Что символизирует плод граната

Обновлено: 05.10.2024

Критские гранаты внешне не столь ярки, как их ближневосточные собратья. Однако любой критянин знает: по вкусу они ничуть не уступают привозным. А уж о пользе и говорить нечего: в каждом зернышке, спрятанном под толстой кожурой, столько витаминов, микроэлементов и прочих необходимых организму веществ, что стоит согласиться с древними: гранат – пища богов.

Гранат – лекарь. Он благотворно влияет на сердце, нормализует артериальное давление, укрепляет иммунитет, помогает при восстановлении клеток печени, регулирует уровень сахара в крови, обладает компонентами, защищающими от рака кожи, рака молочной и предстательной желез, благодаря наличию антиоксидантов замедляет процесс старения организма и пр. и пр. Всех достоинств и не перечесть.

Египетские фараоны предпочитали гранатовый сок всем напиткам, считая его чудодейственным средством, укрепляющим не только тело, но и дух. А в Древнем Вавилоне считалось, что съеденный перед битвой гранат делает воина непобедимым.

Собирают на Крите гранаты исключительно вручную, даже в промышленных масштабах, и с каждого деревца снимают до 100 плодов. Причем переработка урожая – практически безотходное производство: кожура идет на производство танина и корм для животных, косточки – на изготовление эфирного масла (для косметологии), зерна – на сок, сиропы, уксус, ликер, чай, мармелад и приправу для различных блюд.

Кроме того, гранат для греков еще и символ благополучия, плодородия. Его приносят в качестве подарка, разбивают о порог накануне Нового года - чем больше зернышек, тем больше счастья и благополучия будет в этой семье. И молодожены, надеясь на то, что их дом будет полной чашей, разбивают у входа тугой плод.



Первые художественные изображения фруктов появились более 3000 лет назад во времена Древнего Египта, в гробницах которых были обнаружены натюрморты с изображением еды. Египтяне верили, что росписи с фруктами станут доступной пищей для умерших в загробном мире. Какую же символику несет этот самый изысканный плод в культуре и живописи? Как связан гранат со страданиями Христа?



Для художников византийского, готического, северного и итальянского ренессансного периодов фрукты были частью богатого визуального языка. В сегодняшнее время фрукты с их различными текстурами, цветами, ароматами стали привлекательным мотивом для многих художников. Большинство фруктов на картинах действуют как дополнения к человеческим фигурам. Но даже в картинах, на которых фрукты находятся в центре внимания, есть намеки на более глубокие и чувственные значения.
Вид изображенного плода часто аллегорический. Как и человеческая жизнь, фрукты являются скоропортящимися и эфемерными, и поэтому многие искусствоведы считают фрукты представлением преходящей природы нашего существования. Когда фрукты на изображениях свежие и спелые, это символизирует изобилие, щедрость, плодородие, молодость и жизненную силу. А вот гнилые плоды служат напоминанием о смертности, неизбежности перемен и, в некоторых случаях, отражением греха и человеческой корысти.

Символика граната в различных культурах и религиях

Символика граната в иудаизме

Символика граната в живописи



В христианском искусстве Младенец Христос часто держит в руке гранат. Например, как в знаменитом примере Боттичелли (1487).


Фра Анджелико


Альбрехт Дюрер написал два портрета императора Максимилиана I, держащего гранат как олицетворение имперского скипетра. Максимилиан I выбрал гранат как свою эмблему, чтобы продемонстрировать союз многих народов и государств под единой своей властью.

Альбрехт Дюрер

Таким образом, гранат является наиболее изысканным фруктом с точки зрения его привлекательного эстетического вида (от формы до верхушки плода), располагающего к фантазийному изображению, а также в качестве атрибута процветания, плодородия, деторождения и олицетворения христианских мотивов.

ГРАНАТ – плод гранатника – это один из самых древних съедобных плодов, который обладает выраженными полезными, лечебными свойствами. Гранатовое дерево — образец жизненной силы и выносливости, ведь оно способно произрастать даже на безводной почве пустыни, что позволило растению распространиться по землям Востока, Азии, Африки. Появившись затем в западной Европе - в Испании при помощи мавров, гранат даже послужил названием целому городу - Гранаде. Из Испании гранат распространили также в страны Южной Америки и Австралии. Издревле удивительный плод всегда связывался с понятиями изобилия, любви и вечной жизни. Символика граната обусловлена его своеобразными свойствами: цветом, формой, внутренней структурой.

Глубоко символична и структура этого удивительного плода: множество зерен, скрытых под единой оболочкой, навевали античным философам ассоциации с единой в своем многообразии Вселенной. Кроме того, гранат является символом плодородия и изобилия, возрождения и бессмертия, эмблемой сексуальности, любви и брака.

В религии древних народов Востока, Греции и Рима столь совершенный фрукт посвящен наиболее почитаемым богам. Как символ плодородия и циклического возрождения природы гранат принадлежит Деметре и Персефоне; как знак эротической любви этот плод достался чувственным красавицам: Астарте, Афродите и Венере; как эмблема брака он находится в заботливых руках Геры (Юноны).

В мировых религиях гранат ценился ничуть не меньше: мусульмане видели в нем символ нравственного очищения; буддисты считали его одним из трех благословенных плодов, а христиане разглядели в зернистом плоде аллегорию на саму церковь, покровительствующую многочисленным верующим. Мало того, в христианской иконографии гранат в деснице Спасителя является одним из символов воскресения. Аналогичное значение имеет и увенчанный крестом гранат в руке св. Иоанна Божьего.

Гранат в ряде традиций выступает в функции райского (золотого) яблока, плода от древа познания, чудесного средства (в ряде сказочных мотивов). В Древней Греции считался образом смерти, забвения, но и божественной пищи, надежды на бессмертие, что находит объяснения в мифе о Персефоне, проглотившей гранатовое зернышко. Считалось также, что гранат возник из крови Диониса. В христианстве образ граната соотносится с даром, который принесён Иисусом Христом с небес (существует также представление о гранате как знаке божьего благословения в индуизме); гранат — одна из эмблем девы Марии. В Корее гранат трактовался как пища богов и посвящался умершим предкам.

В русском языке гранат получил свое название за сходство его кроваво-красных зёрен с драгоценными камнями - гранатами.

В греческой и римской мифологии является эмблемой супруги Плутона Прозерпины, которая каждую весну возвращается из подземного мира, чтобы обновить землю. В христианском искусстве — символ бессмертия и воскрешения; семена граната, заключенные в твердую оболочку, обозначают единство церкви или же преданность монарху. Так же в Древней Греции гранат символизировал смерть, забвение, но также изобилие, великодушие и надежду на бессмертие.

На территориях, примыкающих к Средиземному морю, и на Ближнем Востоке культивировавшееся уже довольно длительное время дерево граната было широко распространено финикийцами и укоренилось как источник примечательных фруктов и целебных средств в местностях с теплым климатом. Многочисленные окруженные сочной мякотью зернышки означали плодовитость, а целое гранатовое яблоко — символы богинь, таких, как финикийская Астарта (ассиро-вавилонская Иштар), богини мистерий Деметра и Персефона (лат. Церера и Прозерпина), Афродита (лат. Венера) и Афина. Согласно элевсинскому культовому мифу, Персефона, несмотря на то, что она попала в подземный мир, не должна была остаться в аиде, если бы не вкусила там зернышко граната. Поэтому она имела возможность проводить с другими богами лишь часть времени, а на треть года ей следовало возвращаться в аид. Мать Аттиса, возлюбленного "великой матери" — Кибелы, забеременела от контакта с деревом граната. Деревья граната высаживались на могилах героев (видимо, чтобы обеспечить им обильную преемственность?). Считалось, что эти деревья обживаются особыми нимфами — ройядами. В Риме гранатовое яблоко в руке Юноны символизировало брак. Дерево граната, цветущего душистыми, огненно-красными цветами, олицетворяло любовь и супружество с плодовитостью. Невесты несли венки из цветущих ветвей гранатового дерева. Во времена христианства эта символика была более одухотворена и обогащена ссылками на богатство благодати Божьей и любовь небесную. Красный сок граната стал символом крови мучеников, а собранный под одной кожицей многосемянник — символом объединенных церковной общностью людей. Поскольку кожица у граната жесткая, а сок внутри нее сладок, этот плод тем самым может символизировать и внешне строгого, но внутренне доброго духовного пастыря. В символике барокко гранат приобрел вид надтреснутого в полноте своих семян плода, обозначая устремление к благотворительности и милосердию, щедрое воздаяние за проявление сострадательной любви (лат. caritas).


Символ граната в мировой и армянской культурах

Почему символика предмета так важна для нас? Что нам даёт изучение древних символов? Символ в искусстве является художественным образом, воплощающим идею. Изобразительное искусство говорит с нами именно на языке символов. Сквозь века они несут в себе сокровенный смысл, бесценную информацию о самосознании целых цивилизаций, о чаяниях и надеждах человечества.

"Райский плод", "яблоко" Евы, "яблоко" Париса, "яблоки бессмертия", "карфагенское" или "пуническое" яблоко. С каким плодом отождествляют фрукты, упоминаемые в древнегреческой и скандинавской мифологиях, а также в Библии, Коране и Торе? С общеизвестным гранатом. А если быть точнее, то с его африканской разновидностью, не содержащей косточек, известной древним египтянам, а позднее коптам, родиной которого считаются Вавилония, Ассирия и Древняя Палестина.

Гранат (Punica Granatum) – плод гранатника – это один из самых древних съедобных плодов, который обладает выраженными полезными, лечебными свойствами. Гранатовое дерево — образец жизненной силы и выносливости, ведь оно способно произрастать даже на безводной почве пустыни, что позволило растению распространиться по землям Востока, Азии, Африки. Появившись затем в западной Европе - в Испании при помощи мавров, гранат даже послужил названием целому городу - Гранаде. Из Испании гранат распространили также в страны Южной Америки и Австралии. Издревле удивительный плод всегда связывался с понятиями изобилия, любви и вечной жизни. Символика граната обусловлена его своеобразными свойствами: цветом, формой, внутренней структурой.

В разное время у разных народов гранат наделялся божественными свойствами; например, у финикийцев, он был эмблемой солнца. Во время вскрытия египетских пирамид обнаружилось, что в саркофаг фараонов, перешедших порог земного бытия, клали гранат, так как плод почитался египтянами священным и способным дать новую жизнь.

В Древнегреческой же культуре гранат считался символом плодородия, жизни и брака. Согласно языческим верованиям древних греков, гранат произрос из крови Диониса, бога виноделия, вдохновения и религиозного экстаза. Существовала также греческая легенда о том, что первое дерево граната посадила богиня Афродита, и золотой гранат на острове Кипр стал символом этой богини. Для мифологического персонажа Персефоны, супруги бога Аида и дочери богини растительности Деметры, именно гранатовые зёрна стали средством для того, чтобы оставаться живою и невредимою в царстве мёртвых, а затем снова выходить на свет, как бы возрождаться для жизни. Так удивительный плод снова предстаёт в качестве символа бессмертия.

Часто гранат называют яблоком, добавляя при этом слова "пуническое", "карфагенское" (по причине широкого распространения в этой стране которая ныне является Тунисом) и т.д. В переводе текста Библии на церковно-славянский язык было использовано именно слово "яблоко", что послужило поводом считать райский плод аналогом обычного яблока, хотя большинство исследователей идентифицируют райский фрукт с бескосточковой разновидностью граната.

Существует старый русский термин – "яблоко державное". Яблоком называли императорскую, царскую и королевскую регалию – державу. Держава представляет собой золотой шар с короной или крестом. По одной из версий, прообразом державы является плод граната. В русской христианской традиции державное яблоко символизирует Царство Небесное и присутствует в религиозной живописи и в иконографии как символ вседержительства Бога в Лице Иисуса Христа (икона "Спас Вседержитель") или Бога Отца, а также власти Богородицы как Царицы Небесной (икона "Державная").

В христианской культуре гранат (иногда раскрывающийся) – это также символ Воскресения Христова, пасхальной радости, вечной жизни. Он относится к числу первоначальных христианских символов. О присутствии образа граната в раннехристианском искусстве повествуется в исследовании Н. Степанян "Мотив граната в раннесредневековом изобразительном искусстве Армении". Автор упоминает несколько древнейших памятников, в которых используется символ – напольная мозаика в церкви Св. Марии в Хинтоне, где представлено погрудное изображение Христа, окружённое “гранатовыми яблоками” (Британский Музей, первая половина IV в.); изображение на саркофаге Константины, дочери Константина Великого (IV в.); мозаики южной и восточной галереи церкви Санта-Констанца в Риме (IV в.); мозаика церкви Св. Георгия в Тессалониках (около 400 г.); обрамление диптиха из слоновой кости в Милане (около 500 г.).

В некоторых религиозных сюжетах западноевропейской живописи можно видеть, что Младенец-Спаситель держит в Своей Деснице плод граната. В данном виде символ граната интерпретируется искусствоведами как дар, принесённый Христом человечеству – дар вечной жизни. Иногда гранат сравнивают с Церковью, объединяющей верующих под властью монарха, а сок плода – с кровью святых мучеников.

Гранат является одним из основных символов в искусстве Армении с древнейших времён и поныне. Интересно, что в современной Армении в огромном разнообразии сувениров с изображением граната распространено и такое явление: подсвечники в виде гранатов. Согласно одной из легенд, ковчег Ноя, причаливший на вершине горы Арарат, освещался гранатом.

Понимание граната в армянской культуре, в целом, схоже с представлениями соседних народов. Гранат аналогично понимается как символ жизни, плодородия, процветания, а также брака, супружества. Тёмно-красный цвет плода напоминает кровь и жизненную силу, а зёрна являются символом деторождения. Интересно, что в одном из древних армянских обрядов невеста разбивала гранат о стену, и чем более рассыпался плод, тем больше чад пророчилось молодожёнам.

На территории Армянского нагорья в культе почитания Священного Древа ещё в период древнеармянского государства Урарту (IX–VII вв. до н. э.) зачастую фигурировал гранат. И в более поздние периоды, вплоть до утверждения христианской веры на территории Армении, гранат более или менее часто появляется в архитектуре, о чём можно судить по археологическим раскопкам. Затем новая волна популяризации символа приходится на Средневековье. И вновь активное развитие символ граната получает уже в современном армянском искусстве.

Есть предположение, что изначально в армянской традиции почиталось единое женское божество плодородия, любви и воды, которое лишь позже разделилось на два основных отдельных культа: Астхик – богиню любви и воды, и Анаит – богиню плодородия. Н. Степанян предполагает, что в древние времена единым божеством была богиня, чьё имя звучало как Нар, этимологию которого связывают с названием гранатового яблока в армянском языке ("нур").

Полагают, что исчезновение изображения граната из раннехристианского искусства Армении связано с противопоставлением новых сугубо христианских символов языческим, с полным изменением народного сознания, узревшего свет истинной веры. Виноград вытесняет гранат из орнаментов церковного искусства Армении на несколько веков. Ещё одной из возможных причин считают также противопоставление искусству враждебных государств Персии и Ирака, в которых символ граната активно использовался в тот исторический период. Из византийского раннехристианского искусства гранат не был исключён, вероятно, по причине не столь важной, ведущей роли в культуре народа еще до принятия христианства, в отличие от Армении.
Но уже среди орнаментов многих раннесредневековых армянских церквей вновь можно встретить изображения граната. Перечислим лишь некоторые из них: собор Св. Григора в Аруче, церковь Зоравар в Егварде, церковь Св. Саргиса (Св. Георгия по Таманяну) в Артике, монумент в центре села Агиту.

Именно в VII в. католикос Нерсес Строитель смог вернуть образ граната в армянское искусство, в котором стали соседствовать вечные антиподы – гранат и виноград. Так символ граната был возрождён в стенах Звартноца. Н. Степанян поясняет данное событие: "Нам представляется, что таковыми были идеи национального примирения, соборности, объединения различных народных течений, снятия противоборства между продолжавшими существовать языческими культами и христианской церковью. В этом контексте, выбор в качестве одного из основных декоративных мотивов запрещённого в первые века христианства граната, очевидно, означал “легализацию” древнего, языческого, запрещённого официальной церковью, но очень глубоко укоренившегося и продолжавшего жить мотива плода гранатового дерева. Очевидно, проявлением той же политической гибкости и стремления к консолидации являлись религиозно-политические воззрения Нерсеса III. В 648 г. католикос, совместно с епископами и военачальником Армении Теодором Рштуни отвергает предложение Византии принять постановления Халкидонского собора. Однако, когда четыре года спустя император Константин прибывает в Двин и вновь требует церковной унии – принятия армянами халкидонизма, Нерсес соглашается и склоняет к этому епископов".

Арменовед, архитектор и историк архитектуры Н. Токарский пишет о Нерсесе следующее: “Нерсес был активным сторонником воссоединения армянской церкви со вселенской (принявшей постановления Халкидонского собора), но едва ли только догматические вопросы привлекали его на сторону греков: широко образованный, талантливый, он с прозорливостью государственного мужа должен был понимать, что… перед лицом грозной опасности, надвигавшейся из далёкой Аравии, нужно было сделать попытку опереться на единоверную, в случае воссоединения церквей, империю”. К сожалению, данные политические идеи Нерсеса были встречены радикальным неприятием.

Со второй половины VII в. символ граната можно встретить и в армянских миниатюрах. Благодаря экземплярам, хранящимся в собрании Матенадарана, можно узнать о значении, какое придавали символу граната средневековые художники и богословы. Во всех комментариях к хоранам повествуется о символическом значении исключительно четырёх растений – это гранат, олива, пальма и лилия. О гранате нам рассказывают следующие письмена: комментарии к хоранам Степаноса Сюнеци, рукописи Нерсеса Шнорали (XII в.), Ванакана Вардапета (XIV в.), Григора Татеваци (XIV–XVвв.), Погоса Рабунапета (XVI в.) и несколько рукописей неизвестных авторов.
Распространены следующие трактовки мотива граната, о которых, обобщая, напоминает Н. Степанян: " горечь кожуры символизирует Ветхий Завет, а сладость зёрен – Новый Завет и Церковь; горькая кожура, заключающая в себе множество семян граната – это горькие притчи пророков, несущие сладость Благой Вести; горечь угроз, пленений и бед, которыми кормили язычников, противопоставляется сладкому плоду всех перенесённых испытаний, обретённому в Церкви; жизнь праведников, полная горечи и испытаний, несет в себе сладость плода бессмертия, обретённого после воскрешения".

В символике граната важнейшая смысловая акцентуация - множественность в единстве. Соответственно, гранат – яркий символ Церкви, как было сказано выше. Каждый из внутренних отдельных элементов, зёрен, представляет собой целостную и неделимую единицу, объединённую с другими, подобными себе, под общим "куполом". Это служит прекрасной иллюстрацией присутствия свободных личностей в Церкви. Личность полностью сохраняется в соединении со множеством, не разделяясь, не растворяясь. В этом состоит одно из основных отличий христианства от восточных верований, представляющих освобождение человека возможным лишь через потерю собственной идентичности и растворение в общем "бульоне" вселенской, космической энергии. То есть гранат – символ, утверждающий личностное начало в Божественном замысле о любви. Подобными по своему смыслу в христианском искусстве являются виноградная лоза, виноградная ветвь. Кстати, виноград тоже представлен традиционным символом Армении, и, по преданию, появление первых виноградников после Всемирного Потопа приписывается именно этой древнейшей стране.

Сегодня гранат для армянского народа является главным символом армянской диаспоры, рассеянной по всему миру вследствие исторической катастрофы – геноцида, произошедшего в начале двадцатого века на территории исторической Западной Армении, Османской Империи, современной Турции. Гранат прочно занял своё место в современном изобразительном, декоративно-прикладном, кинематографическом искусствах армянского народа. "Цвет граната" Сергея Параджанова – поэтический манифест символу жизни через призму личности великого армянского средневекового поэта и музыканта Саят-Нова, сочные полотна Мартироса Сарьяна, прилавки Вернисажа в Ереване – это яркие примеры значения символа граната в самосознании армянского народа. Богатый символизм этого выносливого, пробивающегося сквозь засуху и беспощадные ветра, деревца с тяжёлыми плодами, облечёнными прочной сухой кожурой и таящие в себе россыпь переливающихся рубиновых зёрен, заложен глубоко в народной памяти, в традиционной образной системе. И он имеет особенное значение для выражения основных национальных, христианских идеалов и принципов через народное и церковное искусство Армении.

Итак, мы видим, что многие древние народы связывали с гранатом чаяния обретения воскресения и бессмертия. Дохристианские языческие верования считали плод священным, мифологизируя и обожествляя его свойства. И уже в христианской культуре, по свершении спасения человечества через Крестную Жертву Господа Иисуса Христа, по оправдании всех чаяний и надежд о Воскресении из мёртвых, о жизни вечной, гранат, лишившись почитания и поклонения как священный плод, будто бы имеющий источник жизни в самом себе, стал для христиан только символом. Однако сколь богат и красноречив этот символ, когда в нём нашли отражение величайшие догматы, основополагающие образы земного и небесного бытия!

Литература:
*Степанян Н. Мотив граната в раннесредневековом искусстве Армении
*Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики
*Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка
*Википедия

1. Цветущий гранат. Мартирос Сарьян. 1947 г.
2. Кадр из фильма С.Параджанова "Цвет граната". 1968 г.
3. Прозерпина. Данте Габриэль Россетти. 1877 г.
4. Ева с гранатом. И.П. Кёлер-Вилианди
5. Мадонна с гранатом. Сандро Ботичелли. 1487 г. Галерея Уффици, Флоренция.
6. Напольная мозаика, изображающая Христа с символами граната.
Церковь св.Марии в Хинтоне
7. Мозаичный пол с изображением гранатов
Курси, Израиль
8. Натюрморт с гранатами. Мартирос Сарьян. 1913 г.
9. Эчмиадзинское Евангелие 989 г.

Читайте также: