Что включает в себя присмотр и уход за детьми в детском саду

Обновлено: 19.09.2024

Родительская плата в детском саду – оплата услуг по присмотру и уходу за детьми. Образовательная организация обеспечивает питание, хозяйственно-бытовое обслуживание, гигиену и режим дня ребенка. За оказание этих услуг учредитель устанавливает родительскую плату (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

В родительскую плату учредитель не включает расходы, которые финансируют из средств бюджета: на реализацию образовательной программы дошкольного образования; содержание имущества образовательной организации.

За присмотр и уход за детьми-инвалидами; детьми-сиротами; детьми, которые остались без попечения родителей; детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. Это требование установлено частью 3 статьи 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Учредитель может, снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей. Перечень льготных категорий, случаи и порядок применения льгот определяет нормативный акт учредителя. Случаи и порядок предоставления льгот по родительской плате относятся к исключительной компетенции учредителя (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Родительская плата – часть финансирования детского сада, поэтому затраты детского сада на присмотр и уход за детьми, для родителей которых размер родительской платы снижен, возмещают из средств бюджета.

Помимо установления льгот, учредитель может оплачивать услуги по присмотру и уходу за детьми в саду самостоятельно за счет средств бюджета, в этом случае родительскую плату не устанавливают (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

На что можно расходовать родительскую плату?

Родительскую плату детский сад взимает за услуги по присмотру и уходу, поэтому потратить ее можно только: на питание; хозяйственно-бытовое обслуживание детей; личную гигиену воспитанников; обеспечение режима дня обучающихся.

Конкретный перечень расходов детского сада за счет полученной родительской платы может определить учредитель, поскольку он устанавливает размер и порядок взимания платы с родителей (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Если учредитель не определил, на что можно потратить родительскую плату, используйте ее преимущественно на закупку продуктов питания. Это самая большая статья расходов детского сада на присмотр и уход. На оставшиеся средства можно купить, например, мыло, стиральный порошок; моющие и дезинфицирующие средства; щетки, тряпки, мешки для мусора; туалетную бумагу; полотенца, салфетки, постельное белье. Эти расходы непосредственно связаны с услугами по присмотру и уходу.

Детский сад заинтересован в своевременном поступлении родительской платы, поскольку она компенсирует затраты образовательной организации на присмотр и уход, например, на закупку продуктов питания и средств гигиены.

В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения доступности дошкольного образования, а также во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 17 марта 2013 г. N Пр-539 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 26 февраля 2013 г. и поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет рекомендации об организации различных форм присмотра и ухода за детьми с целью реализации права на доступное дошкольное образование.

Приложение: на 5 л.

Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми с целью реализации права на доступное дошкольное образование

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 сентября 2013 года (далее - Закон), присмотр и уход за детьми - это "комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня" (пункт 34 статьи 2).

Закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах).

групп по присмотру и уходу за детьми, в которых обеспечивается их содержание и воспитание, социализация и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Указанные нормы законодательства позволяют сделать более доступными для населения как услуги по дошкольному образованию, так и услуги по присмотру и уходу за детьми.

В настоящее время наиболее востребованной и самой распространенной является форма присмотра и ухода за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В них присмотр и уход сочетается с дошкольным образованием. В такой форме присмотр и уход получают 6,2 млн. детей в 56,4 тыс. учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

С целью развития данной формы присмотра и ухода рекомендуется расширять разнообразие направленности групп для детей дошкольного возраста, работающих в режиме полного дня, делая акцент на создании групп не только общеразвивающей направленности, но также компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности.

Вторая форма предоставления услуг по присмотру и уходу, получающая все большее распространение в настоящее время, реализуется в семейных дошкольных группах. Семейные дошкольные группы создаются, как правило, на дому у воспитателя государственных и муниципальных ДОУ. Чаще всего воспитатели - многодетные мамы, которые воспитывают своих детей дошкольного возраста (не менее трех) и могут взять еще 1-2 чужих детей. Воспитателями могут также быть педагоги, которые в своей квартире создают условия для дошкольного образования детей из семей, проживающих по соседству. Воспитатели семейных групп являются штатными сотрудниками ДОУ, им оказывается методическая поддержка со стороны методической службы детского сада. В 2013 г. дошкольное образование в семейных группах получают 10,7 тысяч детей (0,2% от общей численности детей, охваченных дошкольным образованием).

Третья форма предусматривает присмотр и уход за детьми в семье, при этом дети получают дошкольное образование в группах кратковременного пребывания (далее - ГКП). По состоянию на январь 2013 г. 18,6 тыс. таких групп функционирует в 12 тыс. учреждений (ДОУ, школах, учреждениях дополнительного образования). В них воспитывается около 270 тыс. детей дошкольного возраста (около 4,6% от всех детей, охваченных дошкольным образованием). ГКП имеют разную направленность: группы адаптации для детей с 6 месяцев до 2 лет, в том числе для детей с родителями; группы развития (дошкольное образование на основе развивающих игр), группы "Особый ребенок" для детей-инвалидов, группы подготовки детей к школе и другие. Развитие данной формы сочетания присмотра и ухода за детьми в семье и дошкольного образования в режиме кратковременного пребывания целесообразно при наличии спроса у населения.

Четвертая форма связана с привлечением к присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В 2013 г. более 1 тыс. индивидуальных предпринимателей оказывают услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние детские сады и т.д.).

Перспективным представляется развитие данной формы, которая предусматривает дошкольное образование детей в ДОУ в режиме кратковременного пребывания, а также присмотр и уход за детьми, реализуемый индивидуальным предпринимателем в жилых или приспособленных помещениях, расположенных в непосредственной близости от ДОУ. Индивидуальный предприниматель осуществляет также сопровождение детей в процессе реализации программы дошкольного образования в ГКП на основе трехстороннего договора между:

дошкольным учреждением, которое осуществляет бесплатное дошкольное образование,

индивидуальным предпринимателем, который обеспечивает присмотр и уход за детьми в течение рабочего дня родителей,

и родителями (законными представителями), которые оплачивают услуги по присмотру и уходу за ребенком.

Данная форма организации присмотра и ухода за детьми апробируется в настоящее время в Республике Саха (Якутия).

Большое значение в данном случае имеет отбор индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми. Активная работа с индивидуальными предпринимателями, проявившими желание осуществлять деятельность в сфере присмотра и ухода за детьми, ведется в Хабаровском и Красноярском краях через центры подготовки индивидуальных предпринимателей. Однако, как показывает опыт Красноярского края, более 20% обученных индивидуальных предпринимателей отказываются в ближайшие месяцы после обучения от осуществления деятельности в сфере присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.

Учитывая изложенное, при развитии индивидуального предпринимательства в сфере присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста рекомендуется:

а) провести анализ в области спроса и предложения на услуги присмотра и ухода за детьми, предоставляемые индивидуальными предпринимателями (далее - ИП). Данные мониторинга доступности и качества дошкольного образования, проводимого Минобрнауки России, изучение общественного мнения показывают, что большинство родителей детей дошкольного возраста заинтересованы в предоставлении их ребенку места в государственном или муниципальном детском саду полного дня, который гарантирует как присмотр и уход за ребенком, так и оказание образовательных услуг. Отсутствие анализа спроса на услуги ИП в сфере дошкольного образования может привести к тому, что обученные ИП не смогут реализовать свои знания.

б) сформировать критерии отбора претендентов для организации деятельности в сфере дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми в соответствии с положениями трудового законодательства. Необходимо не допустить, чтобы с детьми дошкольного возраста работали ИП, имеющие или в прошлом имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (статья 351.1 Трудового кодекса).

Еще одним критерием отбора ИП - кандидатов на обучение для реализации присмотра и ухода за детьми, является отсутствие противопоказаний для работы с детьми дошкольного возраста по состоянию здоровья (в том числе психического).

При развитии формы присмотра и ухода за детьми, осуществляемого ИП, рекомендуется учитывать существующие, механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере дошкольного образования.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере дошкольного образования.

Данная поддержка включает в себя в том числе предоставление субъектами Российской Федерации малому и среднего бизнесу субсидий из федерального и регионального бюджетов в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Порядок предоставления субсидий субъектам Российской Федерации для реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".

Согласно приказу Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г. N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" предусмотрены различные инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе такие мероприятия, как:

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

поддержка начинающих предпринимателей - фанты начинающим на создание собственного бизнеса;

содействие развитию лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, средств и технологий;

создание и развитие гарантийных фондов.

Реализацию мероприятий, а также оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

В настоящее время в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы реализуется проект "Разработка и апробация механизмов применения различных форм организации присмотра и ухода за детьми в образовательных организациях и иных организациях, у индивидуальных предпринимателей и семьях, имеющих детей дошкольного возраста". По итогам исполнения проекта будет представлен обобщенный опыт субъектов Российской Федерации по организации различных форм присмотра и ухода за детьми.

Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", январь 2014 г., N 2, в журнале "Вестник образования России", март 2014 г., N 5, в журнале "Образование в документах", март 2014 г., N 3

Предлагаемые материалы адресованы руководителям образовательных организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, медицинским работникам, родителям и другим юридическим, физическим лицам, занимающимся вопросами организации ухода и присмотра детей дошкольного возраста.

Памятка разработана в соответствии:

- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

2. Общие требования к организации работы групп по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста

В организациях по присмотру и уходу за детьми должны быть обеспечены условия пребывания детей, режим дня и организация питания в соответствии с гигиеническими требованиями. Особое внимание следует обратить на организацию медицинского обслуживания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации, прохождение медосмотра персонала, наличие личных медицинских книжек, оформленных в установленном порядке.

Неукоснительное соблюдение требований санитарного законодательства – залог здоровья детей и сохранения стабильной эпидемиологической обстановки в детских организованных коллективах.

Взаимоотношения между Поставщиком услуги и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе оказания услуги, длительность пребывания ребенка, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за оказание услуги.

Услуга по уходу и присмотру предполагает пребывание ребенка по месту оказания услуги в течение полного дня (не менее 5 часов).

Услуга по уходу и присмотру в зависимости от длительности пребывания ребенка включает в себя:

- без организации питания и сна не более 3 – 4 часов;

- при пребывании ребенка не более 5 часов - с организацией однократного приема пищи, прогулки продолжительностью не менее 1 часа, без организации сна;

- при пребывании ребенка более 5 часов - с организацией питания, с интервалом приема пищи 3 - 4 часа, прогулок продолжительностью не менее 1 часа и сна.

Услуга по уходу и присмотру может быть дополнена услугой по развитию, оздоровлению ребенка в соответствии с договором, заключенным между Поставщиком услуги и родителями (законными представителями) ребенка.

Услуга по уходу и присмотру может быть организована:

- в жилом помещении (жилой дом, часть жилого дома, квартира, за исключением подвального и цокольного этажей) с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и иных требований законодательства;

- в приспособленных для этих целей помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

Лица, осуществляющие деятельность, непосредственно связанную с оказанием услуги по уходу и присмотру за детьми, проходят периодическое медицинское обследование.

К деятельности, непосредственно связанной с оказанием услуги по уходу и присмотру за детьми, не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законодательством порядке;

- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

Допускается размещение в жилых помещениях:

- дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования и/или присмотр и уход;

- дошкольных групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и/или присмотр и уход.

3. Требования к жилым помещениям, их оборудованию и содержанию

Дошкольные группы размещаются в жилых помещениях, обеспеченных системами централизованного или нецентрализованного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электроснабжения.

При отсутствии централизованного водоснабжения и канализации помещения дошкольных групп оборудуют внутренними системами водоснабжения для механизированной подачи воды и канализации при условии устройства выгреба или локальных очистных сооружений.

Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

Допускается использование печного отопления. При организации печного отопления топка устраивается в недоступном для детей месте.

Стены и потолки помещений должны иметь поверхность, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Стены и потолки не должны быть поражены грибком.

Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Возможно использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающие проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.

Набор помещений дошкольных групп и их оборудование обеспечивается с учетом режима их функционирования.

Для дошкольных групп сокращенного, полного и продленного дня пребывания детей (от 5 до 14 часов) предусматривается следующий набор помещений и/или мест:

- место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;

- игровая комната для проведения занятий, игр;

- помещение (место в игровой комнате) для сна;

- кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов;

- помещение (место в игровой комнате или на кухне) для приема пищи детьми;

- место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;

- помещение (место) для хранения белья;

- место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;

4. Требования к организации питания

Приготовление пищи для детей дошкольных групп осуществляется изпродовольственного сырья (полуфабрикатов) непосредственно на кухне жилого помещения.

Допускается доставка готовых блюд и кулинарных изделий, полуфабрикатов в дошкольные группы из комбинатов питания, пищеблоков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций общественного питания.

При хранении продуктов должны соблюдаться условия хранения и сроки годности продуктов, указанные производителем.

Питание детей должно быть организовано в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей. Для составления примерного меню используется сборник рецептур для детского питания.

Для детей разного возраста должны соблюдаться суммарные объемы блюд по приемам пищи в соответствии с гигеническими нормативами.

При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.

От всех приготовленных и реализованных в соответствии с меню блюд и кулинарных изделий должны оставляться суточные пробы. Суточная проба отбирается в объеме: порционные блюда - в полном объеме; холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) - в количестве не менее 100 г.; порционные вторые блюда, биточки, котлеты, колбасу, бутерброды оставляются поштучно, целиком (в объеме одной порции).

Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается использование продуктов и сырья, не разрешенных к использованию в детском питании.

Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы дошкольной группы (завтрак или обед, или завтрак и обед, или полдник).

Для дошкольных групп организуется питьевой режим, с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченной питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более 3 часов.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой.

5. Требования к приему детей в дошкольные группы и организации режима дня дошкольной группы

Прием детей, впервые поступающих в дошкольные группы, осуществляется на основании медицинского заключения.

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.

Прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста составляет 2 часа.

При реализации образовательной программы (части образовательной программы), за исключением игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, продолжительность занятий зависит от возраста детей.

При осуществлении образовательной деятельности в иных организационных формах (в виде игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, в том числе, в форме мастерских, секций, экскурсий) продолжительность занятий не регламентируется.

6.Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала дошкольной группы

Персонал дошкольных групп проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке 2 ; аттестацию на знание настоящих санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи детям - не реже 1 раза в год.

Персонал дошкольной группы прививается в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Каждый работник дошкольных групп должен иметь личную медицинскую книжку, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, сведения о допуске к работе.

Медицинское обслуживание детей дошкольной группы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Требования к соблюдению санитарных правил

Руководитель дошкольной группы, индивидуальный предприниматель отвечает за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:

- наличие санитарных правил и доведение их содержания до персонала дошкольной группы;

Все клубы, которые занимаются образованием детей и взрослых по закону должны получать лицензию. Но, оказывается, есть исключения.

В прошлой статье мы выясняли, когда детским центрам нужна лицензия и что будет, если работать без нее. Теперь консультант по юридическим вопросам Марина Петрова рассказывает о случаях, когда лицензия не нужна.

Если скучно разбираться с теорией, мотайте в конец статьи. Там откровение владельца детского центра: он знает законы, но у него нет лицензии и делать ее он не будет. Публикуем на условиях анонимности.

Марина Петрова

Когда лицензия не нужна

Напомним: если детский центр занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия и без нее работать нельзя. Об этом мы рассказывали в прошлой статье. Но есть исключение: если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, лицензия не нужна.

Все остальные клубы без лицензии не должны ничему учить. Зато вот чем они могут заниматься:

  • присматривать за детьми;
  • развлекать;
  • проводить занятия для социализации и общего развития.

Разберем, что можно и чего нельзя детским центрам в каждом из этих случаев.

Не нужна лицензия, если ИП работает лично и не нанимает педагогов

В 2013 году закон разделил предпринимателей:

В штат можно нанять администратора, повара, инструктора, уборщицу или няню, но нельзя взять на работу человека с должностью воспитателя, педагога, учителя, преподавателя, методиста в трудовой книжке.

Ольга — музыкант, и занимается флейтой с малышами от трех лет. Она преподает сама, поэтому лицензия ей не нужна.

Если она возьмет на работу преподавателя по вокалу, придется получать лицензию. Без лицензии она может нанять администратора, чтобы он отвечал на звонки, вел социальные сети, следил за чистотой. Но учить детей музыке администратор не сможет.

Иногда предприниматели оформляют преподавателя администратором, чтобы не получать лицензию. Кажется, что всё равно никто не узнает. В реальности это рискованно. Если родители пожалуются на клуб, придет проверка. Тогда выяснится, что администратор учит детей. Доказать это будет несложно: достаточно опросить родителей.

В клубе без лицензии присматривают за детьми

Если с детьми гуляют и играют, их кормят и укладывают спать по режиму, лицензия не нужна. Клуб заключает с родителями договор на присмотр и уход. Закон говорит о присмотре и уходе так:


Суд согласился с прокуратурой, но заменил штраф на предупреждение. Судебное дело.

В клубе развлекают детей

Развлекательные клубы есть почти в каждом торговом центре: там можно оставить ребенка, пока ходишь по магазинам, или заказать праздник, шоу-программу, квест. В клубе много игрушек, лабиринты, батуты, горки, а с детьми работают аниматоры, инструкторы, организаторы. Прийти и уйти можно в любое время. Фиксированных занятий нет, а родители платят по часам или за мероприятие.

Клуб проводит общеразвивающие занятия

В клубе с детьми занимаются творчеством, танцами, спортом. Это похоже на образовательную деятельность, но у занятий не все признаки образовательной деятельности и другие коды ОКВЭД.

Клубную деятельность выбирают предприниматели, которые не считают свои занятия образовательными. Они называют центры досуговыми, нанимают специалистов по работе с детьми и инструкторов, работают без образовательной программы и фиксированного расписания.

Наташа ходит в клуб на занятия по лепке и арт-терапии. Иногда маме некогда водить дочь, и та пропускает занятия. Но это неважно: в клубе нет жесткого расписания, никто не оценивает результат. Главное, чтобы ребенку нравилось.

С клубной деятельностью не всё однозначно. В 2013 году Министерство образования описало, как организовывать дополнительное образование, и перечислило его формы:

  • клубы,
  • секции,
  • кружки,
  • лаборатории,
  • студии,
  • оркестры,
  • творческие коллективы,
  • ансамбли,
  • театры.

Ничто не мешает кружкам, клубам и секциям быть образовательными. Судебные решения по клубным делам разные. Иногда суды встают на сторону предпринимателей.

Суд рассмотрел такие факты о клубе:

  • с родителями заключали договоры о досуговой и воспитательной деятельности;
  • количество детей на занятиях всегда разное, посещение клуба несистематическое;
  • в клубе нет педагогогов, там работают руководитель кружка, администратор и организатор детского досуга;
  • в документах и рекламе нет ничего об обучении.

Суд не увидел в работе клуба образовательной деятельности и согласился с собственником. Судебное дело.

В другом деле прокуратура выиграла.

Суд решил, что клуб ведет образовательную деятельность, и оштрафовал его на 4000 рублей.

Эксперт портала Гарант.ру разобрал вопрос про кружок танцев и тоже не дал однозначного ответа на вопрос, нужна ли лицензия:


Образовательная деятельность — это набор признаков: системность, результат, обязательность, продолжительность, последовательность. Чтобы доказать, что лицензия не нужна, придется показать, что в занятиях таких признаков нет, и подтвердить это договорами и другими документами.

Мнение владельца детского клуба

У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.

— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.

Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.

Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.

Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут

Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.

Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.

Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.

Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.

За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.

Мнение юридического консультанта

Юридический консультант Марина Петрова поделилась мыслями о мнении владельца детского клуба:

— Требования к небольшим клубам с образовательными занятиями кажутся избыточными. Клубу с двумя преподавателями и парой классов затруднительно работать по правилам, которые написаны для домов творчества с четырьмя сотнями детей. Но есть требования закона, которые касаются жизни и здоровья, их нужно выполнять. Например, закон запрещает открывать клубы в цоколе, потому что там не хватает дневного света и свежего воздуха.

С ограничениями можно работать. Если в цоколе полноценные окна и хорошая вентиляция, я рекомендую пригласить Роспотребнадзор для консультации. Они осмотрят помещение и могут его одобрить.

ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии. Но правила пожарной безопасности соблюдать нужно. Иначе при проверке клуб могут оштрафовать. Чтобы просчитать пожарные риски, можно обратиться в компанию, которая делает пожарные аудиты. Она расскажет, как действовать.

Найти подходящее помещение сложнее всего. Понимаю тех, кто открывался пять—десять лет назад: место насиженное, уходить не хочется и затратно, как говорит Михаил. Но, если руководитель решил заниматься этим бизнесом всерьез, я бы порекомендовала готовиться к переезду.

Плановые проверки проходят обычно раз в три года. В образовании, социальных услугах, здравоохранении и некоторых других сферах — раз в два года. Бывает, что плановые проверки вовсе не приходят. Повод для внеплановой — жалоба или решение прокуратуры.

Если дети занимаются в клубе с лицензией, родители могут получать налоговые вычеты, оплачивать занятия материнским капиталом, а в будущем — и сертификатами дополнительного образования.

Читайте также: