Что такое триз технологии в детском саду презентация

Обновлено: 05.10.2024

ТРИЗ (теория решения
изобретательских задач)
• ТРИЗ – это управляемый процесс
создания нового, соединяющий в
себе точный расчет, логику,
интуицию, так считал основатель
теории
Генрих
Саулович
Альтшуллер

Основополагающая идея
ТРИЗ: научить мыслить
системно, с пониманием
происходящих процессов.
Смысл ее – развитие творческих
способностей ребенка.

Занимаясь в детском саду по
технологии ТРИЗ, дети знакомятся
с миром и учатся мыслить
самостоятельно, решая
поставленные перед ними задачи.

Круги Луллия
Три круга разного диаметра
с одинаковыми секторами
на каждом. В работе
используем разный принцип
заполнения колец. Как
средство развития
системного мышления
дошкольников.

Метод морфологического анализа
Цель метода - систематический
обзор и анализ всех мыслимых
вариантов данного явления или
объекта.

1 этап - начинаться с обучения детей
созданию сравнений (младшей
возраст).
2 этап - затем отрабатывается
умение детей составлять
разнообразные загадки.
3 этап – дети вполне справляются с
составлением метафор.

Волшебные дорожки
Алгоритм деятельности:
- Путешествие Героя по дорожке с
определенной целью.
- Взаимодействие с другими объектами.
- Изменение Героя в процессе
взаимодействия.

Активно используется в младшем возрасте
пособие "Дидактический мяч", с помощью
которого детей учим находить слова антонимы. Воспитатель предлагает слово, а
ребёнок говорит противоположное по
значению. Пример: весёлый - грустный;
грязный – чистый, большой – маленький.

Модель составления сравнений:
•воспитатель называет какой-либо объект;
•дети обозначает его признак;
•определяет значение этого признака;
•сравнивает данное значение со значением
признака в другом объекте.
Например:
•цыпленок (объект №1);
•по цвету (признак);
•желтый (значение признака);
•такой же желтый (значение признака) по цвету
(признак), как солнце (объект № 2).
Цыпленок желтый по цвету, такой же желтый,
как солнце.

Модель составления загадок:
Какой?
Блестящий
Что бывает
таким же?
Монета
Шипящий
Вулкан
Круглый
Арбуз
Блестящий, как монета;
шипящий, как вулкан;
круглый, но не арбуз.

Алгоритм составления метафоры
Специфическое
свойство
Что бывает таким
же свойством
Место
расположения
разноцветная
цветочная поляна
небо после дождя
Цветочная поляна - небо после дождя.
Цветочная небесная поляна ярко
засияла после дождя.

Какой?
Что бывает
таким же?
Специфи Что бывает
Место
ческое
таким же располож
свойство свойством
ения

Метод каталога
Детям предлагается сочинить
сказку с помощью какой-либо
книги. Ведущий задает детям
вопрос, ответ на который ребенок
находит, указав слово на открытой
странице выбранного текста.
Ответы, найденные в книге,
собираются в единую сюжетную
линию.

Данный метод можно использовать уже в
работе с трехлетними детьми. Объекты могут
быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки
или картинки).
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был. Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой. Кто?
- Кто помог друзьям спастись?

Шестилетним детям задаются примерно
следующие вопросы:
- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро
умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать,
смотреть. ). Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот
отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он
был? Как он мог помочь главному герою? Что
стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?

Метод маленьких человечков
Суть метода состоит в том, чтобы
представить объект в виде
множества (толпы) маленьких
человечков.

1 ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение Детский сад 11 г. Кореновск Воспитатель: Королева И.А.

2 Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!

4 Что нам дает использование технологии ТРИЗ ? - Развитие воображения; - Развитие логического мышления; - Развитие творческого мышления; - Развитие внимания; - Развитие речи.

5 В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ ? В Познавательно – речевом развитии; В коммуникативно-личностном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; - То есть во всех образовательных областях.

6 Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

7 Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

8 Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

9 Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

10 1 этап - занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч- как можно использовать предмет?

12 4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например : придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

13 5 этап - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

14 6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.

15 1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности.

17 Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развивает потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

19 1. Принцип свободы выбора в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. 2. Принцип открытости нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

20 3. Принцип обратной связи воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 4. Принцип идеальности творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

21 6. Принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов. 5. Принцип деятельности в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

28 - активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико- грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

29 У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Использование ТРИЗ –технологии в познавательном развитии дошкольников

№ слайда 1

Использование ТРИЗ –технологии в познавательном развитии дошкольников

Актуальность проблемы познавательного развития детей на современном этапе: С вве

№ слайда 2

Актуальность проблемы познавательного развития детей на современном этапе: С введением ФГОС в дошкольном образовании встал вопрос об изменении содержания образования, появились новые требования к познавательному развитию дошкольников. В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность

№ слайда 3

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.

создание условий для развития познавательной активности ребенка через самостояте

№ слайда 5

создание условий для развития познавательной активности ребенка через самостоятельную деятельность и совместную с педагогом посредством ТРИЗ. Цель:

Задачи: формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализир

№ слайда 6

Задачи: формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов, вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности; учить самостоятельно, добывать информация через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры и тренинги; поддерживать инициативу детей, самостоятельность, оценочное и критическое отношения к миру; развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы никогда прежде не встречавшиеся; развивать предпосылки диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости); воспитывать у детей интерес к процессу познания; воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм; морфологический анализ (установление завис

№ слайда 7

Методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм; морфологический анализ (установление зависимостей объектов природного и рукотворного мира от частей суток, среды обитания, материала и др.) прием эмпатии моделирование маленькими человечками (ММЧ)

Метод мозгового штурма позволяет развивать у детей способность к анализу стимули

№ слайда 8

Метод мозгового штурма позволяет развивать у детей способность к анализу стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает

Метод мозгового штурма

№ слайда 9

Метод мозгового штурма

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОИСК ИДЕЙ ( МОЗГОВОЙ ШТУРМ)

№ слайда 10

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОИСК ИДЕЙ ( МОЗГОВОЙ ШТУРМ)

Метод морфологического анализа активизация творческого мышления. выявление всех

№ слайда 11

Метод морфологического анализа активизация творческого мышления. выявление всех возможных вариантов решения проблемы обогащение знаний детей об объекте развитие речи: употребление прилагательных, существительных умение отстаивать свой вариант ответа

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

№ слайда 12

Необычное животное

№ слайда 13


№ слайда 14

Прием эмпатии умение вести рассказ от имени другого объекта

№ слайда 15

Прием эмпатии умение вести рассказ от имени другого объекта

Упражнение на развитие эмпатии

№ слайда 16

Упражнение на развитие эмпатии


№ слайда 17

Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ) помогает формированию диалектических

№ слайда 18

Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ) помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность.


№ слайда 19

Система игр игры на познание и классификацию объектов окружающего мира игры на р

№ слайда 20

Система игр игры на познание и классификацию объектов окружающего мира игры на развитие восприятия (работа анализаторов) игры на формирование экологического самосознания - игры на развитие навыков анализа ситуации через целенаправленное сужение поля поиска


№ слайда 21

Результативность педагогического опыта у детей возникло положительное эмоциональ

№ слайда 22

Результативность педагогического опыта у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям; возросла познавательная активность и интерес; возросла активность в принятии самостоятельных решений; расширился кругозор ; появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений ; у детей снялось чувство скованности, застенчивости; повысился интерес к занятиям; совершенствование мышления, речи, внимания, памяти, воображения. .

Методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, позна

№ слайда 23

Методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС. Спасибо за внимание !

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 1

Общее недоразвитие речи – (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
У детей с ОНР также нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения
У таких детей очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, развивать мышление. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс более интересным и полезным.

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 3

В настоящее время в современной дошкольной педагогике и логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников в русле ведущего вида деятельности – игре. Будучи увлекательным занятием для детей, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому я использую методы и приёмы ТРИЗ.

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 4

Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач Разработана бакинским ученым, писателем- фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 5

В 1982 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 80-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. В 1987 г. ТРИЗ случайно (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка.

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 6

ТРИЗ способствует:
Формированию творческих способностей детей на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением
Создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования
Предусматривает развитие у детей фантазии

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 7

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приемы изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:
1. Мозговой штурм
4. Метод фокальных объектов
5. Метод Робинзона
6. Да-нет-ка
3. Морфоло- гический анализ
7.Типовое фантазирова - ние
8.Системный оператор
2.Синектика

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 8

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Темы: Как уберечь продукты от мышей Как не намокнуть под дождем Как мышам достать сыр из-под носа кота Как выгнать лесу из заюшкиной избушки Как потушить пожар, если в доме нет воды Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его Как оставить кусочек лета в зиму
1. Мозговой штурм

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 9

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 10

2. Синектика (метод аналогий): а) Личностная аналогия (эмпатия). Варианты заданий: изобрази будильник, который забыли выключить; покажи походку человека, которому жмут ботинки; изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай знакомую песенку или промяукай. б) Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет-стрекоза, подводная лодка-рыбы). в) Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 11

3. Морфологический анализ Цель: выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 12

Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер
Ребенок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый
Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный
Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик
Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 13

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 14

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 15

5. Да – нет - ка
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Первые вопросы должны быть наиболее общие: - Это живое? - Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 16

Задумано число 3 из первых пяти цифр - Это число больше 2? - Это число меньше 4?

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 17

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 18

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 19

7. Типовое фантазирование
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: изобретательская задача - дошкольное Творчество: а) уменьшение-увеличение объекта (выросла репка маленькая - премаленькая. Продолжи сказку); б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка); в) дробление-объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных); г) оператор времени (замедление-ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй какой была твоя мама в детстве); д) динамика-статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 20

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 21

Прошлое Настоящее Будущее
Веник Пылесос Скоростной аппарат по уборке помещения
Саженец Дерево Пень

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 22

Что предмет представлял собой в прошлом
Как будет выглядеть предмет в будущем

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 23

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 24

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 25

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 26

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 27

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 28

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 29

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 30

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 31

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 32

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 33

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 34

Помощники умной головы

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 35

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 36

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 37

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 38

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 39

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 40

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников, слайд 41

Читайте также: