Девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой

Обновлено: 04.07.2024

6. Сказка и обряд

Но так же, как нельзя сравнивать сказку с каким-то социальным строем вообще, ее нельзя сравнивать с религией вообще, а нужно сравнивать ее с конкретными проявлениями этой религии. Энгельс устанавливает, что религия есть отражение сил природы и общественных сил. Отражение это может быть двояким: оно может быть познавательным и выливаться в догматах или учениях, оно манифестируется в способах объяснения мира или оно может быть волевым и выливаться в актах или действиях, имеющих целью воздействовать на природу и подчинить ее себе. Такие действия мы будем называть обрядами и обычаями.

Обряд и обычай — не то же самое. Так, если людей хоронят через сожжение, то это обычай, а не обряд. Но обычай обставляется обрядами, и разделять их — методически неправильно.

Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое генетическое объяснение. Так, например, в сказке рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой (Аф. 100). Такой обычай или обряд действительно имелся. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались (Пропп 1934). Если бы нам удалось показать, какие мотивы восходят к подобным обрядам, то происхождение этих мотивов до известной степени уже было бы объяснено. Нужно систематически изучить эту связь сказки с обрядами.

Такое сопоставление может оказаться гораздо труднее, чем это кажется на первый взгляд. Сказка — не хроника. Между сказкой и обрядом имеются различные формы отношений, различные формы связи, и эти формы должны быть кратко рассмотрены.

7. Прямое соответствие между сказкой и обрядом

Самый простой случай — это полное сов падение обряда и обычая со сказкой. Этот случай встречается редко. Так, в сказке закапывают кости, и в исторической действительности это тоже именно так и делали. Или: в сказке рассказывается, что царских детей запирают в подземелье, держат их в темноте, подают им пишу так, чтобы этого никто не видел, и в исторической действительности это тоже именно так и делалось. Нахождение этих параллелей чрезвычайно важно для фольклориста. Эти соответствия необходимо разработать, и тогда часто может оказаться, что данный мотив восходит к тому или иному обряду или обычаю, и генезис его может быть объяснен.

В древние времена, когда сказка только зародилась ( а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами ) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд посвящения во взрослые. Сказка была очень серьезным делом

Сказки бывают разные. Самые древние – сказки о животных. Когда –то люди верили , что каждый род произошел от определенного животного. Такое животное называлось тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать. Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь

Однако постепенно человек освобождался от страха , и на смену ему приходил смех. Животные наделялись постоянными качествами. Какими? Попробуйте вспомнить. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень

Иногда только из сказки ученые и могут почерпнуть знания о каком-либо обряде, бытовавшем в древности


2.
Разг.
Выдумка, небылица.
— Вы намекаете на преступление, совершенное будто бы братом. — Я еще до вас слышала об этой глупой сказке.
Достоевский, Преступление и наказание.
— Мой отец, Булавин, ваш враг, он и мой враг… Он хотел меня казнить, я убежала из Самары… — — Гражданка, как же вам верить, вы же сказки рассказываете.
А. Н. Толстой, Хмурое утро.

Название различных документов делопроизводства учреждений России в 17—18 вв. (записей устных показаний свидетелей, отчетов о событиях, происшествиях и т. д.).
[Исправник] стал читать нараспев. — Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей.
Пушкин, Дубровский. || (
обычно со словом
„ревизская“). Именной список населения России 18 — первой половины 19 вв., составлявшийся во время ревизий, переписей населения и т. д.
Ревизские души, окончившие жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми.
Гоголь, Мертвые души.
Да [Петр Евстратьич] и не Евстрата сын —; он ведь только по сказкам числился Евстратовым сыном.
Л. Толстой, Идиллия.


Бабьи сказкисм.
бабий.
Сказка про белого бычка
— бесконечное повторение одного и того же, рассказ о том же самом.
Ни в сказке сказать, ни пером описать
(
народно-поэт.
) — о высшей степени какого-л. качества, свойства.
Стать (
или
сделаться) сказкойчего
— стать предметом общих разговоров.

Сказки и миф

Чем же сказка отличалась от мифа? Ведь сюжеты сказок и мифов часто очень похожи Вспомните миф о Геракле и яблоках Гесперид и сказку о молодильных яблочках. Но в мифе речь идет о божестве, которому поклоняются, а в сказке герой – обычный человек, совершающий работу

Рекомендации по прочтению сказок

Умение читать сказки — это тоже искусство. Чтобы был эффект от прочтения сказки родителями полезно учесть несколько моментов.

Взрослые часто забывают о том, что были маленькими детьми и как с нетерпением ждали повествования очередной сказки. Поэтому не жалейте своего времени и чаще отправляйтесь с вашим ребенком в это увлекательное путешествие. Там вас ждет мир радости, любви, спокойствия, смелости и много такого, чего порой недостает в нашей жизни. И возможно вы вместе сможете пригласить это в свою реальность.

Что такое сказка. Понятие жанра

В языках многих народов это слово связано со словом говорить, сказывать, баять. По-ангийски . tale, болг. приказка, польск. bajka, белор. и укр. казка, байка, у русских до XVIIв. баснь, байка) Сказка — это рассказанная по определенным правилам история. Только заведомо вымышленная!

У каждого произведения ( и у сказки, и у загадки, и у былины) есть свои жанровые особенности, поэтому мы можем говорить о каждой группе сходных произведений как о произведениях разных жанров

Понятие жанра характерно не только для литературы. Мы встречаем такое подразделение и в музыке, и в живописи, и в других видах искусства

По каким же правилам рассказываются сказки?

Сказки подразделяются на несколько групп, для каждой из которых характерны сои действующие лица и свой сюжет. Сюжет — развитие действия, ход событий

Фольклор и литература

Как правило, дети знают множество разнообразных сказок, но мало кто догадывается, что все они относятся к одной из двух групп. Первая включает в себя фольклорные сказки. Особенность таких произведений в том, что они создаются с течением времени, путем пересказа вымышленной истории одного человека к другому. Это устное творчество, хотя оно и может быть записано.

Второй вид данного жанра – это литературная сказка. Она, как и фольклорная, относится к эпическим произведениям. Она также опирается на народное творчество, однако имеет конкретного автора. Такие истории не были распространены до непосредственной публикации, и у них нет вариативности сюжета.

Литературный вид может подражать фольклорному в своём стиле написания, а также может являться дидактическим произведением, основанным на народном сюжете. В общем, можно сказать, что фольклорная сказка – это предшественник литературной.

сказка

Зачем они нужны

Сегодня народная сказка — это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир. Такие рассказы помогают развить в сознании ребенка моральные ценности, дают ему понять, что такое доброта и какие поступки считаются плохими.

Кроме того, читая вместе с родителем, малыш тренирует речевые навыки, и подобное времяпрепровождение представителей двух поколений делает их еще ближе друг к другу. Но даже в том случае, когда ребенок не умеет говорить, картинки помогают ему проявлять эмоции при виде уже знакомого Колобка, курочки Рябы или жителей теремка. А сказочные истории, изложенные доступным языком, способствуют развитию внутреннего мира, ведь для маленьких детей это очень важно.

Кроме того, на поступках главных героев дошколята учатся смекалке и находчивости, что пригодится им во взрослой жизни, когда они сами будут сталкиваться с трудностями. Народная сказка — это настоящий помощник в развитии творческой личности. Но кроме этого у малыша формируется человечность и сочувствие к другим людям и животным.

Наследие других народов

Традиционные особенности фольклорных сказок

Данные литературные произведения формировались по-разному. Они могли основываться на преданиях народа, происходить из мифов и легенд, а также придумываться самостоятельно. Однако, большинство подобных рассказов имеют схожие черты.

Поскольку фольклорные сказки создавались преимущественно народом, в них часто встречаются схожие персонажи и сюжетные ходы. В зависимости от количества сходств, отдельная сказка может восприниматься как вариация какой-то другой.

Марафон “Писатель во мне” стартовал. В субботу и воскресенье мы работали “вживую”, в скайпе. Разобрались с писательскими страхами, идеями и приступили к работе над сказками. И чтобы не выпасть из сказочной “обоймы”, эту публикацию посвящаю сказке как жанру литературы.

Из истории сказки

Некоторые исследователи жанра считают, что территория возникновения первых сказок – древняя Индия и страны Востока. В древних историях в фантастических образах рассказывалось о путешествиях и жизни в других землях, которые представлялись таинственными, повествовалось о смелых, отважных людях. Сказка помогала понять сущность добра и зла, разделить их, она же обрисовывающая характерные черты и историю наций, явления природы.

skazki

На Руси сказка появилась тоже очень давно и была серьезным явлением. Исследователь жанра Владимир Яковлевич Пропп в труде “Исторические корни волшебной сказки” предложил теорию о том, что истоки русской сказки следует искать в первобытном обществе. Волшебные истории были связаны с реальными обрядами инициации, которые сопровождали человека, когда он вступал в пору зрелости. Человек должен был пройти серьезные и даже опасные испытания, после чего или погибал, или вынужден был возмужать.

Со временем люди перестали понимать смысл некоторых обрядов или они вовсе забылись. А истории сохранились в виде сказок – настоящего кладезя полезных знаний.

Были периоды, когда сказку пытались предать забвению, изгнать из жизни. Но она выживала, тихонько передаваемая из уст в уста, от поколения к поколению.

О жанре сказки

В языках многих народов слово “сказка” связано со словами “говорить”, “сказывать”, “баять”: болгарская “приказка”, польская “bajka”, белоруская “казка”, у русских до 17 века – “баснь”, “байка”).

Сказка – это рассказанная по определенным правилам, заведомо вымышленная история.

Жанры помогают собрать в группы сходные литературные произведения. Как любое другое произведение, сказка обладает определенными жанровыми особенностями.

Главной особенностью сказки является ее занимательный сюжет, в реальность которого не верит ни рассказчик, ни слушатель. Сплошные “небылицы”!

Существует два типа сказки:

1. Фольклорная сказка. Относится к эпическому жанру устного и письменного народного творчества. Истории о вымышленных событиях, которые есть в фольклоре разных стран, созданы и отшлифованы народом и конкретного автора не имеют.

2. Литературная сказка. Тоже относится к эпическому жанру. В отличие от фольклорной (народной) сказки у литературной есть автор, а ее текст не бытовал в устной форме ранее. Литературная сказка может подражать фольклорной, может быть иметь самостоятельный сюжет.

Жанровые особенности сказок:

Сказки волшебные и не только…

Сказки подразделяются на 3 группы, с характерными для каждой действующими лицами и сюжетами.

marafon_skazok

Сказки о животных. Это самые древние из сказок. Сюжет их обычно прост, часто состоит из одного эпизода. Создаются удивительные ситуации: звери встречаются друг с другом или с человеком и разговаривают.

В древности люди верили, что каждый род произошел от какого-то животного – тотема. Человек почитал и боялся тотемных животных. Но со временем освободился от страха, а тотемные животные стали героями сказок, и каждое наделялось своими качествами. Так, Лиса всегда хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, осел – глупый. Животные наделялись человеческими признаками и качествами.

До сих пор в сказках животные действуют странно, но эти странности не удивляют – не только потому, что сказка. За образами зверей читатель интуитивно угадывает скрытый смысл: так, поведение людей бывает иногда нелогичным, странным, вредным или глупым. Через сказки высмеиваются разные людские пороки.

Волшебные сказки. Нередко начинаются словами: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею…” Уже зачин настраивает на необычный лад, увлекательное повествование. В таких сказках действуют необыкновенные герои, чудесные существа, обладающие невероятной силой или чудодейственными предметами и средствами. А главным героем может быть простой человек (крестьянский сын, солдан, бедная девушка).

В основе сказки – преодоление трудностей, чтобы что-то найти, приобрести с помощью чудодейственных средств или волшебных помощников. Как минимум, участвуют 2 поколения, старшее часто отлучается (или умирает) или представитель младшего отправляется из дому. Затем происходит много событий, в которых герой или героиня преодолевают трудности, побеждают – и потом женятся, живут “долго и счастлимво”.

Бытовые сказки. Такие сказки появились позже других. Персонажи их взяты из жизни, ими становятся люди, которые наделены определенными, не меняющимися чертами: поп – жадный, солдат – храбрый, пан – богатый и жестокий… Такие сказки высмеивают богатых, жадных, злых, корыстолюбивых людей. Сказочное в них то, что герои оказываются в необычных ситуациях (пан и крестьянин – на острове) или каким-то неожиданным способом решаются проблемы (от ворованного – вор худеет).

Таким образом, сказки – будь то о животных, бытовые или волшебные, всегда построены на вымысле, на небылицах, которых в реальности не может быть. Этим их главное отличие от других жанров.

Отчет по писательскому марафону

Итого: 30 480 слов. Норма перевыполнена и приближается к заветным 44 100 словам, которые должны быть написаны к концу марафона.

Беспокоит меня вот что: во-первых, в основном, пишу наброски, дневники – не хватает то времени, то энергии, чтобы обмозговать и написать готовое произведение; во-вторых, когда это я сяду и наберу в компьютер написанное от руки.

Но так же, как нельзя сравнивать сказку с каким-то социальным строем вообще, ее нельзя сравнивать с религией вообще, а нужно сравнивать ее с конкретными проявлениями этой религии. Энгельс устанавливает, что религия есть отражение сил природы и общественных сил. Отражение это может быть двояким: оно может быть познавательным и выливаться в догматах или учениях, оно манифестируется в способах объяснения мира или оно может быть волевым и выливаться в актах или действиях, имеющих целью воздействовать на природу и подчинить ее себе. Такие действия мы будем называть обрядами и обычаями.

Обряд и обычай -- не то же самое. Так, если людей хоронят через сожжение, то это обычай, а не обряд. Но обычай обставляется обрядами, и разделять их -- методически неправильно.

Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое генетическое объяснение. Так, например, в сказке рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой (Аф. 100). Такой обычай или обряд действительно имелся. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались (Пропп 1934). Если бы нам удалось показать, какие мотивы восходят к подобным обрядам, то происхождение этих мотивов до известной степени уже было бы объяснено. Нужно систематически изучить эту связь сказки с обрядами.

Такое сопоставление может оказаться гораздо труднее, чем это кажется на первый взгляд. Сказка -- не хроника. Между сказкой и обрядом имеются различные формы отношений, различные формы связи, и эти формы должны быть кратко рассмотрены.

Читайте также: