Чтобы выяснить нужно ли тепло для прорастания семян необходимо

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Методическая разработка учебного занятия

Разработала: педагог дополнительного образования

Золотарева Любовь Николаевна

г. Усолье - Сибирское

Тема: Условия необходимые для прорастания семян

Образовательные : экспериментальным путём выяснить, какие условия необходимы для прорастания семени.

Развивающие: активизировать мыслительные процессы, развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность учащихся в проведении ученического эксперимента, формировать умение работать в сотрудничестве.

Ход занятия

Организационный момент.

Актуализация знаний .

Определение семян овощных растений.

На столе стоят баночки с семенами овощных растений

И разложены изнаночной стороной карточки с изображением овощных растений. Ребёнок берёт картинку любого растения и находит семена этого растения (повторяется задание несколько раз)

Чем покрыто семя снаружи , что находится у семени внутри?

Для чего нужна кожура семени?

Для чего нужны семядоли ?

Что вырастает из корешка, стебелька и почечки зародыша?

Как распространяются семена растений?

Какие приспособления есть у семян растений, для лучшего распространения семян?

Изучение нового материала.

Вступительное слово педагога.

Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению. Как узнать точно, при каких условиях начинается прорастание? Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? Это мы с вами и попытаемся сегодня выяснить.

Ученический эксперимент средней продолжительности (от урока до урока)

На предыдущем занятии вы работали в парах и каждая пара заложила 3 эксперимента для определения необходимых условий для прорастания семени . Сегодня мы узнаем каковы их результаты и попытаемся сделать вывод по каждому проведённому эксперименту и выяснить какие же условия необходимы для прорастания семян.

Цель всех трёх экспериментов – определить, какие условия необходимы для прорастания семян.

Давайте вспомним, что вы сделали на прошлом занятии при закладывании экспериментов.

Эксперимент №1

Первая пара детей рассказывает как она заложила первый эксперимент

На дно двух стеклянных баночек с №1 и 1а мы уложили ватные диски. Разложили по 3 семени фасоли. Накрыли их ватными дисками.

В баночку с №1 налили немного воды, смочив ватные диски, в другую с №1а воду не добавляли. Закрыли баночки крышками и поставили обе баночки на батарею, т.е в тёплое место.

- Откройте баночки под № 1 и 1а – все шесть баночек стоят на ученических столах.

- Достаньте и рассмотрите семена фасоли.

- В обеих ли баночках семена фасоли изменились?

- В какой баночке произошли изменения семян? (где была вода)

- Какие произошли изменения в семени? (увеличились в размере, кожура легко снимается, появился проросток)

- Как вы думаете, почему в одной банке семена изменились ,проросли, а в другой нет.

- Сформулируйте вывод по этому эксперименту? Что необходимо для прорастания семени?

Вывод озвучивает вторая пара учащихся

Вывод : для прорастания семян обязательным условием является наличие воды. Чтобы семя проросло, его надо замочить или полить землю, в которой находится семя, водой.

Эксперимент №2.

Третья пара детей рассказывает как она заложила 2 эксперимент

Мы завернули по 3 семени фасоли в марлевые салфетки и поместили их в стеклянные баночки. В одну баночку налили немного воды, смочив только салфетку, а во вторую воды налили до самого верха. Закрыли баночки крышками и поставили на батарею в тёплое место

Педагог: Теперь посмотрим, что у нас получилось.

- Достанем семена из баночки № 2, где было мало воды.

- Что произошло с семенами?( набухли, проросли)

- Теперь достанем семена из баночки № 2а доверху наполненной водой.

- Что произошло с семенами? (семя набухло, но не проросло)

- Почему не проросли семена во второй банке, ведь там тоже была вода?

- Постарайтесь сформулировать вывод самостоятельно

Если у детей не получается сформулировать вывод то педагог задаёт наводящие вопросы :

- что ещё находится в баночке в баночке №1, кроме воды , семени, и марлевой салфетки? (воздух)

- А в банке наполненной доверху водой воздух есть? (нет)

- Какой тогда можно сделать вывод?

Вывод формулирует 4 пара

Вывод: вода , налитая до краёв, вытеснила из баночки воздух, и семена не проросли, значит для прорастания семян нужна не только вода, но и воздух.

Эксперимент №3.

5 пара детей рассказывает как они заложили 3 эксперимент

В третьем эксперименте мы в две баночки положили в ватные диски по 3 семени фасоли и в обе баночки налили понемногу воды. Одну баночку поставили в тёплое место , на батарею, а другую в холодное место в холодильник.

Педагог: Теперь вы без моей помощи, самостоятельно проведёте анализ 3 эксперимента и сами сформулируете выводы.

Вывод озвучивает 6 пара

Вывод: семена проросли в той баночке, которую поставили в тёплое место, значит для прорастания семян нужно тепло.

Педагог: И так после проведённых нами экспериментов мы с уверенностью можем заявить, что необходимо для прорастания семян растений. Кто готов сделать вывод по теме нашего занятия?

Вывод по занятию: прорасти могут только семена с живым зародышем, для прорастания семян необходимы три условия: наличие воды, воздуха и тепла. Если не будет хотя бы одного из этих условий, семена не прорастут.

Физкультминутка: проводится при помощи одного из учеников, который показывает необходимые движения.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.( бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. ( прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём. (ходьба на месте)

V .Изготовление поделки из семян растений:

Инструктивная карточка

Оборудование : картон

семена растений в баночках или пакетиках

клеёнки на столы

Техника безопасности при работе с пластилином

Последовательность работы:

На картон по трафарету наносим контур рыбки

Контур рыбки обклеиваем пластилином толщиной 3-5 мм.

По пластилину выделяем части рыбки.(голова, плавники, хвост, туловище,)

Семенами арбуза или дыни покрываем тело рыбки, начиная от хвостика к голове. Семена острым концом вкалываем под небольшим углом в пластилин.

Читайте также: