Декоративно прикладная обработка древесины

Обновлено: 07.07.2024


Завершающим этапом работы с деревянными изделиями всегда являются его окончательная очистка и окраска. Без этих процедур дерево быстро впитывает влагу и даже может поменять свою форму. Производители выпускают красители разных цветов, подходящие как для внутренних, так и для внешних работ. Соблюдение рекомендаций позволит значительно улучшить эксплуатационные характеристики очищенной и окрашенной древесины.

Важность проведения процедуры

Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи.

Применяемые для этого способы следующие:

  • Механический. Любой видимый налет может быть убран щеткой, в том числе жесткой. В последнем случае происходит выскабливание поверхности.
  • Химический. Те деревянные изделия, которые уже окрашены или покрыты лаком можно протереть мыльным раствором. А жирный слой убирается средствами, которые содержат спирт. Обработка же против плесени проходит при помощи фунгицидных растворов.

При соприкосновении даже с отлично ошкуренным, но неокрашенным и нелакированным деревом для человека будет высокая вероятность получения занозы, разрыва одежды. Необработанные изделия быстрее пачкаются, ломаются, подвергаются воздействию грибков, плесени и других бактерий и становятся непригодными к эксплуатации.

При помощи очистки и покраски можно кардинально изменить цвет дерева, подчеркнуть его фактуру и, если нужно, даже состарить.

Обжиг древесины

Структурирование позволяет подчеркнуть природную красоту древесины. Основное условие – дерево должно быть невысокой плотности, с хорошо выраженными годичными кольцами. После сушки и зачистки, можно проводить его обжиг.

Он выполняется специальной газовой горелкой. Её нужно держать под углом в 45 °, не задерживаясь на одном месте. После обжига, поверхность можно зачистить жёсткой щеткой. Работать строго по расположению волокон.

Процесс не требует никаких затрат, проходит быстро. Внешний вид изделия становится оригинальным.

Как можно украсить деревянную балку при помощи обжига, расскажет видео:









Поговорим о ручной резьбе

В деле художественной обработки древесины особое место отведено процессу ручной резьбы. Существует ее великое множество самых разных видов. Говоря о наиболее распространенных, следует упомянуть прежде всего плосковыемчатую резьбу. Далее — геометрическую, прорезную, контурную.

Характерная особенность первой разновидности (плосковыемчатой) — проделывание на ровной поверхности углублений различной формы. Геометрическая относится к одной из ее модификаций и представляет собой ряд элементов квадратной, треугольной, округлой формы. Образцом в данном случае может служить разделочная доска с повторяющимися декоративными деталями.

Контурную резьбу выполняют путем прорезания тонких двусторонних или двугранных выемок небольшой глубины по контуру определенного рисунка. К ней прибегают главным образом в процессе изображения фигурок животных, птиц, цветочных орнаментов и листьев.

художественная обработка древесины резьба по дереву

Отбеливание древесины

Отбеливание древесины – это процесс окисления тех веществ, которые придают ей естественную окраску. Этот процесс может быть проведен перед сборкой нового изделия, а также через годы его эксплуатации. Цель – изменение окраски, ликвидация дефектов, сглаживание рисунка. Всё это приводит в тому, что отбеливание улучшает декоративные свойства дерева, а также продлевает срок его службы.

Процесс, который изменяет цвет дерева в более светлый, может быть проведен в несколько этапов. Но даже после того, как деревянное изделие станет абсолютно белым, отбеливание затронет только внешние слои древесины. Таким образом, белый цвет будет на глубине в несколько миллиметров и через этот светлый слой можно видеть более темную сердцевину.

Чем же можно отбелить древесину? Традиционно для ее осветления используются готовые составы и средства для отбеливания. Вполне просто сделать их самостоятельно. Отбеливатели делятся на те, что содержат хлорную известь, гипохлорит натрия или диоксид хлора, и те, что имеют в своем составе аммиак, перекись водорода, щавелевую либо другую не хлорную кислоту.

Нельзя смешивать средства. Если процесс был начат без хлорной жидкостью, то все слои нужно наносить ею же. Обесцвечивание проходит за счет окисления естественных древесных красителей, которое наступает после вступления в связь с радикалами кислорода.

Отбеливатель разливают на очищенную поверхность дерева, стараются наносить его равномерным слоем. Это нужно для того, чтобы готовое изделие было одного окраса. После нанесения должно пройти некоторое время для полного впитывания раствора. Потом можно будет ещё раз повторить процедуру.

Этот процесс достаточно простой, не требующий больших финансовых затрат. После обесцвечивания дерево можно вскрыть лаком или легко выкрасить в любой другой, даже радикальный, цвет. Несложно состарить его до приобретения необходимой фактуры. Кроме того, такую древесину можно использовать для дальнейшего гнутья и склеивания.

Вощение

Очищенное, возможно, даже отбеленное дерево, неплохо демонстрирует свою текстуру. Еще больше выделить её можно при помощи процесса вощения. Материалы для него выбираются в зависимости от того, как будет использовать изделие.

Если в качестве посуды, то можно вощение проводить только теми средствами, которые экологически безопасны. Например, натуральный пчелиный воск.

Для того чтобы любой воск равномерно был нанесен на поверхность, её вначале нужно обработать пропиткой. Она создаст дополнительную защиту верхнему деревянному слою и не даст воску впитаться.

Самые простые пропитки – растительные масла. Пропитку можно наносить в несколько слоев, после полного высыхания, а также последующего ошкуривания каждого предыдущего. Далее, изделие покрывают заводской мастикой или самостоятельно сделанным восковым раствором. То и другое должно быть разогрето до определенной температуры (для разных сортов воска она своя, но в среднем 82 – 91° C.

Воск может быть разбавлен маслом (используется для пищевых изделий), скипидаром, канифолью и каким-либо красителем. Разогретый и подготовленный раствор наносится ватным диском или кисточкой сначала вдоль волокон, а при следующем нанесении поперек. Чем ровнее будет выполнено вощение, тем более красивым будет изделие.

Процесс недорогой и несложный. При соблюдении технологии даёт возможность улучшить внешний вид дерева, продлевает срок его службы. Кстати, вощение не проводится по окрашенной древесине. Там своя технология и методы работы.

Вощение дерева пчелиным воском и льняным маслом:






Покраска

Дерево можно красить для декорирования, защиты его, в том числе от вредителей. Принципы окраски в обоих случаях схожи, способы выполнения так же.

Процесс окрашивания древесины

Для внутренних и наружных работ используются разные краски и подготовительные средства. Дерево не назовешь капризным материалом.

Тем не менее его окраска требует соблюдения некоторых условий:

  • Очищенное дерево нужно пропитать антисептическим раствором.
  • Исключить контакт с ярким солнцем.
  • Выполнять покраску в сухом помещении с нормальной или пониженной влажностью.

Покраска может быть малярная (это значит, что имеющиеся трещины и выбоины в дереве нужно зашпаклевать) или чистовая (декоративная). Часто при декоративной обработке краска не используется, а применяется только масло.

Масляная покраска

Масло в качестве защитного слоя способно оставить первозданный цвет дерева, не давая ему со временем темнеть, четко выделить его структуру и защитить от разрушающего воздействия солнца, воды и воздуха.

Перед тем, как наносить масло, необходимо тщательно зашкурить поверхность наждачной бумагой, нанести антисептические средства, дать нужное время для полного их высыхания. А затем начать процесс окраски.

Для этого можно использовать:

  • специальный масляный распылитель. Нужно распылять масло равномерно, не оставляя на поверхности древесины необработанных участков;
  • густую кисточку. Ею необходимо равномерно наносить масло. Важно, чтобы не оставались волосинки от кисточки;
  • мягкую тряпочку или губку. Масло нужно разлить маленькими порциями и равномерно размазывать его по поверхности.

Перед покрытием древесины маслом, его можно смешать с небольшим количеством лака. Это придаст поверхности больше блеска. Возможен вариант, когда после масла, делается покраска.

Процесс недлительный, довольно простой и не дорогой. Однако после такой обработки древесина не является сто процентов защищенной от агрессивного воздействия окружающей среды. Не становится она и более долговечной.

Воск + краска

Этот способ очень похож на третий вариант, но краску выберем светло-оливкового цвета — и перед ее нанесением мы не будем обрабатывать волокна воском. После высыхания краски пройдемся по заготовке наждачной бумагой, освободим выступающие волокна от цвета. В результате они будут менее контрастны. Далее обрабатываем поверхности маслом цвета древесины лиственницы. Оно имеет рыжеватый оттенок, что в сочетании с краской даст интересный эффект. Смело используем наложение различных цветов и оттенков

Декоративная обработка

Это самая тщательная покраска, которая не допускает погрешностей. Выполнять работы можно такими же инструментами, что и при нанесении масла. Окрашивать изделия небольшого размера допустимо маленькой губкой, точечно нанося краску по поверхности, стараясь при этом не оставлять неокрашенных частей.

Для декорирования используются акриловые краски. Перед началом работ краску нужно хорошо перемешать. Кисточку окунать стоит не более чем на треть. После хорошей просушки поверхность стоит покрыть масляным лаком. Учитывая его густоту, нанесение выполняется непросто. Важно равномерно распределять лак, чтобы поверхность была ровной.

Цветовая гамма красок для декорирования деревянных изделий довольно разнообразна. Наносится краска легко, сохнет быстро. Для завершающего покрытия используют лаки — в основном бесцветные, хотя бывают и с оттенком. После лакирования, поверхность становится гладкой и более защищенной.

Один из способов декоративной обработки древесины — обжиг с последующим брашированием. Для подчеркивания контраста между волокнами доска обработана белым маслом:

Приспособления для художественной обработки массива

Художественная обработка дерева может быть разной. Хохломская и прочие виды росписи это конечно красиво, пропитка, тонировка и обработка мастиками тоже хорошо, но сейчас нас интересует механическое воздействие на древесину. И самым известным направлением здесь является резьба по дереву.

Естественно в идеале лучше иметь профессиональный верстак, шлифовальный, сверлильный и токарный станки, а также фрезер и циркулярную пилу. Но если вы только решили заняться резьбой по дереву, то на первых парах без всего этого арсенала вполне можно обойтись.

Для начала вам достаточно набора ручных резаков и стамесок, также не помешают пару струбцин и тиски.



Виды резцов.

  • Для обработки и зачистки фона изделия нужно приобрести порядка 6 разных стамесок с прямым лезвием 3 – 30 мм.
  • Также для подготовительных работ понадобятся 4 – 6 стамесок с отлогой режущей кромкой и не менее десятка стамесок средней величины.
  • На рисунке № 3 показаны клюкарзы. Они представляют собой стамески с длинным жалом, изогнутым непосредственно возле лезвия. Используются для барельефных работ и зачистки фона. Нужно иметь по паре прямых и косых клюкарз, с размерами лезвий 5 и 10 мм.
  • На рисунке № 2, показаны так называемые уголки. Это одни из основных режущих инструментов, они служат для вырезания разного рода линий и углублений. Угол наклона режущей кромки колеблется от 50, до70º. Размер режущего крыла такого уголка 5 – 15 мм.
  • Циразки, рисунок № 1, как и уголки считаются основным инструментом, чем такого инструмента больше, тем легче вам будет работать. Циразки представляют собой загнутую полукругом стамеску, при этом радиус изгиба может быть разным, он зависит от величины лезвия. Они нужны для резки полукруглых углублений, плавных линий и обработки края барельефа.
  • Кроме этого желательно иметь несколько скальпелей. Резак в виде циркуля, для нанесения линий правильной формы. Для обустройства небольших фигурных отверстий нужно иметь драль, причем электродрель его не заменит. Для работы с фанерой пригодится рейсмус и лобзик.



Стандартный набор резцов.

Важно: желательно чтобы весь режущий инструмент имел одинаковые удобные ручки. Профессионалы советуют делать все ручки округлыми. Длиной 100 – 130 мм и диаметром порядка 22 – 28 мм. Таким образом, рука будет постепенно адаптироваться к одной форме, и вы сможете с успехом работать разными резцами.

Видео, самодельные резцы:

Сейчас по всему миру входят в моду старинные изделия. Поэтому распространена методика искусственного состаривания поверхностей. Дабы не травить массив химией широко используется пескоструйная обработка дерева.

Массив после пескоструйной обработки.

Декоративная обработка дерева пескоструйным агрегатом выполняется просто:

  • Сильным потоком воздуха древесина или иной материал, бомбардируется песчинками.
  • Струей песка выбивается мягкий массив, оставшиеся жесткие прожилки создают эффект старой древесины.

Тонирование древесины

Сохранить текстуру дерева можно придав ему определенный оттенок. Это делается различными красками, в том числе и морилкой. Более светлые породы дерева легче поддаются тонированию также как твердые сорта.

Для того чтобы краска распределена была равномерно, нужно:

  • отшлифовать дерево;
  • смочить его;
  • снять ворс;
  • обезжирить.

Натуральная древесина смотрится лучше, чем та, которая была тонирована. Исключение покрытие морилкой.

Материал и инструмент

Что касается инструмента, то для небольшой площади подойдет ручная щетка с жесткой металлической щетиной. А для обработки большой площади, как правило, используют дрель с такой же металлической насадкой.

Браширование-древесины

Морение

Морить (окрашивать специальными красителями) древесину можно 2 способами:

Протрава — травление (глубокое морение) древесины выполняется отдельно для каждой детали до соединения их в одно целое. Может использоваться гнет. После выдерживания древесины в краске, детали подвешивают для того чтобы стекла лишняя жидкость. Всё это можно выполнить даже в домашних условиях. Нужно только обеспечить проветривание. Чаще всего используют морилку натуральных цветов или бейцы.

Окрашиванием можно имитировать ценные породы дерева. Причем нужного оттенка можно добиться, используя даже красители для ткани. Глубина цвета достигается многократным морением.

Бейцевая морилка

Протрава бейцами тонирует поверхность древесины. Эта коричневая морилка может быть:

  • на водной основе. Подходит для мелкопористой древесины;
  • восковая. Используется для протравки сосновых сортов;
  • гидрокомпанентная. Она применяется для распыления;
  • комбинированная. Одновременно водная и также на основе растворителя;
  • водно-щелочная. Используется для промасленных поверхностей.

Покрывать морилкой изделия довольно просто даже в домашних условиях, причем качество должно быть таким же, как при морении на мебельной фабрике. Цвет дерева получается равномерным, насыщенным. Процесс нетрудоемкий и недорогой.

Морение древесины в домашних условиях с использованием бейц-морилки, на примере шкатулки:

Колерованное масло

Используем тиковое колерованное масло черного цвета. Наносить его нужно кусочком ткани. Далее подождем примерно минуту — и сотрем чистой ветошью. Уже на этом этапе получаем контрастный древесный рисунок. Но останавливаться не будем. Нанесем на поверхность темно-зеленый воск. В результате появляется глубокий зеленый оттенок. Этот метод отделки древесины хорошо смотрится в интерьере. Например, у меня подобным образом отделана стена в гостиной. При разном освещении проявляются различные оттенки. Добиться нужного эффекта можно, чередуя колерованное масло и цветной воск

Лессирование

Окрашивание древесины путем нанесения на основной базовый цвет оттеночного пигмента позволяет выделить её оригинальную текстуру. Широко используется в декорировании деревянных изделий. Краски разных цветов могут наноситься многократно.

Но только после полного высыхания предыдущего слоя. Используются для этого кисточки, ткань, губки. Техника требует высокого мастерства, дорогих красок. Внешний вид изделия оригинален и нравится не всем.

Итак, самый древний строительный материал – древесину люди научились изменять до неузнаваемости и использовать в самых разных отраслях. Обработанное дерево имеет увеличенный срок эксплуатации и оригинальный внешний вид.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Виды художественной обработки древесины. Выполнила учитель технологии МАОУ СО.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Виды художественной обработки древесины. Выполнила учитель технологии МАОУ СО.

Виды художественной обработки древесины. Выполнила учитель технологии МАОУ СОШ №29 г. Калининграда Арчакова О.П.

Виды художественной обработки древесины Резьба Среди художественных работ рез.

Виды художественной обработки древесины Резьба Среди художественных работ резьба по дереву является одной из наиболее распространенных. Существуют следующие основные виды резьбы: - плосковыемчатая или углубленная; - плоскорельефная; - рельефная; - прорезная или ажурная; - скульптурная или объемная; - домовая ( корабельная). Каждая из этих групп, в свою очередь, делится по рисунку и технике выполнения.

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее ф.

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность, украшаемая изделие или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть контурной, геометрической или скобчатой.

Контурная резьба Контурная резьба по технике выполнения самая простая. Рисуно.

Контурная резьба Контурная резьба по технике выполнения самая простая. Рисунок состоит из прямых, извилистых или ломаных линий на ровной поверхности древесины, четко очерчивающей контур изображения.

Геометрическая резьба Геометрическая резьба представляет собой всевозможные.

Геометрическая резьба Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции составленные из несложных геометрических фигур. Разновидности -трехгранновыемчатая и скобчатая.

Плоскорельефная резьба Признаком этой резьбы является невысокий рельеф, расп.

Плоскорельефная резьба Признаком этой резьбы является невысокий рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности, она является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе.

Скульптурная резьба Объемная (скульптурная) резьба характеризуется тем, что.

Скульптурная резьба Объемная (скульптурная) резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба Домовая резьба -- это крупномасштабная резьба, выполненная с.

Домовая резьба Домовая резьба -- это крупномасштабная резьба, выполненная с помощью топора, пилы и долота. Как правило, домовая резьба применяется для украшения построек. Домовую резьбу называют также корабельной, так как считается, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает:рельефной ;прорезной (пропильной), объемной.

Прорезная резьба Прорезной называется та резьба, у которой фон удалён. Фон в.

Прорезная резьба Прорезной называется та резьба, у которой фон удалён. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. Такой ажурной резьбой, выполненной с помощью лобзика, украшали фронтоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

Рельефная резьба Рельефная резьба имеет высокий рельефный узор выступающий н.

Рельефная резьба Рельефная резьба имеет высокий рельефный узор выступающий над поверхностью фона. Отличается от других видов резьбы большей выразительностью, декоративностью и обилием светотени.

Объемная резьба Объемная резьба используется для создания объемных пластическ.

Объемная резьба Объемная резьба используется для создания объемных пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассматривании их с разных сторон. В технике объемной резьбы выполняются декоративные детали построек, скульптуры, бытовая утварь. Деревянная скульптура - хотя и сложный, но довольно привлекательный вид объемной резьбы. Примером тому могут служить яркие, своеобразные богородские художественные изделия.

Роспись по дереву Среди видов художественной обработки древесины роспись дер.

Роспись по дереву Среди видов художественной обработки древесины роспись деревянных изделий отличается выразительностью простых точеных форм в сочетании с лаконичностью разнообразных растительных орнаментов.

Токарная обработка древесины Точение один из наиболее распространенных видов.

Токарная обработка древесины Точение один из наиболее распространенных видов художественной обработки дерева. Точеные изделия отличаются красотой и законченностью форм, гладкой поверхностью, простотой и быстротой изготовления. В России в начале XVIII в. ученый, механик и скульптор Андрей Константинович Нартов разработал и построил ряд станков, в том числе и токарно-копировальных. В начале XIX в. английский механик Генри Модсли установил на токарный станок резцовый суппорт.

Точение

 В настоящие время токарные станки снабжены электроприводом, а некоторые меха.

В настоящие время токарные станки снабжены электроприводом, а некоторые механическим и даже автоматическим управлением. Технология токарной обработки позволяет получить детали круглого сечения с различным профилем, витые колонки, полые детали, разрезанные вдоль, поперек или под углом детали можно использовать как элементы накладной резьбы. Для токарных работ пригодны почти все породы древесины. Выбор породы определяется назначением, размерами, конструкцией, условиями использования изделия, а также требованиями художественно – декоративного характера. С точки зрения обработки материала предпочтительна однородная по плотности мелкослойная древесина.

Фрезерование Фрезерование древесины — это вид резания с помощью вращающихся ф.

Фрезерование Фрезерование древесины — это вид резания с помощью вращающихся фрез, имеющих одну, две, или несколько режущих кромок. Фрезерование производится только механическим способом с помощью ручных фрезерных машинок и на различных фрезерных станках. Фрезерованием получают различные профильные поверхности, пазы, шипы, гребни, проушины.

Тиснение Одним из способов получения рельефного декора при создании мебели и.

Тиснение Одним из способов получения рельефного декора при создании мебели или других изделий является - тиснение. Тиснение это выдавливание рисунка на размягченной поверхности древесины или древесных материалов. Орнамент получают под действием давления и температуры в специальных пресс формах.

Выжигание Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерев.

Выжигание Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно. В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором.

Приемы выжигания Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относи.

Приемы выжигания Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Пирография Пирография - получение изображения на древесине путем выжигания.

Пирография Пирография - получение изображения на древесине путем выжигания. По сравнению с другими видами декоративной обработки древесины пирография сравнительно новый способ художественной обработки древесины.

Художественное или живописное выжигание основано на контурном и больше всего.

Художественное или живописное выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Однако ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Мозаика Мозаика (от лат. musivum — посвященное музам) — разновидность монумен.

Мозаика Мозаика (от лат. musivum — посвященное музам) — разновидность монумен тальной живописи, где сюжетное изображение или орнамент выполняются из отдельных однородных или различных по материалу очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных частиц (камень, стекло, керамические плитки, дерево). Наиболее известными видами мозаики по дереву, отличающимися богатством и разнообразием цветовых и декоративных возможностей, являются: инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

Блочная и чертозианская мозаика Блочная мозаика изготавливается из предварите.

Блочная и чертозианская мозаика Блочная мозаика изготавливается из предварительно склеенных блоков различного материала, цвета и сечения, разрезанных поперек на множество тонких одинаковых пластин (рис. 1). Чертозианская мозаика является прототипом блочной, но блоки склеиваются из различных материалов (древесины, кости, рога). В эпоху Возрождения эта мозаика использовалась монастырем Чертоза Павийская в Италии, откуда и получила свое название.

Инкрустация это мозаичное покрытие какой-либо поверхности набором из одного.

Инкрустация это мозаичное покрытие какой-либо поверхности набором из одного или нескольких различных материалов. Ее использовали для украшений изделий из дерева слоновой костью, панцирем черепахи, перламутром, металлами и камнями-самоцветами

Интарсия вид мозаики деревом по дереву, сходный с инкрустацией, при которой.

Интарсия вид мозаики деревом по дереву, сходный с инкрустацией, при которой в углубления деревянной основы вкладываются деревянные пластинки-вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой. Декоративный набор закрепляется на основе клеем или мастикой. Лицевая сторона пластинок набора, изготавливаемых из древесины кипариса, тисса, самшита, клена, железного дерева, кизила и других плотных пород, тщательно сглаживается и полируется. При необходимости применяются различные способы изменения естественной окраски (цвета) древесины вставок за счет пропитки их маслом, квасцами, кипячением в краске.

Маркетри представляет собой вид мозаики по дереву, при котором мозаичный на.

Маркетри представляет собой вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняется из кусочков шпона из разных по окраске и текстуре пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, служащий фоном, закрепляются бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеиваются на декорируемую поверхность.

Краткое описание документа:

Данная презентация рассматривает различные виды художественной обработки древесины. В ней представлены разнообразные виды резьбы по дереву (контурная, рельефная, домовая, скульптурная, прорезная. накладная и др.), росписи деревянных изделий и различные виды мозаики ( маркетри, интарсия, блочная мозаика).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентации к учебнику по Технологии. Технический труд для 6 класса, программа: Казакевич В.М., Молева Г.А., Афонин И.В. / Под ред. Казакевича В.М.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТУРНОЙ РЕЗЬБЫ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ.

ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТУРНОЙ РЕЗЬБЫ

Художественная обработка древесины – древнейшее ремесло. Начиная с древних времен, человек украшал свое жилище резными деревянными изделиями, изготовлял игрушки, сувениры, мебель и посуду из дерева.

Художественная обработка древесины – древнейшее ремесло.

Начиная с древних времен, человек украшал свое жилище резными

деревянными изделиями, изготовлял игрушки, сувениры, мебель и

посуду из дерева.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ Особое место в художественной обработке изделий из древесины получила ручная резьба по дереву . Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства , которая является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом. Существует много видов резьбы.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Особое место в художественной обработке изделий из древесины получила ручная резьба по дереву .

Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства , которая является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом.

Существует много видов резьбы.

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба. Виды резьбы 3. Контурная Плосковыемчатая 2. Геометрическая 4. Прорезная

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба.

Виды резьбы

Плосковыемчатая и контурная резьба используется в основном для украшения мебели. Прорезная резьба с рельефным рисунком называется ажурной. Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее так и называют прорезной.

Плосковыемчатая и контурная резьба используется в основном

для украшения мебели.

Прорезная резьба с рельефным рисунком

называется ажурной. Если прорезную

резьбу приклеивают или прибивают к

деревянной основе, то ее так и называют прорезной.

Виды стамесок для резьбы по дереву

Виды стамесок для резьбы по дереву

Долото

Приемы резания косяком одной и двумя руками

Приемы резания косяком одной и двумя руками

Геометрическая резьба Является разновидностью плосковыемчатой резьбы. Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является: трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные , четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами.

Является разновидностью плосковыемчатой резьбы.

Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является: трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные , четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами.

 Элементы геометрической резьбы: 1 -треугольники, 2 - глазок, 3 - треугольник с зубчиками; 4 - фонарик, 5 - четырехгранники, 6 - лучи, 7 – ромбы. Кухонная доска с элементами геометрической резьбы

Элементы геометрической резьбы:

1 -треугольники, 2 - глазок, 3 - треугольник с зубчиками; 4 - фонарик, 5 - четырехгранники,

6 - лучи, 7 – ромбы.

Кухонная доска с элементами геометрической резьбы

Прорезная резьба Выполняется с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур.

Правила техники безопасности:

Стамеска - это опасный режущий инструмент. Обращаться с ним следует очень осторожно.

Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.

Не прилагать больших усилий при резании стамеской.

Если при работе необходимо ударять по ручке стамески, то держать ее следует в левой руке, а киянку - в правой и поставив стамеску на место вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.

Хранить стамески следует в ящике верстака или в шкафу на вырезках в реках.


Завершающим этапом работы с деревянными изделиями всегда являются его окончательная очистка и окраска. Без этих процедур дерево быстро впитывает влагу и даже может поменять свою форму. Производители выпускают красители разных цветов, подходящие как для внутренних, так и для внешних работ. Соблюдение рекомендаций позволит значительно улучшить эксплуатационные характеристики очищенной и окрашенной древесины.

Важность проведения процедуры

Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи.

Применяемые для этого способы следующие:

  • Механический. Любой видимый налет может быть убран щеткой, в том числе жесткой. В последнем случае происходит выскабливание поверхности.
  • Химический. Те деревянные изделия, которые уже окрашены или покрыты лаком можно протереть мыльным раствором. А жирный слой убирается средствами, которые содержат спирт. Обработка же против плесени проходит при помощи фунгицидных растворов.

При соприкосновении даже с отлично ошкуренным, но неокрашенным и нелакированным деревом для человека будет высокая вероятность получения занозы, разрыва одежды. Необработанные изделия быстрее пачкаются, ломаются, подвергаются воздействию грибков, плесени и других бактерий и становятся непригодными к эксплуатации.

При помощи очистки и покраски можно кардинально изменить цвет дерева, подчеркнуть его фактуру и, если нужно, даже состарить.

Обжиг древесины

Структурирование позволяет подчеркнуть природную красоту древесины. Основное условие – дерево должно быть невысокой плотности, с хорошо выраженными годичными кольцами. После сушки и зачистки, можно проводить его обжиг.

Он выполняется специальной газовой горелкой. Её нужно держать под углом в 45 °, не задерживаясь на одном месте. После обжига, поверхность можно зачистить жёсткой щеткой. Работать строго по расположению волокон.

Процесс не требует никаких затрат, проходит быстро. Внешний вид изделия становится оригинальным.

Как можно украсить деревянную балку при помощи обжига, расскажет видео:









Поговорим о ручной резьбе

В деле художественной обработки древесины особое место отведено процессу ручной резьбы. Существует ее великое множество самых разных видов. Говоря о наиболее распространенных, следует упомянуть прежде всего плосковыемчатую резьбу. Далее — геометрическую, прорезную, контурную.

Характерная особенность первой разновидности (плосковыемчатой) — проделывание на ровной поверхности углублений различной формы. Геометрическая относится к одной из ее модификаций и представляет собой ряд элементов квадратной, треугольной, округлой формы. Образцом в данном случае может служить разделочная доска с повторяющимися декоративными деталями.

Контурную резьбу выполняют путем прорезания тонких двусторонних или двугранных выемок небольшой глубины по контуру определенного рисунка. К ней прибегают главным образом в процессе изображения фигурок животных, птиц, цветочных орнаментов и листьев.

художественная обработка древесины резьба по дереву

Отбеливание древесины

Отбеливание древесины – это процесс окисления тех веществ, которые придают ей естественную окраску. Этот процесс может быть проведен перед сборкой нового изделия, а также через годы его эксплуатации. Цель – изменение окраски, ликвидация дефектов, сглаживание рисунка. Всё это приводит в тому, что отбеливание улучшает декоративные свойства дерева, а также продлевает срок его службы.

Процесс, который изменяет цвет дерева в более светлый, может быть проведен в несколько этапов. Но даже после того, как деревянное изделие станет абсолютно белым, отбеливание затронет только внешние слои древесины. Таким образом, белый цвет будет на глубине в несколько миллиметров и через этот светлый слой можно видеть более темную сердцевину.

Чем же можно отбелить древесину? Традиционно для ее осветления используются готовые составы и средства для отбеливания. Вполне просто сделать их самостоятельно. Отбеливатели делятся на те, что содержат хлорную известь, гипохлорит натрия или диоксид хлора, и те, что имеют в своем составе аммиак, перекись водорода, щавелевую либо другую не хлорную кислоту.

Нельзя смешивать средства. Если процесс был начат без хлорной жидкостью, то все слои нужно наносить ею же. Обесцвечивание проходит за счет окисления естественных древесных красителей, которое наступает после вступления в связь с радикалами кислорода.

Отбеливатель разливают на очищенную поверхность дерева, стараются наносить его равномерным слоем. Это нужно для того, чтобы готовое изделие было одного окраса. После нанесения должно пройти некоторое время для полного впитывания раствора. Потом можно будет ещё раз повторить процедуру.

Этот процесс достаточно простой, не требующий больших финансовых затрат. После обесцвечивания дерево можно вскрыть лаком или легко выкрасить в любой другой, даже радикальный, цвет. Несложно состарить его до приобретения необходимой фактуры. Кроме того, такую древесину можно использовать для дальнейшего гнутья и склеивания.

Вощение

Очищенное, возможно, даже отбеленное дерево, неплохо демонстрирует свою текстуру. Еще больше выделить её можно при помощи процесса вощения. Материалы для него выбираются в зависимости от того, как будет использовать изделие.

Если в качестве посуды, то можно вощение проводить только теми средствами, которые экологически безопасны. Например, натуральный пчелиный воск.

Для того чтобы любой воск равномерно был нанесен на поверхность, её вначале нужно обработать пропиткой. Она создаст дополнительную защиту верхнему деревянному слою и не даст воску впитаться.

Самые простые пропитки – растительные масла. Пропитку можно наносить в несколько слоев, после полного высыхания, а также последующего ошкуривания каждого предыдущего. Далее, изделие покрывают заводской мастикой или самостоятельно сделанным восковым раствором. То и другое должно быть разогрето до определенной температуры (для разных сортов воска она своя, но в среднем 82 – 91° C.

Воск может быть разбавлен маслом (используется для пищевых изделий), скипидаром, канифолью и каким-либо красителем. Разогретый и подготовленный раствор наносится ватным диском или кисточкой сначала вдоль волокон, а при следующем нанесении поперек. Чем ровнее будет выполнено вощение, тем более красивым будет изделие.

Процесс недорогой и несложный. При соблюдении технологии даёт возможность улучшить внешний вид дерева, продлевает срок его службы. Кстати, вощение не проводится по окрашенной древесине. Там своя технология и методы работы.

Вощение дерева пчелиным воском и льняным маслом:






Покраска

Дерево можно красить для декорирования, защиты его, в том числе от вредителей. Принципы окраски в обоих случаях схожи, способы выполнения так же.

Процесс окрашивания древесины

Для внутренних и наружных работ используются разные краски и подготовительные средства. Дерево не назовешь капризным материалом.

Тем не менее его окраска требует соблюдения некоторых условий:

  • Очищенное дерево нужно пропитать антисептическим раствором.
  • Исключить контакт с ярким солнцем.
  • Выполнять покраску в сухом помещении с нормальной или пониженной влажностью.

Покраска может быть малярная (это значит, что имеющиеся трещины и выбоины в дереве нужно зашпаклевать) или чистовая (декоративная). Часто при декоративной обработке краска не используется, а применяется только масло.

Масляная покраска

Масло в качестве защитного слоя способно оставить первозданный цвет дерева, не давая ему со временем темнеть, четко выделить его структуру и защитить от разрушающего воздействия солнца, воды и воздуха.

Перед тем, как наносить масло, необходимо тщательно зашкурить поверхность наждачной бумагой, нанести антисептические средства, дать нужное время для полного их высыхания. А затем начать процесс окраски.

Для этого можно использовать:

  • специальный масляный распылитель. Нужно распылять масло равномерно, не оставляя на поверхности древесины необработанных участков;
  • густую кисточку. Ею необходимо равномерно наносить масло. Важно, чтобы не оставались волосинки от кисточки;
  • мягкую тряпочку или губку. Масло нужно разлить маленькими порциями и равномерно размазывать его по поверхности.

Перед покрытием древесины маслом, его можно смешать с небольшим количеством лака. Это придаст поверхности больше блеска. Возможен вариант, когда после масла, делается покраска.

Процесс недлительный, довольно простой и не дорогой. Однако после такой обработки древесина не является сто процентов защищенной от агрессивного воздействия окружающей среды. Не становится она и более долговечной.

Воск + краска

Этот способ очень похож на третий вариант, но краску выберем светло-оливкового цвета — и перед ее нанесением мы не будем обрабатывать волокна воском. После высыхания краски пройдемся по заготовке наждачной бумагой, освободим выступающие волокна от цвета. В результате они будут менее контрастны. Далее обрабатываем поверхности маслом цвета древесины лиственницы. Оно имеет рыжеватый оттенок, что в сочетании с краской даст интересный эффект. Смело используем наложение различных цветов и оттенков

Декоративная обработка

Это самая тщательная покраска, которая не допускает погрешностей. Выполнять работы можно такими же инструментами, что и при нанесении масла. Окрашивать изделия небольшого размера допустимо маленькой губкой, точечно нанося краску по поверхности, стараясь при этом не оставлять неокрашенных частей.

Для декорирования используются акриловые краски. Перед началом работ краску нужно хорошо перемешать. Кисточку окунать стоит не более чем на треть. После хорошей просушки поверхность стоит покрыть масляным лаком. Учитывая его густоту, нанесение выполняется непросто. Важно равномерно распределять лак, чтобы поверхность была ровной.

Цветовая гамма красок для декорирования деревянных изделий довольно разнообразна. Наносится краска легко, сохнет быстро. Для завершающего покрытия используют лаки — в основном бесцветные, хотя бывают и с оттенком. После лакирования, поверхность становится гладкой и более защищенной.

Один из способов декоративной обработки древесины — обжиг с последующим брашированием. Для подчеркивания контраста между волокнами доска обработана белым маслом:

Приспособления для художественной обработки массива

Художественная обработка дерева может быть разной. Хохломская и прочие виды росписи это конечно красиво, пропитка, тонировка и обработка мастиками тоже хорошо, но сейчас нас интересует механическое воздействие на древесину. И самым известным направлением здесь является резьба по дереву.

Естественно в идеале лучше иметь профессиональный верстак, шлифовальный, сверлильный и токарный станки, а также фрезер и циркулярную пилу. Но если вы только решили заняться резьбой по дереву, то на первых парах без всего этого арсенала вполне можно обойтись.

Для начала вам достаточно набора ручных резаков и стамесок, также не помешают пару струбцин и тиски.



Виды резцов.

  • Для обработки и зачистки фона изделия нужно приобрести порядка 6 разных стамесок с прямым лезвием 3 – 30 мм.
  • Также для подготовительных работ понадобятся 4 – 6 стамесок с отлогой режущей кромкой и не менее десятка стамесок средней величины.
  • На рисунке № 3 показаны клюкарзы. Они представляют собой стамески с длинным жалом, изогнутым непосредственно возле лезвия. Используются для барельефных работ и зачистки фона. Нужно иметь по паре прямых и косых клюкарз, с размерами лезвий 5 и 10 мм.
  • На рисунке № 2, показаны так называемые уголки. Это одни из основных режущих инструментов, они служат для вырезания разного рода линий и углублений. Угол наклона режущей кромки колеблется от 50, до70º. Размер режущего крыла такого уголка 5 – 15 мм.
  • Циразки, рисунок № 1, как и уголки считаются основным инструментом, чем такого инструмента больше, тем легче вам будет работать. Циразки представляют собой загнутую полукругом стамеску, при этом радиус изгиба может быть разным, он зависит от величины лезвия. Они нужны для резки полукруглых углублений, плавных линий и обработки края барельефа.
  • Кроме этого желательно иметь несколько скальпелей. Резак в виде циркуля, для нанесения линий правильной формы. Для обустройства небольших фигурных отверстий нужно иметь драль, причем электродрель его не заменит. Для работы с фанерой пригодится рейсмус и лобзик.



Стандартный набор резцов.

Важно: желательно чтобы весь режущий инструмент имел одинаковые удобные ручки. Профессионалы советуют делать все ручки округлыми. Длиной 100 – 130 мм и диаметром порядка 22 – 28 мм. Таким образом, рука будет постепенно адаптироваться к одной форме, и вы сможете с успехом работать разными резцами.

Видео, самодельные резцы:

Сейчас по всему миру входят в моду старинные изделия. Поэтому распространена методика искусственного состаривания поверхностей. Дабы не травить массив химией широко используется пескоструйная обработка дерева.

Массив после пескоструйной обработки.

Декоративная обработка дерева пескоструйным агрегатом выполняется просто:

  • Сильным потоком воздуха древесина или иной материал, бомбардируется песчинками.
  • Струей песка выбивается мягкий массив, оставшиеся жесткие прожилки создают эффект старой древесины.

Тонирование древесины

Сохранить текстуру дерева можно придав ему определенный оттенок. Это делается различными красками, в том числе и морилкой. Более светлые породы дерева легче поддаются тонированию также как твердые сорта.

Для того чтобы краска распределена была равномерно, нужно:

  • отшлифовать дерево;
  • смочить его;
  • снять ворс;
  • обезжирить.

Натуральная древесина смотрится лучше, чем та, которая была тонирована. Исключение покрытие морилкой.

Материал и инструмент

Что касается инструмента, то для небольшой площади подойдет ручная щетка с жесткой металлической щетиной. А для обработки большой площади, как правило, используют дрель с такой же металлической насадкой.

Браширование-древесины

Морение

Морить (окрашивать специальными красителями) древесину можно 2 способами:

Протрава — травление (глубокое морение) древесины выполняется отдельно для каждой детали до соединения их в одно целое. Может использоваться гнет. После выдерживания древесины в краске, детали подвешивают для того чтобы стекла лишняя жидкость. Всё это можно выполнить даже в домашних условиях. Нужно только обеспечить проветривание. Чаще всего используют морилку натуральных цветов или бейцы.

Окрашиванием можно имитировать ценные породы дерева. Причем нужного оттенка можно добиться, используя даже красители для ткани. Глубина цвета достигается многократным морением.

Бейцевая морилка

Протрава бейцами тонирует поверхность древесины. Эта коричневая морилка может быть:

  • на водной основе. Подходит для мелкопористой древесины;
  • восковая. Используется для протравки сосновых сортов;
  • гидрокомпанентная. Она применяется для распыления;
  • комбинированная. Одновременно водная и также на основе растворителя;
  • водно-щелочная. Используется для промасленных поверхностей.

Покрывать морилкой изделия довольно просто даже в домашних условиях, причем качество должно быть таким же, как при морении на мебельной фабрике. Цвет дерева получается равномерным, насыщенным. Процесс нетрудоемкий и недорогой.

Морение древесины в домашних условиях с использованием бейц-морилки, на примере шкатулки:

Колерованное масло

Используем тиковое колерованное масло черного цвета. Наносить его нужно кусочком ткани. Далее подождем примерно минуту — и сотрем чистой ветошью. Уже на этом этапе получаем контрастный древесный рисунок. Но останавливаться не будем. Нанесем на поверхность темно-зеленый воск. В результате появляется глубокий зеленый оттенок. Этот метод отделки древесины хорошо смотрится в интерьере. Например, у меня подобным образом отделана стена в гостиной. При разном освещении проявляются различные оттенки. Добиться нужного эффекта можно, чередуя колерованное масло и цветной воск

Лессирование

Окрашивание древесины путем нанесения на основной базовый цвет оттеночного пигмента позволяет выделить её оригинальную текстуру. Широко используется в декорировании деревянных изделий. Краски разных цветов могут наноситься многократно.

Но только после полного высыхания предыдущего слоя. Используются для этого кисточки, ткань, губки. Техника требует высокого мастерства, дорогих красок. Внешний вид изделия оригинален и нравится не всем.

Итак, самый древний строительный материал – древесину люди научились изменять до неузнаваемости и использовать в самых разных отраслях. Обработанное дерево имеет увеличенный срок эксплуатации и оригинальный внешний вид.

Читайте также: