Что свидетельствует о родстве мхов и водорослей

Обновлено: 05.10.2024

Тест предназничен для подготовке к ЕГЭ по биологии. Он содержит задания по различным темам курса ботаники.

ВложениеРазмер
trenirovochnye_testy_k_ege_botanika.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочные тесты ЕГЭ биология. Бактерии, грибы, водоросли, лишайники, хвощи, плауны, голосеменные.

1. Царство бактерий объединяет организмы, тело которых состоит из

1) одной клетки с оформленным ядром и многими органои дами

2) одной или множества ядерных клеток, но без оболочки из клетчатки и хлоропластов

3) одной или множества ядерных клеток с оболочкой из хитиноподобного вещества, но без хлоропластов

4) одной безъядерной клетки, не имеющей органоидов

2. Какой организм относят к царству бактерий?

1) малярийного паразита 2) хлореллу 3) кишечную палочку 4) инфузорию-туфельку

3. Бактерии, в отличие от растений, имеют

1) специализированные половые клетки 2) расположенную в цитоплазме молекулу ДНК

3) ядро, обособленное от цитоплазмы ядерной оболочкой 4) две и более хромосом

4. Почему бактерии относят к прокариотам?

1) имеют одну хромосому, расположенную в ядре 2) имеют одну кольцевую ДНК

3) размножаются делением надвое 4) питаются только готовыми органическими веществами

5. Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии

1) зиготы 2) споры 3) цисты 4) активного организма

6. Бактерии размножаются путем

1) слияния половых клеток 2) образования спор 3) деления надвое 4) митоза

7. Чем питаются бактерии сапротрофы?

1) органическими веществами мертвых растений и животных

2) органическими веществами, которые сами создают из неорганических

3) неорганическими веществами, содержащимися в почве

4) неорганическими веществами, поглощаемыми из воздуха

8. К какой группе организмов относят туберкулезную па лочку по способу питания?

1) сапротрофам 2) паразитам 3) хемотрофам 4) автотрофам

9. Какая группа бактерий улучшает азотное питание растений?

1) брожения 2) клубеньковые 3) уксуснокислые 4) сапротрофные

10. Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает

1)вирус 2) плесневый гриб 3) бактерия-паразит 4) бактерия-сапротроф

11. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль

1) производителей органических веществ 2) потребителей органических веществ

3) разрушителей органических веществ 4) разрушителей неорганических веществ

12. Какие особенности жизнедеятельности грибов указы вают на их сходство с растениями?

1) накопление в оболочках клеток хитина 2) неограниченный рост в течение всей жизни

3) потребление готовых органических веществ 4) минерализация органических остатков

13. В чем проявляется сходство процессов жизнедеятельно-сгпи грибов и животных?

1) всасывают минеральные вещества поверхностью гиф 2) питаются готовыми органическими веществами 3) ведут неподвижный образ жизни и расселяются при по мощи спор

4) растут в течение всей жизни

14. Грибы, по сравнению с бактериями, имеют более высо кий уровень организации, так как

1) по способу питания они являются гетеротрофными орга низмами

2) их можно встретить в разных средах обитания

3) они выполняют роль разрушителей в экосистеме 4) их клетки имеют оформленное ядро

15. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов?

1) пластиды 2)ядро 3) рибосомы 4) митохондрии

16. Оболочка грибной клетки, в отличие от растительной, состоит из

1) клетчатки 2) хитиноподобного вещества 3) сократительных белков 4)липидов

17. Клетки гриба, в отличие от клеток животных, имеют

1) оболочку из хитиноподобного вещества 2)ядро 3) митохондрии 4) аппарат Гольджи

18. Каково значение дыхания в жизни грибов?

1) способствует образованию органических веществ в теле гриба 2) ускоряет процесс биосинтеза белка

3) способствует освобождению энергии и ее использованю. на процессы жизнедеятельности

4) обеспечивает поступление минеральных веществ из почвы

19. Какая группа организмов питается готовыми органиче скими веществами?

1) грибы 2) папоротники 3)водоросли 4) мхи

20. Почему лишайники не относят ни к одному из царств живой природы?

1) они совмещают в себе признаки растений и животных

2) по типу питания они сходны с бактериями и животными

3) это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водо росли

4) они поглощают воду всей поверхностью тела

21. Палочка Коха относится к:

1) почвенным бактериям 2) бактериям гниения 3) болезнетворным бактериям 4) уксуснокислым бактериям

22. Бактерии являются возбудителями:

1) энцефалита 3) краснухи 2) гепатита 4) сибирской язвы

23. К отделу бурых водорослей относится:

1) хламидомонада 3) хлорелла 2) ламинария 4) спирогира

24. Половой процесс называется конъюгацией у:

1) хламидомонады 3) хлореллы 2) ламинарии 4) спирогиры

25. По типу питания водоросли, как правило, отно сятся к:

1) сапрофитам 3) хемосинтетикам 2) паразитам 4) фотосинтетикам

26. Из споры папоротника развивается:

1) заросток 3)стебель 2) корневище 4) первый лист

27. Пыльца у папоротника созревает в:

1) пестике 3) спорангии 2) тычинке 4) ни один ответ не верен

28. Мужские гаметы не обладают подвижностью у:

1) мхов 3) голосеменных2) папоротников 4) всех перечисленных

29. К моховидным относится:

1) аспарагус 2) фукус 3) сфагнум 4)ламинария

30. Листья совмещают функции спороношения и фото синтеза у:

1) мхов 3) хвощей 2) папоротников 4) плаунов

31. Споры у мхов созревают в:

1) сорусах 3) шишках 2) коробочках 4) спороносных колосках

32. Листья у хвощей расположены:

1) мутовчато 3) супротивно 2) поочередно 4) листья отсутствуют

33. Заросток папоротниковидных представляет собой небольшую пластинку, которая:

1) развивается из споры 2) несет женские половые органы

3) несет мужские половые органы 4) верно все перечисленное

34. В образовании торфа принимает участие:

1) сфагнум 3) леканора 2) пармелия 4) ксантория

35. Споры у хвощей созревают в:

1) заростках 2) колосках на верхушках побегов 3) сорусах на поверхности листьев 4) споры отсутствуют

36. Основным органом прикрепления к почве у плау нов служат:

1) ризоиды 3) придаточодные корни 2) главные корни . 4) боковые корни

37. Эндосперм в семенах голосеменных: 1)гаплоиден 3) триплоиден

2) диплоиден 4) полиплоиден

37. Голосеменные наиболее широко распространены в: 1)тайге 3) тропиках

2) степи 4) саванне

39. К голосеменным не относятся:

1) туи 3) пихты 2) можжевельники 4) верески

40. Папоротник-орляк цветет:

1) один раз в год 3) один раз в жизни 2) через год весной 4) никогда

41. Без участия бактерий или грибов производится:

1.творог 2.карамель 3. хлеб 4.уксус.

42. Отравление грибами очень опасно, потому что:

1.во всех случаях оно смертельно 2.ядовитые вещества быстро растворяются и всасываются в кровь.

3.симптомы отравления появляются значительно поздно

4.не существует противоядий против грибных токсинов.

В1. Установите соответствие между группами организ мов и их представителями.

Группы организмов 1. бактерии 2. водоросли 3. грибы 4. лишайники

Представители A. столбнячная палочка Б. вольвокс B. туберкулезная палочка Г. Спорынья Д. олений мох

В-2. Установите соответствие между группой растений и заболеваниями, которые вызывают их представители.

Группы организмов Заболевания

1. бактерии А. брюшной тиф

2. грибы В.столбняк

Д. сибирская язва

В-3 Установите соответствие между типами размноже ния особей и группами организмов.

Типы размножения Группы организмов

1. бесполое А. лишайники

2. вегетативное Б. грибы

3. половое В. водоросли

В-4 К низшим растениям относятся:

1) сосна 2) багрянки 3) олений мох 4) земляника лесная 5) ламинария 6) кукушкин лен 7) вольвокс

В5. Отделами являются:

1) красные водоросли 2) грибы 3) зеленые водоросли 4) злаковые 5) лишайники 6) хвойные

7) бурые водоросли

В-6. Лишайники — особенная группа растений, харак теризующаяся :

1) одним из компонентов является мох 2) быстрым ростом 3) одним из компонентов являются водоросли

4) двойным оплодотворением 5) размножаются спорами 6) симбиотические организмы 7) одним из компонентов являются грибы

2) не содержат в клетках хлорофилл

3) имеют мицелий

5) размножаются только вегетативно

6) автотрофы 7) семейство

В-8. К водорослям относятся:

1) улотрикс 2) сине-зеленые водоросли 3) вольвокс 4) осциллятория

5) спорынья 6) хлорелла 7) ламинария

В-9. При выполнении подберите нужное слово (слова)

В1. Из споры кукушкина льна во влажной почве обра зуется __________ , что свидетельствует о родстве мо хообразных и __________.

В2. Заросток папоротниковидных прикрепляется к по чве __________.

В3. Абсолютное большинство голосеменных представ ляют собой _________и относятся к классу________

В-10. Установите соответствие между отделами растений и преобладанием гаплоидной или диплоидной стадии развития.

Отделы растений 1 . мхи 2. папоротники 3. голосеменные

Преобладание определенной стадии развития

А. преобладание гаметофита над спорофитом

Б. преобладание спорофита над гаметофитом

В-11. Установите соответствие между отделами растений и их характерными особенностями.

Отделы растений Характерные особенности

1. папоротники А. из споры развивается заросток

Б. представлены кустарниками и деревьями

2. голосеменные В. корни только придаточные

Г. имеют кольца прироста древесины

Д. оплодотворение происходит в водной среде

В-12. Установите соответствие между видами шишек у голосеменных и их характерными особенностями.

Виды шишек у голосем. Характерные особенности семенных растений

1. мужские шишки А. гаплоидные микроспоры

Б. формируется по два семя зачатка

2. женские шишки В. образуется яйцеклетка

Г. развивается гаметофит

В-13. Установите соответствие между типами размноже ния и отделами растений.

1. размножение семенами

2. размножение спорами

A. голосеменные Б. мхи B. папоротники Г. Водоросли

В-14. Особенности папоротников:

1) заросток обоеполый 2) заросток раздельнополый 3) одноклеточные

4) многоклеточные 5) листья называются вайи 6) наличие корня, стебля, листьев

7) наличие корня, стебля, листьев, цветка

В-15. Особенности мхов:

1) цветут один раз в год 2) являются нижним ярусом лесной растительности

3) представитель — кукушкин лен 4) накопители влаги

5) стебель с листьями 6) представитель — олений мох

7) стебель с листьями и корнями

В16. Характерные черты голосеменных:

1) семязачаток лежит открыто на семенной кожуре

2) семязачаток находится под покровом

3) женским гаметофитом является ядро с двумя архегониями

4) женским гаметофитом является зародышевый ме шок с восемью ядрами

5) развитие семязачатков и образование семени проис ходит медленно

6) развитие семязачатков и образование семени проис ходит быстро (за 3-4 недели)

7) двойное оплодотворение

С.1 В чем заключаются основные отличия мхов от папоротников?

С2 В чем отличие вирусов от остальных организмов?

6. Мхи приспособлены к жизни на болоте: они имеют :

В. коробочки со спорами

Г. клетки с хлоропластами

7. Из указанных растений в процессе эволюции наиболее высокой организации достигли:

8. Лиственницу относят к отделу голосеменных, так как она имеет…

А.корень, стебель и листья

Б. хорошо развитые покровные и проводящие ткани

Г. семена в шишках

9. Семена развиваются внутри плода у…

10. Определите правильную последовательность стадий развития папоротника

А. взрослое растение - заросток - споры - проросток

Б. взрослое растение - споры – заросток- проросток

В. заросток – споры – взрослое растение - проросток

Г. заросток – проросток – споры – взрослое растение

11. Листья – иголки, глубоко уходящая в почву корневая система сосны служат приспособлением к …

А. сезонным изменениям

Б. усилению фотосинтеза

В. экономному расходованию воды

Г. улучшению минерального питания

12 . Растение с ризоидами вместо корней относится к …

13. В окрестностях ряда городов происходит массовая гибель сосен из-за того, что в этих районах…

А.не регулируется выпас скота

Б.неблагоприятные погодные условия

В.мало выпадает осадков

Г. воздух и почва сильно загрязнены

14. Какая из перечисленных мер не способствует сохранению растительных богатств?

А.создание заповедников, заказников

Б. создание Красной книги

В. распашка степей, лугов, строительство дорог

Г. организация группы слежения за состоянием растительного покрова

15. Размножение семенами, внутреннее строение покрытосеменных растений говорят об их происхождении от …

А. древних папоротников

16. Ископаемые остатки растений свидетельствуют…

А.об историческом развитии растений

Б.об изменении растений в разные времена года

В. о взаимосвязях растений в сообществе

Г. об изменении растений в течение жизни

17. Появление у голосеменных семян, разнообразных тканей свидетельствует …

А. о разнообразии видов этого отдела

Б. об их усложнении в процессе эволюции

В. об их широком распространении

Г.об их значении для человека

18. Практическое значение мхов связано с тем, что…

А. они растут на болоте

Б. они входят в состав растительного сообщества

В. из них образовался торф

Г. они поглощают много влаги

Дополнительная часть

19. Каковы результаты исторического развития растений?

20. Как помогает Красная книга решению задач охраны растений?

21. Почему загрязнение почвы вредными веществами опасно для жизни человека?

22. Почему водоросли считают наиболее древними и просто организованными растениями?

23.Миллионы лет назад папоротники занимали господствующее положение на Земле. Что обеспечило господство папоротников?

Могут осуществлять фотосинтез, в клетках есть хлоропласты.

Клетки сходны по строению (имеют клеточную стенку, ядро, митохондрии и др.)

Неограниченно растут в течении всей жизни.

Отличия водорослей и мхов:

Водоросли не имеют органов (листьев, стеблей). Все тело водоросли представляет собой единое слоевище (таллом).

У мхов в жизненном цикле преобладает гаметофит, у водорослей спорофит.

Среди водорослей есть большая группа одноклеточных, все мхи – многоклеточные организмы.

Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.

3. Что такое спора?

Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.

Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.

3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.

У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.

Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.

Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.

Сходство мхов и водорослей:

• наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,

• неограниченный рост в течение всего существования.

Различие мхов и водорослей:

• мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,

• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лен – это один из видов листостебельных мхов. Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами. Мужские растения имеют на самом верху стебля метелочку из листьев, в которой созревают подвижные половые клетки (гаметы) – сперматозоиды. У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой. Их стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке с волосистым заостренным колпачком, в котором развиваются споры.

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.

2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.

3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.

4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.

5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.

4. Чем мох отличается от водоросли?

Различие мхов и водорослей:

• мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,

• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.

При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.

Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.

1. Что такое ризоиды?

Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.

3. Что такое спора?

Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.

Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.

3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.

У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.

Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.

Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.

Сходство мхов и водорослей:

· наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,

· неограниченный рост в течение всего существования.

Различие мхов и водорослей:

· мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,

· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лен – это один из видов листостебельных мхов. Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами. Мужские растения имеют на самом верху стебля метелочку из листьев, в которой созревают подвижные половые клетки (гаметы) – сперматозоиды. У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой. Их стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке с волосистым заостренным колпачком, в котором развиваются споры.

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.

2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.

3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.

4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.

5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.

4. Чем мох отличается от водоросли?

Различие мхов и водорослей:

· мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,

· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.

При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.

Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.

Читайте также: