Циняньдянь храм молитвы за богатый урожай

Обновлено: 05.10.2024

Циняньдянь - храм молитвы о хорошем урожае

В Пекине, в южной части города, есть самый большой и знаменитый храм — Храм Неба, где императоры в 15-й день первого лунного месяца каждый год приходили молиться о хороших урожаях.

Окрестности Циняньдянь способствуют тому, чтобы храм выглядел еще более величественным. Около Циняньдянь есть большой прямоугольный двор. Прямоугольник символизирует землю. Уровень земли двора намного выше, чем уровень земли за пределами региона, а стены двора ниже человеческого роста. Стоя во дворе, можно увидеть верхушки сосен и кипарисов, растущих вокруг. Верхняя часть низких стен покрыта зеленой глазурованной плиткой — цвет, который символизирует землю.

Кажется, что стены сливаются с зелеными деревьями. Все это вместе создает впечатление, что Зал молитвы о хорошем урожае находится над землей. Размер зала — 32 метра в высоту и 30 метров в диаметре. Хотя это и не огромная постройка, большой пустой двор оптически увеличивает размер храма. По каждой стороне зала находится ряд небольших залов, где почитали богов второстепенного значения — Солнца, Луны и звезд, а также дождя, грома и молний. Небольшие залы и их Боги служат фоном для главного зала и главного Небесного бога.

Круглая форма зала символизирует небо. Трехуровневая мраморная терраса, на которой стоит зал, символизирует землю. Терраса в шесть метров высотой занимает более 5900 квадратных метров. Перила из мрамора высокого качества под названием Ханьбайю похожи на облака, плывущие между землей и небом. Трех-ярусная крыша, отделанная темно синей глазурованной плиткой, символизирует небо, и, кажется, сливается с голубым небом. Карнизы уменьшаются в размере по мере их отдаления от основания здания и, наконец, вершина его исчезает в небе. Общая высота зала и террасы из белого камня — 38 метров.

Трансцендентность и утонченность архитектуры и деталей делают Циняньдянь великолепным. Строительство этого зала было большой проблемой из-за его круглой формы. Здесь нет балок, перекладин и никаких гвоздей. Свод поддерживается только тремя кругами 28 массивных деревянных столбов, символизирующих 28 созвездий. Четыре большие центральные колонны представляют сезоны года, двенадцать посередине представляют месяца.

Циняньдянь является сердцем Храма Неба, название которого можно найти в списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это выдающееся произведение древней китайской архитектуры, свидетельствующее о вере в Небо и Богов в традиционной китайской культуре.

Большой исторический путеводитель

Китай. Большой исторический путеводитель - i_001.jpg

Жизнь человека между Небом и Землей мимолетна, как полет мухи-однодневки, но каждый из людей страшится уйти из этого мира, не оставив о себе памяти. Почему так? Да потому, что они хотят оставить после себя нечто нетленное. А нетленное — это только иметь свое имя занесенным на бамбук и шелк. Ибо тогда люди, пришедшие после них, могут развернуть исписанные свитки, встретиться в своем воображении с мудрецами древних времен и, не покидая своего дома, обозреть жизнь тысячи поколений. Встретив пример, достойный подражания, они постараются стать лучше, а встретив образчик низости, постараются узнать, нет ли и в них того же. Вот из чего проистекает великая польза истории.

Помнится полустуденческая, полудурковатая песенка давно минувшей юности, исполнявшаяся с прихлопыванием в ладоши:

Китай. Большой исторический путеводитель - i_002.jpg

Китай. Большой исторический путеводитель - i_003.jpg

Китай. Большой исторический путеводитель - i_004.jpg

Но куда лучшее воспоминание еще более раннее — как ходили мы вдвоем с мамой на выставку китайского искусства. Выставка была приурочена к 11-й годовщине образования Китайской Народной Республики (значит, шел 1960-й год) и проходила в Музее Революции. На меня наибольшее впечатление произвели непонятно из чего сделанные драконы — особенно забавные от того, что старались казаться грозными, совсем уж потешные косматые львы и развеселые резвящиеся китайчата на пестреньких народных картинках — краски которых были просто изумительны. Впрочем, и у нас дома изумительные были и вазочки, и фарфоровые статуэтки, и картонные, обтянутые шелком силуэты китаянок, прикрепленные к ковру — мама очень любила все китайское.

Китай. Большой исторический путеводитель - i_005.jpg

Китай. Большой исторический путеводитель - i_006.jpg

С мрачным постоянством происходят разрушительные землетрясения и наводнения (особенно своенравна Хуанхэ). И климат — не самый доброжелательный в мире. В Пекине зимой устойчиво ниже нуля (а ведь он на широте Неаполя!), летом так же стабильно за 30. Муссоны делают зиму еще холоднее, лето еще жарче.

Когда в Маньчжурии сопки покрыты непролазными снегами, на юге, в Гуанчжоу, люди изнывают от жары. На востоке от ливневого дыхания океана разливы рек, в западных пустынях с трудом вспоминают, когда выпала последняя капля дождя.

Книгу Китай. Большой исторический путеводитель - Алексей Дельнов читаем онлайн бесплатно полную версию! Чтобы начать читать не надо регистрации. Напомним, что читать онлайн вы можете не только на компьютере, но и на андроид (Android), iPhone и iPad. Приятного чтения!

Тысячелетия назад создали они культуру, которая и сегодня по сердцу миллионам людей во всем мире. А в древние времена она очаровывала даже завоевателей, даже суровых потомков Чингисхана. Маньчжурские же императоры и вельможи — те изо всех сил старались доказать, что они китайнее любого китайца. Отсюда — всегдашняя уверенность ханьцев: их страна — воистину Поднебесная, а кто не китаец — тот варвар (в лучшем случае полуварвар — если сумел все же усвоить что-то из сокровищницы их культуры).

Китай. Большой исторический путеводитель

В удел китайцам досталось много чего подобного. Поэтому в их душах намертво затвердилось два ментальных закона, которые в VI в. до н.э. всесторонне осмыслил и изложил в своем великом учении Кун-цзы (Учитель Кун, Конфуций). Первый: старший есть старший, младший есть младший. Второй: на всех не хватит.

Китай. Большой исторический путеводитель

Конфуций

Правда, с печальным историческим постоянством время от времени все же накапливались силы, которые своими своеволием и жаждой наживы способны были довести Поднебесную до не менее бедственного состояния, чем разлив Хуанхэ — но непременно находились те, кто поднимал народ и, пусть ценой немалой крови, вводил жизнь в прежние берега.

Перцепция космоса в китайской традиционной культуре (древней и современной) настолько значительна и всеобъемлюща, что она, естественно, не могла не найти отражения в формировании искусств и архитектуры. Традиционные значимые китайские постройки в точности копируют структуру космогонической системы мироздания.

архитектура китая

Взаимосвязь традиционного искусства и культуры

Архитектура Китая сочетается с окружающей природой. Из-за климатических особенностей и преизбытка дождей в стране издревле применялась высокая кровля с относительно крутыми скатами. О знатности и положении в обществе владельца свидетельствовал дом, имеющий несколько ярусов с кровлей одна над другой. Для создания оригинальных форм криволинейных скатов с заметно приподнятыми углами китайцы применяли выгнутые стропила. Под ними выводились короткие бруски, которые создавали ступенчатые консоли-выступы. После чего к ним надежно крепились доски с заранее нанесенным резным орнаментом, обязательным элементом которого был силуэт дракона. Вырезанный рисунок покрывался черным или же ярко-красным лаком, часто с позолотой, реже - с инкрустацией перламутром. Архитектура Древнего Китая не перестает удивлять современников: пагоды органично сочетаются с пейзажем, очертания тибетских храмов схожи с формой невысоких холмов или пологих гор. Все постройки прекрасны, это не просто строительство как способ укрытия от стихии, это созидание посредством искусства идеальных условий для умиротворенного созерцания природы.

архитектура древнего китая

Особенности Китайской архитектуры

Архитектура средневекового Китая тесно связана с развитием и всего искусства, но в особенности - живописи. Представление о мире и общие идеи, которые сложились ещё в глубокой древности, выражались в живописи и архитектуре этой эпохи. Но архитектура отличается подчинением традициям и правилам, которые сложились значительно раньше, чем в живописи. Основные правила не только не потеряли своего значения в период Средневековья, но и образовали особый художественный стиль. Этот необычный декоративный жанр совсем не похож на стили других стран. Он отражает философский дух и жизнелюбие, которые свойственны всему искусству Китая. Китайский живописец-пейзажист и архитектор схожи своим обостренным и возвышенным чувством природы, как и мыслители и поэты. Работа зодчего в Китае похожа на работу художника. Он, пытаясь не нарушить гармонию природы, выбирает место будущего строительства и словно вписывает одно сооружение в другое. Зодчий никогда не станет строить здание, если оно не будет гармонировать с окружающим массивом.

 китайская пагода

Особенности китайского жилого дома

К сожалению, в Китае, в отличие от древних и средневековых цивилизаций ближнего Востока, практически не сохранились памятники далекого прошлого. Дело в том, что древние китайцы выстраивали свои дома из глиняных кирпичей и дерева. Как известно, эти материалы весьма быстро уничтожаются временем. Именно поэтому памятников древней и ранней архитектуры до нашего времени дошло крайне мало. Поселения и города, состоявшие преимущественно из легких деревянных построек, разрушались и сгорали, каждый новый правитель, пришедший к власти, уничтожал старые дворцы и на их месте возводил новые. Сейчас достаточно тяжело воссоздать и систематизировать последовательную картину поэтапного развития архитектуры Китая до танской эпохи.

От периода правления Хань и от феодальной эпохи до современников не дошло никаких сооружений, за исключением некоторых, которые были скрыты под могильными курганами или гробницами. Великая стена, возведенная всем известным Цинь Ши Хуан-ди, настолько часто реставрировалась и ремонтировалась, что ее самый верхний слой был выложен гораздо позже. Там, где вальяжно располагались танские дворцы Чанъани и Лояна, остались только аморфные холмы. Самые первые буддийские сооружения - монастыри Баймасы в Лояне и Даяньсы (недалеко от Чанъани) - хотя и находятся в данный момент там, где расположились изначально, довольно часто перестраивались.

памятники архитектуры китая

Глиняные образцы и барельефы доказывают, что, за некоторыми незначительными исключениями, архитектура древнего Китая по планировке и стилю похожа на современную. Все те же орнаменты и барельефы дают ученым-архитекторам некоторое представление о ханьских постройках и домах, а вот о шикарном великолепии императорских дворцов все любопытствующие могут узнать лишь из письменных источников. Совсем недавно обнаружено место, на котором располагался дворец Цинь Ши Хуан-ди в Сяньяне (Шэньси), но археологические раскопки еще не начинались.

Культовые сооружения

Китайская пагода, считающаяся наиболее характерной постройкой для данного государства, имеет индийское происхождение. Тем не менее, между высокой пагодой и индийским ступенчатым монументом, имеющим низкое основание, очень мало сходства. Скорее всего, их подлинной предшественницей является добуддийская многоэтажная башня, которая часто изображена на ханьских барельефах. Только такие башни были двухэтажными, с заметно выступающими крышами, очень схожими с крышами нынешних пагод. Самая известная китайская пагода - Даяньта (Большая пагода диких гусей), которая построена в 652-704 годах в пределах современной Сиань (тогдашней столицы Чанъань). Размещенная на фоне внушительной горной гряды, которая буквально составляет обрамление всему городу, Даяньта видна на большие расстояния и величаво возвышается над всеми окрестностями. Она настолько массивная и тяжелая, что в близи напоминает крепость. В основании пагода имеет 25 м и простирается ввысь на 60 метров.

архитектура средневекового китая

Два стиля китайской архитектуры

Ученые доказали, что архитектура Китая имеет два стиля: южный и северный, причем распространение их в стране не всегда соответствует географическим широтам и границам. Например, в Манчжурии достаточно часто встречается южный стиль, а в Юннани решительно преобладает северный. Эти закономерности обусловлены историческими причинами, а различия двух архитектурных стилей чрезвычайно четко проявляется в пагодах и храмах.

Главное отличие данных архитектурных видов - в орнаментации карниза, конька и изогнутости кровли. В южном направлении зодчества крыши максимально изогнуты, при этом выступающий карниз буквально вздымается ввысь подобно горну. Практически все коньки кровли украшены маленькими фигурками разнообразных даосских мифических животных и божеств. Их настолько много, что линия крыши теряется. Каждая опора и карниз щедро декорированы орнаментацией и резьбой, пустой и гладкой поверхности совсем не остается. Самые удивительные образцы такой страсти к украшению повлияли на европейский архитектурный стиль XVIII века.

А вот северный стиль все ученые-архитекторы единодушно называют дворцовым, так как его наилучшими образцами являются роскошные строения Запретного города, императорские гробницы цинской и минской династий. У них завитки кровли смягченные, сдержанные и напоминают форму шатра. Бытует мнение, что данный стиль ведет историю от шаров императоров Монголии. Орнаментация и декор более скромны и не столь пышны. Более стилизованные и маленькие в сравнении с южным архитектурным направлением фигурки можно лицезреть лишь на самых коньках кровли. Удачный компромисс между декоративной загруженностью южного направления и выверенной стилизацией дворцовых построек Пекина наглядно просматривается в Шаньси.

современная архитектура китая

Дворцовый ансамбль Гугун

особенности архитектуры китая

Храмы

Храмовая архитектура Древнего Китая представлена большими комплексами:

Величайшее творение рук человека

шедевры архитектуры китая

Нарастающая тяга к пышности

Традиции и современность

Современная архитектура Китая продолжает развивать традиции далекого прошлого, вместе с этим отличаясь более строгим духом. Слияние монументальных и декоративно–прикладных форм постепенно подготовило отход от характерных особенностей зодчества прошлых исторических периодов.

Читайте также: