, но если присмотреться, мы увидим, что внутри подсолнуха много маленьких цветков. Их словно собрали в корзину. Это и есть соцветие.

    Цветки ландыша тоже собраны в группу. Они расположились на одном стебле дружной семейкой. Это соцветие похоже на кисточку.

    А вот у мака или у розы на стебле расположен один большой цветок. Это одиночные цветы.

    А теперь давайте выясним, какие растения выращивают в комнате, как они называются и откуда они родом?

    Почти в каждом доме встречаются растения, заботливо посаженные в горшочки. Это комнатные цветы. Разводят их для уюта и красоты. Поселившись в доме, цветы приносят большую пользу: они увлажняют воздух, насыщают его кислородом. А если ухаживать за ними и поливать, ещё долгое время они будут радовать нас.

    Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе.

    Это бегония. Её листья бывают разных цветов. Родина бегонии – влажные леса жарких стран.

    А это кактус. Он зелёного цвета. Напоминает ёжика. Его так и называют зелёный ёжик. Родина этого растения – пустыни.

    Гиппеаструм – во время цветения на нём появляются очень красивые крупные цветы. Его родина – жаркие районы Америки.

    Калла. Растение с крупными листьями и цветами, напоминающими кораблики. Родом калла из Африки.

    Фиалка домашняя – одно из самых распространённых комнатных растений. Это красивое растение радует разнообразием цветов и форм. Родом фиалка из Африки.

    Растения создают красоту и уют не только в доме, но и во дворе, в парке, в сквере. Это клумбовые цветы. Что же растет на клумбе?

    Клумба – это цветник, на котором выращивают декоративные растения. Клумбы бывают разных форм и размеров. На клумбах обычно высаживают яркие, красивые цветы. Они создают хорошее настроение.

    Рассмотрим некоторые из них.

    Гладиолус – многолетнее растение. Это значит, что оно цветёт и растёт много лет! Листья длинные, похожи на мечи. Цветки у гладиолуса нежные, большие, разной окраски – от белой до почти чёрной. Цветут они почти до самого снега.

    Бархатцы – яркие цветы, поэтому и клумба, на которой они растут, выглядит очень ярко. Само растение обладает не очень приятным запахом, который отпугивает вредных насекомых.

    Календула (или ноготки) – растение с овальными или удлиненными листьями. Цветки у календулы жёлтые, оранжевые или красноватые.

    Петуния – это цветок с лепестками, сросшимися в трубку у основания и затем расширяющимися, как шляпа. Родина петунии – Южная Америка.

    Итак, сегодня мы выяснили, что у разных растений есть общие части – корень, стебель, цветок, плод с семенами.

    Цветки бывают одиночные и собранные в соцветия.

    Мир растений богат и разнообразен. Растения можно выращивать дома на подоконнике или на клумбе. Они приносят пользу и радость. Ухаживая за ними, мы становимся добрее.

    Соедините растение и его название





    Второй столбец: названия:

    Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): картинка 1 – фиалка; картинка 2 – бегония; картинка 3 – кактус; картинка 4 – сансевьера.

    В подборке компактные и цветущие все лето цветы. Некоторые надо выращивать через рассаду. Часть из них сажала на клумбы и поняла, что, действительно, в горшках им было бы лучше.

    1. Годеция

    Любима многими. Образует пышные кусты, покрывающиеся яркими цветами.

    По фото видно, что у меня годеция не получилась пышной и красивой. Сначала ее всходы глушила мокрица, взошедшая раньше, потом подросшую и цветущую плющили дожди. Но если посадить годецию в вазон, да поставить под козырек, была бы совсем другая история и красота.

    Вот какой шикарной может вырасти годеция в горшке.

    Всходы годеции легко переносят возвратные заморозки до -5. Можно дома на рассаду не сеять.

    2. Агератум

    Компактное (до 30 см) и ветвистое растение. В момент массового цветения бутонов так много, что куст превращается в пушистую полусферу.

    В цветовой палитре белый, все оттенки красного и синего.

    Агератум теплолюбив. У меня его рассада пострадала в парнике под спанбондом при температуре воздуха снаружи -1.

    3. Вьюнок трехцветный

    Заявленная высота цветка - до 40 см, пообещали компактный куст. Выращивала его в грунте, на клумбе. Вьюнок отрастил плети минимум по 50 см, улегся и ползал.

    В комментариях написали, да и сама поняла - лучше его выращивать, как ампельный - в горшках, вазонах, ящиках.

    Венчики красивые, но в пасмурную погоду закрыты.

    Раскраски цветов разные, интересные.

    Вьюнок - холодостойкое растение, можно сеять сразу в постоянный вазон весной.

    4. Георгины мини

    Вырастила однажды и полюбила надолго. Высотой до 40 см, ветвистые. Бутоны крупные, у моих были до 9 см в диаметре. Раскрываются все лето до осеннего заморозка.

    Продают обычно смеси цветов, есть махровые. Нашла даже с высотой куста 15 см, диаметр цветка при этом - 6-7 см.

    Георгины не терпят заморозков. Выращивала через рассаду посевом в начале апреля на подоконнике и в конце апреля в парник.

    5. Виола

    Растет у меня по всему участку самосевом.

    Но на будущий год купила фильдеперсовые - с гофрированными цветами.

    В пакете по 5 штук семян. Конечно придется их в горшок сеять.

    Виола - двулетнее растение. Если посеять весной сразу в уличный ящик, то зацветет к осени или на второй год. Для цветения в год посева нужна рассада.

    Посев в марте, пикировка в фазе двух настоящих листьев, высадка на постоянное место в мае.

    6. Брахикома иберисолистная

    Растет компактным, сильноветвящимся кустиком. Соцветия звездчатые, яркие, диаметром 3-4 см. Цветение длится с середины июня до октября. Но для этого надо вырастить рассаду.

    Еще не выращивала, только купила семена. Брахикома для любителей синих цветов.

    Семена мелкие, сеют в марте поверхностно. Сеянцы пикируют. При высадке на постоянное место надо учитывать, что один кустик займет пятачок диаметром 15-20 см. Молодые растения прищипывают для ветвления.

    7. Бархатцы отклоненные

    Компактные, пушистые, все усыпаны цветами от светло-желтых до почти красных.

    Но больше всех мне понравились бархатцы без цветов, похожие на елочки - филифолия Ароматное кружево.

    Зелень съедобная, она сладкая. Можно чай заваривать и пить без сахара. Аромат аниса с медом. Сеяла в апреле, так и не зацвели. Но мне понравились как зелень. Можно создать "хвойный" фон для тех же виол.

    Бархатцы, высаженные рассадой, у меня пострадали от заморозка, но листочки снова отросли от стеблей. Сеяла дома в апреле, зацвели в июне. Второй посев делала сразу в грунт в мае, зацвели в июле.

    8. Бегония клубневая

    Эта красавица непроста в уходе. Выращиваю свою Фимбиату желтую уже два сезона, третий пошел. Сначала пыталась ее держать, как комнатное растение.

    Она болела, вытягивалась, но цвела обильно.

    Ушедшим летом свою бегонию с закручивающимися и буреющими непонятно от чего листьями практически выбросила - пересадила в грунт под яблоню.

    Там она успела дать только первые женские немахровые бутоны. Но перестала болеть и была компактной.

    Поняла, что клубневой бегонии лучше на свежем воздухе. Осенью клубень выкопала, храню в холодильнике уже вторую зиму и плюс черенок в горшке укоренила.

    Теперь попробую держать бегонию по максимуму под открытым небом. Заморозков она не переносит. Достану клубень на проращивание попозже - в апреле, а в мае, с приходом тепла, буду выставлять хотя бы на день на солнышко и ветерок.

    Купила семена еще двух: клубневой красной и ампельной белой.

    Понравилось возиться с этим цветком, есть отдача. Бывают, капризные цветы - с ними и так, и этак, а они никак. А с бегонией я меняю что-то и она реагирует, растет по-другому. Значит, найдем общий язык.

    В кашпо эта красота может выглядеть так.

    9. Лобелия

    Растет, как ампельная, свешивает вниз пушистые побеги длиной до 35 см. Они все усыпаны мелкими цветочками необычной формы.

    Пока не решилась на ее выращивание. Семена пылинками, сеять надо на рассаду с февраля. Но утешает поздняя граница - до апреля.

    Сейчас пока впервые пробую петунию с аналогичными запросами.

    10. Петуния

    В этом названии скрывается целый карнавал красок и форм. Есть ампельные и кустистые, с компактными кустами и разрастающимися до метра каждый. Цветы простые и махровые, с ароматом и без.

    Фото для демонстрации разнообразия раскрасок петунии.

    Моими первыми станут ампельные.

    Сеять тоже можно с февраля по апрель. Семена пылинками, всходы мелкие и растут, наверное, долго. Я из сложных пылинок выращивала глоксинию и эустому. Будет с чем сравнить.

    11. Лобулярия

    Мне захотелось побольше синих цветов, но есть и сорта с белыми соцветиями и красных оттенков.

    Сеять можно сразу в постоянный горшок под открытым небом с апреля-мая.

    12. Настурция

    Можно выбрать сорта с компактными кустами высотой до 30 см и со свисающими длинными побегами. Их еще подвязывают вверх, как вьющиеся.

    Настурция съедобна вся: листочки щипают для салатов, цветочки для их украшения, зеленые семена добавляют в соления.

    Но почитала я комментарии и поняла, что сейчас сильная пересортица у этого цветка. Покупают большую ампельную, а вырастает карлик и наоборот. Так что будьте готовы к сюрпризам. Но, наверное, так со многими цветами.

    Я сеяла настурцию сразу в грунт в середине мая. Цветет с июля и до холодов. А кто-то и рассадой выращивает.

    Добавляйте, какие еще цветы знаете, для выращивания в горшках и ящиках, цветущие непрерывно с лета до холодов.

    Читайте также: