Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды грибы и орехи

Обновлено: 05.10.2024

2. Между однородными членами, соединенными повторяющимися соединительными или разделительными союзами ( и . и. ни . ни, да . да, или . или. либо . либо, то . то, не то . не то):

3. В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью . ни дать ни взять, ни взад ни вперед и т. д.: 1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. (П.);

Примечания: 1. Вместо запятой для разделения распространённых однородных членов, особенно если внутри них уже есть запятые, может употребляться точка с запятой: Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; отдавал себя, своё поколение в жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания. (Т.)

Употребление двоеточия и тире

1. После обобщающего слова, перед однородными членами: Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (Г.)

2. Перед перечислением однородных членов и без обобщающего слова, главным образом в деловой и научной речи: Собрание постановляет:

1) работу ревизионной комиссии одобрить:

2. После однородных членов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами:

404. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление.

I. 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё. (Гонч.) 2) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза. (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве. (А. Н. Т.) 7) Щёки румяны и полны и смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно по птичьи. (Т.) 9) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 10) Её [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то от слёз. (Степ.) 11) Сейчас он работал над выращиванием быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы сосны ели. (Пауст.) 12) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (Арс.) 13) В её [тайги] безграничных дебрях суровые северяне лиственница и голубица жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархатным деревом и виноградником. (В. Аж.) 14) Другие факторы как-то ветры разность температуры днём и ночью летом и зимою морские брызги и прочее играют второстепенную роль. (Арс.) 15) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот. (Стан.) 16) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. (Стан.) 17) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. (Т.)

II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат или залу или гостиную. (Акс.) 2) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады. (Купр.) 3) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом. (Газ.) 4) Белое даже бледное лицо тёмные волосы бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы вот всё что бросилось ему в глаза и ослепило его. (Гонч.) 5) Верхние веки несколько нависали над глазами что так часто наблюдается у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. (Купр.) 6) Целые дни он тратил на разрешение обыденных но необходимых хозяйственных вопросов на проверку составляемых счетоводом отчётов и бесчисленных сводок на выслушивание бригадирских докладов на производственные совещания словом на всё то без чего немыслимо существование большого коллективного хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давыдова. (Шол.) 7) Пушкиногорье. Этот край где всё и небо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого поэта мир который делает человека духовно богаче. (Газ.)

405. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, и объясните (устно) их употребление. Подчеркните обобщающие слова.

1) Мне нравились его [Онегина] черты мечтам невольная преданность неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум. 2) Они [Онегин и Ленский] сошлись: волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой. 3) Меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло племён минувших договоры плоды наук добро и зло и предрассудки вековые и гроба тайны роковые. 4) Ей [Татьяне] рано нравились романы; они ей заменяли всё; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо. 5) Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с её холодною красою любила русскую зиму на солнце иней в день морозный и сани и зарёю поздней сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров. 6) Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и распущенные власы и капли слёз. 7) Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик то ручей остановляют поневоле Татьяну прелестью своей. 8) Прости. Чего бы ты за мной здесь ни искал в строфах небрежных воспоминаний ли мятежных отдохновенья ль от трудов живых картин иль острых слов иль грамматических ошибок дай Бог, чтоб в этой книжке ты для развлеченья для мечты для сердца для журнальных сшибок хотя крупицу мог найти. За сим расстанемся прости.

406. Спишите, заменяя повторяющийся или одиночный союз и союзом как . так и или не только . но и.

1) Наша школьная команда завоевала первенство и по шахматам, и по шашкам. 2) Новые рекорды были установлены и по прыжкам в длину, и по прыжкам в высоту. 3) Соревнования были проведены и по лёгкой атлетике, и по плаванию. 4) В лыжном кроссе участвовали и юноши, и девушки. 5) Завод достиг больших успехов и в увеличении выпуска продукции, и в снижении себестоимости.

407. Спишите, расставляя знаки препинания. Однородные члены подчеркните одной чертой, обобщающие слова — двумя, союзы между однородными членами — волнистой линией.

1) Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже но зато распространяется в толщину. (Г.) 2) На полках по углам стояли кувшины бутылки и фля..ки зелёного и синего стекла разные серебряные кубки позолоче..ые чарки всякой работы венецианской турецкой черке..кой. (Г.) 3) Всё давало ему [Тарасу] перевес перед другими и преклонные годы и опытность и умение двигать своим войском и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Г.) 4) Нагнулся старый ат..ман и стал от..скивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутн..цу на морях и на суше и в походах и дома. (Г.) 5) Приёмы и обычаи значительного лица были солидны и величестве..ы но немногосложны. (Г.) 6) Всё это шум и говор и толпа людей всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. (Г.) 7) Он не чувствовал ни рук ни ног. 8) Какой-то дымчато-голубой серебристо-мягкий не то свет не то туман обливал меня со всех сторон. (Т.) 9) Радость жизни во всём я ловлю в звёздном небе в цветах в ароматах. (Бун.) 10) Тихий сумеречный час шорох деревьев и немолчный звон воды всё это настраивало особенным образом. (Кор.) 11) В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (Акс.) 12) Оба и мать и сын так были поглощены своим занятием, что не заметили прихода Максима. (Кор.) 13) Все и офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива. (Стан.) 14) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет. (Гонч.)

408. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Укажите средства связи предложений в тексте.

Глубина пост..жения человеческой души афористичность стиля изящество и пластичность всё это относится и к прозе Ахматовой заметкам очеркам дневниковым записям сери., статей о Пушкине размышлениям о поэтах (современниках) наблюдениям над природой поэтического творчества. Всё это имеет самостоятельное значение и читает(?)ся с таким же интересом как и поэтические произведения сост..вляя с ними одно целое. И убеждаеш(?)ся за всем к чему пр..к..салась рука Ахматовой стоит её лич(?)ность исполне..ая величия женстве..ости мужества красоты. (По Л. Озерову)

409. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Прочитайте последнее предложение. Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ.

И после революци.. она не отк..залась от круга своих образов природа любовь бытие смерть культура. Но под ними в основани.. их уже находилась жизнь нашего общества и мира в целом. Личность поэта пож..лавшего рассказать всему миру о своём потр..сё..ом сердце о своей влюблё..ости обр..тает характер всеобщност.. и исторической зн..чительности если перед нами действительно поэт. Лирика большой личности всегда — рано или поз(?)но — пр..обр..тает характер всеобщности. (По Л. Озерову)

1) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.

2) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно.

3) Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды грибы и орехи.

А. 2. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Стол, кресла, стулья: все было самого тяжелого и беспокойного свойства.

2) Всюду: в верху и внизу – пели птицы.

3) В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, дудочек и брызгалок.

А. 3. Запятая на месте пропуска нужна в предложении

1) Рябина шуршала листвой по стеклам, загораживая от глаз все остальное (…) и создавая в комнате полумрак.

2) Эти мысли не давали покоя и днем и ночью (…) и преследовали меня.

3) Я то засыпаю (…) то пробуждаюсь, открываю глаза.

А. 4. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

1) Молодой казак стройный и красивый подошел ко мне.

2) Сам человек работящий он не выносил лени во всех ее видах.

3) Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом.

А. 5. Приложение необходимо обособить в предложении

1) Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.

2) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений.

3) Поручик царской армии Дибич пробирался из немецкого плена.

А. 6. Второстепенный член предложения необходимо обособить в предложении

1) Наполненные грузом и людьми тяжелые машины взбираются на высокие перевалы, спускаются в глубокие горные долины.

2) Дорога огибающая голые скалы вьется по глубокой ложбине.

3) Утомленный дневным переходом Семенов заснул скоро.

А. 7. Второстепенный член предложения необходимо обособить в предложении

1) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.

2) Он пришел особенно возбужденный и веселый.

3) Бедный гость с оборванной полою и до крови оцарапанный скоро отыскал безопасный угол.

А. 8. Второстепенный член предложения необходимо обособить в предложении

1) Мальчик бежал сломя голову.

2) Не страшась меня близко садились, громко распевали лесные маленькие птички.

3) Пошумев река успокоилась, вновь легла в берега.

А. 9. Второстепенный член предложения необходимо обособить в предложении

1) Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

2) Старик сидел опустив голову.

3) Несмотря на разницу характеров и кажущуюся суровость Артема братья крепко любили друг друга.

2) Этот разговор продолжался около часа и по-видимому произвёл на Андрея Ефимовича огромное впечатление.

5) Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы и у края земли лежали новые огромные груды облаков.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мы сдвигаем и горы и реки время сказок пришло наяву и по Волге свободной навеки корабли приплывают в Москву.

2) В саду было тихо только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и печально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

3) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало вехость и небрежение.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

2) Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали за ней за край прибрежных кувшинок.

3) В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай а под крышей этого сарая развевался маленький красный флаг.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Крупный дождь полился ручьями и один за другим удары грома начали непрерывно рокотать в пустынной степи.

3) После войны Маршак регулярно печатал лирику но чаще это бывали сравнительно большие стихотворения.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

2) Тихие и даже страшные в своём величии горы выступали резко из тумана да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Комментариев нет:

Соцсети

Группа "В КОНТАКТЕ"

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ФИ__________________________________________________________________

1) Подберите обобщающее слово к однородным членам, расставьте знаки препинания .

1._______________________груши яблоки и клубника лежали на столе.

2. В корзинке лежали _____________________ подосиновики подберёзовики лисички.

3. Улицы дома дороги ______________было покрыто снегом.

4.Диваны столы стулья вся___________________________была сделана из красного дерева.

5.Дина очень любила _____________________ конфеты мармелад печенье.

6.Пескарей карасей щуку много_______________________ я поймал сегодня!

2) Расставить знаки препинания, подчеркните однородные члены, составьте схемы предложений.

1. Малыш увидел большую чашку схватил ее и громко засмеялся.__________________________

2. На полках стояла разная посуда бутылки кувшины фляжки._______________________________

3. В лесу и на лугу пахло молодой травой._______________________________________________

4. Дни стояли пасмурные но теплые.______________________________________

5. Львенок лег на песок зажмурился и крепко заснул.____________________________________

6. Смоленск и Тула Киев и Воронеж все эти города своей великой славою горды.__________

7.Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды грибы и орехи.______________________________

7. В степи за рекой по дорогам везде было пусто.______________________________________

8. В наших лесах растут разные деревья ель сосна береза дуб осина тополь. ____________________

9. Все звери попрятались в свои жилища медведи волки лисицы.__________________________

10. Из-под снега виднелись разные предметы самовар кадка и какие-то коробочки._______________

11. Питаются галки вредными насекомыми жуками-листоедами мухами._________________________


Презентация раскрывает понятие однородных членов, правила постановки знаков препинания при однородных членах, включает задания для закрепления темы.

Описание разработки

Однородные члены

Относятся к одному и тому же члену предложения

Отвечают на один и тот же вопрос

Выполняют одинаковую синтаксическую функцию

Соединены между собой сочинительной связью (сочинительными союзами, перечислительной интонацией)

Презентация по русскому языку на тему Однородные члены предложения

Задание:

найдите в предложении однородные члены и графически их обозначьте

1) Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более властными, захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы

2) В знакомой сакле огонёк то трепетал, то гас.

3) Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи.

4) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север.

Содержимое разработки

Однородные члены предложения Русский язык 8 класс Учитель: Шашкова О.Е.

Однородные члены предложения

Учитель: Шашкова О.Е.


Задание: найдите в предложении однородные члены и графически их обозначьте 1) Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более властными, захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы 2) В знакомой сакле огонёк то трепетал, то гас. 3) Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи. 4) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север.

Задание: найдите в предложении однородные члены и графически их обозначьте 1) Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более властными, захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы 2) В знакомой сакле огонёк то трепетал, то гас. 3) Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи. 4) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север.

Между однородными членами, не соединёнными союзами, ставится запятая ЗАДАНИЕ: расставить знаки препинания в предложениях. 1)Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом. 2)Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады сыроватое дыхание молодой травы шум недавно распустившихся листьев. 3)Большой город притягивал своей мощью жизненностью суетой непрерывных человеческих потоков грохотом трамваев.

Между однородными членами, не соединёнными союзами, ставится запятая

ЗАДАНИЕ: расставить знаки препинания в предложениях.

1)Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом.

2)Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады сыроватое дыхание молодой травы шум недавно распустившихся листьев.

3)Большой город притягивал своей мощью жизненностью суетой непрерывных человеческих потоков грохотом трамваев.

Однородные и неоднородные определения Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно поставить союз и Н-р: …мелькали синие, красные рубахи… Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и Н-р: первый золотистый луч…

Однородные и неоднородные определения

  • Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно поставить союз и

Н-р: …мелькали синие, красные рубахи…

  • Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и

Н-р: первый золотистый луч…

Задание: найдите в предложениях однородные и неоднородные определения, расставьте пропущенные знаки препинания

Задание: найдите в предложениях однородные и неоднородные определения, расставьте пропущенные знаки препинания

Знаки препинания между однородными членами, связанными сочинительными союзами

Знаки препинания между однородными членами, связанными сочинительными союзами

Задание: расставить знаки препинания между однородными членами предложения

Задание: расставить знаки препинания между однородными членами предложения

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но ими не заканчивается предложение, то перед однородными членами ставится двоеточие , а после них – тире.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

  • Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие
  • Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но ими не заканчивается предложение, то перед однородными членами ставится двоеточие , а после них – тире.

Задание: расставить знаки препинания в предложениях

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


-80%

Читайте также: