Детский сад описание деятельности

Обновлено: 05.10.2024

Что такое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ)

Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.

ДОУ имеет большое значение в образовании, поскольку отвечает за формирование у детей определенных навыков, за их социализацию. Также ДОУ позволяет родителям снять с себя часть обязанностей по воспитанию ребенка и уделить внимание работе и карьере.

В России большинство из них являются государственными или муниципальными, что делает их доступными для большинства населения. Однако с каждым годом возрастает количество частных детских садов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Виды ДОУ

Деятельность и основные задачи

Задачи ДОУ определяют характер его деятельности. Можно перечислить следующие функции:

  1. Забота о физическом и психическом здоровье детей, охрана жизни, ответственность за нее в течение нахождения ребенка в ДОУ, проведение необходимой работы по устранению и предотвращению различных изъянов в развитии ребенка.
  2. Обеспечение достаточных условий для развития детей по следующим направлениям: речь, социализация, эстетика и физическая культура.
  3. Организация воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей и потребностей детей.
  4. Формирование определенных личностных качеств, например, стремление соблюдать права окружающих людей, патриотизм, беспокойство о природе и так далее.
  5. Коммуникация с семьями дошкольников, оказание родителям необходимой методической и консультативной помощи по обучению, воспитанию и развития их детей.

Как организован образовательный процесс

ДОУ занимает начальное место в иерархии образовательных учреждений.

Группы в ДОУ организованы в соответствии с возрастом детей:

  • 1,5-2 года — посещение ясельной группы;
  • 2-3 года — первая младшая;
  • 3-4 года — вторая младшая;
  • 4-5 лет — средняя;
  • 5-6 лет — старшая;
  • 6-7 лет — занятия по подготовке к школе.

Образовательный процесс — это взаимодействие воспитателя и воспитанника, имеющее собственную специфику и особенные цели.

Образовательный процесс в ДОУ строится на определенных принципах:

  1. Принцип целостности развития ребенка — единство всех сторон воспитания.
  2. Принцип систематичности и непрерывности воспитания — оно должно осуществляться в течение всего дня, что ребенок находится в учреждении, информация обязана быть непротиворечивой.
  3. Принцип учета возрастных возможностей детей — составлять программу следует исходя из возрастных, физических, психологических особенностей детей, необходимо насыщать образовательную программу такими занятиями, которые лучше всего подходят детям дошкольного возраста — спортивной нагрузкой, развивающими играми (в особенности групповыми), рисованием, лепкой и всем тем, что способствует развитию мелкой моторики.
  4. Принцип постоянного прогрессирования — постепенное усложнение задач, которое ведет не только к развитию возможностей, навыков и умений малыша, но и к осознанию этого процесса. Следование данному принципу закладывает основы для адекватной самооценки и соответствующего успеха ребенка.
  5. Принцип эмоционально-психологического комфорта ребенка.
  6. Принцип гуманизации — отражает взаимосвязь между образовательным процессом и потребностями, как общества, так и отдельной личности.

Нормативно-правовая база в деятельности ДОУ

Нормативно-правовая база дошкольного образования — это документы международного, федерального, регионального уровня, а также уровня ДОУ.

Документы международного уровня:

  1. Декларация прав ребенка (1959 г.).
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

Документы федерального уровня:

Региональные документы варьируются в зависимости от субъекта (область, край, республика и так далее).

7. Состояние здоровья воспитанников. Меры по охране и укреплению здоровья воспитанников.

8. Организация питания детей.

9. Условия осуществления воспитательно-образовательного процесса.

10. Результаты воспитательно-образовательной деятельности.

1. Общая характеристика образовательного учреждения.

29 июня 2009 года учреждению присвоен статус: Дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида 2 категории (свидетельство о государственной аккредитации №АА 136077 от 11.06.2004 года).

На территории дошкольного учреждения находятся детские площадки, спортивная площадка. Территория озеленена насаждениями по всему периметру. Имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники. Вблизи детского сада расположены : Детские сады №20, 12, средняя общеобразовательная школа №1,№5. Детский сад работает в режиме 12-ти часовой рабочей недели-5 дней.

Педагогический коллектив-16 человек. Из них:

Высшее образование имеют- 5 человек (33,3%)

Среднее педагогическое- 9 человек (51,4%)

Среднее не педагогическое- 2 человека (15,3%)

Целью работы Учреждения является: всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.

Основными задачами Учреждения являются:

• Охрана жизни и укрепление здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• Создание максимальных условий, обеспечивающих интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей;

• Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

• Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

• Взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка.

В детском саду бережно сохраняют и развивают лучшие традиции воспитания здорового поколения, постоянно идет поиск новых технологий с детьми дошкольного возраста.

2. Комплектирование групп.

В 2015-2016 учебном году в детском саду работает 6 групп, в которых воспитываются 139 детей в возрасте от 1,6 до 7-ми лет. Из них:

Группы Возраст Количество групп Количество детей

Первая младшая 1,6 - 3 1 22

Вторая младшая 3-4 1 23

Средняя группа 4-5 2 23, 24

Старшая группа 5-6 1 23

Подготовительная группа 6 -7 1 24

Детский сад работает в режиме 12-ти часовой рабочей недели-5 дней.

Социальный статус семей воспитанников на 2015-2016 г.

Социальный статус семьи Количество семей

Полная семья 128

Неполная семья 11

Многодетные семьи 10

Безопасность воспитанников учреждения

. Детский сад оборудован специальными системами безопасности:

Специальной автоматической системой пожарной сигнализации;

Заместителем заведующего по безопасности Соколовой В. П. ежедневно осуществляется контроль за безопасность воспитанников.

Наблюдательный Совет способствует привлечению внебюджетных средств, направляемых на развитие дошкольного учреждения и укрепления его материально-технической базы.

Совет педагогов рассматривает основные вопросы образовательного процесса и определяет направление образовательной деятельности учреждения, разрабатывает программу Развития детского сада. Учредителем детского сада является Управление образования Администрации Дмитровского муниципального района Московской области, которое осуществляет контроль за деятельностью дошкольного учреждения.

4. Условия организации образовательного процесса

Результативность работы учреждения во многом зависит от создания необходимых для работы с детьми условий. В нашем детском саду созданы хорошие условия для эффективной работы всех участников педагогического процесса. Обеспечены оптимальные условия для качественного проведения воспитательно - образовательного процесса с детьми всех групп, реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральных государственных требований. В интересах детей используются все помещения дошкольного учреждения.

5. Кадровое обеспечение

Детский сад укомплектован кадрами согласно штатному расписанию – 34 работника. Из них пеагогов-16.

Высшее педагогическое образование –4 человека 25%

Высшее специальное образование -3 человека -18,7%

Среднее педагогическое образование – 7 человек -43,7%

Среднее специальное образование- 2 человека-12,6%

Все педагоги работают на штатной основе. Распределение педагогов по квалификационным категориям:

Не имеют категории – 46,7%

За активную и плодотворную работу коллектив детского сада неоднократно награждался Благодарственными письмами, грамотами, дипломами Управления образования Администрации Дмитровского муниципального района и благодарственными письмами Главы Дмитровского муниципального района.

6. Медицинское обслуживание

Медицинское обслуживание воспитанников и лечебно-оздоровительная работа осуществляется старшей медицинской сестрой, врачами Дмитровский детской поликлиникой. На постоянной основе осуществляется плановая диспансеризация, практические прививки, регулярный контроль за состоянием здоровья воспитанников. Детский сад оснащен типовой пищеблок, имеющим необходимое современное оборудование, которое исправлено и находится в рабочем состоянии.

В детском саду организовано 4-х разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Основной источник финансирования – бюджет Дмитровского муниципального района.

При составлении меню медсестра руководствуется разработанным и утвержденным 10 дневным меню. Важным условием организации питания является строгое соблюдение санитарно - гигиенических и культурно-гигиенических норм и правил, сервировка стола и, конечно, хорошей эмоциональный настрой.

7. Состояние здоровья воспитанников.

В целях своевременного выявления отклонения в здоровье воспитанников в детском саду проводится мониторинг состояния здоровья детей, анализ посещаемости и заболеваемости.

Исследование состояния здоровья воспитанников является прерогативой медицинских работников, которые определяют группу физического развития на основе антропометрических данных и групп на основе анамнеза и обследования детей декретированного возраста врачами –специалистами.

Характеристика воспитанников по группам здоровья на 2015-2016 г.

Группа здоровья 1 2 3 4

Количество детей 60 детей 69 детей 7 детей 1 ребенок

Понимая актуальность задач сохранения и укрепления здоровья детей, приоритетными направлениями своей работы считаем:

• физкультурно-оздоровительное, так как оно является основой здоровья и одной из главных составляющих целостного и разностороннего развития личности;

• физическое воспитание дошкольников, охрана и укрепление здоровья детей.

В решении этого вопроса принимает участие весь персонал детского сада.

Каждый год ставятся задачи по оздоровлению детей, воспитанию у них потребности заботиться о своем здоровье.

Годовая задача Срок выполнения, учебный год

Объединение усилий ДОУ и семьи по организации оптимальной двигательной активности, как важного условия развития основных движений и физических качеств ребёнка дошкольника, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. 2013-2014

Развитие у детей потребности в ежедневной двигательной активности и способности ее регулировать Формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств: быстрота, сила, ловкость, выносливость. Формирование и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. Расширение работы по оздоровлению детей через разнообразные формы закаливания. 2014-2015

Продолжать совершенствовать методы и приемы охраны и укрепления здоровья, воспитывать интерес к различным видам двигательной деятельности, улучшая физическую и умственную работоспособность, повышая сопротивляемость и защитные свойства организма. 2015-2016

При использовании спортивно-игрового оборудования на занятиях создаются различные условия для выполнения физкультурных упражнений, благодаря чему дети приучаются проявлять находчивость, решительность, смелость, самостоятельность. Участие в спортивных и подвижных играх (элементы баскетбола, волейбола, ходьба на лыжах) способствует формированию у детей двигательной активности. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально - дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья, половые особенности. Систематически проводятся:

Закаливание (воздушные и водные процедуры, хождение босиком)

Подвижные игры на прогулке

Физкультминутки на занятиях

Пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта нашла своё отражение в работе с родительской общественностью. Проведение родительских собраний, вовлечение родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада. Стало традицией проведение в дошкольном учреждении спортивных праздников и соревнований, досугов, спартакиад и т. п.

8. Организация питания детей.

Обязательным условием нормального роста организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания. В детском саду осуществляется действенные меры по обеспечению воспитанников качественным питанием. Снабжение нашего учреждения продуктами питания централизованно.

Ежедневно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов, витаминизированые продукты. В рационе присутствуют свежие фрукты и овощи, соки, кисломолочные продукты.

Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.

В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологиям обработке продуктов, правил личной гигиены. Результатом является отсутствие зафиксированных случаев отравления и заболеваний детей.

В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благополучной и эмоциональной окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены посудой, удобными столами, предметами, необходимыми для эстетичного оформления стола и сервировки. Воспитатели учат детей красиво и правильно сервировать стол, красиво и правильно кушать.

9. Условия осуществления воспитательно - образовательного процесса.

Чтение художественной литературы

Педагогический коллектив строит свою образовательную деятельность с учетом федеральных государственных требований.

10. Результаты воспитательно-образовательной деятельности.

По результатам воспитательно-образовательной деятельности детский сад является стабильно-работающим дошкольным образовательным учреждением, подтверждением этого являются данные систематического анализа выполнения воспитанниками основных разделов программы:

Анализ выполнения Программы воспитания и обучения (в %)

Образовательная область 2015 год 2016 год

Коммуникация 83,3 81,6

Социализация 84,4 84,5

Безопасность 82 82,5

Познание 88,5 86

Художественное творчество 82 82,5

Чтение художественной литературы 86 85,3

Физическая культура 87,3 86,5

Коллектив детского сада активно участвует в профсоюзной жизни района – в 2015 году заняли второе место в Спартакиаде работников образования.

1. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Реализация здоровьесберегающих технологий, профилактических и оздоровительных мероприятий в воспитательно-образовательном процессе.

3. Укрепление материально-технологической базы: оборудование игровых площадок, приобретение игрового оборудования в группы.

Материально-техническая база учреждения, оснащение детского сада педагогическими, методическими пособиями и материалами дает возможность организовать жизнь детей так, чтобы каждому ребенку было комфортно и уютно, чтобы дети каждый день с удовольствием шли в наше учреждение.

Метод экологических проектов в образовательной деятельности детского сада Проект – это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным.

Уголок изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада

Уголок изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Детки первой младшей группы уже могут самостоятельно держать.

Дети играются в песке

Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.

Дети стоят на пешеходном переходе со знаками ПДД в руках

Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия

Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ

Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь.
Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию.

  • исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах, певческая деятельность;
  • творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.
  • чтение;
  • заучивание наизусть;
  • обсуждение, рассуждение;
  • беседа.
  • гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
  • игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
  • пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
  • ритмопластика;
  • катание на санках, лыжах, самокатах и пр.

Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.

Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам

В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом.

Образовательный процесс.

ДОУ осуществляет специализированную (коррекционную) помощь детям с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с задержкой психического развития. Работу в данном направлении проводят:
учителя-логопеды - осуществление коррекционной работы по исправлению недостатков речи детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
учителя-дефектологи - осуществление коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, сенсомоторное развитие;
педагог-психолог - коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере;
инструктор по физической культуре - полноценное и эффективное осуществление физкультурной оздоровительной работы; музыкальные руководители - осуществление работы по музыкально-эстетическому развитию, воспитатели по обучению детей татарскому языку – работа по НРК.
В 2010-2011 уч. году, в рамках оказания дополнительных платных услуг проводилось следующее:
"Читай-ка" - обучение чтению по методике Зайцева.
"Ритмопластика" - развитие двигательных способностей, музыкально-ритмических движений.
"Логоритмика" - составляющая часть единой технологии по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением речи: направлена на преодолении речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
"От А до Я", "АБВГДЙ-ка","Капелька" – подготовка детей с к школе.
"Сенсорика" - сенсорное развитие дошкольников.
Дополнительными платными услугами 2010-2011уч. году было охвачено в среднем 78%, что в сравнении с прошлым учебным годом составило уменьшение посещение детьми дополнительных услуг на 6%.

Условия осуществления образовательного процесса.
В ДОУ созданы благоприятные условия для физического, музыкального, эстетического, экологического, интеллектуального и творческого развития личности ребенка:
- методический кабинет, который является информационно-аналитическим центром детского сада,
- кабинет педагога-психолога - обеспечение полноценного психического развития ребенка; коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере,
- кабинет по обучению детей татарскому языку и минимузей - решение задач национального регионального компонента,
- кабинет экологии - развитие воспитательного и развивающего потенциала природоведческих знаний; социализация личности ребёнка посредством формирования экологического сознания и культуры,
- музыкальный зал - полноценное и эффективное осуществление работы по музыкально-эстетическому направлению,
- физкультурный зал - полноценное и эффективное осуществление физкультурно- оздоровительной работы.
Для коррекции детей с недоразвитием речи и с задержкой психического развития в ДОУ имеются
- 3 кабинета учителей-логопедов - осуществление коррекционной работы по исправлению недостатков речи,
- кабинет учителя-дефектолога - осуществление коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития,
- сенсорная комната- осуществление работы по сенсомоторному развитию детей,
Для организации профилактической и оздоровительной работы в ДОУ функционирует медицинский блок: кабинеты старшей медицинской сестры, процедурный, изолятор, массажный и кабинет оздоровления, которые оснащены достаточным количеством медицинского оборудования и инвентаря.
На территории ДОУ
- в наличии имеются 12 прогулочных площадок, оборудованных в соответствии с СанПиН,
- оборудованная спортивная площадка;
- созданы оптимальные условия для экологического воспитания детей: цветочные клумбы, альпийские горки, огород, сад, уголок леса, луга, поля, ягодник, экологическая тропа (и за территорией ДОУ) где дети совместно с педагогами и родителями осуществляют эколого-трудовую деятельность в течение всего года.
Предметно-развивающая среда групп соответствует требованиям к среде развития ребёнка и заявленной образовательной программе. Структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческим видом продуктивной деятельности.

На одного взрослого сотрудника приходится 3 воспитанника,
на одного педагога приходится 6 воспитанников.

Читайте также: