Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Обновлено: 04.10.2024

Содержание

1. Содержание программы 2
2. Подбор растений уголка природы 4
3. Методика ознакомления с комнатными растениями во всех возрастных группах 8
Тематика занятий 9
II младшая группа 9
Средняя группа 10
Старшая группа 10
Подготовительная группа 12
Перечень экологических игр и упражнений 13
II младшая группа 13
Средняя группа 14
Старшая группа 14
Подготовительная группа 15
Труд в уголке природы 15
II младшая группа 15
Средняя группа 15
Старшая группа 15
Подготовительная группа 16
Литературный материал 17
Стихотворения 17
Загадки о комнатных растениях 1
4. Диагностика знаний о растениях уголка природы и уровень сформированности навыков по уходу за растениями у детей подготовительной группы 0
Литература 5

Работа содержит 1 файл

К_р_экология.docx

И хвостов, и хвостиков!

Какое красивое имя – бегония! Как будто все время куда-то бежит…

Живет на окошке красавица скромная

И убегать никуда не спешит!

Ну-ка, фикус, похвались –

Вот какой огромный лист!

Сделан будто бы из кожи.

Фикус, мы тебе поможем:

Каждый толстенький твой лист

Зеленей ты становись,

А ростом – с воспитателя!

Белый цвет и фиолетовый,

Розовый и голубой.

Как, фиалка, разодетый ты!

Мы любуемся тобой.

Вот мы – дружная семейка!

Нас запомни поскорей-ка!

Ну а если вспомнишь быстро

Будет знать вся улица,

Что ты знаток и умница! Г. Ракова

Родилась в горах высоких,

Любит на камнях расти,

Но решили ее люди

В дом однажды принести.

Но усатенький цветок.

Весь в серебряных прожилках

Каждый махонький листок.

Алоэ – полезный, целебный цветок,

Но он никогда не цветет, мой дружок.

Из длинных, наполненных соком листочков

Колючки незлые торчат уголочком.

В огромном ведре куст зеленый растет,

Цветами чудесными ярко цветет.

Ветвистым, что дерево, куст вырастает.

Китайскою розой его называют.

Дерево жизни зовут Каланхоэ.

Это целебный цветок, как алоэ.

На цветоносе цветочки-букеты

Разного-разного могут быть цвета.

Вот нежно-розовый, темно-бордовый,

Вот фиолетовый, бледно-лиловый,

Вот голубой, а вот белый и синий.

Ах, до чего ж Каланхоэ красивый!

Что за чудная картина –

Аспарагус на витрине.

Весь ажурный, весь изящный,

Словно лес весной, прозрачный.

Ветки-ниточки в горшочке

А на веточках – листочки,

Да какие! Приглядись. Л. Пилипенко

Загадки о комнатных растениях

Без рук, без ног, но двигается.

Дышит, но не говорит,

Питается, а рта нет. (растение)

Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку

В белую оборочку,

Не крючком плетеную —

Живую и зеленую. (Традесканция)

Лист с горбочком-желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)

Блузка, как рябина.

Юбочка лиловая, лента васильковая.

Ножки, как точеные,

Туфли золоченые. (Фуксия)

Стоит мокрый Ванек

В кудрях красный огонек. (Бальзамин)

В землю врос. (Сансевьера)

Не подушка для иголок,

Не ежик, и не елка,

Но не даст себя в обиду,

Потому что весь в иголках. (Кактус)

Диагностика знаний о растениях уголка природы и уровень сформированности навыков по уходу за растениями у детей подготовительной группы

Изучив теоретическую и методическую литературу и опираясь на принципы контроля и анализа работы с дошкольниками мною была проведена диагностика знаний о растениях уголка природы и уровень сформированности навыков по уходу за растениями у детей подготовительной группы

Перед диагностикой были поставлены следующие задачи:

  • определить уровень знаний детей подготовительной группы о комнатных растениях и уходе за ними;
  • разработать комплекс мероприятий по повышению уровня знаний детей подготовительной группы о комнатных растениях;
  • провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.

Диагностика проходила в три этапа:

1) определение знаний о растениях уголка природы;

2) определение уровня сформированности навыков по уходу за растениями;

Целью первого этапа являлось определение уровня знаний о растениях дошкольников подготовительной группы.

Уровень сформированности знаний о комнатных растениях определялся по следующим критериям:

1) знания названий комнатных растений;

2) знания о росте и размножении комнатных растений;

3) знания о сезонных изменениях в жизни комнатных;

4) навыки ухода за комнатными растениями.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о комнатных растений:

Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению.

  1. Педагог предлагает ребенку пять комнатных растений и просит назвать и показать их.
  2. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
  3. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
  4. Для чего людям нужны комнатные растения?
  5. Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
  6. Какие из растений требуют частого полива?
  7. Какие из растений любят свет и тепло?
  8. Какие из растений красиво цветут, а какие не цветут вовсе ?
  9. Покажи, как правильно поливать растения.
  10. Покажи, как нужно рыхлить растения.

Оценка результатов деятельности

Ребенок самостоятельно называет все предложенные комнатные растения; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений; рассказывает и показывает, как правильно ухаживать за ними; проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии комнатных растений; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений; рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Ребенок затрудняется называть и показывать комнатные растения; затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями; практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Работа по выявлению уровня знаний о комнатных растениях у детей подготовительной группы проходила в форме индивидуальной работы с каждым участником эксперимента.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных средств это ознакомление дошкольников с природой.

Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире и гуманное отношение к живым существам.

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Трудовые умения должны основываться на знаниях. Чем больше у ребенка знаний, тем точнее он сможет определить, в каком виде ухода нуждается растение и осуществить этот уход.

Ребенок должен относиться к себе как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Для описания проблемного поля мы пользовались следующими терминами Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое пространство - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.

Труд - это фундаментальный вид деятельности человека направленный на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Умение - это освоенный способ выполнения, обеспечиваемый совокупностью приобретённый знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создаёт возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда регулируются под контролем сознания.

Исследованиями проблем экологического воспитания дошкольников занимались многие педагоги, ученые, лингвисты.

Николаева Светлана Николаевна считает, что задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры . Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Марковская Майя Михайловна считает, что познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий в организации разной деятельности с дошкольниками.

Создатели учебного пособия по экологическому воспитанию Мир природы и ребенок под редакцией Лидия Михайловна Маневцовой и Полина Григорьевна Саморуковой считают, что разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребенка. Могут иметь место следующие виды деятельности: - сюжетно-ролевая игра- практическая деятельность- создание изо-продукции- общение с природой- экспериментирование- речевая деятельность- обмен информацией- наблюдение-просмотр книг, картин.

Целью нашей работы является изучить возможность использования разных методов и приемов для формирования трудовых умений при уходе за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенность трудовой деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
dlya_svety-peredelat.doc 74 КБ

Предварительный просмотр:

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных средств это ознакомление дошкольников с природой.

Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире и гуманное отношение к живым существам.

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Трудовые умения должны основываться на знаниях. Чем больше у ребенка знаний, тем точнее он сможет определить, в каком виде ухода нуждается растение и осуществить этот уход.

Ребенок должен относиться к себе как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Для описания проблемного поля мы пользовались следующими терминами Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое пространство - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.

Труд - это фундаментальный вид деятельности человека направленный на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Умение - это освоенный способ выполнения, обеспечиваемый совокупностью приобретённый знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создаёт возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда регулируются под контролем сознания.

Исследованиями проблем экологического воспитания дошкольников занимались многие педагоги, ученые, лингвисты.

Николаева Светлана Николаевна считает, что задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры . Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Марковская Майя Михайловна считает, что познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий в организации разной деятельности с дошкольниками.

Создатели учебного пособия по экологическому воспитанию Мир природы и ребенок под редакцией Лидия Михайловна Маневцовой и Полина Григорьевна Саморуковой считают, что разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребенка. Могут иметь место следующие виды деятельности: - сюжетно-ролевая игра- практическая деятельность- создание изо-продукции- общение с природой- экспериментирование- речевая деятельность- обмен информацией- наблюдение-просмотр книг, картин.

Целью нашей работы является изучить возможность использования разных методов и приемов для формирования трудовых умений при уходе за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенность трудовой деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ухода за комнатными растениями. 6.В теоретической части данной работы нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить формирование трудовых умений и навыков как одну из задач экологического образования дошкольников.

2. Выявить особенности трудовой деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.

3. проанализировать методическую литературу по данной теме.

4. проанализировать значение развивающей среды в формировании трудовых навыков по уходу за растениями.

5. Изучить разнообразие методов и форм в процессе формирования

у дошкольников экологических представлений и трудовых умений

Была выдвинута гипотеза - мы предполагаем, что освоение трудовых умений старшими дошкольниками в процессе ухода за растениями уголка природы проходит наиболее успешно, если соблюдать следующие условия:
1. задания должны быть посильны детям, и их сложность будет нарастать постепенно; 2. умения и знания о растениях уголка природы необходимо формировать одновременно; 3. использовать разнообразные и интересные детям методы и приемы работы.

Анализ литературы по вопросам экологического и трудового воспитания дошкольников позволил сделать следующий вывод: Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать.

Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее. Воспитать бережное отношение к природе важнейшая задача детского сада. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, Родине. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях . Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания, в дальнейшем, желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей и характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

1. Выявление уровня развития трудовых умений у детей

старшей группы. 2. Формирование трудовых умений в процессе ухода за комнатными растениями уголка природы у детей старшей группы. 3. Проанализировать условия проведения опытно-экспериментальной работы.

Практическая работа проводилась в ДОУ №88, Приморского района, в подготовительной группе, количество человек в группе 25: 17 девочек и 8 мальчиков, возраст детей от 6 до 7 лет.

В группе оформлены и подобраны разнообразные игры экологического содержания:("Четвертый лишний"; "Найди по описанию"Как зовут тебя, деревце?"; "Дары природы"; "Найди лишнего"; "Собери картинку".).

Практическая работа включала 3 этапа.

Диагностика проводилась в форме индивидуальной беседы направленной на определение уровня знаний об особенностях растительного мира и задания на выявление уровня трудовых умений по уходу за комнатными растениями.

Познакомьтесь с данными полученными в результате диагностирования. Пр.1). Анализ результатов оформлен в виде диаграммы (д.констатирующего эксп.). В которой видно, что 20% детей имеют низкий уровень -З атрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями, Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы, В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям, 20% имеют высокий Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, Рассказывает, как правильно ухаживать за ними, Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям, 60% средний уровень- Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, Рассказывает, как правильно ухаживать за ними, Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно, Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. Наше обследование дополнило анкетирование родителей, которое было проведено с целью выявить, понимают ли родители важность совместной работы ДОУ с семьей по экологическому воспитанию детей. Выяснить отношение детей к живому (приложении 3). Исходя из результатов анкетирования, мы сделали следующие выводы: комнатные растения есть дома у всех, но привлекают родители детей к уходу за ними редко, только одна мама привлекает ребенка к уходу за комнатными цветами регулярно. Дети не проявляют негативного отношения к живому в целом. Так же все родители согласны с тем, что работа по экологическому воспитанию детей должна вестись не только в ДОУ, но и в семье. 2 этап. В процессе формирующего педагогического эксперимента мы старались выявить наиболее эффективный способ повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников. Задачи формирующего эксперимента: 1) разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников. 2) внедрить комплекс, спланированных мероприятий в работу ДОУ. Формирующий педагогический эксперимент проводился в феврале 2009 года. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи: 1.В ходе формирующего эксперимента была учтена разница в уровне сформированности экологических знаний и экологического отношения к миру природы у отдельных дошкольников. 2.Более подробно сформировать знания о потребностях растений 3.Уточнить и конкретизировать знания об уходе за растениями 4.Cформировать умения и навыки по уходу за растениями. На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них трудовых умений по уходу за комнатными растениями. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению использовался интегрированный подход . Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Была разработана система по формированию трудовых умений в процессе ухода за комнатными растениями (пр.2). Включает в себя серию занятий, опытов, игр, во взаимосвязи с изо-деятельностью. В работу мы включали метод моделирования, использовались модели на освоение трудовых действий, помогающие усвоить строение и функции органов растений, модели доказывающие , что растение живое. Работа проводилась как фронтально так и индивидуально.

Педагогическое наблюдение за трудовой деятельностью детей по уходу за комнатными растениями, беседа.

Вопросы для беседы с ребенком:

¾ Что ты сделал? Получилось ли то, что ты хотел?

¾ Зачем ты это сделал, для чего это нужно? Как ты это сделал?

¾ Интересно ли тебе ухаживать за комнатными растениями? Любишь ли ты трудиться в уголке природы? Почему ты любишь (или не любишь) трудиться в уголке природы?

Список детей

20 человек – 100 %

Отношение к трудовой деятельности в уголке природы, проявление интереса, активности, инициативы

Включение ребенка в трудовую деятельность по уходу за комнатными растениями

Организация рабочего места

Владение трудовыми умениями и навыками по уходу за комнатными растениями

Завершение трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями

Карта наблюдения за трудовой деятельностью детей по уходу за комнатными растениями (по окончании проекта)

Дети старшего дошкольного возраста (выборочный состав)

Метод диагностики

Педагогическое наблюдение за трудовой деятельностью детей по уходу за комнатными растениями, беседа.

Список детей

20 человек – 100 %

Отношение к трудовой деятельности в уголке природы, проявление интереса, активности, инициативы

Включение ребенка в трудовую деятельность по уходу за комнатными растениями

Организация рабочего места

Владение трудовыми умениями и навыками по уходу за комнатными растениями

Завершение трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями

Вывод: анализ диагностики позволил нам выявить следующие положительные результаты:

¾ значительно увеличилось количество детей, проявляющих позитивное отношение и интерес к трудовой деятельности в уголке природы (70 %);

¾ большинство детей самостоятельно включаются в трудовую деятельность по уходу за комнатными растениями (70 %);

¾ 60 % детей могут организовать свое рабочее место, правильно подобрать необходимый инвентарь для труда;

¾ у половины обследованных дошкольников сформировались трудовые умения и навыки по уходу за комнатными растениями: они владеют ими на уровне самостоятельности, достигают результата деятельности (55 %).

Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют об эффективности использования проектной деятельности в целях формирования у дошкольников позитивных установок к труду в природе.

Читайте также: