Чтобы семена не при хранении их рассыпают тонким слоем так как

Обновлено: 25.08.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений - ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 15 Минеральное питание растений

Глава 2. Жизнь растений

Ответы к § 15. Минеральное питание растений

Вопросы в начале параграфа

1. Какие функции выполняет корень?

Основные функции корня — это закрепление растения в почве и поглощение из почвы воды и растворённых в ней минеральных веществ, необходимых для питания и развития растения.

2. Что такое корневой волосок? Какую функцию он выполняет?

Корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня, расположенный в зоне всасывания корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневые волоски способны значительно увеличить всасывающую поверхность корня растения, а значит и улучшить обеспечение растения водой и минеральными веществами.

3. Какие минеральные вещества вам известны?

Фосфор, калий, сера, магний, азот.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие вещества необходимы для минерального питания растения?

Больше всего растению необходимы калий, азот и фосфор:

- калий способствует быстрому оттоку органических веществ из листьев к корням;
- азот необходим для роста растений;
- фосфор способствует быстрому созреванию плодов.

Кроме того, растениям для роста и развития необходимы и другие минеральные вещества, но уже в небольших количествах.

2. Как растения поглощают питательные вещества?

Различные виды растений поглощают питательные вещества разными способами. Например у водорослей питательные вещества усваиваются всей поверхностью тела.

У высших растений, например для покрытосемянных растений, которые изучаются в ходе этого курса, функцию поглощения питательных веществ из почвы выполняет корень.

Процесс поглощения воды и растворённых в ней минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня. Именно в этой зоня на наружной поверхности корня вырастают корневые волоски — специальные вытянутые клетки, способные проникать сквозь частицы почвы и всасывать воду.

Число корневых волосков у различных растений разное, но их всегда очень много. Чем больше у растения корневых волосков, тем большую поверхность всасывания имеет растение и тем больше питательных веществ оно получит.

Далее из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а потом в сосуды корня. По сосудам вода и питательные вещества поднимаются в другие органы растения. Подняться вверх по сосудам воде помогает корневое давление растения.

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление — это давление, которое создается в сосудах корней и благодаря которому обеспечивается движение воды и растворённых в ней минеральных веществ из корня вверх в другие части растения.

4. Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой?

При поливе холодной водой происходит снижение поглощающей способности корня. Холодная ода хуже впитывается корневыми волосками и растение не получает всех необходимых ему веществ.

5. Какие виды удобрений вы знаете?

Существуют органические, минеральные и микроудобрения удобрения:

- органические удобрения — это отходы от жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (торф, перегной);
- минеральные удобрения — это удобрения, содержащие необходимые для жизни растений минеральные вещества, различают азотные минеральные удобрения, калийные и фосфорные;
- микроудобрения — это удобрения, которые содержат различные химические вещества, помогающие росту растений, например бор, медь, цинк, кобальт и прочие.

6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

Азот способствует росту растений. Калий обеспечивает быстрый отток органических веществ от листьев в корням. Фосфор необходим для скорейшего созревания плодов.

7. Что такое подкормка?

Подкормка — это внесение в почву удобрений, необходимых растению в данный период жизни. В разные сроки вносятся разные удобрения, всё зависит от конкретных потребностей и вида растений.

Подумайте

1. Правильно ли поступают люди, убирая осенью опавшую листву с газонов в скверах и парках населённых пунктов?

В природе опавшая листва перегнивает и обогащает почву минеральными веществами. Убирая опавшую листву с газонов и в скверах люди лишают городские растения естественной подкормки. Это неправильною

2. С чем связаны особенности строения клетки корневого волоска?

По своему строению корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня. Длина корневых волосков в среднем 10 мм. Поверхность их покрыта слизью, которая помогает корневому волоску как можно более тесно соприкасаться с частицами почвы и эффективно всасывать воду и растворённые в ней минеральные и органические вещества.

Задания

1. Возьмите два одинаковых растения колеуса средних размеров. Поставьте их в светлое тёплое место и три дня не поливайте. Затем регулярно поливайте: первое растение — ежедневно утром и вечером, расходуя на каждый полив по 50 мл воды, второе растение — три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), расходуя на каждый полив по 200 мл воды. Опыт проводите в течение месяца. Результаты наблюдений записывайте в тетрадь. Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.

Результаты эксперимента будут сильно зависит от времени года, в который будет проводиться эксперимент. Так, в зимний период у колеуса наступает период покоя. На протяжении всех зимних месяцев необходимо максимально ограничить полив и не удобрять это растение. Если же этого не сделать, то растение не зацветёт.

Поливать колеус нужно в зависимости от состояния грунта — на ощупь он должен быть слегка подсохшим. Летом к поливу можно добавить и опрыскивание.

Если эксперимент будет проводиться летом, то лучше себя будут чувствовать растения поливаемые первым способом (каждый день) Если же провести эксперимент осенью или зимой, то наиболее комфортно будет растению поливаемому три раза в неделю.

2. Для подготовки к изучению прорастания семян в стакан из тонкого прозрачного стекла поместите промокательную бумагу так, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. На дно стакана налейте немного воды. Между стеклом и промокательной бумагой поместите зерновки пшеницы, ржи, ячменя или овса и наблюдайте за их прорастанием. В другой стакан положите семена фасоли или гороха также для наблюдения за прорастанием. В третий стакан поместите семена фасоли или гороха, отделив у них одну семядолю. Следите, чтобы семена не высохли. Установите, когда они набухнут. Проследите, когда у проростков появятся корни, сколько их разовьётся через некоторое время, как происходят рост и дальнейшее развитие проростков. Свои наблюдения запишите.


Растение

Срок набухания Срок прорастания Появление корешка

Появление стебелька

Злаки (пшеница, рожь, овёс, ячмень)

Бобовые (горох фасоль) с двумя семядолями

Также в процессе развития проростков можно наблюдать, что у гороха и фасоли развивается стержневая корневая система, а у злаков — мочковатая корневая система.


Задания для любознательных

С марта—апреля по июль применяйте жидкую подкормку комнатных растений, которыми озеленена школа. Для этого берите куриный или голубиный помёт. Готовьте подкормку следующим образом: четверть объёма литровой банки заполните птичьим помётом, затем до верха банки налейте горячей воды. Полученный раствор размешайте деревянной палочкой и дайте ему остыть. Один стакан приготовленной таким способом жидкой подкормки перед удобрением растений надо разбавить десятью стаканами воды. Можно также подкармливать растения раствором минеральных веществ. Применять подкормку следует один раз в неделю.

Растения стали развиваться быстрее и выглядеть более здоровыми.

Словарик

Минеральное питание — это процесс поглощения, передвижения и усвоения растениями из почвы воды и растворённых в ней минеральных солей.

Корневое давление — это свойство сосудов корней растения поднимать воду и минеральные вещества вверх в другие части растения.

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — это свойство почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

Органические удобрения — это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Минеральные удобрения — это удобрения, содержащие минеральные вещества необходимые для жизнедеятельности растений. Различают фосфорные, калийные и азотные минеральные удобрения.

1. Фотосинтез происходит:
а) только на свету б) в темноте в) только осенью г) только ночью.
2.Сложные процессы, протекающие в зеленых клетках растений, приводят к образованию:
а) сахара, который затем превращается в крахмал; б) крахмала, который затем превращается в сахар; в) крахмала или сахара; г) крахмала и сахара.
3. Углекислый газ необходим растению для:
а) дыхания б) фотосинтеза в) размножения г) поглощения воды.
4. Обесцвеченный лист растения, который стоял на свету, при обработке йодом:
а) желтеет б) обесцвечивается в) синеет г) не изменяет цвета.
5. Поглощаемая растением солнечная энергия запасается в:
а) минеральных веществах б) органических веществах в) кислороде г) воде.
6. Значение растений для животных состоит в том, что они:
а) выделяют углекислый газ б) поглощают воду и минеральные вещества
в) выделяют кислород г) образуют перегной.
7. Древесные растения испаряют воду при помощи:
а) стеблей б) листьев в) корней г) почек.
8. Растение испаряет воды больше при температуре:
а) + 10С б) + 30С в) – 2 С г) +15 С
9. Листья влажных мест обитания:
а) мелкие б) имеют опушение в) крупные г) видоизменены в колючки
10. Для прорастания семян необходимо условие – это:
а) холод б) тепло в) углекислый газ г) темнота.
11. Проросшие семена имеют сладковатый вкус, так как:
а) в них содержатся белки б) крахмал превращается в сахар в) в них содержится вода в) в них есть жир
12. Семена холодостойких растений (горох, овёс) высевают ранней весной, так как им необходимы:
а) высокая температура и мало влаги б) низкая температура и мало влаги в) низкая температура и много влаги г) высокая температура и много влаги.
13.Чтобы выяснить, необходимо ли семенам тепло, нужно:
а) поместить семена в два сосуда: один с сырой , другой – с кипяченной водой б) поместить семена в два сосуда: в одном оставить сухими , а в другом – смочить в) поместить семена в два сосуда, увлажнить, один сосуд поставить в прохладное, а другой –в теплое место.

14. Укажите, какие из перечисленных утверждений правильные:
А) Фотосинтез- это процесс образования на свету из углекислого газа и воды органических веществ.
Б) Фотосинтез происходит в темное время суток.
В) Фотосинтез происходит в хлоропластах.
Г) Для обнаружения крахмала в листьях используют спиртовой раствор.
Д) Обесцвеченный лист растения, который прежде стоял на свету, при обработке йодом синеет.
Е) В процессе фотосинтеза растение выделяет углекислый газ.
Ж) углекислый газ необходим растению для фотосинтеза.

а) только на свету б) в темноте в) только осенью г) только ночью.

2.Сложные процессы, протекающие в зеленых клетках растений, приводят к образованию:

а) сахара, который затем превращается в крахмал; б) крахмала, который затем превращается в сахар; в) крахмала или сахара; г) крахмала и сахара.

3. Углекислый газ необходим растению для:

а) дыхания б) фотосинтеза в) размножения г) поглощения воды.

4. Обесцвеченный лист растения, который стоял на свету, при обработке йодом:

а) желтеет б) обесцвечивается в) синеет г) не изменяет цвета.

5. Поглощаемая растением солнечная энергия запасается в:

а) минеральных веществах б) органических веществах в) кислороде г) воде.

6. Значение растений для животных состоит в том, что они:

а) выделяют углекислый газ б) поглощают воду и минеральные вещества

в) выделяют кислород г) образуют перегной.

7. Древесные растения испаряют воду при помощи:

а) стеблей б) листьев в) корней г) почек.

8. Растение испаряет воды больше при температуре:

а) + 10С б) + 30С в) – 2 С г) +15 С

9. Листья влажных мест обитания:

а) мелкие б) имеют опушение в) крупные г) видоизменены в колючки

10. Для прорастания семян необходимо условие – это:

а) холод б) тепло в) углекислый газ г) темнота.

11. Проросшие семена имеют сладковатый вкус, так как:

а) в них содержатся белки б) крахмал превращается в сахар в) в них содержится вода в) в них есть жир

12. Семена холодостойких растений (горох, овёс) высевают ранней весной, так как им необходимы:

а) высокая температура и мало влаги б) низкая температура и мало влаги в) низкая температура и много влаги г) высокая температура и много влаги.

13.Чтобы выяснить, необходимо ли семенам тепло, нужно:

а) поместить семена в два сосуда: один с сырой , другой – с кипяченной водой б) поместить семена в два сосуда: в одном оставить сухими , а в другом – смочить в) поместить семена в два сосуда, увлажнить, один сосуд поставить в прохладное, а другой –в теплое место.

14 . Укажите, какие из перечисленных утверждений правильные:

А) Фотосинтез- это процесс образования на свету из углекислого газа и воды органических веществ.

Б) Фотосинтез происходит в темное время суток.

В) Фотосинтез происходит в хлоропластах.

Г) Для обнаружения крахмала в листьях используют спиртовой раствор.

Д) Обесцвеченный лист растения, который прежде стоял на свету, при обработке йодом синеет.

Е) В процессе фотосинтеза растение выделяет углекислый газ.

Ж) углекислый газ необходим растению для фотосинтеза.

1. Фотосинтез происходит в:

а) ядре б) вакуолях в) цитоплазме г) хлоропластах.

2. В процессе фотосинтеза растение:

а) поглощает углекислый газ б) поглощает кислород в) выделяет углекислый газ г) образует минеральные вещества.

3.Фотосинтез- это процесс:

а) образования органических веществ в хлоропластах на свету из углекислого и воды;

б) разрушения органических веществ в листьях; в) образования минеральных веществ на свету г) поглощения растением углекислого газа и воды

4. Чтобы обнаружить крахмал в листьях используют:

а) воду б) йод в) спирт г) кислород.

6. Благодаря испарению воды растение:

а) создает органические вещества б) растет в) размножается г) охлаждается.

7. Чаще всего устьицы:

а) открыты ночью б) закрыты ночью в) открыты в течение всего дня г) закрыты в течение всего дня.

8.Больше влаги испаряется с поверхности листьев:

а) крупных б) мелких в) видоизмененных в колючки г) покрытых восковым налётом

9.Листья некоторых растений пустынь: а) крупные б) содержат много устьиц в) покрыты восковым налетом г) имеют тонкую листовую пластинку

10. Чтобы семена не при хранении, их рассыпают тонким слоем, так как:

а) семена равномерно освещаются б) семена поглощают больше влаги в) семена охлаждаются г) семена перегреваются.

12. Для посева отбирают крупные семена, так как у них:

а) больше питательных веществ б) крупнее зародыши в) толще семенная кожура г) больше зародышей.

Семена

Издавна известно, что величина и качество урожая, полученного осенью, во многом зависят от начальных этапов выращивания растений и, в первую очередь, от семян.

Поэтому наряду с правильным выбором сортов и видов выращиваемых растений, необходимо максимум внимания уделить подготовке семян к посеву. Рассмотрим наиболее важные моменты, которые необходимо учитывать при планировании и проведении весеннего сева на участке.

Семена культур, возделываемых на садовых и огородных участках, имеют различную скорость прорастания и сохраняют свои посевные качества не одинаковый период. В связи с этим необходимо знать сроки хранения семян (см. табл.). Чтобы сократить период от посева до появления дружных всходов и вырастить здоровые растения, семена подвергают специальной обработке, которая заключается в сортировании, обеззараживании, намачивании, проращивании и т.д.

Культура Вес 1000 семян, г Срок хранения, лет Минимальная температура прорастания, °С Срок появления всходов при севе сухими семенами, дни
Брюква 2,8–4,5 4–5 2–3 4–8
Кабачки 140–200 6–8 10–12 4–8
Капуста (белокачанная, брюссельская, цветная) 2,5–3,8 4–5 2–3 3–6
Лук (батун, порей) 2,4–2,6 3–4 2–3 8–18
Огурцы 16–35 6–8 13–15 4–8
Перец 4,5–8 3 8–13 8–16
Сельдерей 0,4–0,8 1–2 3–4 12–22
Помидоры 2,8–5 4–5 10–11 4–8

Сортирование семян

Сеять надо не все имеющиеся в наличии семена, а лишь наиболее жизнеспособные — крупные, полновесные. Слабые и мертвые семена можно удалить непосредственно перед посевом. У крупных семян — горох, кабачки, огурцы, тыква и т.д. — при визуальной оценке удаляют экземпляры травмированные, мелкие, щуплые, со следами заболеваний, с нетипичной для основной массы окраской. Мелкие семена можно сортировать в 3-5 % растворе поваренной соли (50 г на 1 л воды). Их помещают на 5-7 минут в стеклянную посуду с широким горлом, перемешивают, чтобы на поверхности не было пузырьков воздуха. Всплывшие семена удаляют, а оставшиеся, осевшие на дно, процеживают, дважды промывают водопроводной водой, просушивают и используют для посева.

Калибровка семян

Это процесс разделения семян по размерам и по массе, что обеспечивает при посеве их одновременное прорастание. Мелкие семена калибруют через сито с небольшими размерами ячеек, а при его отсутствии, как и крупные, — вручную.

Обеззараживание семян

Для предохранения от грибковых и бактериальных заболеваний проводят протравливание семян. Оно осуществляется сухим и влажным способами. Сухой способ: для семян таких теплолюбивых культур, как огурец, тыква, свекла, особенно, если их хранили на холоде, применяют солнечный обогрев на открытом воздухе в течение 3 — 4 дней, при этом семена периодически помешивают. Солнечные лучи не только обеззараживают семена, но и ускоряют их прорастание.

Можно обеззараживать семена горячей водой. В марлевом или холщовом мешочке надо опустить их в воду с температурой 50-52°С на 25-30 минут. Если семена крупные, то температура воды должна быть на 2°С выше, т.е. 52-54°С. Потом семена охлаждают в холодной воде, просушивают и хранят до посева в бумажных пакетах. Всплывшие на поверхность воды семена надо выбросить, хотя потери могут составить 30-40 %. Семена растений из семейства тыквенных (огурцы, тыквы, кабачки) прогревают при температуре 55-60°С в течение 3-4 часов. Намачивание и проращивание семян позволяет ускорить прорастание и служит своеобразным индикатором их жизнеспособности. Обычно для намачивания семена рассыпают тонким слоем между слоями марли и следят за тем, чтобы она всегда была влажной. Семена моркови, петрушки, сельдерея, лука выдерживают так около суток, а фасоли, редиса, гороха -12-18 часов. Чем выше температура воздуха, тем меньшая экспозиция семян во влажной среде.

Когда 1-5 % семян "наклюнутся", т.е. наружные покровы семени разойдутся, и в отверстии появится белый проросток, их подсушивают до "сыпучести" и сразу же высевают в умеренно влажную и подходящей для прорастания температуры почву. Обратите внимание, что в сухой почве ростки погибнут от пересыхания, а в переувлажненной — от недостатка кислорода.

Наиболее распространенный и доступный способ приблизить сроки появления всходов — это проращивание замоченных семян. Для этого их укладывают тонким слоем в сосуд и накрывают влажной тканью. Выдерживают 2-5 дней при температуре 20-25°С, периодически перемешивая, обеспечивая поступление кислорода. При появлении ростков у большинства семян их высаживают во влажную и достаточно теплую почву.

Закаливание семян

Дражирование семян

Это способ обволакивания семян смесью, создающей защитно-питательную оболочку, увеличивающую размеры мелких семян до округлой или овальной формы. Дражируют мелкие семена (моркови, петрушки, свеклы, лука, амаранта и др. культур), высеваемые весной или под зиму. Для этого готовят смесь из 1 части коровяка и 10 частей воды, процеживают через сито, смачивают, а затем высушивают семена.

Для этой цели можно готовить смесь из 600 г проветренного низинного просеянного торфа с нейтральной кислотностью (pH 6-6,5), 300 г перегноя, 100 г размельченного сухого коровяка. На 1 кг такой смеси добавляют не более 15 г (чайная ложка) порошкообразного (измельченного) суперфосфата. Семена смачивают в приготовленном растворе коровяка, затем помещают в стеклянную банку и небольшими порциями добавляют смесь для дражирования. Банку все время встряхивают. В результате этого к семенам прилипает смесь, и они приобретают форму драже. Размер семян петрушки и моркови доводят до 3 мм в диаметре, свеклы и лука — до 5 мм.

Если дражирование делают зимой, то готовые семена просушивают при температуре 30-35°С в течение 2-3 часов, чтобы они не прорастали при хранении, а перед посевом слегка сбрызгивают водой и выдерживают под мешковиной. Дражирование позволяет сократить расход семян, так как они имеют больший процент всхожести, разреженный посев позволяет избегать прореживания, а растения приобретают дополнительные питательные вещества на начальном этапе развития.

Желаем всем дачникам-огородникам успехов в выборе и подготовке семян для нового богатого урожая!

Читайте также: