Дебюсси сады под дождем описание

Обновлено: 19.09.2024

Импрессионизм в искусстве Франции конца 19 – начала 20 веков. Особенности творчества Клода Дебюсси. Методическая разработка уроков.

В предлагаемой дипломной работе представлен материал для изучения такого направления в искусстве, как импрессионизм. Автором затронуты некоторые вопросы возникновения и развития импрессионизма в музыке и живописи. Особое внимание, естественно, уделено творчеству Клода Дебюсси, как наиболее яркому представителю этого направления в музыке.

Импрессионизм – явление яркое и интересное, говорить и писать о нём можно много, но рамки данной работы ограниченны, по этой причине автор постаралась кратко изложить основную суть вопросов, которые заключаются в следующем: что такое импрессионизм, его зарождение и развитие на рубеже 19-20 веков, кто такие художники импрессионисты, в чём отличительные свойства их картин, кто такой Клод Дебюсси и что представляет собой его музыка.

В предлагаемой работе 3 главы:

В 1 главе дан экскурс в историю импрессионизма, указаны его основные тенденции и особенности.Аатор остановилась на творчестве таких художников как К.Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей и других. Также автор попыталась рассказать о тенденциях музыкального импрессионизма.

Во 2-й главе дан анализ некоторых фортепианных и симфонических произведений Клода Дебюсси.

3-я глава – это некоторые методические разработки, которыми может пользоваться учитель в школе при проведении уроков, посвящённых данной проблеме.

Цель представленной работы: расширение художественного и музыкального кругозора учащихся, приобщение их к миру искусства, музыки, эстетики, приобщение к красоте и гармонии.

Импрессионизм в искусстве Франции в конце 19 – начале 20 веков.

Импрессионизм - одино из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века, родилось в очень сложной обстановке, отличающейся пестротой и контрастами.

Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы-зарисовки, на смену романтической песне пришла вокальная миниатюра, где преобладала речитация с красочно-изобразительным аккомпанементом, в фортепьянной музыке появляется свободная миниатюра, для которой характерно значительно большая свобода развития, чем в романтической миниатюре, а так же постоянная изменчивость гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры, темпа. Всё это придает форме пьес характер импровизационности, а так же способствует передаче постоянно меняющихся впечатлений.

Импрессионизм сыграл огромную роль в развитии культуры. В живопись он привнес новые открытия в области техники и композиции - работа на пленэре, тонкая наблюдательность, живописность, светлый тон, пренебрежение деталью ради колорита. Из-за своеобразной живописной манеры поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей и зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, ощущения воздуха, легкость и невесомость предметов.

Понятие импрессионизма впоследствии распространяли даже на течение символизма в живописи. И действительно, отвлечение цвета от формы превращало объекты изображения в зыбкие символы реальности. Импрессионистическое изображение символично в силу его двойственности: натуралистичности и субъективности одновременно. В то же время, в процессе развития импрессионистического метода, субъективность живописного восприятия, преодолевая предметность, поднималась на все более высокий формальный уровень, открывая пути всем течениям постимпрессионизма, в том числе символизму Гогена и экспрессионизму Ван Гога. На следующем этапе художественного развития абсолютизировались и дифференцировались уже не ощущения, а сами средства изображения. Именно импрессионизм послужил толчком для появления абстрактного искусства, а в начале XX века к возникновению таких течений, как кубизм, конструктивизм, ташизм. Импрессионизм преобразовал не только живопись и музыку, а также скульптуру, литературу и даже критику. Интерес к творчеству импрессионистов в наше время не исчезает. И сегодня картины художников-импрессионистов, музыка Дебюсси поражает новизной виденья мира, свежестью заложенной в них чувств, силой, смелостью и необычностью выразительных средств: гармонии, фактуры, формы, мелодики.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КЛОДА ДЕБЮССИ

Клод Дебюсси был одним из самых интересных и ищущих художников своего времени, он всегда искал новые пути совершенствования своего мастерства, изучал творчество современных ему музыкантов- новаторов : Листа, Грига, композиторов русской школы :Бородина, Мусоргского, Римского –Корсакова. В стремлении к обновлению французской музыки Дебюсси опирался и на опыт её классиков, а именно на творчество Рамо и Куперена. Композитор сожалел, что отечественная музыка долго шла путями, удалявшими её от ясности выражения, точности, собранности формы, которые, по его мнению, и являются характерными качествами французской музыкальной культуры.

Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчество Дебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципы распространились на творчество композитора.

С раннего детства Дебюсси находился в мире фортепианной музыки. К поступлению в консерваторию его подготовила Мантэ де Флервиль, ученица Шопена. Большое значение, несомненно, имели указания и советы, которые она получила от Шопена и затем сообщила своему ученику. В консерватории Дебюсси учился фортепьянной игре у профессора Мармонтеля - это был известный французский пианист-педагог. Помимо Дебюсси у него учились Бизе, Гиро, д'Энди и другие.

Уже в те годы молодой Дебюсси обращал на себя внимание тонкой выразительностью своего исполнения и прекрасным качеством звука.

Во второй пьесе воплощены черты старинной сарабанды -серьезность, благородство характера, медленный темп, трехдольный размер, аккордовая фактура. Но гармонический язык пьесы современный.

Заключающую цикл Токкату можно отнести к тому же типу пьес, что и Прелюдия, но в ней более последовательно выражен принцип непрерывного движения, поэтому её характер более однородный.

В сериях пьес, написанных вслед за Прелюдией, Сарабандой и Токкатой, усиливаются программно-изобразительные и импрессионистские тенденции.

Фортепьянная музыка Дебюсси очень красива, интересна, и в силу этого очень популярна как у слушателей. Так и среди исполнителей.

Композитор широко использовал разнообразные последовательности септаккордов и нонаккордов, сочетание хроматики с диатоникой, ярко выраженная колористическая направленность, тончайшие нюансы - всё своеобразие музыки Дебюсси было очень необычным для своего времени.

Помимо гармонии своеобразен оркестр композитора. Его партитура отличается изяществом рисунка, обилием деталей. Центр тяжести Дебюсси переносит со струнных на духовые инструменты. Он сопоставляет тембры, различные приемы звукоизвлечения, изобретает красочные сочетания и т.д. Поэтому его оркестр поражает тембровым разнообразием, переливчатой звучностью, характерностью колорита.

Дебюсси понимал необычность своих произведений и программу первого концерта снабдил авторскими комментариями:

Дебюсси не был первооткрывателем морского пейзажа в музыке, безусловно он был знаком с произведениями Римского-Корсакова и Мусоргского, но обладая огромным дарованием, он искал свои пути воплощения образов моря и его симфонические эскизы заняли особое место в мировой музыкальной литературе,

Таким образом, музыкальный импрессионизм нашел свое классическое выражение в творчестве К.Дебюсси, где ярче всего отразились его особенности и принципы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ

Цель: познакомить детей с творчеством К.Дебюсси и таким явлением французской культуры прошлого века как импрессионизм, его основными представителями.

Форма проведения занятий- беседа.Основные задачи: расширить кругозор учащихся, воспитать музыкальный и художественный вкус, активизировать восприятие, развить воображение и образность мышления. Этому способствует создание поисковых ситуаций, постановка проблемных задач, творческие задания.

Предлагая школьникам такую сложгную тему, автор считает, что следует ей посвятить три тематических урока.

Цель: дать учащимся целостное представление об импрессионизме.

Задачи: формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, воспитание целостного музыкального мышления на основе взаимосвязи музыки и живописи.

Что необычного в живописи импрессионистов? Какие живописные жанры привлекали художников-импрессионистов?

Чем привлекает нас их искусство?

Как бы нарисовал Руанский собор художник-реалист?

После того как учащиеся получили общее представление о живописном импрессионизме, можно переходить к рассказу об импрессионизме в музыке и его виднейшем представителе К.Дебюсси.

Задание: обсудить название прослушанного произведения.

Какой характер этого произведения?

Какое впечатление произвела на вас эта музыка?

Что необычного в этой музыке?

Почему это произведение мы называем импрессионистическим?

Что роднит эту музыку с картинами импрессионистов?

Задание: Дать название прослушанной музыке.

Какой образ или образы возникали при прослушивании музыки?

Импрессионистична ли эта музыка? Почему?

Какие средства музыкальной выразительности применяет композитор для раскрытия образа?

Что интересного и необычного вы услышали в этом произведении?

После анализа музыкальных произведений педагог предлагает найти общие черты художественного и музыкального импрессионизма. Анализ желательно проводить в виде беседы учащихся, высказывающих своё мнение. Беседа лишь направляется учителем. В заключении урока следует еще раз отметить основные эстетические принципы импрессионизма, особенности этого течения.

Примерные вопросы для закрепления материала урока:

О чём мы говорили на этом занятии?

Какие музыкальные произведения вы сегодня слушали?

Что нового вы узнали на этом уроке?

Домашнее задание (письменно):

Краткая биография К.Дебюсси.

Тема: Импрессионизм и фортепьянное творчество К.Дебюсси.

Цель: Познакомить учащихся с фортепьянным творчеством К.Дебюсси.

Задачи: Формирование определённых художественных знаний, развитие творческой фантазии школьников, обучение анализу художественных и музыкальных произведений, развитие музыкального интереса.

Содержание занятия: В начале занятия для лучшего усвоения нового материала целесообразно вернуться к материалу прошлой беседы. Это также позволит проверить степень усвоения пройденного материала и поможет закрепить его.

Целесообразно задать учащимся следующие вопросы:

О каком художественно-историческом течении говорилось на прошлом занятии? Где и когда оно зародилось?

Какие характерные черты и особенности импрессионизма?

Назовите основных представителей художественного импрессионизма?

Какие особенности импрессионистической музыки вы знаете? После того как ученики ответили на эти вопросы, можно переходить непосредственно к новой теме:

- Последние десятилетия 19 и начало 20 века - это период интенсивного развития французской фортепьянной музыки. Характерным для французской фортепьянной музыки в те годы было перерастание романтического искусства в импрессионизм.

После обозрения данной эпохи учащимся предлагается ответить на вопросы:

Каких композиторов-романтиков вы знаете?

Назовите их произведения?

Что характерно для музыки романтизма?

В чем отличие романтизма от импрессионизма?

К.Дебюсси привлекала фортепьянная миниатюра. Значительное отличие импрессионисткой миниатюры от романтической - в большей свободе развития.

Далее педагог говорит об особенностях мелодики, гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры и т.д. - все это придает произведению импровизационность и постоянную смену музыкальных впечатлений.

Понравилась ли вам музыка?

Какими музыкальными красками написана эта музыка?

Динамична или статична она?

(При обсуждении этого вопроса учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что статичность в этом произведении подчеркнута органным пунктом /си-бемоль/ на протяжении всей пьесы).

Была ли музыка все время одинакова?

Какой колорит в этой пьесе?

Какие образы возникали при прослушивании?

Какой характер этой музыки?

Чем привлекает эта музыка?

Как бы вы изобразили образ этой девушки?

Кто такие менестрели?

Чем интересна эта пьеса? Что в ней необычного?

Отзвуки каких музыкальных инструментов здесь слышны?

Школьникам интересно будет узнать, что в этой прелюдии речь идет о бродячем менестрельном театре, существовавшем в прошлом столетии в США, связанном с негритянским искусством, которое оказало большое влияние на развитие нового стиля эстрадной музыки - джаза, которым К.Дебюсси живо интересовался.

Задание: Движениями, пластикой передать настроение этой пьесы.

Как бы вы назвали это произведение?

Какое настроение в этой прелюдии?

В заключение занятия, чтобы закрепить полученные знания учеников, рекомендуется задать следующие вопросы:

Какие особенности фортепьянной музыки К.Дебюсси вы можете назвать? (стремление к постоянной изменчивости образов жизни, большой интерес к музыкальным зарисовкам различных движений и т.д.)

Какое впечатление вы получили от прослушанной музыки?

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям.

Тема: Импрессионизм и симфоническое творчество К.Дебюсси.

Цель: Познакомить учащихся с симфоническим творчеством К.Дебюсси.

Задачи: Формирование у учащихся целостного художественного восприятия, обучение пониманию музыкального языка, средсв выразительности, влияющих на характер произведения, развитие тембрового слуха.

Содержание занятия: В начале урока учитель настраивает учеников на то, что сегодня они продолжат знакомство с музыкой К.Дебюсси, но теперь с его симфоническим творчеством.

Симфоническая музыка в творчестве К.Дебюсси занимает место не менее значительное, чем фортепьянное. Она тоже воплощает наиболее типичные образы и сюжеты, черты стиля композитора.

В этих симфонических эскизах старшеклассники смогут увидеть восторженное пантеистическое чувство, которое пронизывает это произведение и придаёт ему особую привлекательность.

К.Дебюсси тяготел к жанру симфонических картин. И однажды создал крупное циклическое произведение, единое, различно воплощающееся в каждой из трех частей.

В данном триптихе композитор запечатлел три состояния стихии: дремлющую морскую гладь в утреннем тумане и миг, когда на её поверхность упадут лучи солнца в полдень; восхитительную игру волн и бликов света, и наконец, в сумерках - извечную борьбу моря с неукротимым ветром.

После вступительного слова педагог предлагает прослушать произведение и подумать над вопросами: насколько выразительно в музыке передан характер музыкальных образов и какими средствами композитор пользуется для его создания.

Вопросы учащимся после прослушивания:

Каким было представлено море в этом произведении?

Какими средствами выразительности композитор воплощает многогранность моря?

Что сближает это произведение с живописью?

Такое задание заинтересует старшеклассников, активизирует их восприятие, поможет усвоить новый материал и закрепить пройденное.

Таким образом, затронув вопросы импрессионизма , как важного, значимого и интересного направления в искусстве, пелагог приобщает учащихся к миру жтвописи, литературы , музыки. Знакомство с лучшими образцами этого течения повысит их образовательный уровень, расширит кругозор.

В работе затронуты лишь некоторые вопросы этого направления, так как проблемы импрессионизма достаточно сложный материал. Но тем не менее автор считает, что школьников следует приобщать к различным видам искусства, к разнообразным течениям и направлениям в музыке, литературе, живописи, и это, несомненно, даст свои плоды.

1. Алексеев А.Д. Французская фортепьянная музыка конца 19 - начала 20 веков.- М.: Издательство академии наук СССР, 1961.

2. Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX века.- М.:

3. Алыпванг А. Избранные сочинения в 2-х т. Т. 2 - М.: Музыка, 1965.

4. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. - Ленинград: Советский композитор, 1991.

5. Вентурин Л. От Мане до Лотрека. - Иностранная литература, 1958.

6. Власов В.Г. Стили в искусстве в 3-х т. T . I - С.Пб.; Кельна, 1995.

7. Гаккель Л. Фортепьянная музыка XX века. Очерки, 2-е издание. Л.: Советский композитор, 1990.

8. Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. - Л.: Музыка, 1983.

9. Импрессионисты. Письма художников. Воспоминания. Документы. - Искусство, Ленинградское отделение, 1969.

10. Каратыгин В.Г. Избранные статьи. - М.: Музыка,19б5.

11. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. - М.: Музыка, 1965.

12. Лонг М. За роялем с Дебюсси. - М.: Советский композитор, 1985.

13. Мартынов И. Клод Дебюсси. - М.: Музыка, 1964.

14. Музыкальная литература зарубежных стран. Вьш.5/ Ред: Б.Левик. - 5-е изд. - М.: Музыка, 1984.

15. Музыкальная энциклопедия. Гл. Ред. Ю.В.Келдыш. Т. 2 - М.:

16. Нестьв В. На рубеже 2-х столетий. Очерки о зарубежной музыке конца XIX - начала XX века. - М.: Музыка, 1967.

liudmila_leto все записи автора "Мы не слушаем вокруг себя тысячи шумов природы, не постигаем достаточно этой музыки, такой разнообразной, которая раскрывается нам с таким изобилием”
Клод Ашиль Дебюсси


В этом году ровно 100 лет, как с нами нет Клода Дебюсси.

22 августа – был день его рождения. (1862)

Послушаем не самую известную, но чрезвычайно выразительную и живописную пьесу из сборника "Эстампы" 1903 года – цикла, состоящего всего из трёх произведений.

"Jardins Sous La Pluie"
"Сады под дождем"
(несколько вариантов исполнения)





много раз пересматривал балет, именно, в этой хореографии)полное соответствие артистов сценическим образам, и соприкосновение с толстовской эпохой. Дуэты Анны Карениной/М. Плисецкой и А.…

странно вспомнили про "жертв" расслабления после стрессов. Ни Лиепа, Ни Годунов - не позволяли себе более, чем остальные артисты . в течение всей танцевальной карьеры . Балетные карьеры танцовщиков…

ОДИН танцовщик- поистине великий, выдающийся без преувеличения, второй - хорошо известный, но до "великого"- ему не дотянуться. Никакая пиаркомпания по возвеличиванию - не в помощь

количество прожитых лет - не мера творческого успеха!Упорство, трудолюбие и целеустремленность-не равно таланту и одаренности.Классический балет- совершенство формы и содержания, + соответствующие…

романтические балеты западных хореографов- могли бы украшать репертуар первых театров страны. Спектакль- красивый, спасибо автору публикации. Однако современные переиначивания классики и попытки…

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Майданевич Тамара Леонидовна

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Майданевич Тамара Леонидовна

Художественные взаимосвязи в контексте изучения истории искусства: взаимосвязь искусств в поэтике импрессионизма

Maydanevich Tamara L

Тамара Леонидовна МАЙДАНЕВИЧ,

и.о. доцента кафедры специального фортепиано факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, Москва, Россия

THE SYNTHESIS OF ARTS IN CYCLE "ESTAMPES" BY C. DEBUSSY

Tamara L. Maydanevich, Acting Associate Professor

of the Department of Special Piano, the Faculty of Musical Arts,

the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

Эстамп (франц. estampe, от estamper - 'оттискивать') - произведение станковой печатной графики, представляющее собой отпечаток (оттиск) какого-то изображения на бумаге, иногда на ткани, пергаменте и т.д. Наиболее распространённые виды эстампа - гравюра и литография.

Эстампы были широко популярны в Европе, но когда в 60-х годах XIX века в Париж были привезены первые японские гравюры, то наступило всеобщее увлечение ими, в частности такими мастерами, как Утамаро, Харанобу.

Для изображения присущих восточной культуре статики и созерцательности композитор использует лейтмотив, основанный на пентатонике, который на протяжении всей пьесы варьируется лишь за счёт ритма и гармонии, создавая единый образ.

Бреду наудачу к святому храму Сянцзи.

В глушь углубился, - гряда вершин, облака.

Деревья древни, безлюдны крутые стези. Где-то в ущелье колокол издалека.

По примеру Ж. Бизе и многих других композиторов, для которых хабанера (исконно гаванский танец) стала олицетворением Испании, Дебюсси решил использовать этот жанр для воплощения испанского духа в данной пьесе.

Далее перед нами вырисовывается новый образ (тт. 109-112 - Léger et lointain), имитирующий гитарный наигрыш, который дважды прерывается внезапным появлением второго эпизода, словно изображая сцену признания в любви под отдалённые звуки струн гитары.

Задумался простор, застыв и не дыша, И озеро небес исчезло золотое; В пространстве густоты, в незыблемом покое Ночь изливается - скорбящая душа.

Рассмотрим лишь основные образы произведения, которые очень быстро и контрастно сменяют друг друга, будто рисуя картины природы.

Весь первый раздел, беспокойный по характеру, словно изображает дождь с завываниями ветра и надвигающуюся грозу.

Средний раздел пьесы, контрастный по фактуре, ритму и характеру, создаёт впечатление успокоения природы, затишья перед бурей. Тема в мажоре напоминает звон капель, и возникает ощущение, что солнце пробивается сквозь дождь.

Тема дождя привлекала многих поэтов, чьи творения по духу родственны сочинению Дебюсси:

Я слышу: дождь пустился вскачь .

И вместе с потемневшим садом

Мы ждём, когда сверкнёт гроза.

Есть в дожде откровенье - потаённая нежность

И старинная сладость примирённой дремоты,

Пробуждается с ним безыскусная песня,

И трепещет душа усыплённой природы.

Все упомянутые поэтические и художественные ассоциации направлены расширить кругозор исполнителя, поскольку программная музыка несёт в себе особый художественный образ. А углубившись в историю создания пьес и обратившись к другим видам искусства, которые зрительно или словесно более точно передают эмоции и настроения, у исполнителя может сформироваться собственная интересная интерпретация этого цикла.

1. Алексеев А. Французская фортепьянная музыка конца XIX - начала XX века : Камиль Сен-Санс, Сезар Франк, Клод Дебюсси, Морис Равель.

- Москва : Издательство Академии наук СССР, 1961. - 220 с.

2. Альшванг А. Клод Дебюсси : Жизнь и деятельность, мировоззрение и творчество. - Москва : Музгиз, 1935. - 96 с.

3. Быков В. Новаторские черты фортепианного творчества Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века : сборник статей. - Ленинград : Музыка, 1983.

4. Кокорева Л. Клод Дебюсси : [исследование]. - Москва : Музыка, 2010.

- 496 с. : ноты, портр., табл.

5. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. - Москва : Музыка, 1965. - 792 с., 1 л. портр. : ил., нот. ил.

6. Куницкая Р. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси. - Москва : Музыка, 1982. - 89 с.

7. Маргерит Лонг. За роялем с Дебюсси. - Москва : Советский композитор, 1985. - 160 с.

8. Мартынов И. Клод Дебюсси. 1895. - Москва : Музыка, 1964. - 280 с.

9. Печерский П. О фортепианной музыке Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века : сборник статей. - Ленинград : Музыка, 1983. - С. 91-136.

10. Смирнов В. Клод-Ашиль Дебюсси : Краткий очерк жизни и творчества. 18621918. - Ленинград : Музгиз, 1962. - 88 с.

11. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм : пер. с пол. / [вступ. статья И. Бэлзы]. - Москва : Прогресс, 1978. - 232 с. : нот., нот. ил.

Многие структурные моменты, сформировавшиеся ранее, Дебюсси развивает в Токкате: это сложная трехчастная композиция с вуалированием граней формы, непрерывным варьированием основной темы, имеюшей каждый раз новое продолжение, новую гармонизацию и новую масштабную структуру.

Произведения позднего периода (1903—1915)

Эстампы ( 1 9 0 3 ) Estampes

Первое произведение Дебюсси, написанное после постановки оперы Пеллеас и Мелизанда. С этой сюиты начинается новый период в творчестве Дебюсси — период блестящих открытий в области фортепианного стиля. Отныне фортепианная музыка вьщвигается на положение ведущего жанра, и все самое ценное для этого инструмента бьио написано в послепеллеасовскую эпоху. Первый исполнитель Эстампов — Р. Виньес'1 Он с огромным успехом сыграл цикл 9 января 1904 года. Сады под дождем исполнил на бис.

Три пьесы цикла Пагоды, Вечер в Гренаде и Сады под дождем —

три мира: Восток, Испания, Франция. Видимо, эта идея волновала композитора, ибо через несколько лет ту же идею он воплотит в трех частях Образов для оркестра: в Жигах — образ Англии, в Иберии — Испании, в Весенних хороводах — Франции. Причем, взаимосвязь этих двух циклов композитор подчеркнул использованием одних и тех же цитат: так, в финале Образов разрабатываются те же французские песни, что и в финале Эстампов: Мы не пойдем больше в лес и Спи, дитя, спи.

Moderement anime (Умеренно подвижно), H-dur, 4/4

Попытка выйти за пределы музыкального мира Европы, стремление постичь и запечатлеть красоту далекого Востока — на это Дебюсси вдохновила Всемирная выставка в Париже в 1889 году. Дебюсси пленила музыка яванского гамелана, звучание специфических ударных инструментов: гонгов, колоколов, колокольчиков, тарелок, которое он постарался воспроизвести в Пагодах. Кроме

" Рикардо Виньес (1875-1943) — испанский пианист. Жил в Париже. Прославился как пропагандист современной музыки. Был первым исполнителем многих сочинений Дебюсси и Равеля.

того, Дебюсси использовал технику контрапункта гамелана, особый вид его гетерофонии. Это одно из важных открытий композитора, новый способ обогащения как технической, так и содержательной сторон музыки. Позднее интерес к внеевропейским культурам найдет отражение в музыке Мийо, Мессиана, Жоливе, Булеза и многих других композиторов Франции.

Восточная созерцательная статика, которая царит в пьесе — это то, что вошло в плоть и кровь искусства Дебюсси. Отсюда и особая техника письма Пагод: все вращается вокруг главной темы, которая проходит вереницей бесконечных вариантов. Знаком Востока выступает пентатоника и арабесочные, витиеватые, как восточный орнамент, мотивы. Изредка появляются и диатонические мелодии. Но пентатоника преобладает во всех горизонтальных линиях — в мелодии и контрапунктах.

Вся пьеса — в сверкающей диезной тональности H-dur. Но он неустойчив, с первых тактов колеблется и тяготеет к gis-moll. Ладовая двойственность характерна для заключительной каденции: педаль Л — в субконтроктаве, gis-dis-fis-gis — в верхних голосах, удаленных от нижнего.

Форма Пагод опирается на различные структурные принципы, типичные для Дебюсси: здесь есть контуры трехчастной и черты старинной ритурнельной формы с непрерывным варьированием темы ритурнеля (af^.

Схема № 3. Пагоды^

с(4)- Лонг М. За роялем с Клодом Дебюсси, Габриелем Форе, Морисом Равелем. М., 2000. С. 63

" Формы Дебюсси не укладываются в классические схемы, и французские музыковеды нередко рассматривают их в секциях. Это наглядно и удобно для анализа.

" Обозначение, подобное а/Ь — контрапункт двух мотивов.

Роль контрапунктической техники в Пагодах очень велика. Все контрапункты интонационно связаны между собой. Каждый новый — вариант предьщущего. Но главное заключается в том, что все горизонтальные линии (а нередко и вертикальные) вращаются вокруг двух секунд: fis-gis и cis-dis, как вокруг своей оси. В этой пьесе уже совершенно очевидно обнаруживается интервальное мышление Дебюсси. А п р о е ц и р о в а н и е г о р и з о н т а л и на в е р - т и к а л ь , к о т о р о е п р и м е н и л з д е с ь к о м п о з и т о р , — п р е д в е с т н и к д о д е к а ф о н н о й т е х н и к и .

Варьирование мотивов — предел изобретательности Дебюсси и нового, а именно сонорного ощущения звучащего пространства. Важную роль играет изменение ритмического рисунка ритурнеля, который при первом проведении — в ритме классических мелодий китайской музыки. Ритмические варианты темы появляются уже в одиннадцатом такте: тема в свободном увеличении, в среднем разделе она же — в двойном уменьшении, в коде превращается в непрерывный поток фигураций 32-ми длительностями (в квинтолях, квартолях, триолях). Но это лишь фон для темы в глубоком басу. Типичный гамелан!

Второй способ варьирования — изменение фактуры: одноголосное изложение темы сменяется октавным, затем усложняется аккордовым сопровождением, затем различными по форме контрапунктами. Причем, при каждом новом проведении темы появляется новый контрапункт. Некоторые контрапункты превращаются при повторении в главные голоса, а сама главная тема становится подчас контрапунктом. Кроме того, основная мелодия при каждом новом проведении меняет продолжение при неизменном зерне (зерно — один такт), что является излюбленным способом варьирования Дебюсси. С помощью гармонии сопровождения меняется тембровая окраска темы.

La soiree dans Grenade

Mouvement de Habanera (B ритме хабанеры), fis-moll, 2/4

Это первая хабанера Дебюсси в ряду последующих (прелюдия

Ворота Альгамбры, Ароматы ночи из Образов для оркестра). Остра- ненно-созерцательной музыке Пагод пьеса Вечер в Гренаде контрастирует сдержанно страстным, горделивым и одновременно ностальгическим характером. Композитор, который никогда не бывал в

Испании'^ только благодаря силе воображения гениально воплотил ее дух.

Оригинальные мотивы Вечера в Гренаде, хотя они и не заимствованы из фольклора, так или иначе отражают многие черты испанской народной музыки и хабанеры, в частности. Так, в размере на 2/4 сочетание пунктированной фигуры аккомпанемента с триолью и дуолью в мелодическом голосе — ее типичный ритм. Начинается пьеса с органного пункта на доминантовом звуке в басу. К нему устремлена и мелодия, что является характерной чертой испанского фольклора. В стиле фламенко — имитация перезвона гитары, нисходящая гамма с двумя увеличенными секундами, ступенчатый нисходящий ход. Позднее подобный мелодический ход Дебюсси широко использует в Иберии.

Хабанера по происхождению — гаванский танец. Но для европейских композиторов он стал символом испанской музыки. Достаточно вспомнить знаменитую хабанеру из оперы Кармен Визе, а также Хабанеру из Испанской рапсодии Равеля.

Вечер в Гренаде — скорее, ночной танец (как и Ароматы ночи).

^ Только значительно позднее он на несколько часов приехал в Сан-Себасть- ян, чтобы присутствовать на корриде.

Цит. по: Lockspeiser Е., Halbreich Н. Ор. cit. Р. 564, 565.

Форма пьесы отличается редкой свободой, причудливой игрой мотивов, их непредсказуемым чередованием (см. схему № 4).

Читайте также: